Перечень тем по новым направлениям.

Настоящих тем в интернете до экзамена не будет! Это лишь примеры.

«Разум и чувство»

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.

Нужно ли выплёскать чувство наружу?

Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер)

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

Должен ли разум подчиняться науке?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт).

В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).

Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш).

«Честь и бесчестие»

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Может ли честь противостоять бесчестию?

Береги честь смолоду… (пословица)

Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

Откуда берутся бесчестные люди?

Честь истинная и ложная.

Есть ли в наши дни люди чести?

Какие герои живут по чести?

Смерть или бесчестие?

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

Есть ли право на бесчестье?

Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

«Победа и поражение»

Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!

Тактика победителя - убедить врага в том, что он делает всё правильно.

Если ты ненавидишь - значит тебя победили (Конфуций).

Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Все победы начинаются с победы над самим собой.

Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.

Нужно и можно ли судить победителей?

Одинаковы ли на вкус поражение и победа?

Сложно признать поражение, когда так близок к победе.

Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.

Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла».

«Опыт и ошибки»

Всегда ли неопытность ведёт к беде?

Источник нашей мудрости - наш опыт.

Ошибка одного - урок другому.

Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Опыт учит только тех, кто на нем учится.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.

Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

Могут ли ошибаться мудрецы?

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

Самая большая ошибка - пытаться быть приятнее, чем ты есть.

«Дружба и вражда»

Верно ли, что без истинной дружбы жизнь - ничто?

Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

Когда вражда может перерасти в дружбу?

И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. (Омар Хайям).

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

Можно ли любить друзей за их недостатки?

Согласны ли с высказыванием «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой «(Менандр).

Благородным поведением можно завоевать даже врага.

Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

Почему между родными возникает вражда?

Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.

Не бывает плохих наций - бывают плохие люди…

Если вчерашний друг стал врагом: значит он никогда другом и не был…

Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди).

Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.

Перед вами небольшая коллекция тезисов, которые могут быть использованы в качестве вступлений или заключений к сочинениям по тематическому направлению Опыт и ошибки . Не списывайте эти слова бездумно. Вступление и заключение должны быть связаны с темой сочинения и с главной мыслью.

1) Часто приходится слышать «не ошибается тот, кто ничего не делает». Но значит ли это, что все ошибки, которые совершает человек в своей жизни, были неизбежны? Конечно нет! Нередко ошибок можно избежать, нужно лишь прислушиваться к советам людей, чьему опыту и уму ты доверяешь.

2) Военные говорят: каждая строчка в уставе написана кровью тех, кто пытался поступить как-то иначе и заплатил за это жизнью. Но то же самое можно сказать и о многом другом. Например, правила поведения возникли из-за множества конфликтов и глупых поступков людей, живших до нас.

3) Даже если говорят, что целый народ совершил какие-то тяжелые преступления и ошибки, здравый смысл подсказывает нам, что это преувеличение. Сразу весь народ ошибаться не может. Всегда найдутся те, кто шёл не в ногу с ошибающимся и преступным большинством. И если позже народ бывает осужден за преступления или сам раскается в своих прошлых грехах, то поступки этих шедших не в ногу могут спасти честь этого народа.

4) Хотя людям свойственно ошибаться, считается, что это не так уж и плохо. Ошибки дают нам ценный опыт, «мы учимся на своих и чужих ошибках», «отрицательный результат – тоже результат», «не ошибается тот, кто ничего не делает». Однако эта житейская мудрость работает не всегда. Порой люди совершают ошибки, из которых извлечь никакого опыта невозможно, ибо извлекать его уже некому. Или же совершенные ошибки так сильно травмируют души, что люди просто сходят с ума и опыт перестаёт иметь значение.

5) Считается, что наука невозможна без постоянного поиска, в котором к правильным решениям почти всегда приходят после множества ошибок. Случается и так, что прошлый опыт и казавшиеся правильными решения начинают мешать. И ради дальнейшего продвижения вперед их необходимо отбросить.

6) Житейская мудрость подсказывает нам, что следует учиться на ошибках и опыте других людей. И все же мы нередко пренебрегаем ею. Почему? Мы часто ощущаем, что чужой опыт касается других людей и пригоден только для них или для людей, на них похожих. Если нам кажется, что мы «не такие как все», то и чужой опыт не представляется нам ценным. Мы считаем, что нам вполне может удастся то, чего не удавалось другим, потому что мы - не они. И только жизнь может показать нам – переоценили мы себя или нет.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Гордость

Гордость считается корнем каждого зла, корнем каждого греха, в отличие от смирения, которое является путем к благодати. Есть разные формы гордости. Первая форма гордости, относится к вере в то, что вы превосходите других или, по крайней мере, склонны к равенству со всеми людьми, и пребываете в поиске превосходства.

