Статья. Виды и типы музыкальных занятий .

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д. В зависимости от состава детей занятия подразделяют на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (большие группы по 4 - 7 детей), индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы). В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными 14 . Каждый из видов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи, это все отражается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастной группе детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом. Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния детей. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличие темы. Детей принимают в дошкольное учреждение с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5 - 10 минут. Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желании подпевать, двигаться. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой. Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных произведений специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию. Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений. Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика. Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание. Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей. Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учете уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционально жизненного тонуса. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся не только с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности. Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах. Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различения высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста. Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в коллективе сверстников. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех отсталых детей. На таких занятиях решаются задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на детских музыкальных инструментах, творческие музыкальные задачи. Музыкальные объединенные групповые занятия проводятся эпизодически. Они организуются педагогом в целях установления слаженности коллективного исполнения песен, танцев, шествия детей при входе на праздник. Проверяется общая слаженность движений для праздничного шествия, входа: начало движения после вступления к маршу, поочередный выход отдельных групп, размещение в зале и т.д. Все виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Все виды этой деятельности оказывают на ребенка эмоционально - эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству 15 .

Типовое занятие . Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным. Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требует на занятиях и вне их много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности. Задания, требующие эмоциональной и умственной активности. Сосредоточенности, лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить. Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменить запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены. Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, объединяют в подгруппы. Это позволяет уделять большое внимание одаренным детям 16 .

Тематическое занятие . Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. На занятии, связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Музыкально - тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т.д. Темы таких занятий могут быть различными. Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображения, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передавать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана образной форме. Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке 17 . Музыкальные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Все музыкальные или как их еще называют, комплексные занятия в дошкольном образовательном учреждении строятся на синтезе искусств. Раньше, занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, детский сад не мог объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии, это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе детский сад выбирает себе ту модель воспитания дошкольника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения. Поэтому на музыкальных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Музыкальное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство. Это многообразие тем обогащает содержание музыкальных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отменить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова). Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута. На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, го и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И.Чайковского из «детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др. На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетания в высоком (светлом) регистре и низком (темпом), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи. Можно поговорить и о сочетании различных средств выразительности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба-Яга»

Конспект доминантного музыкального занятия «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)

Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Развивающие:
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные:
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику).
Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей.
Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик».
Используемый материал:
Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук);
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.
Методические приёмы по структуре занятия:
Мотивация : музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!»
Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной
Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо».
Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы».
Игра с движением. «На дворе у нас мороз…»
Вокально-интонационное упражнение «Вьюга».
Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
Музыкально-ритмический танец «Чик и Брик» Т.Суворовой

Ход занятия:

Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей.
Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку
«Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!»
Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие». Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза.
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?». Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку.
Музыкальный руководитель берет конвертик.
Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает):
«Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик»
– Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке! На санках!

Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно?
Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет.
Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Появился ветерок,
Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».
Муз. руководитель : Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик?
Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке!
Муз. руководитель : Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан).
Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку?
Дети: На нотном стане.
Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке?
Дети: Домик Гномика!
Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика.
Упражнение «Ау!» – добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба.
Упражнение «Сугробы». Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы»)
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег?
Дети: вьюга, метель…
Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу.
Упражнение «Вьюга». Пение в унисон с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы:
Про кого эта песня?
Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная)
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание.
Приемы:
Пение музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев.
Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку)
Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо?
Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок.
Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку!
Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок».
Гномик: Хотите споем все вместе?
Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы:
Пение по фразам «цепочкой».
Тихо – громко.
Инсценировка песни «Пестрый колпачок»
Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

- 127.50 Кб

Министерство образования и науки УР ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж»

Контрольная работа по музыке.

Тема: «Виды и типы музыкальных занятий»

Специальность: 050704

«Дошкольное образование»

Курс 4, группа 34 «А»

Мандрыгина Марина Сергеевна

Форма обучения: заочная

Руководитель: Зеленина Л. В.

Ижевск, 2010 г.

Введение

  1. Виды музыкальных занятий
    1. Доминантные занятия
    2. Тематические занятия
    3. Комплексные занятия
  2. Типы музыкальных занятий
    1. Фронтальные занятия
    2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальные занятия – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.

В процессе любых занятий ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

  1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

    1. Доминантные занятия

Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели-привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры – угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности - песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.

    1. Тематические занятие.

