ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА

Государственный музея палехского искусства играет ведущую роль в сохранении и развитии лаковой миниатюры. Музей создавался при активном участии А.М.Горького, Н.Н.Крупской, А.В.Луначарского, писателя Е.Ф.Вихрева, искусствоведов А.В.Бакушинского и Г.В.Жидкова, ставшего его первым директором. Открытие Государственного музея палехского искусства состоялось 13 марта 1935 года.

В декабре 1934 года для музея была закуплена большая часть выставочного фонда Артели древней живописи - это шестьдесят два произведения лаковой миниатюры. Среди них работы основоположников палехского искусства.

Важную роль в комплектовании коллекции лаковой миниатюры сыграл первый директор палехского музея - Герман Васильевич Жидков, возглавлявшего его до 1937 года. Он предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. Так появились в музейном фонде появились лучшие работы палехских мастеров В.К.Буреева, Н.Д.Вакурова, В.М.Салабанова. При нём коллекция составила 1500 единиц.

На протяжении многих лет в своей собирательской деятельности музей активно сотрудничал с коллективом палехских художников: Товариществом художников Палеха, впоследствии с Палехскими художественно-производственными мастерскими. Существовал художественный совет, в состав которого входили ведущие художники Палеха и сотрудники музея. Наиболее интересные произведения, отобранные Советом, постоянно пополняли фонды музея.

С первых дней существования музея начала формироваться коллекция древнерусской живописи. Г.В.Жидков привёз из Костромы 7 икон, сделав в Книге поступлений запись: «В связи с разработкой вопроса о связях палехской живописи XVIII века с верхне-волжской». В 1936 году был сформирован отдел «Старый Палех», впоследствии дореволюционный отдел Государственного музея палехского искусства. Его фонд пополнялся иконами, привозимыми сотрудниками музея из многочисленных научных экспедиций по Ивановской области.

Значительный интерес представляет коллекция иконописной графики, которая насчитывает более 1500 произведений. Большую часть этой коллекции составляет художественный архив Н.М.Сафонова, чья мастерская работала в лучших традициях византийской и древнерусской живописи. В своём художественном архиве Сафоновы хранили многочисленные образцы для икон, снятые их мастерами с древних подлинников во время частых поездок по России.

Сегодня в фонде дореволюционного отдела ГМПИ находится около тысячи икон, более 1,5 тысяч единиц иконописной графики, предметы народно-прикладного искусства (медные и серебряные оклады, медное литьё, прялки, ткани, деревянная резьба).

Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. В 1930-е годы в художественном собрании ГМПИ появились работы известных русских художников, а также картины итальянских, голландских, фламандских, немецких мастеров XVI-XIX в.в., переданных из Государственного музея изящных искусств. В 1939 году в отборе и передаче картин для Государственного музея палехского искусства принимал самое активное участие П.Д. Корин. Все картины, прежде чем попасть в палехский музей, были им отреставрированы.

Русская живопись XIX века представлена в основном портретами работы неизвестных мастеров второй половины XIX века, пейзажами и жанровыми композициями. Не так часто в коллекциях провинциальных музеев можно встретить парсуны - первые портретные изображения к.XVII-н.XVIII вв., В ГМПИ хранится одна из таких древних парсун - прижизненный портрет митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия.

Достойное место среди произведений русской реалистической живописи занимают работы палехских художников, принадлежавших к древним иконописным родам и получивших прекрасное художественное образование. Это работы В.Е.Белоусова, М.С. Климанова, братьев Алексея, Андрея и Павла Кориных. Коллекция живописи 1920-1930-х годов представлена работами палешанина М.А.Маркичева, ивановских художников Пырина М.С., Секирина Н.П., Говорова В.Н., Калашникова И.Д., портретами Н.Н.Харламова, пейзажами А.В.Куприна, Н.П.Крымова, П.П.Кончаловского, Г.Г.Нисского. Большая часть этих картин передана музею в постоянное пользование палехским товариществом художников.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом - музей П.Д.Корина, Музей - мастерская Н.В.Дыдыкина, Дом - музей И.И.Голикова, Дом-музей Н.М.Зиновьева в д. Дягилево.

Заказать экскурсию Все отделы ГМПИ работают с 10.00 до 17.30. Выходной день – понедельник. Санитарный день – последняя пятница каждого месяца.

Версия для слабовидящих

История создания музейных коллекций

Алексей Максимович Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал художникам хранить лучшие работы. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В октябре 1931 г. профессор искусствоведения Анатолий Васильевич Бакушинский, по совету А.М. Горького, направил письмо в Народный Комиссариат Просвещения, в котором он поставил вопрос об организации в Палехе художественного музея. Восьмого мая 1934 года Совет народных комиссаров принял постановление об организации «Музея древней живописи» в п. Палех, который ещё до открытия переименовали в Государственный музей Палехского искусства. 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи состоялось открытие музея.

Музей создавался при активном участии художников Палеха. Многие из них подарили музею свои рисунки, эскизы к театральным постановкам. В первой музейной экспозиции было представлено немногим более 540 экспонатов, в основном произведения лаковой миниатюры. Буквально через 10 дней после открытия музея вдова Ефима Фёдоровича Вихрева передала в дар 82 произведения. Яков Станиславович Ганецкий – видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В.Котухина, «Смычка города с деревней» И.В.Маркичева, «И за борт её бросает» И.М.Баканова.

