Опера, Оперетта и Мюзикл - в чём сходство и в чём их отличие? Довольно часто люди, которые только собираются приобщиться к театральному миру, задают этот вопрос. Попробуем разобраться.

Опера

На территории России опера появилась в 1736-ом году, благодаря появлению в стране итальянских оперных трупп, вскоре она стала превалирующим развлечением всей русской аристократии. В наши это искусство продолжает привлекать множество зрителей, и даже на те спектакли, которые театры представляют уже много лет, продолжают собираться почти полные залы. Купить билеты в Оперу в столице удобно в режиме онлайн http://www.parter.ru/bilety.html?affiliate=RUE&doc=category&fun=kategorieliste&detailadoc=erdetaila&detailbdoc=evdetailb&hkId=72&kategorieKuerzel=1D&nurbuchbar=true&showFilter=yes&tipps=yes , обойдя лишнюю суету.

Очень многие из композиторов, например, Б.Галуппи или Д. Паизиелло, а также Д. Сарти и Д. Чимароза когда-то прибыли в Российскую столицу для создания опер на итальянском языке. Наших же композиторов направили за границу учиться, позднее В. Пашкевич, А. Верстовский и Е. Фомин внесли большой вклад в развитие жанра.

Обычно опера имеет серьёзный сюжет, тем более что в России рождение национальной традиции этого вида искусства связано с именем композитора М. Глинки и его произведений «Жизнь за царя», а так же и «Руслан и Людмила». Хотя в странах с развитой оперной культурой существует и комическая опера, но не следует путать ей с другими жанрами.

Оперетта

Оперетта как бы родилась из оперы. Позднее появилась музыкальная комедия, а также родился совершенно новый жанр - мюзикл. Оперетта в дословном переводе с итальянского языка звучит, как словосочетание - маленькая опера. В ней музыкальные номера чередуются с диалогом, сюжет всегда лёгкий, романтический, иногда комический, хотя оперетта и наследует традицию академического исполнения. Классическую оперетту в театре исполняют под живую музыку, зритель наслаждается живым звуком солистов и хора и приятным мелодраматическим сюжетом.

Мюзикл

Этот вид современного театрального искусства соединил не только музыкальное, вокальное, и драматическое мастерство артистов, но и пластическое и хореографическое искусство. Сегодня это не только своеобразный новый жанр сценического исполнения, но чрезвычайно сложное в воплощении шоу.

В мюзикле всегда все события до микросекунды выверены, часто импровизация невозможна. Очень многие Бродвейские мюзиклы по всему миру прославились сложными спецэффектами. Такое возможно осуществить только лишь при условии стационарной сцены для спектакля, где их показывают долго, возможно, много лет. Но они всегда пользуются несомненным успехом у публики, как давно бы они ни шли, так что, это оправдано. В России пример недавнего успешного мюзикла - это Призрак http://www.parter.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B-bilety.html?affiliate=RUE&doc=artistPages/tickets&fun=artist&action=tickets&kuid=491387 на который можно уже сейчас.

Несомненно, общее для этих жанров одно - они представляют собой синтез поэтического слова, блистательной музыки, пения, танца. И не смотря на то, что мюзикл и оперетта - искусства популярные, а опера - искусство элитарное, все они находят своего благодарного зрителя.

Что такое мюзикл? Наверняка многие задают этот вопрос, ведь на сегодняшний день этот жанр театрального искусства самый популярный во всём мире. Он представляет собой синтез драмы, музыки и танца.

Жанры музыкального театра

Что такое опера, балет, мюзикл и оперетта? Всё это жанры музыкального театра. Все они имеют свои отличительные особенности. Но объединяет их то, что во всех этих произведениях главной является музыка.

