Понятия, которыми мы будем пользоваться: страх, адреналин, сознание, подсознание,

Страх внутреннее состояние человека, которое возникает при реальном, или обусловленным предполагаемым бедствием; отрицательно окрашенный эмоциональный процесс.
Адреналин – гормон мозгового вещества, реакция возбуждения в организме человека, отвечает за функцию «бей или беги».
Сознание – мозговой процесс, который отражает объективную деятельность в психике живых существ.
Подсознание – термин, применяется для обозначения процессов происходящих в психике, протекают без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.

Бесспорно, фильмы влияют на психику и сознание человека негативно. Фильмы ужасов призваны вызывать у человека чувства страха, ужаса, скрытых страхов, проявлять их в эмоциях. Заметим, многие подростки, видя по телевизору фильмы ужасов, копируют поведение тех или иных персонажей, поэтому, особенно в наше время возросло количество насилия в среде подростков. Многие молодые люди, насмотревшись подобных фильмов, переставали контролировать себя и впадали в приступы агрессии по отношению к окружающим. Однажды в России был случай, подростки насмотрелись фильмов про вампиров, и, заменив девушку в лес, изнасиловали ее, убили и выпили ее кровь.

Ни какие фильмы не заменят воспитания и внимания со стороны родителей. Многие родители порой не задумываются о том, чем занят их ребенок, что он смотрит, слушает. Порой для того, чтобы стать ближе к своему ребенку, родители сами вливаются в это «течение» просматривая всей семьей фильмы ужасов и боевиков. Фильмы ужасов «отключают» в сознании человека простые «функции», например как любовь, забота, понимание. Наверное, все знают о нынешней жестокости подростков. Одной из причин является просмотр подобных телепередач. Дети смотрят и учатся от этого. Были случаи, когда дети и подростки убивали своих домашних животных, убивали уличных животных, играли с их трупами.

В первую очередь фильмы ужасов вызывают у человека страх, на что они и призваны. А именно страх, который внутри человека, в душе. После просмотра фильма ужасов, человек становится более эмоциональным, ранимым, часто от любого шороха пугается. Эти фильмы нацелены на то, чтобы вызвать страх, напугать, запугать. Запуганным человеком легче всего управлять. Особенно, если этот человек – подросток, его проще контролировать. Если масштабы огромные, то последствия становятся серьезными. Это все психологические приемы. Кто может напугать, тот – получает власть.

Психологи заметили, люди смотрящие фильмы ужасов и боевики, становятся агрессивными. Как известно, агрессия – это состояние, при котором человек готов к нападению, это состояние является противоречием человеческому существу.

Некоторые люди замечали, что после того, как они насмотрятся фильмов ужасов или боевиков, и других подобных фильмов, то у них портится настроение, появляется чувство злости, агрессии, ненависти. Боль, ярость, насилие, которое мы видим почти в каждом фильме, воспринимается психикой человека как сигнал к подобному поведению. Многие сейчас хотят адреналина, и так называемые «слабые ужастики» им не интересны, но какими бы они ни были, они негативно на нас влияют. По статистике, с каждым годом число таких любителей растет. В классической литературе мы находим что ремень, угрозы были лишь методами воспитаниями. В политике так же присутствуют и угрозы, и насилие. На наши телеэкраны выходят сотни и даже тысячи зарубежных фильмов ужасов.

Ученые разделяют отделы мозга на три: сознание, подсознание, бессознательное.

Итак. На примере причинно-следственной связи: просмотр фильмов ужасов, боевиков, а так же различных триллеров, включая телепередачи с насилием, откладываются в бессознательное, отсюда следует – конфликты на работе, дома – в семье, желание рукоприкладства, приступы крика, злость и агрессия, раздраженность.

Все уровни сознания связаны между собой. Просмотрев раз любой фильм с негативным содержанием, человек, как наркоман, подсаживается на такого рода фильмы. Ему потом нужно еще и еще. Он ищет все новое и то, что будет пугать его. Постоянно подпитываясь страхом, человек подпитывает и свое поведение. Смотревшие фильмы ужасов, например такие как: «Пункт назначения», «Крик», «Звонок» и проч. не считали их «чем-то таким», бессознательно они впитывали в себя все то, что видели.

Маленький ребенок, увидав какой-либо ужастик, момент убийства, драки и т.д. может получить психическую травму на всю жизнь. Как выяснили ученые, такое часто приводит в последующем к преступности, маньячеству. Детские мультики с насилием порой пугают детей, последствиями являются так же распространенные ночные кошмары, лунатизм.

Как видим есть виды информации, которые полностью разрушают психику человека, делая из него порой морального инвалида. Поэтому нам всем нужно строго следить, чем наполняется наш собственный мозг, наше сердце.

Средняя общеобразовательная школа №22

г. Сыктывкара

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

Выполнили: ученики 8 класса

Бурцев М., Чокинюк П., Мелехова В.,

Научный руководитель:

Педагог-психолог В.И. Жданова

Сыктывкар, 2014

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния фильмов ужасов на психику подростков

1 Понятие «фильм ужасов»

2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния фильмов ужасов на психику подростков

1 Выбор и обоснование этапов исследования

2 Анализ проведенных исследований

Заключение

Приложение

Введение

В последнее время усилилось внимание к особенностям воздействия СМИ на подрастающее поколение. Средства массовой коммуникации - это не только источник информации или одно из множества развлечений, обладающее огромными возможностями воздействия на личность ребенка, его психику и поведение. В связи с этим стал интересен факт об особенности влияния СМИ на аудиторию.

Особое внимание привлекают к себе фильмы, демонстрирующие жестокое и устрашающее поведение. Установлено, показ по телевидению сцен насилия вызывают значимое увеличение агрессивности зрителей.

Среди фильмов, вызывающих наибольшее беспокойство вызывают «фильмы ужасов», включающие, в свой сюжет кровавые сцены, персонажей устрашающего или отвратительного вида - зомби, демонов и др.

Исследованию содержания фильмов ужасов в странах Европы и в США посвящено много работ. Одни авторы обращают внимание на содержание фильмов с точки зрения присутствующих в них персонажей и также создают классификации показываемых в таких фильмах монстров. Другие больше внимания обращают на культурно-исторические аспекты возникновения таких фильмов. Третьи исследуют, как само восприятие сцен насилия влияет на детей, подростков и молодежь.

Все перечисленные направления исследований рассматривают зрителей как пассивный объект воздействия со стороны фильмов. Вполне очевидно, аудитория, проявляющая большой интерес к фильмам ужасов, является не только наблюдателями происходящего на экране. Есть что-то, что изнутри определяет выбор фильмов того или иного жанра, особенности восприятия персонажей и сюжетов, поведение зрителей во время просмотра и, в большей мере, степень влияния, оказывающее на них увиденное.

