Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №472

подготовила музыкальный руководитель Оленникова Лариса Сергеевна Челябинск 2015 г.

Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача - научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, - и для слушания, и для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции, у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем русская народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров русской песни. Надо расширять репертуар и за счет современных советских песен, доступность музыки и текста которых способствуют быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития.

Практика показывает, что некоторые музыкальные руководители детских садов формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью использования их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков, так необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Часто такие педагоги не задумываются, да и не умеют определить программное содержание песни, проанализировать ее трудности, наметить приемы их преодоления с тем, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.

(как и голос) «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но лишь бы было стремление и терпение. Своей методикой я ставлю цель - помочь понять музыкальным руководителям содержание работы над песней, научить видеть ближнюю и последующую перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средней группам детского сада. Основная часть методики содержит учебный песенный материал (упражнения для развития голоса и музыкального слуха, песни первой и второй степени сложности) для детей 3-4 и 4-5 лет.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа) , так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края - отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь продумываю подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми - си) ; короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Я работаю над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускаю форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи. В работе я создаю благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках. Я систематически провожу индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разъясняя им вредность громкого разговора и крика в пении, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. Объясняю, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду.

В работе с детьми 3-4 лет я ставлю следующие задачи в области пения:

  1. учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  2. внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
  3. правильно передавать мелодию в диапазоне ми - си; петь с помощью музыкального руководителя, с музыкальным сопровождением и без него;
  4. формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет уже иные. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре - си) , дыхание стало более организованным, хотя всё еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т. е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым; начинают петь согласованно с музыкальным сопровождением и без него (при моей голосовой поддержке) .

Работая, с детьми 4-5 лет я ставлю следующие задачи по пению:

  1. продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  2. правильно передавать мелодию в пределах ре - си;
  3. различать звуки по высоте;
  4. внятно произносить слова;
  5. брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  6. вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
  7. уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью музыкального руководителя) ;
  8. петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный) .

Важная задача при обучении детей пению - это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным, и дети полюбили их, первую встречу с песней я провожу ярко и эмоционально, обращаю особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность её литературного текста.

Я очень хорошо понимаю, что качество исполненной мной песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Среди всех певческих навыков особое внимание я уделяю звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крик во время пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети не поют, а кричат открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, я учу их хорошо раскрывать рот, стараюсь привить навык плавного ведения звука, все время показываю своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком. Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделить этому особое внимание. Например, песенка «В огороде заинька» доступна детям 3 лет уже в начале года. Чтобы вызвать у детей активное желание петь ее, я применяют разнообразные методические приемы, ввожу игровые, зрелищные моменты, благодаря чему можно длительно использовать эту песню, повторяя ее на многих занятиях. Заключительные слова «Скок, скок, побежал в лесок» надо произносить на высокой интонации. Дети, подражая моему голосу, невольно и сами повышают интонацию, что поможет им найти более высокий, естественный звук в пении этой песни.

Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию. Работая над песней «В огороде заинька» , голос у детей укрепляется на звуках ля, соль первый октавы, что помогает разучиванию другой песни «Петушок» , мелодия которой начинается с этих же звуков. Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Я использую игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкальные упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, освоению высоты звука при разучивании русской народной песни «Петушок» помогают следующие задания. Я спрашиваю: «Дети, вы хотите сегодня увидеть петушка, а какого - маленького или большого?» Если дети отвечают: «Маленького» , я предлагаю покричать, как маленький петушок. Дети испытывают большое желание увидеть петушка, поэтому все стараются кричать тоненько, высокими голосами. Я показываю маленького петушка. Затем появляется и большой петушок. Чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграть музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить их, какой петушок поет - маленький или большой. Для активизации робких, застенчивых детей я прошу их самих исполнить роль маленького или большого петушка. Это задание дает мне возможность услышать каждого ребенка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях я положительно оцениваю пение детей.

В средней группе для определения высоты звуков я ввожу металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки. В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?»

