План
- Анализ ситуации.
- Проблема.
- Планируемые результаты.
- Система работы.
- Диагностический инструментарий.
- Условия, обеспечивающие результаты.
- Список использованных источников.
- Приложение.
Анализ ситуации.
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, через развитие музыкально - художественной деятельности в детском саду (в соответствии с содержанием образовательной области «Музыка» ФГТ).
Проблема.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В настоящее время, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать уже с дошкольного возраста. Уже в детском саду надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста (праздник Масленица).
Задачи проекта:
дидактические: формировать представление о том, что такое «традиции». Знакомить с традициями русского народа;
развивающие: способствовать развитию интереса к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;
воспитывающие: воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников.
Целевая аудитория проекта :
Музыкальный руководитель;
Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп;
Родители, дети от 5 до 7 лет.
Тип проекта:
по методу: творческий;
по количеству участников: межгрупповой
по продолжительности: краткосрочный.
Планируемые результаты.
По каждой из задач музыкально – художественной деятельности планируется достижение у детей следующих результатов:
- формирование представлений о том, что такое «традиции», ознакомление с традициями русского народа;
Развитие интереса к истории, традициям в жизни людей; развитие поисковой деятельности, творческой активности; коммуникативных навыков;
- воспитание этнокультурной компетентности дошкольников.
Система работы.
Работа по приобщению детей к русской народной культуре, реализуется через образовательную область «Музыка» в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Кроме этого мною используются разные технологии О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», технология «Элементарного музицирования с дошкольниками» Т.Тютюнникова», технология М.В. Хазовой «Горенка», музыкально - литературные разработки журнала «Музыкальная палитра», «Фольклорные праздники» Г. Науменко.
Творческой группой педагогов детского сада разработан перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народно – обрядовыми праздниками России. Для своей практической работы в данном направлении, я использую:
Развивающую среду в детском саду;
Различные виды фольклора;
Как итог, провожу праздники.
Как итог работы над данной проблемой, были разработаны методические рекомендации по организации и проведению народных праздников в детском саду.
Этапы проекта
этапы проекта |
деятельность педагогов |
деятельность детей. |
подготовительно - организационный этап |
1. формирование проблемы: что такое традиции. откуда берутся традиции, как и из чего складываются. |
1. вхождение в проблему. 2. поисковая деятельность о традициях праздника «масленица» в своей семьи. |
основной этап. выполнение проекта: накопление знаний; практический этап. |
1. совместное планирование деятельности. 2. организация деятельности, помощь в решении поставленных задач. |
1. сбор информации. вопрос: «как на Руси праздновалась масленица? каково значение символов –«масленицы». |
1. практическая помощь в систематизации полученных сведений. 2. выполнение проекта. |
1.создание мини музея в группе с подборкой предметов быта, костюмов, иллюстраций и т.д. 2.составление и изготовление масленичного календаря. |
|
заключительный |
1. подготовка и проведение театрализованного представления «широкая масленица». |
1. театрализованное представление «широкая масленица» - 2. экскурсии в мини музей «русская изба» 4. выставки детских работ |
Выполнение проекта
Разделы программы |
Формы и методы работы |
Мероприятия |
Развитие речи, знакомство с художественной литературой |
Изучение педагогической и художественной литературы, интернет источников. Ознакомление пословиц и поговорок о Масленице. Чтение художественной литературы: рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» Г.Скребицкий «Четыре времени года»; русская народная сказка «Снегурочка»; русская народная сказка «Про Филю» |
Конкурс пословиц и поговорок, загадок Оформление альбомов «Пословицы и поговорки»; «Песенки-потешки» о Масленице. |
Познавательное развитие |
Изучение традиций Масленичных гуляний. Изучение народного декоративно-прикладного искусства. |
Беседы о Масленице, народных костюмах, жилищах, предметах быта. НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые и дидактические игры |
Изготовление атрибутов к играм, помощь в их организации |
Театрализованная деятельность |
Театрализация народных сказок, потешек, небылиц, стихов – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. |
Театрализованная представление «Широкой Масленица». |
Музыкальная деятельность |
Изучение народных песен, танцев. |
Неделя Масленичных гуляний. Разучивание народных музыкальных игр, плясок, хороводов. |
Физическая культура |
Изучение народных игр. |
Русские народные игры, забавы. |
Продуктивная деятельность, рисование |
Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления. |
Выставки детского творчества; Работа творческих мастерских (рисунки, поделки). |
Работа с родителями |
Участие в изготовлении папка передвижки «Широкая Масленица» Участие в изготовлении атрибутов, декораций к празднику (шумовой оркестр, костюмов) Участие в театрализованном представлении. |
Выставка творческих работ. Чаепитие с блинами «Сладкий вечер» Вовлечение в театрализованное представление «Широкая Масленица» |
Взаимосвязь с социумом |
Взаимодействие филиалом детской библиотеки № 13, Со студентами Сф СГЭУ |
Экскурсия в мини –музей «Русская изба». Выступление в театрализованном представлении «Широкая Масленица» |
Предполагаемый продукт:
Для детей: создание мини-музея «Русская изба» в группе.