О влиянии фильмов жанра «ужасы» на человека написано немало литературы, но для выявления, какое влияние они оказывают, для начала необходимо выявить: почему люди выбирают этот жанр?

Цель нашего исследования заключается в выявлении причин выбора жанра «ужасы» и определении их влияния на психику подростков.

Объектом исследования является интерес целевой аудитории к фильмам ужасов как социально-психологический феномен.

Предмет исследования составили психологические последствия проявления интереса подростков к фильмам ужасов.

Цель и предмет определили следующие задачи исследования:

.Изучить особенности интереса подростков к фильмам ужасов.

2.Выявить целевую аудиторию фильмов жанра «ужасы»

.Определить мотивацию к просмотру фильмов этого жанра

.Проследить реакцию во время просмотра фильма ужасов.

Нами были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, сбор и анализ материала, анкетирование.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния фильмов ужасов на психику подростков

1.1 Понятие «фильм ужасов»

Ужасы - это жанр художественного фильма.

К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного.

По большому счету фильмы ужасов предназначены пугать, вызывать спрятанные внутри нас страхи, часто в шокирующем финале. Они эффективно концентрируются на темных сторонах человеческой жизни, странных и тревожных чувствах. Фильмы ужасов раскрывают первородную натуру человека, первобытные страхи: ранимость, страх перед непознанным, боязнь смерти. Самые темные, примитивные стороны, которые одновременно привлекают и отталкивают нас, заключены в этом жанре.

Страх - это основная эмоция, которую человек испытывает при просмотре фильмов ужасов.

Необходимо обозначить понятие страха, для того чтобы выявить причину столь страстного желания постоянно испытывать его. Сёрен Кьеркегор в своей книге «Понятии страха» дает следующее понятие страха:

«Страх - это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия», это чувство, овладевающее человеком, когда в нем зарождается догадка о существовании некоей силы, обладающей совершенно неведомыми возможностями».

В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля понятие «страх» трактуется как «боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия…»

Энциклопедический словарь медицинских терминов трактует понятие «страх» следующим образом: «Фобия - навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, поступков, ситуаций».

Иными словами, страх - это стресс, который испытывает организм при грозящей ему (реальной или воображаемой) опасности.

Так, например, потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочиванию повседневной жизни. Абрахам Маслоу указывает также на то, что и среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос.

Таким образом, сформировался вопрос о необходимости в безопасности и связи с проявления интереса к фильмам ужасов, которые должны пугать, устрашать, препятствовать удовлетворению этих потребностей. Для преступления базовых потребностей и намеренного испытывания стресса должна быть мотивация к таким действиям.

Мотивация - это соотношение между поведением человека и причинами, которые обусловливают это поведение; совокупность психологических явлений, в которых отражается наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к достижению цели. Мотивация тесно связана с потребностями человека и всегда сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями. Мотивы каждого человека индивидуальны, но мотивация к просмотру фильмов ужасов велика, в доказательство тому большая популярность этого жанра, но цели, которые люди, преследуют, смотря эти фильмы - разные.

Альфред Хичкок выразился: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня». Учитывая тяжелое детство режиссера, можно, предположить, что снимая фильмы ужасов, он переживал свои страхи «воплощая» их в кино, то есть, кинематограф он использовал для преодоления фобий. Возможно, в этом контексте стоит рассмотреть желание смотреть фильмы этого жанра, а именно: люди смотрят фильмы ужасов, для преодоления собственных фобий.

Можно посмотреть на проблему и с другой стороны: человек, видящий на экране фильмы ужасов, удовлетворяет потребности в насилии, исторические корни которого, можно проследить в статье А.П. Назаретян «Насилие в СМИ: сегодня и завтра», где автор также повествует о том, что насилие не возрастает, а сублимируется из физической в символическую и виртуальную сферы, причем современные СМИ играют существенную роль в развитии этой тенденции.

Из этой статьи можно сделать вывод, что люди с давнего времени использовали насилие, как метод воспитания, с использованием грубой физической силы. С развитием технологий, наше общество стало более гуманным, видя насилие только в виртуальной реальности, телевидении, газетах. Следовательно, фильмы, содержащие сцены насилия и ужасов, несут благоприятную цель гуманизация общества, воплощая агрессивные потребности человека в нереальной обстановке.

1.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику

Чтобы определить какое же влияние оказывают на человека просмотр фильмов ужасов, необходимо рассмотреть различные взгляды на эту проблему. Мнения ученых разделяются на два ожидаемых типа: отрицательное и положительное. В качестве примера о положительном воздействии фильмов ужасов предлагается следующая статья: «…качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг при этом адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. Профессор Радд также утверждает, что неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает у мозга определенную «привычку», и он перестает реагировать на него как на угрозу. По мнению техасского ученого, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств».

Но есть и другие факты, подтверждающие отрицательное воздействие от просмотра фильмов ужасов на физиологическом уровне. К примеру, рассмотрим следующую статью: «Биохимики из Вашингтонского университета обнаружили, что просмотр боевиков и фильмов ужасов со сценами насилия запускает программу самоуничтожения организма. По мнению ученых, такие картины оказывают пагубное влияние не только на психику, но и физиологию человека. В процессе эксперимента группе добровольцев предложили посмотреть несколько фильмов - мелодраму, документальную ленту и жестокий боевик. После каждого из киносеансов у участников был взят анализ крови. Согласно его результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияли на состав крови, тогда как боевик заставил кровь испытуемых «вскипеть». У испытуемых была зафиксирована повышенная выработка антител. Эти клетки обычно вырабатываются в ответ на проникновение в организм вируса или инфекции. Однако иногда антитела могут атаковать здоровые клетки организма, что в дальнейшем приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей.

Ученые объясняют такое деструктивное поведение организма тем, что сильный страх и внутреннее напряжение человека при просмотре насыщенного жестокостью фильма являются для организма сигналом об опасности. Но так как человек не пытается прекратить этот стресс и прореагировать в соответствии с естественной программой самосохранения, то организм считает, что стрессовый фактор находится внутри. На поиск внутреннего врага направляются антитела, которые начинают уничтожать здоровые клетки организма».

Рассмотрим также статью из «Российской газеты», в которой директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского рассказывает нам об истинном влиянии фильмов ужасов: «…К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе.

Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль. Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них - лидер - больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных - ведомых - заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи - это специфика подросткового возраста».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что фильмы ужасов влияют на человека на физиологическом и психологическом уровне, при этом носит как отрицательный, так и положительный характер. А именно, из-за просмотров фильмов идут неуправляемые реакции, влияющие на психическое состояние человека, на его поведение, на его действия. Кроме того переживая вместе с героями фильма эмоции страха, ужаса, тревоги, он имеет возможность преодолевать их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом. Другими словами ситуация просмотра фильма создает комфортные условия для зрителя: события на экране не могут причинить реального вреда, создать реальной угрозы, какими бы пугающими они ни были. Зритель находится в ситуации полной безопасности.

Комфортные условия при просмотре фильма, абсолютная защищенность от опасности - вершина айсберга. В реальности, наш организм реагирует на нереальную опасность максимально реально, пагубно сказывается на нашем здоровье. Но все, же со временем возникает «привыкание» к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживание страданию другого существа и становится довольно легко переступить запрет на агрессивное поведение.

В связи с этим следует ввести термин «агрессия».

Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

·физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (человек ломает, швыряет предметы и т.п.)

·вербальную - выражающуюся в словесной форме (человек кричит, угрожает, оскорбляет других)

·косвенную - непрямая агрессия (человек сплетничает, ябедничает, провоцирует и т.п.).

Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.

фильм ужас психика подросток

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния фильмов ужасов на психику подростков

.1 Выбор и обоснование методов исследования

Существуют различные методы исследования, такие как тесты, опросники, фокус - группы, анкетирование и другие.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. Это психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Плюсом этого вида исследования является оперативность и достоверность получаемой информации, но отрицательной стороной является возможность влияния на ответ опрашиваемого посредством интонации интервьюера, манере общения, и других факторов.

Тест является одним из самых достоверных методов исследования.

Фокус - группа - социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования.

Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора) по заранее подготовленному сценарию. Дискуссия проводится в специально оборудованном помещении и записывается на видео - пленку. Участники фокус группы отбираются строго по заданным критериям и являются представителями целевой аудитории.

Для нас наиболее предпочтительными являются следующие виды исследований:

анкетирование;

исследование посредством фокус - группы.

Выбор методов исследования мы можем обосновать следующим образом:

.Посредством опроса мы сможем получить необходимую информацию о целевой аудитории фильмов жанра «ужасы», узнать возраст поклонников этого жанра, а так же смогу выявить их отношение к фильмам хоррор, то есть ужасов.

2.Анкетирование является прекрасным методом исследования, который сможет показать нам не только отношение к фильмам жанра «ужасы», но и покажет причины, которые мотивируют людей к просмотру этих фильмов, покажет какой жанр наиболее предпочитаемый.

.Посредством проведения исследования методом фокус - группы, мы сможем увидеть эмоции, которые испытывают любители этого жанра во время просмотра фильма, проследить реакцию зрителей на захватывающие моменты, обсудить с ними их отношение к просмотренному фильму.

2.2 Анализ проведенных исследований

В начале нашего исследования нами был проведен опрос с целью выявления целевой аудитории, предпочитающей просмотр фильмов ужасов, определения их возраста и пола.

Опрос проводился 28 марта 2014 г., в ТРЦ «Макси» в г. Сыктывкаре. Респондентам были заданы следующие вопросы:

фамилия и имя участника опроса;

смотрит ли он фильмы ужасов»;

отношение к данному жанру;

род занятий.

Данные нами регистрировались в бланке, представленном нами в Приложение 1. Итоги опроса:

Опрошено29 человекЖенщин10Мужчин19Возраст опрашиваемыхот 16 до 28Положительных ответов на вопрос «Смотрите ли вы фильмы ужасов?»21Отрицательных ответов на вопрос «Смотрите ли вы фильмы ужасов?»8

Далее нами было проведено анкетирование. Бланки анкет рассылались посредством электронной почты, для того чтобы каждый участник мог уделить необходимое время его заполнению. Участниками анкетирования была молодежь в возрасте от 16 до 21 в количестве 20 человек. Главным критерием отбора была их увлеченность фильмами жанра «ужасы».

В течение 3 дней участники должны были ознакомиться, заполнить и отправить анкету для обработки результатов.

Бланк анкеты, который высылался участникам, представлен в Приложении 2.

Вопросы, которые были указаны в анкете, позволили нам понять мотивацию к просмотру фильмов жанра «ужасы», выяснить моменты которые нравится любителям в этом жанре.

марта 2014 г. нами проводилось исследование методом фокус - группы. Группа состояла из десяти человек. Возраст аудитории был от 13 до 17. Основным критерием отбора была принадлежность к группе «любители фильмов ужасов».

Цель проведения фокус-группы - проследить реакцию зрителей на увиденный фильм жанра «ужасы». Обсудить с ними уведенное, что им понравилось в этом фильме, а что нет, какие моменты были особенно страшными, и чем именно они напугали зрителей.

Исследование проводилось в кинозале. Ребята расселись и был включен фильм «Пила». Американо-австралийский кинофильм в жанре фильм ужасов/триллер. Изначально фильм получил рейтинг «NC-17» американской киноассоциацией из-за обилия сцен насилия. Было принято решение вырезать некоторые особо кровавые эпизоды. После этого фильм был переоценён и получил рейтинг «R».

Во время просмотра участники были спокойны, на протяжении всего фильма сидели вполне раскрепощено, изредка меняя позы.

После просмотра нами была проведена беседа. Респондентам были заданы вопросы.

Так, например, на вопрос «Какие эмоции от просмотра? Понравился фильм?» были получены такие ответы:

Шевченко Глеб: «…Нормально, скучнее, правда, чем прошлые части, но зато все рассказали».

Медведев Роман: «А мне понравился, такой же интересный, как и другие».

Моисеева Анна: «По мне так вообще скучно, сюжет интересный конечно, но я не люблю психологические ужасы, я нигде не испугалась ни разу».

На вопрос «Неужели совсем не было страшно? »респонденты ответили так:

Моисеева Анна: «Вообще нет, ну кровищи много и все».

Семёнова Диана: «Тоже нет, мерзко конечно, но когда головы падают отрубленные, даже забавно. Так не натурально, на мой взгляд, но определенно лучше, чем в «пункте назначения»! Зато тут смысл…короче это не ужастик».

Остальные участники высказали похожие мнения.

На вопрос «Вы испытывали отвращение? Ведь фильм содержит много кровавых сцен» мы получили следующие ответы:

Лозовой Вадим: «Да не особо он кровавый, два раза только показали, когда мужика топором разрезало, и в конце, да что там мерзкого. Кровь и кровь».

Смирнов Андрей: «Вот именно, это ж не нам отрезают».

Моисеева Анастасия: «Я б скорее сказала, что когда блондиночке голову отсекли, больше неожиданно было. Жалко. А мерзко - нет».

На вопрос «Было ли вам жалко жертв?» респонденты ответили так:

Борисов Василий: «По задумке же они все или убийцы или наркоманы, так что по идее не должно быть».

