Зрителям свой фильм "Матильда". Среди зрителей на премьере были чиновники, артисты, бизнесмены и руководители музеев, в которых проводились съемки.

Еще задолго до своего выхода "Матильда" стала предметом дискуссий, а в последнее время - поводом для откровенного экстремизма со стороны противников ленты. ТАСС рассказывает о хронологии развития ситуации вокруг фильма.

О чем фильм

Фильм "Матильда" рассказывает об отношениях последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. В картине отражены реальные события, в том числе крушение царского поезда в Борках, коронация в Успенском соборе, трагедия на Ходынском поле в Москве.

Готовясь к съемкам фильма, Алексей Учитель на протяжении нескольких лет изучал сотни документов, связанных с жизнью последнего русского императора. Съемки велись в интерьерах дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы, Мариинского и Большого театров.

Для исторической постановки было изготовлено 7 тыс. костюмов. В съемках эпизодов коронации участвовало более 500 человек, драмы на Ходынке - свыше 2 тыс. статистов. Бюджет картины не разглашается. Автор сценария - писатель Александр Терехов, лауреат премии "Национальный бестселлер".

В чем суть конфликта

2 ноября 2016 года стало известно, что депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить фильм "Матильда".

Она пояснила, что к ней как к депутату обратились десятки граждан. Речь идет как о коллективном обращении от общественного объединения "Царский крест", так и об индивидуальных письмах, сказала политик. В них граждане, в частности, жаловались, что данный фильм оскорбляет их религиозные чувства.

Кроме того, организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в кинотеатры письма с призывом не допустить показа фильма.

Режиссер "Матильды" в свою очередь рассказал ТАСС, что прокуратура уже проверяла материалы киноленты и никаких нарушений не выявила .

Позднее, 28 ноября, режиссер выразил мнение, что против "Матильды" выступали активисты из липовых общественных организаций. "К сожалению, эти люди очень агрессивны, я опасаюсь провокаций после выхода фильма на экраны, они врываются в театры, на выставки, что им мешает ворваться и в кинотеатр?" - отмечал режиссер.

Развитие истории

17 апреля Поклонская направила в Генпрокуратуру РФ депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда", сделанной по ее заказу. "Комиссия заключает, что созданный в фильме "Матильда" образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан", - говорится в документе. При этом Поклонская признала, что экспертиза сделана на основе чтения сценария фильма и просмотра двухминутного трейлера картины.

В Минкультуры заявили, что ведомство не будет учитывать эту экспертизу при выдаче разрешения на прокат. Наконец, 25 мая полиция пришла с проверкой в кинокомпанию Алексея Учителя. Запрос о проверке по налоговым преступлениям направила Наталья Поклонская.

Между тем Алексей Учитель направил в Генпрокуратуру два заявления , касающиеся Натальи Поклонской и руководства организации "Христианское государство - Святая Русь". В первом заявлении он попросил "оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской". Во втором - проверить организацию на экстремизм.

10 августа фильм "Матильда" получил прокатное удостоверение. Картине была присвоена категория "16+". В Министерстве культуры подчеркнули, что за субъектами остается право на ограничение показа ленты на их территории.

Обострение ситуации

31 августа здание в Петербурге, где находится киностудия Учителя, забросали бутылками . А 4 сентября мужчина протаранил на машине фасад кинотеатра "Космос" в Екатеринбурге. Депутаты Госдумы связали эти события с ситуацией вокруг "Матильды" и попросили ФСБ и МВД проверить противников фильма на экстремизм.

11 сентября неизвестные подожгли около офиса адвоката режиссера Константина Добрынина две машины. Добрынин рассказал, что рядом со сгоревшими автомобилями были разбросаны листовки со словами "За Матильду гореть". Спустя день "Формула кино" и "Синема парк" заявили о решении не показывать фильм "Матильда". Руководство объединенной сети кинотеатров объяснило это беспокойством из-за угрозы безопасности зрителей.

Подозреваемые в поджоге машин вскоре были арестованы и по решению суда заключены под стражу. Ими оказались активисты организации "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин, Александр Баянов и Денис Манталуц. Позднее стало известно , что Калинин был судим в Норильске за убийство.

