Иван Александрович Гончаров (1812-1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова - стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» - были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» - отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855-57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя - Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.

] семье зажиточного купца Александра Ивановича Гончарова. Мать, Авдотья Матвеевна, после смерти мужа воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры).

1820–1822 – обучается в частном пансионе "для местных дворян".

1822–1830 – учится в Московском коммерческом училище.

1830 , июль – выходит из Коммерческого училища, "не кончив курса, по прошению его родительницы". Готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831–1834 – студент отделения словесности Московского университета.
Получив диплом, едет в родной Симбирск и устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Гончаров служит до начала пятидесятых годов.

1832 , – В № 15 журнала "Телескоп", издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова – перевод 2-х глав из романа Евгения Сю "Атар Гюль".
27 ноября (9 декабря) – посещение Пушкиным Московского университета.

1834 , июнь (июль) – окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск.
Осень – Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835 , май – отъезд в Петербург.
30 мая (11 июня) – Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов.
Лето – знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 – в рукописном альманахе "Подснежник" помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839 – в рукописном альманахе Майковых "Лунные ночи" поместил свою повесть "Счастливая ошибка". В этой повести, как и в предыдущей, ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

1842 – написал "юмористический очерк нравов из чиновничьего круга" "Иван Савич Поджабрин". В этом очерке очерке Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя: свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений.

1844 – начал писать роман "Обыкновенная история". Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне.

1846 – читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке В.Г.Белинского и знакомится с великим критиком.

1847 – В №3 и № 4 журнала "Современник" напечатан первый роман Гончарова – "Обыкновенная история". Задумал и начал писать новый роман – "Обломов" .

1848 – в январском и февральском номерах "Современника" напечатана статья В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", в которой дана оценка "Обыкновенной истории" как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 – в "Литературном сборнике" Некрасова (при журнале "Современник") опубликован "Сон Обломова" (отрывок из первой части романа "Обломов"). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над "Обломовым" и где возник у него замысел третьего романа – "Обрыв".

1852 , 7 (19) октября – Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада" в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать "путевые письма" и заметки.
Ноябрь – посещает Лондон.

1853 , 6 (18) января – фрегат "Паллада" вышел из Портсмута в Атлантический океан.
Март – по прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии.
24 мая (6 июня) – 2 (14) июля – Гончаров находится в Сингапуре.
Август – прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством.
11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.


1854 , май – фрегат "Паллада" прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки.
Август – Гончаров покидает фрегат "Палладу".
Сентябрь – в Якутске.
Конец декабря – Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855 , 13 (25) февраля – проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими.
Осень – у Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой – свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856 . январь – получает назначение на должность цензора русской литературы.

1857 , июль–август – находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где пишет роман "Обломов" и вчерне завершает его.
конец августа – приезжает в Париж, где читает "Обломова" А. А. Фету, В. П. Боткину и Тургеневу.

1858 , 22 сентября (4 октября) – у себя дома, в кругу друзей, читает "Обломова" редактору "Отечественных записок" А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.
Выходят в свет отдельным изданием "Очерки путешествия" – "Фрегат "Паллада" Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: "Морском сборнике" (1855, кн. V, VI, IX-X; 1856, кн. VIII и IX), "Отечественных записках" (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), "Современнике" (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), "Библиотеке для чтения", "Журнале военно-учебных заведений".

1859 – в журнале "Отечественные записки" (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман "Обломов".
Май – в "Современнике" (№ 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?".
Лето – Гончаров уезжает в Мариенбад, где работает над третьим романом – "Обрыв".

1860 , 1 (13) февраля – приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В "Современнике" (№2) напечатан отрывок из первой части "Обрыва" – "Софья Николаевна Беловодова".
Начало мая – Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжает работу над "Обрывом".

1861 – в "Отечественных записках" (№ 1) появился отрывок из "Обрыва" – "Бабушка", в № 2 – "Портрет".

1862 , лето – живет в Симбирске, что дает ему новый материал для дальнейшей работы над "Обрывом". Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел "Северная почта".