Лозовой Вадим: «Согласен, сами виноваты, они могли все спастись, а они поубивали друг друга».

На просьбу охарактеризовать главного героя мы услышали следующее:

Медведев Роман: «Маньяк - убийца, мститель, умный».

Борисов Василий: «Я не знаю. Но вообще он очень умный подуман, умел продумывать действия людей наперед».

Моисеева Анна: «Вообще учитывая сюжет, если кто помнит, он же из-за того что его жену по животу ударили, она ребенка потеряла, иными словами он очень жену любил, и теперь мстит. Мститель!»

Тавякова Диана: «Бред, а остальные тоже его жену как-то обидели? Он еще много с кем поиздевался, на мой взгляд, лез не в свое дело, он не вправе судить кого то. Он сумасшедший, не зря ж рак мозга был».

На вопрос «В чем, по вашему мнению, смысл фильма?» были получены следующие ответы:

Тончаров Сергей: «В том, чтобы люди ценили человеческую жизнь».

Борисов Василий: «Да, и еще в том, что каждому дается второй шанс, ну пила же выбирал жертву не просто так, а из - за какого-то совершенного поступка, и как бы их наказывал. Давал возможность исправиться».

Моисеева Анна: «Он же говорил, что убийство это ужасно, и что после его испытаний, никто не остается прежним».

Исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, из большинства опрошенных, фильмы жанра «ужасы» предпочитает мужская аудитория, и относятся к таким фильмам положительно, и с удовольствием хотят как на премьеры, так и смотрят дома. Возраст любителей фильмов этого жанра варьируется от 16 до 26 лет. Этот возраст характеризует хронологические границы юности. К концу юношеского периода завершаются процессы созревания организма человека: рост тела, формирование костно-мышечной системы, половое созревание, а также наиболее поздние по времени процессы нейрофизиологического оформления центральной нервной системы; приобретают определенность черты лица и внешнего облика в целом. В то же время степень личностной зрелости юношей и девушек в этом периоде еще значительно уступает степени зрелости организма. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач личностного и профессионального самоопределения, началом вступления во взрослую жизнь . Но, к сожалению, те комплексы, страхи, которые сформировались ранее, не уходят, и ними каждый человек борется разными способами.

Во-вторых, фильмы ужасов могут служить вспомогательным элементом в борьбе со страхами. Если в данном контексте рассматривать эту проблему то становится ясно, почему именно эта возрастная категория предпочитает фильмы жанра «ужасы». Исследование методом анкетирования показывает нам не только причины желания смотреть этот жанр, но и выясняет об эмоциях, которые испытывают любители этих фильмов во время просмотра. Ведь есть адреналинозависимые люди, которые занимаются экстремальными видами спорта, потому что это бодрящее ощущение в крови им необходимо испытывать постоянно.

Исследование методом фокус - группы раскрыло картину наиболее полно. Побеседовав с участниками, мы смогли сделать вывод, что они невосприимчивы к сценам насилия, и нет чувства сострадания. Но в тот, же момент они не агрессивны, не асоциальны, а наоборот: открытые сразу, же нашли контакт друг с другом, и искренне высказывали свое мнение о фильме.

Мы можем предположить, что любители фильмов ужасов, переживают свои страхи в кино, пребывая в нереальной реальности, они пересиливают свои комплексы, чувствуют напряжение во время просмотра, избавляются от агрессии, и после окончания фильма «обновленные» могут вновь жить в привычном ритме. Но в тот же момент, внешнее проявление, зачастую расходится с психологическим состоянием человека. Наши участники фокус - группы позитивные и открытые ребята, а их психическое состояние скрывает агрессивность, обиду.

Заключение

Анализ литературы по исследуемой проблеме, а также проведенные нами исследования позволили нам сделать определенные выводы:

Поклонниками фильмов жанра «ужасы» является аудитория в возрасте от 15 до 17 лет, и их пристрастие к фильмам этого жанра обусловлено возрастными особенностями.

Мотивационным аспектом к просмотру фильмов жанра «хоррор» является желание испытать острые ощущения, уйти от повседневности. Во время просмотра поклонники спокойны и не реагируют на острые моменты, их не пугает ни вид крови, ни сцены с отрезанием частей тела героям, но тем анкетирование показало - 98% «болеют» за жертву. При такой спокойной реакции на кровавые сцены стоит предположить что, у поклонников фильмов жанра «ужасы», ярко выражена агрессия.

Таким образом, мы исследовали поставленные задачи в исследовательской работе. Исходя из вышеописанных результатов мы можем сделать вывод, что просмотр фильмов жанра «ужасы» на психологическом уровне слабо выражен, и для того чтобы выявить влияние этого жанра на психическое состояние человека требуются годы, проведение более глубоких психологических тестов. Но на данном этапе мы смогли выявить то, что люди используют фильмы жанра «ужасы» как средство снятия стресса, и в качестве источника новых ощущений.

Список используемой литературы:

2.Вопросы психологии: Науч. журн. - М.: Вопр. психологии, 1955, стр. 114.

.Журнал «Психология»

.Определение «мотивация»

.Определение опроса как метода исследования

.Определение жанра «фильм ужасов»

.Определение фокус - группы как вида исследования

.Психологический навигатор. Статья

. «Российская газета» - Федеральный выпуск №3747 от 15 апреля 2005

.Сёрен Кьеркегор «Понятии страха» Энциклопедия «История философии»

.Статья о воздействии фильмов ужасов

.Статья об Альфреде Хичкоке

.Характеристика возраста

.Энциклопедический словарь медицинских терминов:

Приложение 1

Регистрационный бланк

ФИО УчастникаДата рожденияПоложениеСмотрите ли вы фильмы ужасов?Ваше отношение к этому жанру?

Приложение 2

Бланк Анкеты

Бланк АнкетыФамилия Имя ОтчествоПочему вы предпочитаете фильмы ужасов комедийным фильмам?Какие фильмы ужасов вы предпочитаете?психологическиепугающиекровавыенужное отметить галочкойПочему вы хотите смотреть фильмы ужасов?Вы пересматриваете старые или ходите на премьеры фильмов ужасов?Какой фильм ужасов у вас любимый? Почему он вам нравится?Какие эмоции вы испытываете при просмотре?страхсмехудовольствиенапряжениеужаснужное отметить галочкойКакие герои фильмов ужасов вам нравятся?В фильмах ужасов вы вы "болеете" за жертву или отрицательного героя?Какие моменты в фильмах ужасов вам больше всего нравятся?После просмотра вы чувствуете себя спокойно или есть ощущение тревоги?Считаете ли вы, что фильмы ужасов влияют на психику?Приложение 3

Протокол анкетирования

1. Николаева Оксана, 29.01.93, учащаяся:

я смотрю фильмы ужасов, но не часто. Мой парень их любит. А отношусь вполне спокойно, иногда очень страшно бывает.

