Анна Бутурлина презентует в Центральном Доме Художника новую программу «Джаз для всей семьи». Одной из задач певица ставит себе поведать взрослым и маленьким слушателям, что джаз может быть музыкой для всех.

В интервью порталу JazzPeople Анна Бутурлина рассказала, как она относится к тому, что ее называют лучшей джазовой певицей Москвы, что определило джазовую судьбу вокалистки и кто ее самый большой поклонник.

Джаз для семейного отдыха

– Подходит ли джаз для семейного отдыха?

– Я уверена, что да, потому что джаз джаз – очень многогранная музыка, очень эмоциональная. В ней много интересных элементов, начиная от ритмов и гармоний и заканчивая мелодиями и стилем изложения. Это музыка заслуживает большого внимания именно с точки зрения семейного досуга. К тому же знакомство с чем-то новым, я имею в виду тех, кто к джазу не очень близок, способствует расширению кругозора.


Джазовая певица Анна Бутурлина

– Ваша программа называется «Джаз для всей семьи». Расскажите, пожалуйста, о роли вашей собственной семьи в вашем творчестве, о влиянии.

– Я так устроена, что моя семья и мои дети – для меня не менее важны, чем моя работа, они занимают значительное место в моей жизни. Я себя никогда не представляла одинокой женщиной, выступающей на сцене, поэтому огромное счастье мне приносят мои близкие. Это мое вдохновение и моя опора, это дает мне возможность творить, создавать новое, быть уверенной в себе.

Моя семья меня окрыляет

Моя семья меня окрыляет. Я чувствую себя полноценно счастливым человеком. Для артиста важно быть счастливым, хотя некоторые черпают вдохновение из драматических переживаний. Я уже, наверное, переступила через эту границу, и мне интереснее быть счастливой.


Семья Анны поддерживает ее практически на всех концертах

Моя семья довольно часто бывает на моих концертах, особенно на больших выступлениях. Я приглашаю и мужа, и маму, и папу, и бабушка бывает, уже не говоря о моей старшей дочери – она мой самый большой поклонник. Она всегда говорит мне: «Мама, ты лучшая», и это очень помогает мне.

Доступный джаз для неискушенных

– Вы говорите, что особенно ждете на своих концертах слушателей, которые считают джаз «непонятной музыкой».

– Многие люди пугаются джаза, поскольку считают его сложным для восприятия музыкальным материалом. Они думают, что джаз должен быть непременно на английском языке. Это не совсем так.

Джаз может быть легким

Для своего концерта «Джаз для всей семьи» 1 июня в Центральном Доме Художника я специально подобрала программу, которая будет интересна и маленьким и взрослым слушателям. Это будут не только американские джазовые стандарты, но и российские песни из фильмов и мюзиклов в джазовых аранжировках.


Анна Бутурлина уверена, что джаз можно научить слушать и любить

Свои выступлением я хочу показать, что джаз может быть легким, понятным, доступным даже для тех, кто не искушен в этой музыке. Необязательно быть джазовым меломаном или эрудитом. Достаточно быть просто открытым человеком с душой, готовой к восприятию чего-нибудь нового, и тогда джаз легко проникнет в ваше сердце.

Отправная точка в мир джаза

– У каждого музыканта есть своя история, с которой началось его знакомство с джазом. Вы помните, когда джаз в самый первый раз вошел в вашу жизнь и как это было?

– Я джазом увлеклась не сразу. Мне, как и многим современникам, казался джаз сложным. У меня академическое музыкальное образование. Когда мне было 17 лет и я обучалась в музыкальном училище имени Гнесиных, я столкнулась с одной очень красивой джазовой мелодией, которая покорила меня тем, что она настолько прекрасна и совершенна, что мне хотелось ее петь и слушать бесконечно.


