город Кокшетау

средняя школа № 8

Мини-проект
«Поэтическое достояние»
по русской народной сказке

«Курочка Ряба»

5 класс «А»

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: Литература

Руководитель : Анемгурова Л.А.

Объект: Поэтическое достояние русского народа

Предмет: Сказка как жанр фольклора

Тема: Сказка «Курочка Ряба»

Цель: Выявить, почему разбитое яйцо превратилось во вселенское горе (выявить символическую основу яйца).

Задачи:

1. Изучить мифы, сказки, народные традиции, картины художников, объекты архитектуры, связанные с образом яйца.

    Провести опрос в разных возрастных группах (знают ли сказку, помнят ли её наизусть).

    Провести поисковую работу (сбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта).

    Подготовить инсценировку одного из вариантов сказки (как результат поиска вариантов сказки «Курочка Ряба»).

Методы:

    Изучение литературных источников;

    Опрос;

    Выполнение роли собирателей-фольклористов;

    Драматизация.

    Анализ

Гипотеза:

Если разбитое яйцо в сказке превращается во вселенское горе, то , значит, яйцо является предметом не простым.

Вводное слово учителя

С первых дней дети учатся осмысленно читать научный текст. Фольклористический материал делится на части, по которым можно работать индивидуально, коллективно (микро-группой) с последующим представлением наблюдений и их обсуждением. Это развивает навыки осмысленной работы с текстом, сотрудничества.

Именно эти навыки ребята применяли, готовя проект по сказке «Курочка Ряба». Каждый понимал свою ответственность, так как от каждого из них зависел успех всей группы.

Чтобы лучше изложить материал, учащиеся занимались поиском, рисовали, готовили драматизацию, провели опрос, систематизировали материал, создали итоговые таблицы. То есть ученики провели большую поисковую работу, что и вылилось в мини-проект.

Вводное слово ученика

Прежде чем приступить к сбору материала, связанного со сказкой «Курочка Ряба», мы провели опрос среди представителей разных возрастов. 100% опрошенных назвали сказку «Курочка Ряба» в числе тех сказок, которые они слышали и знают наизусть с раннего детства.

Д
емонстрация слайда

А на вопрос, с чем ассоциируются слова «золотое яичко» мы получили самые разные ответы и представляем вам в виде следующего ассоциативного ряда.

Д емонстрация слайда «ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО»

Чудо - что-то чудесное – волшебство – Божий дар – красота – прекрасное – что-то необыкновенное – сказочное – фантастическое – непривычное –необычное – таинственное – загадочное – подарок судьбы – сокровище – родной дом – семья – жизнь родных – природа – животные – солнце – небо – земля – человек – разум в природе – умение бегать – прыгать – двигаться – то, что мы существуем – рождение – новая жизнь – дружба – честь – хорошие люди – плата за добро – любовь – коллектив – любовь к ближнему – общение – способности – умение – знания – талант – польза – выгода – богатство – хорошая жизнь – озарение – счастье – любовь – радость –добро – верность – надежда – желание жить – я.

В роли «собирателей» нам удалось сделать подборку пословиц, поговорок и загадок, связанных тематически со сказкой «Курочка Ряба».

Загадки, пословицы, поговорки.

    «Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое…» -

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает … (Курочка Ряба)

    На чём сидит курица? (на яйцах)

    Откуда вылупились цыплята? (из яиц)

    От худой курицы яйца худее.

    Яйца курицу не учат.

    Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

    Умное яйцо может учить глупую курицу.

    Одного яйца два раза не высидишь.

    Мало снести яйца – надо ещё и кудахтать.

    Яйцу камня не разбить

    В целое яйцо муха не залетит

    Умный из умного яйца вылупился

    Яйцо от курицы, а курица от яйца

    Из змеиных яиц цыплята не вылупятся

    Черепаха кладёт тысячу яиц, и никто не знает, курица кладёт одно – шуму на всю округу

    Лучше лишиться яйца, чем курицы

    Выеденного яйца не стоит

    Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало,

И неживое, а живым стало

    Из живого – мёртвое,

Из мёртвого – живое.

    Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото.

    Беленький тулупчик сшит без рубчик.

    Что на стол нельзя поставить?

    В доме еда, а дверь заперта.

    Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли,

Сварю, стану есть – не солоно.

Цель исследования:

«Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба…» Сказка эта является одной из первых в нашей жизни, с нее начинается долгое и увлекательное путешествие по сказочному миру…

«Снесла курочка яичко – не простое, а золотое…» Слова легко повторяются, запоминаются – навсегда. Это одна из немногих народных сказок, которую каждый человек знает наизусть.