1863 , июнь – освобожден от редактирования газеты "Северная почта", назначен членом Совета по делам печати.

1867 , 29 декабря (10 января 1868) – выходит в отставку, "согласно его прошению, по расстроенному здоровью".

1868 , март–апрель – читает первые три части "Обрыва" А. К. Толстому и редактору журнала "Вестник Европы" М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа.
Осень – закончил писать "Обрыв".

1869 – в январско-майском номерах журнала "Вестник Европы" напечатан "Обрыв".
Ноябрь – пишет "Предисловие" к отдельному изданию романа "Обрыв".

1870 – выходит отдельное издание романа "Обрыв". – закончил писать "Необыкновенную историю" (опубликована в 1924 году).

1879 – в журнале "Русская речь" (№ 6)) напечатана статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда".

1881 – выходит в свет сборник статей Гончарова "Четыре очерка", в котором впервые были опубликованы его "Заметки о личности Белинского". Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку.

1881–1884 – выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886–1887 – в "Вестнике Европы" (№ 4) опубликован очерк Гончарова "Из университетских воспоминаний". В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений ("Воспоминания", "В университете"). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1891 , 15 (27) сентября – смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Биография и литературная деятельность Гончарова

6 июня 1813 г., но душеприказчику и старинному другу Гончаровых М. М. Стасюлевичу было в точности известно, что метрическое свидетельство Ивана Александровича сгорело во время пожара Москвы в 1812 г. Из этого мы можем сделать вывод, что он родился не позже сентября этого года.

смерти отца мать писателя, на руках которой он остался трехлетним ребенком, ничего не жалела для воспитания сына. Первоначальное образование в науках, французском и немецком языках Гончаров получил в небольшом пансионе, который содержал в имении княгини Хованской, за Волгой, образованный и просвещенный сельский священник, воспитанник Казанской духовной академии. Он был женат на француженке и с ее помощью открыл пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. Дело обучения и воспитания велось священником чрезвычайно тщательно. Он следил не только за учением, но и за тем, что читали его ученики.

Первыми книгами, прочитанными Гончаровым вне классов, были сочинения Державина, которые он и переписывал, и учил наизусть; Фонвизина «Недоросль», Озерова и Хераскова, несколько детских книжек естественной истории, путешествия Кука вокруг света и Крашенинникова в Камчатку, исторические сочинения Роллена, Голикова, путешествия Мунго-Парка сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие. Чтение продолжалось без системы, без указания. Он поглощал полные привидений романы Радклиф и сентиментальные романы Жанлис в чудовищных переводах, мистические мудрствования Экгартсгаузена, описания неслыханных происшествий, все, что действовало на воображение. Но все-таки характер чтения был деловой и серьезный. Молодой Гончаров особенно был увлечен путешествиями под влиянием рассказов своего крестного отца, старого моряка. Именно эти рассказы вместе с ранним чтением путешествий стали впоследствии главным источником решения писателя совершить путешествие вокруг света.

Все это продолжалось до поступления Гончарова в 1831 году на филологический факультет Московского университета, где знакомство с греческим и римским миром, историческое и критическое изучение отечественной и иностранной литературы придало надлежащее направление его читательской страсти. Юношеское сердце находилось в постоянном поиске. Кафедру истории тогда в университете занимал Карамзин, но Гончаров увлекался им, может быть, не как историком и не как поэтом, а как гуманнейшим из писателей.

Это было время, когда между профессорами и между студентами начиналась новая жизнь. От студенческих кружков Гончаров остался в стороне. В университете тогда были учреждены новые кафедры эстетики и археологии под руководством профессора Надеждина и истории иностранной, древней и новой литературы под руководством профессора Шевырева, которые имели особенное влияние на Гончарова. Увлекательные чтения не только расширяли круг литературного и эстетического воззрения молодых слушателей, но и формировали их перо, а необходимость записывать правильно и красноречиво излагаемые лекции, благотворно действовала на их язык. То совершенство формы, которое признала критика с первых шагов вступления Гончарова на литературное поприще, было, несомненно, прямым следствием тщательного изучения образцовых писателей-классиков всех стран и народов, ознакомлению с которыми писатель посвящал много времени.

