Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Вариант 1 (План)

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяют трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения.

П. Духовные искания Андрея Болконского :

1. Поиск истинного, достойного дела:

а) неудовлетворенность светским обществом;

6) разочарованность в семейной жизни;

в) мечта о подвиге, стремление к славе;

г) желание на военной службе обрести уверенность в себе.

2. Участие в войне 1805 года:

а) чувство воинского долга, воспитанное отцом;

б) неприятие законов света в среде военного офицерства;

в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает князя Андрея к реальности);

д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;

е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе).

3. Смерть жены и рождение сына помогут понять Болконскому, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея Болконского в образе дуба — символе «замирания» и «возрождения».

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе , чувство долга и ответственности перед любимым человеком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе).

10. Участие в войне 1812 года — решающий этап в жизни Болконского:

а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа;

б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;

в) нравственный подвиг князя Андрея на поле Бородина — подвиг выдержки и силы духа;

г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям;

д) чувство жалости к Курагину;

е) возрождение любви к Наташе;

ж) смерть князя Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, путь человека, стремящегося к нравственному совершенству.

Вариант 2 (План, цитаты)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

I. Князь Андрей Болконский в свете:

1) Неудовлетворенность жизнью в свете (“… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!”); кн. Андрей знает цену свету: ложь, лицемерие - его законы;

2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”);

3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”);

4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.

II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”);

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава - это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени;

3) Аустерлицкое сражение:

а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;

б) подвиг Болконского;

в) небо Аустерлица - крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к Любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?

III. Период духовного кризиса. Жизнь для себя .

Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”);

2) приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме - перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).

IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней - окончательное возрождение кн. Андрея к жизни:

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом - отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и в впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).

4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского;

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея - в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том - что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.

V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).

5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям. которой учила его сестра!

6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью.(“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Вариант 3 (План, цитаты)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать… А спокойствие — душевная подлость.

Л.Н. Толстой

Любимые герои Толстого проходят путь сложнейших нравственных исканий, пытаясь найти истину, правду жизни, обрести настоящий смысл жизни и счастье.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом". Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений, в отличие от многих штабных офицеров.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии.

Служба в армии меняет князя. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей «имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим». Ккнязь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно — в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. В Шенграбенское сражение Болконский смело объезжает позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен,однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский весь находится во власти охвативших его мечтаний. Ему представляется, как он «твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам», как все поражены «верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию… и один одерживает победу». Здесь в сознании героя начинается спор двух внутренних голосов.

Другой внутренний голос возражает князю Андрею, напоминая ему о смерти и страданиях. Но первый голос заглушает эти неприятные для него мысли: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю…».

В Аустерлицком сражении честолюбивые мечты князя Андрея о своем «Тулоне» разбиваются, едва успев сбыться. Болконскому удается предотвратить охватившую войска панику и поднять батальон в атаку, когда, с полковым знаменем в руках, он бросается вперед, призывая солдат к наступлению.

Однако в этом сражении князь Андрей получает тяжелое ранение, и жизнь открывается ему совсем по-иному. Истекая кровью на Аустерлицком поле, Болконский вдруг осознает, насколько пусты, мелки и ничтожны все его прежние желания. Мечты о славе, героическом подвиге, любви окружающих, гений Наполеона — все кажется ему суетным, далеким от истинного смысла жизни, «заключенного в огромном, бесконечном небе», которое он видит перед собой.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец». В жизни героя происходит своего рода «переворот», резко меняющий его судьбу.

Осознав мелочность честолюбивых помыслов, князь Андрей уходит в частную жизнь. Он решает больше не служить ни в армии, ни в штатской службе, в душе его — «охлаждение к жизни», в мыслях — скептицизм и безверие, в чувствах — равнодушие и безучастность. Разочарование в честолюбивых замыслах было глубоким и тяжелым, потому что оно усугублялось личным несчастьем - смертью жены, перед которой князь Андрей чувствовал себя виноватым.

Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

Но несмотря на попытки уйти от волнений жизни, его тревожат сообщения о победах над Бонапартом под Прейсиш-Эйлау, так как они одержаны именно тогда, когда он не служил в армии, его волнует письмо Билибина с описанием кампании.

Пессимистические настроения Толстой раскрывает через портрет героя. Его взгляд был «потухший и мертвый», лишенный «радостного и веселого блеска», в нем были заметны «сосредоточенность и убитость».

Общественно-политические взгляды князя Андрея в это время нося ярко выраженный дворянско-сословный характер. Беседуя с Пьером, он высказывает взгляды резко противоположные всей его последующей деятельности. Князь скептически относится к необходимости нововведений. О крестьянах он говорит так: «Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он свою ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде». Медицинскую помощь, по мысли князя Андрея, тоже не нужно оказывать крестьянам, им это приносит только вред. В этот период Андрея Болконского волнует только нравственное спокойствие дворян, а не благополучие народа, поэтому, по его мнению, крепостное право необходимо упразднить ради «сохранения человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты» дворян, а не ради «спин и лбов» крестьян, «которые, сколько ни секи, сколько ни бей, все останутся такими же спинами и лбами».

Но в плену подобных взглядов, так противоречащих его честной и деятельной натуре, князь Андрей находился недолго.

Его возрождение показано Толстым последовательно в целом ряде эпизодов (свидание с Пьером, описание деятельности князя Андрея в деревне, восприятие им весенней природы, встреча с Наташей).

Болконский доказывает Пьеру, что нужно жить для себя, не задумываясь о глобальных проблемах бытия. Пьер же убеждает друга в необходимости «жизни для всех». Но такая жизнь принесла князю Андрею лишь горечь и разочарование: желая подвига, славы и любви окружающих, он утратил веру в себя, в действенность, значительность какой-либо деятельности. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», — говорит Болконский Пьеру.

Пьер же считает, что душевный кризис друга — состояние временное, что сиюминутные убеждения князя Андрея далеки от истины, которая существует в мире независимо от всех человеческих заблуждений. «…Есть истина и есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить… что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно…» — убеждает он Болконского.

Слова Пьера воодушевляют князя Андрея, в душе его просыпается «что-то давно заснувшее, что-то лучшее и радостное».

В последующие два года, которые князь прожил в деревне, он осуществил значительные антикрепостнические преобразования в своих имениях. В одном имении он перевел триста крестьян в вольные хлебопашцы (это был первый опыт в России),в других - заменил барщину оброком.. Он организовал медицинскую помощь крестьянам и заботился о их просвещению. В Богучарове дьячок обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.

Жизнь князя Андрея в деревне была наполнена напряженным трудом. Он внимательно следил за всеми внешними событиями мира, много читал, и был осведомлен в области внешней и внутренней политики намного лучше людей, приезжавших в деревню из Петербурга. Кроме этого он «занимался в это время критическим разбором двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений» (Т.II, ч. III, гл. I).

Возвращению героя к жизни» помогает и его поездка в Отрадное. Здесь он встречает Наташу Ростову, слышит нечаянно ее ночной разговор с Соней. Наташа самим существованием, своей искренней любовью к миру зовет Болконского к жизни. Именно после услышанного им ночного разговора в душе его просыпается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд»; обновленный, преображенный дуб, напомнивший о старости, теперь вызывает в душе князя Андрея «беспричинное весеннее чувство радости», жажды деятельности и любви.

После поездки в Отрадное князь Андрей вновь обретает желание «жить вместе со всеми», в нем возрождается утраченная энергия, пробуждается интерес к общественной деятельности. Он едет в Петербург, чтобы принять участие в проводимых в России реформах. Его героем на этот раз является Сперанский. Став членом комиссии по составлению воинского устава, князь Андрей испытывает в Петербурге «чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы». Сперанский кажется ему идеалом «вполне разумного и добродетельного человека», он испытывает к нему «страстное чувство восхищения, которое он когда-то испытывал к Бонапарте».