Велика роль в создании музейной коллекции первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1938 г. При нём коллекция составила 1500 единиц. В эти годы в музей поступило большое количество работ на пушкинскую тему, выполненных художниками Палеха по совету Германа Васильевича. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулка «Сказка о золотом петушке» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, «Бесы» И.П.Вакурова.

Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. В этом Г.В.Жидков видел одну из главных задач палехского музея. При нём в музейной коллекции появились работы известных русских художников, а также картины итальянских, голландских, фламандских, немецких мастеров XVI-XIX в.в.

Понимая необходимость изучения истоков палехской лаковой миниатюры, т.е. древнерусской живописи, а также руководствуясь целью сохранить главную палехскую святыню – Крестовоздвиженский храм, художники Палеха поставили вопрос перед Наркомпросом РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства. Коллекция древнерусской живописи быстро пополнялась за счёт имущества закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Отдел «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме до 1992 года. С 5 декабря 2014 года экспозиция древнерусской живописи расположена в новом здании музея.

«Палех – село-академия народная» – так охарактеризовал Палех в 1863 году Георгий Дмитриевич Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время. Основная цель всех музейных экспозиций – представить Палех как уникальный центр провинциальной культуры, показать истинное значение человека, живущего в сельской глубинке, его творческую натуру, его духовность, верность нравственным идеалам.


Знаменитый музей палехского искусства, который получил почетный статус государственного, выполняет основную роль не только в сохранении, но и развитии традиционной лаковой миниатюры. Создание музея произошло при активной деятельности А.М. Горького, А.В. Луначарского, Н.Н. Крупской, Е.Ф. Вихрева и искусствоведов Г.В. Жидкова и А.В. Бакушинского. Торжественное открытие музея состоялось 13 марта 1935 года.

Зимой 1934 года было закуплено множество предметов выставочного фонда «Артели старинной живописи», представленных 62-мя произведениями лаковой миниатюры. Стоит отметить, что среди приобретенных предметов были работы первоначальных основоположников палехского искусства.

Определяющую роль в процессе комплектования коллекций лаковой миниатюры сыграл первый директор Государственного музея палехского искусства – Жидков Герман Васильевич, который возглавлял музей до начала 1937 года. Именно этот человек сделал предложения самым талантливым и одаренным художникам города писать миниатюры по специально составленным договорам. Таким образом, в музее появились самые лучшие работы мастеров родного города: В.М. Салабанова, В.К. Буреева. При Германе Васильевиче музейная коллекция насчитывала более 1500 единиц хранения.

В течение довольно продолжительного периода времени в процессе собирательской деятельности палехский музей вел совместное сотрудничество с коллективом городских художников, которое вскоре стало называться Палехские художественно-производственные мастерские. Имел место быть художественный совет, который включал в себя ведущих художников города Палех, а также сотрудников музея. Самые интересные и уникальные предметы отбирались советом, по причине чего музейные фонды постоянно пополнялись новыми экземплярами.

С самого начала существования музея произошло становление коллекции старинной древнерусской живописи. Герман Васильевич смог привезти из Костромы семь икон. Важно отметить, что большой интерес представляет собой коллекция старинной иконописной графики, насчитывающей примерно 1500 произведений. Наибольшее количество предметов из этой коллекции входит в художественный архив Н.М. Сафонова, мастерская которого работала в самых востребованных традициях древнерусской и византийской живописи. Художественный архив Сафоновых хранил в себе огромное количество образцов для икон, которые были сняты мастерами со старинных подлинников в период регулярных поездок на территории России.

На сегодняшний день в фонде отдела ГМПИ хранится более тысячи икон, из которых примерно полторы тысячи представлены иконописной графикой, а также предметами народно-прикладного искусства: серебряными и медными окладами, медным литьем, тканями, прялками и резьбой.

Традиционная русская живопись 19 столетия представлена портретами малоизвестных мастеров, творивших во второй половине 19 века, а также жанровыми композициями и пейзажами. Стоит отметить, что достаточно редко в коллекциях и фондах провинциальных музеев можно увидеть парсуны или самые первые изображения конца 17 – начала 18 веков. В музее хранится единственная в своем роде древняя парсуна – портрет Ярославского и Ростовского митрополита Димитрия.

Важное место среди уникальных работ реалистической живописи занимают произведения палехских художников, которые принадлежат к старинным иконописным родам и которые получили отличное художественное образование. К таким произведениям можно отнести работы В.Е. Белоусова, братьев Павла и Андрея Кориных, М.С. Климанова.

Коллекция живописи, относящаяся к периоду 1920-1930-х годов – это работы жителя Палеха М.А. Маркичева, художников из Иваново: Н.П. Секирина, М.С. Пырина, В.Н. Говорова, портреты Н.Н. Харламова, пейзажи Н.П. Крымова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, Г.Г. Нисского.

В состав Государственного музея палехского искусства входят: Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей И.И. Голикова и Дом-музей, посвященный Н.М. Зиновьеву.