Тема. Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». 1. Героико-патриотический пафос повести. 2. Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. 3. Трагизм конфликта отца и сына. 4. Столкновение любви и долга в душах героев. 5. Образ Тараса Бульбы. 6. Обучение написанию сочинения

Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; помочь в восприятии красоты степных просторов в пейзажных зарисовках повести; учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая знание и понимание текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтение и анализ стихов.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.

Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.

Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.

Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.

О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».

2. Анализ I, II глав повести.

– Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?

– Какое решение принимает? (Остап проявил ловкость, силу удара, это почувствовал и отец. Он не терпит насмешки, готов наказать обидчика, даже если этот обидчик – отец. Сын заслужил похвалу отца: «Добре, сынку!». Тарас Бульба решил отправить сыновей через неделю в Запорожье, а разгорячившись, меняет свое решение: сыновья вместе с ним уедут завтра. Это решение продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там они станут настоящими воинами».)

– В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)



– Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч., с. 150.)

– Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч., с. 151. «В самом деле … глядела…)

– На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)

Задание: пересказать (коротко) сцену прощания матери с сыновьями. (I ч., с. 154. «Когда увидела мать…».)

– Какое чувство заполняет нашу душу?

(Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы, –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

(Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»)

Вывод. Т. Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевшей наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями; и как грустно становится читателю, в душе которого рождается предчувствие великой беды.

– Как учились Остап и Андрий в Киевской академии?

– Какие изменения произошли в Андрии в последние годы? (С. 156. «Он реже являлся…»)

Задание. Передать (коротко) историю знакомства Андрия и панночки? (Пани, панночка – форма обращения к женщине и девушке в Польше и Западной украине.)

Комментированное чтение учителя. Описание степи (С. 158– 159.) (Степь, чем далее… летели по-темному небу».)

– Почему Гоголь ввел описание степи? (Степь широкая, раздольная – символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы. Обратить внимание на богатство красок, почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно (торжественный)-лирический (эмоции, чувства) тон описания степи.)



Вывод. Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои, Остап и Андрий и их товарищи.

Домашнее задание: одно из описаний степи выучить наизусть; подготовить устный рассказ о Бульбе.

Цели: развивать умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев; формировать навыки аналитической работы с репродукцией картины; подвести к логическим выводам и обобщениям, пониманию авторской позиции.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть описания степи (2–3 ученика).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Работа по теме.

1. Работа с текстом.

Задание. Просматривая текст, выбрать картины, знакомящие нас с жизнью Сечи. («…оглушили пятьсот кузнечных молотов…», «кожевники мяли кожи…», «Торговцы… сидели…» «развесил платки, «…ворочал кадки с тестом», «…запорожец, спавший на дороге», «…пробирался … сквозь … улицу…», «…несколько куреней (шалаши, в которых жили запорожцы; подразделение войска), …запорожцев лежавших…», «…запорожец без рубашки…»)

2. Беседа по вопросам.

– Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? («Так вот она, Сечь!.. на всю Украину». Каждое слово, восторженная интонация передают восхищение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.)

3. Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Картина очень близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «… и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но и грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…»

(Цитата по книге: Голубева, Э. И., Крестинская, А. А., Кузнецова, Э. В. Беседы о русских художниках. – Л., 1960. – С. 163.)

Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев.

Центральная фигура картины – кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос.

Все: поза, одежда – говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым.

Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов.

В центре картины – небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте.

Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину.

4. Комментированное чтение страниц повести.

– Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи? (I ч., 162 «…приходила гибель народа… вся церемония».)

– Какую роль играл куренной атаман (батька)?

– Каковы законы Запорожской Сечи?

– Как проявили себя Остап и Андрий?

– Какое решение принимают казаки и почему? («…идти прямо на Польшу, отомстить… за… посрамленье веры и казацкой славы». Прощай, наша мать!..»)

Вывод. суровы законы Запорожской сечи, сыны Тараса Бульбы окунулись в беспокойную ее жизнь; в бою не жалели себя; но и в бою, как и в учебе они были разными; любуется отец своими сыновьями и гордится.