За плечами у Анны академическое музыкальное образование. Джаз покорил ее в 17 лет

Эта мелодия – Misty Эрролла Гарнера – решила мою дальнейшую судьбу. Я думаю, в жизни каждого может случиться такое открытие.

Лицом к лицу со зрителями

– Что вы чувствуете, когда выходите к зрителям? Какие эмоции испытываете?

– За много лет работы на сцене я уже сформировала для себя определенную гимнастику для своих нервов. Сейчас я уже не холодею от ужаса перед зрителями, но бывают все же особенные концерты, на которых я волнуюсь.

Моя задача – заинтересовать слушателей джазом

Перед концертом 1 июня я волнуюсь больше, чем перед другими выступлениями, потому что среди моих слушателей будут дети. Моя задача – доступно и красиво все преподнести, заинтересовать и не отпугнуть их.

Анна Бутурлина – лучшая джазовая певица Москвы

– Вас называют лучшей джазовой певицей Москвы. Что значит это для музыканта и как вы относитесь к подобным «титулам»?

– Я уверена, что быть лучшим невозможно, потому что у каждого музыканта есть свои сильные и слабые стороны. Своей работой на сцене я завоевала хорошую репутацию в мире российского джаза – меня знают и приглашают. Но это не является тем, что можно в комплексе назвать «лучшая». Это, скорее, оценка моих качеств и достижений.


Анна Бутурлина: «Для меня важно оставаться интересной публике»

При этом мне есть к чему стремиться, у меня много планов. Я работаю над собой, и эта работа никогда не прекратится, потому что можно открыть в себе новое даже после долгих лет творческой деятельности. Для меня важно оставаться интересной публике. Если этого не происходит, то микрофон можно убирать на полку и начинать сажать цветочки в саду. (Смеется)

Анна Бутурлина много лет поет джаз на сцене и завоевала признание музыкальных критиков и слушателей в России и за ее пределами. Предлагаем узнать о в истории жанра.

Беседовала Виктория Мэлл

Анна Бутурлина в настоящее время - одна из самых востребованных джазовых певиц России. Помимо работы над сольными концертными джазовыми программами, которые можно услышать в известных клубах столицы, Бутурлина выступает с Российским Государственным симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди Российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов, мультфильмов и музыку для детей.

Выступления Бутурлиной также можно увидеть на многочисленных крупных мероприятиях и презентациях в Москве и за её пределами.

Анна Бутурлина родилась в Москве. Блестяще окончив музыкальную школу №1 им. С.Прокофьева по классу классического фортепиано, поступила в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных на дирижёрско-хоровое отделение. На третьем курсе Анна открыла неожиданно для себя джазовую музыку. С того момента сомнений не осталось: джаз - это то самое направление, которое будет её призванием. Анна успешно окончила училище и поступила в Российскую Академию музыки им. Гнесиных на отделение эстрадно-джазового вокала.

Июнь 18, 2012

Анна Бутурлина – одна из самых востребованных джазовых певиц России. Ее вполне можно было бы назвать «королевой джаза», но в отношении Ани – такой милой, улыбчивой и скромной — подобная метафора звучит слишком пафосно. Принцесса – да. Притом из тех, что бывают только в сказках или диснеевских мультфильмах. Судите сами: длинные солнечные волосы, лучистые глаза и, конечно же, голос – неправдоподобно мощный для столь хрупкой девушки. Чем не сказочное создание? «Принцесса» выступает с биг-бэндами, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов и музыку для детей, исполняет главные роли в мюзиклах, воспитывает дочь… Ваши аплодисменты, дамы и господа: на сцене Woman on Top - Анна Бутурлина!

- Очень хочется начать наш разговор с вопросов о джазе. Что означает быть успешной джазовой певицей в России?