Почему так? Может быть, какая-то тайна кроется в этой незатейливой сказке?.. Тогда в чем она? Ведь неспроста яичко золотое, неспроста утрата его превращается для бабы и деда во вселенское горе: «Плачет дед, плачет баба…»

С чего бы это так по яйцу убиваться?

Мотив яйца в мифологии

Яйцо – предмет не обычный, а мистический и мифологический . С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней. В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Океании, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в себе всемогущество творца. Многие столетия он таится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.

Вот миф Древней Индии: «Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд… Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стало Небом, нижняя – Землёю, а между ними, чтобы разделить Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная ».

Подобно Брахме явился и китайский Паньгу: «В то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! – ничего не увидел: вокруг был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы… и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и образовало Землю ».

В приведенных мифах повторяется мотив: яйцо является не только «домом», но и как бы основанием вселенной, потому что именно из него образуются небо и земля. А в финском мифе творения желток яйца становится солнцем, а белок – луной. Вот как поэтически описываются эти чудесные превращения в карело-финском эпосе «Калевала»:

Покатились яйца в воду,

В волны вод они упали,

На куски разбились в море

И обломками распались.

Не погибли яйца в тине

И куски во влаге моря,

Но чудесно изменились

И подверглись превращенью:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части.

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился,

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная.

А.Афанасьев приводит интересный миф о начале жизни на Земле: «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том Бог и послал своего петуха. Да оплодит он Землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди».

У народов Азии популярен мотив появления первопредков из чудесных яиц. Например, в корейских мифах так рассказывается о появлении Пака Хеккосе – основателя древнего государства Силла: «Под горой, посреди леса у колодца старейшины шести поселений увидели пар, озарявший землю подобно блеску молнии, и стоявшую на коленях и кланяющуюся белую лошадь, подле которой лежало пурпурное яйцо. Заметив старейшин, лошадь заржала и поднялась в небо. В яйце нашли отрока, тело которого испускало сияние, птицы и звери, танцуя, следовали за ним, а солнце и луна блистали чистейшим светом».

Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделенные каким-то признаком. Елена Троянская, рожденная Ледой от Зевса из яйца гиацинтового цвета, - божественной красотой, Полидевк, её брат, - необыкновенной силой и бессмертием. Кстати, нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыновья Посейдона, рожденные со сросшимися туловищами из серебряного яйца. Вероятно, потому, что рождение близнецов в древности воспринималось, как нечто особенное и необъяснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.

Славянский огненный дух Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски raroh - сокол). Родственен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может приносить богатства.

Но, пожалуй, самым страшным существом, произведенным из яйца, можно назвать василиска – чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только показав ему зеркало: он погибает от собственного отражения, также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой.

Это еще одна функция яйца: в нем таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец, не только светлое, но и тёмное.

Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения, обработанных Бусом Кресенем: « Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота.

Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орёл. Возносился Орёл к Солнцу Красному.

И порхнула за ним Алконост – зоревая птица, рассветная… Вслед за нею Стратим сльнокрылая.

А затем поднялась в небо синяя птица вещая – Гамаюн.

раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави чёрный Ворон…

…А за ним стаей чёрною, мрачным виденьем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом. Вслед Грифон и Могол – птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».

Золтое яйцо, разбитое Даждьбогом, влечет за собой потоп, а за ним – Великий Огонь, сулящий конец света:

«Из Яйца возникает Великий Огонь.

Наступает Конец Света Белого!

Поднимаются Воды Великие!

Пришло время очистить Землю!

Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идёт!

Роль в жизненном процессе Яйцо являет собой всего два вещества, которые, согретые теплом, образуют сложный живой организм…

Как видим, в мифологическом яйце все начала и концы, в нём, как в заветном сундучке, хранятся несметные сокровища и тайны бытия.

Чем объяснить такое почитание яйца, почему именно ему приписывалась столь важная роль в жизненном процессе?

1.
2, 3. Подскорлуповая оболочка
4, 13. Канатик (халазы)
5, 6, 12. Белок (разный по консистенции)
7. Желточная оболочка
8, 10, 11.

9. диск
14. Воздушная камера (пуга)
15.


Долгие наблюдения за окружающим миром, живое воображение многое подсказывали древнему человеку. Например, А.Афанасьев в своем знаменитом труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывает яйцо с поэтической метафорой солнца: «По поверью, восходящее солнце рождалось из темных недр ночи, а солнце весеннее – из грозовых туч. Золотое, солнечное яйцо несла чёрная птица-ночь или молниеносная птица-туча.

Грозовая туча представлялась восседающей на золотых яйцах, и в сверкающих молниях они видели блеск этих яиц, катаемых облачными демонами. Отсюда русское поверье, что черти на перекрестках яйца катают».