После ареста православных активистов Учитель призвал киносети, которые ранее отказались от проката "Матильды", пересмотреть свое решение. 13 октября "Синема Парк" и "Формула Кино" согласились вернуть фильм в репертуар своих кинотеатров.

В тот же день представители культурных учреждений Крыма сообщили о том, что "Матильду" покажут в двух кинотеатрах Симферополя, а также трех кинотеатрах Севастополя.

Реакции

"Я хочу вас поздравить. У нас в России появился замечательный, красивый, прекрасно сыгранный и хорошо поставленный фильм. Я не поклонница Николая II, но после просмотра фильма я стала лучше к нему относиться", - заявила первый зампред комитета Госдумы РФ по культуре Елена Драпеко 28 сентября после закрытого показа "Матильды" в стенах парламента. Позитивно оценили фильм и ряд других депутатов.

Комитет Госдумы по культуре после просмотра выпустил заявление. "Особо хотим подчеркнуть, что фильм не содержит никаких материалов, нарушающих российское законодательство, в том числе законодательство, направленное на защиту нравственности и чувств верующих, - отметили парламентарии. - Считаем, что широкий кинотеатральный прокат фильма вызовет дополнительный интерес к страницам истории нашей страны".

Ситуацию вокруг фильма неоднократно комментировали политики и кинематографисты.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков считает , что экстремистские выходки по отношению к авторам и создателям фильма Алексея Учителя "Матильда" - это повод для расследования правоохранительными органами. Позднее он сказал , что Кремль не видит смысла давать дополнительные указания правоохранителям в связи с выходом в прокат "Матильды".

Мнения историков: Сценарий «Матильды» - вымысел самого дурного вкуса

Москва, 25 сентября. Сценарий фильма «Матильда», переданный несколько месяцев назад для рецензии двум известным российским историкам - президенту исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессору, академику РАН С.П. Карпову и научному руководителю Государственного архива РФ, заведующему кафедрой истории России XIX – начала XX века исторического факультета МГУ профессору С.В. Мироненко - подвергся с их стороны жесткой критике.

«Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у наследника-цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном - сплошной вымысел самого дурного вкуса», - говорится в резюме заключения С.П. Карпова и С.В. Мироненко.

«Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии - суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору», - продолжают профессора МГУ.

По словам историков, сценарий фильма наполнен выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев.

«Чего только стоит сцена, когда отец Николая император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в царской семье, да и в придворной среде», - отмечают С.П. Карпов и С.В. Мироненко.

Историки напомнили, что хотя император Николай II и императрица Александра Федоровна не были безгрешными людьми, в их жизни и отношениях не было места пошлости, которая имеется в сценарии фильма.

«В их жизни были разные ситуации, и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного - пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину», - подчеркивают в своем заключении профессора МГУ.

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с обострением общественной дискуссии по фильму «Матильда»

Москва, 14 сентября. Ситуация, складывающаяся вокруг фильма «Матильда», к сожалению, напоминает ту, что развернулась некоторое время назад вокруг скандального французского еженедельника «Шарли Эбдо». Тогда нас всех пытались поставить перед дилеммой: вы с «Шарли» или вы с террористами, которые расстреляли сотрудников редакции? Сейчас нас пытаются поставить перед выбором: либо ты поддерживаешь «Матильду», либо ты с теми, кто призывает сжигать кинотеатры.

А как быть тем, кто не с одними и не с другими? Я, например, выступаю безоговорочно и категорически против любых призывов к насилию, любых угроз в адрес кого бы то ни было, будь то режиссер, актеры, прокатчики и т.д. Я также выступаю против запрета показа фильма, против возрождения цензуры по советскому образцу. Но в то же время никак не могу и не хочу становиться на сторону тех, кто этот фильм защищает.

В отличие от большинства участников полемики, я этот фильм посмотрел. Сейчас ведь говорят: не смотрели, так молчите, ждите, пока фильм выйдет в прокат. И обвиняют тех, кто высказывается против фильма на основании трейлера, в том, что они критикуют, не посмотрев. Я свое мнение о фильме высказал не на основании трейлера, а на основании просмотра его полной версии. Мое мнение обидело режиссера, пригласившего меня на предпросмотр, но покривить против совести я не мог. И отмолчаться тоже не мог.