При систематической работе у детей настолько развивается слух, чувство лада, что достаточно только проиграть первый звук фа в начале игры, как они начинают подражать большим птицам без музыкального сопровождения, а верхний звук - до (2 октавы) - пение маленьких птиц - пытаются найти самостоятельно и поют его.

В средней группе дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (средним) звуком. Конечно, задания я предлагаю только в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрешки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков - ми, соль диез, си или фа, ля; затем я пою имя Зина на ми или фа и ставлю матрешку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети поют то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрешки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, я положением руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показываю. Далее упражнение усложняется: на фортепиано я беру эти же звуки в разной последовательности и пою имена матрешек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрешек. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными во время пение имен матрешек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию.

В работе над чистотой интонации большое внимание я уделяю распеванию, т. е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для того чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком. С этой целью я стараюсь разнообразить методические приемы, варьирую способы их применения. Эти упражнения использую на занятиях не только для распевания, но и способствую преодолению певческих трудностей. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают песенки «Колыбельная» , Карасевой. Если работать систематически над вокальными упражнениями, можно добиться того, что у многих детей диапазон расширится и станет ровным звучание голоса на всем его протяжении, многие дети научатся чисто петь.

Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации я использую прием - пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой моего голоса, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии я проигрываю, затем пою без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребенка) . Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных. При этом я добиваюсь от ребят точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей. Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста петь музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т. е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Я слежу за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании. Добиваясь четкой и ясной дикции, я учу детей отчетливо произносить согласные и чисто петь гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения - кантиленой. С этой целью я использую русские народные песенки, прибаутки. Пение каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу малышам, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования.

Наиболее трудный этап - это работа над выразительностью исполнения. Я учу детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого в работе я использую дирижерский жест: показываю рукой динамику, акценты, что помогает и в работе над высотой звука. В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. В процессе объяснения желательно подобрать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важнейших компонентов выразительного пения. На моих музыкальных занятиях пение составляет почти 30% объема всех заданий и занимает вторую или третью часть занятия в следующей последовательности:

б) разучивание новой песни;

в) закрепление, повторение ранее пройденной песни.

Песня может и должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи и ознакомлению с окружающим, на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке (летом) . Как хорошо, когда в часы игр дети водят хороводы, играют в игры с пением.

К концу года дети каждой (младшей и средней) группы усваивают 15-20 песен, включая песни к играм. Поэтому я провожу с воспитателями консультации, семинарские занятия по разучиванию песенного репертуара, игр с пением. Певческую деятельность детей я планирую перспективно на 2-3 месяца. В плане конкретизирую воспитательные и образовательные задачи, определяю объем знаний и навыков, намечаю репертуар с учетом праздничных дат. Календарный план составляю на два занятия вперед. В календарном плане указываю репертуар, программное содержание к каждой песне и основные методические приемы. Работа над песней планирую с учетом этапа ее разучивания. Песенное творчество детей дошкольного возраста помогает осуществлять задачи музыкального воспитания, способствует развитию звукового, ритмического, ладового восприятия, повышенной активности, инициативы.

Неотъемлемой частью моей работы является обучение детей импровизировать. Дети успешно импровизируют, если они достаточно развиты музыкально, чисто и выразительно поют, умеют петь без музыкального сопровождения. Формирование песенного творчества я начинаю с младшей группы. Сначала это обучение звукоподражанию. Я спрашиваю: «Как трубит труба?» Показываю яркую дудочку. Ребенок отвечает: «Ту-ту-ту» (на одном звуке ми или фа первой октавы) . А как можно иначе сыграть на трубе?