– Какие качества воина проявил Андрий? («Андрий храбр в бою, но это не та храбрость, которая нужна для подвига, это только упоение музыкой боя. Остап же храбр, но предусмотрителен».)

– О чем напомнила панночка Андрию? («…тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе».)

– Что ответил казак? («А что мне отец… И все… погублю за такую отчизну!»)

Вывод. Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни – защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем… Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания (именно так было в бурсе!), даже если виноват. И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества.

V. Подведение итогов урока.

– В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?

Домашнее задание: подготовиться к анализу 5, 6, 7 глав повести.

Цели: совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; развивать умения делать выводы и обобщения; формировать чувство патриотизма, национального самосознания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме (анализ 7-й гл.).

Аналитическая беседа по вопросам.

– Как мы относимся к поступку Андрия?

– Что же еще случилось этой ночью в лагере запорожцев? (I ч., с. 177. «… половина войска перебита, а другая перевязана (взята в плен)…».)

– Какова причина? (Беспечность.)

– Какое решение принимает Кокубенко? (Разделиться войску на три части, встать у трех ворот и выманить ляхов из города бранными, обидными для ляхов словами.)

Задание. Выбрать реплики казаков и ляхов. («А красные жупаны (верхняя одежда поляков и …). Да уж и не сказали…)

– Почему не сказали?

– Остап – куренной атаман. Почему казаки выбрали именно его? («Лучше не можно поставить… разум у него, как у старого человека».)

– Какое чувство испытывал Тарас, увидев Остапа с атаманской палицей? (I ч., с. 184. «Вишь ты какой… оказанную сыну».)

– Какая дума не покидала Тараса? («…Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий… и шел перед полком».)

Вывод. Беспечность приводит к беде в любом деле, в военном же – несет смерть. Думы горькие не давали Тарасу Бульбе покоя, он гордился Остапом, он беспрестанно думал о судьбе Андрия; чувство товарищества проявили казаки, обещая освободить взятых в плен запорожцев.

III. Подведение итогов урока.

– Какая весть всполошила весь казацкий лагерь? (Татары напали на Сечь, забрали весь скарб (имущество). Одних казаков перебили, других увели в плен.)

– Что предлагает кошевой атаман Кокубенко? («…не терять, товарищи, времени и гнаться за татарами».)

– Почему Бульба не согласен с таким решением? («Ты позабыл… захваченные ляхами?… Что ж за казак. Один остаюсь!» С. 186 (внизу).)

– Каков его совет? («Первый долг и первая честь казака – соблюсти товарищество…» Разделиться на две части. «Все согласны!» (I ч., с. 188.)

Задание. прощание казаков. (I ч., с. 190.)

– Как чувствовали себя казаки? (I ч., с. 190.)

Вывод. Чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается судьба не только твоя, но твоих собратьев по оружию.

Домашнее задание: подобрать материал для характеристик героев повести (Т. Бульбы, Остапа, Андрия).

Цели: развивать умение работать над психологическим обликом героев на основе анализа текста; подвести к пониманию особой роли товарищества и братства запорожцев; уяснить героическую направленность повести и ее нравственный смысл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой главы.

1. Беседа по вопросам.

– Почему «смутные» стали казацкие ряды? (Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди.)

– Как Тарас готовил свое воинство к бою? (С. 191, «…строил, раздавал приказы и наказы… неприятельскую конницу».)

2. Комментированное чтение речи Тараса.

(I ч., с. 191–193). «Хочется мне сказать… дороже для них всякого братства».)

– Какова основная мысль речи Т. Бульбы? (Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони. И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос.)

(«Далеко понеслось громкое хлопанье» выстрелов из пищалей, «…рванули пушки» ляхов по лагерю запорожцев», «…скорей из-за возов и садись всякий на коня», «Остап выбил фитили у шести пушкарей», «…и как грянула» одна пушка, а за ней три другие… много нанесли они горя!»)

