Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. Работоспособность, умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на экзаменах ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Экзамены по специальности

Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. Экзамены по специальности проходят в мастерских (при участии натурщиков) в течение нескольких дней. К специальным предметам относятся:

  • рисунок (два задания): портрет и стоящая обнаженная фигура (на бумаге графитовым карандашом); бумагу выдают непосредственно на месте или абитуриент использует собственную, отмеченную печатью приемной комиссии;
  • живопись: один портрет с руками сидящего натурщика (на холсте масляными красками или темперой, гуашью, акварелью - при поступлении на графический факультет); холст размером до 70 см по большой стороне абитуриент должен принести с собой;
  • композиция: работа на заданную тему может быть в любой технике.

Затем осуществляют просмотр экзаменационных работ и выставляют оценки. Если количества набранных баллов достаточно, чтобы пройти по конкурсу, далее вас ждут сочинение на заданную тему, история (устно), история русской художественной культуры и в некоторых случаях - иностранный язык. Если все-таки поступить на дневное отделение не удалось, к вашим услугам платные отделения, средняя стоимость учебы на которых иногда достигает 4500-5000 долл.

Адреса вузов

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: факультет живописи, скульптуры, теории изобразительного искусства; Москва, Товарищеский пер., 30 (ст. м. "Таганская", "Марксистская");

Факультет графики, архитектуры: Москва, Лаврушинский пер., 15 (здание напротив входа в Третьяковскую галерею, ст. м. "Новокузнецкая", "Третьяковская").

Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова: Москва, Волоколамское ш., 9 (ст. м. "Сокол").

Российская академия живописи, ваяния и зодчества: Москва, ул. Мясницкая, 21 (ст. м. "Чистые пруды"); Камергерский пер., 2 (ст. м. "Охотный Ряд").

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова: Москва, ул. Вильгельма Пика, 3 (ст. м. "Ботанический сад").

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (ст. м. "Василеостровская").

Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности. Сбор данных для определения рейтинга вузов и специальностей проводился с середины 2004 учебного года.

При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д.

Место Наименование вуза
1 Московский архитектурный институт (государственная академия)
2 Московский государственный художественно-промышленный университет
3 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6 Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7 Красноярский государственный художественный институт

Обсуждение

"..любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде."
Фраза эта вызывает раздражение.
Для человека, любящего искусство, неважны никакие финансовые трудности.
Вспомните Ван Гога.
Он за всю свою жизнь продал всего одну картину

27.10.2008 17:14:17, Аня

Я понимаю что в столице провинциальных не очень любят, но после 11 класса куда лучше поступить? если я только окончила художественную школу. Мы не рисовали ни маслом, ни обнаженную фигуру. Максимум это гипсовые головы Антиноя, Венеры и т.п. и гип. фигуры. нужно поступать в какой нибудь техникум или колледж для начала, да? что бы меня там научили рисовать другие вещи? и вообще возможно ли поступить так?
мне желательно про Питер.
Спасибо за внимание.

22.10.2008 21:09:02, Peroman

Собираюсь в следующем году поступать в Суриковский.интересует общежитие.Бытовые условия,стоимость проживания.спасибо.

05.10.2008 16:05:59, Ольга 15.09.2008 19:18:03, Сандра

учусь в провинциальном ВУЗе на факультете изобразительного искусства. очень бы хотела пообщаться со студентами столичных художественных ВУЗов

15.09.2008 19:17:58, Сандра

Даа...Интересно....Скажу одно -Если у Вас действительно есть желание все будет ОК!!!Поступайте!!!

14.09.2008 11:17:22, Yolia

Ощущение, что автор изо всех сил хочет отбить желание поступать в художественный вуз - ах как все плохо, тяжко, бесперспективно, чуть ни путь на дно жизни! Вот из-за таких советчиков талантливые ребята идут в менеджеры и экономисты, а потом всю жизнь тянут лямку, проклиная судьбу.

01.09.2008 21:45:56, xxen

после 9 класса я собираюсь поступить в худ.колледж.после этого будет проще поступить в институт?