Вот что-то очень простое, но очень сильное. Наша тенденция чувствовать себя выше, чем другие, или, по крайней мере, равными, но подобное также скрывает отношение превосходства. Это комплекс. Когда мы часто мучаемся мыслями, мы смущаемся, появляется мысль, что кто-то отказал мне в том-то, что он обидел меня или не понял меня или умнее меня или выглядит лучше, чем я - и мы начинаем чувствовать конкуренцию, ревность или конфликт. В корне этой проблемы лежит наша потребность быть лучше других, выше или, по крайней мере, сделать так чтобы никто не мог быть чем-то лучше нас, чем-то сильнее нас. Нечто очень простое, чего мы не понимаем. Поднимаясь, гордый человек опускает своего соседа. Такое возвышение в действительности не имеет никакой ценности, так как является полностью условным. Сама идея становится лучше за счет другого является просто абсурдной, такая гордость на самом деле ничтожна.

Это преодолевается только в том случае, если есть место для любви. Если любовь реальна и имеет место - это ясно понимают по тому, как легко мы преодолеваем отношение к победе над другим, чтобы показать, что мы превосходим его, не желая убедить другого любой ценой, не ожидать, что он обязательно отождествит себя с нашим мнением. Если у нас нет такого отношения, мы не свободны, потому что мы рабы необходимости отождествлять другого с нашей идеей, нашим мнением, нашей теорией. Если у нас нет этой необходимости, мы свободны.

Гордость - это общее понятие, но когда дело доходит до практических проявлений, которые затрагивают нас лично, мы начинаем раздражаться и перестаем видеть, что с нами происходит. Мы должны уважать всех. Не все одинаково способны по своей природе, характеру, у всех разные условия. Они тоже являются относительными, они меняются. Каждый потенциально является идеальным, просто зачастую далек от этого идеала. Поэтому гордость просто не имеет смысла.


Почему гордость может быть отрицательным чувством?

Гордость свойственна многим людям. В каких же случаях такое качество может перерасти в отрицательное? Еще писатель из Франции Адриан Декурсель называл гордость скользкой покатостью, а внизу человека там встречает тщеславие и высокомерие. Так гордость легко трансформируется в гордыню, носитель которой не способен радоваться успехам других, а целиком и полностью сосредоточен на своих.

Хорошо описана она в «Преступлении и наказании» Достоевского. Родион просто упивался гордыней и создал даже собственную теорию. Будучи уверенным в своей исключительности, герой романа рассуждал о бесполезности некоторых людей, сомневаясь в целесообразности их жизни. Итогом его мировоззрения стало убийство старушки.

Смирение, часто воспринимаемое как слабость, очень даже хорошо сочетается с силой, что наглядно продемонстрировал в «Капитанской дочке» Пушкин.

Маша Родионова, перенесшая много страданий, не была сломлена. Для девушки авторитетом были родители Гринёва. Когда они не захотели благословлять пару на свадьбу, Маша смиренно отнеслась к решению взрослых, завоевав в итоге всеобщее уважение, в том числе самой императрицы Екатерины. То есть смирение - это и есть сила человека.

Таким образом, мы провели подробный сравнительный анализ двух вышеуказанных терминов. Казалось бы, не смотря на то, что это полные противоположности, у них есть огромное количество схожим параметров, по которым их можно сравнивать. Я выразил свою точку зрения и ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции.


Чем отличается гордость от гордыни?

Гордость. Гордыня. Что означают эти понятия? В чем заключается разница между гордостью и гордыней? Над этими вопросами задумывались многие поэты и писатели. Я полагаю, что гордость - это чувство, связанное с осознанием собственного достоинства, независимости. Гордыня же является высшей мерой гордости, высокомерием. Очень важно иметь ощущение этой иллюзорной грани между гордостью и гордыней.

Для доказательства своих мыслей приведу пример из художественной литературы. В произведении А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна, одна из героинь, представлена в качестве дамы из светского общества. Её сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой.

