, Религия

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ; 18 мая - 2 февраля ) - английский математик , философ , и общественный деятель. Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму . Создал концепцию «логического атомизма » и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики .

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения , соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна . В создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме .

Биография

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук премьер-министра Джона Рассела , Бертран Рассел унаследовал титул лорда в 1931, избирался в парламент, и с 1944 принимал активное участие в палате лордов. Вместе с Б. Шоу и Г. Уэллсом был одним из первых членов социалистического Фабианского общества . Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского королевского общества , был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Философия и математика

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики . Важнейшая из них - «Принципы математики» ( -) (в соавторстве с А. Уайтхедом) - доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля .

Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология .

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) - изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна : «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Взгляды

Рассел широко известен своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование: «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Образование и благосостояние» (1926), «Брак и мораль» (1929); «Завоевание счастья» (1930), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Воздействие науки на общество» (1952).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и - одно время - в Кембриджском университете в Англии .

Пацифизм, социализм, большевизм

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма , со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским , но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом .

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким . Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но еще и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения - не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

В 1927 Рассел вместе со своей женой открыл собственную школу. Итоги этого эксперимента подведены в книге «Воспитание и общественный порядок» (1932).

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике - в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности» .

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года .

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны . Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом ввиду захват Гитлером Европы .

1950-60-е годы

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», - так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист (см. «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Здравый смысл и ядерная война» (1960)).

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых . Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967-1969).

Рукописный архив Рассела находится в Университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио , Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives».

Цитаты

  • «Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино»
  • «Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании»
  • «Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться»
  • «В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут»
  • "Невозможно понять, что означает слово "сыр", если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром"

Смотри также

Русская библиография

Тексты Бертрана Рассела

  • Рассел Б. Воздействие науки на общество / Пер. с англ. В.Онышко. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  • Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare / Пер. с англ. В. М. Карзинкина. - М.: Изд-во иностранной литературы (ИЛ), 1959.
  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / [Пер. с англ.; сост., авт. предисл. и примеч. А. А. Яковлев]. - М.: Политиздат, 1987.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. - М.: Наука, 1991.
  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней = History of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the Present Day . В 3 кн. / Науч. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма: Избр. страницы / [Предисл., послесл. и примеч. Б. Гиленсона]. - М.: Панорама, 1998.
  • Рассел Б. Мудрость Запада: Ист. исслед. зап. философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами / Ред. П. Фулкес; [Вступ. ст. В. А. Малинина]. - М.: Республика, 1998.
  • Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск: Водолей, 1999.
  • Рассел Б. Искусство мыслить / Общ. ред., сост. и предисл. О. А. Назаровой; [пер. с англ. Козловой Е. Н. и др.] - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Исследование значения и истины / Общ. науч. ред. и примеч. Е. Е. Ледникова. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: Статьи / [Пер. с англ. Н. В. Воробьева]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 2000.
  • Рассел Б. Автобиография (в сокращении) // "Иностранная литература", 2000, № 12.
  • Рассел Б. Проблемы философии. - Новосибирск: Наука, 2001.
  • Рассел Б. Брак и мораль = Marriage and morals / [Пер. Ю. В. Дубровина]. - М.: Крафт +, 2004.

О Бертране Расселе

  • Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.
  • Велембовская Ю. А. Ученый в борьбе против ядерной угрозы / Новая и новейшая история, № 6, 1999.

Примечания

Ссылки

  • Сайт «Общества Бертрана Рассела» (англ.)
  • Ссылки на имеющиеся в Интернете произведения Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Центра Исследований Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Архива Бертрана Рассела в университете Мак-Мастера (Канада) (англ.)
  • Рассел, Бертран Артур Уильям в библиотеке Максима Мошкова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке свящ. Якова Кротова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Альберт Эйнштейн «Замечания о теории познания Бертрана Рассела»
  • История западной философии. Книга 3. Часть 1. От возрождения до Юма (аудиокнига)

«Талантливый человек талантлив во всем» - это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и дирижером, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.

Краткая биография

Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.


После смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные произведения. Наставниками Вебера в тот период являлись И. Валлисхаузец, И. Калхёр. К сожалению, дебютное произведение под названием «Сила любви и вина» оказалось утраченным.

В 1799 году создана опера «Лесная поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге где вновь берет уроки у Михаэла Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в скором времени на свет появились еще несколько произведений, в том числе опера «Петер Шмоль и его соседи». Так и не дождавшись ее постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой, ставшей результатом длительных занятий.

В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.

Театр в жизни композитора


Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.

Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот короткий период композитор создает симфонии и концертино для трубы. Новое место службы - личным секретарем герцога, оказалось не лучшим решением - Вебер только усугубил свое финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились, он посетил Мангейм, Гейдельберг, Дармштадт. Во Франкфурте прошла постановка оперы «Сильвана». Это был довольно успешный период - в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он продолжал гастролировать еще несколько лет, пока не получил предложение стать руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла болезнь легких, и с тех пор состояние его только ухудшалось.

Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.

Последний период жизни

В 1817 году Карл Вебер занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.

В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его. Это оперы «Вольный стрелок», «Трое Пинто», «Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в развитии немецкой оперы в целом, а ее премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года, сделала Вебера национальным героем.

  • Если бы Вебер не занимался музыкой, вполне вероятно, что мир все равно услышал бы о нем как о художнике: в юности Карл демонстрировал выдающиеся способности к живописи.
  • Созданная 12-летним композитором опера «Сила любви и вина» утрачена навсегда: по странному стечению обстоятельств в доме Веберов сгорел именно тот шкаф, в котором Карл хранил свое сочинение. Отчаявшись, юноша воспринял это как некий посыл свыше о том, что ему не следует заниматься музыкой. Однако последующие успешные постановки его опер убедили Карла в обратном, а в какие бы то ни было «небесные знаки» он перестал верить навсегда.
  • Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.
  • У Вебера сложились напряженные отношения с композитором Россини, чья слава в то время тоже набирала обороты. Карл не упускал возможности отпустить колкость в адрес Россини, и даже на собственном портрете в гравюре поручил написать: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини - волю венцев»
  • Карл Вебер всегда любил животных, и в его собственном доме постоянно было несколько любимых питомцев: кошка, собака, обезьянка и множество птиц, в том числе и ворон. На один из дней рождения композитора Каролина Брандт подготовила мужу сюрприз: всех животных переодели в смешные карнавальные костюмы, и ранним утром запустили в комнату музыканта. Вебер радовался, как ребенок, на время позабыв обо всех неурядицах и даже о болезни, которая была в тот момент в стадии обострения.
  • Композитор отличался самовлюбленностью, доходящей до того, что он сам писал критические заметки о своих произведениях и отсылал их в парижские журналы анонимно или под псевдонимами. Статьи печатали, о Вебере говорили, но никто и не догадывался, что это сам музыкант создает себе славу.

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864- 14 июня 1920)— немецкий социолог, историк иэкономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В1892-1894 годах приват-доцент, азатем экстраординарный профессор вБерлине, в1894-1896 годах— профессор национальной экономии воФрейбургском, с1896— вГейдельбергском, с1919— вМюнхенском университете. Один изоснователей «Немецкого социологического общества» (1909). С1918 года профессор национальной экономии вВене. В1919году— советник немецкой делегации наВерсальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад втакие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие ипытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.е. смысл, который вкладывает вданное действие сам его субъект. Поэтому всоциологии находят своё отражение все многообразие идей имировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. все многообразие человеческой культуры.

Вотличие отсвоих современников Вебер нестремился строить социологию пообразцу естественных наук, относя её кгуманитарным наукамили, вего терминах, кнаукам окультуре, которые как пометодологии, так ипопредмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии— это поведение, действие исоциальное действие. Поведение— наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает сним субъективный смысл. Осоциальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится сдействиями других людей иориентируется наних. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», наоснове которых формируются социальные отношения иинституты. Результат понимания поВеберу— гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

    целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

    ценностнорациональное — определяется осознанной верой вценность определённого действия независимо отего успеха;

    аффективное — определяется эмоциями;

    традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение поВеберу является системой социальных действий, ксоциальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен ит.д.Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. Всоответствии свидами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный илегальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением обидеальном типе, атакже постулатом свободы отценностных суждений. Идеальный тип поВеберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки кнекоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы отценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы отценностных суждений встрогом смысле ипроблему соотношений познания иценности. Впервом случае следует строго отличать установленные факты иих оценку смировоззренческих позиций исследователя. Вовтором— речь идёт отеоретической проблеме анализа связанности любого познания сценностями познающего, т.е. проблеме взаимозависимости науки икультурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор испособ изучения эмпирического объекта вкаждом конкретном случае, ипонятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира вданном культурном контексте. В«науках окультуре» эта проблема приобретает особую значимость, т.к. вданном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую внекоторой культуре, неможем изучатьмир, неоценивая его иненаделяя его смыслом. Вданном случае, таким образом, речь идёт неосубъективных пристрастиях того или иного учёного, нопрежде всего о«духе времени» той или иной культуры: именно ониграет ключевую роль вформировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в«культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную ицелерациональную. Первая существует сдревности, вторая развивается вНовое время. Преодоление традиционализма связано сразвитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений иопределённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит кдвум выводам: идеальный тип капитализма описываетсяим как торжество рациональности вовсех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие неможет быть объяснено исключительно экономическими причинами. Впоследнем случае Вебер полемизирует смарксизмом. Всвоей работе «Протестантская этика идух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему ссоциологией религии, вчастности протестантизма. Онусматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий идухом капиталистической экономики, основанной наидеале предпринимателя-рационалиста. Впротестантизме впротивоположность католичеству упор делается ненаизучении догматики, нонаморальной практике, выражающейся вмирском служении человека, ввыполнении своего мирского долга. Этото, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом намирском служении иидеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию ивозникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения вбыту ихозяйственной жизни. Минимализация догматики иритуала, рационализация жизни впротестантизме поВеберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками идревнегреческими учёными иидущим ккульминации всовременном капиталистическом мире. Этот процесс связан сосвобождением человека отмагических суеверий, автономизацию индивида, верой внаучный прогресс ирациональное познание.

Всоциологии власти Вебер также следует своему методу. Всоответствии сним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный навере взаконность существующих порядков изаконное право властвующих наотдачу приказаний; 2) традиционный, основанный навере всвятость традиций иправо властвоватьтех, кто получил власть всоответствии сэтой традицией; 3) харизматический, основанный наверу всверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя иего власти. Вэтом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной спервым типом власти. Всвоём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» иразнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение кминимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности иразделения властей.

по данным Википедии -свободной Энциклопедии


До начала XIX века в Германии не было собственно немецкой оперы. Вплоть до 20-х гг. в этом жанре во всей Европе господствовала итальянская традиция. Создание и расцвет народно-национальной немецкой романтической оперы связан с именем Карла Марии фон Вебера.

Источниками для написания его произведений служили старинные легенды и народные сказания, песни и танцы, фольклорный театр, различная национально-демократическая литература. Сильное влияние на творчество Вебера оказали его предшественники, предвестники немецкого романтизма: Эрнст Теодор Амадей Гофман и Людвиг Шпор со своими произведениями "Ундина" и "Фауст" соответственно.

Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в голштинском городе Эутине. Его отец — Франц Антон фон Вебер - был руководителем передвижного театра, а мать - певицей. Семья Веберов была в родстве с Моцартом. С юных лет Карл занимался музыкой со своим отцом. Он вообще много, но бессистемно учился у различных композиторов, музыкантов, музыкальных педагогов: Иоганна Гейшкеля, Михаэля Гайдна, Георга Йозефа Фоглера, И. Н. Кальхера, И. Е. Валези и других. Вебер рос болезненным и слабым мальчиком, но быстро схватывал все, что ему преподавали.


Врожденная гениальность и многочисленные дарования оправдывают непомерный эгоизм композитора. Так, в 18 лет он уже возглавлял оркестр в театре города Бреслау, а в 24 года выходит его первая успешная опера «Сильвана». За свою недолгую жизнь (а умер Вебер в 1826 году чуть-чуть не дожив до своего сорокалетия от изнурительной легочной болезни) композитор побывал в роли музыкального руководителя театров в Дрездене и Праге. Параллельно он совершал многочисленные концертные турне как пианист, а три оперы - "Вольный стрелок", "Эврианта" и "Оберон", стали первыми образцами зародившегося жанра немецкого романтизма.


Кроме своей деятельности в качестве музыканта, композитора, дирижера, Вебер писал критические статьи в журналы, рецензии на спектакли, на музыкальные произведения, аннотации к своим сочинениям, выпустил автобиографический роман «Жизнь музыканта» и даже глубоко изучал литографию. Но лучшим произведением из всего творчества Вебера является, без сомнения, опера "Вольный стрелок", или как его еще называют "Волшебный стрелок". Премьера оперы состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. По своему содержанию это романтическая трактовка народной легенды. Здесь Вебер через музыку воспевает красоту природы и торжество благородных человеческих чувств, наполняет содержание оперы волшебными контрастами, сопоставлениями бытовых, лирических и фантастических сцен.


В личной жизни все исследователи биографии композитора отмечают наличие множества романов и театральных интрижек. Но, несмотря на это, последние 9 лет жизни Вебер находился в браке с певицей Каролиной Брандт. Макс Мария Вебер, его сын, по профессии был инженером-строителем, а также он написал биографию своего великого отца. Карл Мария фон Вебер вошел в историю музыки как создатель оперного искусства, опирающегося на немецкие народные художественные традиции. Торжество на сцене "Вольного стрелка", со своим сказочно-легендарным сюжетом и национальной по своему колориту музыкой совпало с общим подъемом национального движения в стране и во многом способствовало ему.

