Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
В моей группе создана такая предметно- пространственная среда, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа. Дети знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре народов Поволжья проходит во всех режимных моментах и НОД.
В нашем ДОУ созданы условия для более углубленного ознакомления детей с мордовским народным творчеством: специальное помещение отведено под «Мордовскую избу», где дошкольники встречаются с бабушкой и дедушкой в национальных костюмах, могут покачать люльку, познакомиться с посудой и вещами старины
Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального
руководителя.
Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.
Задачи проекта:
1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.
2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
Музыка
- Социализация
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
Создание ситуации для мотивации начала проекта.
Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.
Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.
Ожидаемый результат:
Предполагаемый результат:
1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.
2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.
3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;
4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Презентация проекта:
1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».
2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».
3. «Волжское подворье».
4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.
5. Выставка детских работ по теме.
Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».
Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок:
Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок:
Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок:
Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий:
Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.
Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети:
Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок:
Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок:
Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий:
Ох, и частушки ваши хороши!
Дети:
Теперь мы спляшем от души!
Ребенок: Русская пляска удалью веселой,
Стоять на месте не велит!
Отбивает дробь задорный каблучок
Руки так и просятся сами на бочок.
Девочки - лебедушки плывут величаво,
Парни присядку исполняют - браво.
Эх подгорка моя, подгорушка
Потанцуй-ка со мной, моя душечка!
Русский танец «Подгорка»
Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.
Мальчик: Исэнмесез!
Саумисыз!
Так по-татарски значит «Здравствуйте!»
На Волге живет
И татарский народ
И на славу угощают.
Девочка: Своих детишеклюбят, берегут
Колыбельныепесни для них поют.
«Колыбельная песня» (на татарском языке).
Девочка: Любят ребята из Татарстана
Петь,веселиться, плясать.
А сегодня приглашаем вас
Немного поиграть!
Ведущий: Игра называется«Буги урын»,
Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)
Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.
Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!
У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!
Ребенок: Мы не зря спешим к вам
Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.
Ребенок: Бодрый, зажигательный,
Ну, просто, замечательный.
А для танца из цветочков
Мы давно сплели веночки.
«Украинский танец»
Ребенок: Голубка прилетела
В мой цветущий сад.
Голубкасизокрылая
Тебе я очень рад.
С тобой, моя голубка,
Не будем мыскучать,
А будем вместевесело
Петь и танцевать!
Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко
Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.
Ребенок: Гутен морген!
Доброе утро!
Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!
Немецкая песня «С добрымутром».
Ребенок:
Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак ввинчивает взгляд,
Точнофары у машины
У нее глаза горят.
Уступаюей дорогу
Повстречавшисьу ворот,
Неужелипрямо в лапы.
Мышкак кошке попадет?
Немецкая игра «Кошки - мышки».
Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.
Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.
Ребенок:
Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!
Ведущий: Крепко за руки беритесь,
В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.
Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».
Альбом «Волжское подворье».
«Ознакомление дошкольников с культурой
народов Среднего Поволжья посредством использования
музейной педагогики»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.
Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.
Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Поэтому в настоящее время мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать в группе мини - музей на тему: «Народы Среднего Поволжья».
Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы будем рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».
Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».
Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».
В работе с детьми мы будем использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.
Примерные темы мини – музея:
«Народы Поволжья»,
«Костюмы народов Поволжья»,
«Русская изба»,
«Любимые сказки народов Поволжья»,
«Народные промыслы народов Поволжья»
«Праздники и обряды народов Поволжья»,
Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.
Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.
Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Какие задачи ставит педагог для достижении цели:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.
Конспект НОД на тему: «Народы Поволжья»
Зукау Елена Федоровна, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 130 «Родничок», Самарский регион
Аннотация: данная работа является
Предмет (направленность): познавательное развитие.
Возраст детей: подготовительная группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
- Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
- Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья.
- Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Интеграция образовательных областей:
- Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
- Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине, народными музыкальными инструментами.
- Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
- Коммуникация – введение в словарь новых слов.
Материал к занятию:
- Карта России.
- Куклы в национальных костюмах.
- Предметы национального быта.
- Аудиозаписи песен, музыки.
- Народные инструменты.
- Заготовки бумажных изделий.
- Художественно-изобразительные средства.
Предварительная работа:
- Чтение народных сказок, былин, песенок.
- Заучивание стихов, частушек, загадок.
- Слушание песен, музыки.
- Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
- Сбор, рассматривание предметов быта.
- Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.
Ход занятия:
Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».
Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.
Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? (Утвердительные ответы детей). Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать.
Ребята, как вы думаете, где раньше собирались люди со всей округи? (Ответы детей – на днях рождения, на свадьбах, на ярмарках…) Верно, на ярмарку съезжался народ со всей округи, продать и купить товар, попеть песни, поплясать, показать свои наряды, поесть вкусные блюда, поиграть в игры. Вот на такую ярмарку мы сейчас с вами и отправимся, ведь там мы сможем все увидеть, обо всем узнать.