Женщина соединила в себе поразительные черты характера. Находится рядом с ней легко, потому что она постоянно остается собой и не пытается лживо выставить себя в лучшем свете. Онегину Татьяна искренне признается в своих чувствах и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но им не суждено быть вместе, поскольку её сердце отдано другому.

Чтобы пояснить свою точку зрения, приведу ещё один пример из художественной литературы. В произведении М. А. Шолохова "Тихий Дон" показана трагическая ситуация, в которой оказалась Наталья Коршунова. Её жизнь потеряла смысл из-за отсутствия взаимной любви и верности со стороны ее мужа Григория. И когда она узнала о возобновившихся изменах любимого мужа, она, будучи беременной, пришла к мысли, что детей от него больше иметь не хочет. Её гордыня и оскорбления со стороны мужа были причиной такого решения. Наталья не желала ребенка от изменника. Аборт, который сделала деревенская бабка, был совершен неудачно, и героиня умерла.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что гордость - это положительно окрашенная эмоция, выражающая наличие самоуважения. А гордыня - это чрезмерная гордость, которая сопровождается зазнайством и заносчивостью.


Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского

Сюжет романа Достоевского "Преступление и наказание", на первый взгляд, довольно банален: в Петербурге один бедный молодой человек убивает старуху -процентщицу и ее сестру Лизавету. Однако, читатель вскоре убеждается, что это не простое преступление, а своеобразный вызов обществу, "хозяевам жизни", обусловленный несправедливостью, нищенским состоянием, безысходностью и духовным тупиком героя романа Родиона Раскольникова. Чтобы понять причину этого страшного злодеяния, надо вспомнить историю. Время, в которое жили действующие лица произведения, было шестидесятыми годами девятнадцатого века.
Россия в это время переживала эпоху серьезных реформ во всех сферах жизни, которые должны были модернизировать ее политический и общественный строй в целях сохранения абсолютной власти монарха.
Именно тогда в стране появились первые женские гимназии, курс реальных училищ, и все сословия получили возможность поступать в университеты. Родион Раскольников был из числа такой молодежи. Он - разночинец и бывший студент. А что собой представляло тогда студенчество?
Это была передовая молодежь, выходцы, как уже было сказано, из различных социальных слоев российского общества. Одним словом, -среда, в которой уже начиналось "брожение умов":молодые люди того времени искали пути социального и нравственного обновления России. В университетах зрела революционная мысль и "бунтарские"настроения.
Родион Раскольников, преследуя абсолютно милосердные цели освобождения десятков духовно богатых людей из материальной нищеты, формулирует свою теорию, согласно которой делит всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Первые - это бессловесная смиренная толпа, а вторые - те, кому позволено все. К "исключительным" личностям он относит себя и еще немногих "избранных", а к тем, кто "смирился" -всех остальных.
"Все в руках человека, и все - то он мимо носу проносит единственно от одной трусости,"- думает Раскольников.
Если мир так страшен, что невозможно принять его, смириться с социальной несправедливостью, то значит, надо отделиться, стать выше этого мира.
Или послушание, или бунт – третьего не дано!
И такие пошли круги да волны от его мыслей, что вся гниль, весь смрад, таившиеся на дне души, полезли кверху и обнажились.
Раскольников решает переступить ту черту, которая отделяет "великих" людей от толпы. И этой самой чертой для него становится убийство: так молодой человек беспощадно судит этот мир, судит своим личным "карающим мечом". Ведь по мыслям Родиона, убийство никчемной старухи, от которой только вред людям, - это не зло, а, скорее благо. Да, за это все только спасибо скажут!
Однако, незапланированное убийство несчастной "смиренной" Лизаветы, впервые заставляет Раскольникова засомневаться в правильности своей теории, и тогда начинаются трагические метания героя.
"Бунтарский" разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. И рождается ужасная трагедия ЛИЧНОСТИ.
Тема смирения и тема бунта сталкиваются на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительный спор о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В "бунтарском" мировоззрении Раскольникова и "смиренных" мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.
"Не убий,"- гласит одна из заповедей.
Родион Раскольников нарушил эту заповедь - и вычеркнул себя из мира людей.
"Я не старушку убил, я себя убил,"-признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный.
Трагедия "бунтаря" Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.
Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема "смирения" звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия.
Только на каторге герой осознает, что не насилие, а любовь к людям может изменить мир.