В нашей стране это означает петь на престижных фестивалях и серьёзных сценах в компании «крупных» музыкантов. Я выступаю со многими оркестрами и коллективами первой величины в России: с оркестром им. О. Лундстрема, биг-бэндом Игоря Бутмана, ансамблем Алексея Кузнецова, биг-бэндом «Орфей», симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, тесно сотрудничаю с композитором Геннадием Гладковым, а также участвую в проектах, которые организует Анатолий Кролл.

Конечно, стадионы джаз у нас пока не собирает, но ценителей джаза довольно много. А вот чего мало, так это информации о джазе — и в СМИ, и вообще везде. И цены на билеты в хорошие джазовые клубы велики. Знаю, что есть очень много студентов и пожилых людей, которым не по карману посещения клубов, и они только и мечтают о возможности пойти на джазовый концерт, где цены на билеты доступны.

- Насколько, по-вашему, востребованы отечественные джаз-исполнители в России?

В России наши джазовые исполнители востребованы вполне. А вот за рубежом… Хотелось бы чаще выступать именно там. Там больше внимания уделяется этой культуре, и осведомлённость людей гораздо выше. Там шкала ценностей в принципе другая, люди больше подготовлены к восприятию более интеллектуальной и сложной музыки, им это интересно! Ощутима разница, конечно, когда выезжаешь, например, в Европу.

с оркестром Игоря Бутмана

- А как вы вообще пришли в джаз? Мечтали об этом с детства или…?

В детстве я мечтала стать сначала балериной, потом пианисткой, потом палеонтологом… Однако музыка оказалась сильнее всего остального. Джаз вошёл в мою жизнь случайно, когда я ещё была в музыкальном училище и получала академическое образование. Он сразил меня своей мелодичностью, оригинальными музыкальными формами и удивительной глубиной. Мне почти сразу стало ясно — джаз никогда не надоест! Это источник вдохновения, который не может иссякнуть, и в нём есть всё, что мне необходимо для полноценного творчества. Тогда, в семнадцать лет, я не могла оценить и понять это так, как понимаю сейчас, но интуитивно сделала свой выбор. Склонялась к опере, оперетте, то есть смотрела в направлении именно вокальном, но джаз всё поменял и определил мой выбор профессии. Когда я поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных, это уже было эстрадно-джазовое отделение.

- К чему должна быть готова молодая исполнительница, которая мечтает сделать карьеру в джазе?

Вопрос очень сложный, и ответить на него коротко невозможно. Не буду углубляться в профессиональные подробности и скажу просто: нужно быть готовой к ежедневной кропотливой работе над собой. Одним талантом не обойтись. И, конечно, нужно «нарабатывать» связи. Без них вообще ничего не делается в этом мире.

Профессия музыканта, как и любая, порой приносит очень неплохой доход, порой не приносит ожидаемого, но в любом случае с бизнесом это не сравнить. Это всё же творческая профессия. Самым важным здесь является то, что профессия эта мною искренне любима.

- Что вы больше всего цените в партнерах и что для вас абсолютно неприемлемо?

Ценю высокий профессионализм, чувство юмора и внимательность. Причём, внимательность не только в технических профессиональных вопросах, а даже больше в человеческих отношениях, в стремлении понять друг друга. При тесном сотрудничестве это просто необходимо. И совсем не переношу равнодушие и небрежность. Я очень чувствую такие вещи.

- Кто формирует ваш сценический образ?

Пока свой сценический образ формирую я сама. И чаще отдаю предпочтение традиционным формам — женственным, элегантным, без лишнего эпатажа. К примеру, на большой сцене с симфоническим оркестром или с биг-бэндом надену длинное концертное платье, а в клубе запросто могу выйти в джинсах и рубашке.

- Вы исполняли главную женскую роль в мюзикле «Дракула». Понравилось ли вам это амплуа?

Да, я была в восторге от этой работы, хотя она была и нелегка: репетиции начинались с девяти утра, а заканчивались порой и в девять вечера, когда шла подготовка спектакля. Я извлекла из этой работы много ценного для себя. Сценический опыт всегда полезен, особенно когда речь идёт о синтезе искусств, как в жанре мюзикла — синтезе вокала, танца и драматического искусства.

