МБОУ»Бушевецкая НОШ»
« Люблю берёзу
русскую….»-
внеклассное мероприятие
Федорова Лариса Зиновьевна-учитель
начальных классов.
Цели:
1. Познакомить с растительностью нашего края.
2.Формировать осознанное действенное отношение к
природе родного края, желание беречь и охранять её.
3.Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за
родную природу, бережное отношение к ней.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о растениях
нашего края. Есть деревья, которые никогда не спутаешь
друг с другом. Я буду загадывать загадки, а вы выбирайте
картинки с изображением дерева-отгадки.
Я высок и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она.
На ней иголки
И коротки и колки. (ель)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви только на макушке.
(сосна)
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это
дерево - символ нашей Родины.
Ученик:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка".
Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Поиграем в игру с мячом « Назови дерево »
Все правильно, вы отгадали все мои загадки. А теперь
скажите: А что же такое дерево?
(Ответы детей).
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Дее́рево (лат. árbor) - жизненная
форма деревянистых растений с единственной, отчётливо
выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей,
сохраняющейся в течение всей
жизни, разветвлённой (кроме пальм) главной осью
- стволом.
Классификация

Деревья по виду листьев делятся на хвойные и
широколиственные.
Хвойные отличаются обычно
жёсткими вечнозелёными игловидными или чешуйчатыми
листьями, называемыми хвоей или иглами,
образуют шишки или можжевеловые ягоды. К этой группе
относятся,
например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, секвой
и.
Широколиственные деревья имеют широкие и
плоские листья - у которых толщина значительно меньше
длины и ширины, обычно опадающие раз в год.
Широколиственные (или просто лиственные) деревья обычно
цветут и плодоносят.
И сегодня на уроке мы будем говорить о березе. Мы
узнаем, почему березу называют символом России, вспомним
пословицы и загадки о березе. Ну, и конечно же песни о
нашей красавице.
А сейчас проведем физкультминутку.
Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
Учитель: Берёза - это самое распространенное у нас
дерево. Растет береза быстро. Выкачивает из земли за сутки
до 40 литров воды
Березу вы всегда узнаете по белому стволу.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?

(Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они
ЧЕЧЕВИЧКИ.
Кора у берёзы светлая, слоистая. Её называют берёстой.
Берестяные слои, тонкие, упругие и гибкие, легко
отделяются друг от друга. Они защищают берёзу от
перегрева: белая берёста отражает жгучие солнечные лучи.
У березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете,
почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет
березок подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ
или БЕРЕЗНЯКОМ.

Левитан И. Берёзовая роща.
1885-1889
Куинджи А. Берёзовая роща.
1901.
Учитель: А теперь давайте послушаем сообщения наших
учеников. Они нашли интересные пословицы и загадки о
берёзе.
Ученик:- Пословицы о берёзе
1.Бела берёста – да дёготь чёрен.
2.Для врага и берёза – угроза.
3.Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а
лесу на рубль изведёшь.
4.Берёза ума даёт (о розгах).

5. Березкой обогреешься, а не оденешься.
6.Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
7.Березовицы на грош, а лесу на рубль
изведешь.
8.Где дубняк, там и березняк.
9.И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору
дерут.
10.Каковы берёзки, таковы и отростки.
11.Кривая берёза не удержит снега, плохой
человек не сдержит слова.
Ученик: -Загадки о берёзе
1. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
2.Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
3.В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на
косицы.
4.Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
5.Зелена, а не луг, бела, не снег, кудрява, а не голова.
6.Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под
горой.
7.Она весну встречает, сережки одевает.
8.Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на
свете.
9.Cтоит Федосья, распустив волосья.
10.Хоть малая, хоть большая, где стоит, там и шумит.
11.Летом цветёт, зимой греет.

12.Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик унимать,
Третье дело – больных пеленать,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Учитель:Молодцы, ребята! Поэты восхваляли русскую
березу в своих стихах. Вспомните, пожалуйста, стихи о
березе.
Ученик:
Люблю березку русскую
То, светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике. (А.Прокофьев)
Ученик:
Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.
Ученик:
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Красны - девушки венки плетут
Ученик:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)
Ученик:
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (В. Рождественский)
Ученик:
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа! (Т. Герасимова)
Ученик:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать. (К. Симонов)
Учитель:
А давайте с Вами сейчас вспомним песни о нашей берёзе.
1.Во поле берёза стояла
русская народная песня
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли стояла,
Люли люли стояла.

2.Берёзонька
русская народная песня
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
3.Белая берёза. Слова Овсянниковой, Музыка В. Шаинского.
4.Вальс Берёзка. Слова А. Безыменского, музыка Е. Дрезина.
5.Растёт в Волгограде берёзка. Слова М. Агашиной, музыка Г.
Пономаренко.
6.Отчего так в России берёзы шумят? Слова М. Андреева,
музыка И. Матвиенко.
7.Берёза. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова.
Давайте мы теперь немножко отдохнем и поводим
Хоровод «Мы вокруг берёзки»
Посмотри берёзка
Мы к тебе идём
Яркие платочки
Мы тебе несём
Дети идут по кругу
Припев:
Золотые листики
Золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод ребят.
(Кружатся на месте).
Девочки к берёзке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу
приплясывая).
Припев:
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.
(Идут в разных направлениях, гуляя. Припев. Дети садятся на
стульчики).
Учитель:
На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку..
Береза является символом роста и силы жизни. Она хранит в
себе животворящую силу Солнца, это дерево жизни и
возрождения. Ветвями березы украшают дом и одежду на
Ночь костров. Дерево отлично справляется с обязанностью
защищать - венички из веток березы используют в обрядах
очищения. А живое дерево обладает способностью
"вытягивать" из человека болезнь, и вы сами можете
попробовать выполнить несильное колдовство: для этого
нужно обнять дерево и попросить о помощи. Рyсские
кpестьяне обpащались к березе с пpосьбой об исцелении от
болезни, пpи этом скpyчивая над больным беpезовые ветки,
yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит.
Это дерево снимает усталость, нейтрализует
негативные последствия повседневных стрессов,
способствует восстановлению душевной гармонии. Береза,
растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны.
Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не
приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить
вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых
духов. С помощью беpезовых веток пытались обеpечься от
нечистой силы, особенно "ходячих покойников". Hаканyне
Ивана Kyпалы беpезовые ветки, воткнyтые в стены хлева, не
давали ведьмам доить молоко с чyжих коpов и навpедить им
вообще. Hа pога коpовам тоже надевали беpезовые венки. У
западных славян надежным обеpегом считалась беpезовая

метла, пpислоненная к постели pоженицы или колыбели
новоpожденного. Во многих местах веpили, что битье
больного pебенка беpезовым пpyтом избавит его от болезни.
А еще с березой связано много примет. А кто из ребят
знает эти приметы? Давайте послушаем.
Ученик:

1.Из берёзы течёт много сока – к
дождливому лету.
2.Когда берёза перед ольхой лист
распустит, лето будет сухое, если ольха
наперёд – мокрое.
3.Когда берёза станет распускаться, сей
овёс.
4.Лопаются серёжки у берёзки – время
сеять хлеб.
Ученик:
1.Соловей впервые начинает петь, когда
сможет напиться росы с берёзового
листа.
2.Если на березняке осенью много листа
остаётся, то год будет тяжёлым.
3.Если листья берёзы осенью начнут
желтеть с верхушки, то следующая весна
будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
4.Берёза, рядом с домом посаженная, зло
отпугивает и от молнии оберегает.
Учитель:
Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете,
почему березу называют щедрым деревом? Что значит
щедрая? Ответы детей.

Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески
для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Известно
также множество древних китайских и санскритских текстов
на берёсте.
Народности Севера и Дальнего Востока использовали
берёсту для изготовления лодок и сооружения
жилищ - чумов.
Две стороны куска берёсты
грамота XII века
Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.
В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.
Новгородская берестяная
Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для
освещения крестьянских изб - она горит ярко и почти
без копоти.

Из веток делают метлы и веники. Используется для
изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких
резных игрушек, прикладов
Особенно ценится карельская берёза, которая отличается
очень сложной фактурой древесины. Изделия из «птичьего
глаза» - особого вида капа, белого с чёрным рисунком -
стоили столько же, сколько и золотые.
огнестрельного оружия.

Из ее древесины получают медицинский
активированный уголь и деготь. Используют и березовый
гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью,
прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от

многих заболеваний. В медицине используют почки березы,
листья и сок.
Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная
жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит
зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит
этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки.
Есть такая красивая песня “Березовым соком”, где такие
слова:

Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок –
То плачут березы, то плачут березы.
…И Родина щедро поила меня
Березовым соком.
А теперь мы поиграем еще в одну игру.
Игра «Волшебная палочка»
Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку»,
одновременно рассказывая о том, что они уже знают о
берёзе.
Дети:
Берёза – символ России.
У Берёза – белый,стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « берегиня».
Нужно бережно относиться к природе.
Есть у берёзы и свой праздник. Он так и называется –
Праздник русской берёзы. Отмечают его в день летнего
солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.
И ныне берёзка – постоянный спутник человека. Берёза
– одно из самых распространённых деревьев Северного
полушария, но только в северной и средней полосе России
(да ещё в Белоруссии) растёт береза чистыми сплошными
рощами, которые называются березняками. Поэтому и
называют берёзу русским деревом.
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы
должны беречь и заботиться о ней.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу
березу? Ответы детей.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
И в заключении нашего мероприятия давайте сделаем
рисунки на тему:» Берёза- русская красавица».

Света Сергиенко
Сценарий праздника «Люблю берёзку русскую»

Звучит музыка «Моя Россия» .

Ведущая : Русская красавица стоит на поляне.

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Угадайте, ребята, какое дерево считают самым красивым в России?

Русская берёзка

Люблю берёзку русскую , Родную, ненаглядную,

То светлую, то грустную, То ясную, кипучую,

В белёном сарафанчике, То грустную, плакучую.

С платочками в карманчиках, Люблю берёзку русскую ,

С красивыми застёжками, Она всегда с подружками,

С зелёными серёжками. Под ветром низко клонится

Люблю ее нарядную , И гнется, – но не ломится.

Все любят красивую русскую берёзу . Из всех деревьев русского леса мне милее наша берёза .

Берёза – символ нашей Родины – России. Ни в одной стране нет такого количества берёз , как у нас.

Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор жил за границей, и когда возвращался домой, остановил экипаж, вышел и низко поклонился берёзке и обнял её – он на Родине.

Белоствольная берёза – Машет веткой золотою

Символ Родины моей. Всем детишкам в сентябре.

Нету деревца другого, Каждый листик, как сердечко

Сердцу русскому милей . Полюбуйся, погляди.

Изумрудная весною, У родимого крылечка

А зимою – в серебре, Ты берёзку посади .

Хороши и светлы берёзовые чистые рощи . Белые стволы покрыты тонкой берестой, которая защищает дерево от света, морозов, болезней и вредителей.

Множество перелётных певчих птиц собирается весной в берёзовых рощах . Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички.

В жаркие знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще . Свежий ветерок шелестит листвой над головой. Пахнет грибами, душистой земляникой.

Простые деревенские жители называют берёзу берёзонькой . Она мила русскому человеку .

Ведущая :

Берёзку люди называют кудрявой, стройной, тонкой, белой, пушистой,весёлой, да и мы сегодня с вами сказали ей немало красивых слов; лебедь белая берёзка белоствольная краса берёзка .

Как мы, ребята, можем защитить берёзку ? (Ответы детей : н-р не рвать листиков, не ломать веток, не вытаптывать под нею травы и. т д.)

А молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек .

Девочки поют и ведут хоровод «Во поле береза стояла» .

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла, Люли, люли, три гудочка

Люли, люли, стояла. Вы, гудки-гудоченьки, гудите,

Пойду я в лесу погуляти, Вы ленивых, нерадивых поднимите,

Белую березу заломати, Люли, люли, поднимите,

Люли, люли, заломати, Люли, люли, поднимите.

Люли, люли, заломати. Во поле береза стояла,

Сломлю я у березы три сучочка, Во поле кудрявая стояла.

Сделаю из них я три гудочка. Люли, люли, стояла,

Люли, люли, три гудочка, Люли, люли, стояла.

Ведущая :

Интересно, что бы сейчас нам сказала берёзка за такие добрые слова, если бы она вдруг заговорила. Хотите, чтобы она ожила, тогда давайте закроем все глаза и скажем :

Берёзка , берёзка , к нам приди!

Берёзка , берёзка ,с нами поговори!

Берёзка , берёзка , мы тебя защитим!

Берёзка , берёзка , в обиду не дадим!

Берёзка :

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей

Мои зелёные косы

Развесились с тонких ветвей.

Я в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречаю горячее лето

Я на опушке лесной.

Ведущая :

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы,

И так уж она хороша,

Что кажется в шуме берёз

Есть русская наша душа .

Берёзка :

Здравствуйте, ребята! Вот и я –ваша белая берёза , что стоит вот здесь, рядом, под вашим окном.

Берёзка ! А известно ли тебе, что ни в одной стране нет столько берёз , как у нас в Росси. С давних пор вошла в жизнь русского народа красавица берёза . Сколько написано про тебя песен, загадок, сказок.

Берёзка :

Знаю, слышала и песню сейчас ребята пели, а вот можете ли отгадать загадку? В белом сарафане стояла на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Берёзка )

Ведущий :

Берёза ! Значит, вы растения, тоже слышите, как люди?

Берёзка :

Ещё как! Стоило услышать красивую песню, которую сейчас только что ребята мне спели, так я сразу похорошела. Мы, растения, не любим шума и издалека слышим, когда идёт добрый или злой человек.

Ведущая :

Что ты, берёзонька ? Вы, растения, тоже чувствуете боль?

Берёзка :

Конечно, чувствуем, так же, как дети. Ребята, возьмите, сожмите себе пальчик, сильнее, ещё сильнее. Чувствуете, вам становится всё больнее и больнее. Точно так же и у растений. Стоит прикоснуться вашим рукам к листочку растения, оно сразу ощущает всё.