Мария Игумнова

(18.11.1786 - 5.6.1826) - немецкий композитор. Сын певицы и провинциального оперного капельмейстера и антрепренера, Вебер уже в детские годы приобщился к музыкально-театральному искусству. В 10-летнем возрасте Вебер брал уроки фортепьянной игры у И. Гейшкеля (в Гильдбурхаузене), затем учился композиции у М. Гайдна (в Зальцбурге) и у И. Н. Кольхера (в Мюнхене); по пению Вебер был учеником И. Б. Валлисхаузера. К 15 годам Вебер являлся уже автором ряда фортепьянных пьес, песен, мессы и трех зингшпилей. Постоянные странствования с оперной труппой отца помогли ему усвоить музыкальные вкусы широкой публики.

Среди многих учителей Вебера особенно важную роль в его образовании сыграл замечательный знаток музыкального фольклора аббат Г. И. Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803-1804 годах в Вене. При содействии Фоглера Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле. В последующие годы (1806-1810) он служил при дворах в Карлсруэ и Штутгарте. К этому периоду относится сочинение Вебером опер "Рюбецаль" (не окончена) и "Сильвана" (пост. 1810), музыки к пьесе Шиллера "Турандот", двух симфоний (1807), концерта для скрипки, ряда песен с сопровождением гитары.

С 1810 года Вебер совершает успешные артистические поездки в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811-1813 годах он жил большей частью в Дармштадте; здесь он снова общается с Фоглером и учреждает совместно с Джакомо Мейербером , Готфридом Вебером и другими молодыми музыкантами "Гармоническое объединение", предвосхищавшее по своей идейной устремленности шумановский "Давидсбунд". Вебер познакомился с Гофманом и другими немецкими писателями, с Шпором , посещал Гёте в Веймаре. Тогда же он задумал автобиографический роман "Странствования музыканта" (не был закончен).

В 1813-1816 годах Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем (до конца жизни) был дирижером немецкой оперы в Дрездене. Под его управлением были осуществлены две постановки оперы "Фиделио" Бетховена (1814 и 1823). Национальный подъем и патриотические чувства протеста против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера "Лира и меч" (на слова Т. Кёрнера), пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи. Выступая как музыкальный критик, Вебер вел решительную борьбу против засилья итальянской оперы, за национально-самобытный немецкий музыкальный театр.

Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Над оперой "Волшебный стрелок" (пост. 1821, Берлин) Вебер работал пять лет. Романтическая фантастика оперы (либретто было составлено по новелле из "Книги призраков" А. Апеля) сочетается с таким правдивым отражением народного быта и характера, какого еще не знала до Вебера немецкая оперная сцена. Яркая выразительность музыкального языка и блестящее воплощение в опере демократических устремлений композитора обеспечили ей поистине небывалый успех у публики.

Следующее музыкально-сценическое произведение Вебера - "Эврианта" (пост. 1823, Вена) представляло собой первый опыт создания большой немецкой национально-героической оперы на легендарно-рыцарский сюжет. Ряд музыкально-стилистических особенностей этой оперы и примененных в ней композиционных приемов получил впоследствии развитие в оперном творчестве Шумана ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин"). Наконец, последняя из опер Вагнера - "Оберон", написанная по заказу лондонского театра "Ковент-Гарден" и исполненная в этом театре в 1826 году под управлением самого Вебера, представляет собой одно из лучших воплощений в музыке народно-сказочного элемента. С исключительной силой проявляется в этой опере свойственное Веберу блестящее мастерство колоритной оркестровки.

Творчество Вебера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступил в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. В частности, в его программном фортепьянном сочинении "Приглашение к танцу" предвосхищаются музыкальные образы, вдохновляющие впоследствии многих композиторов: Р. Шумана и Шопена , Листа и Берлиоза , Глинку и Чайковского .


Б. В. Левик

Литература.
1. Вебер К. М. "Автобиографические наброски", "Советская музыка", 1936, 12.
2. Саккетти Л. "История музыки всех времен и народов", вып. III - "Вебер", М., 1913.
3. Коломийцев В. "Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти". Критико-биографический очерк, Л., 1927.
4. Кузнецовы К. и В. "Народные элементы в творчестве Вебера", "Советская музыка", 1936, 12.
5. Кенигсберг А. "К. М. Вебер", Л., 1965.