Ниин Мирослава, 11.12.92, студентка:

нет. Люблю мелодрамы, а ужастики - глупые фильмы.

Власов Дмитрий, 21.25.88, студен:

да. Хороший жанр, положительно отношусь.

Лютоева Ирина, 1.10.92, студентка:

нет, страшно очень. Плохо отношусь и не смотрю, потому что потом уснуть не можешь.

Гурьянова Евгения, 8.02.90, учащаяся:

да, смотрю постоянно, классные фильмы, правда не всегда страшные, но бывает моментами, что дух захватывает.

Лютоев Максим, 03.11.93, студент:

да, надо ж чтоб адреналин бурлил. Отношусь отлично.

Григорьев Марк, 02.03.93, студент:

да, но в последнее время нет ничего стоящего. Отношусь -хорошо.

Морозова Анастасия, 23.01.91, учащаяся:

да смотрю, нравится, что страшно.

Усманов Владислав, 22.08.87, студентка:

нет, потом голова после них болит. Плохо отношусь, страшно же.

Алексеев Артем, 08.11.84, менеджер:

не особо, плохо сплю потом. Я бы сказала, что отношусь к ним больше отрицательно, чем положительно, иногда для разнообразия можно посмотреть.

Попов Андрей, 14.02.87, студент:

нет, вообще некогда смотреть фильмы, отношусь спокойно, не припомню фильма, который меня действительно бы напугал.

Писарькова Анастасия, 04.07.90, студентка:

да смотрю и часто, страшно правда, но очень нравится.

Дудина Анна, 21.10.93,студентка:

да. Отношусь отлично, с парнем всегда смотрим вечером в темноте, страшно до жути и вам советую попробовать

Тимофей, 23.12.92, студент:

нет. Сейчас нет страшных ужастиков, хожу только посмеяться.

Царев Игнатий, 08.09.88, студент:

да, смотрю постоянно, ничего против не имею.

Волков Семён 10.10.86, сушист:

да и регулярно, встряска для мозгов, отношусь положительно.

Морозова Светлана, 28.06.93, студентка:

нет, я мультики предпочитаю, они добрые. Мне вот немного по себе становится, когда я смотрю кровавые фильмы, то есть те, где отрезают части тела и тому подобное.

Джугашвили Назар, 21.03.87, продавец:

Мне нравятся фильмы ужасов, они захватывающие, интересные и мурашки по коже.

Попова Марина, 1.09.87, студентка:

да, и смотрю, потому что страшно. Мне нравится что страшно, ведь страшно не по настоящему, в этом их плюс.

Шевченко Михаил, 23.01. 93, студентка:

да, но в умеренных дозах, ну то есть не постоянно. Отношусь - положительно.

Смирнов Андрей, 14.02.85, пиццамейкер:

да, редко конечно бывает что-то страшное, но в целом лучше, чем слезливые фильмы, что смотрит моя девушка.

Николайчук Степан, 30.10.88,студент:

да, они прикольные. Отношусь к ним спокойно, ничего страшного в них нет.

Орлова Светлана, 17.01.92, студентка:

да, очень люблю этот жанр, лучше всего японские, отношусь - очень положительно.

Вишневский Роман, 22.09.94, учащийся:

да, но это не самый любимый мой любимый жанр. Отношусь в целом положительно.

Михайлов Сергей, 1.12.86, таксист:

да смотрю, самое любимые фильмы про зомби.

нет, но люблю комедии, и фантастику. А к ужасам отношусь отрицательно.

Семёнова Виктория, 14.03.88, студентка:

да, я на них вырос. Отношусь крайне положительно, и меня сейчас мало чем можно напугать.

Карпов Вячеслав, 9.09.88, студент:

в принципе, да, только нормального ничего нет, а так нравятся.

Эрлих Дарья, 08.06.86, менеджер:

я люблю, только они вообще не страшные, хочется, чтобы они реально были страшными, отношусь хорошо.


Внимание! Список фильмов, фотографии, описание фильмов могут вызвать неприятные ощущения у лиц моложе 18 лет, а также у лиц со слабой психикой. Перед просмотром фильмов, пожалуйста ознакомьтесь с возрастными ограничениями и другими рекомендациями.

В преддверии нового года один из самых влиятельных журналов о кино Total Film решил подвести не только итоги уходящего года. но и всей мировой киноистории. На днях на его страницах появился рейтинг 25 самых опасных, будоражащих и сумасшедших фильмов в истории кино…

1. Изгоняющий дьявола, реж. Уильям Фридкин, 1973

В семью известной актрисы приходит беда - ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.

В маленьком британском городке жизнь идет своим чередом, люди влюбляются, женятся и не особо обращают внимание на то, что происходит в мире… А зря… Советский Союз уже напал на Иран, а Америка не дает перемещать туда ядерные ракеты.

3. Кинопробы, реж. Такаси Миике, 1999

Мужчина, семь лет назад потерявший жену, решает найти себе подругу жизни. С помощью приятеля, близкого к шоу-бизнесу, он организовывает кинопробы, которые, на самом деле становятся смотринами девушек разных возрастов и их вредных привычек. И находит, что искал…

4. Голова-ластик, реж. Дэвид Линч, 1977

Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого …

5. За стеклом, реж. Агусти Вильяронга, 1987

Бывший нацистский врач - педофил, парализованный с ног до головы после попытки самоубийства, испытывает страшную страсть к юным мальчикам. Покончить жизнь самоубийством он решил после того, как его замучила совесть, когда он убил свою последнюю жертву. Извращенец вынужден взять к себе в качестве сиделки парня, который был свидетелем того убийства несколько лет тому назад.
Парень начинает шантажировать бывшего нациста. Он зачитывается его дневником, в котором врач описывал свои извращенные эксперименты над заключенными в военное время. Вскоре эти медицинские опыты переросли в педофилию и убийства…

6. Ад каннибалов, реж.Руджеро Деодато, 1980

Несколько молодых репортеров отправляются в дебри Амазонки, чтобы снять сенсационный фильм о последних людоедах, оставшихся на Земле.
Попав туда, где не бывал еще ни один европеец, они бесследно исчезают. Что с ними случилось? Какие ужасные секреты хранит амазонская сельва?

7. Сало или 120 дней содома, реж. Пьер Паоло Пазолини, 1975

Экранизируя роман маркиза де Сада, Пазолини переносит действие в 1944-45-е годы, в фашистскую «республику Сало» на севере Италии, где группа лиц из высшего общества во главе с принцем унижает, издевается, мучает, пытает юношей и девушек, собранных для услаждения извращённой элиты, чувствующей свою погибель. Четыре месяца длится эта экзекуция. Для взрослых это последняя возможность удовлетворить свои низменные инстинкты, для молодых людей - расплата за свою юность и желание жить.