Ведущая :

Значит, растения тоже чувствуют боль, только не могут сказать об этом?

Берёзка :

Да! Мы всегда находимся на одном месте. И нельзя нам убежать, спрятаться. скрыться и защититься. Что хотят дети, то и с нами делают : пройдёт один – сорвёт цветок; второй – сломит ветку дерева, оборвёт листья, и ни разу не подумает, что растению не только больно, но оно может и погибнуть.

Ведущая :

Успокойся. Успокойся, берёзонька ! Наши дети совсем не такие. Сейчас ты в этом убедишься.

Танец : «Человек хороший»

Проводится игр Игра «Поливка берёзок » . (Дети делятся на 2 команды. Стоят по 3 банки – 3 берёзки для каждой команды . Первый набирает 1 маленький стаканчик воды из ведра и равным количеством воды поливает все три «берёзки » и передаёт стакан следующему участнику. Оценивается не только то, какая команда быстрее «польёт» , но и равномерность наполнения банок водой).

Ведущая :

Иногда плохо приходится нашим зелёным друзьям. Однажды весной в лесу я увидела возле самой дороги очень красивую берёзу . Подойдя к дереву, я увидела глубокую зарубку от топора. Оттуда струился берёзовый сок .

Долго плакала тогда берёза , и её слёзы – сок медленно стекали по стволу на землю. После этого много листочков не распустилось на ней, и медленно стала чахнуть и погибать берёзка .

Ведущая :

Берёза ! Ну, а если ребята увидят на тебе такую ранку, как они тебе могут помочь?

Берёзка :

Можно отверстие замазать пластилином, пластырем или простой землёй, глиной.

Ведущая :

Игра «Кто быстрее поможет берёзке Нужно пройти по ленточке и не помять травы. Ленточки, окружённые травой, выкладываются в два ряда. Побеждает тот, кто приходит первым и не оступится.

Берёзка :

Ребята! Постарайтесь нас меньше обижать, мы от этого очень страдаем. А теперь закройте все глаза, и послушайте музыку, которую я вам дарю

Белая берёза – русская земля

Белая берёза , милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза – птицы по ветвям ,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая берёза , дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая берёза , он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

За окном берёзки

В праздничном наряде ,

Ветерок колышет

Солнечные пряди.

Опадут листочки,

Лягут покрывалом

И укроют землю

Лёгким одеялом.

Много за свой долгий век пришлось увидеть русской берёзке .

Во время Великой Отечественной войны сотни тысяч советских солдат остались лежать в могилах под стройными берёзками , склонившими свои тонкие ветки над могилами воинов, отдавших жизнь за наше счастье.

Выходят мальчики под песню три танкиста.

Дети. Деревья тоже воевали,

Как стяги, головы подняв.

Где нужно, гордо умирали,

С груди своей листву сорвав.

Я трогаю русские косы

Ловлю твой задумчивый взгляд

О чем-то весь вечер березы

О чем-то чуть слышно шумят

Березы, березы, родные березы не спят

Быть может, они вспоминают,

Суровые годы войны

Быть может, они поминают

Солдат, что на поле легли

Ведущая : «Березовая викторина»

1. Почему у березы молодые листочки первые клейкие.

2. Какое значение для лиственных деревьев имеет листопад?

3. Какие болезни лечит береза?

Ведущая : В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах» :

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала,

Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать,

Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев,

Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Дети : Из берёзы изготовлены эти чудесные ложки. Из берёзы изготавливают также мебель. Из веточек делают вазочки. Из коры (Бересты) плетут туеса, лукошки и т. д.

Ансамбль ложкарей.

Ведущий : И где бы ни росла русская берёзка , везде она людям радость, везде она людям свет!

Стоит она, красавица русского леса . И будет стоять вечно!

Приятно и радостно ходить в берёзовом лесу в грибную пору . После дождя под берёзами появляются жёлтенькие упругие лисички. Там, где берёза растёт в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-жёлтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царём.

Украшение березки ленточками.

Дети : И не найти её красивей,

На радость нам она цветёт.

В ней образ матери – России

Неувядаемой живёт.

Песня от чего так в России березы шумят.

Форма проведения. Литературно-музыкальная композиция.

Цели урока.

  • Развитие у школьников творческих способностей.
  • Воспитание у школьников чувства патриотизма.
  • Воспитание любви и привязанности к своему краю как частице родины.
  • Развитие эмоционально-эстетического чувства.

Оборудование урока.

  • Мультимедийный проектор.
  • Мультимедийная презентация“Люблю берёзку русскую!”
  • Выставка рисунков учащихся.
  • Репродукции картин художников А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.Грабаря и др.
  • Диски с записями песен.
  • Выставка книг.

Групповые и индивидуальные задания по теме урока.

  • Выучить любимое стихотворение (Приложение № 1) .
  • Найти и записать загадки,пословицы, высказывания замечательных людей о природе.
  • Подобрать интересные вопросы к викторине“Знаешь ли ты?”
  • Принять участие в конкурсе рисунков на тему: “Белокорая берёзка - символ Родины моей”
  • Написать сочинение-миниатюру в жанре эссе “Я хочу рассказать о берёзке...”

Ход урока

Слайд № 1

Звучит песня “С чего начинается Родина?” (стихи М.Матусовского, музыка В.Баснера)

“Моя берёзовая Русь”

Вступительное слово учителя.

Мир, в котором живёт человек, полон знаков, эмблем и символов. С древних времён люди придавали разнообразным предметам живой и неживой природы символическое значение. К символам относятся не только геральдические знаки: флаг, герб, гимн, но и известные архитектурные памятники, а также деревья, предметы быта и ремесла. Например, алмаз - символ твёрдости, дуб - долголетия, роза - любви лев считается символом храбрости, а сова - мудрости, голубь- символ мира, золотое обручальное кольцо - символ верности, Красная площадь - сердце России. Свои гербы, эмблемы и символы имеют города и страны. Целые государства и территории обозначали себя рисунками растений. Так, эмблемой Канады является кленовый лист, Японии - ветка сакуры, Эстонии - василёк, Чехии -липа, а образ России издавна связан с берёзой. Для русского человека нет дерева милее и роднее!

Слайд № 2.

(Ученица в русском сарафанчике читает стихотворение А.Прокофьева “Люблю берёзку русскую”)

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится,

“Край мой задумчивый и нежный”

Слайд № 3-5

Учитель.

Тверской край - родина многих выдающихся людей нашей страны: учёных, космонавтов, спортсменов, писателей, поэтов, художников...Перечислить все имена невозможно. У них разные профессии, разный возраст, разные судьбы... Но их объединяет одно: любовь к родному Верхневолжью.

Да и как было не любить этот удивительный край с великим множеством рек, озёр, с берёзовыми рощами. О людях, воспевших красоту Тверского края, наш рассказ.

Слайд № 6

Ведущий 1.

Михаил Суворов - известный тверской поэт - родился в красивой и тихой деревне Тишино Рузского района Московской области в 1930 году. Ему исполнилось 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. В декабре 1941 года фашисты подошли к Москве. На одном берегу Рузы стояли наши, на другом - немцы. Их семья, как и другие, голодала. И вот однажды Миша на лодке переправился на немецкую сторону за подмёрзшей капустой, которую из-за боёв не убрали. По нему стреляли с обоих берегов. Наши приняли его за перебежчика, а немцы- за лазутчика. На этот раз всё обошлось, его даже не ранили.