  • Опера. Появилась в XV веке в Италии. Она соединяет в себе музыку, слово и сценическое действие.
  • Балет. Зародился во Франции в XVI веке. Это музыкальный спектакль, в котором сюжет раскрывается посредством танца. А для выражения чувств используется пантомима. В XX веке появился новый вид балета - бессюжетный. Танцовщики выражают лишь характер музыки.
  • Оперетта - это комическое представление. Музыкальные номера здесь чередуются со словесными диалогами и танцами. Это гораздо более лёгкий жанр, чем опера и балет. Считается, что оперетта зародилась в середине XIX века.
  • Мюзикл появился в начале XX века. В этом жанре тесно переплетены музыка, драматическое искусство, диалоги, пантомима, хореография, песни.

Мюзикл

Рассмотрим более подробно, что такое мюзикл. Определение, характеризующее этот жанр, даёт нам представление о том, что зародился он под влиянием нескольких жанров, существовавших до него: оперетты, водевиля, комической оперы и бурлеска. Мюзикл чаще всего бывает двухактным. Это очень сложный жанр как для постановщиков, так и для актёров. Артисты в мюзикле должны быть универсальными и уметь всё - петь, танцевать, иметь драматический талант. В постановочном плане он сложен тем, что должен быть ярким, зрелищным, с большим количеством интересных сценических решений, со сложными декорациями, роскошными дорогими костюмами. Мюзиклы изобилуют разнообразными спецэффектами. В последнее время очень модно использовать в спектаклях этого жанра 3D-технологии. Мюзикл - это жанр коммерческий, поскольку необходимо затратить большие материальные средства на постановку такого спектакля, следовательно, и билеты на него стоят недёшево.

Как возник жанр мюзикла

Жанр, сочетающий в себе несколько других видов музыкально-сценического искусств, - вот что такое мюзикл в музыке. Определение этого вида представлений сложилось не так давно. Изначально было сложно отделить мюзикл от оперетты. Но со временем этот вид представлений сложился в отдельный жанр театрального искусства.

Родиной мюзикла является Америка. Впервые такое шоу было показано в Нью-Йорке в 1866 году. Оно сочетало в себе представление в варьете, комедийные номера, романтический балет, мелодраму и драматические интерлюдии. Самым первым мюзиклом был «Чёрный посох». Сначала этот жанр причислялся к музыкальной комедии, поскольку спектакли были развлекательными и какого-то особенного сюжета не имели. Содержанию вообще не придавалось большого значения. Главное, чтобы было весело, и при этом номера исполнялись популярными артистами. Сейчас в мюзикле сюжету придаётся большое значение. В большинстве случаев он основан на литературном произведении.

Отличие мюзикла от музыкальных спектаклей других жанров

Чем же отличается мюзикл от своих предшественниц - оперы и оперетты? Между оперой и мюзиклом отличий достаточно много. С опереттой же - много общего.

Спектакль, где артисты, исполняющие роли, должны владеть различными вокальными техниками от классики до джаза, - вот что такое мюзикл. Опера более требовательна к вокальным данным артистов: чтобы исполнять оперные партии, необходим более сильный и яркий голос с широким диапазоном. Но, с другой стороны, солисты оперных театров поют исключительно в академической манере.

Спектакль, в котором артисты должны не только хорошо петь, но и обладать драматическим талантом. Именно так можно ответить на вопрос «Что такое оперетта?». И мюзикл - это также спектакль, где артист должен быть хорошим драматическим актёром и прекрасным вокалистом. Но, помимо этого, артисты здесь должны танцевать на высоком уровне. В оперетте актёры тоже исполняют танцевальные номера, но реже и не такие сложные. В мюзикле присутствуют различные танцевальные и вокальные жанры - джаз, эстрада, классика, рок, фольклор. В оперетте, как и в опере, манера пения и танца академическая.

Мюзикл на Бродвее

Развитию мюзикла в Америке в начале XX века способствовали такие легендарные личности, как О. Хаммерстайн, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Дж. Керн и другие. Многие из них являются выходцами из России, уехавшими за границу в годы революции.