8. Посетитель Q, реж. Такаси Миике, 2001

Над сыном все издеваются в школе, но дома он ведет себя как жестокий тиран. Дочь улучшает свое благосостояние, торгуя собой.
Мать - наркоманка, а отца, занимавшегося кастингом на телевидении, уволили с работы. Но он собирается вернуть свое рабочее место, сняв документальный фильм о своей распадающейся семье.

9. Забавные игры, реж. Михаэль Ханеке, 1997

В свой загородный дом на живописном озере приезжает муж, жена и 10-летний сын. К ним приходят два молодых парня, представившимися гостями соседей. У обоих на руках белые перчатки. Молодые люди решили позабавиться. Они убили собаку… и предложили хозяевам пари…

10. Счастье, реж. Тодд Солондз, 1998

После сорока лет брака без особых на то причин Ленни Джордан оставляет жену. Одна из его дочерей (Триш) замужем за педофилом-психиатром, который попадается на изнасиловании мальчиков, одноклассников сына. Вторая дочь (Хелен) пишет книги, эксплуатируя тему изнасилований в 11-12 лет. Не зная ничего о теме, она мечтает, чтобы с ней случилось то, что она описывает в своих сочинениях. Все остальные персонажи, так или иначе, связаны с семьёй Ленни Джордана. Каждый из них несчастен по-своему. Несчастен, несмотря на мирное время и такую экономически благополучную страну, как США. Но вывод всё-таки оптимистичен: пока люди ищут счастье, оно будет.

11. Я плюю на ваши могилы, реж. Мейр Зарки, 1978

Молодая симпатичная девушка по имени Дженнифер приезжает в свой загородный дом, чтобы провести там лето, подальше от городской суеты Нью-Йорка, и становится объектом воздыхания для голодных до соблазнительных незнакомок заправщиков. Вначале её мирный отдых был нарушен, когда она лежала в бикини в гамаке. Но в следующий раз всё оказалось серьёзнее…

12.Человек за солнцем, реж. Тун Фей Моу, 1988

В 40-х годах японское командование в оккупированной Манчжурии создало концентрационный «Лагерь 731». Узники, чаще китайцы, были материалом для испытаний переносимости экстремальных условий, например, холод, высота, а также для испытаний бактериологического оружия. Среди японцев кто сразу, а кто постепенно привыкает к мысли, что узники не люди, а исходный материал. Ярче всего это происходит у команды мобилизованных подростков.

После первого же сеанса в Японии фильм был снят с показа из-за угроз ультраправых сжечь кинотеатры. Во многих странах часть эпизодов вырезана или фильм запрещен к показу из-за натуралистичности и жестокости.

13. Некромантик, реж. Йорг Буттгерайт, 1987

Герой работает в бригаде труповозки. С работы он носит домой милые сувениры - почку, легкое, сердце, селезенку, хрящик, косточку. Все аккуратно пакуется в баночки и ставится на полочки. Однажды наш юный Вертер приносит домой полусгнивший труп из болота.

14. Необратимость, реж. Гаспар Ноэ, 2002

История раскручивается из конца в начало. Темнота ночи, багровые отблески на стенах притона, бледные, как простыня, лица. Герой мечется в лабиринте лестниц и переходов одного из подпольных гей-клубов. Цель - найти и убить человека, которого он никогда даже не видел в глаза. Но у него есть веская причина ненавидеть: незнакомец до смерти изнасиловал его подругу, с которой случайно столкнулся в безлюдном городском переходе…

15. Последний дом слева, реж. Уэс Крейвен, 1972

Две молодые девушки Мари и Филис поехали из своей «глубинки» на рок-концерт в большой город, где планировали хорошенько «оторваться». Однако «в отрыв» пошли не они, а компания беглых преступников во главе с брутальным Кругом, которая вдоволь поиздевалась и надругалась над бедными девушками.

16. Подопытная свинка 2: цветок из плоти и крови, реж. Хидеши Хино, 1985

Женщина, возвращающаяся домой поздно вечером, подвергается нападению неизвестного, который усыпляет ее хлороформом.
Когда она приходит в сознание, она оказывается привязанной к кровати в забрызганной кровью темнице во власти белолицего человека в шлеме самурая, который хочет превратить ее в «цветок крови и плоти».

17. Заводной апельсин, реж. Стенли Кубрик, 1971

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.
Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.

18. Человеческая многоножка, реж. Том Сикс, 2009

Две симпатичные американские девушки Линдсэй и Дженни по Европе. Однажды ночью на дороге где-то в лесах Германии они пробивают шины и в поисках помощи натыкаются на заброшенную виллу, хозяин которой накачивает их наркотиками и затягивает в самодельную больничную палату в подвале.
Утром девушки узнают, что они здесь не одни, а гостеприимный пожилой немец не кто иной, как доктор Хайтер, отставной хирург, всемирно известный эксперт по разделению сиамских близнецов. Но только на сей раз он собирается не разделять людей, а соединить их в «человеческую многоножку» с одной пищеварительной системой. И доктора совершенно не пугает тот факт, что в предыдущем его эксперименте «три собаки» погибли.

19. Последствия, реж. Начо Серда, 1994

Под знаменитый «Requiem in D Minor» Моцарта, который он писал на смертном одре, оставив незавершенным, без единого слова, в течение получаса нам последовательно показывают все стадии работы над мертвым телом. В сияющих белизной и залитых холодным светом помещениях морга хранятся трупы, некогда бывшие людьми, которых деловито кромсают и пилят на «разделочных столах» медицинские эксперты.

20. Порожденный, реж. Э. Елиас Мериге, 1990

Бог стар и безумен, он потрошит себя бритвой в заброшенном доме, одинокий и никому не нужный. Мать Земля, дождавшись смерти, сделала его ещё теплому телу минет и оплодотворила себя семенем. Далеко в пустыне она родила уродливого Сына Земли - Плоть на Кости, где его подобрали прокаженные и отправились с ним в странствие.

21. Человек кусает собаку, реж. Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд, 1992

Фильм! Фильм! Фильм! Как часто мы задумываемся о том, что смотрят наши дети, подростки, взрослые? Какие эмоции и впечатления мы впитываем из фильмов, которые транслируют по телевидению, показывают в кинотеатрах, доступны для просмотра онлайн в сети Интернет… Увы, многие даже не понимают, что иногда плохое настроение, агрессия, злость и даже ненависть могут быть навязаны фильмами с негативным сюжетом, где есть насилие, где ярость, злость и боль в каждом кадре. И просмотр таких фильмов, будет вызывать аналогичные эмоции и переживания, которые могут влиться в Вашу жизнь. Нельзя недооценивать влияние фильмов на психику человека.