02.08.2008 12:25:42, мария

Здравствуйте! Я бы хотела узнать возможно ли гражданам других государств поступать в художественные ВУЗЫ России.Нет каких либо преимуществ для них при поступлении т.е хотя бы исключение во времени. Если сейчас нашлась возможность обучаться можно в начале сентебря или в конце августа посутпить. Пожалуйста, если сможете ответье?

29.07.2008 12:02:48, Матина

помогите пожалуста найти хороший универ. или академию, где можно было бы выучиться на художника по костюмам.

09.07.2008 08:25:50, Анатолий

Объявляется приём 2008 года студентов по специальности: «Технология художественного оформления спектакля»
Квалификация: «Художник-технолог по сценическому костюму»
(очная форма обучения)

На Постановочный факультет, отделения «Художник по сценическому костюму» принимаются на общих основаниях лица имеющие общее полное среднее образование или среднее специальное художественное образование.
Кафедра сценического костюма готовит художников и художников технологов по костюму для театра и кино.
Для участия в конкурсных экзаменах необходимо подать заявление на имя ректора Школы-студии при МХАТ. К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Аттестат о среднем образовании или диплом среднего профессионального образования (или нотариально заверенные копии)
2. Шесть фотографий 3х4 см.
3. Паспорт, военный билет или приписное свидетельство предъявляются при поступлении.
Конкурсные экзамены проводятся по следующим предметам:
1. Коллоквиум по специальности (10 баллов)
2. Рисунок (10 баллов)
3. Живопись (10 баллов)
4. Макетирование костюма – наколка на манекене (проверка способности абитуриента к пространственному, габаритному переносу плоского изображения в объемное)
5. Экзамен по русскому языку и литературе, письменно – сочинение (5 баллов)

Документы принимаются с 15 по 30 июня. Вступительные экзамены проводятся с 1 июля. Перед сдачей документов в приёмную комиссию абитуриентам необходимо пройти предварительные консультации, которые проводятся преподавателями кафедры сценического костюма, в июне месяце.
В Последние два понедельника мая в 17.00 в Школе-студии день открытых дверей.
Сдавшие вступительные экзамены и прошедшие конкурсный отбор зачисляются в Школу-студию МХАТ в соответствии с установленными правилами.
Срок обучения пять лет.
На время вступительных экзаменов общежитие не предоставляется, число мест в общежитии ограничено.

19.05.2008 16:36:03, ekaterina

А что такое Художественная Академия (АДРА)?

20.04.2008 08:17:25, Антон

Как живут выпускники художественных вузов?

Дата публикации 31.10.2013

Член Союза художников Владимир МИХАЙЛОВ, кроме того что художник – мастер художественного слова. Например, спрашиваешь его о том, как он подрабатывал, будучи студентом Академии художеств, и Владимир отвечает примерно так:

– Единственный год постоянного заработка был 2004-й, когда на втором курсе мы с другом снимали мастерскую на улице Репина. Мы в ней и жили, и работали, и друзей встречали. Тогда один из моих товарищей набрал несколько человек, которые хотели у меня учиться рисовать. Как уже у этакого профессионала, хоть и начинающего. И вот ко мне ходили ученики – им нравилось очень. Я их учил только карандашом рисовать. В течение года они ходили два раза в неделю. Каждый платил по 50 рублей за занятие. Когда приходило пять человек, я соответственно получал 250 рублей. Все это были взрослые люди, которые учились просто для себя. Леня, например, был старше меня. Одна ученица даже была из Тайваня. Она мне портрет заказала. Который я ей так и не написал…

Если Владимира не остановить, то он так и будет на заданную тему делать набросок, дополняя его все новыми штрихами – ответвлениями, отступлениями, уточнениями. Задать новый вопрос можно, только перебив художника. Но и тогда повторится та же история. Потому что Владимир – человек, не говоря уж о том, что очень эрудированный и красноречивый, – очень увлекающийся. Собственно, и художником он стал потому, что однажды увлекся рисованием. Дело было так…

Наступил, вдруг, одиннадцатый класс. А с ним и вопрос: что делать после школы? Кроме хорошей успеваемости, в багаже Володи различные увлечения: история, театр, спорт, рисование, литература… Выбор дальнейшего пути, как обычно в такой ситуации и бывает, решил случай. Семья вспомнила, что есть такой институт имени Герцена (в котором когда-то училась мама). А в нем есть художественно-графический факультет. И почему бы не пойти туда?