Выделяют три разновидности этих занятий:

  • собственно тематические;
  • музыкально-тематические;
  • сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное-с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П.И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н.А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года») и т. д.

Музыкально-тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н.А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М.И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководитель Н.Н. Харчева, Москва).

Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана в образной форме (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко - погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. Посмотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? Отпусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зонтик! Кончился дождик? Попляшем!» Типы музыкальных занятий
Фронтальные занятия
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Заключение
Список литературы
Приложение

Традиционные , или как их еще называют типовые, музыкальные занятия являются наиболее распространенными в практике дошкольных учреждений. В их структуру входят почти все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), последовательность которых может быть различна. Проведение традиционных занятий обеспечивает систематичность и последовательность усвоения учебного материала, постепенное усвоение определенных умений и навыков.

Доминантные занятия - это занятия, в структуре которых доминирует, преобладает какой-либо из видов музыкальной деятельности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в определенном виде музыкальной деятельности. В этом случае другие виды музыкальной деятельности являются вспомогательными. В связи с этим принято выделять несколько вариантов структуры доминантного занятия :

занятие с доминированием восприятия-слушания музыки;

занятие, в структуре которого доминирует певческая деятельность;

занятие с доминированием музыкально-ритмической деятельности;

занятие, в структуре которого преобладает игра на детских музыкальных инструментах

Тематические. Отличительной чертой является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом активность детей значительно повышается. Структура тематических занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, музыкального репертуара, возраста детей. В процессе тематического занятия может использоваться вспомогательный художественный материал - произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, игры-забавы и др.), предметы изобразительного творчества (рисунки, картины, репродукции и др.)

Комплексные занятия - это занятия, в процессе которых обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной).

Форма организации таких занятий необычна . Она позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними. В комплексных занятиях учебные задания и художественный материал объединяются общей темой. В этом комплексные занятия схожи с тематическими. Но, в отличие от тематических, тема в них раскрывается средствами разных видов искусства . Все виды художественной деятельности в таком занятии объединены единым художественным образом . Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами.

Основными методами и приемами раб. с дет. на МЗ являются:

Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на муз инструм);

Наглядно-зрительный (показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содер-е, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т.д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческ импровизаций и т.д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение муз знаний, помогает закрепить их на собствен опыте.

Практические приемы - оркестровка, передача характера музыки в движениях - позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, темпа.

Приемы:Совместные действия ребенка со взрослым; подражание действиям взрослого;жестовая инструкция;собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении МЗ необходимо соблюдать ряд условий: регулярность проведения; простоту и доступность; выразительность; сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов д. детей; повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий; использование ярких дидактических пособий; активное и эмоциональное участие взрослых.

Основные направления кор-пед раб:

1.Слушание музыки.

3.Музыкально-ритмические движения и танцы.

4.Игра на элементарных музыкальных инструментах

5.Театрализованная деятельность.

Игровая форма заданий помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит.д.).

Другим видом исполнительской музыкальной деятельности в ДОУ являются музыкально-ритмические движения на уроках корр ритмики . Использование ритмики, музыкально-ритмических средств обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического R.

Ольга жарикова
Конспект доминанатного музыкального занятия

Конспект доминантного музыкального занятия

(для детей подготовительной группы)

составил музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с №17 :Жарикова О. А.

Цель :

Обогащение музыкального опыта детей через восприятие музыкальных произведений различной динамики.

Задачи :

Формирование у детей знаний о тихой и громкой музыке на примере музыкальных произведений ;

Развитие внимания, певческих способностей, чувства ритма, музыкального мышления и восприятия, умения двигаться в соответствии с характером музыкального произведения , динамического слуха; знакомство с новым способом извлечения звука;

Восприятие интереса к музыкальным занятиям , эмоциональной отзывчивости на музыку .

Материалы и оборудование :

Фортепиано, музыкальный центр , магнитная доска, портрет Э. Грига, изображение волшебной поляны, карточки с изображением четырёх разных гномов и Волшебницы Динамики; конфетные фантики в коробке, записка, конфеты по количеству детей; музыкальный материал : «Неаполитанская песенка» П. Чайковский, Э. Григ «В пещере горного короля» , «Контраст» неизвестный автор, «Музыка , здравствуй!» (муз. и слова М. Лазарева, ритмическая игра «Музыкальное эхо » (авт. М. Андреев) ;

Ход занятия

Дети заходят в зал, подходят к музыкальному руководителю , который сидит за инструментом.