Однако, восхищаясь необыкновенным складом ума Сперанского, его энергией и упорством, князь Андрей вместе с тем неприятно поражен его холодным, зеркальным взглядом, не пропускающим к себе в душу, и слишком большим презрением к людям, которое он заметил в этом человеке.

На домашнем обеде у Сперанских князь Андрей окончательно разочаровывается в своем кумире. В домашней обстановке человек наиболее естествен — Болконскому же все жесты, позы, речи Сперанского кажутся деланными и наигранными. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражает князя Андрея. И опять героя посещают мысли о ничтожности происходящего, он вспоминает свои хлопоты, искательства, формализм заседаний, где «старательно и кратко обходилось все, что касалось сущности дела». Поняв всю тщетность этой работы, бюрократизм чиновников, оторванность от реальности, почувствовав, что работа не может сделать его счастливее и лучше, е может быть полезной обществу, князь Андрей уходит с государственной службы.

В Петербурге Болконский вновь встречается с Наташей Ростовой, и эта случайная встреча на балу становится судьбоносной. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». В Наташе его бессознательно привлекает то, чего нет в нем самом, — простота, полнота жизни, принятие ее, непосредственность восприятия и огромная внутренняя свобода. Он чувствует в Наташе «присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей…»

Сам Болконский никогда не был внутренне свободен — он скован общественными правилами, моральными нормами, воспринятыми душой догмами, своими идеалистическими требованиями к людям и жизни. Поэтому любовь к Наташе — самое сильное из всех чувств, испытываемых героем. Это самый большой порыв его к жизни. Однако счастью Болконского не суждено было состояться: Наташа неожиданно увлеклась Анатолем Курагиным и разорвала свои отношения с князем Андреем.

И Болконский вновь идет на военную службу. Теперь эта служба для него — спасение от личного несчастья, желание забыться в кругу новых людей и дел. «Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и поэтому он старался в отношении этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг». «Твоя дорога - дорога чести», — скажет ему Кутузов. Чувство долга не позволяет ему оставаться безучастным к великим, грандиозным событиям. Нашествие французов на Россию для Болконского — точно такое же несчастье, как и смерть его отца, как и разрыв с Наташей. Свой долг князь Андрей видит в том, чтобы защищать родину. Наступил новый этап в его жизни, приведший к сближению с народом.

Передовой человек эпохи, патриот, он осуждает людей, которые, желали только для себя выгод «ловили кресты, рубли и чины». Все это «трутневое население» сосредоточивалось в главной квартире и меньше всего думало о спасении Отечества, поэтому князь Андрей уходит служить в полк: «князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив служить в армии» (т.III, ч.I, гл.XI).

Вместе со своим полком он прошел от западных границ до села Бородино. В это время не прекращаются его духовные искания, которые принимают все более выраженный демократический и патриотический характер. Перед Бородинской битвой он разговаривает с Пьером, приехавшим на поле сражения. Болконский больше не верит в военный гений и в разумную волю отдельной личности. Вера его теперь заключается в «народном чувстве», той «скрытой теплоте патриотизма», которая объединяет всех русских солдат и дает им уверенность в победе. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — говорит он Пьеру.

В бою князь Андрей получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и только теперь происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет незнакомое ему ранее чувство христианской любви. Он чувствует жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» — все это открывается вдруг князю Андрею.

Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, когда они встречаются в Мытищах, с любовью, привязывающей его к жизни. И первая любовь побеждает — вместе с ней князь Андрей «отказывается» от жизни, умирает. Таким образом, Толстой в романе противопоставляет жизнь и христианскую, всепрощающую любовь.