Ведущий 2.

Беда пришла позже. В 1943 году. Миша принёс из Теряевского оврага, где прошли ожесточённые бои, ящик снарядов. Чтобы прокормить семью, приходилось рыбачить, но с каждым днём это делать становилось всё труднее, поэтому он приладился глушить рыбу: распиливал снаряд, связывал несколько запалов и бросал в воду, а потом собирал улов. Это было очень опасное занятие. В августе 1943 года раздался взрыв, и Миша Суворов потерял зрение. После выздоровления его определили в школу для незрячих в Куйбышеве. Но он не знал азбуки Брайля - не умел читать пальцами, поэтому его посадили в 4 класс. За полгода он не только освоил эту азбуку, но и догнал свой, шестой, класс.

Ведущий 3.

Миша читал так усердно, что свежей книгой стирал пальцы: страницы покрывались кровяными пятнами. Ребята уважали его и за поразительную работоспособность, и за умение писать стихи. В 1946 году в газете“Пионерская правда” было напечатано его первое стихотворение.

Окончив школу, Михаил Суворов поступил на исторический факультет Калининского пединститута. Он выделялся среди своих друзей: был не по годам серьёзным, мудрым и чутким. Собратья по студенчеству в шутку звали его “Старикавочка”

Одна за другой стали выходить его книги. В поэтическом мире он занял достойную нишу. Поэт Николай Глазков написал шуточную эпиграмму на него: “Могу сказать, что нарасхват был у студентов многих вузов Суворов, но не Александр, а Михаил, но не Кутузов”

Ведущий 4.

После окончания пединститута Михаил Суворов работал в школе слепых сначала учителем, а потом в течение 40 лет бессменным его директором. Все, кто его знал, поражались его эрудиции, широте интересов, умению найти подход к каждому человеку, его таланту притягивать к себе творческих людей. В 1996 году Михаилу Ивановичу Суворову было присвоено почётное звание “Заслуженный учитель РФ” А через два года его не стало: не выдержало сердце.

Ведущий 5.

Но остались его замечательные стихи. Нередко в них - седые от горя белые берёзы.

И это неслучайно. В 1942 году, поднимаясь на Дарьину гору, двенадцатилетний Миша увидел молоденького солдата, обнявшего берёзу. Боец был мёртв...Эта картина на всю жизнь врезалась в память подростка. И, может быть, именно тогда начали откладываться строки будущего стихотворения “Верится”

Почему берёзы белые,
Даже летом,
почему?
Рядом сосны загорелые
Гордо взмыли в синеву.
Сколько мудрой строгой важности
В елях смуглых и прямых.
Лес таит всегда загадочность
В глубях темно-голубых.
Ой, вы, церкви,
ой, вы, пагоды,
Храм природы -
лучший храм!
Мы кладём поклоны ягодам,
Сладко пахнущим грибам...
Но берёзы белоствольные
Входят в сердце каждый раз,
Словно это песня сольная,
Что сложилась в добрый часа.
Словно это грусть и здравица
Дорогой земли моей.
И слеза невольно явится,
День покажется теплей...
Почему берёзы белые?
В чём загадка, в чём секрет?
Кто-то там, природу ведая,
Сочиняет свой ответ.
Ну, а мне упрямо верится,
Верой жизнь и хороша,
Что в берёзах тихо светится
Наша русская душа.

Ведущий 6.

В 1948 году в тверской газете “Пролетарская правда” было напечатано стихотворение Андрея Дементьева “Студенту”

Прошли годы...Сегодня Андрей Дмитриевич Дементьев, пожалуй, самый известный советско - русский поэт второй половины 20 века. Его творческая судьба оказалась счастливой. Андрей Дементьев написал более 50 книг. По читательской популярности его стихи занимают 1 место среди 20 лучших книг.

А.Дементьев пишет красивые, отличающиеся музыкальностью стихи. Вот почему так часто к ним обращаются российские композиторы.Песни, а их более ста, написанные на его стихи, любимы и узнаваемы.

Наш тверской поэт, наверное, самый титулованный поэт России. Он награждён орденами, медалями, почётными знаками, он лауреат многих премий. В 1999 году ему присвоено звание“Почётный гражданин г. Твери”. Он автор гимна Тверской области.

А.Дементьев живёт в Москве. (Долгие годы он был главным редактором журнала “Юность") Но он никогда не прерывал связей с Тверским краем. Многие его стихи посвящены своей “малой” родине, например, “Отчий дом”, “А я без Волги просто не могу”, “Берёзы”

Чтец.

Берёзы в ночи - как улыбки...
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.

Берёзы - как давние даты,
Что всё ешё в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Берёзы военной поры.

Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь...
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь

Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жильё.
Бойцам на коротком привале
Тепло отдавали своё.

Берёзы- разлука и встречи,
Печаль над безмолвием трав...
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.

Берёзы, берёзы России -
Вы всё вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.

Слайд № 8.

Ведущий 7.

“В биографии каждого человека есть две точки отсчёта...”- с этой фразы начинается вступительное слово к стихотворному сборнику Константина Рябенького “Берёзовое зеркало” Такой точкой отсчёта становится первая серьёзная публикация, начало активной литературной деятельности. Для К. Рябенького такой точкой отсчёта стал 1967 год.Стихи молодого автора были напечатаны в областной газете“Калининская правда” А уже через 8 лет, в 1975 году, на Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве он был назван лучшим молодым поэтом России.

Констант ин Рябенький свою жизнь связал с Тверским краем: здесь он родился, окончил среднюю школу, работал грузчиком, бетонщиком, водителем и...учился. За два года до окончания Высших литературных курсов при Литературном институте имени А.М. Горького был принят в Союз писателей.

Ведущий 8.

Константин Рябенький всем сердцем любил родной край: родную деревеньку, где прошло его счастливое детство, стариков-односельчан из довоенных поколений, неброскую русскую природу, деревенские праздники... Неслучайно многие его сборники стихов имеют “пейзажные” названия: “Черёмуховые облака”, “Снегириная ветка”, “Глоток журавлиного неба”, “Соловьиный омут”, “Берёзовое зеркало” Образ берёзки - священного дерева России -встречается во многих его стихотворениях.

Чтец.

Начинаю торопиться
в заповедные леса,
молока берёз напиться
жаждут синие глаза.

Собираю понемногу
я походную суму,
но заветную дорогу
не открою каж-до-му!

Я боюсь:пойдут набеги,
растворится тишина,
и берёз молочных реки
будут выпиты до дна.

Чтец.

Наломаю берёзовых веток:
завтра - Троица, праздник в селе.
Будет горница полниться светом,
угощенье стоять на столе.

Спозаранок поднимется бабка
и направится к церкви святой,
чтоб берёзоаых веток охапку
окропить в этот день золотой.

Принесёт и на кладбище веток,
на могильный положит их холм.
Вся наполнясь печалью и светом,
возвратится довольною в дом

и июньские ветки у окон,
у иконы - везде подоткнёт,
свою горницу ласковым оком
от угла до угла обведёт.