Бродвейское музыкальное шоу - это что такое? Жанр "мюзикл" к середине XX века несколько изменился. Усложнилось либретто, повысились требования к вокальному и актёрскому мастерству исполнителей, больше внимания стало уделяться хореографии. Законодателем мюзикловой моды в тот период стал Бродвей. Спектакли, которые шли там в первой половине XX века, сегодня уже причислены к классике. Бродвей - это нью-йоркская улица, протяжённость которой 25 километров. На ней разместилось 40 театров. Бродвейские мюзиклы самые знаменитые в мире. До сих пор они пользуются огромной популярностью. Зрители со всего мира едут в Америку, чтобы побывать на Бродвейском музыкальном шоу.

Что представляют собой театры на Бродвее? Они отличаются от стандартных репертуарных. Бродвейские театры - это здания, которые сдаются в аренду продюсерам шоу. Здесь нет своей труппы. Под каждый спектакль посредством кастинга выбирают артистов.

Спектакли идут в ежедневном режиме. Если посещаемость падает и заработки становятся меньше, то шоу закрывают, а труппу распускают. Одна из главных особенностей бродвейского мюзикла состоит в том, что он создан с расчетом на успех и большую прибыль. Некоторые шоу идут в театрах по 20-30 лет. Но есть и такие, которые перестают быть интересны публике уже через несколько недель.

Мюзикл в Европе

В 50-е годы XX века европейский зритель познакомился с мюзиклом. Но популярным этот жанр там стал не сразу. Первое время опера и оперетта оставались для европейского зрителя на первом месте. Тем не менее жанр прижился.

Первым спектаклем, который сумел по популярности обойти оперу с опереттой, стала постановка на музыку Ф. Лоу «Моя прекрасная леди». Затем были «Вестсайдская история» и «Хелло, Долли!». Сегодня мюзикл в Европе является самым популярным жанром театрального искусства. На смену заимствованным американским постановкам пришли свои.

Что такое мюзикл в Европе? Он отличается от бродвейского. Здесь большое внимание уделяется сюжету, который имеет под собой литературную основу. Это далеко не комедийные шоу. Манера исполнения в европейских постановках отличается от американских традиций. Музыка более сложная, и она не призвана веселить и развлекать. Даже процесс подготовки постановки в Европе отличается от того, как это происходит в Америке. Разница очень большая. Сегодня самыми популярными в мире европейскими мюзиклами стали творения англичанина Э. Л. Уэббера, а также французские и австрийские постановки.

Э. Л. Уэббер

Самым известным и популярным на сегодняшний день в мире композитором, сочиняющим музыку для мюзиклов, является Э. Л. Уэббер. Его эпоха началась в 70-е годы XX века. Что такое мюзикл Э. Л. Уэббера? Это сложная и гениальная музыка, сочетающаяся с интереснейшим либретто и талантливой постановкой. Творения этого композитора - самые долгоиграющие и кассовые.

Самые популярные мюзиклы сэра Уэббера:

  • «Призрак Оперы».
  • «Кошки».
  • «Иисус Христос - суперзвезда».
  • «Эвита».

Мюзикл в России

В нашей стране впервые этот жанр появился в середине XX века.

Что такое мюзикл в России? Изначально это были исключительно киноленты, в которых персонажи пели песни. Сложно чётко определить, каков точный жанр этих картин, - действительно ли это мюзиклы или правильнее будет назвать их музыкальными фильмами? Почему возникает такой вопрос? Потому что они были весьма отклонены от стандартов настоящего мюзикла. Они были созданы по собственным канонам. Тем не менее есть и такие советские фильмы, которые можно с уверенностью назвать мюзиклами. К ним можно отнести картины:

  • «Мэри Поппинс, до свидания».
  • «31 июня».
  • «Остров погибших кораблей».
  • «Обыкновенное чудо».
  • «Ханума» и т. д.

