Сегодня мы от клуба технического творчества хотим представить новинку, но совсем не техническую..., а литературную. А именно - переложенную на стихи русскую народную сказку о молодильных яблоках и живой воде. Идея эта взялась из осознания того, что навязываемые современному обществу товарно-денежная бездушность, отрицание величия своей истории, культ золотого тельца выхолащивают из человеческих отношений то, что мы всегда почитали как высшее благо: настоящая дружба, верность, человеческое достоинство, культурность и образованность, скромность и целеустремлённость. Подчас, даже многие современные мультфильмы и детские книжки транслируют детям какую-то неуёмную жажду материальных благ и отношения «ты мне - я тебе», неуважение к родителям.
Старая сказка, переложенная в стихотворную форму может заиграть новыми красками, ведь в ней есть всё, что веками воспевалось в русском народном творчестве: взаимопомощь и защита слабых, уважение к родителям и пожилым людям, порицание поисков во всём только личной выгоды, терпеливость и целеустремлённость и многое другое.
Так что предлагаем Вашему вниманию новую старую сказку, которую выкладываем и в текстовом виде, и в виде аудиокниги с картинками из детских книжек.

Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»
на стихи Анны Яценко.

Уж давно, в лета былые,
Что уходят вглубь времен,
Жил был царь и молодые
Три царевича при нём.

Фёдор - старший, с видом важным.
Средний - Вася хулиган.
Младший - добрый и отважный,
А по-имени - Иван.

Царь состарился, глазами
Обнищал, но слышал весть,
Что за дальними холмами
Чудный сад с колодцем есть.

Яблоня-де там с плодами
Дивный преподносит дар:
Станешь молод ты годами,
Съев их, как бы ни был стар.

А в колодце том - живая,
Чудная вода стоит.
Силы телу возвращая,
Хворь любую исцелит!

Царь мечтал бы излечиться
И отведать, да испить
Сладких яблок и водицы,
Чтоб года свои продлить.

Ждать уж нечего - собрал он
Пир огромный и позвал
Васю, Фёдора, Ивана,
Всех князей и всех бояр.

И когда уж мёд да пиво
Мимо ртов устали течь,
Царь, поднявшись, всем на диво,
Стал вести такую речь:

«Вы - служители державы
Со мной в радость и беду,
Ради правды иль для славы,
Иль за кой-какую мзду.

Пусть храбрейший не ленится!
Есть за тридевять земель, -
Куда не долетает птица,
Не заходит даже зверь,

Где-то там благоуханный,
Дивный яблоневый сад,
В нём колодец деревянный,
Если правду говорят.

Кто мне принесёт корзину
Яблок и кувшин с водой,
То получит половину
Царства этакий герой.»

Взоры все поопускали
И безмолвные сидят.
В неизведанные дали
Гости ехать не хотят.

И тогда царевич Фёдор
Поспешил скорее встать:
«Ох не хочется мне в люди
Аж пол царства отдавать!

Нынче ж собираюсь ехать,
Горы с морем покорю -
Царю-батюшке в потеху
Всё, что нужно подарю!»

Поклонившись с этим словом,
Он на конный двор пошел.
Жеребца себе гнедого,
Полудикого нашёл.

Обуздал его покрепче,
Сел и, вскоре, поскакал.
Ехал близко ли - далече,
Многое в пути видал.

Путь сквозь горы простирался,
Степи и речной порог.
Вдруг царевич оказался
У распутья трёх дорог.

Он мозгами пораскинул:
«Эту ль выбрать или те?»
Но, приблизившись, увидел
Надпись в каменной плите.

«Если путь направо держишь -
Потеряешь скакуна,
Прямо - девицу ты встретишь,
Днём и ночью ждёт она,
А налево повернёшь -
И себя ты не спасёшь».

Поразмысливши немного,
Прямо он решил скакать:
«Лучше к девице дорога,
Чем себя с конём терять!»

Вот и терем недалече,
Крыша с золотой резьбой,
Девица бежит навстречу,
Машет тонкою рукой.

«Проходи, чтоб обогреться,
Да поешь со мной, попей!»
Ну никак не отвертеться,
От таких ему речей.

А при сытости довольной,
Лень опять коня седлать,
«Отдохну я здесь сегодня!»
Вздумал Фёдор - и в кровать.

Вдруг стена как встрепенулась,
А кровать перевернулась!
И внизу глубокий лаз,
Тут открылся сей же час.

В яму тёмную, глубоко,
Наш царевич угодил:
«Ведьма хитрая, плутовка!» -
Так хозяйку он честил.

Но, однако ж, время вспять,
Не дано нам возвращать.

Весть от сына не приходит.

Не дождался царь, собрал он
Пир огромный для гостей.
Кликнул Васю и Ивана,
Всех бояр и всех князей.

И когда уж пиво с мёдом
Мимо ртов устали течь,
Царь поднялся пред собором
И повёл такую речь:

«Служите вы гости с честью
Нашей славной стороне,
Хоть и кто-то лезет с лестью,
Кто-то правда верен мне.

Пусть храбрейший отличится!
Там - за тридевять земель, -
Куда не долетает птица,
Не заходит даже зверь,

Ждёт нас и благоухает,
Дивный яблоневый сад,
И колодец источает
В воздух сладкий аромат.

Кто мне принесёт корзину
Яблок и кувшин с водой,
То получит половину
Царства этакий герой.»

Снова все поопускали
Взоры, в тишине сидят.
В неизведанные дали
Гости ехать не хотят.

Тогда царский сын Василий
Поспешил скорее встать:
«Ох не хочется мне в люди
Аж пол царства отдавать!

Нынче ж собираюсь ехать,
Горы с морем покорю -
Царю-батюшке в потеху
Всё, что нужно подарю.»