Убедившись,всего нынче хватит,
и подумав о детях опять,
под иконы на лавке присядет
непременных гостей поджидать.

Ведущий 9.

Иван Сергеевич Соколов - Микитов - русский писатель-путешественник-родился не на Тверской земле, но с 1952 года (более 25 лет) жил в построенном своими руками доме в селе Карачарово Конаковского района Тверской области. Здесь он написал большую часть своих произведений.

Иван Сергеевич прожил долгую и интересную жизнь. Он объездил полмира, побывал во многих городах Европы и Африки.Ему посчастливилось участвовать в арктических экспедициях на ледоколе,. Георгий Седов”, возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа последовала экспедиция по спасению ледокола “Малыгин” Арктические экспедиции дали ему богатый материал для цикла очерков “Белые берега”.

Учитель.

Литературное наследие И.С.Соколова-Микитова велико.Но сегодня я хочу остановиться на небольшой поэтической миниатюре “Полярная берёза” И вот почему. Много лет назад с Кольского полуострова мне привезли северную берёзку. Признаться, я подумала, что это просто веточка. Я и представить себе не могла, что берёзка может быть такой. И только прочитав миниатюру Ивана Сергеевича, я поняла причину эмоционального состояния человека, привезшего с Севера мне такой подарок. Послушайте эту замечательную миниатюру.

Слайд № 10.

Учитель.

“Бродя по открытым проталинам в оживающей тундре, я попал в целую “берёзовую рощу” Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле крошечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достигала десяти-двадцати сантиметров. Однако это были настоящие берёзы с надувшимися весенними почками, готовыми распуститься. Множество куропаток перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще.

Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корням и покрытое почками корявое деревце и положил в сумку. Дома, в бараке, я поставил деревце в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки стали доверчиво распускаться. Из них показались сложенные гармоникой зелёные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. Это была настоящая весенняя берёзка с крпошечными круглыми и зазубренными листочками величинрй с крылышко мухи. Деревце пахло обыкновенной берёзкой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту...”

Звучит песня “Течёт река Волга” (Стихи Л.Ошанина, музыка М.Фрадкина) .

Слайд № 11.

Учитель.

Тверская область - край полей, росистых лугов, рек, озёр, берёзовых рощ. Вот почему берёзка - символ нашей Родины - изображена и на художественной марке, выпущенной к 870-летию Твери. Среди узнаваемых на марке мест - исток Волги. В низинном болотце бьёт ключ; из небольшого водоёма вытекает ручеёк, который даёт жизнь Волге - матушке. Святой источник окружён белоствольными берёзками. Сюда, к истоку Волги, идут и идут люди, чтобы испить целебной водицы, поклониться русским берёзкам, прикоснуться к этой волшебной сказке...

Ведущий 10.

Живописные места Верхневолжья увековечены на полотнах многих художников: И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.Г.Венецианова, В.С.Солодова.

Слайд № 12-13

И.Левитан был любимым учеником художника Алексея Константиновича Саврасова - автора знаменитой картины “Грачи прилетели”.

Слайд № 14.

Саврасов щедро передавал свой опыт своим ученикам. Он учил их видеть красоту в неброской русской природе. Пройдут годы ученичества, и Левитан станет непревзойдённым мастером русского пейзажа, а краем вдохновения станет для него Тверская земля.Около Вышнего Волочка, на берегах озера Удомля, он напишет лучшие свои картины: “Март” и “Золотая осень”.

Слайд № 15.

Ведущий 10.

“...в картине “Март” передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца деревянного дома”, - писал К.Паустовский в своей маленькой повести “Исаак Левитан”

Наше внимание притягивают и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и скворечник на самой верхушке белоствольной берёзы. Берёзки у художника будто танцуют. Они не чувствуют своей наготы, не стыдятся, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами. Глядя на картину, ощущаешь дыхание весны.

Слайд № 16.

Осень на картинах Левитана, а их более ста, не считая этюдов, очень разнообразна. На картине “Золотая осень” природа справляет свой тихий праздник - праздник прощания с летом. После долгого сезона роста природа запыхалась и теперь отдыхает. Цвета на картине по-осеннему контрастны: нежно-золотая, пурпурная листва берёз, ещё не обитая ветром, и...мрачная вода реки. Но художник смягчает этот контраст. Лёгкие тени берёз трепетно скользят по склону холма и спускаются к реке.

Тверская земля стала для Левитана, как и для А.С.Пушкина, “милым берегом”. Своему другу из-за границы он писал: “Нет лучше страны, чем Россия”

Слайд № 17.

Учитель.

Тверской художник Всеволод Сергеевич Солодов, как и И.И. Левитан, прожил нелёгкую, полную драматических моментов, жизнь. Год назад его не стало. Наш рассказ - дань памяти, уважения и признательности Заслуженному художнику России В.С.Солодову.

Ведущий 11.

Несколько лет назад в журнале “Русская провинция” был напечатан мемуарный очерк В.Солодова “В нашу школу бомба не попала” Рассказывая о своём отнюдь не золотом голодном детстве, например, о том, как в шестилетнем возрасте провалился в оттаявшую могилу или как во время войны его одевали в морге, отдирая от трупов примёрзшую одежду, он не терял присущего ему мягкого юмора.

В.Солодов имел дворянско-крестьянское происхождение.Его мама - Ираида Ивановна - была настоящей дворянкой, безукоризненно воспитанной, прекрасно образованной, свободно владевшей тремя языками и получившей два высших образования. Отец же, Сергей Солодов, был крестьянином. Его предки были крепостными семьи великого народолюбца Некрасова и жили в имении Карабиха. Дед заведовал солодовней, отсюда и пошла их фамилия.

Познакомились родители будущего художника во время Первой мировой войны, на фронте. Так складывались обстоятельства, что им часто приходилось менять место жительства. К моменту рождения Всеволода они оказались в городе Ржеве Тверской губернии. Спустя четверть века он вернулся на Тверскую землю, чтобы остаться здесь навсегда.

Ведущий 12.

Семья В.С.Солодова, как и тысячи советских семей, в годы Великой Отечественной войны испытала лишения, голод, горечь утрат..

Всеволод ещё подростком помогал семье: он приловчился расписывать настенные ковры на простынях заказчиков..Свой первый гонорар он получил в 13 лет. А потом он на законных основаниях зарабатывал изготовлением вывесок. А руки умели к тому времени многе: и печь сложить, и дом отремонтировать, и всякий съедобный корешок в лесу отыскать, а главное - рисовать.Эта страсть и привела его в Московское художественное училище. Параллельно он получал художественное образование в Государственном институте театрального искусства. Стипендии на жизнь не хватало, Ему, как в своё время и И.Левитану, приходилось часто голодать, но он научился не отступать перед трудностями.На последнем курсе Всеволоду несказанно повезло. Генштаб заказал особые, секретные плакаты для обучения разведчиков.Сева взялся за работу и “наклепал”, как он сам выразился, этих плакатов довольно много.Через месяц его вызвали за гонораром. За цифрой стояло два ноля. Для него это было сказочным богатством.

