ШУМКИН ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Шумкин Георгий Николаевич (1894 - 1965), протоиерей.

Эмигрировал во Францию. Принимал активное участие в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) сначала в Чехии, а затем во Франции (с 1925 г.).

Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

Служил священником и настоятелем православных храмов в гг. Сен-Жермен, Шавиль (приход Державной иконы Божией Матери), Гренобль и Лион (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) в юрисдикции Константинопольского Патриархата (до 1947 г.).

После окончания Второй мировой войны (около 1947 г.) перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1947 г. подал прошение на переезд на постоянное место жительства в СССР, но, по всей вероятности, это прошение не было удовлетворено. С 1948 г. настоятель храма Св. Троицы в г. Клиши. С 1954 - митрофорный протоиерей.

Скончался 1 января 1965 г. в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

О. Георгий был одним из первых духовных наставников вл. Антония (Блума) в скаутском лагере. О нем владыка тепло вспоминал: "В 1927 году (просто потому, что та группа, в которой я участвовал, разошлась, распалась) я попал в другую организацию, которая называлась "Витязи" и была создана Русским Студенческим Христианским Движением, где я пустил корни и где остался.

Что касается Церкви, то я был очень антицерковно настроен из-за того, что я видел в жизни моих товарищей католиков или протестантов; Бога для меня не существовало, а Церковь была чисто отрицательным явлением. В 1927 году в детском лагере был священник, который нам казался древностью - ему было, наверное, лет тридцать, но у него была большая борода, длинные волосы, резкие черты лица и одно свойство, которое никто из нас себе не мог объяснить: это то, что у него хватало любви на всех. Он не любил нас в ответ на предложенную ему любовь, ласку, он не любил нас в награду за то, что мы были "хорошие" или послушные, или там что-нибудь в этом роде. У него просто была через край сердца изливающаяся любовь. Каждый мог получить ее всю, не то чтобы какую-то долю или капельку, и никогда она не отнималась. Единственное, что случалось: эта любовь к какому-нибудь мальчику или девочке была для него радостью или большим горем. Но это были как бы две стороны той же самой любви, никогда она не уменьшалась, никогда не колебалась" .

Литература

Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. -1965. -N 49. -С. 5.

Носик Б. М. На погосте XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. С. 528-529.

Archipretre Alexis Medvedkov (1867-1934). - Paris, 1987. P. 26.

Русское Зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: 1940-1975: Франция / Под общей ред. Л. А. Мнухина. - Париж; М.: YMCA-Press; Русский путь, 2002: Т. 1 (5). С. 608.

Грезин И. И. Алфавитный список русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. - Париж, 1995.

ГАРФ. Ф. 6991. Комитет по делам религий СМ СССР. Оп. 1. Д. 274. Материалы по Православной Церкви во Франции в 1947 г.; Д. 581. Материалы по Православной Церкви во Франции в 1949 г. Л. 141-143.

Использованные материалы

http://zarubezhje.narod.ru/tya/sh_011.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_7625

http://lesolub.livejournal.com/227258.html

Митрополит Сурожский Антоний «О встрече»