Роман Достоевского и сегодня остается актуальным. Мы тоже живем в эпоху перемен. Градус общественной жизни с каждым годом повышается.
Тема смирения с окружающей действительностью и тема бунта против социальной несправедливости бродит в умах современных россиян.
Возможно, кто - то и готов взяться за топоры. Но стоит ли?
Ведь идеи могут оказаться разрушительной силой, как для самого человека, так и для общества в целом.

Размышление на тему «Опыт и ошибки» всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что «принес не то, что просили», замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Независимо от того, сколько человеку лет, он будет в равной степени относиться к своим промахам – будь то ему четыре года или сорок лет, то есть с одинаковой мерой ответственности. Он одинаково будет переживать из-за своих ошибок, и чем больше он будет ошибаться, тем быстрее придет к нему необходимый опыт в той или иной сфере его деятельности.

Вполне может случиться так, что человек в своей жизни неоднократно допускает одни и те же ошибки, как бы наступает на одни и те же грабли, которые, к слову, очень больно бьют по голове. Отсюда возникает чувство неудовлетворенности от того, что делаешь, а также сетование: «Ну почему это снова случилось со мной? Почему я не смог сделать иначе, ведь я это уже тысячу раз делал? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить и делает все быстро в силу каких-то обстоятельств. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Так примерно вел себя герой В. Шукшина Чудик («Почему ж я такой есть-то?»)

Опыт, каким бы горьким и печальным он не был, привносит в развитие личности новые витки. Да, остается в глубине души осадок от того, что сделал что-то неправильно или нерационально, однако в следующий раз, когда случится похожая ситуация, можно уже будет подстраховаться и предотвратить похожую ошибку.

Поэтому хочется посоветовать: не стоит бояться своих, ошибок, лучше улыбнуться и жить дальше…до нового промаха.

Кратое сочинение Опыт и ошибки

Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

Бывает так, что люди неоднократно допускают одни и те же промахи, в народе это называется «наступать снова на грабли». Отсюда не просто осадок от неудовлетворенности своей деятельностью, но и бесконечное сетование: «Ну почему это снова происходит со мной? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Отсюда разочарования, обиды на судьбу.

Поэтому хочется посоветовать: не бойтесь своих ошибок, но и старайтесь думать, прежде, чем что-то совершить.

Итоговое сочинение №3 Опыт и ошибки для 11 класса

Ошибки – это часть нашей жизни. Человек учится на своих или на чужих ошибках. Говорить, что совершать ошибки – плохо, нельзя, ведь не ошибается лишь тот человек, который ничего не делает. Наш опыт складывается практически из множество ошибок в жизни. Но согласитесь, некоторые наши промахи приносили большое удовольствие, но, тем не менее, в уме мы понимаем, что что-то в этом мире делать нельзя, а что – то можно. Порой, самая большая ошибка в жизни приводит к необычным последствиям, человек вдруг может осознать, что этот промах ужасно мал, и он зря убивался из-за него.

С детства нас родители учат что можно делать и что нельзя и мы впитываем эти слова как губка не понимая, а почему именно нельзя заступить через черту запрета. Повзрослев, можно понять слова своих мама и пап, а возможно, даже и опровергнуть их опасения. Порой переступив через черту табу ты перестаешь бояться того, чего опасаются многие люди, возможно это был первый шаг на пути к счастью. Уже такой переход дает опыт человеку, для него открыты большие горизонты. Накапливание опыта совершенно не зависит от возраста, даже взрослый человек может быть глупым и неопытным, а ребенок во много раз младше его иметь богатый опыт. Опыт есть во всем, во всех человеческих сферах деятельности.

Каждую минуту человек набирается опыта или совершенствует его. Чем активней человек по жизни, тем больше опыта заложено в нем. Полезно быть любознательным, ведь ты открываешь для себя те источники, которые недоступны другим и понимаешь, почему определенное действие идет по одному пути развития. Опыт и ошибки тесно связаны друг с другом, без одного нет и второго.

Обжигаясь люди тоже набираются опыта. Так что не стоит бояться оступиться, лучше бояться, не понять, почему ты оступился, чтобы не наступить на одни и те же грабли снова.

Сочинени №4 Опыт и ошибки.