Ведущий 13.

На эти деньги Всеволод и женился. Любимым делом для него на долгие годы стала работа театральным художником. За 17 лет работы в театре он оформил 82 спектакля. Всеволод Сергеевич был одним из лучших театральных художников России. Эскизы его декораций покупал Театральный музей имени Бахрушина.

Солодов - первый тверской художник, имеющий в Москве постоянную экспозицию своих работ. В 2000 году правительство Москвы выкупило 34 картины художника для основания галереи его работ. 84 полотна Всеволода Сергеевича приобрёл московский департамент по образованию. Более 500 тверских пейзажей уехало за границу. Художник шутил, что в Италии его работ больше, чем Леонардо да Винчи: 166 !

Картины Солодова (около 200 !) хранятся и в двух музеях Твери.

Оставив театр, Солодов занялся собственно живописью. С 1970 года определяющей в его творчестве стала пейзажная живопись..Всеволод Сергеевич много времени проводил в загородном доме в деревне Дорошкино Аввакумовского сельского поселения. “Где бы я ни ездил, а в России самые лучшие места - под Тверью. Тверской край - это душа России”, - говорил он.

Учитель.

Родина по достоинству оценила вклад художника в развитие культуры и искусства. В канун 80 - летия Всеволоду Сергеевичу Солодову вручили золотую медаль Академии художеств Р Ф “Лучший пейзажист России”. Через год он ушёл от нас, но остались его картины, запечатлённые на полотнах любимые уголки Тверского края, любимое деревце -берёзка - непременный атрибут его картин. На вопрос журналистов, почему он отдаёт предпочтение пейзажной живописи, Всеволод Сергеевич всегда отвечал так: “Природа очищает человека” Познакомимся с некоторыми картинами нашего земляка.

Слайды № 18-21

Ведущий 14.

В 2008 году В.С.Солодов нарисовал картину “Берёзовая аллея”. На полотне мы видим два деревянных дома, через дорогу напротив них - копну сена, вдали -полоску леса; кое-где-небольшие ёлочки - вечные подружки русских берёзок. Вот и весь, кажется, пейзаж. Но от картины нельзя оторвать взгляд. В чём же её привлекательная сила?

Художнику удалось через русский пейзаж передать широту русской души.Третья часть горизонтального формата холста - отдана ровному полю, покрытому снежным одеялом. На переднем плане мы видим дорогу, уходящую вдаль, и по обеим стронам от неё - высокие, как свечи, как ворота в неизведанную даль белоствольные берёзы Это создаёт ощущение простора, бескрайности русской земли, её недосказанности и тайны.

В верхней части холста художник изобразил затянутое серо-розовой пеленой зимнее небо. От картины веет покоем, тишиной и... вечностью.

Берёза белая - подруга

Звучит песня “Белая берёза” (стихи Л.Овсянникова. Музыка В.Шаинского)

Слайд № 22.

Ведущий 15.

Русская берёзка - самое родное для нашего человека дерево! Великий композитор Ф.И.Глинка, вернувшись из-за границы домой, низко поклонился русской берёзке, а потом долго стоял, вытирая слёзы.

Такое же трепетное, нежное чувство к родному дереву испытывал и герой рассказа Розы Будриной “Алёшкина невеста” (Текст приводится в сокращении)

Чтец. (краткий пересказ)

В дни болезни матери Лёшка запустил учение. Надо было смотреть за малышами, стирать, мыть, готовить, управляться в огороде.

Вскоре в дом пришла беда: не стало матери.Совсем стало плохо Лёшке. Отец являлся поздно, тяжело валился на кровать, а утром чуть свет уходил, оставляя все заботы сыну.

Однажды он привёл в дом Фаину, молодую крикливую бабу. Легче Алёшке не стало, потому что в долме поселилась бестолковая суета, но молодуха ходила в магазин за продуктами и готовила обед. У Алёшки освободились вечера.Уложив братьев спать, он садился за учебники... В школе двойки сменились тройками, четвёрками, а однажды, раздавая сочинения, учительница сказала ему: “Пять!”

Из школы Алёшка пошёл не домой, а к околице.Здесь когда-то была берёзовая рощица. Но в бездородье шофёры вырубили большие деревья. Остались три маленькие берёзки.Две кособокие, а одна стройная, беленькая, как первоклассница. Её-то и выкопал Лёшка в честь своего праздника - заветной пятёрки. Принёс в палисадник и посадил. С того дня пошла у Алёшки Петрова учёба гладко. И жизнь стала интереснее.Домой он шёл с радостью. Его встречала тихим шелестом берёзка.

В сухие жаркие дни он поил её дождевой водой, на зиму укрывал от степных ветров щитами. Росла она красавицей. И прозвали её в деревне Лёшкиной невестой. Сам Алексей не возражал. Она и вправду была похожа на юную девушку с длинными прядями пушистых волос, в белом лёгком платьице на стройной фигурке.

В тени берёзки поставил Лёшка стол, за которым готовился к экзаменам. За этим же столом собрал на чаепитие друзей, когда уходил в армию.

В письмах братья уведомляли его о всех деревенских новостях. Молчали только о берёзке.А спрашивать о ней он стеснялся.

Демобилизовался Алексей в ноябре. Домой ехал через всю страну. Много одиноких берёз и целых рощ встречалось на его пути, но краше своей берёзки не увидел он ни одного деревца. Попутная машина довезла солдата до калитки.Рывком открыл её Алёшка и...остановился. На месте, где была берёзка, торчал потемневший, словно обугленный пенёк. На крылдьцо вышла Фаина, всплеснула руками и заохала.Лёшка подошёл к пеньку, присел рядом. Фаина стонала:

Лёшенька, нынче нам брикет сырой привезли. Растапливать печку нечем. Берёзовая щепа - самая растопка...

Лёшка поднялся и, не глядя на Фаину, вышел со двора.

Берёза - символ пвмяти и непобедимости Родины.

Слайд № 23.

Звучит песня “Священная война” (стихи В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)

Учитель.

Немало стихотворений о берёзе было написано во время Великой Отечественной войны. Для бойцов берёза была не просто деревом.. Она олицетворяла собой отчий дом, любимую девушку, невесту, сестру милосердия…

Чтец (в гимнастёрке и пилотке).

Слайд № 24.

Ведущий 16.

В 1943 году на Курской дуге, где произошло одно из самых кровопролитных танковых сражений во время войны, фронтовой корреспондент, уроженец Тверской губернии Яков Захарович Шведов - автор песен “Орлёнок” и “Смуглянка” - на одном дыхании написал стихотворение “Берёзка”.

Чтец.

Среди полей на перекрёстке
Взлетел крылатый столб огня,
Снаряд ударил в ствол берёзки,
А показалось, что в меня.

В июльский полдень, под обстрелом,
Я вспомнил детство, отчий дом,
Берёзку, что легко шумела
Своей листвою под окном.

Я вспомнил, как она собою
Нам украшала бедный сад,
Сквозная, чистая весною
И золотая в листопад.

Пусть пулемёты снова брызнут
Смертельным яростным огнём!
В бой за берёзку, за Отчизну,
За солнце яркое идём!