Сейчас, спустя несколько лет, это мне пригодилось в работе над новым музыкальным спектаклем «Пенелопа, или 2+2″ по пьесе С.Моэма «Пенелопа», премьера которого состоялась в сентябре 2011 года в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Автор идеи и музыки к спектаклю — Геннадий Игоревич Гладков. Я играю там главную роль - Пенелопу.

- С какой публикой вам комфортнее всего работать?

- Люблю выступать перед публикой, которая пришла именно на концерт, у которой интерес в глазах и открытое сердце. С некоторыми поклонниками общаюсь лично, приглашаю их на свои концерты. С некоторыми — переписываюсь в интернете. Больше среди них, наверное, мужчин.

Дарят они, в основном, цветы, которым я всегда радуюсь. Но самые лучшие подарки — это овации зрителей!

- Что вас вдохновляет?

- Записи джазовых мастеров, которые я слушаю или смотрю. Вдохновляют красивые мелодии. Удачные джазовые концерты моих коллег, концерты академической музыки или спектакли, на которые иногда удаётся выбраться вечерами. И особенно вдохновляют одарённые талантливые исполнители, когда я наблюдаю за их работой…

с пианистом Алексеем Беккером

- А если получаете нелестные оценки, — это стимул идти вперед и развиваться или, наоборот, повод опустить руки?

Конструктивная критика от образованных людей, чьё мнение для меня ценно, вещь полезная. Бывает, обидно выслушивать негативные отзывы, но когда остываешь, начинаешь задумываться, анализировать: приходят верные решения, стремление устранить недочёты, начинается та самая работа над собой, без которой художник не может существовать.

Нелестные оценки недоброжелателей никогда не иссякнут — это нормально в творческой среде — хотя мне в лицо их крайне редко высказывают. На зависть и сплетни внимания не обращаю, времени на это не трачу.

- Возникало ли у вас когда-нибудь желание сменить профессию?

- Нет, никогда. Но делать ещё что-то творческое, близкое к моей профессии, помимо пения, я всегда стремлюсь. Мне было бы интересно работать ведущей на телевидении, на радио, играть в драматическом театре… В кино с удовольствием бы снималась! Мне интересны совершенно разные образы — от смешных старушек до роковых женщин. Жду предложений!)))

А как вам в повседневной жизни удается сочетать два таких разных образа – заботливой мамы и успешной джаз-леди?

Сейчас с дочкой намного проще, она взрослая, сознательная. Лет до четырёх было трудно. Няню я сознательно не брала, хотела сама растить Дусю, видеть её успехи. Я убеждена, что с ребёнком именно в первые годы жизни необходимо проводить как можно больше времени, в чём-то отказывая себе, заниматьсяс ним, дарить ему свою любовь. Поэтому мне приходилось иной раз отклонять приглашения выступить где-то или куда-то поехать. Изредка беру её с собой на выступления и даже на гастроли пару раз возила с собой.

с дочерью Евдокией

- Вы бы хотели, чтобы она пошла по вашим стопам?

Пока музыке она не учится, но я задумываюсь о том, чтобы отдать её в музыкальную школу. Это важно для развития гармоничной личности, особенно для девочки. Но склонять в свою стезю совсем не хочу — пусть решение придёт с течением времени. Я за ней наблюдаю, пытаюсь понять, к чему она сама тянется. Если она выберет профессию музыканта, это будет её решение.

- У вас наверняка очень насыщенный график… Как выглядит ваш типичный день?