– С какими словами на устах умирали казаки? («Степан Куска: «Пусть же пропадут…», Бовдюг: «Пусть же славится…». Балабан: «Пусть же цветет…» Кокубенко: «Пусть же после вас живут…»)

Задание: описание внешности Андрия.

– Что привело в ярость Тараса? («Как … своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий…)

– О чем попросил он казаков? («Эй, хлопьята, заманите мне только его к лесу…»)

Задание: чтение текста («Разогнался на коне Андрий… Тарас выстрелил».)

– Какое чувство Бульбы звучит в словах его: «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» (Желание поддержать его, воодушевить, боязнь потерять сына.)

– Что роднит повесть с былинами? (Троекратные повторения. «Есть ли порох…?) Описание женского горя. («Не по одному казаку взрыдает мать…» милейшего всех.) Описание боя. («Казаки … вылетела молодая душа».) Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – там уж и переулок».)

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

Н. В. Гоголь. «тарас бульба» Анализ 10, 11, 12-й глав

Цели: подвести к осмыслению героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новых глав.

1. Беседа по вопросам.

– Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

– Он раскаялся? («…Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

Задание: чтение гл. 9 (пленение Остапа и Тараса Бульбы.)

2. Анализ главы 10.

Задание: пробуждение тараса.

– Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже… не промолвил ни одного слова». С. 207.)

– Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий… Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

– Услышал он слово мужа? (С. 207.)

4. Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

– Какая казнь была придумана ему? (И присудили… сжечь… Но не на костер глядел Тарас… С. 209.)

– На что же он глядел? («К берегу… не было погони». С. 209.)

– Каково его предсмертное желание? (С. 209. «Прощайте… погуляйте!»)

Вывод. Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

III. Подведение итогов урока.

Викторина:

1. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова.

«Терпи, казак, – атаманом будешь!»

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

«Есть еще порох в пороховницах?»

2. При каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

3. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Иллюстрации каких художников к повести «Тарас Бульба» более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

Домашнее задание: закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

Сравнительная характеристика остапа и андрия, Тараса Бульбы

Цели: развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине; учить работать над планом и по плану.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по новой теме.

1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10–15 мин).

Задания записаны на доске.

1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится об Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?

2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?

3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?

2. Коллективное обсуждение вопросов.

– Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?

– Почему по-разному они ведут себя? (Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий – воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия – «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «летят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша …В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)

– Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он? (Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «…биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку; «…ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.

– (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя – ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.

А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.)… стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».

Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно… как у старого человека. Остап… поблагодарил за честь…»

– Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)

– Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия…» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества – все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)

3. Самостоятельная работа по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.

– Что изображено на иллюстрациях Е. Кибрика?

– Как передал художник стойкость и мужество Остапа, неуклонную волю и героизм Тараса?

– Какие качества характера Андрия сумел передать художник?

IV. Подведение итогов урока.

– Почему один из сыновей Тараса погиб как народный герой, а второй – «пропал бесславно, как подлая собака»? (Остап честно и мужественно сражался с поляками, несмотря на молодость, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его. Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад.

Андрий предает и отца, и брата, и Отчизну, и товарищей, полюбив прекрасную полячку. Он, не задумываясь, переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой.)

– Перечислите, какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия. (Портрет, монологи (например, Остапа перед казнью, Андрия перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле брани и т. д.), поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.)

Слово учителя.

Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории – не уход от действительности, а ответ на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в обществе и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.

Домашнее задание: подготовить текст для характеристики Тараса Бульбы, его речь о товариществе (выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту).

подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе

Цели: на примере образа Т. Бульбы показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; развивать навыки работы над планом к сочинению, умение подбирать необходимый языковой материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

Так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказавший нам печальную историю жизни и борьбы (за свободу Родины, за христианскую веру, за процветание своей земли) героев-запорожцев.

В повести много героев, у каждого из них свой характер, свой душевный склад: крепок на едкое слово Демид Попович, мудр и спокоен проживший долгую жизнь Бовдюг, который отправился в поход в надежде быть «пригодным» казакам-товарищам, умный и расчетливый в бою атаман Кокубенко, Остап, унаследовавший от отца цельность характера, трезвость в бою, чуткость и живой ум, и, наконец, сам Тарас Бульба, грубоватый по натуре, упрямый, но до конца жизни верный своей Родине и товариществу.