Анализ фильмов вышедших в 2010 году показал, что за период с 01.01.10 по 01.10.10 на наши экраны вышло более 300 зарубежных фильмов (США, Франция, Италия, Китай, Корея, Германия…), российская киноиндустрия выпустила более 100 фильмов. Из них большую часть занимают именно те жанры, которые способны усугублять депрессию, подпитывать злость, агрессию, негативизм, враждебное отношение к другим людям.

Ниже представлены две диаграммы, которые показывают, фильмы каких жанров преобладают на наших экранах.

Даже беглый взгляд на обе диаграммы позволяет сделать вывод, что «кинофон» в России намного благоприятнее своего западного визави и это имеет свои вполне определенные последствия.

Чтобы лучше понять, каким образом фильмы влияют на психику человека, рассмотрим уровни, из которых собственно и состоит психическая деятельность человека.

Все три уровня очень сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, например, бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, сюда можно отнести ощущение равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Также можно выделить неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Это доказывает нам, что нервная система не может быть разделена на три автономные составляющие, и ее необходимо воспринимать как одно целое, где происходит взаимовлияние или обмен информации на всех уровнях. То есть влияние фильмов на человека проявляется на всех уровнях психики.

Если человек просмотрел фильм «Убийца внутри меня», он «подпитал» свою агрессию, которая через сознание проникла на подсознательный уровень. Затем она может проявляться через агрессивное отношение к другим людям, животным и так далее. Частый просмотр таких фильмов приведет к тому, что постепенно на бессознательном уровне отложится своего рода пласт агрессивности, который будет влиять на жизнь человека. Он будет не только агрессивен по отношению к кому-то, но и к нему будут агрессивны, в его жизни будут происходить такие события, которые будут провоцировать его к проявлению агрессивного поведения.

Максим 17 лет. Я часто смотрю боевики, обожаю фильмы наподобие «Крик», «Пункт назначения». Не вижу ничего плохого в том, чтобы пощекотать себе нервы.

У Максима есть трудности в общении, он задирается, спорит, дерется каждую неделю. Не находит общего языка с родителями, сверстники, которые имеют мнение отличное от его мнения, становятся врагами. Естественно, что такие фильмы привлекают его внимание, и он чувствует удовольствие от их просмотра, ведь его подсознание требует именно такой подпитки.

Когда о ком-то говорят: «вот сердилка» или «злюка», и так далее это означает что человеку, о котором говорят свойственно часто демонстрировать именно такие черты поведения, которые дали ему это прозвище: сердитость, агрессия, неприятие постороннего мнения, конфликтность… Для того, чтобы этот негативный ресурс (агрессия, злость) имел активность ему необходима подпитка. Это может быть конфликт с окружающими, просмотр фильма в жанре ужас или триллер благодаря которым человек имеет возможность пережить вышеперечисленные эмоции, которые есть в его подсознании. Бессознательное влияет на сознательный уровень, при этом человек не управляет этим процессом, так как он происходит неосознанно. То есть бессознательное диктует человеку выбирать фильмы, книги соответствующего жанра, которые отражают его внутреннюю установку. Избежать этого можно путем сознательного выбора фильмов, книг, поступков, суждений и так далее. До тех пор, пока Вы не делаете осознанно выбор в сторону позитивного мышления, пока идете на поводу у внутреннего закона агрессии, отрицания, враждебности, в Вашей жизни могут иметь место такие события, которые будут способствовать укреплению негативной установки.


Каждый из нас способен осознать, что для него выгодно, а что нет. Не зря некоторые родители контролируют ребенка на предмет просмотра мультфильмов с негативным сюжетом («Том и Джерри» – где отпадает голова, выпадают глаза, туловище бегает отдельно от головы, где кот всегда жертва своих же хитростей; новые выпуски «Ну-погоди» и так далее). Родители понимают, что ребенок потом может плохо спать, нервничать, бояться, переживать другие негативные эмоции. Почему же родители не задумываются о том, что и себя тоже необходимо оградить от просмотра фильмов жанра ужасы, детектив, драма, триллер, криминал, боевик. Если у Вас есть время на просмотр такого фильма, то почему у Вас нет времени на то, чтобы посидеть, хотя бы 10 минут в полном спокойствии и тишине, без суеты и других переживаний. Просто посидеть и подумать о чем-то хорошем.

Наряду с этим просмотр фильмов с положительным сюжетом может положительно влиять на психику человека, улучшать эмоциональное состояние и помогать в преодолении стресса. Этот прием широко используется в психотерапии и получил название – кинотерапия (метод воздействия на психику человека посредством просмотра фильма, его обсуждения и осмысления). Для этого используются разные жанры (за исключением ужасов), выбор фильма зависит от поставленных целей и задач. Такие фильмы как: «Однажды в Риме», «Больше чем друг», «План Б», «Одноклассники» и другие дают повод задуматься о своей жизни, о том, чем она наполнена, о главном – о любви и принятии, о дружбе и жизненных ценностях. Во время просмотра фильмов с позитивной сюжетной линией возникают соответствующие эмоции, которые делают нас добрее, отзывчивей, решительней, что обязательно найдет отражение в жизни каждого. Поэтому я призываю Вас смотреть те фильмы, которые поднимают настроение, заряжают позитивной энергией, заставляют Ваши глаза светиться… Такие фильмы будут способствовать развитию дружелюбия, позитивного отношения к себе и другим, ощущения того, что жизнь прекрасна и полна положительных моментов.

От всей души я желаю Вам позитивных эмоций!

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена

Фильмы, демонстрирующие агрессивное и устрашающее поведение всегда привлекали к себе повышенное внимание, как простых кинозрителей, так и узкого круга специалистов, что объясняется спецификой их влиния на массовое сознание . Среди фильмов, вызывающих наибольшую тревогу, одно из первых мест занимают «фильмы ужасов и мистики», которые включаютв свой сюжет насилие, кровавые сцены, убийства и персонажей отвратительноговида – вампиров, оборотней, зомби и т.д. Первый фильм жанра «хоррор» (с англ. – «ужас») «Замок дьявола» снял Жорж Мельес в 1896 г. Сейчас же в XXI в. смотреть фильмы ужасов можно и в домашней обстановке с помощью ноутбука или компьютера с доступом в интернет, в кинотеатре, а также на носителях. Считается, что ужасы действуют на психику человека. Рассмотрим как отрицательные, так и положительные cтороны их влияния на человека.