Мой день начинается почти всегда в 7.30 утра — я встаю рано, чтобы отвезти дочку в детский сад. Описать свой типичный день не смогу, потому что они все разные. Но типичная неделя включает в себя тренировки в спортивном клубе, занятия йогой, репетиции, сами выступления, работу над программой и репертуаром, деловые переговоры и переписку, касающуюся организации моих концертов, и время, посвящённое работе в социальных сетях. Если же вечер не занят концертом, то я провожу время дома с дочкой. К счастью, график мой ненормирован, и я до определённой степени сама себе хозяйка. Для меня это просто замечательно!

- А что делаете в свободное время?

Свободное время провожу за чтением книг. Очень люблю кино, театр, оперу, но свободных вечеров у меня довольно мало, поэтому, к сожалению, бываю в театрах редко. А самая большая радость — от общения с близкими людьми. У всех у нас в современной жизни так много дел и работы, что по полгода не удаётся увидеться, поэтому такие встречи бесценны.

Узнать расписание ближайших концертов Анны Бутурлиной, а также более подробно познакомиться с ее биографией, можно на официальном сайте певицы http://www.buturlina.ru .

Беседовала Елена Ефремова

Виктория Игошина

Дарья Чернова

Сергей Самойлов

Джазовая певица и актриса мюзикла Анна Бутурлина родилась в 1977 году в Москве. Окончила ДМШ имени Прокофьева, Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия) и Jazz Voices в Клайпеде (Литва), обладатель Гран-при конкурса джазовых вокалистов в Москве. Дебютировала в 19 лет в джазовом оркестре «МКС Биг-Бэнд» Анатолия Кролла. В дальнейшем сотрудничала с Государственным камерным оркестром джазовой музыки Олега Лундстрема и лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман, Лев Кушнир, Алекс Ростоцкий, Яков Окунь, Владимир Данилин, Иван Фармаковский и другие.

Выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России. Играет главную роль в спектакле «Пенелопа, или 2+2» с музыкой Геннадия Гладкова в Театре музыки и драмы Стаса Намина. С сольными программами выступает в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках России. В мае 2015 года принимала участие в концерте, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, в зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Среди проектов последнего времени – «Женские киноистории» и «Джаз в двух действиях» в Центральном Доме художника, «Игры в джаз» с Даниилом Крамером в Московском международном Доме музыки.

Анна Бутурлина – участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в числе которых «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многие другие. Организатор I Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее значительные работы – в анимационных фильмах компании Disney, где певица озвучила Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце»). Певицей записаны сольные альбомы “Black Coffee” (2002), “My Favorite Songs” (2006), «Всё это джаз» (2017), «Осторожно “музыка”» (2017) и «Ключ от королевства» (2017).

Джаз всегда казался мне миром величественным, глубоким и искренним. Музыкой, которая способна наполнить собой тебя, затронуть скрытые струны души, снять маски. Той музыкой, которой можно открыться, которой можно верить…

При этом не менее таинственными и загадочными казались мне джазмены. Так, наверное, бывает часто, когда, не имея четкого представления о тех или иных вещах и людях, мы начинаем рисовать и создавать их в своем воображении. Мне представлялось, что человек, который посвятил себя и свою жизнь джазу, обязательно должен очень отличаться от других. Помимо личной индивидуальности, присущей каждому из нас, в нем должно быть что-то еще. Что-то такое, что уловив и распознав в человеке, можно понять, почему он выбрал именно джаз. А, быть может, это джаз выбрал его?

Что касается меня, то я всегда откладывала на потом близкое знакомство с джазом. Я имею ввиду такое знакомство, при котором в него надо погрузиться и увлечься им. Быть может, это звучит как глупость, но я чувствовала, что не готова к этой музыке. Я ждала какого-то знака, увидев который, я бы поняла, что время пришло.