Выставки детской деятельности в процессе реализации проекта.
Итоговое мероприятие «Широкая Масленица»
Для педагогов: разработка методических рекомендаций по организации проведения народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях;
трансляция работы по проекту на стендах для родителей в детском саду.
Диагностический инструментарий.
Основные результаты музыкально – художественного развития и воспитания воспитанников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
Наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы (с детьми, родителями);
Анкетирование,
Различные тестовые инструменты,
Самооценочные суждения детей.
Диагностика позволила нам определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:
- Определить уровень сформированности представлений детей о народных традициях;
- Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
- Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев в семье.
Условия, обеспечивающие результаты
Для приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в ДОУ созданы определенные условия:
Материально-техническое о беспечение проекта:
- Мини – музей «Русская изба».
- Многофункциональный уголок «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
- Комната сказок, где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
- Подобраны произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта с различными видами росписей.
- Составлен план организации и проведения народных праздников, праздников народного календаря.
- Подобрана библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа и разных народов мира.
- Сделана картотека народных игр, народных игрушек и национальных кукол.
- Составлены конспекты мероприятий совместной деятельности с детьми.
Кадровый состав:
- Педагоги по различным направлениям деятельности: музыкальный фольклор, народная хореография;
Учебно-методическое о беспечение проекта:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева. «Полная энциклопедия быта русского народа» И. Панкеев, «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (для старшей и подготовительной групп), «Наследие» Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко, «Наследие» М.Ю. Новицкая, ЭОР (презентации, мультфильм).
Список использованных источников
- «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, изд. «Правда», 1991.
- «Русский фольклор». Москва, «Художественная литература», 1986.
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
- Бондаренко З.О. «Праздники христианской Руси». Русский народный православный календарь: Справ. изд. Калининград: Кн. Изд-во, 1993.
- Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду»;
- Васильевой М.А., Гербовой В.В.,КомаровойТ.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
- Даймедина И.П. Поиграем, малыши М., Просвещение, 1992
- ЗацепинаМ.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
- Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
- Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
- Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н.В. Чудакова. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Приложения
Приложение 1.
План проведения мероприятий Масленичной недели для старшего дошкольного возраста
Понедельник – Встреча
Работа в музыкальном зале |
Работа на погулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
Электронная презентация «Широкая Масленица» - знакомство детей со значением и обычаями праздника Разучивание масленичных закличек (старшая. подготовительная группа); Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия (старшая, подгот. гр.). |
Торжественная встреча Масленицы; Народные подвижные игры: «Малечина –калечина», «Карусель», «Заря»; Конкурс на лучшую снежную фигуру |
Кукольный театр «Петрушечные комедии»; Загадки о весне и зиме беседа «Что за праздник, Масленица?» Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу Заучивание стих-я «Масленица» |
Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица» Приёмный уголок «Масленица Прасковейка» |
Вторник – Заигрыш
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия; - Конкурс частушек «Как на масляной неделе»; Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши» |
Катание на санках. – Спортивный досуг-развлечение «Масленица идет, блин да мед несет» |
Разучивание пословиц и поговорок о Масленице. Беседа «Как отмечать Масленицу» Разучивание масленичных закличек Изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы |
Изготовление атрибутов к празднику (шумелок, трещёток, шуршалок, тёпиков, свистулет) |
Среда – лакомка
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
Повтор песни «Как зима с весной повстречалися» Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия. |
Конкурс рисунков на снегу. Игры – состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята»; |
Знакомство с символикой блинов. Продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки) Разучивание стих-я «Про Масленицу» Слушание песни «Как на Маслянской неделе» |
Сладкий вечер, Чаепитие с блинами. |
Четверг – Разгуляй
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»; Разучивание потешек, поговорок, небылиц; Инсценировка «Как мужик корову продавал» С.Михалкова. Пение русских народных песен. |
Русские народные игры «Горелки», «Кто быстрее на метле», «Два мороза»; Катание с ледяной горки. Игры-эстафеты «Перетягивание каната» «Снежный тир» «Кто быстрее на метле» |