Первым фильмом, снятым в жанре мюзикла, стала картина Г. Александрова «Весёлые ребята», в которой принимал участие Л. Утёсов со своим джаз-бандом. Советский зритель получил возможность узнать, что такое мюзикл. В музыке к фильму преобладает джаз, что отвечает традициям Бродвея. В дальнейшем режиссёр снял ещё несколько фильмов такого рода.

В 60-е годы XX века были первые попытки поставить мюзикл на сцене. Подобные эксперименты проводил театр «Ленинградский». Здесь была поставлена даже легендарная «Вестсайдская история». В 80-е годы пришла эпоха рок-опер А. Рыбникова, которые ставил режиссёр М. Захаров на сцене Ленкома. Имели большой успех «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Последняя до сих пор идёт с неизменным аншлагом.

XXI век обозначился созданием таких отечественных постановок в жанре мюзикла, как:

  • «Граф Орлов».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Норд-Ост».
  • «Алые паруса».

Русские версии иностранных постановок в Москве

В конце 90-х годов XX века в столице России начали выпускаться мюзиклы по принципам Запада. Русские продюсеры стали приобретать лицензии на прокат иностранных спектаклей. Актёры - наши, постановщики - из-за рубежа. Российский зритель получил возможность познакомиться с лучшими шоу мира. Самым первым таким проектом стал мюзикл «Метро». Его прокат имел большой успех, что послужило причиной к тому, что мюзиклы, созданные по иностранным лицензиям, стали множиться. После были «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Красавица и Чудовище», «Кошки», «Русалочка» и т. д. С 2014 года в МДМ идёт легендарный «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера.

Русские версии иностранных постановок в Петербурге

С большим успехом подхватил эстафету лицензионных постановок из-за рубежа Петербургский театр музыкальной комедии. Всё началось в 2011 году, когда был поставлен «Бал вампиров» Романа Полански, имевший грандиозный успех. В 2014 году постановка была временно закрыта, и зрители ждут возвращения любимого спектакля. Сейчас на сцене музкомедии идёт ещё один легендарный мюзикл - «Джекилл и Хайд».

Кастинги на роли в мюзиклах

Отбор актёров на исполнение ролей в постановках этого жанра проводится в несколько этапов. Артисты должны продемонстрировать свои вокальные данные, хореографическое мастерство и драматический талант. В основном на исполнение ролей в мюзикле отбирают актёров профессиональных. Но бывают и исключения. Существует такое понятие, как «народный мюзикл». Яркий пример такого шоу - «Голубая камея» К. Брейтбурга. Что такое народный мюзикл? Это такой спектакль, где солистом может стать человек, не имеющий специального образования, но обладающий талантами. В кастинге таких проектов могут принимать участие все желающие. Талантливые самородки выходят на сцену вместе с профессионалами.

В данной статье подробно раскрыт вопрос, что такое мюзикл. Определение этого жанра дано в самом её начале.

МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА

Оперетта - великая утешительница. Оперетта хороша тем, что позволяет даже самому умному три часа побыть идиотом. Господи, до чего же это чудесно!
Сильвия Чиз
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный - для не умеющих говорить.
Шарль Азнавур
Лучший номер мюзикла «Эвита», всемирно известная песня «Не плачь по мне, Аргентина», звучит точь-в-точь как мелодия, которую я слышал еще мальчишкой неподалеку от Альберт-холла. Ее наигрывал на саксофоне бродяга, у которого было всего три пальца на левой руке.
Бернард Левин
Я не люблю свою музыку, но что значит мое мнение по сравнению с мнением миллионов?
Фредерик Лоу, автор мюзикла «Моя прекрасная леди»

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

  • МЫ И ДРУГИЕ
  • НАГЛОСТЬ, НАХАЛЬСТВО

Смотреть что такое "МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА" в других словарях:

    ОПЕРЕТТА - ит., от opera. Небольшая опера. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПЕРЕТТА ИЛИ ОПЕРЕТКА небольшая опера с комическим сюжетом. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    ОПЕРЕТТА - итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50 х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах… … Музыкальный словарь

    Оперетта - Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия

    Мюзикл - (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) музыкально сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений,… … Википедия

    мюзикл - Үзендә эстрада, оперетта, балет элементлары булган музыкаль тамаша, фильм … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    Государственный академический театр "Московская оперетта" - 24 ноября 1927 года опереттой Михаила Багриновского Игра с джокером в постановке режиссеров Рубена Симонова и Григория Ярона в Москве был открыт Театр оперетты. До 1917 года в Москве было два театра оперетты: театр Зона и Никитский театр… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Монте-Кристо (мюзикл) - У этого термина существуют и другие значения, см. Монте Кристо. Монте Кристо … Википедия

    Рок-мюзикл - Рок опера (англ. rock opera) мюзикл, музыкально сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока. Рок опера это театрализованное представление с сюжетом,… … Википедия

    Ромео и Джульетта (мюзикл) - Эта статья или раздел может содержать материал неэнциклопедичного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    комическая опера - опера на комедийный сюжет. Сложилась в XVIII в. во многих национальных разновидностях: опера буффа в Италии, балладная опера в Англии, опера комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии, комическая опера в России и др. Характерны сюжеты из… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Гейша или История одного чайного дома. Клавир оперетты , Джонс С.. Москва, начало XX века. Издание А. Зейванг. Типографский переплет. Сохранность хорошая. Вашему вниманию предлагается клавир оперетты "Гейша" английского композитораС. Джонса. Лондонская… Купить за 1995 руб
  • Э. Стенберг , Елена Луцкая. Альбом посвящен творчеству заслуженного художника РСФСР, главного художника театра Моссовета Э. Стенберга. Драма и оперетта, балет и мюзикл, эстрада и цирк - сфера деятельности мастера.… Купить за 340 руб
  • Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей (опера, балладная опера, оперетта, водевиль, мюзикл, поп-мюзикл, рок-опера, зонг-опера) , Андрей Бахтин. Представляем вашему вниманию монографию, автор постарался раскрыть отличие жанров музыкально-драматических спектаклей и их специфику. Содержание: Эстетическийфеномен мюзикла. Сценическая…

На вопрос чем отличается мюзикл от оперетты? заданный автором Проспорить лучший ответ это Принципиально - ничем.
Большой толковый словарь:
МЮЗИКЛ [от англ. musical - музыкальный]
Театрализованное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета.
ОПЕРЕТТА. [итал. operetta]
Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой) , с танцем и текстом.
___
Нашла диалог-анализ!
- ..Мюзикл - это абсолютно американизированная оперетта!
- А если попытаться дать определение мюзиклу?
- Это музыкальная форма, на которую положен некий драматический сюжет, но при этом звучание отличается от звучания классических опер, от классической музыки.
- Да, но при этом ещё существуют речитативные вещи, вне музыки.
- Это вообще-то синтез танца, разговора и музыки. Причём в мюзикле все три составляющие должны делаться очень хорошо, в этом отличие американского мюзикла от оперетты. Если в американском мюзикле основа всего то, что актёр должен замечательно петь, танцевать и разговаривать, то в советской оперетте – актёр может не уметь ни танцевать, ни петь, ни двигаться.
- Мы так походя обидим все театры оперетты и музыкальной комедии в стране.. .
- Все мы не обидим! Бывают исключения, когда вдруг в каком-то театре появился синтетический актёр, который всё делает хорошо, но для оперетты это - исключение!
Подробнее:

Ответ от Илья Ильминский [новичек]






Ответ от Мадам [гуру]
На мой взгляд мюзикл - это осовремененная оперетта.


Ответ от Двутавровый [гуру]
одно и то же


Ответ от Абрикосовый [новичек]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.