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШУМКИН ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕОРГИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    157154, Костромской, …
  • ГЕОРГИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Победоносец (греч. , в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная …
  • ГЕОРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    V царь Грузии (1314-46), боролся против монгольского ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имеретии (1327) и …
  • ГЕОРГИЙ
    В Грузии: Г. III (г. рождения неизвестен - умер 1184), царь Грузии с 1156, сын царя Дэметрэ I. Продолжал активную …
  • НИКОЛАЕВИЧ
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ГЕОРГИЙ МИТРОПОЛИТ НИКОМИДИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из замечательных византийских церковных ораторов IX века. Был современником и другом константинопольского патриарха Фотия, с которым вел переписку. Из …
  • ГЕОРГИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ МОНАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Написал исторический труд "?????? ????????????", обнимающий время от сотворения мира до Диоклетиана (284 г. по Р. Хр.). При патриархе константинопольском …
  • ГЕОРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георгий cв., великомученик, Победоносец - по сказаниям Метафраста,происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение ввойске. Когда началось Диоклетианово гонение …
  • ГЕОРГИЙ
    ГЕ́ОРГИЙ СТЕФАН (George Stefan) (?-1668), молдавский господарь (1653-58). Путём заговора сверг господаря Василия Лупу. В 1656 направил в Москву посольство …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ГЕ́ОРГИЙ СЕДОВ", ледокольный пароход, названный по имени Г.Я. Седова. Построен в 1909. Водоизмещ. 3217 т. Участвовал в первой сов. арктич. …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ АМАРТОЛ (9 в.), визант. летописец, монах. Автор популярной в Византии и на Руси "Хроники" (4 кн., от сотворения мира …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ ХII (1746-1800), последний царь (с 1798) Картлийско-Кахетинского царства, сын Ираклия II (династия Багратионов). Просил имп. Павла I принять …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ V, царь Грузии (1314-46), боролся против монг. ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имерети (1327) …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ III, царь Грузии (1156-84), продолжатель политики Давида IV Строителя. Успешно боролся с сельджуками, с крупными феодалами. Значительно расширил свои …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ (в миру Григ. Осипович Конисский) (1717-95), церк. деятель, просветитель, проповедник, богослов, писатель. Архиепископ Могилёвский, чл. Святейшего Синода (с 1783). …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ГЕОРГИЙ
    Жуков, Свиридов, …
  • ГЕОРГИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ГЕОРГИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    егор, имя, орден, …
  • ГЕОРГИЙ
  • ГЕОРГИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ге`оргий, -я (имя; …
  • ГЕОРГИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Георгий, (Георгиевич, …
  • ГЕОРГИЙ в Орфографическом словаре:
    ге`оргий, -я (имя; …
  • ГЕОРГИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Георгий м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Название военного ордена Святого Георгия четырех степеней (учрежден в России в середине XVIII …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • НИКОН (БЕЛЯЕВ) (1886-1937) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон (Беляев) (1886 - 1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий …
  • КАЛЬЧИУ-ДУМИТРЯСА ГЕОРГИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кальчиу-Думитряса Георгий (Gheorghe Calciu-Dumitreasa) (1925 - 2006), священник (Православная Церковь в Америке), …
  • ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Хозевит (+ 625), преподобный. Память 8 января. Родился на Кипре в …
  • ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Победоносец (284 - 303 / 304), великомученик, чудотворец. Память 23 апреля …
  • ГЕОРГИЙ ИВЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Иверский, Афонский (1009/1014 - 1065), игумен, преподобный. Память 13 мая, 27 …
  • ВАСИЛЕВСКИЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ)
    Николай Николаевич (в отличие от одноименного сына своего, именовавшийся Старшим) - великий князь, третий сын императора Николая I . Родился …
  • КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Николаевич - великий князь, второй сын императора Николая Павловича (1827 - 1892). Император Николай с детства предназначил его для …
  • ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ЮРИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий, сын Мономаха, удельный князь суздальский и великий князь киевский, родился около 1090 г. Как одному …
  • ГЕОРГИЙ (ИМЯ ГРУЗИНСКИХ ЦАРЕЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Георгий - имя многих царей Грузии. А) Вся Грузия. 1) Георгий I (1015 - 1027), сын и наследник Баграта III, …
  • СЕВЕРЦОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский биолог, академик АН СССР (1920) и АН УССР (1925). Сын Н. …
  • ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Петр Николаевич , русский физик. Родился в купеческой семье. В 1887-91 работал в Страсбурге и …
  • КРЫЛОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент …

ФИО: Шумкин Георгий Николаевич
Ученая степень: к.и.н.
Должность: старший научный сотрудник, сектор методологии и историографии
Телефон:
E-mail: показать email

Год и место рождения

20.11.1975, г. Екатеринбург.