Выставка рисунков «Зимний разгуляй»; Изготовление атрибутов к оформлению праздника (ИЗО-разукрашивание блинов). Слушание песни «Песня блинам» |
Изготовление атрибутов, поделок к оформлению музыкального зала и участков. |
Пятница – Проводы Масленицы
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
Театрализованное представление «Широкая Масленица» |
Театрализованное представление «Широкая Масленица» на улице. |
Мультфильм «Масленица». Беседа: «Что мы узнали о Масленице»; |
Праздничное мероприятие с участием родителей: «Широкая Масленица!». |
Приложение 2
Диагностическая карта
Музыкальное воспитание. Может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности; Знания о разнообразных характерах музыки; Знания особенностей русских плясок; Умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев; Умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках); Умение придумывать движения, отражающие содержание песни; Умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок; Умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их. Знание и умение играть в русские народные игры. |
Высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
Высокий уровень - 3 балла.
Средний уровень - 2 балла.
Низкий уровень - 1 балла.
Слушание
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.).
Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию),
Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.).
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.).
Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т.п.).
Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах
Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.
Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Колыбельная», муз. В. Моцарт; «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», муз. П. Чайковского; «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Веселый крестьянин», муз. Р. Шумана; «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди); «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского); произведения из альбома «Бусинки» А. Гречанинова; «Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна; «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова; «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька». «Танец», муз. Д. Шостаковича; «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского: «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига; «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»); «Рассвет на Москве-реке», муз. М. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»); «Грустная песня», «Старинный танец», «Весна и осень», муз. Г. Свиридова; «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди; Органная токката ре минор И. С. Баха. «На гармонике» из альбома «Бусинки» А. Гречанинова и другие произведения из детских альбомов фортепианных пьес (по выбору музыкального руководителя); «Менуэт» из детского альбома «Бирюльки» С. Майкапара: «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» я «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова (сб. «Ромашковая Русь»); «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Могут исполняться и другие произведения русских и западноевропейских композиторов (по выбору музыкального руководителя).
Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Бубенчики», «Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Ходит зайка по саду», рус. нар. мелодии; «Спите, куклы», «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Волк и козлята», эстон. нар. песня; «Зайка», «Петрушка», муз. В. Карасевой; «Труба». «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «В школу», муз. Е. Тиличевой, сл. М. Долинова; «Котя-коток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. Карасевой; «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «А я по лугу», рус. нар. мелодии; «Скок-скок, поскок», рус. нар. песня; «Огород», муз. B. Карасевой; «Вальс», «Чепуха», «Балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.
Песни. «Листопад»; муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Моя Россия», муз. Г. Струве; «Нам в любой мороз тепло», муз. М. Парцхаладзе; «Улетают журавли», муз. В. Кикто; «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Зимняя песенка», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой; «Елка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е, Шмановой; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Чериицкой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Хорошо, что снежок пошел», муз. А. Островского; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Это мамин день», муз. Ю. Тугаринова; «Новогодняя хороводная», муз. C. Шнайдера; «Песенка про бабушку», «Брат-солдат», муз. М. Парцхаладзе; «Пришла весна», муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка», укр. нар. песня, обр. Г. Лобачева; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, сл. З. Петровой; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе; «Урок», муз. Т. Попатенко. «Летние цветы», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Как пошли наши подружки», рус. нар. песня; «Про козлика», муз. Г. Струве; «На мосточке», муз. А. Филиппенко; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова; «Кто придумал песенку», муз. Д. Льва-Компанейца.