И вот пару месяцев назад судьба подарила мне незабываемое знакомство с известной российской джазовой певицей Анной Бутурлиной . В такие моменты я не устаю благодарить профессию журналиста, которая так щедро балует меня интересными встречами с удивительными людьми. Я брала интервью у Анны для одного интерьерного проекта. И я помню свои яркие ощущения от этого знакомства. Настолько добрый, яркий, искренний и интересный человек оказался тогда рядом со мной. От нее, маленькой и хрупкой внешне, исходила такая внутренняя сила, мощь и глубина, такая светлая и чистая энергетика, что я была околдована. Придя домой, я прослушала в Интернете огромное количество ее песен и написала письмо с предложением стать героиней Яблочного Сока. Мне очень хотелось узнать, как и когда ее жизнь плотно переплелась с миром джаза. Услышать ее историю успеха и о том пути, который ей пришлось пройти. Хотелось через Анну проникнуть, наконец, в этот волшебный мир джаза…

Люди в основном делятся на два типа: одиночки и командные игроки. Это касается любой сферы жизни, будь то личные отношения, работа или творчество. Но часто случается так, что одиночкам надо учиться играть в команде, а командным игрокам солировать и брать на себя ответственность. И признаком настоящего профессионализма как раз и являются способность взаимодействовать вместе и уважение к партнеру.

«Конечно, если говорить о джазе, то, в первую очередь, это во многом индивидуальная работа. А дальше, когда ты уже созрел как музыкант, ты можешь вливаться в серьезные коллективы. В джазе каждый человек несет свою яркую краску. И это уважают, с этим считаются и к этому приспосабливаются. Каждый в ансамбле, понимая кто с тобой рядом, старается соединиться с этим явлением. Это непросто, но очень интересно. В джазе нет тенденции подмять, подавить, подчинить или сделать тебя каким-то другим. Вся прелесть джаза в этой шероховатости, неожиданности и яркой индивидуальности каждого.

Сейчас я пришла к определенному кругу музыкантов, которые мне близки по духу, по настроению, с которыми у меня сложилось взаимопонимание. Этих людей я чаще всего приглашаю. У меня нет коллектива единственного и неизменного. В джазе это нормальное явление, когда люди меняются. Это часть этой музыки. Люди перемешиваются. То один барабанщик, то другой… Круг приглашаемых мной музыкантов ограничивается количеством примерно 10 человек. Из них я могу складывать любые мозаики, и каждый раз получается новое звучание. Это очень бодрит и тонизирует. Потому что, когда в коллектив приходит человек со своим характером и видением, то музыка меняется. Это обязательно нужно. Нужна свежая кровь».

Отличие джаза от шоу-бизнеса

Джаз абсолютно творческая сфера. Здесь нет продюсеров. Люди занимаются своей работой самостоятельно. Занимаются самообразованием, самопродвижением. Они творят свою музыку, делают то, что им нравится. В шоу-бизнес жесткие критерии и рамки. Там отталкиваются от того, что востребовано народом в широком смысле слова. Джазмены об этом не задумываются. Это большое счастье, что мы можем заниматься своим любимым делом, а не подчиняться вкусам масс. Джаз очень искреннее искусство. Там нет постановочности, пафоса, все естественно. Кажется, что все вроде очень просто, близко и доступно, но это как волшебство. Дух захватывает!

Кроме того, в джазе невысокая конкуренция. Джазовых музыкантов и певцов высокого уровня немного. Я не чувствую, что мне кто-то дышит в спину. Хотя я об этом в принципе не задумываюсь. У нас скорее принята атмосфера полной взаимной поддержки. Да, есть люди, которые могли бы соревноваться, но джазовые музыканты к этому не склонны. Я считаю, что творчество не может существовать в рамках борьбы за первое место.

Со своего пути сбиться невозможно. Рано или поздно ты придешь туда, куда должен прийти

С детства я занималась музыкой. Как многие дети, училась играть на фортепиано. Потом пошла учиться в музыкальное училище им. Гнесиных на дирижера хора. Я много лет занималась академической музыкой. Но мне все равно всегда хотелось быть лидером. Эта профессия должна была меня вывести на лидирующие позиции. Я хотела быть либо руководителем хора, либо стать симфоническим дирижером. Но тогда мне сказали, что женщинам лучше не терять время и не пробовать себя в этой чисто мужской сфере. Думала о возможности стать академической певицей, брала уроки академического вокала. Потом в мою жизнь пришел джаз, и все как-то естественно разрешилось, без мучений.