Мыслей о том, чтобы быть художником, у Володи, как он утверждает, и в помине не было. Но поскольку он идеей поступить на художника-преподавателя тогда увлекся, то за несколько месяцев серьезных занятий с педагогами подготовился. И поступил. Ну, и учился. Как ему свойственно, с энтузиазмом.

Но на четвертом курсе вдруг оглушило: «А что же я буду делать после окончания?! Учителем рисования я быть не хочу!» А вуз ведь педагогический. Там преподавалось великое разнообразие художественных и художественно-прикладных предметов. На том уровне, который более чем достаточен для школьного педагога. И все же недотягивает до уровня художника.

– У меня все было хорошо, – вспоминает Владимир. – Я даже шел на красный диплом. Но вдруг наступил кризис. На что я потратил четыре года?! Что буду делать потом?.. Художником я стать еще не мог. Да и по-прежнему не хотел… Я впал в настоящую депрессию. Друзья, видя мое состояние, затащили меня на подготовительные курсы в Академию художеств им. Репина. И за три месяца тяжелейших занятий вернули меня к жизни.

Владимир оставил институт им. Герцена и поступил на отделение реставрации в Академию художеств. Правда, баллов хватило только на платное место. Начались денежные затруднения.

– Обучение стоило тогда 17 тысяч рублей в год – большие для нашей семьи деньги, – вспоминает Владимир. – И тогда друг семьи сказал: «Я помогу, я куплю твою работу!» И купил мою копию с картины «Семейство молочницы». По сути это, конечно, было меценатство. Я пошел еще работать продавцом музыкальных дисков и кассет. Еще одну работу отнес продавцам на Невский. И благодаря всему этому вкупе удалось оплатить обучение. Но дальше учиться платно не было возможности...

Поэтому через год Владимир снова сдавал вступительные экзамены. Успешно сдал. И снова стал учиться на первом курсе – теперь уже бесплатно. А после второго курса, то есть после семи лет обучения в высших художественных учебных заведениях Михайлов почувствовал потребность перейти на отделение станковой живописи, то есть стать таки художником. И только через четыре года (курс высшего образования в Академии художеств не 5, а 6 лет) наконец им стал – блестяще защитив диплом.

Как живут выпускники высших художественных учебных заведений?

По словам моего собеседника, их можно разделить на несколько условных категорий.

Категория первая. Это люди, которые в профессиональном плане перегорают или не выдерживают конкуренции. Они идут в смежные профессии – такие, как дизайн. В особо редких случаях вообще меняют сферу деятельности.

Вторая категория – выпускники, которые остаются преподавать: либо в своем вузе, либо в другом. Преподают они за смешные деньги – это может быть всего несколько тысяч рублей. Но при этом попадают в структуру, где у них появляются связи, статус, возможность выставить свои работы и, соответственно, продать их.

…Говорить о заработках художников сложно, но можно

– Мой первый серьезный заработок произошел при следующих обстоятельствах, – вспоминает Владимир. – Будучи студентом Академии, я писал в Эрмитаже копию одной из картин Рубенса. Ко мне подошел бельгийский турист и стал предлагать деньги. Я говорю: «Это учебная копия, она не продается». Но бельгиец был настойчив. В результате уже у себя дома со своей учебной копии я написал и копию для заказчика. И он купил у меня ее за 1500 евро. А сейчас самая моя дорогая работа, которую я написал за месяц, была куплена за 187 тысяч рублей.

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

Пабло Пикассо

Есть такое мнение, что художник - это кисточка Создателя. То есть, талант живописца — это дар Бога, который водит рукой художника, пишущего картины. Возможно, так оно и есть! Но одного таланта недостаточно: его надо развивать, направлять, совершенствовать. Для этого и существуют художественные ВУЗы, в которых сосредоточены многовековые знания по чёткости линий, игре красок, выдержанности стиля.