Хрупкость яйца всегда напоминала о хрупкости и недолговечности жизни, заключенной в нём. Отсюда понятно, почему в яйце могли быть спрятаны как начало, так и конец.

Наделенное всеми этими особенностями и свойствами, яйцо становилось предметом ритуальным, магическим. С ним связаны многие обряды: катание яйца в кадке с зерном для посева, разбрасывание скорлупы освященного яйца по засеянному полю, подбрасывание яйца вверх, чтобы выше рожь росла. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника по пути в потусторонний мир. А пасхальное яйцо? Оно дарит красоту. Урожай. Оберегает от дурного глаза, спасает от молнии, излечивает болезни и т. д. Оно символизирует воскресение Иисуса Христа. Белый его цвет означает чистоту и совершенство. А окрашенное в традиционно красный цвет яйцо связывается в одной из народных легенд с каплями крови Распятого.

Яйцо – символ Пасхи

«Дорого яичко ко Христову дню»

Сюрпризный момент

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.

    Давайте и мы встанем в хоровод.

«Солнышко красно,

гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!»

    Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Яйцо – это знак жизни.

Вручение сувениров

Особое отношение к яйцу как ритуальному предмету подтверждает тот факт, что яйцо стало с древних пор предметом искусства. Широко известны украинские писанки – пасхальные яйца, украшенные геометрическим или растительным орнаментом. Их дарят близким, родным, любимым с пожеланием счастья, добра, благополучия. Легкие бумажные крылышки, прикрепленные к нарядному яйцу, позволяют ему парить под крышей деревенского дома, подобно сказочной птице; россыпи ярких писанок поблескивают на божницах… подобные им находили в курганах, относящихся еще к языческим временам.

Традиция расписывать яйца продолжает возрождаться и продолжает жить и в других странах Европы.

Шедеврами ювелирного искусства можно назвать яйца фирмы Фаберже, украшенные причудливыми узорами из золота, серебра, самоцветов и таящие в себе удивительные сюрпризы. Предназначенные в подарок императорской фамилии, они покорили весь мир своей красотой, фантазией, сложностью конструкций и оригинальностью секрета.

Да и те же популярные сегодня «киндер-сюрпризы» с шоколадной скорлупой в серебряной обертке и миниатюрными игрушками в середине – в своем роде подражание древним ритуальным яйцам.

Но об этом можно написать отдельное исследование, нас же интересует яйцо Курочки Рябы.

Мотив яйца в сказках

Сказочное яйцо напоминает мифическое своей необычностью (цветом, узором). Оно похоже на большой белый купол, уходящий ввысь и огромный в окружности, оно « пестро, востро, костяно, мудрено» или «черно, пестро ибагровисто», как в русских сказках, или «блестящее да прозрачное», но чаще всего золотое или серебряное. Несет это яйцо курица или утка, иногда черепаха. А бывает, что несут волшебные яйца золотые и серебряные птицы, которых порой называют жар-птицами, что прямо указывает на связь с солнцем.

Золотое яйцо в некоторых сказках появляется случайно, вдруг: «Был старик и старуха. У них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке» (русская народная сказка « Разбитое яичко»). Иногда его появления ждут: «Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали» (украинская народная сказка «Про курочку, которая несла золотые яйца»).

Сказочное яйцо, как и мифическое, дарит жизнь сверхъестественным существам (например, в сказке о Синдбаде – яйцо огромной сказочной птицы рухх) или людям, наделенным сверхъестественными способностями или дивной красотой, силой. Из куриных яиц выходят 40 крепких сыновей деда с бабой и 41-й – Заморышек – самый ловкий, сильный и находчивый (русская сказка «Баба Яга и Заморышек»).

В сказках яйцо нередко является тайником, в котором хранится нечто особенно дорогое для его владельца: сила, жизнь, смерть, душа. Это многочисленные русские сказки о Кощее Бессмертном, чья душа спрятана в яйце.

В белорусской сказке «Трем – сын безымянный» в яйце находится краса Настасьи-девицы. В эстонской сказке «Волшебное яичко» яйцо – залог будущего счастья, но приносит оно счастье только тому, кому предназначено. Бедный юноша-пастух Пяртель, кому досталось это яичко, полюбил белую змейку, которая была заколдованной принцессой, и яйцо помогло ему снять с неё чары и стать королём.

Яйцо в сказках становится источником материального богатства. Например, в казахской сказке «Три сестры» одна из сестер кормит весь народ одним яйцом. В украинской сказке «Яйцо-райцо» из разбитого яйца выходит скот.

В украинской сказке «Ивашко - медвежье ушко» яйцо вообще может дать всё, что захочешь, стоит только сказать: «Яичко, отворись и выпади».