Образование

1993-1998 - исторический университет, Уральский государственный педагогический университет.
1998-2001 - аспирантура, Институт истории и археологии УрО РАН.

Ученая степень

Кандидат исторических наук (диссертация «Военное производство на Урале в конце XIX- начале XX вв. (1891-июль 1914 гг.)», науч. рук. д.и.н., проф. Д. В. Гаврилов, 2002).

Профессиональная деятельность

Младший научный сотрудник (2001-2003), научный сотрудник (2003-2013), с 2013 - старший научный сотрудник ИИиА УрО РАН.
С 2000 - ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры истории, экономики и правоведения Уральского государственного медицинского университета (УГМУ).
Автор более 120 науч. публикаций.

Сфера научных интересов

Социально-экономическая история, история горнозаводской промышленности Урала, история военной промышленности России XIX - XX вв.; историография; методология исторических исследований.

Основные научные публикации

Монографии

  • Щит и меч Отчизны. Оружие Урала с древнейших времен до наших дней / ред. А. В. Сперанский. Екатеринбург: Изд-во «Раритет», 2008. 466 с. (В соавт.)
  • Опыт российских модернизаций XVIII-XX вв.: взаимодействие макро- и микропроцессов. Екатеринбург: БКИ, 2011. 404 с. (В соавт.)
  • Актуализация потенциала исторической науки / отв. ред. В. В. Алексеев. Екатеринбург: РИО УрО РАН, 2013. 272 с. (В соавт.)
  • Урал в контексте российской цивилизации: теоретико-методологическая концептуализация / отв. ред. И. В. Побережников. Екатеринбург: Изд-во «АсПУр», 2014. 172 с. (В соавт.)
  • Границы и маркеры социальной стратификации: векторы исследования / отв. ред. Д. А. Редин. М., 2018. (В соавт.)

Сборники документов

Статьи

  • К вопросу об уровне индустриализации казенных горных заводов Урала в начале ХХ в. // Индустриальное наследие. Материалы II междунар. науч. конф., г. Гусь-Хрустальный, 26-27 июня 2006 г. Саранск, 2006, С. 255-261.
  • Казенные горные заводы Урала в политике правительства на рубеже XIX - ХХ вв. // Уральский исторический вестник. 2007. № 16. С. 38-44.
  • Ижевский завод в начале ХХ в. (1903-1914 гг.) // Уральский исторический вестник. 2009. №3. С. 36-44.
  • Регионы России в международных сопоставлениях // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 4. С. 55-64.
  • Макроисторические модели и анализ тематики исследований как инструменты обеспечения когерентности исторического знания // Уральский исторический вестник. 2010. №3. С. 94-97.
  • К вопросу об эффективности казенных горных заводов Урала в конце XIX - начале ХХ вв. // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России ХХ века. Челябинск, 2012. С. 123-137.
  • Горнозаводские товарищества во второй половине XIX - начале ХХ вв. // Гуманитарная наука Урала: приоритеты и перспективы исследовательского поиска. Екатеринбург, 2013. С. 282-291.
  • Производство ствольного железа на казенных горных заводах Урала в середине XIX в. // Историчний архив. Вип. 12. Миколаев, 2014. С. 112-119.
  • Состояние военного производства на Урале накануне Первой мировой войны // Уральский исторический вестник. 2014. № 1. С. 59-68.
  • Военная промышленность Урала и Великое отступление 1915 г. // Россия в годы Первой мировой войны, 1914-1918 гг. М., 2014. С. 421-427.
  • К вопросу о месте Николаевского завода в истории русской промышленности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2015. №4 (16). С. 192-204.
  • Трансформация системы производства артиллерийских орудий на Урале в конце 1850-х —1860-х гг.// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. №4. С. 202-217.
  • Категория «сословие» как инструмент изучения стратификации российского общества XIX - начала ХХ в. //Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 2. С. 55-70.
  • Социальные ландшафты Российской империи в середине XIX века // Запад, Восток и Россия: Исторический опыт межкультурного диалога: Вопросы всеобщей истории: Сборник научных и учеб.-метод. трудов (Ежегодник). Вып. 19 / под ред. проф. В. Н. Земцова. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 317-328. (В соавт.)
  • «Приготовлять орудия, данные в наряд, тем же способом, как и пробную пушку, она положительно не в состоянии». Вклад Князе-Михайловской сталепушечной фабрики в перевооружение русской армии и флота в 1860-х гг. // Военно-исторический журнал 2018. №10. С. 42-49.