В дискуссии вокруг фильма участвуют самые разные люди и группы людей. Но писем с выражением возмущения сегодня тысячи. Многие люди не понимают, зачем нужно было в год столетия революции в очередной раз публично плюнуть в человека, который был расстрелян вместе со своей семьей, с несовершеннолетними детьми. Годовщина революции - повод к молитве и поминовению безвинно пострадавших, а не к тому, чтобы продолжать оплевывать их память.

Не говорю уже о том, что для Церкви Государь император Николай Второй - страстотерпец, причисленный к лику святых. И Государыня императрица Александра Федоровна, представленная в фильме как истеричная ведьма, - тоже причислена к лику святых. На Царские дни в Екатеринбург собирается не менее ста тысяч людей, которые в течение пяти часов ночью идут крестным ходом от места его расстрела к месту его предполагаемого захоронения.

Выражаю надежду на то, что в год столетия трагических событий, обернувшихся многомиллионными жертвами для нашего народа, найдутся такие режиссеры, писатели и художники, которые смогут воздать должное памяти убиенного Государя.

В.Р. Легойда: Православные верующие не могут ставить под угрозу жизнь и здоровье людей

Москва, 11 сентября. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда заявил, что акты насилия, связанные с фильмом «Матильда» не могут исходить от верующих людей.

«Не только православному христианину, но и любому верующему человеку не придет в голову выражать свое несогласие с чем-либо способом, опасным для жизни и здоровья ни в чем не повинных людей», - заявил представитель Церкви.

«Будь то кинотеатр или автомобили в Москве, - все это говорит о духовном или душевном нездоровье», - добавил он.

«Позиция православной общественности, людей, которые молятся в связи с выходом фильма «Матильда» или направляют обращения в адрес тех, от кого зависит решение о прокате, и акты демонстративного насилия - явления из разных нравственных галактик», - подчеркнул В.Р. Легойда.

«Мы осуждали, осуждаем и будем осуждать действия псевдорелигиозных радикалов, какой бы религией они ни прикрывались, потому что подобные действия одинаково чужды мировоззрению любого верующего человека», - заключил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

А.В. Щипков: Расширяя границы свободы творчества, важно не наступить на то, что свято для других

Москва, 8 сентября. Выступая в эфире телевизионного шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1», первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, доктор политических наук А.В. Щипков отметил, что отсутствие границ свободы творчества неизбежно приводит к попранию чувств других людей.

«Мы постоянно обсуждаем границы свободы. Но правильнее было бы обсуждать другую проблему - проблему отсутствия границ. Когда мы начинаем обсуждать отсутствие границ, у нас расширяется видение, мы начинаем говорить о том, что границы дозволенного в искусстве бесконечны, что границы провести как бы невозможно», - заявил А.В. Щипков.

«Если границы в творчестве и в искусстве бесконечны, то они неизбежно наступают на вещи, которые святы для других людей», - добавил он.

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что хотя фильм «Матильда» и не несет прямой физической угрозы, его выход на экраны вызовет болезненную реакцию со стороны тех, кто почитает царя Николая II.

«Здесь, конечно, речь идет про фильм, который, в принципе, никого не может убить, покалечить. Но на самом деле может, потому что мы говорим о личности, к которой огромное количество граждан нашей страны испытывает особое отношение. Когда творец, художник начинает расширять свои границы дозволенного, он наступает на то, что свято для других» - заключил А.В. Щипков.

Фильм Алексея Учителя (65) «» еще не успел выйти в прокат, как оказался в центре скандала. По мнению православных активистов и депутата Госдумы Натальи Поклонской (36) (которая, кстати, сам фильм не видела), картина нарушает нормы этики и судьбу ее, оказывается, должны решать не зрители, а историки и представители православной церкви. А все дело в сюжете фильма: «Матильда» рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской . Казалось бы, это исторический факт. Но только вот Николай II причислен к лику святых. Так что, по мнению верующих, это крайне оскорбляет их чувства: как можно показывать, что святой человек был подвержен обычным человеческим страстям?