Кланяясь с последним словом,
Он на конный двор пошел.
Жеребца себе пегого,
Полудикого нашёл.

Как и Фёдор, он скитался,
Да искал где только мог.
Скоро, нет ли, оказался
У распутья трёх дорог.

Поразмысливши немного,
Прямо он решил скакать:
«Лучше к девице дорога,
Чем себя с конём терять!»

Вот и терем недалече,
Крыша с золотой резьбой,
Девица бежит навстречу,
Машет тонкою рукой.

Вокруг Васи она вьётся:
«Проходи, поешь, попей!»
Вот и он уже несётся,
Прямо в подземелье к ней.

Страх же дикий пересилив,
Понял он, что не один -
«Эй! Я - царский сын, Василий!
Кто ты?», «Фёдор - царский сын!».

Но, однако ж, время вспять,
Не дано нам возвращать.
Долго ль, коротко ль проходит,
Весть от сына не приходит.

Не дождался царь, собрал он
Пир огромный для гостей.
Меньшего позвал - Ивана,
Всех бояр и всех князей.

Когда встали, вслед за спором,
Кулаками помахать,
Вышел царь перед собором,
Чтоб такую речь держать:

«Всей державе вы - опора,
Всей нашей родной земле.
Хоть иной раз вижу вора,
В большинстве, верны вы мне!

Пусть храбрейший отзовётся!
Ведь, за тридевять земель, -
Чудо есть, что обернётся,
Исцелением людей!

Там ведь золотом сияет,
Дивный яблоневый сад.
Тот, кто плод его съедает -
Вновь силён и снова млад.

Принесите мне корзину
Яблок и кувшин с водой.
Обещаю половину
Царства, звание - Герой!»

Все дар речи потеряли,
В сторону иль в пол глядят.
В неизведанные дали
Гости ехать не хотят.

Тут Иван спешит подняться:
«Батюшка - благослови!
Сей же час мне отправляться,
Ради жизни и любви!

Чтобы дать надежду людям,
Бате - долгих-долгих лет,
И, возможно, отыщу я
Своих старших братьев след!»

Получив благословенье,
На конюшню он пошёл.
Но, к большому огорченью,
Так коня и не нашёл.

Даже взгляда, что там силы!
Не сносили жеребцы.
То дрожали, то валились,
Лишь берешь их под уздцы!

Так что голову повесил
Наш Иван - пошёл пешком.
Но старушку заприметил,
С крупным за спиной мешком.

И, не долго размышляя,
К ней царевич подскочил.
Свою помощь предлагая,
Взял мешок - и потащил.

По дороге до избушки
Развлекал её словцом,
Чтоб порадовать старушку -
В общем был он молодцом!

Даже если ваши цели
Выше видимых вершин,
Может вы разбогатели
И сильны как исполин?

Добрых дел не забывайте!
И просящему подайте!
Уважайте старину
И родную сторону!

Тот, кто чуток к окруженью -
Всяк найдёт расположенье.
Кто гордыню отвергает, -
Тому небо помогает!

Впрочем, мы рассказ прервали:
Наш Иван мешок донёс,
Вспомнил о своей печали
И опять повесил нос.

Бабушка его спросила:
«Расскажи-ка не тая,
В чём твоей тоски причина?»
«Нет по силе мне коня!»

«И всего-то! Плёво дело!
Ты ведь статный молодец!
Отправляйся в погреб смело,
Там по силе жеребец!

На таком ты, честно слово,
Будто ветер полетишь,
Он железной цепью скован,
Твой он, - если укротишь!»

В погреб Ваня опустился,
Видит - конь-то не простой!
Прыгнул - будто вихрь взвился,
Белый, с гривой золотой!

Навалился конь ногами
Прям Иванушке на плечи.
Но царевич встал как камень:
Ни движения, ни речи.

Так стоял не шелохнувшись -
Да смотрел не отвернувшись.
Силы равные у них,
Конь как понял - так притих.

Тут Иван приноровился
Жеребцу на спину - прыг!
Встрепенулся тот и взвился,
Цепь порвавши в тот же миг!

Вот они уже на воле,
Мчатся - словно ветер в поле,
Ваня смог сказать едва
Бабке тёплые слова.

Так, держась за друга крепче,
Радостно Иван скакал.
Ехал близко ли - далече,
Многое в пути видал.

Путь сквозь горы простирался,
Степи и речной порог.
Вдруг царевич оказался
У распутья трёх дорог.

Как и братья начал думать:
«Эту ль выбрать или те?»
И, приблизившись, увидел
Надпись в каменной плите.

«Если путь направо держишь -
Потеряешь скакуна,
Прямо - девицу ты встретишь,
Днём и ночью ждёт она,
А налево повернёшь -
И себя ты не спасёшь».

«Я с трудом, совсем недавно,
Приобрёл себе коня
И терять его не стану!
Правый путь не для меня!

Прямо - суждено жениться,
Это может подождать!
Я в дорогу снарядился,
Чтобы яблоки достать!

Путь налево остаётся...
Мне сейчас не до себя.
Главное - что конь спасётся,
Он поможет мне, любя.»

Ехал близко ли далёко,
Ехал день до вечеру,
Ехал низко ли высоко,
От заката, да к утру.

Шли вдоль леса и к опушке
Конь их вывел второпях.
Видят - там стоит избушка
Да на курьих, на ногах.

«Эй, избушка! Не ленись!
К лесу задом повернись!
К нам же передом, а то,
Не подступится никто!»

Тут изба зашевелилась,
Завертелась, закрутилась.
Ваня к дверце подошёл,
Постучался и вошёл.

Старую увидел бабку,
С носом длинным, да ногой
Костяной, и крутит прялку,
А зовут её - Ягой.