Песенное творчество
«Осенью», муз. Г. Зингера; «Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Грустная песенка», муз. Г. Струве; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Весной», муз. Г. Зингера; «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве; «Медленная песенка», «Быстрая песенка», муз. Г. Струве.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения. «Марш», муз. И. Кишко; ходьба бодрым и спокойным шагом под «Марш», муз. М. Робера; «Бег», «Цветные флажки», муз. Е. Тиличевой; «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Шагают девочки и мальчики, муз. В. Золотарева; «Поднимай и скрещивай флажки» («Этюд», муз. К. Гуритта). «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана; «Качание рук», польск. нар. мелодия, обр. В. Иванникова; «Упражнение с лентами», муз. В. Моцарта; «Потопаем-покружимся»;»Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Упражнение с цветами», муз. Т. Ломовой; «Упражнение с флажками», нем. нар. танцевальная мелодия; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской; «Упражнение с мячами», «Скакалки», муз. А. Петрова; «Упражнение с лентой» (швед. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева); «Упражнение с лентой» («Игровая», муз. И. Кишко).
Этюды. «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия); «Дождик» («Дождик», муз. Н. Любарского); «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Обидели», муз. М. Степаненко; «Медведи пляшут», муз. М. Красева. Показывай направление («Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», рус. нар. мелодия); «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина; «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой.
Танцы и пляски. «Парная пляска», карельск. нар. мелодия; «Танец с колосьями», муз. И. Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»); «Круговой галоп», венг. нар. мелодия; «Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька»); «Парный танец», латыш, нар. мелодия; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Полька», муз. В. Косенко. «Вальс», муз. Е. Макарова; «Полька», муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Яблочко», муз. Е Глиэра (из балета «Красный мак»); «Тачанка», муз. К. Листова. «Мазурка», муз. Г. Венявского; «Каблучки», рус. нар. мелодия, обр. Е. Адлера: «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Русская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Посеяли девки лен», рус. нар. песни; «Сударушка», рус. нар, мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е, Туманяна. «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус, нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Тачанка», муз. К. Листова; «Вальс», муз. Ф. Шуберта; «Пошла млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Посеяли девки лен», рус, нар. песни; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль. выйду ль я», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы. «Танец Петрушек», муз. А. Даргомыжского («Вальс»); «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой; «Веселый слоник», муз. В. Комарова.
Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус. нар, песня, обр. В. Иванни-кова; «На горе-то калина», рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Под Новый год», муз. Е. Зарицкой: «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Во саду ли. в огороде», рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева.
Музыкальные игры
Игры. «Бери флажок», «Найди себе пару», венг. нар. мелодии; «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Кто скорей?», муз. М. Шварца; «Игра с погремушками», муз. Ф. Шуберта «Экоссез»; «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой; «Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусе (к игре «Поезд»); «Пастух и козлята», рус. нар. песня, обр. В. Трутовского.
Игры с пением. «Плетень», рус. нар. мелодия «Сеяли девушки», обр. И. Кншко; «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); «Теремок», «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько», рус. нар. песни; «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня. «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; «Тень-тень», муз. В. Калинникова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обр. А. Гречанинова; «Земелгошка-чернозем», рус. нар. песня; «Савка и Гришка», белорус, нар. песня; «Уж как по мосту-мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова; «Зайчик», «Медве-дгошка», рус. нар. песни, обр. М. Красева; «Журавель», укр. нар. песня; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха. «Три поросенка», «Подумай, отгадай», «Звуки разные бывают», «Веселые петрушки».
Развитие чувства ритма. «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму».
Развитие тембрового слуха. «Угадай, на чем играю», «Рассказ музыкального инструмента», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха. «Громко - тихо запоем», «Звенящие колокольчики, ищи».
Развитие восприятия музыки. «На лугу», «Песня - танец - марш», «Времена года», «Наши любимые произведения».
Развитие музыкальной памяти. «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение».
Инсценировки и музыкальные спектакли
«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как нa тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зеленом лугу», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных муз», «Золушка», авт. Т. Коренева. «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского), муз. М. Красева.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А. Б. Дюбюк; «Зимний празд-зик», муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Тачанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Потерялся львенок», муз, В. Энке, сл. В. Лапина; «Черная пантера», муз. В. Энке, сл. К. Райкинэ; «Вальс петушков», муз. И. Сгрибога.