Иногда в ответах детей отмечаю движение мелодии вверх или вниз. Часто предлагаю играть на воображаемом барабане, имитируя удары палочками, и напевать: тра-та-та-там. Подбадриваю: «В следующий раз получится лучше. Девочкам, занятым в игровом уголке, предлагаю: «Покачай куклу и спой ей колыбельную» . Напоминаю, что петь надо ласково, нежно, протяжно, иначе кукла не заснет. Начинаю петь сама на слоге «ля» , потом слушаю девочек. Спрашиваю: «Как зовут твою куклу?» Дети поют имена. Например, «Ма-ри-на» , «Ка - тю-ша» , «Ок-са-на» . Слежу за тем, чтобы мелодическая интонация в их ответах не повторялась. Затем я предлагаю детям средней группы песенки, в которых звучал вопрос. На него нужно было ответить, найдя свою музыкальную интонацию. Такие задания даю детям средней группы в конце года.

В старшей группе я продолжаю работать над развитием ладового восприятия. Для большей активности детей часто применяю прием «пение по цепочке» , т. е. первую фразу пою сама, а затем ребята поют по одному, каждый свой вариант. Детям подготовительной группы даю такое задание. Начинаю петь знакомую песню и предлагаю закончить ее, слежу, чтобы это было в той же тональности. Иногда провожу это же задание в форме музыкальной загадки, предлагаю кому-нибудь из детей начать петь любую выученную ранее песню, а сама заканчиваю ее в той же или в совсем другой тональности. Спрашиваю ребят, верно ли спела. Этот прием развивает в детях музыкальный слух.

Детей подготовительной группы учу импровизировать в определенном жанре (вальс, марш, полька) . Так, например, дети познакомились на музыкальных занятиях с «Маленьким вальсом» Н. Леви. Затем прослушали «Вальс» Д. Кабалевского, «Вальс» П. Чайковского из «Детского альбома» и узнали, что вальс - это плавный, спокойный под который можно легко кружиться. Предлагаю ребятам сочинить свой вальс и спеть на слог «ля» . Не сразу и не у всех получается вальс. Некоторые дети хорошо передают трехдольный ритм, но мелодий их вальса бывают, бедны и однообразны. Другие же, увлекаясь развитием мелодии, теряют ритм вальса. Наблюдая за детьми, убедилась, что мальчики с большим удовольствием сочиняют марши и польки. Их увлекает четкий ритм, быстрый темп. А девочкам нравится сочинять спокойные, плавные вальсы. Индивидуальная работа с детьми на музыкальных занятиях по развитию песенного творчества, слушание музыки на вечерах досуга привели к тому, что к концу года детские импровизации стали совершеннее и интереснее. Это отмечают и сами дети.

Далее обучаю детей импровизации на предложенный текст и их собственные стихи. Усложняю задание - предлагаю сочинять песенки на заданный текст, радостные или печальные (в мажоре или в миноре) , исходя из содержания. Например, знакомила ребят со стихотворением «Осенью» А. Шибицкой:

Улетают птицы вдаль.
Расставаться с ними жаль.

Спрашиваю детей, какой по характеру должна быть песенка. Грустной, печальной. Играю детям в ми миноре или в фа миноре (тональностях, удобных для пения) тонические трезвучия, как бы настраиваю ребят, ввожу в минорный лад.

Брала стихи жизнерадостные, такие, как «Весной» А. Шибицкой:

Весенний день звенит!

Встречай, скворец летит!

Играя аккорды в ми мажоре или фа мажоре, настраивала детей на мажорный лад. Моим детям нравятся эти задания - сочинять песенки контрастного характера, и они с удовольствием поют свои варианты:

Однажды предложила детям трудное задание: сочинить лесенки на стихи А. Барто:

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч,

Я была очень довольна, когда услышала, что ребенок спел первую часть песенки в миноре, а окончание - в мажоре.

Пробовала побуждать детей к сочинению песен на собственный текст, используя умения и навыки в родном языке. Огромно было желание дошкольников выступить в роли не только композитора, но и поэта. Творчество приносило им радость, импровизировали они с большим желанием. Творческие задания требуют от детей умственных усилий, внимания, активности, Развивают память, речь, интеллект. Они способствуют обогащению музыкальными впечатлениями. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.

Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребёнка от природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, ребёнок поёт значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньше приступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребёнку старшего дошкольного возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но лишь бы было стремление и терпение.