«Уж не русский дух ли чаю
В этакой лесной глуши?
Где, давно уж, не встречаю
Ни одной живой души!

Да неужто сам обед
Прибежал за столько лет!» -
Так Яга его встречала,
И кудель в окно бросала.

Но снаружи конь заржал,
Бабка с места как подскочит!
«То мой конь» - Иван сказал, -
«Видно тоже кушать хочет!»

«Ну и ну!» - она в ответ, -
«Где же ты его достал?
Конь ведь мой! Но столько лет
Минуло как он пропал!»

«Эх бабуля! То не дело
Путника как ты встречать!
Дай коню побольше сена,
Мне попить, поесть, поспать.

А когда в кровать уложишь,
К изголовью, словно мать,
Ты садись, тогда и можешь
Все вопросы задавать.

Бабка Ёжка накормила,
Постелила, как просил,
В изголовье расспросила:
«Кто, откуда, где добыл?»

Всё что было, не тая,
Ей поведал наш герой:
Про отца и про коня,
И про яблоки с водой.

Бабка слушала, вздыхала,
Головой своей качала:
«Путь твой далеко лежит!
Сад твой чудный сторожит

Богатырка Синеглазка,
Мне племянница она.
Не расскажешь даже в сказке,
Как красива и сильна.

Но добра ты не получишь,
А расстанешься с главой.
Зря себя дорогой мучишь,
Возвратился бы домой.»

Но Иван тогда сказал:
«Всё ж удачу испытаю!
Я отцу пообещал,
Слов на ветер не бросаю!

Ну, а ты к своим годам -
Кладезь мудрости! Как быть?
Голову моим плечам
Дай, чтоб яблоки добыть.»

«Ладно, завтра, на заре, -
Дам бойчее скакуна!
Он свезёт тебя к сестре,
Наведёт на ум она!»

Так и сделали: с рассветом,
На коне и полный сил
Был Иван, да за советы
Бабушку благодарил.

Будто буря конь несется.
«Я перчатку потерял» -
Молвил Ваня, конь смеётся:
«Я вёрст двести проскакал!»

Ехал близко ли далёко,
Ехал день до вечеру,
Ехал низко ли высоко,
От заката, да к утру.

И к другой лесной опушке
Конь принёс их второпях.
Видят - там стоит избушка,
Да на курьих, на ногах.

В ней, старей сидела бабка,
Нос длиннее, да с ногой -
Костяной, держала палку
И обеих звать - Ягой.

«Чую-чую русский дух
В этакой лесной глуши!
У меня хороший нюх,
Ох, поем я от души!»

Тут Иванов конь заржал,
Кто-то в стойле отвечал
Ему ржанием ответным,
Да весёлым и приветным.

Бабка прям оторопела:
«То скакун сестры моей!
Так какое ж это дело
Привело сюда гостей?»

«Эх бабуля! Как не стыдно
Путника как ты встречать!
И коню и мне обидно,
Мы хотим поесть, поспать.

Бабка Ёжка накормила,
Постелила, как просил,
В изголовье расспросила:
«Кто, откуда, как прибыл?»

А как слушала - вздыхала,
Головой своей качала:
«С Синеглазкой, как же быть!
Тебе яблок не добыть!»

«Ты уж бабушка уважь,
Подскажи мне что-нибудь,
Ты плохой совет не дашь!
Как от девы ускользнуть?»

«Ладно, завтра, на заре, -
Дам бойчее скакуна!
Он свезёт тебя к сестре,
Наведёт на ум она!»

Так и сделали: с рассветом,
На коне и полный сил,
Был Иван, да за советы
Бабушку благодарил.

Будто смерч тот конь несется.
«Я перчатку потерял»-
Молвил Ваня, конь смеётся:
«Я вёрст триста проскакал!»

Ехал близко ли далёко,
Ехал день до вечеру,
Ехал низко ли высоко,
От заката, да к утру.

И к другой лесной опушке
Конь принёс их второпях.
Видят - там стоит избушка,
Да на курьих, на ногах.

Там еще старее бабка.
Нос врастает в потолок,
С костяной ногой, как палка,
А в руках её клубок.

«Ты, на сестринском коне,
Бродишь в этакой глуши!
Ближе подойди ко мне,
Потолкуем от души!

Ваня бабке поклонился,
На ночёвку напросился.
И когда поел-попил,
Про дела заговорил.

Всё что было, не тая,
Ей поведал наш герой:
Про отца, сестёр, коня,
И про яблоки с водой.

«Так и быть, я помогу
Мимо стражи проскочить,
Но ручаться не могу!
Слушай, чтобы не забыть!

Вокруг царства нашей девы
Необъятнейший забор,
Тридцать витязей умелых
Вдоль него ведут дозор.

Дам коня тебе другого,
Для него забор - пустяк!
Ради доброго-то слова,
Перескочит только так!

К полночи туда проникнешь,
Конь мой к саду приведёт
И колодец ты увидишь,
Рядом яблоня растёт.

Лишь три яблока сорви
И один кувшин с водой!
Только больше не бери!
И беги назад - домой!»

Ждать утра Иван не стал,
Бабку поблагодарив,
Сразу сел - и поскакал,
Наставленья не забыв.

Через реки и озера
Конь легко перелетал.
Скоро были пред забором,
За которым сад стоял.

Жеребец приноровился,
Прыгнул, - и они внутри.
Расчудесный вид открылся,
Не опишешь - как не ври!

Вот - колодец перед ними,
Рядом - яблоня растёт.
Да, плодами золотыми,
Так и манит и зовёт.

Ваня три плода сорвал
И один кувшин с водой.
«Поскорей назад» - сказал
Конь, Иван ему - «Постой!».