Подумайте, почему Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя. А как вы себе представляете Тараса Бульбу? (Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь были у Тараса, как у других запорожцев, да и мало внимания уделял он своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней – умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен (то есть мускулист), выражения лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары, шириною в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках – трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

2. Коллективное обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу.

Составление пунктов плана.

– Когда мы впервые знакомимся с героем? Какова его внешность? (Старый Тарас – типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст. На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!.. Вот так колоти всякого… Никому не спускай!»)

– Сам Тарас, «коренной, старый полковник, был создан для бранной тревоги. «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» – и готов был «никому не спускать», если не уважали казацких «старшин» и стояли перед ними в шапках» сборщики налогов польские, если глумились над православием и если враги были те, кто не исповедовал христианство.

Тарас – сын боевого и трудного века, вся жизнь его – постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!»

Черты характера.

1) Гордость.

Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на сечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам!». И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем.

Какие муки должен был испытывать старый Тарас, когда его сын стал его врагом, изменником, надругался над самым дорогим и священным – любовью к Родине. И во имя этой любви отец нашел в себе силы и мужество убить сына-изменника. Только поистине героическая натура способна на такое.

Тарас, тонкий знаток человеческой души (психолог), понимает, что для подвига во имя Отчизны необходима поддержка товарища, необходимо чувство товарищества. И в решающий момент он произносит свою речь о товариществе!)

– В чем сила человека? («но породниться по душе, а не по крови может один только человек». В речи звучит презрение к врагам, прихвостням, которые перенимают «басурманские обычаи».)

2) Талантливый полководец.

Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения, вовремя подбодрить казаков. В разных местах слышится его голос: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Полководческий талант Тараса Бульбы проявился в предвидении опасности, тактики ведения боя, в умении подбодрить казаков в самый напряженный момент боя. Во время казни нечеловеческие муки ослабили силы и волю Остапа, и Тарас, чтобы подбодрить его, освежить его силы перед последними и самыми страшными муками, произнес одно только слово, которое могло ему стоить жизни: «Слышу!»

– Как изменился Тарас после смерти Остапа! (Смерть сына потрясла Тараса. После казни сына не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Тарас не поверил полякам, как многие его товарищи и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: « В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломать, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Не побежденным, не сломленным остался Тарас Бульба до конца своей жизни. Огонь бушует под ним, языки пламени обдают его грудь, подбираются к усам, но он устремился туда, где бьются его товарищи, «собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы!.. У берега не было погони!»

«И вспыхнули радостью очи у старого атамана», когда он, очнувшись от удара за совет казакам, увидел как «казаки плыли на узких челнах…»)

Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести, и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом.

3. Чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса.

– Какому герою гоголевской повести принадлежит данная речь? Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя? («Хочется мне вам сказать, панове…» до слов «Нет, так любить никто не может!» С. 192 в учебнике.)

(Это речь перед запорожцами главного героя повести – Тараса Бульбы. Основная ее мысль – прославление Русской земли, товарищества, русской души. Тарас Бульба – настоящей патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.)

– Перечитайте отрывок из 1-й главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему эту характеристику? Чем она важна? («Тарас был один из числа…» до слов «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». (С. 150 в учебнике.)

Это авторская характеристика героя. Писатель выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому один из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом, судьбу Тараса автор неразрывно связывает с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом.)

4. Составление плана характеристики Тараса Бульбы (простой и цитатный), обсуждение плана, предложенного учителем.

характеристики Тараса Бульбы

I. Вступление.

«Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.)

II. Основная часть.

Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.

1) Тарас – коренной, старый полковник.

2) Гордость казака за своих сыновей.

3) «Нет уз святее товарищества».

4) Опытный полководец.

5) Суровый, беспощадный мститель.

6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.

III. Заключение.

Бессмертие повести и ее героев.

5. Корректирование планов, составленных учащимися.