Поклонская уверена: создатели фильма «прикрываясь словами о свободе творчества, грубо нарушают право на неприкосновенность частной жизни государя Николая Александровича Романова и его семьи». Православные активисты с ней согласны и даже перешли к активным действиям. Организация «Христианское государство - святая Русь » отправила в кинотеатры Москвы больше тысячи писем: требовали снять фильм с проката. Более того, Поклонская усомнилась в выборе актеров на главные роли и заявила, что Николая II почему-то играет «немецкий актер, исполнявший ранее одну из главных ролей в порнографическом фильме», имея в виду «Гольциус и Пеликанья компания », эротическую картину о серии работ голландского художника Хендрика Гольциуса на Библейские и античные сюжеты.

Алексей Учитель в ответ на это обвинение заявил: «Выпад и обвинения депутата Поклонской происходят уже второй раз, и текст абсолютно одинаковый - что тогда, что сейчас. Депутат Поклонская все-таки юрист, и теперь мы решили, что я не буду вступать в полемику, объяснять ей, что такое порноактер, что - не порноактер…» и обратился к генпрокурору Юрию Чайке (65): попросил оградить коллектив его фильма «Матильда» от клеветы со стороны Поклонской и отметил, что вокруг ленты нагнетается «необъяснимая с позиций права и здравого смысла истерия».

В общем, фильм наделал много шума за полгода до премьеры. Но смотреть его стоит вовсе не поэтому. Во-первых, в нем снимаются классные актеры – Михалина Ольшанска (24), Ларс Айдингер (41), Луиза Вольфрам (29), (31), (54), Сергей Гармаш (58), Евгений Миронов (50) и Григорий Добрыгин (30). Кстати, то, что полячка Ольшанска была приглашена на роль Матильды, до последнего момента держалось в секрете: таким было условие контракта актрисы.

Во-вторых, за полтора года для съемок было создано около семи тысяч (!) оригинальных костюмов, а также обуви, головных уборов, украшений и аксессуаров. А на их изготовление ушло более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, кожи и других материалов. Колоссальная работа, чтобы полностью погрузить зрителя в эпоху!

В-третьих, съемки проходили в исторических местах: Екатерининский, Елагиноостровский, Юсуповский и Александровский дворцы , а также Дворец Половцева , Константиновский дворец в Стрельне , Мариинский театр , Санкт-Петербургский дом ученых, Большой театр и другие.

В-третьих, как и «», «Матильда» не претендует на историческую достоверность: создатели допустили некоторую вольность в изложении фактов, но сама история отношений Кшесинской и императора была передана точно. В-четвертых, это захватывающая история любви. И любовный треугольник там тоже есть: в Кшесинскую без памяти влюблен не только Николай II, но и офицер Воронцов – Данила Козловский. И он хорош, как и в любом другом фильме.

Ну и в-пятых, Матильда – одна из самых неоднозначных и одновременно вдохновляющих фигур в истории России. Она первая из русских танцовщиц, выполнившая 32 фуэте подряд. Сегодня это считается фирменным знаком русского балета. Кшесинская питала слабость к мужчинам дома Романовых – после расставания с Николаем II она моментально переключилась на князя Сергея Михайловича , затем на князя Владимира Александровича , а потом и на Андрея Владимировича , двоюродного брата Николая II . В 20-х годах XX века Кшесинская уехала в Париж , а в 1929-м открыла там балетную школу. Кшесинская больше не вернулась в Россию и умерла в Париже в 1971 году, не дожив каких-то полгода да столетнего юбилея. В общем, личность крайне незаурядная. Говорить о ней можно долго, но лучше один раз посмотреть.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Матильда Кшесинская была известной балериной до Октябрьской революции

Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить фильм "Матильда" Алексея Учителя на предмет оскорбления религиозных чувств верующих, уточнив, что не смотрела картину.

Строго говоря, она не могла ее посмотреть, поскольку кинолента о романе будущего императора с балериной Матильдой Кшесинской, которая впоследствии, уже в эмиграции, вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича из дома Романовых, выйдет в широкий прокат только в марте следующего года.

Режиссер картины Алексей Учитель отметил, что не готов и финальный вариант ленты. О том же сказали и в Кремле - раз ленту никто не видел, то и мнения о ней определенного у общественности нет.