Борис Владимирович Гопфенгаузен

Три человека сыграли большую роль в ранние годы моей молодости по отношению к России и по отношению к Церкви. О первом человеке я могу сказать очень мало. Когда я был мальчиком лет девяти, меня отправили в скаутский лагерь. Эта организация, которая потом умерла, называлась «Молодая Россия». Начальником этой организации был дядя Боб - Борис Владимирович Гопфенгаузен. После того, как умерла эта организация - через год - он исчез вообще из виду. Я узнал много-много лет спустя, что он поселился на юге Франции и там был просто рабочим. Что меня в нем поразило - это его личность. Он был человек небольшого роста, скорее худой, очень спокойный, никогда не повышал голос. У него было два свойства. Одно - это его бесконечно глубокая любовь к России. «Молодая Россия» для него была будущим нашей Родины. Нас он готовил к тому, чтобы рано или поздно вернуться в Россию и принести туда все, что мы сможем собрать с запада. С другой стороны, он нас тренировал строго, спокойно, сознательно, с точки зрения личной внутренней дисциплины. Мы должны были быть готовыми к подвигу. Он никогда не повышал голос, никогда никого не ругал. Я помню две его фразы, которые были решающими в нашей жизни. «Плохой скаут» - это был конец. После этого себя надо было оправдать не только в своих глазах, но и в глазах дяди Боба. Он для нас был судом над нами. А другая фраза была - «хорошо», и это значило «да, ты оправдан», оправдан перед совестью, перед Россией, перед ним. О нем я собственно ничего не могу сказать, кроме того, что он устроил эту организацию, что у нас были слеты по воскресениям в парке St.Cloud, что мы там играли в разные игры, что одновременно мы проходили курс обучения - в том смысле, что нам задавали задачи. Прочесть, например, «Песню о купце Калашникове» и потом при всех рассказать и отвечать на вопросы. Другие задачи были более трудные. Это правописание. Тогда мы писали и, должен сознаться, так я пишу и теперь, по старой орфографии. Лет десяти я купил грамматику и эту грамматику зубрил. Слова на «ять» - наизусть и так далее. И в этом случае у нас была совместная культурная работа, на уровне детей девяти-десяти лет и старше. И с другой стороны, прививалась преданность Родине.

Другое воспоминание об этом лагере. Он оказался началом моей медицинской карьеры. Я заболел. Заболел потому, что слишком долго сидел на солнце, и моя спина покрылась волдырями. У нас была докторша Буйневич, ее сын был моим сверстником, он потом погиб в Париже, его сбил автомобиль, почти что после лагеря. Меня присудили в лазарет. Понимаете? Заперто все, ты там сидишь, а снаружи погода дивная, все играют. Я думал: «Как бы мне выбраться из лазарета?» И в какой-то день, кажется, на второй день моего «заключения», докторша вернулась отдохнуть к себе в комнату. Я подкрался к ее комнате и запер ее на ключ. Она оказалась в плену у себя. А сам я вылез в окно и вернулся в лагерь. Это, конечно, обнаружилось, и меня вызвали на суд. И в виде наказания мне было предназначено готовиться к экзамену на фельдшера. Вот тут началось мое обучение анатомии и медицине с точки зрения первой помощи. Это пригодилось в тот же самый год, когда мы вернулись из лагеря. Я помню, мы вышли из вокзала и стояли, ждали перехода. Ехал велосипедист, шел автомобиль, и вдруг велосипедист налетел на автомобиль и головой пробил окно. Была перерезана артерия. И тут я вспомнил, что меня учили, как останавливать кровь. Причем это была часть моего экзамена, несчастная часть! Мне поставили именно этот самый вопрос на экзамене, и я не знал, как ответить, где эти сосуды. И мне было сказано - это очень просто, надо взять рукой за мускулы шеи, провести рукой и сразу найдешь. Я это сделал, оказал первую помощь, и мы привели этого несчастного в больницу, где мне было сказано, что я спас ему жизнь. Этот случай меня вдохновил к тому, что стоит знать что-нибудь о первой помощи. Я после этого все свои годы в лагерях занимался первой помощью и в конечном итоге стал врачом.