Фильмы ужасов представляют собой жанр художественного фильма. К ним относят киноленты, которые имеют своей целью напугать зрителя, вселить чувства тревоги, страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного – так называемый эффект «саспенс» (с англ. suspense – неопределённость). Но поэтому поводу существуют другие точки зрения. К примеру Кристофер Ли., утверждал, что термин «horror» неверен, т.к. условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «filmdufantastique» (фильм фантазии).

Чудовища, мертвецы, зомби, призраки и вампиры влияют на человеческое воображение, вызывают бурю эмоций, находящиеся в глубинах нашего сознания, и вызывают ощущение непонятного и панического внутреннего беспокойства, тревоги. Страх, шок, адреналин, трепет, встряска – это основные эмоции фильмов ужасов. Они заставляют задуматься об отдалении от общества, о различных фобиях и даже о смерти. Как говорил Н.А. Бердяев – русский философ: «Высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия». Альфред Хичкок же выражался так: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня». Учитывая тяжелое детство режиссера, можно предположить, что снимая ужасы, он переживал свои страхи «оживляя» их в кино, то есть, кинематограф он использовал как средство преодоления фобий. К примеру, психолог Дэвид Радд при помощи фильмов жанра «хоррор» избавляет своих пациентов от разных видов фобий. В основе его психологической практики лежит следующая теоретическая основа: при регулярном воздействии на психику человека чего-либо внушающего ему чувства страха (фильмы, книги), он начинает привыкать и, в конце концов, перестает испытывать негативные чувства. В работе «Молодежь и кнематограф: манипуляция сознанием» Н.П. Романова и М.В. Скрипкарь отмечают, что фильмы ужасов способны снять психическое напряжение, таким образом выполняя функцию стимулятора нервной системы . Отсюда можно сделать вывод о том, что фильмы жанра «хоррор» смотрят люди, которые хотят преодолеть свои собственные страхи и фобии.

Желание «пощекотать нервишки» и посетить какой-нибудь кровавый фильм про маньяков с топорами несет опасность не только для психики человека, но и для всего организма в целом.Так, в 2009 г. в «РБК daily» (ежедневная аналитическая газета)обнародовали результаты эксперимента, проведенного биохимиками из Вашингтона. Это исследование показало то, что просмотр устрашающих фильмов влияет на человека не только психически, но и физически.Ученые склонны объяснять поведение организма тем, что сильный страх и внутренняя тревога человека при просмотре насыщенного насилием фильма являютсядля организма сигналом об опасности.Но так как человек не пытается остановить этот процесс и отреагировать на инстинкт самосохранения, т.е. «спастись бегством», организм считает, что «очаг инфекции» находится внутри. На его поиск направляются антитела, начинающие уничтожать здоровые клетки организма.Обобщение медицинских материалов позволило врачам сделать вывод, что такой стресс вызывает у человека не только временные биохимические изменения, но и способствует появлению различных заболеваний. Так, невозможность снять агрессию приводит к тому, что у человека развиваются гипертоническая и язвенная болезни, повышается вероятностьинфаркта, инсульта и даже появляется мигрень.

В 2011 г. с участием автора было проведено исследование о влиянии мультфильмов жанра «хоррор» на психику детей. В ходе него испытуемым предлагалось вместе с родителями в течение недели каждый день по 30 минут просматривать дома фильмы ужасов.Целью данного эксперимента было выявление влияния мультипликационных фильмов ужасов на учащихся 3 класса в возрасте 8-9 лет.

После просмотра фильмов родителям надо было записывать, как вели себя дети во время сеанса, после сеанса и ночью. До испытания они никогда не смотрели мультфильмы такого жанра. После трех дней киносеансов, больше половины родителей в классе запретили смотреть каки嬬-либо ужастики. В это же время, мы вели наблюдение за испытуемыми на переменах в школе. В конце недели были собраны наблюдения и записи родителей. По завершению испытания были сделаны следующие выводы:

  1. после просмотра ужасов испытуемые становятся нервными, раздражительными, более агрессивными, т.е. начинают применять насильственные методы в реализации своих собственных идей и целей, избегая дипломатических путей решения проблем; к примеру, одна из девочек взяла без спросу пенал, а когда её попросили вернуть его, то она начала кричать, плакать и размахивать руками;
  2. испытуемые отдают предпочтение насильственным играм, подражая героям из мультфильмов, во время игр на перемене они постоянно ударяли других детей;
  3. сон становится беспокойным, испытуемые боятся засыпать; они просыпались ночью в слезах, жаловались родителям на плохой сон;
  4. стала стираться грань между плохими и хорошими поступками, испытуемые называли других детей разными ругательствами;

Вывод из вышесказанного вполне очевиден: родители должны по возможности ограничить просмотр данных мультфильмов.

Интересно то, что в последние годы всё больше количество людей смотрит ужасы. Просмотры фильмов жанра «хоррор» выросли на 65 %(1970 г. – 3%, 2010 г.– 68%). Это связано с тем, что подобные фильмы обладают высокой степенью манипулятивного воздействия на сознание , а также тем, что людям не хватает адреналина. Раньше условия для существования были тяжелыми, человек постоянно сталкивался с опасностью в виде хищников, смертельных болезней. Сегодня этого практически нет. Медицина развивается, люди живут в домах с центральным отоплением, а самых опасных хищников мы можем встретить только в зоопарке или цирке, и лишь в клетке. И поэтому люди ищут адреналин искусственным путём. Это походы в горы, прыжки с парашютом, а также фильмы жанра «хоррор».

Оказывается, что у этих фильмов есть не только отрицательные стороны, но и положительные.

Во-первых, это то, что ужасы являются отличным тренингом для человеческих нервов, людей, смотрящих «хоррор», труднее вывести из себя, т.к. человек переживает вместе со своим героем ту или иную ситуацию, справляется со страхом.

Во-вторых, это отличный способ получения адреналина. Ведь есть много людей, имеющих адреналиновую зависимость. Как утверждалось выше, профессор клинической психологии Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов человек получает некое удовольствие, т.к. наш мозг при этом адекватно оценивает реальность/ирреальность опасности. Понимая, что на самом деле реальная угроза отсутствует, кинозритель испытывает волнующие ощущения от выброса гормона адреналина.

В-третьих, по мнению техасских ученых, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств. При просмотре данных фильмов, организм перестаёт реагировать на угрозу. И это может оказать большую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств, т.е., фильмы ужасов, могут использоваться в клинической медицине.
Библиографический список

  1. Скрипкарь М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: автореф. … канд. социол. наук дис. – Чита, 2009. 24 с.
  2. Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. -Чита: ЧитГУ, 2010. -181 с.
  3. Скрипкарь М.В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 288-291.
  4. Скрипкарь, М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: дис.. канд. социол. наук. Чита, 2009. 187 с.
Количество просмотров публикации: Please wait