Вся жизнь Андрея Болконского была проникнута стремлением к недостижимому идеалу. Таким идеалом для него оказывается всепрощение и сострадание. Обретя новое мировосприятие, он преодолевает душевную ограниченность индивидуализма и нетерпимости. Умирает он, достигнув гармонии если не с жизнью, то хотя бы с самим собой.

Духовные искания князя Андрея были характерны для передового дворянства эпохи подготовки декабристского восстания. Впоследствии такие искания привели к организации тайных обществ в России, деятельность которых завершилась восстанием в декабре 1825 года.

И хотя князь Андрей умер до организации первых тайных обществ декабристов, есть основания предполагать, что он был бы в их рядах.

Когда же в 1820 году Пьер стал одним из организаторов тайных обществ и с воодушевлением рассказывал об их деятельности, Николенька (сын князя Андрея) спросил его:

«-Дядя Пьер … вы… нет… Ежели бы папа был жив … Он бы согласен был с вами?..

— Я думаю, что да», — ответил ему Пьер. (Эпилог, ч.I, гл. XIV).

Вариант 4

Духовные искания Андрея Болконского

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице… но взгляд был потухший, мертвый…» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «…ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того… что есть во мне, надо, чтоб и все знали это… чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека… счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.

/ / / Духовная эволюция Андрея Болконского (по роману Толстого «Война и мир»)

– это замечательный персонаж романа «Война и мир». К тому же, это и любимый герой самого автора - Льва Николаевича Толстого. С князем Андреем читатель знакомится уже с первых страниц романа. Он выделяется на фоне светской массы лживых и неискренних людей, которые привыкли все делать ради выгоды, ради прибыли. Болконский чувствует себя лишним. Он никак не может смириться с теми жизненными принципами, которые стояли во главе в таком грязной обществе.

Главными чертами характера Андрея были независимость, справедливость, честность, прямота. Он всегда мог в открытую высказать свои мысли, и не редко, такие слова были похожи на грубость.

В начале романа герой предстает перед нами 26 – летним молодым человеком, который был женат, который вскоре должен был стать отцом. Однако искренних чувств к своей жене Андрей уже не испытывал.

Вначале Андрея отличала от всех необычайная скромность, которая с развитием сюжета переросла в одно из лучших качеств характера героя. Семья Болконских также могла похвалиться своим патриотизмом, верой в родную и любимую страну. Князь Андрей сближается с Пьером, между парнями возникает настоящая дружба, которая основывалась на сходстве душевных качеств. Главный герой всегда пытался придерживаться активной жизненной позиции. Он хотел совершить подвиг, за который на него обратят внимание. Кумиром Болконского стал сам Наполеон.

Князь Андрей решает принимать участие в военных сражениях 1805 года. В ходе сражения, герой понимает, что одному простому человеку никак не справиться с управлением огромного войска. Также, Болконский знакомится с настоящими патриотами, с храбрыми и отважными людьми.

Одним из таких персонажей становится капитан Тушин. Он без страха ведет активное нападение на врага, хотя находится в очень сложном положении. Андрей помогает Тушину и всей батареи выбраться и отступить.

В ходе войны Болконский осознает, что не за все храбрые поступки тебя будут хвалить. Вот к примеру, с капитаном Тушиным вышло именно так. Его бранили, на него кричали за такой неоправданный риск и наступление. Только лишь князь старался защитить скромного капитана.

Показать себя и совершить подвиг князь Андрей планирует и во время битвы при Аустерлице. Однако вражеская пуля ранит его. Лежа на поле боя, он всматривается в бескрайнее небо и осознает бессмысленность своих поступков.

После ранения, Андрей возвращается в родные Лысые Горы. Он пытается изменить жизнь людей, принять участие в реформировании. Очередное разочарование принуждает Андрея оставить свои эгоистичные и мнимые идеи. Он погружается в семейную жизнь, переживает страдания жены, которая умирает во время родов. Князь Андрей остается со своим сынишкой, которого безумно любит.

