С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа - Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат; участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все… чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст», «Реж головы ищет» и т. д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй вили. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого. Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как. эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...


Образ Платона Каратаева, изображенный в романе-эпопее «Война и мир», получил неоднозначную оценку исследователей творчества Л.Н. Толстого. В романе он представлен как смиренная натура. В оценке литературоведов Каратаев воспринимается как герой, олицетворяющий пассивность, покорность судьбе и неизбежность «божьего суда». В такой трактовке характер Платона Каратаева скорее отрицателен. Однако Толстой видел в этом образе более сложную натуру.

Каратаев появляется перед нами впервые в тот момент, когда в горящей Москве бесчинствуют французы. Мы представляем образ Каратаева через его восприятие Пьером Безуховым, удивительно мягким человеком, который, глядя на все, что творится вокруг него, не может оставаться равнодушным к происходящему, испытывая душевный надлом и теряя веру в человека.

Именно в этот момент появляется Каратаев-солдат. До своего пленения он исправно нес службу, исполняя свой долг перед Отечеством.

Попав в плен, он стойко переносит все лишения, воспринимая сложившиеся обстоятельства как очередное испытание, выпавшее на его долю.

Анализируя характер Каратаева, мы замечаем в нем очень важное качество – кротость, смирение, готовность протянуть руку помощи нуждающемуся в ней. В подтексте образа Платона чувствуются размышления самого автора. В характере Каратаева Толстой стремится противопоставить аристократию народу, искусственность и условность одних простоте и крестьянской правде других.

Рисуя образ своего героя, Толстой остается верен своему художественному принципу несколько раз повторять важные детали.

Так, при изучении внешней характеристики Каратаева, мы читаем: «Вся фигура Платона … была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые». В другом месте снова звучит усиление повтором: «Лицо, несмотря на мелкие круглые морщины, имело выражение невинности и юности, голос у него был приятный и певучий…». Образ «круглого» Платона Каратаева представлен символично. Согласно древним представлениям, шар являлся символом завершенности, совершенства. Эпитетом «круглый» автор хотел подчеркнуть исчерпанность и законченность образа, изображая цельную и внутренне гармоничную личность.

В речи Каратаева звучит народная мудрость. Обилие поговорок, которыми он подкрепляет свои слова, повествование о несправедливо осужденном купце – это выражение народного характера, которому свойственна глубокая житейская философия, вера в добро и в то, что справедливость всегда восторжествует, даже если для этого придется пройти долгий путь.

Но Толстой вовсе не стремится к идеализации своего героя, он постоянно подчеркивает естественную природу поступков Каратаева и то, что все, что он делает и говорит, происходит неосознанно, а значит, идет из глубины души.

Платон Каратаев не противопоставлен другим героям, относящимся в романе к представителям низшего сословия, а выполняет схожую с ними функцию: становится средством познания народной жизни. Для Пьера Безухова герой становится выразителем народной жизни, столь далекой от дворянской среды. Каратаев “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Платон Каратаев сыграл важную роль в становлении характера Пьера Безухова, встретившись на его пути в тот момент, когда Пьер особенно нуждался в духовной цельности и гармонии.

Обновлено: 2012-03-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по роману М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» для учащихся 11-х классов

1.М. Булгаков в письме советскому правительству 28 марта 1930 года определил свои литературные и политические принципы. Какой (-ие) из пунктов наиболее точно раскрывает (-ют) задачи писателя :

1.Приверженность идеям творческой свободы.

2.Противостояние оболваниванию личности.

3.Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.

4.Изобрахение «страшных черт моего народа».

5.»Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

6.»Стать бесстрастно над красными и белыми».

2.Кого из русских писателей М.Булгаков считал своим учителем:

1.Н.Гоголя; 2М.Салтыкова-Щедрина; 3.Ф.Достоевского; 4.Л.Толстого.

3.Как и Гоголь, Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственной цели бытия. Какие его произведения утверждают, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света:

1.»Мастер и Маргарита» 2.»Собачье сердце». 3.»Белая гвардия». 4.Практически все.

4.Идея Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:

1. «Белая гвардия» 2. «Собачье сердце» 3. «Мастер и Маргарита»

5.Соотнесите эпизоды романа и стилевые приемы, используемые писателем:

1.История любви Мастера и Маргариты.

2.Костюм, без владельца-бюрократа принимающий резолюции.

3. Шабаш ведьм, полеты на метле, боров-человек.

А) гоголевская фантастика;

Б) щедринская сатира:

В) романтика.

6.Чем заканчивается в романе «Мастер и Маргарита» борьба Добра и Зла, Света и Тьмы:

1.Победой Света.

2. Победой Тьмы.

3.Нет ни побед, ни победителей.

7.В финале романа Булгаков написал, что Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Чем это можно объяснить :

1.Наступило наказание за малодушие.

2.Такой финал необходим художнику-романтику.

3.»На свете счастья нет, но есть покой и воля».

8.Кто из героев романа описывается так : «Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ евангельского сюжета.

9.Почему Булгаков использует параллельное развитие двух сюжетов – Москва 30-х годов и древний Ершалаим?

10.Вспомните героев русской литературы, для которых бессмертие стало наказанием.

11. В главе 13 найдите ответ на вопрос: кто главный герой романа, написанного Мастером? Согласны ли Вы с утверждением Мастера?

ТВОРЧЕСКАЯ свобода художника.

12.Что происходит с Мастером (подтвердите текстом гл.13):

Смиряется и подчиняется;

    борется за свой роман:

    начинает испытывать все нарастающий страх.

13.Приведите примеры реальной жизни Москвы (гл.7,9,27).Какие приемы использует автор?

14. Что означает фраза Мастера: «И я вышел в жизнь, держа его (роман о Понтии Пилате) в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?

15. Когда и где впервые появляется герой, именем которого назван роман;

его портрет.

16.* Почему Мастер ищет спасения в «доме скорби», а Маргарита, спасая свою любовь, обращается к дьяволу?

17.* Составьте рассказ, используя цитаты о жизни Мастера до того момента, как «роман был написан».

18.*Объясните фразу Левия Матвея о Мастере (гл.29): «Он не заслужил света, он заслужил покой». Иешуа заслужил свет. Почему?

(Ответить на 1 любой вопрос*)

РОЛЬ ВОЛАНДА и его свиты.

19. В чем смысл эпиграфа?

20.Найдите в гл. 12 элементы гротеска. Какова их роль?

«ВЕЧНЫЕ» вопросы в романе

21.*Объясните значения слов:

справедливость, всепрощение, милосердие.

В чем разница между этими понятиями?

Как эти понятия соотносятся в романе?

Что является первой ступенью восхождения к истине, что высшей?

На какой ступеньке стоят Мастер, Маргарита, Левий Матвей, Иешуа?

22.*Почему эпилог романа посвящен судьбе Ивана Бездомного?

(ответить на 1 любой вопрос)

23. Какие страницы романа показались вам наиболее интересными? Что осталось неясным?

Вопросы подготовила учитель русского языка и

литературы Ширикова А.И., январь 2011 г.