На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и кладезем удачи и богатства: оттуда он достаёт роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства : «…Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые…» («Медное, серебряное и золотое царства»).

Иногда яйцо является «пропуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои. Или: «Достал яичко из кармана и покатил по тропочке. А он как покатилось вперёд, только поблёскивает, так и бежит. Не остановится, а братья за ним» (финская сказка «Девять золотых сыновей»).

В сказках мы можем встретить и ещё одно назначение яйца: оно снимает заклятие, чары, возвращает человек его первоначальный облик (например, в эстонской сказке «Волшебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальныйшар» оно делает юношу королём в замке Солнца, в русской сказке « Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.

Мотив яйца в изобразительном искусстве.

Яйцо Курочки Рябы продолжает катиться по нашей матушке-земле.

Демонстрация слайдов

Мотив яйца мы находим и в изобразительном искусстве.

Фантазия художников рождает удивительные образы, связанные с яйцом. На картине худ. Г.Кичигина «Хрупкая жизнь» (1994г .) хрупкость яйца напоминает о хрупкости и недолговечности жизни.

Замысловато читается образ яйца у известнейшего художника 20 века Сальвадора Дали. Из огромного яйца, лежащего на фоне золотистого пейзажа, пытается выкарабкаться человек. Младенец, который обхватил ноги взрослого, с любопытством наблюдает за процессом рождения.

Рождение трудно, но человек все равно явится на свет. Каким он будет, что принесёт в мир?





Демонстрация слайдов

Бесконечен поток произведений, связанных с яйцом Курочки Рябы. Это деревянные скульптуры, причудливые матрешки, яркие вышивки, куклы для пальчикового театра и детские рисунки.

Мотив яйца в облике столицы Казахстана – Астане.

Астана – это административный центр Республики Казахстан и город с бурно развивающейся городской инфраструктурой, обеспечивающей комфорт жителям и гостям столицы.

Астана, словно распускающее бутоны многоцветное и многолепестковое растение, образует оазис среди бескрайних просторов Сарыарки.

Каждый день возникает новый узор в архитектурных контурах Астаны. Вот вырос каменный цветок «Байтерек» и, распустив лепестки, представил миру огромный блистающий шар – символ жизни и добра, озаряющий окрестности яркими бликами отражённых лучей Солнца.

Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно. Остаётся батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?

Согласно тюркским легендам, именно на вершине этого древа мифическая синяя птица Самрук приносила одно золотое яйцо, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рождённая Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорождённого. Батыр Ер-Тостик направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли.

Мысль о том, что новой столице просто необходим некий знаковый символ, нечто такое, что отличало бы Астану от других столиц, пришла почти одновременно с решением о переносе административного центра столицы на левобережье.

Что именно должно стать символом новой столицы? Некогда прочитанная сказка возымела действие.

Байтерек, органично сплетённый из металла, стекла и железобетона, состоялся и радует глаз. Высота этой замечательной пространственной конструкции составляет 97 метров. От влаги «ствол» защищает листовой материал весом 85 тонн. Сам золотой шар диаметром 22 метра расположен на высоте 76,9 метров. Вес купола, остеклённого специальными стеклопакетами, составляет почти 70 тонн, а площадь поверхности золотого шара равна 1,553 квадратных метра.

Именно в Байтереке наиболее органично отражены художественные традиции Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции, заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает сама жизнь. Золотое яйцо (огромный блистающий шар Байтерека) - символ жизни и добра.

Варианты сказки «Курочка Ряба».

    Работая над проектом, выполняя поисковую работу, мы выяснили, что существует множество вариантов сказки «Курочка Ряба».

ТЕКСТЫ СКАЗКИ

(Из сборника И.Афанасьева «Русские народные сказки»)

Курочка ряба

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася.Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! ! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает , в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась! » Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал.

(Концовки украинского и белорусского вариантов по книге: Аникин В.П. к мудрости ступенька. – М., 1982)

Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Побежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

Украинский вариант: «…поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

    В наше время появляются современные варианты сказки.

Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый манер»

Заключительное слово учителя

Поистине неистощим этот удивительный образ яйца – образ жизни и смерти, счастья и беды, совершенства и абсурда. А ведь всё восходит к обычному куриному яйцу – к яйцу Курочки Рябы, оказавшемуся «не простым» не только потому, что золотое…

Яйцо.

Стихия.

Бабка.

Дед.

Богатства дым

неуловим.

Всё то, что завещали

предки,

мы, люди, не всегда храним.

Хочу добра,

тепла,

и света,

и ошибаться,

и искать!

Ну, а яйцо из сказки этой

взгрустнётся –

буду вспоминать. О.И.Рудина

Литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М. Индрик, 1994.