Молодое наважденье
Захватило его в сеть, -
Он хотел хоть на мгновенье
На девицу посмотреть.

Помня бабкины наказы,
Конь пытался вразумить,
Но о красоте рассказы
Разве можно позабыть?

В теремок Иван забрался,
Где увидел он девиц
Спящих, было их тринадцать,
Сильных, смелых полениц.

В самом центре отдыхала
Та, что краше остальных.
Ах как сердце застучало,
У Ивана в тот же миг.

Уж не выдержал, пригнулся
К деве и, наметив в лоб,
Он губами прикоснулся,
Та глаза открыла. Хлоп!

Что за бешеная сила
Его к стенке пригвоздила?
То она его рукой
Оттолкнула. «Ну-ка стой!» -

Говорит она - «Ворюга!»
«Синеглазка! Друг для друга
Мы с тобой сотворены,
Лучше б не желал жены!

Обойди всё царство наше,
Не найдёшь милей и краше
Славной девушки такой!»
«Так расстанься с головой!» -

Говорит ему девица,
Не внимая тем речам.
Тут проснулись поленицы,
Начался и шум, и гам.

И, под эту чехарду,
Скрылся с виду молодец.
На коня запрыгнул: «Тпру!
Едем, а не то - конец!»

Конь как молния взлетел
И помчался со всех ног,
За секунду пролетел
Верст четыреста - как мог.

Но у богатырок кони
Тоже были не слабей.
Все тринадцать, - да в погоню!
Ах, скорей, Иван, скорей!

Ох! Сейчас тебя нагонят!
Но избушка уж видна.
Бабка старшая выводит
Свеженького скакуна.

Поменял коня, старушке
Пожелал добра и - в путь.
Чтобы к следующей избушке
Доскакать хоть как-нибудь.


Начала земля дрожать.
Богатырки появились,
Стали бабку-тётку звать.

«Здравствуй, милая!», «Привет!»
«Сколько зим и сколько лет!»
Тут пошли и обниматься,
Разговаривать, смеяться.

«Проходите! Погостите!
Да испейте молока...»
«Вы уж тётушка простите...
Но Ивана-дурака

Я должна догнать скорее»
«Да догонишь, не спеши!
Надою сейчас, согрею,
Я ведь это от души!»

И она не торопилась
Подоить, согреть, подуть.
В общем всячески стремилась
Это время потянуть.

Но напившись, распрощались
С бабкой, снова на коней
Девы сели, да погнались.
Ах, скорей, Иван, скорей!

Будто смерч Иван несется,
На прекрасном скакуне,
Только все ж не оторвётся,
Топот слышит в стороне.

Ох! Сейчас тебя нагонят!
Но избушка уж видна.
Бабка средняя выводит
Свеженького скакуна.

Поменял коня, старушке
Пожелал добра и - в путь.
Чтобы к следующей избушке
Доскакать хоть как-нибудь.

Конь с Иваном в чаще скрылись,
Начала земля дрожать.
Богатырки появились,
Бабка к ним, да в гости звать!

«Проходите! Погостите!
Я вам баньку истоплю...»
«Вы уж тётушка простите...
Но я кой-кого ловлю!»

Ну а тетка спорит с нею:
«Да поймаешь, не спеши!
Нарублю дрова, согрею,
Я ведь это от души!»

И она не торопилась
Нарубить, поджечь, подуть.
В общем всячески стремилась
Это время потянуть.

После баньки, распрощались
С бабкой, снова на коней
Девы сели, да погнались.
Ах, скорей, Иван, скорей!

Будто буря конь несется
И Иван на нем летит.
Только все ж не оторвётся,
Слышит сзади гром гремит!

Ох! Сейчас тебя нагонят!
Но избушка уж видна.
Бабка младшая выводит
Свеженького скакуна.

Пересел, да старушонке
Пожелал добра и - в путь.
Чтоб к своей родной сторонке
Доскакать хоть как-нибудь.

Конь с Иваном в чаще скрылись,
Начала земля дрожать.
Богатырки появились,
Бабка стала в гости звать!

«Проходите! Погостите!
Я блинами угощу...»
«Вы уж тётушка простите...
Но я кой-кого ищу!»

Тетушка не хочет слушать:
«Да найдёшь ты, не спеши!
Надо девушкам покушать,
Я ведь это от души!

И она не торопилась
Замесить, испечь, подуть.
В общем всячески стремилась
Это время потянуть.

А поевши, распрощались
С бабкой, снова на коней
Девы сели, да погнались.
Ах, царевич! Поскорей!

Наш Иван летел стрелою
Или как в реке волна.
Путь домой не за горою,
Но погоня уж слышна.

Тут подъехали девицы,
Богатырки-поленицы.
Первой Синеглазка встала
И, безмолвно размышляла:

«Ему тетки помогали
От погони убежать,
А меня в пути держали...
Как же это понимать?

Интересная задача:
Кто стоит передо мной?
Статен, ловок, резво скачет!
Всё же вызову на бой!»

В общем, долго они бились,
С палицами, на саблях,
Да и с копьями сходились,
А потом на кулаках.

И в конце-концов схватились
Из последних уже сил.
Но... на спины повалились.
Тут Иван заговорил:

«Эх, красавица! Не жалко,
Звать влюблённого на бой?
Вместо сабель, вместо палки,
Были б счастливы с тобой!»

Уж к заре друзьями были,
Лишь смеялись, веселились,
Всё плохое позабыли,
В скорости и обручились.

Сколько дней они прекрасных
Провели среди красот,
То не скажут, ибо в счастье
Времени не виден счёт.