Однако еще в апреле этого года на видеохостинге YouTube появился трейлер романтической исторической драмы. Там он был доступен и членам малоизвестного общественного движения "Царский крест", которые пожаловались крымчанке Поклонской, после чего она обратилась в прокуратуру, где сама служила еще недавно.

Алексей Учитель в интервью "Радио Балтика" назвал это обращение "маразмом", а юрист и бывший сенатор Константин Добрынин предложил бесплатно защищать режиссера в суде, если до этого дойдет.

"Это уже не первый запрос, уже есть официальный ответ прокуратуры, где сказано, что в фильме все в рамках закона. Но, видимо, никто не знает об этом ответе", - сообщил режиссер.

Николай II канонизирован РПЦ как мученик и страстотерпец с 2000 года, однако его связь с Матильдой Кшесинской имела место до его восшествия на престол.

Именно романтическим отношениям балерины с будущим императором и посвящен фильм Учителя. В трейлере даже появляется слоган: "Любовь, изменившая Россию".

Русская служба Би-би-си спросила историков, что они думают об этом фильме и о роли танцовщицы в истории России.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Особняк Кшесинской в Петербурге стал в СССР музеем революции, а в постсоветский период - музеем политической истории России

Петр Мультатули, кандидат исторических наук, начальник сектора анализа и оценок Российского института стратегических исследований. Прадед историка служил поваром у семьи Романовых и был убит большевиками вместе с императором:

Этой темой интересуются пошляки от истории. Если брать ситуацию с Кшесинской, то она не имеет никакого значения ни в истории, ни в его карьере государственного деятеля, - это абсолютно незначительный эпизод чисто платонической любви. Они всегда встречались на людях, не оставались один на один - это видно из его дневников. Что она [Матильда] там писала в мемуарах, - так она была на пенсии и вспоминала не только романы с цесаревичем.

Но дело-то не в этом - берут конкретную историю, этот мелкий эпизод и развивают его с целью оскорбления памяти Николая II, памяти истории, его отца, русской монархии как таковой. Отвратительный трейлер - это оскорбление не только чувств верующих, - а Николай канонизирован Русской православной церковью, - это оскорбление чувств любого нормального человека. Если у человека нормальное отношение с совестью, вкусом, он это воспринимает как личное оскорбление. Это все очень недостойно, это микровойна с нашей историей. Если так хотят экспериментировать с историей - пусть берут историю Франции и Англии, только и там будет не все равно.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Как и многие российские эмигранты во Францию, Кшесинская похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа вместе с супругом

Роберт Сервис, профессор истории Оксфордского университета, специалист по Николаю II:

Крайне маловероятно, что Матильда могла повлиять на будущую политику России, кроме того факта, что большевики конфисковали ее дом. Особенно учитывая то, что будущий император изолированно жил в Царском Селе. Их роман был секретом Полишинеля, но его дневник крайне малоинформативен в отношении личной жизни. Интересный феномен, что фильм о тех событиях мог вызвать такой скандал в Москве сейчас.

Александр Широкорад, военный публицист и исторический популяризатор:

Роман был и глубокий, и неглубокий: до конца дней они сохранили друг к другу приязнь. Матильда бессовестно эксплуатировала Николая и в театральных, и в околотеатральных делах: благодаря ей, например, был отстранен директор Мариинского театра, и в спорах с коллегами она использовала "административный ресурс". Когда цесаревич решил жениться на Алисе Гессенской, он официально порвал отношения с Матильдой и подарил ей квартиру.

Кшесинская никак не влияла на политику. Как я понял из того, что знаю о фильме, там говорится, что если б Николай женился на Матильде, вся история России пошла бы иначе, но это даже не научная фантастика. Он никак не мог этого сделать, ему пришлось бы отказаться от престола и уехать. Брак был невозможен по законам Российской империи.

Ей нужны были деньги и влияние, а политикой она никогда не занималась, ни за революционеров, ни против, и польской националистской она никогда не была. Как и оказавшись во Франции, не помогала "белому движению". Она, конечно, мечтала стать императрицей, но лишь для того, чтобы иметь влияние, никакая политика ее не интересовала.


Михалины

Ларс Айдингер и Михалина Ольшанская


Михалина Ольшанская подхватила грипп и лежала с температурой 39, отказываясь разговаривать со съемочной группой, Миронов стал единственным, кому удалось уговорить актрису выйти на площадку.