Список используемой литературы:

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие. – М: Изд. Центр Академия, 2010- 320 с.
  2. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М: Прометей, МГПУ им. В.И Ленина. -1992- 132с.
  3. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. / В.К. Тарасова. – М: Педагогика, 1988. -155с. d

ТЕМА

Игра, как средство решения проблемы замкнутости у

Детей на музыкальных занятиях.

Безпалько Елена Васильевна, музыкальный руководитель

МАДОУ «СКАЗКА» , ЯНАО, г.Лабытнанги.

Игра – решенье всех проблем

Играть нам никогда не поздно

Играть, конечно, нужно всем

И маленьким, и взрослым!!!

Уважаемые коллеги! Работая музыкальным руководителем, часто сталкиваюсь с очень многими проблемами в обучении дошкольников музыке. Но основной, на мой взгляд, «бедой» является замкнутость детей, заниженная самооценка, и, как следствие, невозможность раскрыть в полной мере музыкальные способности, а, иногда и таланты дошколят.

Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно повысить результативность в обучении музыке и решить множество сопутствующих проблем.

Итак, музыка в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее, красивее, добрее. Но не все малыши готовы сразу, с первых занятий довериться педагогу и воспринять информацию, поэтому музыкальному руководителю необходимо разработать план, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка; процесс музыкального воспитания и обучения строить с учетом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те элементарные навыки, которые дети получили (или не получили)в семье.

Ведь именно в детском саду у ребят « стартует» копилка элементарного опыта, позволяющего ему в дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир.

Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.

На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им развить ее?

Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой.

В первой младшей группе – это обязательно музыкальная игра с привлечением красивых игрушек – зверюшек, дети с радостью вступают в такие виды музыкальной деятельности, как, музыкально – ритмические движения, пение, сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со зверюшками, малыши подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных и, тем самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам, изображая повадки животных…

В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.

В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.

Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, в силу бурной фантазии и воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и даже «постановщиков танцев».

Так, продолжая играть, дети, раскрепощаются, возрастает творческая активность, они охотно импровизируют.

В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют, разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно, также, без помощи взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д….)

Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы.

Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал, вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном процессе.

Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и даже пении, в игре, как правило, забывают об этом, и, тем самым, самовыражаются.

Цель игры на музыкальных занятиях в разделе «игра на детских музыкальных инструментах» – в игровой занимательной форме способствовать развитию чувства ритма.

Также – закладывать основы коллективной игры на музыкальных инструментах.

Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции. Развивая чувство ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов.

Кроме вышеперечисленных задач игра побуждает детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков,

помогает совершать различные открытия, .вызывает желание самим придумывать музыку,

побуждает эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.


Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым играм,так как в настоящее время

остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста,зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную

речь. Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Ведь музыкальный слух

развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика –

являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях

Позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Лучшим

помощником в этом случае является методик К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями,

звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов,

прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а

поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному

Воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать,

раскрывать свой творческий потенциал. речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками.

Дети просто в восторге от Орфовских инструментов,которые,кстати,они изготавливают сами или совместно со своими родителями(шуршунчики,бульбульки,скрипунчики и т.д….)

На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают явления природы(ветерок,дождик,гром…)

Обучение,таким образом,происходит,играя.

Казалось бы –что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом деле –игра важнейший вид музыкальной деятельности.

Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с пением, хороводные….И музыкальный руководитель, конечно, не должен об этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы игра была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно добиться высоких результатов и решить главную проблему.

Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!

Литература:


Наш маэстро.

Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.

Есть уникальная профессия в детском саду – музыкальный руководитель . Её уникальность заключается в том, что музыкальный руководитель должен уметь абсолютно всё: играть на музыкальных инструментах, писать сценарии, петь, плясать, рисовать, сочинять стихи и т. д. А кроме этого он должен поднимать настроение детям и их родителям, должен постоянно учиться, быть психологом и дипломатом, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду.

