один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.

Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества. Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.

Согласно К.Г. Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.

Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр. На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.

Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».

К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений. Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях. Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного. На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.

В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания. При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними. При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».

Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой». Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.

Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов. Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г. Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром». Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.

Активное воображение

Активное воображение — свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Один из методов работы с проблемой пациента в аналитической психологии. Цель активного воображения — познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте.

Впервые этот метод был предложен К.Г.Юнгом в 1935 году, когда он читал лекции в одной из Лондонских клиник и рассказывал о разных видах воображения: мечтах, грезах, фантазиях и т.п. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. Психотерапевт просит своего пациента сосредоточиться на чем-то определенном — взволновавшем его событии, или на своих чувствах, или на заинтересовавшей его картине, или сюжете художественного произведения… Одно из важных достоинств этот метода в том, что «отправной точкой» для активное воображение может стать все что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор. Затем пациент рассказывает обо все своих фантазиях, образах и чувствах, которые у него возникают, когда он сосредоточен на выбранной теме. Эти образы обретают свою собственную жизнь, выстраиваются в определенный сюжет со своей внутренней логикой. Вымыслы и фантазии, ранее не связанные между собой вдруг обнаруживают неожиданное сходство, становятся более отчетливыми. Так в этом опыте человек знакомится со скрытыми ранее частями своей души, которые в аналитической психологии называют тенью, анимой, анимусом, а также с миром своих архетипов.

Очень важно, чтобы это новое знание, полученное в опыте активного воображения, не исчезло бесследно, чтобы человек смог хорошо запомнить его и тем самым расширить свои реальные возможности. Для этого в конце такой работы психотерапевт обычно предлагает своему пациенту нарисовать рисунок, написать стихотворение или небольшой рассказ об этом новом опыте, чтобы лучше запомнить его и осмыслить. Причем, даже если это произведение никоим образом не интерпретируется, оно все равно обладает особой «целительной» силой для пациента. Ведь оно становится особого рода символом, напоминающем ему об этой встрече с неизвестными ранее внутренними персонажами, своеобразной «дверцей» к этому новому опыту.

Метод активного воображения включает две стадии. Сперва человек как бы «грезит наяву», рассказывая психотерапевту обо всех своих видениях и переживаниях, а потом они вместе обсуждают этот опыт. На первой стадии, по словам К.Г.Юнга «создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» пациента. В этом — отличие от обычных сновидений. А затем пациент размышляет об этих образах, о том, что они могут обозначать почему они появились в его сегодняшнем опыте. Например, в активном воображении человек рассказывает свою фантазию об отважном охотнике, который бесстрашно сражается с дикими зверями. Такой сюжет, конечно, архетипичен, поэтому можно вспомнить мифы и сказки на эту тему чтобы лучше понять, что означают образы охотника, диких животных и так далее в определенной культуре, в коллективном бессознательном всего человечества. Но кроме того, этот сюжет имеет отношение и к сугубо личным переживаниям пациента, говорит о его сложностях и проблемах, а так же — указывает возможные пути их решения. Беседуя с психотерапевтом, он обнаруживает взаимосвязь этих образов и этого сюжета со своими собственными жизненными коллизиями, сам оценивает их значимость и находит в них свой собственный, уникальный смысл.

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами. Он предполагает не бесконтрольное выплескивание всех образов бессознательного, но так же активную и творческую работу сознания.

Метод активного воображения имеет и свои ограничения, поскольку содержит некоторые «подводные камни». Одна из опасностей — «пойти на поводу» у бессознательного и наблюдать игру образов, часто — с очень увлекательным сюжетом и красивыми картинками. Однако смысл всего происходящего остается непроясненным, проблема — не решенной, хотя и складывается обманчивое впечатление проделанной работы. Другая опасность — это скрытые, непроявленные части личности пациента. Они могут обладать слишком большой силой, «запасом энергии» и тогда, оказавшись на свободе, полностью овладевают пациентом, он теряет контроль над собой и оказывается на грани психического срыва.

Активное воображение — интересный и красивый метод работы с психологическими проблемами. Однако он содержит целый ряд скрытых опасностей и потому его использование под силу лишь специалисту, не следует его воспринимать как забавное салонное развлечение.

Различение видов воображения производится по степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого выделяют пассивное и активное воображение. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое, а пассивное – на преднамеренное и непреднамеренное.

Такое деление отчасти относительно, так как каждый из этих видов воображения содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти, восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Активное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

На основе воссоздающего воображения формируется установка – готовность, предрасположенность действовать определенным образом. Это важно учитывать при анализе поведения человека. Нередко поведение человека провоцируется воображаемыми им событиями, которые в действительности не имели место.

Творческое воображение базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

Пассивное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлет-воренные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Создаваемый личностью ирреальный мир – попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятель-ности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изоб-рести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасма-гория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О. Хаксли, Дж.Оруэлл).

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М. Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Поэтому этот метод он предлагал пациентам как «домашнее задание».

Согласно Юнгу, комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») – своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э. Тайлор в "Первобытной культуре". К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К. Юнга, - это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений.

Требования к личности аналитика. Согласно К.Юнгу, решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания психолога, сколько степень развития его личности. Лечение – это не что иное, как обоюдное взаимовлияние, в котором врач играет такую же роль, что и пациент. Между врачом и пациентом действует некий невидимый фактор, который вызывает взаимную трансформацию. Более сильная и стабильная личность может решить исход этого процесса. Пациент тоже может «поглотить» врача, вопреки всем теориям и профессиональным намерениям последнего и обычно с ущербом для него.

Юнг первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Согласно Юнгу, если кто-то верит в преодоление инфантильности, то он должен первым преодолеть собственную инфантильность. Другой верит в отреагирование всех аффектов, значит он сам должен отреагировать все свои аффекты. Третий верит в полноту и примат сознания – так пусть сам предварительно отыщет его в себе.



Юнг настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Был одним из первых, кто использовал контрперенос (реакция переноса у психоаналитика по отношению к пациенту, когда психоаналитик реагирует на своего пациента так же, как значимую личность в ранней истории своей жизни), как терапевтический инструмент. Он считал его важным источником информации для психолога.

Юнг советовал приобретать как можно больше знаний и непрерывно работать над собой. Если аналитик способен видеть в каждом клиенте красоту, силу и величие его индивидуальности и понимать, что он призван помочь ему в самореализации, то все время нужно быть внимательным, чтобы в центре процесса находились именно эти внутренние потенциалы клиента, а не эгоцентрические потребности или собственные теории психоаналитика. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь – агапе в библейском смысле – и активное действенное сострадание людям, а его единственным инструментом является вся его личность. «…настоящая искренность, аутентичность и спонтанность юнгианского терапевта может родиться только из связи с глубинами собственного бытия., из контакта с его невидимым центром – Самостью, которая направляет весь процесс исцеления и является истинным главным героем происходящего». Аналитик – это не тот человек, который научит жить, спасет или вылечит. Прежде всего, это близкий друг, с которым у клиента есть личные отношения, в участии, внимании и доброте которого он стопроцентно уверен.