Николай Федорович Федоров

Потом организация распалась, и меня отправили на следующий год в лагерь «витязей» под руководством Николая Федоровича Федорова. Он был начальником дружины «витязей» и начальником лагеря. Рослый, широкоплечий, мужественный, играл в игры. Он был образованный человек, хотя это и не было его стихией. Его стихией было воспитание нас, детей. И он учил нас тому, что мы должны и в школе, и в организации - во всех обстоятельствах жизни - так себя вести и так учиться, чтобы собрать с Запада все то, что Запад может дать, чтобы отнести в Россию, когда она откроется.

Первое, о чем речь шла - чтобы так учиться, чтобы все, что можно узнать учебой, можно было сохранить себе и передавать дальше. Тогда мы учились во французских школах или в русских гимназиях. Я во французской школе учился. Потом мы поступили кто в университет, кто на работу, и мы все старались выучить все, что только можно было. Потому что в России, может быть, этого нет, и это нужно нашему народу. И кроме этого, мы учили страстно то, что мы называли «родиноведением». То есть, все то, что относилось к культуре и жизни России. Это была вера православная, это была история, география, это была литература, очень много мы читали о воинской доблести. Все, что можно узнать было о России, мы страшно впитывали. И с раннего возраста нас учили не только тому, чтобы самим выучить и сохранить в себе, но и передавать другим.

Николай Федорович не был усложненным человеком. Вот, например, люди как Бердяев, как Вышеславцев - они выражали любовь к Родине на культурном уровне, который был выше нас. Я раз-другой ходил на лекции Бердяева и перестал, потому что мне тогда было лет пятнадцать-шестнадцать. Я просто не понимал его языка. А тут был человек, всецело укорененный в России. Он был из простых, он знал русскую историю, как ее писали для средней школы или, скажем, Карамзин. И русскую литературу, XIX века, главным образом. Это была его жизнь. Поэтому он с нами мог говорить о России, о культуре языком, который нам был понятен. Он был на нашем уровне. Не в том смысле, что он был некультурным, он был человеком, культура которого могла быть выражена словами, доступными для нас без того, чтобы он унижал эту культуру. Потому что иногда бывает так, что человек хочет сделать доступным то, что он говорит и поэтому говорит так, что ему больше верить нельзя. Я вам расскажу анекдот по этому поводу, который относится к организации РСХД (Русское Студенческое Христианское Движение). Был в Париже тогда замечательный проповедник о. Иаков Ктиторов - священник удивительной веры и цельности, но который детьми не занимался. Он был проповедник для взрослых. Для взрослых культурного уровня ранних тридцатых годов. Я помню, профессор Лев Александрович Зандер решил нам, молодым руководителям, показать, как можно дать примерный урок. И пригласили этого священника. Нас рассадили по стенкам, детей собрали на середину. Он дал урок Закона Божьего. Потрясающе! Мы, руководители, сидели и млели, таяли, восхищались. И думали, если бы нам научиться так говорить! Потом он ушел. Лев Александрович поймал мальчонку лет семи и говорит: «Тебе понравился батюшка?». А мальчонка говорит: «Занимательно было, жаль только, батя не верит в то, что он говорит». Потому что это было выражено таким языком и с такой изящностью, что до детей не дошло. Я готов жизнью поклясться, что он был верующим и очень большого размаха человек в этой области. Но до нас не доходило. Знаете, с Иоанном Златоустом был такой случай: он говорил проповедь, и какая-то женщина из толпы закричала: «Говори проще, колодец твоей мудрости очень глубок, а у нас веревки с ведрами очень коротки».