Афанасьев А.Н Народные русские сказки: В3т. - М. Художеств. литература, 1957.

Афанасьев А.Н Древо жизни. – М. Современник, 1982.

Славянские сказки. - Нижний Новгород: Русский купец, 1991.

Семёнова М. У очага наших предков: Очаг. – 1991. - №1.

Мифы народов мира. – М., 1992. – с. 681.

Нурсултан Назарбаев В сердце Евразии. – Астана, 2005. – с.157.

Курочка Ряба:


Толкование сказки "" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Курочка Ряба:
традиционалистский анализ русской народной сказки
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут
под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи
хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились
, тын рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.

1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2.
Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3.
Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4.
Тын - деревянный сплошной забор, частокол.

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"
.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир
. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.

В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма , а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной .

В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни" .
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра
.
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")
.

Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:

Эвринома в образе голубки

Мировое Яйцо

Борей/Офион

Курочка Ряба

яйцо

мышь


Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.
Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.

Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо") . Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")
. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя") .
Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную . Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают . "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса" . Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.

Пирожкова Анна

«Бабушка, расскажи мне сказку...» Как часто в детстве произносятся эти слова, полные предвкушения настоящего чуда. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. И бабушка недолго сопротивляется, садится на краешек кровати, и тихо льётся её голос, по-актёрски предавая нам интонации то старенького дедушки, то курочки рябы, и других сказочных животных.

Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Почему? Что же такое сказка? Когда она появилась? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.

Цель нашего исследовательского проекта: создать сказку «Курочка ряба» крестьянского быта в чулочной технике.

Задачи :

1. Изучить из литературных источников историю возникновения сказки «Курочка ряба»

2. Определить смысл, устройство и назначение сказки.

3. Воссоздать в творческой мастерской сказку «Курочка ряба» с героями в чулочной технике.

Объектом моего исследования являются народная сказка «Курочка ряба»

В результате достижения цели и задач проекта, обобщены литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения народной сказки.

Конкретный результат работы – копия сказки «Курочка ряба», герои сказки в чулочной технике, которые найдут свое применение в воспитательной работе нашего творческого объединения. Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории сказки и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю сказки из детства, почувствовать в создании своей сказки на основах старины. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, при проведении мероприятий и праздников (как реквизит, живой экспонат).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Черепановского района Проект «Курочка ряба - народная сказка» Номинация: «Декоративно – прикладное искусство» Составители проекта: Пирожкова Анна 11 лет; обучающиеся творческого объединения «Лавка чудес», Руководитель проекта Кулага Татьяна Николаевна, руководитель объединения по интересам «Лавка чудес»

«Бабушка, расскажи мне сказку...» Как часто в детстве произносятся эти слова, полные предвкушения настоящего чуда. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. И бабушка недолго сопротивляется, садится на краешек кровати, и тихо льётся её голос, по-актёрски предавая нам интонации то старенького дедушки, то курочки рябы, и других сказочных животных. Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Почему? Что же такое сказка? Когда она появилась? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.

Цель нашего исследовательского проекта: создать сказку «Курочка ряба» крестьянского быта в чулочной технике. Задачи: 1. Изучить из литературных источников историю возникновения сказки «Курочка ряба» 2. Определить смысл, устройство и назначение сказки. 3. Воссоздать в творческой мастерской сказку «Курочка ряба» с героями в чулочной технике. Объектом моего исследования являются народная сказка «Курочка ряба»

Историческая справка и практическая значимость изделий Ну что же, давайте посмотрим - какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эта популярная сказка. «Курочка Ряба». Александра Николаевича Афанасьева - русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м. Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой». У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие - и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого. Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи».

Варианты и версии сказки "Курочка Ряба" Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы, в фольклоре таджиков, калмыков, абхазов, вепсов, карелов, турок, вотяков, румын, венгров, в фольклоре жителей Сардинии. Другие варианты и версии этой сказки возникали у разных народов в разные времена, обогащая народный фольклор. Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить?

И во многих областях слагали сказки по своему. В таких как Вологодской области «Курочка рябушка», Воронежская область «Дорогое яичко», Саратовская область « Курочка ряба». « Курочка рябушка» «Дорогое яичко» «Курочка ряба» Таким образом, мы проследили множество вариантов народной сказки « Курочка ряба». Во всех городах, областях и странах есть своя родная сказка. Передаваясь из поколения в поколение, она каждый раз была новой.

Следующий шаг нашего проекта – создание копии сказки «Курочка ряба». Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для создания героев в чулочной технике: Капрон разных цветов для создания и утяжки лиц героев и создания курочки; Наполнитель – синтепон; Ткань для костюмов наших героев; Фурнитура; Краски и тени для грима наших героев; Проволока - для каркаса Атрибуты крестьянского быта, а именно лавочка, куриное гнездо, изба, русская печь.