Путешествия и все доступно изложенные сочинения по части естественной истории занимали его внимание, но его любимым чтением была все-таки поэзия. Живее и глубже всех поэтов Гончаров был поражен и увлечен поэзией Пушкина в самую свежую и блистательную пору силы и развития великого поэта, которому он остался верен навсегда, несмотря на позднейшее тесное знакомство с корифеями французской, немецкой и английской литературы.

В 1835 г. Гончаров окончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переехал в Петербург и поступил переводчиком в Министерство финансов. В этом министерстве он прослужил вплоть до своего отправления в кругосветное путешествие в 1852 г.

В Петербурге писатель завязывает литературно-артистические знакомства, принимает участие в кружке, где царит поклонение искусству для искусства и возведение объективного творчества в единственный художественный идеал. Гончаров делается своим человеком в доме художника Николая Аполлоновича Майкова, отца известного поэта Аполлона Майкова (тогда еще четырнадцатилетнего юноши), и его брата, безвременно погибшего даровитого критика, Валериана Майкова. Писатель участвовал в их домашних занятиях литературой. Затем это участие перешло уже в журналы, в которых участвовали некоторые из друзей Майковых. И Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько статей и поместил в журналах без подписи имени. Он писал у Майковых и повести шуточного содержания, которые относились к частным случаям или лицам и не были примечательны.

«Обыкновенной истории», которая была прочтена пылким критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. Но это знакомство не могло перейти в дружбу. В 1846 г. Белинский был в разгаре увлечения идеями, шедшими в то время в Россию из Франции. Враг всяких крайностей, Гончаров меньше всего увлекался этими идеями, вот почему Белинский, отдавая дань полнейшего удивления его таланту, в то же время, по собственному рассказу писателя, называл его «филистером». В восторженной рецензии на «Обыкновенную историю» Белинский тщательно подчеркивал разницу между автором «Кто виноват», в произведении которого его не вполне удовлетворяла художественная сторона, но восхищала положенная в основу мысль, и Гончарова, который «художник и ничего более». «Обыкновенная история» имела успех необычайный и вместе с тем всеобщий. Даже «Северная пчела», ярая ненавистница так называемой «натуральной школы», считавшая Гоголя русским Поль де Коком, отнеслась крайне благосклонно к дебютанту, несмотря на то, что роман был написан по всем правилам ненавистной Булгарину школы.

«Современнике» маленький рассказ из чиновничьего быта, «Иван Савич Поджабрин», написанный еще в 1842 г., но попавший в печать только тогда, когда автор внезапно прославился.

повелению, в качестве секретаря начальника экспедиции, вице-адмирала Е. В. Путятина, и отправился на фрегате «Паллада» в это плавание, из которого вернулся в начале 1855 года.

Возвратившись из путешествия, на половине прерванного наступившею Восточной войной, Гончаров печатает в журналах отдельные главы «Фрегата Паллады», а затем усердно берется за «Обломова» который появился в свет в 1859 г. Успех его был такой же всеобщий, как и успех «Обыкновенной истории».

В 1858 г. писатель переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом Главного управления по делам печати). В 1862 г. он был недолго редактором официальной «Северной почты». В 1869 г. на страницах «Вестника Европы» появился третий большой роман писателя, «Обрыв», который имел огромный успех.

В начале семидесятых годов Гончаров вышел в отставку. С тех пор он написал лишь несколько небольших этюдов: «Миллион терзаний», «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», авторскую исповедь «Лучше поздно, чем никогда», «Воспоминания», «Слуги», «Нарушение воли», которые, за исключением «Миллиона терзаний», ничего не прибавили к его славе. Иван Александрович тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире на Моховой. Он умер 15 сентября 1891 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - великий русский писатель, публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук и обладал чином Действительного статского советника.

Это известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность.

Детство и юность

Иван Гончаров родился в 1812 году в городе Симбирске в семье купца. Там же и проходило его детство, в большом имении отца в центре города. Как известно, это является родиной Ленина и Карамзина. Впечатления об отчем доме, саде и дворе, о барском быте во многом послужили написанию его произведений и автобиографического рассказа "На родине".