IV. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Два великих художника прошлого: писатель Н. В. Гоголь и живописец И. Е. Репин – посвятили свои произведения Запорожской Сечи. Знаменитая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы», повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков.

Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. А затем попытаемся их сравнить.

-А что лежит в основе любого сравнения?

- Какие признаки будут для нас важны?

- Итак, назовем эти составляющие.

- Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос. Для этого будем заполнять таблицу.

- С чего начинается повесть?

- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.

Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу.

Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?

- Назовите юношеские мечты Остапа и Андрия.

А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.

- Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.

- Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев.

- Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?

Под стенами города. (В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом?)

- В осажденном городе (Какое впечатление произвел город на Андрия?) Что заставило его остаться?).

Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы:

- Какие качества Остапа сказались в его последний час?

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?

- Каковы последние слова Остапа?

- Почему он не проявил слабость?

- Можем ли мы понять его чувства?

- Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия».

Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.

Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив.

- С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?

- Смерть сыновей Тарас Бульбы.

Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп? Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

Задание группам:

1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат.

3 группа «Чёрная шляпа пессимиста» : Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести.

- Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?

- Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.

ИТОГ:

- Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, прочий - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.

краткое содержание других презентаций

«Герои произведений Чехова» - Проект способствует развитию интереса. Антон Павлович Чехов. Пьесы. Писатель. Антон Чехов. Чехов и герои его произведений. Художник жизни. Писатель мировой славы. Круг детского чтения. Человек в футляре. Материал. Составление теста. Поездка. Злоумышленник. Участники проекта. Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Капитанская дочка. Чехов в школе. Чехов в год окончания гимназии. Составление иллюстрации.

«Народные праздники в произведениях» - Сияют кресты на крыльях. Евгений Онегин. Народные праздники в произведениях русских писателей и поэтов. Последнее средство. Лето Господнее. Вербное воскресенье. Снегурочка. Светлана. Семик. Песни и крики. Прошла «верба». Праздничное время. Иван Купала. Крещение. Народные приметы. Немало воды утекло с того далекого времени. Вечер накануне Ивана Купала. Святки. Великая Суббота. Народные праздники. Троица.

«Произведение «Юшка»» - Прочитайте эпизод «Юшка и дети». Сколько лет главному герою. Продолжи фразу. Прочитайте отрывок. Где работал Юшка. Героика ветхости. Платонов о себе. Чтение и анализ рассказа «Юшка». Цель урока. Работа с эпиграфом урока. Прочитайте начало рассказа. Андрей Платонович Платонов. Выразительное чтение стихотворения А. Яшина. Начало пути. Как взрослые относились к герою рассказа. Узнай героя. Как вы понимаете слова героя.

«Жанры публицистического стиля речи» - Найти лишнее. Официально-деловой стиль речи. Художественный стиль речи. Представленные материалы. Герой России. Синтаксическая конструкция. Сфера общения. Публицистический стиль. Ведущая цель общения. Стили речи. Публицистический стиль речи. Хлеб. Сообщение. Словосочетания. Научный стиль речи. Название стиля речи. Водитель. Агроном. Разговорный стиль речи.

««Литература» 7 класс» - Вводный урок литературы 7 класс. Николай Семёнович Лесков. Михаил Юрьевич Лермонтов. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Антон Павлович Чехов. Эпос. Максим Горький. Как вы понимаете слова. Литературный род. Путешествие без расстояний. Александр Сергеевич Пушкин. Литературоведение. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Пространство и время в литературе. Николай Алексеевич Некрасов. Афанасий Афанасьевич Фет.

«Стихи русских поэтов 19 века о природе» - А.К. Толстой. Мало одной жизни. В. А. Жуковский. Чёрный бархатный шмель. И. А. Бунин. Приход весны. Анализ стихотворения «Благовест». Синквейн. Жаворонок. Анализ стихотворения. Благовест. Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Осень.

Подробное решение Страница 141-193стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011

От чьего лица ведётся повествование и как это влияет на вос-приятие повести? Кто из героев вызывает ваши симпатии и почему?

Как вы восприняли развязку отношений Аси и Н. Н.?