Не так давно в наш детский сад пришел музыкальный руководитель - Хакимов Тагир Валиевич.

За короткий период времени педагог проявил себя как человек творческий, целеустремленный, всегда находящийся в состоянии в поиска. Он сразу же стал близким другом для всех без исключения детей в детском саду, с удовольствием отдает им свои знания и умения. Тагир Валиевич старается тактично вселить душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, чтобы помочь в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха на жизненном поприще.

Под чутким руководством музыкального руководителя дети учатся играть на металллофонах, свирели, русских народных музыкальных инструментах, развивают певческие навыки, социальную активность и умение держаться на сцене.

Тагир Валиевич не только затейник, сценарист, режиссер, но и душа всех праздников. В первую очередь это универсальный мастер, который выявляет и развивает индивидуальные способности и таланты, изначально заложенные в каждом ребенке.

Все сценарии праздников, которые готовит наш музыкальный руководитель, интересны, оригинальны и неповторимы. Традиционные «Рождественские колядки», «Проводы зимы», «День Защитника Отечества» и др. утренники, тематические развлечения превращаются в весёлые, яркие, искрометные события для детей и их родителей.

Ярким подтверждением вышесказанному служит материал, опубликованный в районной газете «Вперед» 9 мая 2015г.

«В апреле в детском саду «Светлячок» состоялось знаменательное событие, посвященное 70 – летию Победы. Встретились дети двух поколений дети войны и современные дети. Главным организатором и режиссером праздника выступил музыкальный руководитель Хакимов Тагир Валиевич. Маленькие артисты танцевали, пели военные песни, рассказывали стихи. Они сумели передать дух военного времени, патриотизма и любви к Родине, многие педагоги и гости порой не смогли сдержать слез».

Изменился общий эмоциональный фон, атмосфера в «Светлячке». Педагоги с удовольствием помогают музыкальному руководителю. Вместе обсуждают и «кроят» сценарии, играют сказочных героев, готовят костюмы, стараются внести свою лепту в воспитание художественного вкуса, любви к музыке у воспитанников.

Тагир Валиевич за короткий срок завоевал искреннюю любовь детей, уважение коллег и родителей, он по праву получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех. А еще у него есть одно неоспоримое преимущество, которое дает право мальчишкам здороваются с ним за руку, а девчонкам преданно заглядывают в глаза – он единственный педагог мужчина!

Всем известно, что музыка обладает своим «языком». И важно не просто научить ребенка выразительно и чисто петь или легко двигаться под музыку, а вызвать в нем желание «общаться» с нею, эмоционально откликаться на нее. Задачи музыкального образования неразрывно связаны с воспитанием таких качеств, как доброта, милосердие к другим людям, способность сочувствовать, жалеть.

Это направление стало приоритетным в моей работе с дошкольниками. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался творчески с искусством. А для этого нужно развивать не только умственные способности, но одновременно и физические, и творческие, музыкальные способности.

Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке таланты и способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке. Мне комфортно оттого, что дети общаются со мной, что я им нужна и как музыкальный руководитель, и как человек. Истоки моей радости в том, что я могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека.

О бразование и самообразование

К музыкальному руководителю дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня музыкального руководителя.

Г ордость профессией

Я горжусь своей профессией. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность. Много лиц повстречает человек за свою жизнь, лицо музыкального руководителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех.

Музыкальный руководитель– это человек, который, поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха.

О пыт

Современный ритм жизни требует от музыкального руководителя постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Профессиональный опыт музыкального руководителя обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, коллег.

Сферами профессиональной, деловой компетенции музыкального руководителя являются: специальное педагогическое просвещение, участие в психологической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, научно-исследовательская деятельность в профессиональной области.

Важнейшие черты профессионального характера музыкального руководителя с большим опытом работы – это доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.

П озитив это ребенок в любом возрасте! Это вечная молодость –музыкальному руководителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества – от написания конспектов для занятий до научных работ. Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься .

Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его духовной культуры в будущем. Родители должны хорошо понимать, что то, что упущено в детстве, не возместить в зрелом возрасте!