Несмотря на то, что в этой профессии, как и в любой другой творческой, профессионально состояться и стать успешным удаётся немногим, конкурсы в художественные ВУЗы традиционно высокие.

При поступлении в художественное учебное заведение, так же, как и в театральное, требуется сначала доказать наличие таланта, который впоследствии сможет проявить себя и удивить мир прекрасными картинами. В XVII веке на художника учились 15 лет. Сегодня обучение в ВУЗе проходит в течение 5 лет, но зато подготовка к поступлению занимает несколько лет. Талантливые начинающие художники, как правило, с детства посещают художественные кружки, детские художественные школы, заканчивают специализированные лицеи и училища. При художественных вузах существуют художественные школы или подготовительные курсы, где можно обучаться от 6 месяцев до 2 лет.

С самого начала надо определиться — в каком направлении вы будете строить свою карьеру. Художественные институты имеют несколько факультетов:

  • живописи;
  • графики;
  • реставрации и технологии живописи;
  • скульптуры;
  • архитектуры;
  • анимации и мультимедиа;
  • теории и истории искусства;
  • дизайна;
  • монументально-декоративного и прикладного искусства.

При поступлении в художественный институт абитуриент должен представить свои творческие работы: рисунок и живопись. Те, кто пройдет этот предварительный этап, допускаются к вступительным творческим экзаменам, которые проходят в мастерских вуза. На втором этапе в течение нескольких дней выполняются задания по:

  • рисунку графитовым карандашом (портрет и фигура);
  • живописи (портрет с руками, выполненный масляными красками или акварелью);
  • композиции в любой технике на выбор.

И только после этих творческих конкурсов у абитуриента принимаются результаты ЕГЭ.

Кроме таланта и образования, художнику необходимы и такие прозаические качества как работоспособность, коммуникабельность и умение находить общий язык с заказчиками, владельцами галерей и музеев.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело

Образование, полученное в столичных художественных вузах, считается очень престижным не только в России, но и во всём мире. Высочайший уровень преподавания, заданный основателями учебных заведений, и традиции русской художественной школы соблюдаются до сих пор.

Среди наиболее престижных художественных вузов особо можно выделить:

  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова; Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова;
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова;
  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Есть много хороших педагогов по живописи и графике. Одни позволяют детям свободно творить, другие развивают определённые навыки. Одни учат неторопливо, другие интенсивно. Но школ и курсов очень много, а преподают в них по-разному. Художник Ирина Буртова рассказывает, как выбрать художественную школу и что творится за стенами художественных вузов.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если ребёнок маленький, ему подойдёт любой опытный учитель, который любит детей и свой предмет, и у которого дети занимаются с удовольствием, без больших нагрузок. Позже, если ребёнок всерьёз увлечётся рисованием и целенаправленно захочет развивать свои навыки, можно будет подумать о новом преподавателе и о более узкой направленности: чёрно-белая или цветная графика, живопись, рисование с натуры, роспись и прочее. У каждого преподавателя свой стиль рисования, своя техника создания рисунка (обычно эти два пункта взаимосвязаны), и своя методика преподавания. Это видно, если посмотреть работы его учеников: они чаще всего будут различными у разных учителей. Аналогичная ситуация бывает у художественных школ. Пусть ребёнок посмотрит на выставленные работы учеников и преподавателей и скажет, хочет ли он рисовать так же. Если да, то ребёнка для начала можно отдать именно в эту школу (к этому преподавателю), а дальше наблюдать.

1. О сочетаемости стилей и техник

Если упрощённо, стиль - это то, как выглядит рисунок или художественное произведение, техника - то, какими средствами этого добиться. Я бы сравнила различные художественные стили и техники с игрой на различных музыкальных инструментах. Это, конечно, аналогия, но в данной ситуации достаточно точная. Если ребёнка учить играть на скрипке, бессмысленно переводить его к преподавателю, который учит играть на фортепиано, для дальнейшего развития уже имеющихся навыков. Очень похожая ситуация в рисовании. Если ребёнка учить аккуратно рисовать с натуры, то, попав потом к преподавателю, специализирующемуся на декоративной живописи, навык рисования с натуры постепенно ухудшится.