Но в конце-концов девица
Речь такую повела:
«Тебе нужно возвратиться
В край родной, да все дела

Завершить. Через три года
Жди и двери все открой,
Я приду, чтоб пред народом
Жили мы как муж с женой.

А сейчас пора идти
Мне на службу, но послушай!
Не сворачивай с пути!
Береги себя, Ванюша!»

Так прощались, обнимались
И, готовые, с конями,
Уже к цели направлялись,
Общей, разными путями.

Ехал близко ли далёко,
Ехал день до вечеру,
Ехал низко ли высоко,
От заката, да к утру.

«Вдруг отец истосковался!
Не дай, Боже, занемог!» -
Размышляя, оказался
Наш Иван у трёх дорог.

«Нет, уж! Это не по чести,
Одному свой путь держать!
Всякий, на моём-то месте,
Стал бы братьев выручать.»

Синеглазку не послушав,
Наш герой свернул с пути.
Своих братьев знал Ванюша
И куда могли пойти.

Вот и терем недалече,
Крыша с золотой резьбой,
Девица бежит навстречу,
Машет тонкою рукой.

«Проходи, чтоб обогреться,
Да поешь со мной, попей!»
Ваня, чтобы оглядеться,
В терем следовал за ней.

Что-то было не в порядке,
Когда девка подливала.
И в речах её, столь сладких,
Что-то тёмное всплывало.

Он к еде не прикасался,
И не выпил ничего.
Только интересовался,
Нет ли с ней ещё кого.

Девка это отрицала,
Морща нос и хмуря бровь,
Как-то странно зазывала
Отдыхать, что стыла кровь.

Он давно уж догадался
И сказал, что хочет спать.
Там с размаху постарался
Девку скинуть на кровать!

Вдруг стена как встрепенулась
А кровать перевернулась,
Яма тёмная открылась,
И плутовка укатилась.

Ваня слышал без усилий -
В яме кто-то не один, -
«Кто здесь?» «Царский сын, Василий!»
«Ну и Фёдор - царский сын!».

Вытащил Иван из ямы
Братьев, окропил водой,
Чтобы залечить их раны.
После, двинулись домой.

О, проклятие людское!
Черной завистью оно
Оплетает сердце злое,
Ядом алчности полно.

Братья знали, ждёт Ивана
Прославление в веках.
Зависть злая их толкала
Вязнуть в Каиновых грехах.

Подстрекал один-другого
Обобрать и извести
Брата своего меньшого,
Чтоб самим дары снести.

Тут усталостью тяжёлой
На Ивана путь дохнул,
Он на травушке шелковой
Богатырским сном заснул.

Братьям - на руку то было,
Вещи Вани взяв с собой,
Скинули его с обрыва,
С бурною на дне рекой.

А очнулся он у моря.
Там, где буря бушевала,
Где пучина, ветру вторя,
Небеса с землёй ровняла.

Рядом с морем дуб громадный
Ветви мощные раскинул.
На нём, ветер беспощадный,
Чуть гнездо не опрокинул.

Под порывами дрожали,
В том гнезде птенцы младые
И беспомощно пищали,
От звереющей стихии.

Жалостью Иван проникся,
Снял кафтан и их укрыл,
Сам, за дубом схоронился,
Да опять глаза закрыл.

Поутру, явилось чудо,
Солнца свет, куда ни глядь,
С блеском разлился повсюду,
Стихла и морская гладь.

Всеобъемлющим покоем
Та картина обдала.
Тут, над розоватым морем,
Появились два крыла.

То, летела издалёка
Птица дикая - Ногай,
Высотой в три человека!
На пути ей не вставай!

«Где вы детки, дорогие?
Где птенчата озорные?
Не убила ль непогода,
Вас в свои младые годы?» -

Причитала птица-мать,
Продолжая деток звать.
А птенчата щебетали
И резвились, и играли.

«Не волнуйся, мама-птица!
Добрый человек помог,
Он кафтан нам дал укрыться,
Хоть и сам замёрзнуть мог!»

Говорит Нагай Ивану:
«Здравствуй милый человек!
Что захочешь, - я достану,
Благодарна буду век!

Ты проси, чего стесняться!
Злата-серебра? Жены?»
«Нет! Я лишь хочу добраться
До родимой стороны!»

Тогда птица попросила
Его дичи настрелять,
Дабы что покушать было
И в пути не застревать.

Так они летели морем
Нетерпения полны
И Иван уже был вскоре
У родимой стороны.

Он, прощаясь, чудо-птице
Дал последнее доесть.
А потом, в своей столице,
Получил плохую весть.

Там галдели все, дивились:
От купцов и до шпаны:
«Царские сыны явились,
И отцу поднесены:

Горы яблок, да и ведра,
Полные живой водой.
Всей этой земли огромной
Будут сыновья главой.»

Тут хоть плакать, хоть смеяться -
Ничего не изменить,
И Иван решил скрываться,
Да своим трудом прожить.

Но не бойтесь, наша сказка
Всё же будет подлинней.
Там, далёко, Синеглазка
Родила двух сыновей.

С каждым днём они крепчали,
В радость нам, назло врагам.
На пол-пальца вырастали
Не по дням, а по часам.

Так три года пролетело.
Дева войско собрала,
Сыновей взяла и, смело,
Их к Ивану повела.

У столицы, в чистом поле,
На широком, на раздолье,
Зеленеющих лугах,
В белых, будто мел шатрах,

В общем, там где много места,
Синеглазка разместилась.
Как «царевича невеста»
Пред людьми она явилась.

И, с поклоном, посылала
Во дворец она гонца,
С грамотой, что составляла,
Для Иванова отца.

«Государь, очей отрада!
Года три, как молодой!
Мои яблоки из сада,
Ели вы с моей водой.