Однажды в музыкальном училище я просто столкнулась с этой музыкой. Джаз очень любил мой однокурсник. В перерывах между лекциями он играл на фортепиано джазовые стандарты. И я увлеклась вместе с ним и начала заниматься джазом. Я сделала свой выбор и пошла в институт, теперь это Российская академия музыки им. Гнесиных. Я поступила уже на эстрадно-джазовое отделение. Мне не пришлось ничего кардинально менять. Я просто изменила направление.

Что такое успех? Какой путь надо пройти, чтобы добиться успеха? Знаете, мне очень понравилась формула, которую вывел композитор Максим Дунаевский. Он сказал, что успех – это пятьдесят процентов таланта, а остальные пятьдесят делят между собой труд и удача. Опыт Анны это всецело подтверждает.

Талант

Видимо, природа все-таки наградила меня определенным талантом и способностями. А в джазе это и есть самое главное. Если человек способный и хорошо делает свое дело, его просто начинают ангажировать в разные коллективы. Нельзя сказать, что у меня мощный голос. Большого голоса, как в опере, у меня нет. Но я знаю свои плюсы, минусы, сильные стороны и ловко с этим обращаюсь. Я могу очень многое исполнять и никогда в себе не сомневаюсь.

Когда я начинала петь джаз, то слышала много всяких слов, в том числе и от авторитетных людей. Иногда звучали не самые приятные для меня реплики. И тогда я решила: мало ли что все они думают. У меня есть свой взгляд. Я всегда чувствовала, что внутри меня большой потенциал. Я до сих пор не знаю свой потолок. Нет ощущения, что я дошла до какой-то высоты и дальше стоп. Я думаю, что еще на многое способна. И мне от этого очень радостно. Чувствую, что могу расти вверх, вширь и куда угодно.

Труд

Джаз – моя самая главная дорога. Я занимаюсь там многими вещами. Я пишу аранжировки, руковожу ансамблем и создаю программы. Одна из последних моих программ на русском языке называется «Джазовый акцент: песни советских кинофильмов». Это популярные любимые песни из советских фильмов в моих собственных джазовых переработках. Было много разговоров и мнений по этому поводу. Сейчас я уже признана с этой программой, публика ее любит. Меня с ней приглашают и ждут. А когда только начинала, было страшновато. Трудно брать песню, которую знает вся страна, и петь ее иначе, чем она спета в фильме. Но в этом и заключалась моя идея, это было моей задачей, как джазового музыканта. И я все-таки убедила публику. ☺

Сейчас я выступаю как солистка с оркестром им. Олега Лундстрема. Это старейший джазовый оркестр в России. Выступаю с симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Много лет я с ними сотрудничаю. Это не джаз, а хорошая эстрада. С моим составом я представляю американские джазовые стандарты и свою программу на русском языке. Делать свои проекты для меня очень интересно. Мне нравится быть лидером.

Недавно решила попробовать себя в качестве организатора фестиваля. В январские праздники в музее-заповеднике Коломенское прошел джазовый фестиваль «Джазовый рупор Москвы». Это было настоящее событие. Наряду с молодыми, яркими, но пока не слишком известными джазменами выступали такие метры, как Владимир Данилин и Алексей Кузнецов. Я очень горжусь тем, что сделала это.

Всю жизнь занимаюсь английским. Это часть моей профессии. Не знать английский – непрофессионально.