Рассказ господина Н.Н., это воспоминания о днях давно ушедших. Анонимность дает возможность предположить, что в этом герое будет много личностного от самого Тургенева. Отсутствие имени и фамилии, возможно, заставило Тургенева донести до читателя мысль, что герой очень близок к нему, что и сам писатель, возможно, является прообразом своего героя.

Это помогает читателю максимально близко ощутить эмоции и переживания повествователя.

Из героев вызывают симпатию Гигин, Ася. Он искренние, открытые, добрые личности.

Развязка отношений вызвала грусть от того, что герой упустил свое счастье.

I. Пересмотрите содержание повести по главам, отмечая основные события, эпизоды, обратите внимание на её построение и поду¬майте:

1.Что создаёт поэтическую атмосферу этой повести, почему «от неё веет душевной молодостью» (Н. А. Некрасов)?

Поэтическую атмосферу повести создают:

Повесть очень музыкальна, близка по тональности к стихотворению в прозе.

Прекрасные описания природы, и портретов героев, которые помогают лучше понять состояние героев.

2.Как и под влиянием каких условий развиваются отношения между тремя молодыми людьми?

Молодые люди встречаются во время отдыха в Германии. Услышав русскую речь автор повествования знакомится с Гигиным и его спутницей Асей, которую он представляет своей сестрой. Они быстро сближаются, так как Гигин вызывает симпатию у рассказчика - он не похож на остальных русских на отдыхе, и вместе проводят время, гуляют, изучают красоты немецкого Рейна.

3.Чем Ася выделяется из окружающей среды? Как её «странности» воспринимают брат и Н. Н.?

В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».

Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.

Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.

С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».

Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.

Гагин относится к своей сестре очень внимательно, заботливо, терпимо переносит ее странности и прощает ей все ее причуды. Гагин -мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Аси в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

4.Как возникает и проявляется у Аси чувство к Н. Н.? Чем он мог привлекать эту необычную девушку? Оправдалось ли мнение Га-гина: «У ней ни одно чувство не бывает вполовину»?

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш¬ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль¬шим мастерством художника-психолога раскрывает само¬бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели»... - говорит Ася человеку, которого она полюбила. Она влюбляется в Н.Н. с первого взгляда.Сама Ася впервые сталкивается с таким чувством и, поэтому Н.Н. кажется ей необыкновенным человеком. Анна думала, что встретила любовь всей своей жизни и была готова посвятить ему свою судьбу. Но Н.Н. оказывается нерешительным человеком и не может ответить на чувства девушки, тем самым, оставляя в ее душе разочарование в любви.

Мнение брата о девушке оправдалась – Ася полюбила пылко и преданно, впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»

5.В чём причина столь неожиданной развязки отношений Аси и

Н.Н.? Кто, по-вашему, виновен в несостоявшейся любви?

Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, - прошептала она едва слышно».

Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».

6.Почему Н. Н., который «не слишком долго грустил» по Асе, как он сам признаётся, спустя и 20 лет бережно хранит её записочки и высохший цветок? Что в его поведении и судьбе объясняет фраза: «У счастья нет завтрашнего дня»?

Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

«У счастья нет завтрашнего дня» - за свою любовь нужно было бороться здесь и сейчас, ведь это чувство может быть погублено неверным словом или поступком. Герой сам виновен в том, что упустил свою настоящую любовь, он слишком поздно это понял. Он должен был войти в дом Гагина в тот вечер и объяснится с Асей, но он этого не сделал.

II. Внимание к тексту!

1.Объясните роль некоторых художественных деталей, встреча¬ющихся в нём: статуя печальной мадонны под одиноким ясенем; звуки вальса; ветка гераниума; крылья - на крыльях - кры-латые.

Высохший цветок гераниума - это символ “увядшей” любви, которая могла бы принести счастье герою повести, но эта любовь не состоялась, хотя он не забыл о ней.

Звуки вальса – символизируют зарождающееся чувство любви.