Они молодцу достались,
Что пол света исходил,
В долгих поисках скитаясь.
Он один меня любил!

Тех подарков не жалею,
Сын, принёсший их домой,
Пусть придёт ко мне скорее,
Чтобы жить как муж с женой.»

Царь обрадовался вести, -
Сыновей пора женить!
Фёдора решил к невесте,
Тем же вечером рядить.

«Ой не шли меня!», - он ноет.
Царь опешил: «Будь смелей!
С ними ссориться не стоит,
Ты ж в любви поклялся ей!»

Тот и бегать, и метаться,
Правды выдать не желал.
Но куда ему деваться?
Через час коня седлал.

За невестой удалился.
Ну и где-то поутру,
В злате-серебре явился,
Прямиком, к её шатру.

Тут два резвых мальчугана
Из шатра повыбегали.
Закричали: «Мама, мама!
Пришёл тот, кого мы ждали!»

«Нет, не ждали мы такого,
Труса праздного и злого.
Ваш отец другого теста.
Я не этому невеста!»

Фёдора остановили,
Да письмо ему вручили,
Подтолкнули посильнее,
Чтобы вёз отцу скорее.

«Государь, не ожидала!
Столь ужасного подлога!
Сын вам скажет, - я собрала
Войско сильное в дорогу.

Я тут с вами не шучу,
Если нужно - проучу.
Пусть придёт ко мне скорее,
Мой жених, что всех милее!»

Царь, пугаясь этой вести, -
Начал Фёдора бранить,
А потом решил к невесте,
Васю сразу же рядить.

«Ой не шли меня!», - он ноет.
Царь же злится: «Посмелей!
С ними ссориться не стоит,
Ты ж в любви поклялся ей!»

В общем, Вася, как ни бился,
Всё же где-то поутру,
В злате-серебре явился,
К Синеглазкину шатру.

Тут два резвых мальчугана
Из шатра повыбегали.
Закричали: «Мама, мама!
Пришёл тот, кого мы ждали!»

«Нет, не ждали мы такого,
Труса праздного и злого.
Ваш отец другого теста.
Я не этому невеста!»

Васю тут остановили,
Пару синяков набили.
Вновь письмо ему отдали,
Да назад взашей прогнали.

Вася пред царём предстал,
Взял письмо и зачитал:
«Так смеяться не позволю!
Я сейчас как подготовлю

Лучших из своих ребят!
Всё сожгут, испепелят,
Если вдруг не получу
На заре я что хочу!»

Федор с Васей испугались,
Пали ниц перед отцом
И тогда во всём признались:
Кто был деве женихом.

Царь же за сердце схватился:
«Ваня! Милый мой сынок!»
Тут слезами разразился,
Слёг в кровать и занемог.

В ту пору молва людская,
Ничего не упуская,
Во все двери постучалась,
Пред Иваном показалась.

К своей милой Синеглазке,
Он в чём был и побежал.
В лаптях, да простой рубашке
Пред шатром к утру стоял.

Тут два резвых мальчугана
Из шатра повыбегали.
Закричали: «Мама, мама!
Это тот, кого мы ждали?»

«Да! Пришёл! Какое счастье!
То ваш батюшка смотрите!
Через все прошёл ненастья!
Ну не стойте ж! Обнимите!

И вот так повествование
Здесь подходит к окончанию.
Справедливость как всегда
Проявилась сквозь года.

Ваня с милой, взяв мальчишек
Скоро пред отцом предстали.
Царь благословил детишек,
Тут и свадебку сыграли.

Пир был славный, и с тех пор,
Есть в народе разговор,
Будто в той стране большой
Люди с молодой душой.

Что же Федор и Василий?
Со двора взашей их гнали.
Где их далее носило,
Уж не ведали, не знали.

Сказка - выдумка, но всё же,
Прочитав её мы сможем,
Не запутавшись в пути,
Все препятствия пройти.

Народные сказки тем и хороши, что содержат огромный житейский опыт и мудрость. Не зря же на Руси говорили, что «сказка ложь - да в ней намек». Одни герои русских сказок осмеивают человеческие пороки и нехорошие поступки, другие - наказывают зло и коварство, третьи - прославляют доброту, честность, смелость и мужество. «Молодильные яблоки» - сказка, которая и поучит многому, и поведает о том, что нет худа без добра. Любой ребенок, который прочитает эту сказку, обязательно почерпнет для себя много полезного, получит представления об истинных ценностях и разовьет чувство прекрасного.

Сказка «Молодильные яблоки». Краткое содержание

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Старший - Федор, средний - Василий и младший - Иван. Постарел царь, и слух, и глаз у него уже стали не те. Однако прознал он, что далеко, за тридевять земель, растет яблоня с молодильными яблоками и стоит там колодец с живой водой. Если вкусишь яблоко, помолодеешь, а водой глаза умоешь - хорошо видеть будешь.

Устроил царь пир и пригласил к себе всех бояр, князей и своих сыновей. И заговорил с ними о том, что если бы нашелся тот человек, который бы достал ему молодильные яблоки и воды кувшинец, то отдал бы он этому храбрецу во владение полцарства. Старшие браться не сдержались и сразу возмутились, не хотели они наследство свое ни с кем делить.

Приключения брата Федора

Старший сын Федор первым решил отправиться в дорогу за чудесными дарами. Взял себе коня неезженого, узду неузданую, плетку нехлестаную, двенадцать подпруг для крепости и укатил. Долго ли, коротко ли, но вдруг на перепутье трех дорог увидел он огромный камень, на котором было написано: «Направо пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - женатым быть, налево пойдешь - коня спасешь, себя потеряешь». И выбрал он, конечно, дорогу прямую. Едет и едет, а потом глядь - терем с позолоченной крышей стоит. Из него вышла красна девица и предложила царскому сыну зайти в дом, покушать и отдохнуть с дороги. Сначала Федор упорно отказывался, но потом все же согласился. Девица же накормила его, напоила да к стеночке спать уложила. А потом она кровать так повернула, что полетел гость прямо в глубокую яму.