Бывает, что ребёнку нравятся рисунки, которые выполняют учащиеся педагога или школы, но методика преподавания, что называется, «не пошла»

Если ребёнку некомфортно заниматься на уроках рисования, и у него в течение одного-двух лет нет видимых улучшений (если вы не можете определить это сами, об этом скажет сам ребёнок или его преподаватель), лучше сменить педагога или школу. Ситуацию может исправить другая методика преподавания, или ребёнок просто хочет попробовать порисовать в другом стиле или технике.

Если ребёнок достаточно долго (несколько лет) и успешно учился рисовать у одного педагога (или в одной школе), то нежелательно переводить его к другому преподавателю, который использует иной стиль или технику рисования, даже если вы слышали о нём больше положительных отзывов. Может возникнуть ситуация, о которой я говорила выше - «переучивание со скрипки на фортепиано». Иногда различия в стиле или технике на первый взгляд незаметны. В этом случае смотрите на ребёнка.

При резкой смене стиля или техники рисования у ребёнка может наступить заметный регресс в обучении, и чем сильнее различаются стили работ и преподавания, тем дольше у ребёнка будет длиться привыкание, которое будет тормозить или вообще заморозит развитие его навыков. Даже если вы сами не рисуете, вы можете понять, ненавязчиво задавая вопросы, доволен ли ребёнок преподавателем, своими работами, улучшаются ли его навыки в рисовании. Ребёнку даже может нравиться преподаватель как личность, но если прошло один-два года, а значительных улучшений в обучении нет, значит, методика преподавания или техника рисования ему не подходят. Лучше всего сменить преподавателя, каким бы хорошим человеком он ни был.

Мудрый и опытный преподаватель, возможно, сам скажет родителям об этом по прошествии двух лет. За более короткий срок определить наличие улучшения достаточно рискованно, так как некоторые дети обучаются в режиме «накопления»: до определённого момента прогресса нет, идет аккумуляция знаний и навыков, а потом происходит резкий скачок, затем начинается обычное, в меру стабильное улучшение.

2. Стабильность в преподавании для успешного развития навыков

Практически все стили и методики приводят к желаемому результату - улучшению навыков рисования - но различными дорогами. Ухудшает результат только необоснованное переключение со стиля на стиль, с техники на технику. Оно может (за редким исключением) сильно затормозить и даже остановить развитие навыков.

Некоторые преподаватели позволяют ребёнку развивать собственный стиль, который не похож на стиль других учеников

Но если сам преподаватель этим стилем не владеет хотя бы в теории, процесс будет пущен на самотек, и сложно предсказать, каков будет конечный результат.

Личный опыт . Я рисую уже долго, около 25-ти лет, и за время обучения сменила около десятка преподавателей. Все они были, на мой взгляд, хорошими учителями, и делились опытом с большим удовольствием. Единственный минус - многие из них рисовали в различных стилях и техниках, из-за чего мне, при переходе к новому преподавателю, приходилось тратить много времени на переучивание вместо того, чтобы развивать дальше то, что я действительно умела.

В начале каждого такого перехода я регрессировала, пытаясь адаптироваться к новым методам. Более того, попадались преподаватели, которые разносили в пух и прах все другие стили, кроме своего, и категорически запрещали мне рисовать, как мне нравилось. Из-за постоянных переучиваний у меня в голове образовалась настоящая стилистическая каша, и появилось большое количество незаконченных работ, про которые я просто не знала, какого результата я хочу добиться в итоге. Понемногу наступило разочарование в своих способностях к рисунку и живописи. Мне пришлось на какое-то время оставить рисование в любом его виде и работать в другой специальности, чтобы за это время понемногу разобраться в том, как же мне всё-таки рисовать. Я нашла свою нишу в художественном творчестве только восемь лет спустя.

3. Возможно ли одновременно изучать сразу несколько техник

Да, но при условии, что это либо родственные техники, либо они изучаются поверхностно. Некоторые преподаватели так и строят свои занятия, предлагая учащимся пробовать то одно, то другое.