Удача

Самый первый серьезный проект на моем творческом пути – это был МКС биг-бэнд Анатолия Кролла. Меня туда приняли на работу. И на большую сцену я впервые вышла именно с этим оркестром. Это очень хороший старт. Мне было 19 лет, опыта никакого. Я думаю, немногим так везет. Конечно, это очень меня вытолкнуло, помогло вырасти. А потом информация о хорошем музыканте быстро расходится, и его начинают приглашать на выступления.

Известность

Известность – это когда есть мой зритель, который приходит на мои концерты. Я могу свободно ходить по улице. Меня не дергают за руки в метро. Все-таки джаз некоммерческая сфера, не шоу-бизнес, не миллионная популярность, но в джазовых кругах меня знает вся страна. Знают люди причастные к джазу. Это такая мягкая известность, которая не мешает мне жить. Самое главное – это публика, которая ждет тебя, и возможность продвигать свои проекты. Когда твою фамилию знают, то тебе доверяют. Я рада, что Анна Бутурлина – это уже бренд. И создала его я сама.

Популярность

О своей популярности я не знала до тех пор, пока не вышел анимационный диснеевский фильм «Холодное сердце». Я озвучивала Эльзу, одну из двух главных героинь, и песня, которую я пою, получила Оскар. Случился какой-то бум. Особенно среди детей. Дети пишут мне в социальных сетях письма, выходят на цену после концертов брать автографы. Это очень приятно.

Контакт со зрителем

У меня все происходило опытным путем. Наверное, есть артисты, у которых это сразу получается и очень органично. Но мне многому приходилось учиться. Это непросто – выйти и спеть. Это контакт через глаза, через голову, через душу. Это очень сложный процесс. Я против музыки, которая играется музыкантами «для себя» на сцене. Есть джазмены, погруженные в себя. Я так же начинала, потому что не знала, как выразить себя, очень стеснялась. Потом я поняла, что это не мой вариант. Надо быть артисткой. Выходить и дарить зрителю все без ограничений. Я же певица, я не могу спрятаться за барабанщика или контрабасиста. Я фронтмен. Чистая музыка – мне этого мало. Я люблю привносить театральные элементы в музыку. Так я самовыражаюсь. Не могу просто сухо спеть и уйти.

Я люблю свою профессию, поэтому мне нравится выступать везде, где публика этого ждет. Приятно выступать перед подготовленной публикой. Когда люди понимают, какая музыка звучит, что происходит, что в этой музыке искать. Приходится выступать и перед совсем неподготовленными людьми, и в этом случае моя задача – покорить их сердца. Если потом подходят люди и благодарят, значит, я все правильно сделала. Это самый главный критерий моей работы. Если раньше я переживала из-за мнения профессионалов, то теперь меня больше волнует мнение публики. Без публики мы на сцене не нужны вообще. Наша задача – радовать людей. И мы это делаем. Мне нравится выступать и на большой сцене, и в клубе. В клубе устанавливается особенный тесный контакт со зрителем. А на сцене больше свободы, больше воздуха, можно летать.

Работа и материнство

Я начала выступать, когда дочке было 2.5 месяца. Надолго сцену не оставляла, просто ограничила какие-то поездки, отказывалась от длительных туров. Но выпасть из творческого процесса было страшно. Материнство переворачивает жизнь, меняется ощущение мира. Наступает расслабленность и отрешенность. Но надо брать себя в руки и действовать. Желания бросить музыку не было никогда, просто жизнь очень поменялась. Мне было трудно представить, как же я теперь выйду к публике. Потом шаг за шагом все вернулось в норму. Сейчас удается уже легко совмещать. Очень помогают родители. Семья для меня – очень серьезная поддержка. Если бы я перестала выступать, то я бы, наверное, завяла. Не представляю себя без сцены и без пения.

Мне бы хотелось, чтобы все, кто любит джаз, а также те, кто, как и я, только собирается впустить его в свою жизнь, открыли для себя творчество и необыкновенный голос Анны Бутурлиной, мягкий и легкий, подобно потоку свежего воздуха…

фото Петра Колчина