Будучи семилетним ребенком, Гончаров потерял отца и стал воспитываться матерью и крестным отцом, отставным моряком. Фактически он заменил отца будущему писателю, дал ему образование и сформировал мировоззрение.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать настояла на его обучении в Москве в коммерческом училище. Учеба ему была малоинтересна и давалась очень тяжело. Поэтому спустя 8 лет Гончаров просит мать подать прошение об отчислении, а в 1831 году поступает в Московский университет на факультет словесности. Одновременно с Гончаровыс в этом университете получали образование Белинский, Герцен и Тургенев. Обучение там является важным стартом в его творчестве. Он успешно получает образование, знакомиться с интересными людьми.

Жизнь после университета: начало творческого пути

После окончания университета в 1834 году Гончаров отправился на родину. Увиденное его очень поразило и огорчило, так как в деревне ничего не поменялось. Писатель привык к жизни в столице, она его манила и вдохновляла. Сонный город и его жители не давали никаких перспектив, но Гончаров остается в Симбирске, принимая предложение по работе местного губернатора. Иван Александрович остается на родине в должности секретаря. Работа была скучной и неблагоприятной, зато приобретенные навыки и знания бюрократической системы в будущем очень помогут писателю.

Проработав в Симбирске около года, Гончаров решается на переезд в Петербург, где устраивается переводчиком в министерство финансов. В столице писатель строит свою жизнь заново, самостоятельно и усердно. Новая должность его не обременяла, она была высоко оплачиваемой и не сложной. Позднее Гончаров знакомится с Майковыми, где нанимается репетиром словесности и латыни для старших сыновей.

Знакомство с Майковым по праву считается началом творческого пути Гончарова. Именно в это время он знакомится с Белинским, часто бывает у него в гостях и в доме Литераторов. Одним из первых произведений Гончарова было "Мильон терзаний", написанное в стиле романтизма, и получившее высокую похвалу от знаменитого критика. Белинский восхищался техникой и стилем письма, словестными оборотами и талантом в целом молодого литератора.

1847 году в журнале "Современник" Гончаров публикует свой следующий рассказ - "Обыкновенная история".

В 1855 году свет увидел еще одно произведение - "Фрегат Паллада", написанное под впечатлением кругосветного путешествия с вице-адмиралом Путятиным.

Работая в министерстве финансов цензором, писательская и творческая деятельность Гончарова прогрессивными слоями общества воспринималась неоднозначно. А постоянная нехватка времени не давала писателю закончить свое произведение "Обломов". Поэтому Иван Александрович уходит из министерства и полностью посвящает себя творчеству.

Расцвет творческой деятельности и последние годы жизни писателя

В 1859 году Гончаров все же заканчивает написание романа "Обломов", которое принесло ему особую славу и уважение. Писатель совершил художественное открытие, раскрыв судьбу человека не только как социального объекта, но и придавая этому философский характер.

Гончаров не гнался за славой, поэтому сразу же начинает работу над новым романом под названием "Обрыв", это детище от растил почти 20 лет. И это последнее его крупное произведение.

Последние годы жизни писателя сопровождались болезнями и душевными депрессиями. Закончив работу над "Обрывом", Гончарову стало жить еще тяжелее. Новые романы он писать не стал, только маленькие очерки ("По восточной Сибири", "Поездка по Волге", "Литературный вечер" и прочее).

В 1891 году И. А. Гончаров скончался от воспаления легких, в полном одиночестве, похоронили его на Никольском кладбище, и практически сразу опубликовали некролог в "Вестнике Европы", где называли Гончарова лидирующим писателем литературы.известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность. Интересным фактом является то, что дата рождения писателя совпадает с датой рождения Пушкина и вводом войск Наполеона на территорию России.

Основные этапы жизни и творчества.


Детство.

Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н.Н.Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. Купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

Образование.