Попадая в Отрадное, герой встречается со старым дубом. Ему кажется, что жизнь окончена. Однако встреча с жизнерадостной и светлой девушкой – Наташей Ростовой в корень меняет мировоззрение Болконского. Андрей влюбляется, он желает видеть Наташу своей женой. Для князя начинается новая жизнь. Даже тот старый дуб, который недавно был угрюмым и страшным, полностью перерождается, оживает.

Участвуя в Бородинском сражении, князь Андрей желает постичь народную роль. По мнению Болконского, только лишь особый военный настрой войска сможет принести победу в сражении. На поле боя князь Андрей не чувствует себя центром всех событий, он является их частью. Болконский пытается подать пример другим солдатам. Он совершает подвиг, в результате которого и получает смертельное ранение.

Эволюция чувств, которая происходит в душе Болконского, приводит его к победе над личным, эгоистичным «я». Смерть князя Андрея была славной!

Князь Андрей Болконский предстает перед читателем в самом начале романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этот момент его душа находится в состоянии глубокого душевного кризиса, о чем свидетельствует «усталый, скучающий взгляд» героя. Он устал от светской жизни, его не привлекает семейная жизнь, он не находит применения своей интеллектуальной энергии. Толстой рисует образ типичного дворянина своего времени. Как и большинству представителей дворянской молодежи, Болконскому не чужды тщеславные мечты, он представляет себя героем своего отечества. Но он разочаровывается в своих честолюбивых мечтаниях после Шенграбенского сражения, где царили паника и неразбериха. Однако именно благодаря службе в армии раскрываются незаурядные способности героя, его благородство, ум и мужество: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным.

Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее». Изменился и характер героя. Он испытывает чувство боли за состояние армии, за ставших близкими ему солдат и офицеров, и постепенно честолюбивые мечты отходят на второй план.

Окончательно понял Андрей, в чем состоит смысл его жизни после ранения во время битвы. Ему открылась истина о быстротечности жизни и о своей ничтожности перед вечностью.

После возвращения домой Болконский принял решение больше не служить в войсках и решил стать спокойным семьянином. Однако спокойно наблюдать за проходящей мимо жизнью он не может.

Духовный мир и характер героя претерпел изменения. Большую роль сыграла в судьбе Андрея встреча с Наташей Ростовой. Возвращаясь однажды домой, Андрей увидел, что старый дуб, давно ему знакомый, пустил новые ветви. Для князя Андрея это был знак, который говорил о том, что счастье еще возможно. В Наташе герой видел идеальную женщину, в которой не было ни жеманства, ни расчетливости, ни неискренности, которые так раздражали князя. Болконский делает Наташе предложение, но вынужден отложить свадьбу на год по настоянию отца. Но Наташа, молодая, увлекающаяся натура, полная жизни, не смогла выдержать разлуки, известие о ее влюбленности в Анатоля Курагина нанесло Болконскому тяжелую душевную травму.

Новой страницей в жизни героя стала война 1812 года. Князь Андрей Болконский принимает участие в сражениях, видит всенародные бедствия и начинает чувствовать себя частью всего народа. Теперь он желает воевать, но совсем не ради славы и карьеры, а для того, чтобы защитить свою родину. Но тяжелое ранение помешало князю воплотить в жизнь свои порывы. Он видит небо Аустерлица, которое становится для героя символом понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский почувствовал, что жизнь природы и жизнь человека имеют большее значение, чем война и слава. Встретив на перевязочном пункте тяжело раненного Анатоля, к которому совсем недавно испытывал чувство глубокой ненависти, Андрей вдруг понимает, что эта ненависть ушла, что нет ее и по отношению к Наташе, а есть лишь любовь и жалость. Душа героя согрета великодушием и любовью, которые могли возникнуть лишь в благородном, честном и возвышенном сердце.

Последующие события в жизни Болконского - рождение сына, смерть жены – направили жизнь героя в новое русло: он стал жить ради своих родных. Но вечные философские вопросы продолжали терзать его ум. Андрей становится помещиком-преобразователем, улучшившим жизнь своих крестьян.

В ходе романа Л. Н. Толстой обрекает своего героя на огромное количество испытаний, благодаря которым он смог понять, что самый верный путь в жизни – это путь чести, свободы от гордыни, поисков славы, путь к чистоте чувств, желаний, мыслей, путь к чистоте души. И это путь Андрея Болконского.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Человеком, с определенными, по-видимому, бесповоротно сложившимися взглядами. Но жизнь ломает эти взгляды, и тогда он теряет свою прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только перед смертью достигает заветной цели. Ценой жизни было завоевано это трудное разрешение. Вот почему трагедия жизни князя Андрея гораздо труднее, чем у Пьера Безухова – у того, путем страданий, ошибок, разочарований, прояснялось и углублялось то, что, в сущности, было прирождено его натуре, – у Андрея Болконского, наоборот, «ломалась» и перестраивалась вся его душа

Главная черта его – резко выраженная личность... Еще молодой человек, он уже так определенно смотрит на жизнь в людей с высоты своего собственного «я», что, кажется, мы имеем дело с человеком, прожившим уже полжизни. У него ясное, продуманное мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца. Это рационалистическое мировоззрение у князя Андрея органически слилось с его душой, наполнило ее холодом, неверием и презрением к людям.

Андрей Болконский

Прямо и бесстрашно смотрит князь Андрей в жизнь, и кажется она его рационалистическому уму ясной и простой и довольно скучной. Князь Андрей чувствует себя неизмеримо выше окружающей его толпы, мелочной и пошлой, – он всегда одинок и гордится этим одиночеством. Только к Пьеру относится он дружелюбно, ценя в нем «золотое сердце». Да еще Наташа Ростова сумела оживить его, внушить ему к себе любовь, серьезную и глубокую, наполнившую все существо его верой в жизнь и в счастье

Характерный особенности его личности, – это могучий, светлый ум, не признающий в жизни ничего таинственного, мистического и отвлеченного. Ум этот отличается и выдающейся широтой, и богато развит хорошим, основательным самообразованием. Недаром он, человек военный по профессии, может быть, и деятельным помощником Сперанского над составлением проекта конституции , и хорошим сельским хозяином, вводящим в управление разумные усовершенствования... Оттого он может жить широкими и разнообразными интересами, умеет правильно ценить жизнь своего бурного времени и быть проницательным судьей «великих людей» (Наполеона , Кутузова , Сперанского).

Не вынося ничего туманного, чувствительного и мечтательного, ничего непостижимого, ум его отличается трезвостью, реализмом. Оттого князь Андрей в жизни не мечтает, а всегда «разыгрывает жизнь», как искусный шахматист, обдумывающий вперед будущие ходы. Вот почему и «воображение» его – совсем иное, чем у Пьера, живущего больше «чувством». Воображение князя Андрея более сбивается на «расчет».

Но он отнюдь не односторонней человек, – не машина. В нем чувство не менее сильно, чем разум, – только он всегда держит его во власти, не дает ему воли. Лишь, в моменты ломки миросозерцания, ослабевает в нем власть воли, – и тогда его здоровое, сильное чувство вырывается на волю. Это освобожденное чувство не похоже на животные порывы Пьера, на развращенность Анатоля Курагина, – у князя Андрея оно отличается такою же ясностью и трезвостью, как его разум. Любовь его к Наташе, примирение его с ней перед смертью, приближение душой к тому Богу, которого он не знал в течение всей своей жизни – вот, главнейшие моменты, когда в полной силе владело его душою чувство.