Статуя печальной мадонны под одиноким ясенем - Тургенев открывает и завершает символом католической мадонны «с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами» . всю любовную историю, и он является для него одним из ключевых. Своим выражения лица мадонна схожа с Асей (что придает и образу героини вневременное измерение) . Красное сердце, навечно пронзенное стрелами, – знак того, что любовь неотделима от страданий. Лик мадонны всегда «печально выглядывает» «из ветвей» или «из темной зелени старого ясеня» . Таким образом, этот образ может быть понят один из ликов природы. В готических храмах на порталах и капителях лики и фигуры святых окружались растительным орнаментом - выточенными из камня листьями и цветами, Образ Мадонны подчёркивает непредсказуемость Аси, она часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям: «Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня.. . по тому, что я делаю» ; «Я сама не знаю иногда, что у меня в голове. <...> Я иногда самой себя боюсь, ей-богу» .

Крылья – на крыльях – крылатые - символ любви.

2.Какие ассоциации вызывают у Н. Н. эпизоды: служанка Ганхен и её жених (главы XV и XXI)?

Второй раз он увидел девушку у берега, она сидела рядом с молодым человеком с бледным лицом, но не грустным. Возможно, она нашла уже себе другого парня, взамен того, уехавшего. «А на другой стророне Рейн маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня…»

3.Какая особенность натуры Аси открывается в её признании при виде богомольцев: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, - продолжала она. - А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

4.Какие основания есть у Гагина думать, что «Асе нужен герой, необыкновенный человек - или живописный пастух в горном ущелье»? Случайно ли к концу повести (глава XIV) он говорит Н.Н.: «Вы очень милый человек, но почему она вас так полю¬била - этого я, признаюсь, не понимаю»?

Возможно, потому как она сама по себе – девушка необыкновенная, романтичная, с нелегким характером и образом мыслей, требующим романтического в своей жизни.

5.Раскройте подтекст следующих фраз: Гагин несколько раз прого¬варивает Н. Н.: «Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».

«Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; - Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.

Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».

Ася понимает, что влюблена, но чувствует, что ее чувство по-настоящему не взаимно.

6.Перечитайте размышления Гагина о живописи, об искусстве. По¬думайте, как они могут быть связаны с душевным кризисом са¬мого И. С. Тургенева.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на «проклятую распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», – к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным.

Возможно Тургенев так же переживал свой душевный кризис, когда не мог полностью отдаться творчеству, по-настоящему работать, а не говорить об этом. Поэтому он и предпринял поездку за новыми впечатлениями.

*** Дополнительные вопросы ***

Воссоздайте в воображении всю историю жизни Аси, начиная с детства. Объясните психологию ее поведения во время свидания с Н.Н.

В повести она предстает открытой, самолюбивой, благородной, непосредственной девушкой с необычной внешностью. Ася была воспитана в семье крепостной крестьянки. Этим объясняется ее застенчивость и неумение вести себя в обществе.

Ну, так что же хочет сказать Ася. Читатель в нетерпении, что привело ее в столь укромное место, какую «страшную» тайну хочет она поверить молодому человеку? Вот она уже почти готова сказать… но не может решиться… слова застывают на ее губах… она не может произнести роковые слова.

Н. Н. сурово обращается к ней по имени и отчеству. Он полон решимости выполнить данное Гагину обещание, но весь вид Аси его покоряет, в нем с новой силой вспыхивает любовь, сердце его тает, и он больше не в силах выдерживать официальный тон своего разговора. Он опять называет девушку по имени.

«Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист, дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, - взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

Ваша... - прошептала она едва слышно. Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

Что мы делаем!..- воскликнул я и судорожно отодвинулся назад-Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

Да, - продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. - Ваш брат все знает... Я должен был ему сказать.

Должны? - проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.

Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. - Теперь все пропало, все, все».

Ася с нежно-трепетной любовью вверяет себя в руки Н. Н. Она поверила ему. Она говорит «ваша», она первая переходит черту признания как Пушкинская Татьяна. В это короткое мгновение она верит, что свершилась все ее мечты. И тем жестоко прозвучали слова Н. Н. Его поразило воспоминание о Гагине. В такую решительную минуту, когда могла решиться его судьба, появляется призрак Гагина. Н. Н. и сам понимает ложность своих обвинений и «старается не глядеть на Асю». Он боится прочесть укор, он боится, что он снова растает.