Музыкальный руководитель :

У нас с вами сегодня необычное занятие , начнём мы его с песенки «Музыка здравствуй (муз. и слова М. Лазарева)

Дети исполняют песню с музыкальным руководителем .

Музыкальный руководитель : Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) Предлагаю вам отправиться на волшебную поляну. Хотите? (да хотим) Вставайте по кругу друг за другом, скоро отправляемся. Слушайте внимательно, как вам нужно будет идти, а поможет вам в этом музыка .

Дети под музыку (по выбору) выполняют бодрый шаг («идём по дорожке» , лёгкий бег («бежим с горочки» , высокий шаг («перешагиваем через кочки» , поскоки, шаг на носочках и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель : Вот мы и пришли. (На мольберте появляется изображение волшебной поляны) Эта поляна волшебная по очень ней гуляет эхо. Давайте с ним поиграем. Повторяйте за мной, как эхо.

Ритмическая игра «Музыкальное эхо » проводится несколько раз.

Музыкальный руководитель : А вы знаете, на этой полянке живут музыкальные гномы . Одни любят петь, играть, танцевать громко, а другие поют, играют, танцуют тихо. Однажды гномы поспорили. Один говорил «Я самый сильный - это прозвучало так громко как только он смог (на мольберте появляется первый гном) «Нет у меня самый сильный голос!» ,- ответил другой и действительно прозвучал его голос громче. (Появляется изображение второго гнома) «А мой голос тихий, красивый» , -тихо проговорил третий (появляется третий гном)

«Ну, если уж слабостью мереться, то попробуйте так, как я» ,- ответил четвёртый гномик, самый маленький и его голос прозвучал еле слышно. (Появляется самый маленький гном) .

(на мольберте появляется её изображение, которая была хозяйкой этой поляны. Она умела петь, играть и разговаривать с любым гномиком - и громко, и тихо. Волшебница Динамика помирила гномов, она сказала, что у каждого голос по своему хорош на своём месте и в своё время. Динамика дала каждому имя : Громкий, Очень громкий,Тихий, и Очень тихий. Так и живут громкие и тихие гномики на волшебной поляне до сих пор. Танцуют играют и поют : кто-под тихую музыку , а кто- под громкую. А управляет ими волшебница Динамика.

Хотите подружиться с этими гномами? (ответы детей) Тогда нужно научиться их различать Однажды гномы забрались в пещеру горного короля и устроили там бал. Давайте послушаем музыку , под которую они танцевали, и поможем волшебнице Динамике их найти и расставить в правильном порядке.

Дети слушают аудиозапись Э. Григ «В пещере горного короля» , затем расставляют карточки с изображением гномов (от маленького до большого) В соответствии с изменением динамики.

Музыкальный руководитель : Молодцы! Эту замечательную музыку написал норвежский копозитор Эдвард Григ (показ портрета) . Давайте поиграем в любимую игру гномов «Жуки и бабочки» . Под резкую будут танцевать- мальчики, а под плавную- бабочки-девочки. Главное- не произносить не слова, что бы не спугнуть гномов.

Музыкальная подвижная игра «Жуки и бабочки» (Контрасты)

Музыкальный руководитель : Какая была музыка- громкая или тихая ? (ответы детей) Посмотрите, ребята, здесь кокая-то коробочка, а в ней записка. Давайте прочитаем : «Ребята, вы замечательно играли с громкими и тихими гномами. За это вам в подарок конфеты. Волшебница Динамика».

Музыкальный руководитель : (открывает коробку) Ой, а здесь одни фантики… Это наверное, гномики пошутили-съели все конфеты, а фантики нам оставили. Они не хотят с нами расставаться! Мы с вами не будем расстраиваться, организуем оркестр! Кто руководит оркестром? (дети - Дирижёр) На чём играют в оркестре? (дети- на музыкальных инструментах ) Сегодня нашими инструментами будут фантики!

Дети играют на фантиках под аудиозапись «Неаполитанская песня» П. Чайковского

Музыкальный руководитель : Как звучала музыка -тихо или громко ? (ответы детей) А как звучали фантики? (ответы детей)

Вот и закончилось наше путешествие по музыкальной поляне . Давайте вспомним, что вам понравилось, что нового узнали? (ответы детей) Ребята, а наши музыкальные гномики вернули нам конфеты! Угощает детей конфетами. Дети прощаются и уходят.