Значение русских народных сказок велико. Мы не можем без сказок жить, потому что они являются проводником во взрослую жизнь. Сказки не только развивают в нас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Они способствуют нравственному развитию человека. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки воспитания», «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»...

Анализируя русскую народную сказку «Курочку рябу », я пришла к выводу, что: за свою многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных; каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, (что позволило мне классифицировать их как постоянную принадлежность, переходящую из сказки в сказку); эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека; воплощенные в животных признаки, характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания. сказки о животных любят не только дети, но и взрослые, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

Таким образом, русские народные сказки о животных – это настоящая бытовая энциклопедия, к которой обращается человек, чтобы постичь свою собственную натуру. В свое время один из исследователей русской сказки Евгений Трубецкой писал: «Много ли останется от нашей поэзии и от нашей музыки, если выкинуть из них сказку и сказочное? В этом лучшее доказательство того, что в сказке зарыто какое-то великое сокровище, без которого мы обойтись не можем».

Спасибо за внимание!

Главная > Документ

Театрально – речевой мини – проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба Вид проекта: творческий. Длительность: краткосрочный; проводится с детьми II младшей группы Проблема: Драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба». Игровая мотивация: помочь детям в процессе драматизации передать свои эмоции, впечатления, желания. Цель : развитие диалогической речи, творческих способностей детей посредством драматизации. Задачи: 1. Развивать фантазию и воображение детей 2. Побуждать детей и их родителей к активному участию в театрализации 3. Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять лексический словарь 4. Учить сочетать движение и речь. 5. Воспитывать партнерские отношения. Лексический материал: существительные: Курочка Ряба, водица, зернышки. Яичко, ладошка; прилагательные: не простое, золотое, старый, праздничный; глаголы: любили, кормили, поили, хватит, наедайся, поправляйся, напьется, наестся, поджидать, кудахчет, снесла, разобьем, не печалься. Материал: Декорации к сказке – дом, перед домом лавочка, костюмы деда, бабы, Курочки Рябы, цыплят, русская народная мелодия. Предварительная работа:

    Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций к сказке. Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Наседка и цыплята», «На птичьем дворе». Распределение ролей и заучивание слов. Изготовление декораций, подборка костюмов.
Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба». Действующие лица: рассказчик – взрослый, Дед, Баба, Курочка Ряба, «золотые» цыплята – дети младшей группы. Декорация: дом, перед домом – лавочка. Звучит русская народная мелодия. Рассказчик. Жили – были Дед… Появляется Дед с ведром, кланяется. Рассказчик. …да Баба. Появляется Баба с миской, кланяется. Рассказчик. И была у них Курочка Ряба. Появляется Курочка, кланяется. Рассказчик. Дед и Баба курочку очень любили. Дед и Баба поворачиваются к курочке и гладят ее по головке. Рассказчик. Дед и Баба курочку кормили – поили. Дед протягивает ведро курочке, и та, повернувшись к Деду, «пьет» из ведра. Дед. Пей, моя курочка, пей, моя птичка, У меня в ведерочке хватит водички. Курочка поворачивается к Бабе, «клюет» из миски. Баба. Ешь, моя курочка, ешь, наедайся, Зернышки, курочка, клюй, поправляйся. Рассказчик. Напьется, наестся курочка – идет во двор гулять. Курочка Ряба обходит весь двор и уходит за дом. Дед и баба машут ей вслед рукой. Рассказчик. А Дед с Бабой остаются ее поджидать. Дед и Баба, посмотрев друг на друга, вздыхают и усаживаются на лавочку. Раздается фонограмма «Кудахтанье курицы». Рассказчик. Слышите, кудахчет Курочка Ряба. Знать, снесла яичко. Поглядеть бы надо. Появляется курочка с «золотым» яичком в плошке. Ряба. Посмотри – ка, Дед, посмотри – ка, Баба, Что снесла сегодня Курочка вам Ряба. Дед и Баба подходят к курочке с двух сторон, рассматривают яйцо. Дед. До чего большое у тебя яичко, Ну, спасибо, Ряба, ну, спасибо, птичка! Баба. Дед, ты погляди- ка, яичко не простое, Принесла нам Ряба яичко золотое! Дед с Бабкой одновременно наклоняются к яйцу и… выпрямляются. Дед (чешет затылок). Правда, золотое,… Что же там внутри? (Разводит руки в стороны). Хлопну – ка ладошкой… ну – ка (замахивается), раз, два, три! Дед бьет по яйцу ладонью – яйцо не разбивается. Дед дует на свою ладонь. Баба. Ну, зачем же, старый, бить его ладошкой? Разобьем яичко лучше этой ложкой! (достает ложку из кармана.) Раз, два, три! Баба бьет большой деревянной ложкой и …пожимает плечами – яйцо не разбивается. Дед. Видно, нам яичко, Баба, не разбить… Что теперь нам делать? Как теперь нам жить? Дед и Баба садятся на лавочку, плачут. Курочка подходит к лавочке, ставит яйцо, гладит деда и Бабу по голове. Ряба. Не печалься, Баба, не печалься, Дед, Будет вам сегодня праздничный обед! Курочка берет плошку с «золотым» яйцом, уносит ее за дом, и возвращается с плошкой, на которой белое яичко. Рассказчик. Гляньте, ваша Ряба вновь сюда идет, И яйцо другое на обед несет. Вот оно - простое белое яичко! Дед и Баба. Ну, спасибо, Ряба, ну, спасибо, птичка! Дед и Баба подбегают к курочке, обнимают ее. Рассказчик. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Дед, Баба и Курочка кланяются. Рассказчик. Ну, а что же стало с яичком другим, С тем необычным, большим, золотым? А из яйца появились цыплятки – Все как один золотые ребятки! Звучит веселая музыка, появляются «золотые» цыплята, к ним подходит курочка Ряба и все танцуют. Результат проекта: - отлично проведенная инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба», что можно проследить по отзывам родителей и по продуктивной деятельности детей; - фотовыставка «Фоторепортаж от Курочки Рябы».
  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа

    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

  2. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда»

    Документ

    Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида, Республика Хакасия, город Абакан.

  3. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №97 – детский сад

    Пояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (общеразвивающей направленности) со сроком освоения 6 лет М ДОУ № 97 разработана на основе Закона об образовании РФ, Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении

  4. От рождения до школы

    Образовательная программа

    Руководители авторского коллектива - доктор психологических наук, про­фессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ - Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

  5. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

    Пояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада (далее - Программа) разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных

Проект по обогащению предметно-развивающей среды в первой младшей группе №3

«Курочка Ряба»

МАДОУ «ЗОЛУШКА»

Османова М.А.

Когалым 2014

Вид проекта: Творческий краткосрочный.

Актуальность

Артистические способности начинают проявляться в весьма раннем возрасте. Занятия по развитию детей средствами сценического искусства очень полезны и важны в этом возрасте. В раннем детстве ребенок наиболее активно проявляет свои способности – и в словотворчестве, и в живописи, и в музыке, и в пении, в подвижных и подражательных играх. Так почему бы не помочь ему, заложить в детстве основы «правил игры», которые пригодятся и во взрослой жизни, привить вкус к играм хорошей драматургии. Здесь театр должен и может быть неоценим!

Театр – это всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в озорного Буратино, а из капризной девочки – в добрую и чуткую Белоснежку. Для малыша необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Реализации проекта: Мы педагоги, уделяем большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Чтобы помочь малышам успешно пройти адаптационный период, решили привлечь родителей к творчеству, настроить на сотрудничество. А так же попросить помощи у родителей в пополнении наглядного материала. С раннего возраста детей знакомят с устным народным творчеством (сказками, потешками, прибаутками), приобщают к национальному художественному наследию. Повысить интерес малышей к фольклору помогает наглядность.

Цель проектной деятельности : Цель данного проекта - познакомить детей раннего возраста с русскими народными сказками через театрализованную деятельность, развивать активный словарь, у мение последовательно выполнять игровые действия, повысить уровень компетентности родителей в ознакомлении детей с устным народным творчеством.

Задачи проектной деятельности.

Помочь детям успешно пройти адаптационный период.

Поддерживать интерес к РНС с помощью наглядности.

Развивать речь.

Обогащать предметно-развивающую среду с помощью родителей.

Реализация проектной деятельности. Первый этап .

Обратить внимание на роль РНС в развитии детей раннего возраста.

Обсудить различные варианты работ: изготовление игрушек-персонажей различными способами, из различного материала (ниток, бросового материала, картона и т.д)

Второй этап.

Работа воспитателя с детьми:

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» (рассматривание иллюстраций)

Показ спектакля настольного театра «Курочка Ряба»

Показ спектакля театра игрушек по сказке.

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кого не стала?», «Где моя мама?»

Подвижная игра «Курочка и цыплята», «Вышла курочка гулять….»

Знакомство с потешкой «Курица красавица у меня жила», повторение потешки «Курочка Рябушка, где была…»

Рисование пальчиком «Курочка клюет зернышки»

Лепка «Покормим курочку»

Работа воспитателя с родителями:

Практическая помощь в продуктивной деятельности, совет

Консультации «Сказки для детей раннего возраста», «Как правильно читать сказку»

Третий этап.