Мы с Николаем Федоровичем позже расстались. Я не знаю точно, почему. Я знал, что он не поладил с РСХД, были разные мнения об этом. Я был на учредительном собрании его новой организации «Витязи». На основании его слов я решил примкнуть, а потом я пошел посоветоваться к тому, который стал потом о. Василием Зеньковским. Оказалось все не так просто. Я потом сказал Николаю Федоровичу, что я не считаю возможным уйти из РСХД, примыкая к нему. И мы тогда расстались. Я очень, очень жалею об этом. Я потом когда-то в России читал доклад о нем. И его вдова, Ирина Эдмондовна, мне написала, что она слышала, что я читал этот доклад и попросила его прислать. Вы знаете, как я читаю доклады. У меня ни одной записки нет. Я не смог этого сделать, но у нас началась переписка, и до сих пор у нас осталась дружба. Та шероховатость, которая разделяла нас тогда, прошла.

Отец Георгий Шумкин

Когда меня отправили в лагерь «витязей» под руководством Николая Федоровича Федорова, у нас был священник, отец Георгий Шумкин. Отец Георгий Шумкин оказался для меня первой встречей с Церковью. Это был не религиозный опыт в прямом смысле - потому что я не соотнес о. Георгия с Богом, а я увидел в нем икону, живую икону. Я это понял много лет спустя. Он был очень простой, не сложный, образованный, культурный человек. В парижском пригороде Chaville у него был маленький приход. Потом он переехал в Grenoble, где у него с женой было куриное хозяйство и малюсенький приход, и я его потерял из виду. Но одно у меня осталось навсегда - этот образ Божественной любви.

Вот случай об о. Георгии. Была Великая Пятница. Нас собралось мальчиков десять. Он стоял на коленях перед плащаницей, мы стояли за ним тоже на коленях. Он стоял довольно долго, и мы стояли. Была такая неописуемая тишина. Тишина не потому, что мы не шумели, а тишина, в которую мы могли погрузиться, как можно погрузиться в тепло или в холод, или в свет. Он встал, повернулся. Все лицо его было покрыто слезами. Он на нас посмотрел и сказал: «Сегодня Христос на кресте умер за каждого из нас. Давайте плакать над собой». Он встал на колени и заплакал. Никакой другой проповеди он не говорил. Но эту проповедь я никогда не мог забыть, а прошло больше семидесяти пяти лет.

О. Георгию была поручена забота о наших душах, но без преувеличения религиозности, а так, чтобы мы развивались честными, добрыми мальчиками. То, чему он нас учил, была честность, правдивость, чистота. Он для этого учредил уроки воспитания характера. Эти уроки состояли в том, что он беседовал с нами о важности нравственных ценностей, о готовности служить людям и для этого покорять себя самого. Он давал нам упражнения. Упражнения двух родов. С одной стороны, он давал физические упражнения, чтобы развить в нас стойкость. Одно, что я помню: нам нужно было стоять на одной ноге, вытянув руки и лицом к солнцу как можно дольше, пока тебе хватит мужества на это. Когда тебе девять лет, это большое упражнение!

Кроме того, у нас был такой лист, где было записано, что мы должны были делать или не делать. Мы должны были каждый день ставить крестики или нолики: соврал, обманул, не исполнил задание. И это в течение целого лагеря. Он нас так воспитывал. Причем воспитывал ласково. Он нас не наказывал за это. Он говорил: «Ах, как жалко, почему ты так поступил?» И все. Но то, что меня поразило в нем, то, что было для меня откровением и осталось у меня до сих пор,- это то, что он умел любить всех и каждого неизменной любовью. Когда мы были хороши, его любовь к нам была ликованием. Он сиял этой любовью. Когда мы были плохи, в том или другом отношении, это было для него глубоким горем и раной. Его любовь никогда не делалась меньше. Он никогда не говорил: «Если ты так будешь поступать, то больше любить не буду». Наоборот, он виновного старался приласкать, чтобы тот почувствовал, что его виновность, говоря церковным языком «греховность», не может превзойти ни Божью любовь, ни любовь людей, которые способны его любить. И это тогда меня поразило, потому что это был единственный такой случай. Скажем, мои родители могли меня любить, это дело простое. Но чтобы совершенно чужой человек меня любил - задарма, без всякой причины, без основания? У него было такое сердце, где мы все могли жить и ликовать. Удивительно. Я понял это много-много лет спустя. Я тогда его, конечно, полюбил и оценил, но связь межу ним и Богом, видение его как иконы, я постиг, вероятно, только сорок лет спустя. Вдруг я понял, что так-то нас и любит Бог. Я это знал где-то. Где-то в душе или в голове это знаешь. Но тут я понял это с такой яркостью, что я видел Любовь Божию, воплощенную и действующую, никогда не изменяющуюся, никогда не делающуюся меньшей.

Для нас он казался стариком. Ему было, наверное, тридцать пять лет. Он был рослый, на нем висела ряса, он не был жеманный, у него была длинная борода и длинные волосы. Он нам казался ветхим. Он с нами ходил в походы, пробовал играть в волейбол - безуспешно. Но в походах он нас кое-чему научил - заботиться друг о друге. Я помню как в одном из походов, на обратном пути, один мальчик, я до сих пор помню его имя - Кирилл Уваров - подвернул ногу, и отец Георгий на него посмотрел и сказал: «Тебя надо понести». И это было для нас всех не только приказом - к приказу можно было отнестись спокойно - это было что-то вроде дивного призыва. Я помню, как я к нему подошел и сказал: «Кирилл, садись мне на спину». И я его до лагеря тащил на спине. У меня было такое чувство счастья - не потому, что я такой крепкий, нет - я не был такой крепкий - я никогда не был особенно крепкий. Детство у меня было трудное, я болел очень много, поэтому физической силы у меня не было. Но у меня было чувство, что я несу товарища. Вот это о. Георгий мне дал.

Я потом был его епископом. Отношения остались у нас те же самые. Он был любящим отцом, который способен любить тебя, какой бы ты ни был.

Антоний, митрополит Сурожский

Когда меня отправили в лагерь «витязей» под руководством Николая Федоровича Федорова, у нас был священник, отец Георгий Шумкин. Отец Георгий Шумкин оказался для меня первой встречей с . Это был не религиозный опыт в прямом смысле – потому что я не соотнес о. Георгия с Богом, а я увидел в нем икону, живую икону. Я это понял много лет спустя. Он был очень простой, не сложный, образованный, культурный человек. В парижском пригороде Chaville у него был маленький приход. Потом он переехал в Grenoble, где у него с женой было куриное хозяйство и малюсенький приход, и я его потерял из виду. Но одно у меня осталось навсегда – этот образ Божественной любви.

Вот случай об о. Георгии. Была Великая Пятница. Нас собралось мальчиков десять. Он стоял на коленях перед плащаницей, мы стояли за ним тоже на коленях. Он стоял довольно долго, и мы стояли. Была такая неописуемая тишина. Тишина не потому, что мы не шумели, а тишина, в которую мы могли погрузиться, как можно погрузиться в тепло или в холод, или в свет. Он встал, повернулся. Все лицо его было покрыто слезами. Он на нас посмотрел и сказал: «Сегодня Христос на кресте умер за каждого из нас. Давайте плакать над собой». Он встал на колени и заплакал. Никакой другой проповеди он не говорил. Но эту проповедь я никогда не мог забыть, а прошло больше семидесяти пяти лет.