Я часто совершаю ошибки в своей жизни. Но это незначительные ошибки, так как от них никто не страдает. Но благодаря этим ошибкам я могу сделать правильные выводы для себя, набраться опыта. Я стала замечать, что мой опыт накапливается как раз из-за того, что я делаю ошибки. А сами ошибки возникают из-за того, что я не хочу слушать родителей. Я понимаю, что мама с папой правы, но любопытство порой берет вверх.

Я знаю, что ошибки совершают все люди на земле, и в этом нет ничего плохого. Опыт всегда нужен человеку, пусть даже если он и печальный. Но лучше, конечно же, набираться опыта учась, а не оступаясь.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тайга наша кормилица хлипких не любит по рассказу Васюткино озеро

    В одном из таежных поселков жила семья Шадриных. У них был сын Вася. Взрослые занимались, на реке Енисей, промыслом рыбы и охотой. В поисках богатого улова они уплывали далеко, в низовья, и подолгу жили в избушке на берегу

  • Герои произведения Мцыри Лермонтова

    Трагическое сочинение М. Лермонтова «Мцыри» является по сути исповедью главного героя, маленького кавказского мальчика.

  • Сочинение Герой в моей семье

    Я знаю своего прадедушку только по рассказам моей мамы. Он был участник двух войн - Финской и Великой Отечественной. Когда моя мама была маленькая, он садил её на свои колени и рассказывал про то, как он воевал. Она ещё тогда мало что понимала

  • Сочинение Описание действий 7 класс

    Через пару дней я стану на год старше, у меня праздник - день рождения, помимо стола с угощениями я решила подготовить не большую развлекательную программу, которая включала бы увлекательную игру «Фанты».

  • Сочинение Дружба Ленского и Онегина

    Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой.

Всем знакомо латинское изречение: «Человеку свойственно ошибаться». Действительно, на жизненном пути мы обречены постоянно оступаться, чтобы приобрести необходимый опыт. Но люди далеко не всегда извлекают уроки даже из собственных промахов. Тогда что же говорить о чужих ошибках? Разве они могут нас чему-то научить?

Мне кажется, ответить однозначно на этот вопрос нельзя. С одной стороны, вся история человечества – это летопись роковых ошибок, без оглядки на которые невозможно движение вперёд. Например, международные правила ведения войны, запрещающие жестокие методы боевых действий, разрабатывались и уточнялись после наиболее кровопролитных войн… Привычные нам правила дорожного движения — это тоже результат дорожных ошибок, унесших в прошлом жизни множества людей. Развитие трансплантологии, спасающей сегодня тысячи человек, стало возможно только благодаря настойчивости врачей, а также мужеству пациентов, погибшим от осложнений первых операций.

С другой стороны, всегда ли человечество принимает в расчёт ошибки мировой истории? Конечно же, нет. Продолжаются бесконечные войны, революции, расцветает ксенофобия, несмотря на убедительные уроки истории.

В жизни отдельного человека, я думаю, та же ситуация. В зависимости от собственного уровня развития и жизненных приоритетов, каждый из нас либо игнорирует чужие ошибки, либо принимает их во внимание. Вспомним нигилиста Базарова из романа . Тургеневский герой отрицает авторитеты, мировой опыт, искусство, человеческие чувства. Он считает, что нужно разрушить общественную систему до основания, не принимая в расчёт печальный опыт Великой французской революции. Получается, Евгений не способен извлечь урок из чужих ошибок. И.С. Тургенев предупреждает читателей о результатах пренебрежения общечеловеческими ценностями. Несмотря на силу характера и выдающийся ум, Базаров умирает, потому что «нигилизм» — это путь в никуда.

А вот главный герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» прекрасно понимает, что для того, чтобы сохранить свою жизнь, нужно учиться на чужих ошибках. Видя, как быстро погибают заключённые, которые «опускаются» ради лишнего куска, Шухов стремится сохранить человеческое достоинство. Иван Денисович, наблюдая за попрошайкой Фетюковым, которого все презирают, отмечает про себя: «Срока ему не дожить. Не умеет себя поставить» . Что позволяет Шухову сделать такой горький вывод? Вероятно, наблюдение за ошибками других лагерников, подобно Фетюкову, ставшими «шакалами».

Получается, что умение учиться на чужих ошибках свойственно не всем и не во всех жизненных ситуациях. Мне кажется, когда человек становится старше и мудрее, он начинает относиться к негативному опыту других людей с большим вниманием. А более молодым людям свойственно развиваться, совершая собственные ошибки.

Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».