Выставка картин, игрушек для различного вида театра, из различного материала, изготовленного руками родителей, в приемной группы.

Результаты проекта.

У детей появился интерес к русскому фольклору, предпосылки для рассказывания сказки «Курочка Ряба».

Родители приняли активное участие в организации предметно-развивающей среды группы: изготовили маски своими руками, игрушки-персонажи по сказке, которые могут служить наглядным и демонстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Родители стали использовать малые формы фольклора в совместной деятельности с детьми.

Конспект

ООД по «Художественно – эстетическому развитию» в первой младшей

Группе №3

Тема: «В гости к бабушке Арине»

Цель: развивать художественно – эстетическое творчество.

Образовательные задачи: формировать умение слушать сказку, наблюдать за действиями персонажей, называть домашних животных, их звукоподражания.

Развивающие задачи: развивать движения рук и пальцев посредством здоровье сберегающих технологий (пальчиковая игра).

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к художественно – эстетической стороне окружающих предметов.

Предварительная работа: чтение сказки «Курочка ряба», показ настольного театра по сказке, рассматривание картинок домашних животных.

Словарная работа. Обогащение: во дворе у бабушки, большое хозяйство, любимые животные, ласковая кошечка, добрая коровка.

Активизация: корова – му-у, курочка – ко-ко, собачка – ав, кошка – мяу.

Материал и оборудование: экран, флэшка, костюм бабы и деда, маски мышки, курочки, 2 яйца, бабе носок, спицы, платочек, деду топор и пила, гнездо, дорожки массажные.

Методы и приемы: показ картинок на экране, открытый конец занятия, нетрадиционное начало занятия, показ театра по сказке, беседа о животных, смена видов деятельности, использование здоровье сберегающих технологий.

Ход занятия.

Дети играют в раздевалке.

Воспитатель: «Ребята, вы хотите встретиться с бабушкой Ариной? Ну, тогда посмотрите, что у меня есть. (Надевает костюм, комментируя свои действия).

Вот – я бабушка Арина, пришла к вам в гости. А я тоже люблю принимать гостей. Смотрите, какие чудесные дорожки, мы по ним погуляем и отправимся в мой двор.

(Ходьба по ребристым доскам, массажным. Дети заходят в группу, бабушка приглашает их сесть на ковер).

Бабушка Арина: «У меня, ребятки, большое хозяйство. Есть любимые животные, сейчас я вам их покажу. Смотрите, как хорошо у меня во дворе.

Это кто? – корова. Как она мычит? – му-у. Добрая коровка, она дает мне молочко.

Это кто? – кошка, мяу. Ласковая моя кошечка.

Это кто? – собачка, лает: гав! Дом мой охраняет.

Это кто? – курочка, говорит: ко-ко-ко.

А хотите, я вам расскажу про курочку сказку? Садитесь на стульчики, поиграем. Проводится пальчиковая игра:

«Купила бабушка себе курочку:

Курочка по зернышкам: кудах –тах-тах;

Купила бабушка себе уточку.

Уточка: кря-кря-кря, курочка по зернышкам: кудах –тах –тах.

Купила бабушка себе поросенка.

Поросенок: хрюки-хрюки, уточка кря-кря-кря, уточка по зернышкам кудах – тах, тах.

Купила бабушка себе коровенка.

Коровенок: муки-муки, поросенок хрюки-хрюки, уточка кря-кря-кря, курочка по зернышкам кудах-тах-тах.

Молодцы, весело поиграли, а теперь слушайте сказку (драматизация сказки «Курочка ряба»)

«Жили-были дед да баба (дед «пилит» пилой, рубит топором). И была у них курочка ряба (выходит курочка – ребенок, садится в «гнездо»). Снесла курочка яичко, не простое, а золотое (курочка дает яйцо деду). Дед бил – не разбил (дает яйцо бабе), баба била – не разбила, а мышка бежала – хвостиком зацепила (выбегает мышка - ребенок, бабушка бросает яйцо на пол. Оно распадается на 2 половинки) яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: кудах тах- тах, кудах – тах –тах, не плачь дед (подходит к деду и бабе), не плачь баба, я вам снесу яичко – не золотое, а простое (отдает бабе простое яйцо).

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

А теперь давайте все вместе будем пить чай на кухне.


Слайд 3

Актуальность.

Курочка Ряба один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Проект «Курочка Рябушечка» поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку третьего года жизни. Почему именно возникла идея создания проекта? Если спросить взрослого человека, какую сказку он помнит из детства, то многие ответят "Курочка Ряба". Русская народная сказка "Курочка Рябя" является одной из самых любимых сказок малышей.