Игра на детских музыкальных инструментах
«Бубенчики», «В школу» и «Гармошка», муз, Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Латвийская полька», обр. М. Раухвергера; «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорока-сорока», рус. нар. мелодии; «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского-Корсакова); «Ворон», рус. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой; «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», рус. нар. песни; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 12
Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ
Подготовила:
Бочарникова С.В.
Музыкальный руководитель МБДОУ №12
2013 год
Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.
Поэтому, я сформулировала свою педагогическую идею, так: « Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий».
Реализуя поставленную мною цель:
использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству, я выделила ряд задач:
- повышать мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
- использовать интеграцию образовательных областей на основе музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ;
- переместить акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам.
В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов.
Поэтому в своей деятельности я опираюсь на интеграцию образовательных областей выделенных в 655 приказе, делая акцент на образовательные области «Музыка» и «Художественное творчество».
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Сущность идеи:
использование информационных технологий для повышения мотивации у детей в музыкальном развитии и приводит к целому ряду положительных следствий:
. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
.
возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор детей;
· возрастает уровень использования наглядности на занятиях.
Новизна идеи:
Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс музыкально-художественной деятельности, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.
Какова же актуальность использования ИКТ в образовательной области «Музыка»:
Происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного); усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников;
создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия, активизируется познавательно - речевая деятельность.
Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ:
- Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
- Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест)
- Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (например: лучшие детские работы - в телевизор)
Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств : общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы. В таком интегративном качестве, как «Любознательный, активный» музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес.
В «Эмоционально-отзывчивый» - повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений.
«Овладевший необходимыми умениями, навыками» - улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность
Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?
Компьютер это –
Наглядное пособие
Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
Средство подготовки выступлений.
Источник (учебной, музыкальной) информации.
Для решения поставленных цели и задач я, как музыкальный руководитель, применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, по всем видам музыкальной деятельности:
- Эмоциональное восприятие музыки детьми
- Пение
- Развитие слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)
- Игре на детских музыкальных инструментах
- Музыкально-ритмических движениях
Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному восприятию детьми музыкальных произведений.
Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений.
Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей.
Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует большей заинтересованности детей.
Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности.
Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности.
В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности.
Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.
При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.
Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.
Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.
Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.
В таком направлении, как пение , я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.
Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой.
Используя в структуре занятия включения видеоролика, различных творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут).
Использование средств информационных технологий:
- стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
- позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий).
- Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей.
Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.
По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения.
И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.
Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!
Литература:
Интернет-ресурсы:
Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д /с №12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12
Моя педагогическая идея: Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления. Звучит она так: «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ». Цель: использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству.
Основными задачами являются:
Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: . психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; . возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.
Актуальность педагогической идеи 1 2 3 4 При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность
Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ
Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы ИКТ
Средство подготовки выступлений Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение Функции компьютера в педагогической деятельности муз.руководителя Источник учебной, музыкальной информации Наглядное пособие
Использование ИКТ по видам деятельности Эмоцио нальное восприя тие музыки детьми музыкально-дидактические игры Музыка льно -ритмические движе ния Пение Игра на детских музыкаль ных инструмен тах Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.
Сочетание музыки с анимационными эффектами улучшает эмоциональное восприятие музыки детьми
Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений
Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой
Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах
В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.
При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.
Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель
В освоении музыкально-ритмических движений использую: Схемы танцевальных движений Фотографии, видео выступлений детей
В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропеваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.
Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.) , дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов
Использование средств информационных технологий: Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.
Динамика развития музыкальных способностей Диагностический инструментарий: К.В.Тарасовой 2010-2011 2009-2010
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!
Источник информации: http://www.musical-sad.ru Фоновые рисунки: http://images.yandex.ru/ Фото: из архива Бочарниковой С.В..
Спасибо за внимание!
Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте ФГОС ДО
Кремер Ольга Владимировна,
музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад №37»
г.Новокузнецк
В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)
Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством. Непосредственно в музыкальной деятельности это происходит через
Восприятие музыки.
Исполнительство (вокальное, инструментальное):
игра на детских музыкальных инструментах.