Дети с воспитателем проходят в ту часть группы, которая оформлена в виде торговых рядов, прилавков с товарами.
Что же ребята, милости прошу на нашу ярмарку.
Звучит чувашская народная мелодия. Дети подходят к лоткам с товаром.
Ребята, а кто из вас бывал в чувашской деревне? Какие старинные предметы вы там видели? (Ответы детей: тухья – шапочка, ама – украшение из монет, саната – лапти, пурак - туесок из бересты).
Как много всего интересного вы видели. А вот у нас в чувашской лавке есть необычные народные инструменты: подкова, варган, пай, пузырь, сырной из липы.
Воспитатель предлагает поиграть на инструментах, сравнить их звучание с современными инструментами. Затем дети знакомятся с экспонатами в лавке. Рассматривают одежду, обувь, предметы домашнего обихода. Воспитатель рассказывает об обычаях традициях чувашского народа и предлагает поиграть в чувашскую игру «Скок-перескок».
Под веселую татарскую мелодию дети переходят к следующему торговому ряду.
Ребята, давайте мы посмотрим, какие товары нам предложат в татарской лавке.
Дети рассматривают предметы обихода.
Дети, а кто-нибудь знает, как по-татарски называются эти предметы? (Ответы детей: уклау – скалка, дустыган – ковш, чынаян – чашка, таба - сковорода).
Дети действуют с предмета, сравнивая их внешний вид и назначение с современной посудой.
Ребята, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей? (Ответы детей).
Дети, татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:
«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).
«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).
Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? (Утвердительные ответы детей). У меня есть небольшой ларец, он необычный:
«Позвонили в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ?»
Сейчас. Ребята, мы это узнаем!
Воспитатель открывает сундучок, и все рассматривают национальные костюмы, утварь, украшения.
Дети, а знаете ли вы, женщины какой национальности носили такие украшения? Да, верно, такие чудесные бисерные украшения плели мордовские мастерицы.
Воспитатель предлагает примерить наряды и полюбоваться на себя в зеркало.
Ребята, не только женщины занимались интересным делом, но мужчины, они были искусными ремесленниками: резчиками по дереву, гончарами, ювелирами. А ребятишки были веселыми затейниками. Вот послушайте, как звучит детская считалочка на мордовском языке:
«Вейке, кавто, колмо, шиле,
Мон сэвинь соразонь пиле.
Кавто, колмо, пиле, ветесь,
Кинень понги псакань пекесь?»
«Один, два, три, четыре.
Я съел куриное ухо.
Два, три, четыре, пять
Кому достанется конский хвост?»
Вот такая шутливая считалочка была у мордовских ребятишек.
Звучит веселая русская мелодия.
Ой, ребята:
«Из соседних наших сел
К нам на ярмарку пришел
Развеселый хоровод,
Славит ярмарку народ».
Нам тоже пора повеселиться.
Воспитатель приглашает детей на русский народный танец под мелодию «А я по лугу».
Ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и найти эти товары в русской лавке:
«В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется». (Топор)
«Утка в море, а хвост на заборе». (Ковш)
«Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо». (Самовар)
Молодцы ребятки! А еще я слышала, что на гуляньях, русский народ всегда частушки поет, да вот под такую балалаечку. (Дети рассматривают инструмент). А вы, ребята, знаете частушки?
Дети исполняют частушки:
«Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки – волжаночки,
И нигде не пропадем!».
«На окошке два цветочка
Голубой, да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький».
«Ахи – ахи – ахоньки,
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней,
Не видать наших парней».
Какие веселые частушки вы пропели. И, конечно же, ребята, на Руси любили поиграть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек». Вот и закончилась веселая ярмарка, нам пора возвращаться. А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать запомнили ли вы, какие отличия есть в народных костюмах? Я предлагаю вам украсить вот эти изделия.
Дети образуют пары и выбирают себе бумажные изделия: платья, сарафаны, головные уборы, фартуки, полотенца, рубахи и т.д. После окончания работы дети рассматривают и обсуждают, правильно ли подобраны узоры, согласно народным традициям.
Ребята, сегодня мы с вами играли, плясали, отгадывали загадки, занимались творчеством. Ну, а какая же ярмарка проходит без угощений. Вот и у нас с вами накрыт богатый стол, а на нем угощения из национальных сладостей. А ароматный чай мы будем пить из русского самовара. Милости прошу к столу.
Дети пьют чай с печеными сладостями, приготовленными родителями.
Последующая работа:
- Разучивание подвижных игр народов Поволжья.
- Создание мини-музея в группе «Сокровища бабушкиного сундука».
- Развлечение «Посиделки совместно с родителями».