Ошибка брата Василия

Через некоторое время опять собирает царь всех своих вельмож и снова просит достать ему молодильные яблоки и кувшинец с водой, а в награду дает полцарства. Делить батюшкино наследство второй царский сын Василий тоже не захотел, поэтому в скором времени сам засобирался в дорогу. И ждала его та же участь, что и старшего брата. Теперь уже вдвоем они ждали своего освобождения в темной яме у девицы.

Иван-Царевич в поисках молодильных яблок

Прошло время, и царь собирает третий пир и опять говорит о молодильных яблочках и живой воде. На этот раз Иван-Царевич решил раздобыть все это для своего батюшки, да и братьев надо было разыскать. Получил Иван отцовское благословение и засобирался в путь-дорожку. В конюшне царской коня достойного не оказалось. Опечалился Иван и вдруг видит бабушку-задворенку, которая, узнав его печаль, рассказала, что в погребе добрый конь стоит прикованный к железной цепи. Подошел Иван-Царевич к погребу, пнул железную плиту, сорвал цепь с коня, обуздал, оседлал и двенадцать подпруг наложил. И поскакал славушку молодецкую испытать.

Добрался он до камня-плиты, прочитал все его надписи и решил отправиться по пути «коня спасти, а себя потерять». Ехал он долго ли, коротко ли, но на закате наткнулся он на избушку на курьих ножках. Повернул он к себе избушку передом, а к лесу задом и зашел в нее. Бабка-Яга сразу почуяла русский дух. И давай его расспрашивать, мол, кто он и откуда, но Иван сначала попросил его накормить и дать передохнуть с дороги, а потом и рассказал ей, куда путь держит и какие сокровища ему нужны. Баба-Яга знала, где находятся молодильные яблоки и живая вода, как оказалось, у ее родной племянницы - девицы Синеглазки, сильной богатырки. Но ее отыскать почти невозможно. И тогда отправила она его к своей средней сестре и дала своего коня. Быстро добрался он до нее, но и та не знала, как найти девицу Синеглазку. И тогда дала она ему своего коня и погнала его к своей старшей, самой знающей сестре. Та и рассказала Ивану-Царевичу, что живет их племянница Синеглазка за высокими и толстыми стенами, и охрана у нее большая. Дала она молодцу коня своего боевого и предупредила: "Как подъедешь к стенам дворца Синеглазки, то ударь по бокам коня, и перелетит он вмиг стену эту". Иван-Царевич немедленно отправился в путь.

Девица Синеглазка

Быстро он добрался до царства девицы Синеглазки и видит, что охрана ее вся спит. Тогда он пришпорил коня и оказался в волшебном саду, где росла яблоня с молодильными яблоками, а под ней был колодец с водой. Сорвал он плоды, черпнул воды и хотел было бежать, только вот любопытство его охватило: посмотреть бы на эту девицу Синеглазку. Зашел он к в ней палаты и увидел, что спит она, а рядом вся ее прислуга из десятка девиц. Не сдержался Иван-Царевич и поцеловал ее. А потом рванул коня под узцы, но не тут-то было. Конь задел одной подковой стену, звон разнесся по всей округе. Все вдруг пробудились и заметили пропажу.

Иван-Царевич гонит коня своего во всю, а за ним богатырка Синеглазка со всей своей стражей несется. В конце концов, она его настигла и захотела сурово наказать за воровство, но не смогла, так как по душе ей пришелся этот добрый молодец. И стал он целовать ее в уста сахарные. Три дня и три ночи они гуляли. А потом повелела она ему ехать домой, никуда не сворачивая, и ждать ее три года. Но не послушал ее Иван и поехал своих братьев вызволять из беды. Свернул он на ту роковую дорожку и прямо в терем к коварной девице попал. Но не стал он угощаться и спать ложиться, а скинул ее прямо в яму, а оттуда братья стали звать о помощи. Выручил их брат Иван, но они не оценили этого. Обманули они его, забрали молодильные яблоки и воды кувшин, а самого кинули в пропасть.

Обман

Птица Нагай помогла ему из пещеры выбраться доставила его прямо на родную сторону. Он узнал, что братья привезли батюшке-царю волшебные дары, и сделался тот крепким здоровьем. И тогда не захотел Иван-Царевич возвращаться домой к отцу, а собрал кабацкой голи и пьяниц, стал с ними пить и гулять по кабакам.

Между тем родила Синеглазка двух сыновей. Росли они не по дням, а по часам. А потом позвала своих сыновей, собрала войско и двинулась искать Ивана-Царевича. Приехала она к его царству и шатер раскинула в поле, а потом послала гонца к царю, чтобы тот отдал ей царевича - сына своего. Царь испугался сначала, пригнал старшего сына Федора, а потом и среднего Василия, но не признала она в них своего Ивана-Царевича, только приказала своим сыновьям выпороть их тростью за коварство и обман. Да приказала им рассказать всю правду отцу и срочно отыскать Ивана. Царь, узнав правду, залился горючими слезами.

Долгожданная встреча

В это время сам идет к Синеглазке Иван-Царевич с голью кабацкой, в стороны мечут, сукна рвут под ногами. Узнала Синеглазка в пьянице Ивана-Царевича - отца своих детей - и велела сынам его взять и отвести в шатер, чтобы переодеть и дать передохнуть после трех лет безвинного страдания. А его кабацким друзьям преподнесла по рюмке и по домам отправила.