Его железная воля, находящаяся в подчинении у ума, – тоже характерная черта князя Андрея; она никогда не переходит в упрямство, и самодурство, – до этого не допускает и светлый ум его, и доброе, честное сердце и то «святое недовольство собой», которое всегда живет в его душе. Вот почему, когда сознание подсказывает ему, что он ошибается, эта железная воля всегда уступает и направляется в ту сторону, куда толкает его новое убеждение.

Человек умный, с серьезными запросами живой общественной и государственной деятельности, он инстинктивно стремится к самоопределению, старается оценить свою общественную стоимость. Это стремление вполне выразилось в истории его карьеры: он – то идет по дороге «военного гения», то вступает на поприще законодателя, или сельского хозяина, то идет в ряды войск, в качестве простого «работника» на военном поприще, – но всякий чувствует, что он не «мечется», как например, тургеневский Рудин , бросающийся без толка во все стороны, а именно сознательно меняет жизненные пути.

Такое удивительное гармоническое сочетание ума и воли делает князя Андрея лицом замечательным и резко выдвигает его из рядов других действующих лиц. И он сам знает свои достоинства и гордится ими. Отсюда презрительное отношение его к людям, отсюда его честолюбие и самомнение, выражавшееся сначала не более, не менее, как в вере в свою «гениальность». Презирая всех, он преклоняется только перед теми, кого свет считает «гениями». И с ними он хочет сравняться, их затмить собой. То он рассчитывает сам проделать карьеру Наполеона, то мечтает прославиться на поприще гражданской службы, имея перед глазами Сперанского. Но стоило ему всмотреться в их деятельность, стоило ему убедиться, что «личность» в истории не играет никакой роли, как он честно отказывается от выбранных путей и ищет новых: выбирает более скромное поприще сельского хозяина, служащего земле и мужикам.

В войну 1812 года он опять оказывается на поле битвы, но уже не в штабе главнокомандующего, где в свите формируются «военные гении», а в рядах простых солдат – около Каратаевых . Тушиных и Тимохиных. Так привел своего героя Л. Толстой к отречению от личности, к признанию, что истинное величие в «простоте, добре и правде». Сначала для него в жизни не было достаточного простора, – везде было тесно, негде было размахнуться его гениальности, – а, в конце концов, он предпочитает всему на свете честную, незаметную работу маленьких людей-муравьев, имена которых даже не сохраняются историей.

Такова же история отношений Андрея Болконского к религии. Вначале в его душе непоколебимое, стойкое неверие, смягченное быть может, только отчасти утонченностью и деликатностью его души: его суровый, жестокий отец не позволил бы повесить себе на шею икону, а князь Андрей это позволяет своей сестре, чтобы ее не обидеть. Потом мы видим, как стойкость этого неверия поколебалась, когда тяжелораненый лежал он на Аустерлицком поле и глядел на то лазурное небо , на которое он никогда раньше не глядел, и о котором никогда не думал... Потом это колебание, смягчавшее его сердце, еще больше усиливается, когда он прощает Анатоля Курагина, умирающего в лазарете, прощает Наташу, когда смерть смотрит в его глаза. Умирает он почти верующим, отделавшись от того «разумного эгоизма», которым ранее определялись его отношения к людям. Он понял, что только в широкой, бескорыстной любви ко всему, – к Богу и людям, – спасение человека.

«Да, любовь (думал он опять с совершенною ясностью), но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь , или почему-нибудь , но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда умирая я увидал своего врага и всё-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. – Любить ближних, любить врагов своих. Всё любить – любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческою любовью; но только врага можно любить любовью божескою. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека… Любя человеческою любовью можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души... Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует, только потому, что я люблю. Все связало его одного. Любовь есть Бог и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Таким образом, и князь Андрей приведен автором к идеалам «простоты, добра и красоты», и он отказывается от индивидуалистического мировоззрения и, подобно Пьеру, переходит к тому антииндивидуализму, – полным выражением которого является, не оторвавшийся от народа Каратаев, – символ чего-то целого, круглого, общего.