Н. Н. считает, что тайна Аси, которую она «выдала» брату заключается в том, что она любит. Однако он ошибается. Ни для брата, ни для него это не было тайной. Другой вопрос, что это нашло подтверждении в признании Гагину. Тайна заключается в другом и пока Н. Н. не может понять этого.

Асю взволновала угроза разрушить их отношения, которая исходила от Гагина, никогда так реально она не нависала над русскими Ромео и Джульеттой. Ася не знает, она не уверена, готов ли Н. Н. принять всю правду и остаться с ней и вообще любит ли он ее. Поэтому она и назначила для окончательного объяснения встречу.

А Н. Н продолжает обвинять девушку. И здесь Ася задает простой вопрос, который раскрывает всю ложность высказываемых Н. Н. обвинений: «Но зачем же вы сказали брату?» Действительно зачем? Конечно, ложное понимание честности заставило его это сделать, но этим самым он бесчестно поступил по отношению к Асе. Теперь выяснилось, что ей такой поступок неприятен, что она не хотела вмешательства брата в их отношения. И призналась она Гагину, потому что он застал ее врасплох, в момент, когда она не управляла своими чувствами.

Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

Охарактеризуйте особенность композиции повести, её роль в раскрытии замысла автора.

Автор выбрал кольцевую композицию, потому что 25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.. В произведении нет развязки. То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”

Объясните, как мотивируются поступки героев повести, смена их настроения (психологизм).

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести Ася, которая была напечатана в первом номере Современника" за 1858 год.

Тургенев говорил, что писал эту вещь горячо, чуть не со слезами.

Ася - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. ". Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность. решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Подумайте, что сближает тургеневское произведение с рассказом Л. Н. Толстого «После бала».

Сближает форма повествования – своими воспоминаниями молодости делится пожилой человек. Он описывает событие, которое повлияло на него дальнейшую жизнь.

Какие нравственные принципы И. С. Тургенева воплотились в по вести «Ася»?

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Повесть С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также узнать о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

Повесть "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку в произведении поднимается немало важных вопросов, например:

  • любовь к Родине и своей семье.
  • преданность своим принципам.
  • выбор и т.д.

Одной из важнейших тем, которые поднимает автор, является проявление народности, на этом вопросе и хотелось бы остановиться подробнее.

Народный характер в повести "Тарас Бульба"

Повесть Гоголя просто пронизана чувством патриотизма, любви к своему Отечеству. Главный герой произведения славный казак Тарас настолько предан своему краю, что не может простить предательство сына и принять его выбор. Решение об убийстве дается ему крайне сложно, но он не может и никогда не сможет поступить иначе. Он полностью посвятил себя казачьей жизни, он - казак, боец. Запорожская сечь - это прежде всего его семья, которой он отдает себя полностью. Однако автор не стремится идеализировать как главного героя, так и остальных казаков. Он также описывает их разгульный образ жизни, беззаботность и желание жить здесь и сейчас, иногда не задумываясь о завтрашнем дне.

Особое отношение у Н.В. Гоголя к описанию Запорожской Сечи, «откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы! откуда раз­ливаются воля и казачество на всю Украину». Каждый казак имел право высказаться, чувствовал себя свободным. Для них нет ничего более святого, чем процветание Отчизны.

Сходство казаков и былинных богатырей

Казаки как и богатыри прежде всего характеризуются преданностью своей Родине, желанием прославить и защитить от врага. С этой точки зрения, можно говорить о том, что Тарас Бульба в какой-то степени является воплощением былинных богатырей в произведении. Это люди, не признающие страха и боли, готовые в любой момент придти на помощь своим товарищам и стоять на поле боя до последнего. Ничто не может сломить их. Однако стоит заметить, что богатыри более идеализируются в былинах, где мы не сможем найти описания пагубных привычек и разгульного образа жизни героев. Жизнь казаков более насыщенна и интересна.