Творчество (вокальное, инструментальное):
музыкально-ритмические движения;
музыкально-игровая деятельность;
игра на музыкальных инструментах
В разных формах образовательной деятельности
Таблица1 «Музыкальная деятельность»
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |
Слушание музыки; экспериментирование со звуками; музыкально-дидактическая игра; шумовой оркестр; разучивание музыкальных игр и танцев; совместное пение; импровизация;
беседа интегративного характера; интегративная деятельность; совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; музыкальное упражнение; | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; музыкальная подвижная игра на прогулке; интегративная деятельность; концерт-импровизация на прогулке | Музыкальная деятельность по инициативе ребенка |
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
Создание ситуации успеха для ребёнка.
Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Прежде всего, педагогу необходимо практически освоить модель личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Только в ситуации опоры на принципы гуманистической педагогики игровая деятельность детей обретет свое истинное значение: принесет детям радость и удовольствие, приведет к раскрепощению творческих сил и к самовыражению, обогатит их
Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:
свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится».
при организации музыкальной деятельности необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;
привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. личный опыт в общении с музыкой.
В моей профессиональной деятельности широко использую игры-превращения
Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.
упражнения | примечание |
|
«Деревянные и тряпичные куклы» | ППри изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни и остаются на месте. | Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато. Музыка спокойная, легато. |
«Лапки-царапки» | Постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук) Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой. | Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя. |
«Воробьи и журавушки.» | Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу взрослого поджимают ножку, придерживая ее руками сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше? | |
«Мельница» | (круговые движения рук) Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). | Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость |
«Паровозики» | (круговое движение плечами) Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад.. | Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки |
На примере организации с детьми игр – пластических импровизаций под музыку провожу оценку музыкальности – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста определены разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Оценка ставится по 5-ти бальной системе.
Для оценки детей 4-го года жизни :
5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать
и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на
каждую часть музыки,
4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,
начало и конец музыкального произведения совпадают не
0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с
темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Для оценки детей 7-го года жизни :
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами,
4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,
0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также
на счет и показ взрослого.
Процесс включения ребенка в музыкальное игровое творчество выстраивается педагогом в определенном алгоритме. Рассмотрим основные этапы этого процесса
Первый этап
Первый этап – показ педагогом вариантов пластических воплощений музыки , его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения. Педагогу необходимо владеть своим телом и уметь показать детям связь телесной пластики с музыкальным звучанием. Педагог демонстрирует детям, каким отзывчивым может быть тело человека на малейшие изменения в музыкальном течении. Педагогу важно развить у себя это специфическое качество движений, связанных с пластическим моделированием музыкальных образов. Требуется некоторое время для самоподготовки, чтобы соединить индивидуальные двигательно-выразительные возможности с навыком музыкально-пластического движения.
Второй этап
Второй этап – повтор детьми движений за педагогом . На занятии с детьми разделения на первый и второй этапы не существует. Педагог выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. Педагогу необходимо полностью контролировать свои действия и ненавязчиво, с помощью игровых приемов, корректировать действия детей. При этом педагог должен осознавать, что в игре от него требуется как можно более точное и выразительное пластическое моделирование музыки.
Педагогическая коррекция в рамках музыкальной игры в основном касается базовых моментов. Прежде всего, педагогу необходимо побуждать детей к заполнению движением всего пространства комнаты, в которой проходит занятие. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Подобные упражнения с детьми можно проводить как музыкальные паузы на занятиях (любых, не обязательно музыкальных) , в соответствии с местом игры в распорядке дня ребенка музыка может носить энергичный, бодрый характер, или, наоборот успокаивающий и релаксационный.
Третий этап
Когда задачи первого и второго этапа будут реализованы, можно переходить к третьему этапу, т.е. непосредственно к играм – пластическим импровизациям самих детей.
На этом этапе необходимо ввести в игру дополнительные правила .
1. Ведущим сможет быть каждый , когда до него дойдет очередь.
«Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Когда дети освоят форму общего круга, можно переходить к нескольким маленьким кружкам, квадратикам, треугольникам, к движению змейкой, к игре в парах и т.д.
2. Любые действия, предложенные ведущим, должны приниматься без обсуждения и в точности повторяться всеми.
Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Все остальные тоже могут постоять и потоптаться на месте вслед за ведущим. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации.
3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет . Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия.
В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях педагог должен изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Литература
Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
2. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.
3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.
4.Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.