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях в детском саду. Более чем за 25 лет работы музыкальным руководителем я поняла, что главная задача моей работы – развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, привить интерес и любовь к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, доставлять детям радость от соприкосновения с прекрасным, чтобы занятие строилось на ожидании чуда, волшебства, на удивлении и восхищении. Помимо этого с октября в детском саду начнёт работать «Кружок интенсивного (углубленного) музыкального развития ребёнка».

Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.

Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!

Сухомлинский писал: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. ”

Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. И основная задача моей работы - приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий, ведь работа музыкального руководителя – это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного, обучающего.

С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идёт вперёд, и я стараюсь не отставать: интересуюсь всеми проблемами ребёнка, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. Работая по программе «Детство», я использую современные педагогические технологии музыкального воспитания: технология развития песенного творчества, технология развития исполнительских умений, технология развития танцевального творчества, технология развития в процессе использования малых форм фольклора, технология организации детского оркестра, технология проектирования музыкально-обогащенной среды в музыкальном зале и группах.

Мини-музей «Радуга звуков»

работает в детском саду два года.

Огромная любовь к детям, к любимому делу, полная отдача сил и знаний, целеустремлённость - эти качества помогают мне преодолевать все трудности в своей музыкально – воспитательной деятельности.

Самая главная проблема в российском музыкальном воспитании - сохранение самого музыкального руководителя как профессионала.

Музыкальный руководитель детского сада - это особая профессия. И появилась она относительно недавно - в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» - сформировалось в обществе представление, что музрук нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта - что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т.д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное - кстати, дорогостоящее и трудоемкое - и педагогическое), оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель - педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно.

Но и этого мало!

Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума), работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования - все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет - и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов - музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность)?

И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней!

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т.д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители - «лицо» учреждения.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они … да всего не перечислить.

И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

  • уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
  • создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
  • не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
  • оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное - создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!


В минувшую субботу в Качугской детской музыкальной школе прошел третий Межрайонный конкурс исполнительского мастерства «Музыка нас связала». В нем приняли участие юные вокалисты районной ДМШ с. Еланцы (директор С.Г. Александрова), детской школы искусств с. Баяндай (и.о. директора Л.Ц. Истаева) и Качугской ДМШ (директор Л.И. Мошкирева). Не приехали на конкурс вокалисты Детской школы искусств п. Жигалово.

Участников конкурса, их руководителей, педагогов детских музыкальных коллективов, болельщиков приветствовала Л.И. Мошкирева. Перед конкурсом Лариса Ивановна с любовью рассказала о родном поселке:

Мы любим наш Качуг, сибиряков с открытой душой, любящих песню, восхищаемся неописуемой красотой природы…

Гости с удовольствием посмотрели клип, озвученный песней о Качуге, в нем - летопись поселка.

От имени коллектива Качугской ДМШ прозвучали слова благодарности в адрес П.И. Козлова, мэра МО «Качугский район».

Павел Иванович всегда благосклонно относится к культуре, всегда поддерживает одаренную молодежь. Талантливые дети прославляют наш Приленский край, — отметила Л.И. Мошкирева.

Ведущие конкурса С. Клавдиева и Д. Белоусова представили независимое жюри в составе председателя И.В. Арбатской, отличника просвещения, преподавателя Иркутского регионального педколледжа, отделения музыкального образования; членов жюри: В.М. Васильева, преподавателя, который работает в колледже вместе с И.В. Арбатской, С.Б. Максакову, музыкального руководителя детского сада «Радуга».

Конкурс открыла младшая группа вокалистов, затем выступали участники конкурса средней группы, и завершила праздник песни старшая группа вокалистов. Звонкие голоса юных дарований, словно весенние ручейки, заполнили уютный зал музыкальной школы.

Юные вокалисты уверенно чувствовали себя на сцене, были артистичны, а красивые сценические костюмы стали дополнением их талантливого исполнения песен.