Дизайнерские вузы почти всегда заставляют изучать множество техник и стилей. Но важно помнить, что в этом случае всё изучается неглубоко, то есть, не происходит сильной нагрузки на мозг. Кроме того, всё это подчинено развитию одного навыка - умению создать удобное визуальное пространство, которое бы облегчило восприятие того или иного стиля. Углубленное же изучение сразу нескольких различных техник и стилей обычно не приводит ни к какому хорошему результату.

Личный опыт . Мне в своё время очень нравилась техника рисунка, которую преподавали в школе Сергея Андрияки. С ней мне следовало бы поступить в Суриковское училище, которое могло развить достигнутый результат. Однако был выбран другой вуз, для которого требовалась совершенно другая техника. Я поступила на подготовительные курсы при вузе. Какое-то время я честно пыталась совмещать любимое с полезным, посещая и Андрияку, и подготовительные курсы, но потом Андрияку пришлось оставить. Постоянное переключение с техники на технику вызывали сильную физическую усталость и даже лёгкое подташнивание. Потом похожая ситуация повторилась в вузе из-за учёбы под руководством преподавателей, которые придерживались разных стилей и техник.

4. Каждому стилю и технике - своё место

Не бывает, что один стиль/техника рисования лучше другого. Бывают преподаватели, которые не любят тот или иной стиль/технику - но это говорит только о личных предпочтениях педагога. Если вы или, что важнее, ребёнок, придерживаетесь иных взглядов, лучше поискать другого преподавателя. Ребёнок может любить рисунки в комиксах Marvel или фэнтези-иллюстрации Владимира Бондаря, Виктора Чижикова или Викторию Кирдий - каждый стиль в любом случае потребует грамотного обучения и наставничества.

Загляните на сайт российских иллюстраторов - какие разные там работы! Сколько различных стилей, техник, изобразительных приёмов! Все они имеют право на существование, все они находят своё место в зависимости от целей, задач, мнения заказчика и личных предпочтений художника. Каждая работа находит своего зрителя.

Посмотрите на работы признанных мастеров различных эпох. Работы Брюллова или Кустодиева производят совсем иное впечатление, чем картины Пикассо или Поллока. Приятное или нет - зависит от личных предпочтений зрителя. Преподаватель, который способен научить рисовать, как Брюллов или Кустодиев, не сможет обучить ребёнка художественным приёмам Поллока, поскольку тут требуются совершенно иные принципы работы мозга и рук. Если же хочется рисовать, как Поллок, бессмысленно углубляться в технику, которой владеет Брюллов - в данной ситуации углубленное изучение «чужеродной» техники не принесёт никакого результата.

Личный опыт . Моим внутренним ориентиром в студенчестве и сейчас являются Репин, Суриков и другие художники XIX века. Но в то время, когда я обучалась, у большинства преподавателей моего отделения было принято считать XIX век устаревшим и неактуальным. Требовалось в обучении опираться на работы художников-конструктивистов и других мастеров XX века. Как же сильно я ненавидела этот конструктивизм! Там свои изобразительные средства, которые могут кому-то понравиться, но мне совершенно не улыбалось их изучать и копировать. В итоге к концу 6 курса я рисовала с натуры хуже, чем при поступлении.

Пытаясь изучить неинтересный для меня изобразительный язык, я постепенно регрессировала

После вуза я пошла на дополнительные художественные курсы, преподаватели которых резко негативно относились к реалистическому рисованию. Это было совсем не то, чего я хотела, но мне их рекомендовали как очень хороших специалистов, и я решила последовать совету. Оказалось, они требовали быстрых «эмоциональных» рисунков, то есть работа должна быть закончена в течение часа-двух, а форма и цвет должны были отражать эмоциональное состояние героя иллюстрации. Это для меня был вообще нонсенс, поскольку я любила рисовать медленно и вдумчиво, продумывая каждую деталь, а эмоции отображала точной прорисовкой мимики и позы персонажа. Неудивительно, что «эмоциональное» рисование, как и журнальная иллюстрация впоследствии, у меня не пошли вообще.