Евгений Миронов в фильме "Матильда"

Сложнее всего оказалось одеть исполнителя роли Николая II Ларса Айдингера, который по сюжету почти все время ходит в военном мундире. Дело в том, что современное сукно совершенно не подходит для военных костюмов. Удивительно, но в исторической драме "Матильда" можно будет увидеть джинсовую куртку и даже джинсы.

Во время первого в России киносеанса, который устраивает Николай II, на него набрасывают куртку. Джинсовая ткань существовала еще с начала XIX века, правда в Америке. Но мы допустили мысль о том, что она могла попасть и к нам. И это была такая рабочая куртка, которая, в принципе, существовала. А в джинсы одет брат Николая. Вообще таких вещей, которые могли бы существовать, очень много. Мы узнавали о них не только из царских дневников, но и из дневников фрейлин, - рассказала главный художник по костюмам Надежда Васильева.

Кадр из фильма "Матильда"

Подходящий для будущего императора голос искали долго и тщательно. Режиссер отслушал десятки кандидатов, прежде чем остановился на актере Максиме Матвееве, который из-за плотного графика долго не мог пройти пробы. В итоге он и озвучил героя.

Музыку для фильма написал известный американский композитор Марко Белтрами, работавший над такими картинами, как "Опасные игры", "Росомаха: Бессмертный", "Война миров Z" и многими другими.
Кадр из фильма "Матильда"

Ингеборга Дапкунайте, с которой Алексей Учитель работал впервые, выступила в роли матери будущего императора Марии Федоровны. А отца главного героя - императора Александра III - сыграл Сергей Гармаш, что поначалу не казалось очевидным выбором ни Алексею Учителю, ни самому актеру.

Я долго думал, но в итоге выбрал Сергея Гармаша, хотя вроде бы у него такое простоватое лицо, но его органика, способность к перевоплощению удивительны, - отметил Учитель.

Сергей Гармаш в фильме "Матильда"


Ингеборга Дапкунайте и Алексей Учитель

Без эксцессов во время съемок не обошлось - cъемочную группу выгнали из Александровского дворца, а сотрудницы музея плакали.

В Александровском, любимом дворце Николая II, мы снимали проход с министрами. Рельсами там пользоваться нам не разрешили, поэтому камеры передвигали вручную. А в зале, где снимали, стояла большая ваза на постаменте. Во время репетиций мы провозили камеру восемь раз, и все было хорошо. Как только начали снимать, на втором дубле, не рассчитали и немного задели постамент. Женщины, сотрудницы музея, которые там работают десятки лет, буквально зарыдали. Прибежал директор, нас выгнали, составили акт, выставили счет за реставрацию, - рассказал Алексей Учитель.





I)&&(eternalSubpageStart


"Матильда": 10 фактов о самом громком фильме этой осени

Считанные дни остались до российской премьеры исторической драмы Алексея Учителя "Матильда", повествующей о романе последнего русского императора Николая II и прима-балерины Матильды Кшесинской. Почему было сложно найти подходящую одежду для царя, где снималась сцена коронации, почему съемки проводились во дворцах исключительно ночью и как творческая группа довела до слез музейных работников - все это и не только в 10 фактах, которые собрал HELLO.RU в преддверии 26 октября, даты выхода фильма в прокат.

Алексей Учитель во время репетиций очень долго настраивал нас так, чтобы между нами была определенная химия, которая возникает между влюбленными. И несмотря на то, что я женат, а у Михалины есть молодой человек, мне кажется, нам удалось эту химию воплотить на экране, - отметил Ларс.

Ларс Айдингер и Михалина Ольшанская

Ларс Айдингер и Михалина Ольшанская

Съемки проводились в Юсуповском и Константиновском дворцах, в Екатерининском и Александровском дворцах Царского села. В последних снимались в основном дворцовые интерьеры, кабинеты и спальня Николая II. Почти все съемки там проводились ночью, поскольку днем эти объекты работают как музеи.
Михалина Ольшанская в фильме "Матильда"

Евгений Миронов, который играет директора Императорских театров Ивана Карловича, проявил себя не только как талантливый актер, но и как надежный партнер. Во время съемок