Идём за милый край отцовский,
И если сгинем мы в боях,
То пусть товарищи берёзку
У нас посадят в головах.

Не надо почестей и тризны
Погибшим в схватках боевых.
Им слово краткое “Отчизна”
Дороже было слов иных.

Идёт огонь на нас стихией,
Летит трассирующая нить...
Берёзка, солнце и Россия
Живут и вечно будут жить!

Звучит песня “В Трептов-парке” cтихи Н.Агеева, музыка С.Колианиди.

Слайд № 25-26

Чтец.

В 1949 году

В Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.

Учитель.

Е.Вучетич, автор памятника советским воинам, настоял, чтобы у священных могил в Трептов-парке были высажены не какие-нибудь, а именно русские берёзки. Об этом событии поведал читателям писатель М.Бубеннов в романе “Белая берёза”.

Звучит песня “Берёзовые сны” (cтихи Г.Фера. Музыка В.Гевиксмана.)

Учитель.

В 60-е годы поэта Н. Рыленкова критиковали за пейзажную лирику. Поэт писал:

Критик мой нахмурится сурово,
Отгоняя даже тень улыбки:
“Как тебя я не учу, ты снова
Повторяешь прежние ошибки.

Пишешь всё пейзажи, да пейзажи.
Луг в цвету, берёзки в поле дальнем.
Пусть всё это мило, но нельзя же
Быть в наш век таким неактуальным”

Согласны ли вы с этим мнением? Подумайте и напишите сочинение в жанре эссе “Мой ответ критику” А я отвечу строчками стихотворения М.Пляцковского:

Пусть мне твердят,что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Любимые места!

Слайды 27-30 (Фотографии берёзок)

Творческие работы учащихся.

Викторина.

1. Берёзка-самое почитаемое дерево у славян. С ней были связаны различные обряды.

  • Почему берёзку сажали у дома? (берёза приносила удачу)
  • Почему берёзовые ветки втыкали в поле? (чтобы получить хороший урожай)
  • Зачем берёзовое полено закапывали под порогом конюшни? (чтобы кони не переводились)
  • Зачем берёзовые ветки надевали на рога коровы? (чтобы защитить от ведьм)

2. Отгадайте загадку:

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки. (берёзовые спички)

3. Какой перефразой можно заменить слова РОДИНА и РОССИЯ? Замените эти слова оборотом речи, используя берёзовую тему. (“страна берёзового ситца”)

4. Кому принадлежит этот оборот? (С.Есенину)

5. Как правильно говорить: береста или берёста? (Норма литературного языка допускает обе формы)

6. В старину говорил: “Дать берёзовой каши” Что это означало? (наказать, высечь)

7. Объясните смысл пословицы: “И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут”

Как же помочь берёзе? (Нельзя выпускать из берёзы много сока,она засохнет. Угостила тебя берёзка - плотно заделай отверстие, например, глиной)

8. О каком времени года идёт речь в стихотворении С.Есенина? Найдите слова-подсказки.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.

(Осень. Слова-подсказки: туман, росы, золотистые (желтые) косы)

9. В русских былинах часто встречается такой эпитет к слову берёзка: покляпая. А что значит это слово? (кривая)

10. Где в России растут“ покляпые” берёзки? (в Карелии)

11. Кто быстрее составит синквейн на тему:“Берёза”?

  • Белоствольная, плакучая.
  • Греет, лечит, вдохновляет.
  • Русская берёзка - символ Родины!
  • Красавица!)

Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»:

Продолжать развивать связную речь: строить монологическое высказывание и диалогическую речь;

Побуждать детей к восприятию выразительности речи чрез поэзию и музыку;

Способствовать развитию рефлексии.

Задачи ОО в интеграции

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Закреплять умение отражать образ березы через художественно-продуктивную и музыкальную деятельность;

Развивать чувства темпа и ритма в музыкально - двигательной деятельности;

Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности березы, самостоятельно используя разные средства выразительности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения к природе.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- приобщать детей к познанию природы через зрительное и слуховое восприятие, игровую и двигательную деятельность;

Развивать у старших дошкольников эмоциональное восприятие образа русской березки.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать зрительно – моторную координацию;

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Предпосылки учебной деятельности:

Вовлекать в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование для педагога: костюм березки, презентация «Березы России», аудиозаписи П.И. Чайковский «Времена года», р.н.м. «Во поле береза стояла».

Оборудование для детей: альбомный лист, краски, мелки, фломастеры, карандаши, кисти, баночки для воды, платочки для хоровода.

Предварительная работа: рассматривание берез на территории ДОО и иллюстраций художников, чтение стихотворений и рассказов о русской природе, аппликация березы.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Под русскую народную хороводную песню «Во поле березка стояла» воспитатель входит в группу в костюме березки, кружится, загадывает загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. Ребята, что это?

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на мой наряд. Мой костюм необычный? На что он похож? Где вы видели березы? А хотите знать еще больше об этом удивительном по красоте дереве?

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель предлагает детям презентацию «Березы России»:

Ребята, я предлагаю вам «войти» в березовую рощу и полюбоваться искрящимися на солнце листочками. Какой здесь воздух? Прислушайтесь, что вы слышите? Что можно сделать летом в тени березовых ветвей? Обратите внимание на кору березы, она называется берестой и на ней в древности писали, из нее же плели, туесок, короба и шкатулки. Про березу есть много пословиц и поговорок: А какие вы знаете?

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Березой обогреешься, а не оденешься.

Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.

Береза не угроза – где стоит, там и шумит.

Воспитатель:

Теперь я вам предлагаю продолжить сказ о белоствольной красавице в группе. (Дети садятся)

Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение поэта Александра Прокофьева «Люблю березу русскую» в музыкальном сопровождении, а вы, ребята, слушая стихотворение и музыку, представьте свой образ березы. Воспитатель читает стихотворение:

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.

Вам понравилось это стихотворение?

Какие слова помогают поэту выразить своё отношение к русской берёзке? («светлая», «грустная», «плакучая», «ясная», «кипучая»). Мы понимаем, что автор трепетно и нежно относится к русской берёзе.

Как вы понимаете выражение «берёзка грустная»?

Какой образ предстает пред нами, когда мы слышим строки:

«В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками»

(Если дети затрудняются, воспитатель поясняет, что береза в стихотворении похожа на русскую девушку в сарафане; автор использует сравнение.)

Воспитатель:

Поэт Александр Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на последние строки стихотворения

«Под ветром низко клонится.
И гнется, но не ломится».

Как вы думаете, почему гнется, но не ломится? (Если дети затрудняются, воспитатель пояснияет, что это дерево сильное, у него сильные, крепкие корни. Поэт сравнивает образ березы с образом сильного, жизнестойкого человека, у которого возможно много трудностей в жизни, но он находит выход из сложного положения).

Воспитатель:

Ребята, что было для вас необычным в чтении мною стихотворения? Музыка дополняла его или мешала создать образ березы? Какая музыка была по настроению? Музыка и слово было единым целым.

Ребята, о русской березке написано не только много стихов, песен, картин, но и создано большое количество танцевальных композиций, особенно хороводов. Предлагаю девочкам превратиться в белоствольных березок и поводить хоровод, а мальчикам предлагаю поиграть на балалайках.