5. Можно ли заранее узнать, вырастет ли из ребёнка профессиональный художник

Большой плюс любой художественной школы (как и вуза впоследствии) - это навык рисовать постоянно, независимо от настроения, заданной темы и желания. Это именно то, с чем будущему художнику придётся потом столкнуться в работе. Из-за превращения любимого занятия в необходимость бывает, что до поступления в художку ребёнок обычно рисует с удовольствием, а потом, в процессе обучения, общее удовольствие от рисования часто сходит на нет или совсем пропадает. Остаётся радость от любимых тем или сюжетов, которые попадаются не всегда, но и она может исчезнуть.

Если всё это не оттолкнет ребёнка от занятий рисованием, скорее всего, из него сложится успешный профессиональный художник. Если ребёнок отказывается рисовать в таких условиях - пусть сделает перерыв и решит, готов ли он продолжать дальше или бросит рисование окончательно. Иногда бывает, что отторжение вызывает не регулярное рисование в целом, а конкретный стиль рисования или преподавания. В этом случае, как я уже говорила, может помочь перевод ребёнка к другому преподавателю. А иногда бывает так, что рисование лучше оставить для хобби или приятного досуга, когда принуждение полностью исключается. В конце концов, в мире есть ещё масса интересных профессий. Если ребёнку уже несколько лет нравится пробовать различные стили, а остановиться на чём-то одном он не хочет, можно впоследствии отдать его в школу дизайна или предложить заняться журнальной иллюстрацией.

Вуз в любом случае следует выбрать только тот, где техника преподавания соответствует или родственна той художественной школе, в которую ходит ребёнок. Исключение - собственное желание ребёнка попробовать новую технику и готовность изучить её в краткий срок.

6. Учёба в художественных вузах

Каждый художественный вуз имеет свою сложившуюся преподавательскую школу, представители которой могут негативно (а в отдельных случаях - враждебно) относиться к другой школе. Суриковчане могут не любить Британку, в Строгановке совершенно неуместен суриковский стиль, а Британка вообще отторгает всё, что требует длительной деликатной штриховки.

В вузах проявления «чужеродного» стиля у студента будут давиться довольно безжалостно, и к этому надо быть готовым

Разумеется, с годами преподавательский состав может пересмотреть некоторые свои позиции, поэтому следует быть готовым и к переменам, которые могут произойти во время обучения.

Личный опыт . В моем вузе дизайнерский учебный центр появился в качестве эксперимента. В самом начале, когда я только поступала, преподаватели стояли горой за классическое обучение в духе строгановской школы. В частности, компьютер воспринимался как инструмент лентяев, который никак не подходит будущим профессионалам. Через три года появились задания, которые были рассчитаны на выполнение с помощью компьютера, хотя нас продолжали уверять, что большую часть работы мы всё равно будем делать руками. На шестом году обучения я почти весь диплом создавала в компьютерных программах.

Существуют художественные школы, которые целенаправленно готовят к поступлению в определённый вуз, поэтому рекомендуется принять решение о выборе вуза заранее, чтобы успеть пройти в школе соответствующую подготовку. При большинстве вузов имеются подготовительные курсы, которые, хоть и менее надежные, но также могут подготовить к поступлению. Хорошим выходом также может быть обращение к преподавателю, который самостоятельно готовит к тому или иному вузу и имеет хорошую репутацию. Опытный преподаватель в некоторых случаях может за два года подготовить ученика к поступлению практически с нуля (наблюдала один такой случай). Однако такое интенсивное ускоренное обучение возможно только в старшем возрасте, лет с 15-ти, когда мозг уже может воспринять и обработать настолько большие объёмы информации. Кроме того, этот вариант ведёт за собой тяжелейшие учебные перегрузки и подходит не каждому ребёнку.

7. При выборе вуза и факультета ориентируйтесь на действующие требования к специалисту в данной области

При выборе любой профессии, где требуется умение рисовать (художник, дизайнер, архитектор, реставратор, ретушер, декоратор и так далее), следует учесть специфику работы в данной области. Например, при работе графическим дизайнером придётся проводить за монитором до 14 часов в сутки. Осилит ли ребёнок со слабым зрением такой жесткий ритм? При работе с масляными красками потребуется регулярное вдыхание паров разбавителя. При ручной росписи мелких фигурок нужно будет постоянно сидеть с согнутой спиной. В архитектуре потребуется умение делать точные расчёты, а иногда и руководство строительными работами. Книжный иллюстратор может позволить себе работать над иллюстрациями неделю-месяц, в зависимости от заказа, а журнальный иллюстратор часто должен выдать готовый результат за пару часов.