О. Георгию была поручена забота о наших душах, но без преувеличения религиозности, а так, чтобы мы развивались честными, добрыми мальчиками. То, чему он нас учил, была честность, правдивость, чистота. Он для этого учредил уроки воспитания характера. Эти уроки состояли в том, что он беседовал с нами о важности нравственных ценностей, о готовности служить людям и для этого покорять себя самого. Он давал нам упражнения. Упражнения двух родов. С одной стороны, он давал физические упражнения, чтобы развить в нас стойкость. Одно, что я помню: нам нужно было стоять на одной ноге, вытянув руки и лицом к солнцу как можно дольше, пока тебе хватит мужества на это. Когда тебе девять лет, это большое упражнение!

Кроме того, у нас был такой лист, где было записано, что мы должны были делать или не делать. Мы должны были каждый день ставить крестики или нолики: соврал, обманул, не исполнил задание. И это в течение целого лагеря. Он нас так воспитывал. Причем воспитывал ласково. Он нас не наказывал за это. Он говорил: «Ах, как жалко, почему ты так поступил?» И все. Но то, что меня поразило в нем, то, что было для меня откровением и осталось у меня до сих пор,– это то, что он умел любить всех и каждого неизменной любовью. Когда мы были хороши, его любовь к нам была ликованием. Он сиял этой любовью. Когда мы были плохи, в том или другом отношении, это было для него глубоким горем и раной. Его любовь никогда не делалась меньше. Он никогда не говорил: «Если ты так будешь поступать, то больше любить не буду». Наоборот, он виновного старался приласкать, чтобы тот почувствовал, что его виновность, говоря церковным языком «греховность», не может превзойти ни Божью любовь, ни любовь людей, которые способны его любить. И это тогда меня поразило, потому что это был единственный такой случай. Скажем, мои родители могли меня любить, это дело простое. Но чтобы совершенно чужой человек меня любил – задарма, без всякой причины, без основания? У него было такое сердце, где мы все могли жить и ликовать. Удивительно. Я понял это много-много лет спустя. Я тогда его, конечно, полюбил и оценил, но связь межу ним и Богом, видение его как иконы, я постиг, вероятно, только сорок лет спустя. Вдруг я понял, что так-то нас и любит Бог. Я это знал где-то. Где-то в душе или в голове это знаешь. Но тут я понял это с такой яркостью, что я видел Божию, воплощенную и действующую, никогда не изменяющуюся, никогда не делающуюся меньшей.

Для нас он казался стариком. Ему было, наверное, тридцать пять лет. Он был рослый, на нем висела ряса, он не был жеманный, у него была длинная борода и длинные волосы. Он нам казался ветхим. Он с нами ходил в походы, пробовал играть в волейбол – безуспешно. Но в походах он нас кое-чему научил – заботиться друг о друге. Я помню как в одном из походов, на обратном пути, один мальчик, я до сих пор помню его имя – Кирилл Уваров – подвернул ногу, и отец Георгий на него посмотрел и сказал: «Тебя надо понести». И это было для нас всех не только приказом – к приказу можно было отнестись спокойно – это было что-то вроде дивного призыва. Я помню, как я к нему подошел и сказал: «Кирилл, садись мне на спину». И я его до лагеря тащил на спине. У меня было такое чувство счастья – не потому, что я такой крепкий, нет – я не был такой крепкий – я никогда не был особенно крепкий. Детство у меня было трудное, я болел очень много, поэтому физической силы у меня не было. Но у меня было чувство, что я несу товарища. Вот это о. Георгий мне дал.

Я потом был его епископом. Отношения остались у нас те же самые. Он был любящим отцом, который способен любить тебя, какой бы ты ни был.