Тематика песен была разнообразной — от военной до лирической. Покорила всех самая юная вокалистка Маша Артёмова, исполнившая песни «Солнышко и я», «Фея моря». Маша, как настоящая артистка свободно ходила по сцене с микрофоном, подтанцовывая в ритм музыки. В пышном голубом платье она была похожа на принцессу.

Будущий защитник Отечества Матвей Мотошкин в солдатской пилотке и гимнастерке мастерски исполнил песню «Герои былых времен». Этому помогли прекрасный голос, мимика, жесты, перевоплощение в солдата.

Не было равных в исполнении песен конкурсанткам Дарьи Рудых и Виктории Волынкиной, обладающим хорошо поставленными голосами, артистическими данными. Дарья исполнила песню «Мама». Чувствовалось, что в нее она вложила всю душу, проявила свою любовь, пела, глядя на маму. Трогательное исполнение песни проникло в глубину души женщин, сидящих в зале со слезами на глазах. Т.Ф. Рудых - профессиональный музыкальный педагог, прекрасная вокалистка, всем известная в нашем районе, области. Любовь к музыке, певческому искусству Татьяна Федоровна передала своим дочерям. Маша окончила Качугскую ДМШ, ныне студентка, а Даша — будущая выпускница ДМШ, участвует во всех мероприятиях. Дочери Т.Ф. Рудых стараются во всем быть похожими на маму.

Много аплодисментов было адресовано Виктории Волынкиной, исполнившей песню «Звездная река». Жюри по достоинству оценило и ее выступление.

Конкурс завершился, пока жюри подводило итоги, конкурсанты поставили концерт.

Наверное, жюри было трудно оценить самых лучших из лучших исполнителей. И все же названы имена победителей, призеров конкурса, которые были награждены Грамотами, памятными подарками.

Д. Рудых (Качугская ДМШ) и В. Волынкина (районная ДМШ с. Еланцы) стали победителями конкурса вокалистов в старшей группе.

Второе место у Ирины Ощепковой (Качугская ДМШ), на третьем месте Иван Окунев (Качугская ДМШ) и Татьяна Кузнецова (районная ДМШ с. Еланцы).

В средней группе первое и третье места не были определены. Второе место у Матвея Мотошкина (детская школа искусств с. Баяндай) и Юлии Осиповой (Качугская ДМШ).

Победителем в младшей группе стала Маша Артемова (детская школа искусств с. Баяндай), на втором месте Вера Трифонова (Качугская ДМШ), третье место заняла Арина Лукашина (районная ДМШ с. Еланцы).

Много Грамот, Благодарностей, подарков получили на церемонии награждения конкурсанты, а также руководители музыкальных школ получили Дипломы «За активное участие в конкурсе».

После конкурса председатель жюри И.В. Арбатская сообщила радостную новость: Влад Ворожцов, выпускник Качугской ДМШ за исполнение песни на итальянском языке получил Гран-при на международном конкурсе вокалистов, который состоялся в марте этого года в г. Улан-Удэ. Влад участвовал и во Всероссийском конкурсе «Звездный проект». Вот каких высот достиг В. Ворожцов! И продолжает покорять вершины певческого искусства, благодаря замечательным педагогам Качугской ДМШ, которые научили его исполнять и любить песню, открыли дорогу в мир искусства. Со слов И.В. Арбатской, у Влада богатое будущее.

У талантливых педагогов талантливые дети. Очень приятно, что в нашем колледже продолжают учебу на отделении «Музыкальное образование» девять выпускников Качугской ДМШ, — отметила Ирина Владимировна, и сообщила о том, что 13 апреля педагоги «музыкального отделения» Иркутского педагогического колледжа будут проводить День открытых дверей в Качугской музыкальной школе с целью профессиональной ориентации. На встречу будут приглашены выпускники девятых классов школ района. Вместе с педагогами на День открытых дверей приедут и выпускникипрошлого года Качугской ДМШ, ныне студенты колледжа, покажут свое творческое мастерство.

Нет для сердца лучшего момента, если ученик возвышенно поет…