Ответ от Евгений Кузнецов [гуру]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.

Мюзикл

Мюзикл (англ. Musical) от "musical comedy" - музыкальная комедия) - музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Несмотря на то, что английский термин "мюзикл" является сокращением от "музыкальной комедии", он может представлять собой также трагедию, фарс или драму.

Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров.

Мюзикл является следствием развития американской и европейской оперетты, нарушения сложившихся традиций и канонов, расширения различных границ, выразительных средств и эффектности. Помимо оперетты, на мюзикл также оказали большое влияние такие жанры как комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления XX века и начала XXI века.

Он стилистически раскованнее и разнообразнее в составе оркестра, в нем нашли признание многие приемы симфо-джаза, а также более современные направления, требующие острых, эпатирующих красок и электроакустической аппаратуры. В мюзикле переплетаются: диалоги, песни, музыка и шоу, важную роль играет хореография. Хореография мюзикла отличается от балетных и салонных танцев оперетты. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность действия, разнообразие песенных музыкальных форм.

Мюзикл, в отличие от оперетты, практически не имеет собственной драматургии. Их основа обычно - литературные произведения, либо измененные либретто (в т. ч. либретто оперетт) и обработанные произведения, созданные изначально для драматического театра.

Мюзикл - жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла - "Норд-Ост".

Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.

Водевиль

Водевиль (фр. vaudeville) - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Название появилось в XVII веке как контаминация двух песенных жанров.

В конце XV века появились песни, называемые val de Vire - буквально "Вирская долина" (Вир - река в Нормандии). Это были одноголосные песни локального нормандского содержания. В XVI векe они получили распространение и за пределами Нормандии.

В XVI веке в Париже развиваются voix de ville ("голоса города"), строфические песни преимущественно любовного содержания.

В XVII веке возникают городские песни сатирического содержания, исполнявшиеся с несложным инструментальным сопровождением или без него. Они получили гибридное название vaudeville.

Во второй половине XVII века во Франции появились небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название "водевиль".

Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, удержавшаяся в репертуаре русского театра и к началу XIX века. Сюда можно отнести - "Сбитенщик" и "Несчастье от кареты" Княжнина, Николаева - "Опекун-Профессор", Левшина - "Мнимые вдовцы", Матинского - "С. - Петербургский Гостиный двор", Крылова - "Кофейница" и др. Особый успех имела опера А.О. Аблесимова - "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779). "Сия пьеса, - говорит "Драматический словарь" 1787, - столько возбудила внимания от публики, что много раз сряду играна. Не только от национальных слушана, но и иностранцы любопытствовали довольно".

Следующий этап развития водевиля - "маленькая комедия с музыкой", как его определяет Булгарин. Этот водевиль получил особое распространение приблизительно с 20-х годов XIX века. Типичными образчиками такого водевиля Булгарин считает "Казака-стихотворца" и "Ломоносова" Шаховского.

"Казак-стихотворец, - пишет в своих "Записках" Ф. Вигель, - особенно примечателен тем, что первый выступил на сцену под настоящим именем водевиль. От него потянулась эта нескончаемая цепь сих лёгких произведений".

Проникновение в Россию в конце 1860-х годов из Франции оперетты ослабило увлечение водевилем, тем более, что в оперетте широко практиковались и всякие политические экспромты (разумеется в пределах весьма бдительной цензуры), отсебятины и особенно злободневные (в том же водевильном типе) куплеты. Без таких куплетов оперетта тогда не мыслилась. Но тем не менее водевиль ещё достаточно долго сохраняется в репертуаре русского театра. Его заметное увядание начинается лишь с восьмидесятых годов XIX века. Однако и в этот период были созданы блестящие образцы жанра водевиля - в частности, пьесы-шутки А.П. Чехова "О вреде табака", "Медведь", "Предложение", "Свадьба", "Юбилей".