Прошел день, и приехала богатырка Синеглазка с Иваном-Царевичем во дворец и устроили они там веселый свадебный пир. А Федора и Василиея прогнали со двора с глаз долой. Но не остались молодожены в отцовском царствие, а уехали в Синеглазкино царство. Стали там счастливо жить и не тужить.

Заключение

Вот так счастливым концом и завершилась сказка. Иван-Царевич и молодильные яблоки получил, и верную жену. Краткое содержание хоть и не смогло вместить в себя все интересное и важное, что происходило с героями, но поведало главное. А главное заключается в том, что мы в очередной раз убеждаемся, что герои русских сказок учат нас нравственному поведению и духовной чистоте. Это говорит еще и о том, что во все времена человеческие ценности были превыше всего. «Молодильные яблоки» - сказка, которая ни одного читателя не оставит равнодушным и подарит прекрасные воспоминания о детстве взрослым, а малышам - удивительную, красивую историю и веру в то, что добро всегда победит зло.


Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга». Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.






Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня. Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван- царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.








В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки. Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.


Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Развязка Преодоление потери или недостачи.


Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Царь очень устарел и глазами обнищал… Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Фёдор-царевич, Василий- царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней. Развязка Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.


Тема урока. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Цель :

· выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

· формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Анализ содержания «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

3.Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга».

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.).Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

Почему вход в избушку со стороны леса?

4. Сообщение подготовленного ученика об Иване-царевиче. Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

5. Сообщение подготовленного ученика о символическом значении яблока.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

6. Слово учителя о композиции волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки включает экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебной сказке роли распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой.

Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Ягадаёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

7. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах.

Группа 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Элементы композиции

Мотив

Пример

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Группа 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Персонажи

Вредитель

Прекрасная девица

Дарители

Бабушка-задворенка

Помощники

Волшебные кони, Нагай-птица

Царевна

Девица Синеглазка

Отправитель

Царь

Герой

Иван-царевич

Ложные герои

Фёдор-царевич, Василий-царевич

Итог работы. Выявление признаков волшебной сказки.

Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?

Как распределены роли в сказке?

Каковы характерные мотивы сказки?

8. Обращение к домашнему заданию.

Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалищебулатный.

9.Работа над языком сказки.

Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи.

Какова интонация русских народных сказок?

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

IV. Подведение итогов урока.

Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

V. Домашнее задание.

1.Подготовить художественныйпересказ «Сказания о белгородских колодцах».

2.Составить план вступительной статьи учебника, посвященнойдревнерусской литературе.

3.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря,собора новгородского Антониева монастыря, о Николо-Дворищенском соборе, Спасо-МирожскомЗавеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, оМстиславовом Евангелии;

Подготовить сообщение«литературоведа» о «Повестивременных лет» и Несторе;

Прокомментировать трудныеслова из текста сказания.

4.Групповое задание.

Оформить выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему.

Цели урока: образовательные :

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;

развивающие: развивать исследовательские навыки учащихся, уметь выделять в сообщении главное, коммуникативных умений

воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.

Оборудование :

репродукции картин И.Я. Билибина;

разноуровневые вопросы;

дидактический материал

Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.

Проект уроков (1 часа)

№п/п

Этапы урока

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Время

Организационный момент

Сообщение учителя о целях и задачах урока

Слушание

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

Знакомство с разноуровневыми заданиями

Самостоятельная работа

Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Мини-семинар

Работа по обобщению изученного (Приложение - презентация)

Выступления по проблемным вопросам

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим говорить об УНТ, итак сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» прочитана вами дома, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.

Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопрсы.

Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)

А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.

II .Работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями (Приложение № 2)

III . Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий . Использование ключевых фраз и презентации. (Приложение №3 ,4)

Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» к какому виду относится?

Особенность волшебной сказки - это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).

И, конечно же, герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.

Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.

Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яе, о Иванушке, о молодильных яблоках.

Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?

И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.

Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.

IV. .Обобщение учителя.

Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.

VI. Подведение итогов работы . Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.

Отметим активных плюсами на карте успеха.

V. Рефлексия.

Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).

Приложение № 1

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Уровень « З»

1. Запишите главных героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.

3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).

Уровень «4»

1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.

2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Развитие сюжета

Кульминация

Развязка

Уровень «5»

1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).

2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.

Приложение к заданиям

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

  • положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
  • отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

ВОПРОСЫ:


-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?


Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

ВОПРОСЫ:

-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

-Почему вход со стороны леса?

Яблоко. Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти - державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).

ВОПРОСЫ:

-Какую роль выполняют яблоки в данной сказке?

Приложение № 1

КАРТА УСПЕХА

суждения по статьям

кол-во «+» за устные ответы

оценка за выводы на уроке

оценка

Приложение № 3

НАЧНИ ФРАЗУ

Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…

Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…

На мой взгляд… Мне пришло на ум…

Мне кажется… Читая …

А я прочитал иначе… Хочу возразить…

Не согласен… Меня поразило…

ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О.., ПОНЯЛ…

ПРЕДСТАВЛЯЮ...

МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В..

ОТВЕТЫ:

На «4» 1.

На «4» 2.

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Царь очень устарел и глазами обнищал

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Федор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, отправляются на поиски молодильных яблок

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в ее девичье царство

Уровень «5»

Сказочные обороты речи :

буйну голову повесил,

жили-были, в некотором царстве,

в некотором государстве,

царь собирает пир на весь мир,

долго ли. коротко ли,

Вот Баба Яга дело справила -Ивана-царевича накормила…

Долго ли, коротко ли дело делается…

Скачать дополнительнеы материалы у уроку molodilnie_yabloki.zip

МОУ «Рябининская СОШ»

Голохвастова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

I I квалификационной категории