Хоровод «Во поле березка стояла» (по показу воспитателя).

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о березе, слушали стихотворение, создавали образ березы через слушание музыки, даже побывали в березовой роще. Хотели бы вы превратиться в березку и под звуки музыки создать свой образ белоствольной красавицы.

Игра «Березка»

(дети мимикой, пантомимикой, используя чувства и эмоции, изображают образ березы).

Воспитатель:

- Ребята, смогли бы вы создать образ березки разными изобразительными материалами?

Желающие дети выбирают бумагу с разным фоном и материал, приступают к работе.

По окончании работ дети создают выставку, рассматривают ее и делятся впечатлениями.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель:

Ребята, что вам больше всего понравилость на занятии?

О чем вы думали, когда рисовали березку?

Ребята, помогли ли стихи и картины ещё больше полюбить свою Родину и природу, которая нас окружает?

Ребята, будем любить, охранять и защищать нашу русскую красавицу березу.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 128»

ООД «Люблю березу русскую»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Кобзева Ольга Вячеславовна

Воронеж 2017 г.

Цель: воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее.

Программные задачи:

  • Расширить представление детей о самом почитаемом дереве в России, ставшем ее символом – березе, уточнить и углубить знания о традициях русского народа, учить замечать красоту родной природы и заботливое к ней отношение; закрепить знания о роли березы в жизни человека;
  • Развивать познавательный интерес к миру природы, кругозор, внимание, знакомить с малыми фольклорными формами, совершенствовать нетрадиционную технику рисования березы,
    упражнять в словообразовании, совершенствовать грамматический строй речи, добиваться интонационной выразительности при чтении стихов;
  • воспитывать чувства любви к Родине, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа: разучивание стихов и песен о березе; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека, знакомство с энциклопедическими сведениями о березе.

Материал: презентация «Березы России», компьютер, музыка «Во поле береза стояла», береста, ветки березы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тонированные листы, салфетки.

Слушание стихотворения В.Степанова «Родина».

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березку у дороги,

По которой мы идем?

Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем!

Вопрос ы к детям:

Что вы понимаете под словом «Родина»?

Как называется город, где мы живем?

Как называется наша страна?

Кто является президентом нашего государства?

Какие государственные символы вы знаете?

Есть еще неофициальные символы нашей Родины – это медведи, матрешки, ромашки и, конечно, русские березы. В народе говорят «Где береза вырастет, там русский человек приживется».

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Они растут во всех уголках нашей необъятной страны. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге березы встречаются огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Все они необычайно красивы.

Оказывается, еще в давние времена русский народ любил и почивал березу и даже специальный праздник придумал – день рождения Березы – 11 апреля. Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Ее называли деревом счастья, Богиней, Берегиней.

В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Накануне праздника, в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощения – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания, а потом плели венки, пели песни, водили хороводы и веселый пир устраивали.

Игра «Завяжи ленточку на березке» (обычай на Руси - при этом нужно назвать пословицы).

  • Сломать березу – секунда, вырастить - года.
  • Кто с березы кору снимет, тот ее убивает.
  • И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
  • Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
  • Береза ума дает (о розгах).
  • Не бывать ветки толще ствола.
  • Красивая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
  • Березкой обогреешься, а не оденешься.
  • Березового сока на грош, а леса на рубль изведешь.
  • Бела береза - да деготь черен.
  • Какова березка, такова и отростка.

Хоровод «Во поле березка стояла».

Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне – земледельцы связывали немало примет.

  • Из березы течет много сока – к дождливому лету.
  • Береза – не угроза, где стоит, там и шумит.
  • Иней на березах к морозу.
  • Когда береза станет распускаться – сей овес.
  • Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
  • Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с листа березового.

Обратить внимание детей на замечательные веточки с листочками, почками и сережками.

Какие они?

На что похожи листочки? Сережки?

Про березку говорят «кудрявая береза». Почему?

Что значит, плакучая?

Березу называют « белоствольная». Как вы думаете, почему?

Рассматривание коры березы.

Почему её называют берестой. Какая она?

Как называются черные черточки? Для чего они?

Из бересты люди научились делать разные вещи – плели лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные ложки. И сейчас из веток делают веники и метлы. Из древесины - фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья. Весной она поит людей, зверей и птиц березовым соком.

Кто из вас пробовал этот замечательный и вкусный напиток? Даже есть такая, красивая песня «Березовый сок» (М. Матусовский), где есть такие слова!

Лишь только подснежник распустится в срок.

Лишь только приблизятся грозы.

На белых стволах появляется сок –

То плачут березы, то плачут березы.

Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там растут подберезовики, а если среди берез встречаются сосны, можно встретить целые семьи лисичек. Вот поэтому березу в народе называют деревом четырех угодий или четырех дел – согревать, больных исцелять, людям колодец, от тьмы свет.

Береза одинаково хороша в любое время года; в зеленой накидке весны, в легком ситцевом платье лета; в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы. Русские поэты передавали ее красоту в своих стихах:

Белоснежные березы –

Символ Родины моей

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей

Изумрудная весною.

А зимою в серебре.

Машет веткой золотой

Всем детишкам в сентябре

(Инесса Агеева)

Вся в сережках. Не боится

Вьюги и мороза.

Белоствольная царица –

Русская береза.

(Алексей Гришин)

Под весенним солнышком во дворе нас.

Расцвела береза, радуя всем глаз.

Беленькая, стройная, рада, что весна,

Что в зиму холодную выжила она.

(Александр Курсинский)

Люблю березку русскую!

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках

Люблю березку русскую

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется но не ломится.

(Александр Прокофьев)

Тугие распущены косы

И белые платья до пят,

Как будто невесты – березы

Куда не посмотришь стоят.

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез!

Березы, русские березы,

Одевшись в золото, стоят

Своей окраской самой яркой

Они к себе зовут, манят.

(Сергей Есенин)

Белая береза

Под моим окном.

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят сережки

В золотом огне

А заря лениво, обходя кругом

Обсыпает ветви, новым серебром.

(Сергей Есенин)

Поэты восхищались русской березой, восхваляя ее в своих стихах. Народ придумывал пословицы, поговорки, загадки, а художники передавали ее красоту в своих картинах.

Рассматривание картин. (Презентация)

Физкультминутка «Весенняя береза».

Березка в белом сарафане (дети ритмично ходят друг за другом шагом)

Весною водит хоровод

Звенит сережками так нежно (покачивание головой головой)

И птичек в гости всех зовет (взмахи. руками)

Раскроит свои руки – ветки (разводят руки в стороны)

Опустит ветки – пальцы вниз (сводят руки к центру вниз)

Подставит солнышку листочки (покачивание руками вверху)

Чтоб лучик на руках повис.

Давайте мы с вами превратимся в художников и нарисуем каждый свою березу. (Рисование мятой бумагой)

Сегодня мы убедились, что береза самое красивое дерево России. Шумит оно листвой и украшает нашу жизнь. Давайте беречь русские березы!

Будем березу любить, охранять

Будем мы взрослым во всем помогать

Реки, поля и леса сбережем.

Помним о том, что природа наш дом.