Узнавать о специфике той или иной работы лучше всего у действующих специалистов. Как вариант, можно изучить сайты по поиску работы, где под каждой вакансией описываются требования, предъявляемые к сотруднику. Это может уберечь от неверного выбора, когда особенности здоровья или характера могут не позволить ребёнку в будущем регулярно заниматься той работой, на которую были потрачены годы учебы.

Личный опыт . Когда я получала образование, у нас не было знакомых дизайнеров, интернет ещё не был распространён, и нам неоткуда было брать сведения о будущей профессии, кроме как на дне открытых дверей выбранного вуза. Как я уже говорила, в то время позиция преподавательского состава насчёт компьютера в обучении была резко негативной. Поступая, я была уверена, что буду просто рисовать руками, как обычно, и только на третьем курсе обнаружила, что без компьютера в выбранной профессии (графический дизайнер), что называется, «ни туды и ни сюды». Для меня это была катастрофа, так как при длительной работе за монитором у меня начинались проблемы с глазами и сосудами. Потребовалось несколько лет, чтобы свести эти проблемы к минимуму и полноценно заняться рисованием в компьютерных программах.

8. Как увлечённость рисованием может помешать

На мой взгляд, тот подводный камень, который может подстерегать целеустремлённого ребёнка на пути к изучению рисования и сильно повлиять на исход дела - увлечённость. Если её слишком мало - достаточно просто перестать рисовать и переключиться на что-то другое. А вот если её слишком много, возникают сложности. Избыточная увлечённость может стать серьёзной помехой в здравой оценке ребёнком собственных сил. И учёба, и работа у многих художников часто бывает связана со стрессом, в том числе позитивным. Но позитивный стресс не перестает от этого быть стрессом, и можно пропустить момент, когда напряжения уже скопилось чересчур много и пора отдохнуть. Творить с увлечением без отдыха - красивый шаблон из кино и книг, но, на мой взгляд, абсолютно не совместимый с реальной жизнью.

Увлечённость может стать причиной неправильного питания, «Да как можно идти есть, когда у меня именно сейчас так удачно придумывается вот это и то!»

Если такое случается редко - ничего, если постоянно - лучше приучить ребёнка к более стабильному режиму питания. Не стоит всё время идти на поводу у детского вдохновения, оставляя питание творческого ребёнка на самотек. То же самое относится ко сну. Мягко или категорично - в зависимости от ситуации - объясните важность правильного питания и сна, помогите ребёнку выработать правильное отношение к собственным жизненным потребностям вне художественного творчества. Идея никуда не убежит, если её вначале просто набросать, а к детальной отрисовке приступить после обеда или с утра. Если идея забудется - тоже не страшно, пара десятков потерянных идей - это не трагедия. В будущем их случайно и незаметно потеряются тысячи. Если увлечённость идеей к утру пройдет - тоже хорошо, появится возможность обдумать её обоснованность или потренироваться в технической работе, когда рисунок нужно закончить без особого желания.

При выборе рисования как части будущей профессии, оно совершенно точно не будет оставаться постоянным источником удовольствия. К этому тоже надо быть готовым. Это трудная, часто даже монотонная работа, которая будет требовать определённых усилий и умения грамотно распределять своё время. О творческих профессиях часто пишут с восторгом, как будто это сплошь одно удовольствие, но по опыту могу сказать, что в процессе работы постоянных восторгов не будет. Разумеется, будет удовлетворение от достигнутого результата, будет радость, когда получится отличная, качественно сделанная вещь.

То же самое ребёнок будет испытывать, если выберет любую другую профессию, к которой у него есть склонности. Поэтому важно понять, действительно ли ребёнок готов связать себя с рисованием на всю жизнь, или же лучше оставить это занятие в качестве любимого хобби, за которым можно с удовольствием коротать вечера с друзьями.