Гончаров учился в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого, где он приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище, восьмилетнее пребывание в котором оставило у него неблагоприятное впечатление. К счастью, молодой Гончаров компенсировал недостатки казенного обучения активным самообразованием. Не окончив училища, Г. решился на вступительные экзамены в Московский университет. Он успешно выдержал их в 1831 г. (в 1830 г. из-за холеры в Москве в университете занятий не было), став студентом филологического ("словесного") отделения. Гончарова интересовали преимущественно вопросы теории и истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самым сильным впечатлением тех лет для него стало посещение А. С. Пушкиным университета, где великий поэт спорил с профессором М. Т. Каченовским по вопросу подлинности "Слова о полку Игореве". Гончаров вспоминал впоследствии: "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий ("Евгения Онегина", "Полтавы" и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование"


Начало литературной деятельности.

К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Последовавшая за окончанием университета (1834) служба в канцелярии симбирского губернатора, а затем (с мая 1835 г.) в Петербурге - переводчиком в министерстве финансов. Работа не очень мешала его литературным занятиям. К ним особенно побуждало молодого Гончарова общение с семейством Майковых, художественно одаренных людей: живописцев, поэтов. Литературный салон Майковых был популярен в Петербурге: здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович.


«Современник»

В "Обыкновенной истории" писатель последовательно отрицает абстрактные, идеалистические обращения главного героя Александра Адуева, к некоему "божественному духу", прекраснодушные мечтания "розового" романтика о любви, не подкрепленные реальным, серьезным чувством. Романтическая мечтательность героя не наполняет живым смыслом ничье существование, даже его собственное. Адуев пишет стихи, но романтизм молодого стихотворца безжизнен, вторичен, заимствован, что насмешливо и констатирует его дядюшка - Петр Иванович Адуев.


История создания романа «Обломов»

В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается, по существу, бессмысленной и бесполезной, Гончаров предвосхищает главный замысел романа "Обломов". Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания. Для писателя идеальная жизнь в гармонии ума и сердца, в естественности, но не стихийной, слепой, а сопряженной с верным пониманием хода вещей.

Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг. В 1849 г. в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при журнале "Современник" был напечатан "Сон Обломова". Эпизод Н) неоконченного романа". Критика сразу же высоко оценила этот отрывок из будущего романа, впрочем, имеющий и вполне самостоятельное художественное значение. Но в критических суждениях сказались идейные разногласия. Славянофильская журналистика признала "фламандское" искусство писателя, но отвергла авторскую иронию по отношению к патриархальному быту помещиков.

"Современник" признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в "Сне Обломова" творческий шаг вперед по сравнению с "Обыкновенной историей".


Фрегат «Паллада»

В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате "Паллада" - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке - Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество.

    Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке "Отечественных записок" появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в "Морском сборнике" и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада"" (1855-1857) - своеобразный "дневник писателя". Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.


Расцвет творчества

    Сразу же по завершении очерков Гончаров приступил к продолжению работы над "Обломовым". В 1859 г. писатель публикует роман в журнале "Отечественные записки". По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман - вершина творчества писателя. Это центральное произведение во всей русской литературе по эпической масштабности художественного исследования российского дворянского "байбачества". Здесь представлен художественный тип необычайной социальной и психологической емкости.


«Обломов»

Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово "обломовщина". В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет "Обломова" и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - "Обрыв". Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги.


Государственная служба писателя.

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты "Северная почта", являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей "Современнику" Некрасова и писаревскому "Русскому слову", он вёл открытую войну против "нигилизма", писал о "жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма" - Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.


Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение


Последние годы жизни.

"Обрыв" стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: "Литературный вечер", "Слуги старого века", "Поездка по Волге", "По восточной Сибири", "Май месяц в Петербурге". Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить такие его этюды, как "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского", "Лучше поздно, чем никогда", давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.


Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления лёгких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах "Вестника Европы", отмечалось: "Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе" В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятник, мемориальная беседка.

Самое ценное в его романах - объективный призыв к деятельности, одушевленный большими нравственными идеями: свободой от социального и морального рабства, гуманностью и высокой духовностью. Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма.