Литературный герой: что это такое?

Слово «герой» имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. В догомеровские времена (X-IX век до н.э.) героями в Древней Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и богини (Геракл, Дионис, Ахилл, Эней и т.д.). Героям поклонялись, в честь них сочиняли стихотворения, им воздвигали храмы. Право на имя героя давало преимущество рода, происхождения. Герой служил посредником между землей и Олимпом, он помогал людям постигнуть волю богов, иногда сам приобретал чудесные функции божества.

Такую функцию, например, получает прекрасная Елена в древней греческой храмовой легенде-сказке об исцелении дочери друга Аристона, царя спартанцев. Этот безымянный друг царя, как повествует легенда, имел очень красивую жену, в младенчестве бывшую весьма уродливой. Кормилица часто носила девочку в храм Елены и молила богиню избавить девочку от уродства (Елена имела в Спарте собственный храм). И Елена пришла, и помогла девочке.

В эпоху Гомера (VIII в. до н.э.) и вплоть до литературы V века до н.э. включительно слово «герой» наполняется иным значением. В героя превращается уже не только потомок богов. Им становится любой смертный, достигший выдающихся успехов в земной жизни; любой человек, сделавший себе имя в сфере войны, нравственности, путешествий. Таковы герои Гомера (Менелай, Патрокл, Пенелопа, Одиссей), таков Тесей Вакхилида. Авторы называют этих людей «героями» потому, что те прославились определенными подвигами и вышли, тем самым, за рамки исторического и географического.

Наконец, начиная с V века до н.э., в героя превращается уже не только человек выдающийся, но любой «муж», как «благородный», так и «негодный», попавший в мир литературного произведения. В качестве героя выступает также ремесленник, вестник, слуга и даже раб. Подобное снижение, десакрализацию образа героя научно обосновывает Аристотель. В «Поэтике» - глава «Части трагедии. Герои трагедии» - он замечает, что герой может уже не отличаться «(особенной) добродетелью и справедливостью». Героем он становится, просто попадая в трагедию и переживая «ужасное».

В литературоведении значение термина «герой» весьма неоднозначно. Исторически это значение вырастает из обозначенных выше смыслов. Однако в теоретическом плане оно являет новое, преображенное содержание, которое читается на нескольких смысловых уровнях: художественной реальности произведения, собственно литературы и онтологии как науки о бытии.

В художественном мире творения героем называется всякое лицо, наделенное внешностью и внутренним содержанием. Это не пассивный наблюдатель, но актант, реально действующее в произведении лицо (в переводе с латинского «актант» означает «действующий»). Герой в произведении обязательно что-то созидает, кого-то защищает. Главная задача героя на этом уровне - это освоение и преображение поэтической реальности, построение художественного смысла. На общелитературном уровне героем является художественный образ человека, обобщающего в себе наиболее характерные черты действительности; проживающего повторяемые схемы бытия. В этом плане герой является носителем определенных идейных принципов, выражает замысел автора. Он моделирует особый оттиск бытия, становится печатью эпохи. Классический пример - это лермонтовский Печорин, «герой нашего времени». Наконец, на онтологическом уровне герой образует особый способ познания мира. Он долженствует нести людям истину, знакомить их с многообразием форм человеческой жизни. В этом плане герой - это духовный проводник, проводящий читателя по всем кругам человеческой жизни и указывающий путь к истине, Богу. Таков Вергилий Д. Алигьери («Божественная комедия»), Фауст И. Гете, Иван Флягин Н.С. Лескова («Очарованный странник») др.

Термин «герой» часто соседствует с термином «персонаж» (иногда эти слова понимают как синонимы). Слово «персонаж» французского происхождения, однако имеет латинские корни. В переводе с латинского языка «регзопа» - это особа, лицо, личина. «Персоной» древние римляне называли маску, которую надевал актер перед выступлением: трагическую или комическую. В литературоведении персонажем называется субъект литературного действия, высказывания в произведении. Персонаж представляет социальный облик человека, его внешнюю, чувственно воспринимаемую персону.

Однако герой и персонаж - далеко не одно и то же. Герой являет собой нечто целостное, законченное; персонаж - частичное, требующее пояснения. Герой воплощает в себе вечную идею, предназначается к высшей духовно-практической деятельности; персонаж просто обозначает присутствие человека; «работает» статистом. Герой - это актер в маске, а персонаж одна только маска.

Евгений Петрович Барышников в своей статье о литературном герое Барышников Е. П. Литературный герой) первым делом упоминает о том, что понятие «литературный герой» в современном литературоведении тождественно понятию «персонаж», «действующее лицо». Это первое, что следует уяснить, прежде чем мы приступим непосредственно к анализу текста. Также мы упомянем о том, что литературные герои часто условно делятся на положительных и отрицательных. Именно в таком ключе нам и необходим этот термин. Если в начале становления литературы термин «герой» использовался для определения некоего персонажа, воплощающего светлые идеалистические черты, то теперь это упразднилось.

Следует также упомянуть, что фантастическая литература возродила некоторые романтические традиции, и в то же время, романтизм, как направление в литературе, неизменно включал в себя фантастические приемы. Об этом подробнее можно прочесть в книге Чернышевой Т.А. Природа фантастики. Вспомним же отличительные черты романтического героя: противостояние реальности, приверженность хаосу, как разрушителю всех условностей и преград, что не дают раскрыться индивидуальности, личности.

«Завидное постоянство в любви романтиков ко всему фантастическому и чудесному имеет глубокие корни в их взглядах на жизнь, искусство, задачи и принципы творчества, в их мировоззренческих и философских концепциях. Прежде всего, романтики не только разделяли искусство и действительность как совершенно различные сферы, но и резко противопоставляли их.[…]

Из такого взгляда на искусство логически вытекал и столь характерный для романтиков бунт против одного из основополагающих принципов эстетики

Аристотеля -- принципа подражания природе. Раз действительность противоположна искусству, то следует ли ей подражать? Ее нужно пересоздать, улучшить и только в таком виде допустить в искусство! Поэзия призвана не подражать природе, а улучшать и обогащать ее вымыслом и фантазией.»

Задача улучшить и обогатить природу как действительность легла на плечи романтического героя, именно поэтому он должен быть сильным, исключительным и непохожим ни на кого и при этом обладать поэтическим мышлением. Но при этом поэзия воспринимается романтиками совершенно необычно:

«Сказка есть как бы канон поэзии. Все поэтическое должно быть сказочным»

Таким образом, мы видим, что литературный герой в фантастике - романтический герой. Конечно, учитывая процесс развития литературы, полностью и безнадежно романтическим героев фантастических романов назвать нельзя, но основной ход мысли понятен. Более того, в современной фантастике сказку, в которую должно превратить действительность, герой воплощает не с помощью поэзии, воображения и личной силы, а с помощью достижений науки. Наука стала тем фактором, которая сделала теоретически возможным такое преображение.

Герой стал не средством, но направляющим орудием, личные качества, душевное и духовное богатство, личность и поэзию заменили звездолеты, всевозможные преобразователи, излучатели и роботы. Человеку больше не нужно менять весь мир самому, при этом меняя свою личность, но нужно лишь изобрести нечто, что изменит мир и создаст долгожданную сказку. Именно поэтому фантастика хоть и имеет черты романтизма, но им не является.

Какие же черты имеет типичный фантастический герой? И как это соотносится с героем-роботом?

Персонаж легко превращается в героя в том случае, если получает индивидуальное, личностное измерение или характер. По Аристотелю, характер соотносится с проявлением направления «воли, каково бы оно ни было».

В современном литературоведении характер - это неповторимая индивидуальность персонажа; его внутренний облик; то есть все то, что делает человека личностью, что отличает его от других людей. Иначе говоря, характер - это тот самый актер, который играет за маской - персонажем. В основе характера находится внутреннее «я» человека, его самость. Характер проявляет образ души со всеми ее поисками и ошибками, надеждами и разочарованиями. Он обозначает многогранность человеческой индивидуальности; раскрывает ее нравственный и духовный потенциал.

Характер может быть простым и сложным. Простой характер отличается цельностью и статичностью. Он наделяет героя незыблемым набором ценностных ориентиров; делает его либо положительным, либо отрицательным. Положительные и отрицательные герои обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки. Например: патриоты и агрессоры в трагедии Эсхила («Персы»); русские и иностранцы (англичане) в повести Н.С. Лескова «Левша»; «последние» и «множества» в повести А.Г. Малышкина «Падение Дайра».

Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления (Швабрин - Гринев в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, Жавер - епископ Мириэль в «Отверженных» В. Гюго). Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Оно возникает не только на этической основе. Его образуют и философские оппозиции (таково противостояние Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори в романе Г. Гессе «Игра в бисер).

Сложный характер проявляет себя в непрестанном поиске, внутренней эволюции. В нем находит выражение многообразие душевной жизни личности. Он открывает как самые светлые, высокие стремления души человеческой, так и самые темные, низменные ее порывы. В сложном характере закладываются, с одной стороны, предпосылки для деградации человека («Ионыч» А.П. Чехова); с другой - возможность его будущего преображения и спасения. Сложный характер очень трудно обозначить в диаде «положительный» и «отрицательный». Как правило, он стоит между этими терминами или, точнее, над ними. В нем сгущается парадоксальность, противоречивость жизни; концентрируется все самое загадочное и странное, что составляет тайну человека. Таковы герои Ф.М. Достоевского Р. Музиля, А. Стриндберга и др.

«Литературный персонаж -- это, в сущности, серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем в речах других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями и проч.»

Мы уже помним, что герой и персонаж - одно и то же. Но что значит лицо? Очевидно, что здесь идет речь о термине «действующее лицо». Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что термин «литературный герой» мы назвать однозначным не можем. Такие термины, как «образ», «тип», «характер» сливаются в один и невозможно дать ничему четкое определение. Таким образом, чтобы продолжить данное исследование, мы решим данную неоднозначность, как выше мы определили для себя, что такое искусственный интеллект и искусственный разум.

«…человек, изображенный в литературе, не абстракция (какой может быть человек, изучаемый статистикой, социологией, экономикой, биологией), а конкретнее единство. Но единство, не сводимое к частному, единичному случаю (каким может быть человек, скажем, в хроникальном повествовании), единство, обладающее расширяющимся символическим значением, способное поэтому представлять идею.»

Отметим, что здесь идет речь конкретно о человеке, для расширения термина скажем - «мыслящее существо». Таким образом, не теряя основного смысла, мы можем сказать, что фантастические персонажи, с какой бы планеты или завода они ни были, они так же являются единством, как и человеческий персонаж. Разберем же, что такое действующее лицо.

«...работа охватывала исследование богатой области атрибутов действующих лиц (т.е. персонажей, как таковых […] Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучить сказку по функциям действующих лиц»

То есть, действующее лицо - это некая функция в тексте, позиция персонажа по отношению к другим персонажам, художественному миру, автору и читателю.

Таким образом, мы приходим к тому, что литературный герой является системой, которая состоит, как мы видим из позиции героя, что назовем действующим лицом и из персонажа, т.е., личности, частного случая проявления действующего лица. Для прояснения термина «образ» обратимся к Г. А. Гуковскому, который дал на этот счет самое исчерпывающее и полное определение.

«В школьной практике утвердился обычай термином "образ" обозначать не только преимущественно, но и исключительно образ-характер действующего лица литературного произведения. Это словоупотребление настолько укоренилось, что оно имеет тенденцию перейти и в вузовское преподавание литературы, а у некоторых доцентов пединститутов и университетов уже и вошло в правило. Между тем такое применение термина и понятия «образ» ненаучно, и оно искажает правильное понимание искусства вообще и литературы в частности. Наука об искусстве учит нас, что в художественном произведении образ - это вовсе не только внешний и внутренний (психологический) облик действующего лица, что в нем все элементы сконструированы в смысловом отношении как образы, что вообще искусство - это образное отражение и истолкование действительности

[…]в произведении художественной литературы мы обнаруживаем сложную систему образов, в которой одну из важнейших, но вовсе не единственно важную роль играют образы действующих лиц

Когда мы говорим об «образах» в традиционном и ненаучном смысле, мы часто забываем, что ведь всякий образ есть непременно образ чего-либо, что образ сам по себе и сам для себя не бывает, потому что представление, ничего общеидейного не выражающее, - это еще не образ, это еще не искусство, это еще не идеология вообще»

Каким же образом термин «литературный герой» соотносится с термином «образ»? Исходя из вышесказанного, можно предположить, что образ - это то, что возникает именно в читателе, в его голове, но не только. Каждого писателя есть свой образ каждого героя, но исходя из текста каждый создает свой собственный образ. Получается, образ - результат субъективного восприятия литературного героя, возникающий именно в воображении читателя, как воспринимающего субъекта.

В связи с этой субъективностью, а также тем, что каждый автор по-своему воспринимает героя, точно так же, как и читатель, М. М. Бахтин выявил несколько закономерностей, которые характеризуют отношения автора и героя.

«Первый случай: герой завладевает автором. Эмоционально-волевая предметная установка героя, его познавательно-этическая позиция в мире настолько авторитетны для автора, что он не может не видеть предметный мир только глазами героя и не может не переживать только изнутри события его жизни; автор не может найти убедительной и устойчивой ценностной точки опоры вне героя. Конечно, для того чтобы художественное целое, хотя бы и незавершенное, все же состоялось, какие-то завершающие моменты нужны, а следовательно, и нужно как-то стать вне героя (обычно герой не один, и указанные отношения имеют место лишь для основного героя), в противном случае окажется или философский трактат, или самоотчет-исповедь, или, наконец, данное познавательно-этическое напряжение найдет выход в чисто жизненных, этических поступках-действиях. Но эти точки вне героя, на которые все же становится автор, носят случайный, непринципиальный и неуверенный характер; эти зыбкие точки вненаходимости обыкновенно меняются на протяжении произведения, будучи заняты лишь по отношению к отдельному данному моменту в развитии героя, затем герой снова выбивает автора из временно занятой им позиции, и он принужден нащупывать другую; часто эти случайные точки опоры дают автору другие действующие лица, с помощью которых, вживаясь в их эмоционально-волевую установку по отношению к автобиографическому герою, он пытается освободиться от него, то есть от самого себя. Завершающие моменты при этом носят разрозненный и неубедительный характер».

То есть, если автор имеет дело с привычным героем, личность героя может стать эмоционально довлеющей над автором, причем, автором не литературным, который в тексте, но автором биографическим, реальным и живым человеком. Но при этом, подобное мы видим только при полной неубедительности героя, его беспомощности. Не зря Бахтин говорит о неубедительности завершающих моментов. Без них образ в голове читателя неполон, а автор отличается от читателя тем, что он способен додумать как ему угодно его героя без вреда сюжету и вообще готовому произведению. Такой автор, создавая художественный мир, таким образом, создает из героя себе кумира или героя в его изначальном смысле слова, но при этом не трудится для того, чтобы другие увидели тот образ, который видит он. Текст получается незавершенным, в нем образуются смысловые пустоты. В некоторых случаях это не мешает произведению стать классическим и войти в Золотой Фонд Литературы, но прочтение и восприятие такая аномалия затрудняет.

Если говорить об искусственном интеллекте и его жизнеподобии, то при всем желании невозможно такое сделать с героем, не являющимся живым существом в полном смысле этого слова. Во многом это обуславливается тем, что при должном жизнеподобии такой персонаж е выявляет эмоций, а это затрудняет отношения автора и героя. Невозможно эмоционально и умственно проникнуться существом, которое не испытывает эмоций и мыслит иными категориями. Более подробно мы будем об этом говорить в третьей главе, когда столкнемся непосредственно с циклом А. Азимова «Позитронные роботы» и произведением С. Лукьяненко «Фальшивые зеркала», повествующих об искусственном интеллекте.

Второй случай аномалий отношений героя и автора звучит так:

«Второй случай: автор завладевает героем, вносит вовнутрь его завершающие моменты, отношение автора к герою становится отчасти отношением героя к себе самому. Герой начинает сам себя определять, рефлекс автора влагается в душу или в уста героя.

Герой этого типа может развиваться в двух направлениях: во-первых, герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, действительно его завершает; если в первом разобранном нами случае страдала форма, то здесь страдает реалистическая убедительность жизненной эмоционально-волевой установки героя в событии. Таков герой ложноклассицизма, который в своей жизненной установке изнутри себя самого выдерживает чисто художественное завершающее единство, придаваемое ему автором, в каждом своем проявлении, в поступке, в мимике, в чувстве, в слове остается верен своему эстетическому принципу. У таких ложноклассиков, как Сумароков, Княжнин, Озеров, герои часто весьма наивно сами высказывают ту завершающую их морально-этическую идею, которую они воплощают с точки зрения автора. Во-вторых, герой автобиографичен; усвоив завершающий рефлекс автора, его тотальную формирующую реакцию, герой делает ее моментом самопереживания и преодолевает ее; такой герой незавершим, он внутренне перерастает каждое тотальное определение как неадекватное ему, он переживает завершенную целостность как ограничение и противопоставляет ей какую-то внутреннюю тайну, не могущую быть выраженной ».

В современной фантастической литературе такая аномалия происходит чаще всего в среде массовой литературы, а точнее, в многочисленных циклах приключенческого фэнтези, которое отличается вот таким незамысловатым сюжетом: герой, весьма похожий на автора внешностью и характером, попадает в другой мир, отличающийся от нашего наличием магии или технологии. Такой сюжет дает множество лазеек для автора выразить свою позицию по любому поводу, поместить себя, пусть и ненастоящего в некое пространство приключений и прочее. Т.е., подобный герой не несет никакой смысловой нагрузки. Если литературный герой в мире, автор которого находится в точке вненаходимости, несет в себе не только свой характер и структуру в целом, но и некий символ, олицетворение какой-либо идеи, хоть и не так всеобъемлюще, как в случае первой аномалии.

М.М. Бахтин выделяет третий случай аномалии в отношениях автора и героя и после мы перейдем к тем особенностям, которые удалось обнаружить в ходе анализа произведений А. Азимова "Позитронные роботы " и С. Лукьяненко «Фальшивые зеркала».

«Наконец, третий случай: герой является сам своим автором, осмысливает свою собственную жизнь эстетически, как бы играет роль; такой герой в отличие от бесконечного героя романтизма и неискупленного героя Достоевского самодоволен и уверенно завершен.

Охарактеризованное нами в самых общих чертах отношение автора к герою осложняется и варьируется теми познавательно-эстетическими определениями целого героя, которые, как мы видели это раньше, неразрывно слиты с чисто художественным его оформлением. Так, эмоционально-волевая предметная установка героя может быть познавательно, этически, религиозно авторитетной для автора -- героизация; эта установка может разоблачаться как неправо претендующая на значимость -- сатира, ирония и проч. Каждый завершающий, трансгредиентный самосознанию героя момент может быть использован во всех этих направлениях (сатирическом, героическом, юморическом и проч.).»

Эта аномалия не может быть применена к искусственному интеллекту, каким бы самостоятельным он ни был, а почему именно, вы прочтете ниже. Пока же здесь следует сказать, что это распространенное заблуждение среди писателей, будто бы герой сам решает выбрать себе дорогу. Такого не случается, если автор, находясь в позиции вненаходимости, действительно видит персонажа и весь его мир насквозь, зная каждое движение в им самим написанном мире.

Но не стоит забывать, что герой - это не самое главное в произведении. В литературном произведении главное значение имеет структура в целом, а в этой структуре важнее не один герой, кем бы он ни был, но система персонажей.

Литературный герой - лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть порожденное общественной средой, межличностными отношениями. Он редко представляется изолированно, в «театре одного актера». Герой расцветает в определенной социальной сфере, средисебе подобных или в обществе людей, если ре идет об искусственном разуме. Он включается в «список действующих лиц», в систему персонажей, возникающую чаще всего в произведениях крупных жанров (романах). Героя могут окружать, с одной стороны, родственники, друзья, соратники, с другой - враги, недоброжелатели, с третьей - иные, посторонние ему мыслящие существа.

Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

Герои, как правило, активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора, особенно если допущена первая аномалия, описанная Бахтиным в статье «Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою»

Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным. У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре - два действующих лица. В романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.

Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.

Такова, например, мать бедной Лизы в одноименной повести Н.М. Карамзина. Таков Казбич М.Ю. Лермонтова из повести «Бэла».

Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века. Искусственный интеллект, как будет доказано ниже, отличается от таких персонажей тем, что в некоторых случаях искусственный интеллект создает иллюзию полноценного персонажа, как это происходит в серии повестей Айзека Азимова «Позитронные роботы», открывающих на мир созданный Азимовым в таких сериях как «Академия», в цикле рассказов «Я, робот» и т.д.. Это можно сравнить с героем, одержимым кем-то, который в развязке узнает, что был управляем и все поступки, совершенные на протяжении всего сюжета - лишь результат приказа, который он воспринимал и не мог противиться. В таком случае, главным героем окажется не тот, кто совершал поступки, но тот, кто заставлял совершать эти поступки. Читатель воспринимает героя, как такую же личность, как и он сам и таким образом, если поступки совершает некто другой, то и все внимание на самом деле было обращено к нему.

Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

Герой, персонаж, характер в художественном произведении.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Герой, персонаж, характер в художественном произведении.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Персонаж (фр.
Размещено на реф.рф
personnage, от лат. persona - особа, лицо, маска) - вид художественного образа, субъект действия, переживания, выска­зывания в произведении.
В том же значении в современном литерату­роведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синоними­ческом ряду слово персонаж - наиболее нейтральное, его этимология (persona - маска, которую надевал актер в античном театре) малоощу­тима. Героем (от гр.
Размещено на реф.рф
heros-полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт (ʼʼНельзя, чтобы герой был мелок и ничтоженʼʼ 1 ,-писал Буало о трагедии), а действующим лицом - бездействующее (Подколесин или Обломов).

Понятие персонажа (героя, действующего лица) -важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персо­нажи, образующие определœенную систему, и сюжет (система событий) составляют основу предметного мира.

Чаще всœего литературный персонаж - это человек . Степень кон­кретности его представления должна быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр.
Размещено на реф.рф
Но более всœего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, твор­ческим методом писателя: о второстепенном персонаже реалистиче­ской повести (к примеру, о Гагинœе в ʼʼАсеʼʼ И.С. Тургенева) в биографическом, социальном плане должна быть сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические суще­ства, роботы и пр . (ʼʼСиняя птицаʼʼ М. Метерлинка, ʼʼМауглиʼʼ Р. Киплинга, ʼʼЧеловек-амфибияʼʼ А. Беляева). Есть жанры, виды литературы, в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистская литература, научная фантастика и др.

Персонажную сферу литературы составляют не только обособлен­ные индивидуальности, но и собирательные герои (их прообраз -хор в античной драме). Интерес к проблемам народности, социальной психологии стимулировал в литературе XIX-XX в. развитие данного ракурса изображения (толпа в ʼʼСоборе Парижской Богоматериʼʼ В. Гюго, базар в ʼʼЧреве Парижаʼʼ Э. Золя, рабочая слободка в романе М. Горького ʼʼМатьʼʼ, ʼʼстарухиʼʼ, ʼʼсосœедиʼʼ, ʼʼгостиʼʼ, ʼʼпьяницыʼʼ в пьесе Л. Андреева ʼʼЖизнь Человекаʼʼ и др.).

Разнообразие видов персонажа вплотную подводит к вопросу о предмете художественного познания : нечеловеческие персонажи вы­ступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; суще­ствование собирательных героев выявляет интерес писателœей к общему в разных лицах. Как бы широко ни трактовать предмет познания в художественной литературе, его центр составляют ʼʼчеловеческие сущ­ности , т. е. прежде всœего социальныеʼʼ 2 . Применительно к эпосу и драме это характеры (от гр.
Размещено на реф.рф
charakter -признак, отличительная черта), т. е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчет­ливостью в поведении и умонастроении людей;
высшая степень харак­терности - тип (от гр.
Размещено на реф.рф
typos - отпечаток, оттиск). (Часто слова характер и тип используются как синонимы.)

Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д. Свое понимание, оценку жизненных характеров писатель и пере­дает читателю, домысливая и претворяя прототипы, создавая вы­мышленные индивидуальности. ʼʼПерсонажʼʼ и ʼʼхарактерʼʼ -понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелœем: ʼʼДействующее лицо будет иметь характер, в случае если <...> в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было...ʼʼ В литературе, ориентированной на воплощение характеров (а именно такой является классика), последние и составляют основное содержание -предмет рефлексии, а часто споров читателœей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой -как художественный образ, воплощающий данный харак­тер с какой-либо степенью эстетического совершенства.

В рассказах А.П. Чехова ʼʼСмерть чиновникаʼʼ и ʼʼТолстый и тонкийʼʼ Червяков и ʼʼТонкийʼʼ как образы неповторимы: первого мы встречаем в театре, ʼʼнаверху блаженстваʼʼ, второго -на вокзале, ʼʼнавьюченногоʼʼ своей поклажей; первый наделœен фамилией и должностью, второй - именем и чином и т. д. Различны сюжеты произведений, их развязки. Но рассказы взаимозаменяемы при обсуждении темы чинопочитания у Чехова, настолько сходны характеры героев: оба действуют по одному стереотипу, не замечая комизма своего добровольного лакейства, приносящего им только вред. Характеры сведены к комическому несоответствию между поведением персонажей и этической нормой, им неведомой; в результате смерть Червякова вызывает смех: это ʼʼсмерть чиновникаʼʼ, комического героя.

В случае если персонажей в произведении обычно нетрудно сосчитать, то уяснение воплощенных в них характеров и соответствующая группи­ровка лиц - акт интерпретации, анализа. В ʼʼТолстом и тонкомʼʼ - четыре персонажа, но, очевидно, только два характера: ʼʼТонкийʼʼ, его жена Луиза, ʼʼурожденная Ванценбах... лютеранкаʼʼ, и сын Нафанаил (избыточность сведений -дополнительный штрих к портрету смеш­ного человека) образуют одну сплоченную семейную группу. ʼʼТонкий пожал три пальца, поклонился всœем туловищем и захихикал, как китаец: ʼʼХи-хи-хиʼʼ. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломленыʼʼ.Число характеров и персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сю­жетную роль . Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в ʼʼГоре от умаʼʼ А.С. Грибоедова,. Существование однотипных персонажей дает основание крити­кам для классификаций, для привлечения к анализу одного типа целого ряда персонажей (ʼʼсамодурыʼʼ и ʼʼбезответные ʼʼ в статье Н.А Добролю­бова ʼʼТемное царствоʼʼ, посвященной творчеству Островского; турге­невский ʼʼлишний человекʼʼ в статьях ʼʼЛитературный тип слабого человекаʼʼ П.В. Анненкова, ʼʼКогда же придет настоящий день?ʼʼ Доб­ролюбова). Писатели возвращаются к открытому ими типу, характеру, находя в нем всœе новые грани, добиваясь эстетической безупречности образа.

В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии оценки. В отличие от характеров, вызывающих этически окрашенное к себе отношение, персонажи оцениваются прежде всœего с эстетической точки зрения, т. е. исходя из того, насколько ярко, полно и концентрированно они воплощают характеры.

Средствами раскрытия характера выступают в произведении раз­личные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр . При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (к примеру, в рассказе ʼʼХаме­леонʼʼ -генерал и его брат, любители собак разных пород). Своеобразие категории персонажа - в ее завершающей, интегральной функции по отношению ко всœем средствам изображения.

Есть еще один путь изучения персонажа-исключительно как участника сюжета͵ действующего лица (но не как характера). Приме­нительно к архаичным жанрам фольклора (в частности, к русской волшебной сказке, рассмотренной В.Я. Проппом в книге ʼʼМорфология сказкиʼʼ, 1928), к ранним стадиям развития литературы такой подход в какой-либо степени мотивирован материалом: характеров как гаковых еще нет или они менее важны, чем действие. Аристотель считал главным в трагедии действие (фабулу): ʼʼИтак, фабула есть основа и как бы душа трагедии, а за нею уже следуют характеры, ибо трагедия icrb подражание действию, а в связи с этим особенно действующим лицамʼʼ 1 .

С формированием личности именно характеры становятся основ­ным предметом художественного познания. В программах литератур­ных направлений (начиная с классицизма) основополагающее значение имеет концепция личности, в тесной связи с ее пониманием в философии, общественных науках. Утверждается в эстетике и взгляд да сюжет как на важнейший способ раскрытия характера, его испы­тание и стимул развития. ʼʼХарактер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личностиʼʼ 2 -под этими словами Лессинга могли бы подписаться многие писатели, критики, эстетики.

Сюжетные функции персонажей - в отвлечении от их характеров - стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделœей (структур), обнаружива­емых в многообразии повествовательных текстов.

Герой, персонаж, характер в художественном произведении. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Герой, персонаж, характер в художественном произведении." 2017, 2018.

Литературоведческие представления о системе персонажей

Настоящая работа посвящена анализу системы персонажей на уроках литературы в средней школе. Термин «анализ» мы будем понимать в широком смысле - как «изучение, включающее в себя и мысленное разложение произведения, и соединение выделенных сторон элементов в целое» . Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система. Описание ее специфических сторон представляет собой первостепенно важную для настоящей работы задачу, исходный пункт анализа произведения. Наша задача состоит в том, чтобы выявит эти стороны и понять, по какому принципу персонажи организованны в систему. Для начала попытаемся разложить произведение на составные элементы, выделить важные аспекты, а потом соединить их в целое по общим признакам.

Обращаясь к рассмотрению произведения, мы исходим из представлений, отражённых в работе В.Г. Зинченко «Методы изучения литературы» . Согласно этим представлениям, мы имеем дело с содержательной формой и художественным содержанием. Согласно этому же источнику, понятие «содержательной формы» складывается из нескольких составляющих, которые могут стать предметом самостоятельного рассмотрения или исходным пунктом анализа произведения, например: сюжет или композиция. Одним из уровней содержательной формы произведения следует считать систему персонажей. О значении системы персонажей литературно-художественного произведения свидетельствует, например, следующее высказывание В.Г. Белинского: «Художественное создание должно быть вполне готово в душе художника прежде, нежели он возьмется за перо... Он должен сперва видеть перед собой лица, из взаимных отношений которых образуется его драма или повесть... » . Таким образом, уже В.Г. Белинским отмечено, что между героями произведения существует определённая связь, без которой невозможно осуществление замысла.

Что же собой представляет собой система в широком смысле? Термин «система» происходит от греческого слова «systema», обозначающего целостность, составленную из частей. Определение системы присутствует в разных отраслях наук в узком и широком смысле - и как закономерно организованная совокупность однородных элементов, и как совокупность систем и подсистем . Согласно мнению В.Г. Зинченко «Под системой понимают некую целостность, об­разованную совокупностью элементов, находящихся в связях и в от­ношениях друг с другом. Помимо свойства связности обычно упо­минают также иерархичность как важнейший признак системы» . Система персонажей произведения, так же, как и любая другая система, представляет собой целостность. В случае с системой персонажей её элементами будут являться непосредственно сами персонажи, то есть герои, действующие в произведении. Подсистемами можно считать их группы, соединения, образованные несколькими персонажами, которые объединены по основным признакам. Не будем забывать и об иерархичности, которая так ли иначе присутствует в любом произведении с достаточным количеством персонажей.

Что же такое персонаж как элемент системы? Терминологическое обозначение образа человека в литературном произведении представляет собой одну из важных проблем современного литературоведения. В соответствии с задачей настоящей работы мы будем считать, что персонаж - это действующее лицо сюжетного художественного произведения, чаще всего воплощающее характерные черты образа человека . Основные персонажи произведения обладают характером, выраженным в сложной системе художественных средств. Таким образом, конкретный анализ системы персонажей литературно-художественного произведения станет одновременно выявлением характеров и художественных средств их воплощения.

Обращений к понятию «система персонажей» сегодня достаточно много. В литературоведении термин «система персонажей» появился, лишь в 80-е годы 20 века.

Понятие системы персонажей и сейчас используется многими исследователями без специального определения, хотя следует отметить, что речь идет в основном о системе образов, где «под образом подразумевается образ человека в художественном произведении» .

Не употребляя термина «система персонажей», Ю.В. Манн пишет о различного рода связях между персонажами. Обращая внимание на важность «мотива оставления, ухода» для всей художественной ткани романа И.С. Тургенева «Дым», исследователь констатирует «особый род связей персонажей», которые возникают в результате развития указанного мотива: «Между тем, поскольку мотив ухода реализует не только момент идеологического противостояния, но тонкую игру симпатий или антипатий, близости или отчуждения - словом, все многообразие человеческих отношений, - то он, этот мотив, становится объединяющим начало романного действа» . В работе Ю.В. Манна для нас важно, во-первых, выделение различных связей между персонажами, во-вторых, установление связи между «идеологическим противостоянием» и широким кругом взаимоотношений, которые составляют событийно-психологическую основу системы персонажей.

Важна для нас и статья В.А. Грехнева из книги «Словесный образ и литературное произведение»: «В больших жанровых формах (прежде всего в романе) композиция может быть организована вокруг одного или нескольких крупно очерченных персонажей» . Таким образом, автор статьи стремится к обозначению системы персонажей в произведении. Но мы думаем, не совсем верно было бы считать, что данное явление характерно лишь для больших жанровых форм.

На некоторых особенностях системы персонажей останавливается и А.Г. Цейтлин в книге «Труд писателя». Во-первых, «персонажи художественного произведения некоторым образом действуют, т.е. совершают поступки и находятся поэтому в определенных взаимоотношениях» . Далее отмечено: «Писатель стремится... к тому, чтобы душевное состояние героя стало бы понятно из его действий» . Система персонажей «непрерывно меняется», при этом соблюдается некая «иерархия действующих лиц». Кроме того, происходит группировка, которая «в пределах системы персонажей всякий раз соответствует соотношению определенных общественных сил» . Литературовед обращает внимание как на внешние свойства системы персонажей (ее изменчивость, иерархичность), так и основанные на взаимодействии и противопоставленности персонажей внутренние ее черты - воплощение «душевного состояния героев», отражение борьбы общественных сил, т.е. в конечном счете - идейного содержания произведения.

Н.Д. Тамарченко в книге «Литературоведческие термины» дает такое определение интересующему нас понятию: «Система персонажей – художественно целенаправленная соотнесенность всех «ведущих» героев и всех так называемых «второстепенных» действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а также о типах человека…» . В данном определении чётко высказана мысль о том, что система персонажей служит, прежде всего, средством выражения авторского отношения к окружающему и понимания жизни как таковой.

Говоря о роли автора в системе персонажей, исследователь В.Е. Хализев отмечает, что автор неизменно выражает (конечно же, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа . При этом образ персонажа, по мысли В.Е. Хализева (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы), «предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т.е. как нечто целое в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения как такового). Он зависит от этой целостности, можно сказать, по воле автора ей служит» . При сколько-нибудь серьезном освоении персонажной сферы произведения читатель неотвратимо проникает и в духовный мир автора: в образах героев усматривает (прежде всего непосредственным чувством) творческую волю писателя.

Высказанная В.Е. Хализевым мысль о том, что отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным , позволяет нам понять, что каждый персонаж, вне зависимости от его положения в системе, имеет некую авторскую оценку, которая, возможно, в свою очередь и обусловливает его место в этой системе персонажей. Столь же интересна мысль В.Е. Хализева о значимости групповых, коллективных персонажей, которые могут действовать в произведении. Кроме этого, персонажи часто являются стимулом развёртывания составляющих сюжет событий, что немаловажно при появлении персонажей в сюжете и таким образом их функций в системе.

Обращаясь к понятию персонажа как элемента системы произведения Л.В. Чернец отмечает, что понятие персонажа (героя, действующего лица) - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (система событий) составляют основу предметного мира .

Мы знаем, что чаще всего литературный персонаж - это человек. Степень конкретности его представления, по мысли Л.В. Чернец, может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр. Но более всего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, творческим методом писателя: о второстепенном персонаже реалистической повести в биографическом, социальном плане может быть сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа . Таким образом, мы не можем судить о месте персонажа в системе лишь по объёму текста, который автор выделил данному конкретному герою. Важно определить авторский замысел и чётко понимать, кто из героев служит реализации этого замысла.

Персонажную сферу литературы составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои. Л.В. Чернец по этому поводу замечает: «Интерес к проблемам народности, социальной психологии стимулировал в литературе XIX-XX в. развитие данного ракурса изображения (толпа в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго, базар в «Чреве Парижа» Э. Золя, рабочая слободка в романе М. Горького «Мать», «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь Человека» и др.)» .

Если персонажей в произведении обычно нетрудно сосчитать, то уяснение воплощенных в них характеров и соответствующая группировка лиц - это, по мысли Л.В. Чернец, акт интерпретации, анализа. Далее автор отмечает, что число характеров и персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль (например, в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина - подруга героини, сообщившая матери о гибели дочери). Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Беркутов и Глафира, составляющие контрастную пару по отношению к Купавиной и Лыняеву, в комедии «Волки и овцы» А.Н. Островского) . Обычно приходится разбираться, так ли важны герои подобного типа в системе, и с какой целью они присутствуют в том или ином произведении.

Исследователи подчёркивают также, что система персонажей напрямую связана с сюжетом произведения. Л.В. Чернец считает, что основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. «Даже в произведениях, главная тема которых - человек наедине с дикой, девственной природой («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Уолден, или Жизнь в лесу» Г. Торо, «Маугли» Р. Киплинга), персонажная сфера, как правило, не исчерпывается одним героем» .

Важно помнить, по мнению Л.В. Чернец: как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру - «относительно устойчивый способ (закон) связи элементов». Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого, что особенно хорошо видно при сопоставлении изображений животных, растений, вещей и пр. в различных произведениях их с человеком.

Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры - иерархичность). При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации.

Сюжетные связи как системообразующий принцип могут быть очень сложными, разветвленными и охватывать огромное число персонажей. Как пример Л.В. Чернец приводит «Войну и мир» Л.Н. Толстого, где около шестисот действующих лиц, и «Человеческую комедию» О. Бальзака - около двух тысяч . Появление этих лиц в большинстве случаев мотивировано сюжетом.

Однако, - далее отмечает исследователь, - сюжетная связь - не единственный тип связи между персонажами. «Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Чаще всего сюжетные роли героев более или менее соответствуют их значимости как характеров» .

Среди основных положений, адресованных системе персонажей, Л.В. Чернец выделяет своего рода особенность, заключающуюся в том, что персонажами наряду с людьми могут быть и фантастические существа. Собирательные герои тоже составляют персонажную сферу. Кроме этого, существуют персонажи, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль. Появление второстепенных героев в большинстве случаев мотивированно сюжетом. Здесь же автор знакомит нас с понятием лишних персонажей. Что касается автора произведения, то здесь важна его творчекая позиция, поскольку принцип изображения персонажей определяется творческим методом писателя.

В книге «Введение в литературоведение» под редакцией Г.Н. Поспелова также подчёркнуто значение системы персонажей: «Персонажи, в своей совокупности составляющие систему, - это, как видно, сторона литературно-художественного произведения, наиболее тесными узами связанная с содержанием. И при уяснении идеи эпического или драматического произведения важно понять, прежде всего, функцию системы персонажей - ее значение и смысл. Именно с этого естественно начинать рассмотрение новеллы или романа, комедии или трагедии» .

А.Б. Есин, отмечает, что при анализе эпических и драматических произведений определённое внимание стоит уделять композиции системы персонажей, то есть действующих лиц произведения (подчеркнем – анализу не самих персонажей, а их взаимных связей и отношений, то есть композиции). Для удобства подхода к этому анализу, отмечает А.Б. Есин, принято различать персонажей главных (которые в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения), второстепенных (также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев) и эпизодических (появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных). Это самая распространённая классификация, однако не единственная. Казалось бы, очень простое и удобное деление, а между тем, отмечает А.Б. Есин, на практике оно нередко вызывает недоумение и некоторую путаницу. Дело в том, что категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять по двум различным параметрам. Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится. Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. Но зачастую бывает и так, что параметры персонажа не совпадают между собой; чаще всего в том случае, если второстепенное или эпизодическое с точки зрения сюжета лицо несет на себе большую содержательную нагрузку.

Но, следует отметить, что не всегда данная градация важна, в некоторых художественных системах мы встречаемся с такой организацией системы персонажей, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий содержательный смысл. Хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными персонажами с точки зрения сюжета и объема текста. И сам А.Б. Есин отмечает, что Гоголь писал о своей комедии «Ревизор»: «тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело»

Тот же принцип, по мнению литературоведа, в композиции системы персонажей выдержан Гоголем и в поэме «Мертвые души». В орбите нашего внимания, прежде всего Чичиков – «главный» герой (слово «главный» поневоле приходится брать в кавычки, потому что он, как постепенно выясняется, не главнее всех прочих). Далее в поле нашего зрения попадают помещики, иногда чиновники и – если позволяет время – один-два образа из числа плюшкинских «душ». И это необычайно мало по сравнению с той толпой людей, которая населяет пространство гоголевской поэмы. Количество людей в поэме просто поражает, они – на каждом шагу, и прежде, чем мы знакомимся с Чичиковым, мы уже увидели «двух русских мужиков», без имени и внешних примет, не играющих никакой роли в сюжете, никак не характеризующих Чичикова и вообще, кажется, ни к чему не нужных. И таких фигур мы потом встретим великое множество… Перечислить всех или хотя бы значительную часть, по мнению А.Б. Есина, нет никакой возможности. А самое интересное в гоголевской системе «эпизодических» персонажей, отмечает он, – это то, что каждый из них незабываемо - индивидуален, а между тем ни один не несет никаких функций, обычных для этого типа персонажей; они не дают толчков сюжетному действию и не помогают характеризовать главных героев. Кроме того, Есин обращает внимание и на подробность, детализацию в обрисовке этих персонажей, явно избыточную для «проходного», периферийного героя, безымянная хозяйка придорожного трактира оказываются для автора не менее интересны, чем Чичиков или Плюшкин. А это уже создает особую установку, особый содержательный смысл композиции: перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широкое и значительное – образ населения, народа, нации; мира, наконец.

Почти такая же композиция системы персонажей, отмечает А.Б. Есин, наблюдается в пьесах Чехова, причем здесь, дело еще больше осложняется: главных и второстепенных персонажей невозможно различить даже по степени участия в сюжете и объему изображения. И здесь близкий, но несколько иной, чем у Гоголя, содержательный смысл несет такая композиция: Чехову необходимо показать некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они, тем не менее, интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия .

Таким образом, хотя А.Б. Есин и предлагает разделять персонажей на главных, второстепенных и эпизодических, но в некоторых художественных системах это разделение теряет всяческий смысл, поэтому нужно понимать, возможно ли так классифицировать персонажей изучаемого произведения. При этом предполагается, что должны учитываться два параметра для определения категории персонажей. Это степень участия в сюжете того или иного персонажа (объём текста, который ему отводится) и степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. Эпизодические персонажи могут отличаться от главных лишь количественно (по объёму изображения), а не качественно (по степени авторского интереса к ним). Это создаёт особый содержательный смысл – образ народа, нации, населения. Иногда героев главных и второстепенных нельзя различить ни по степени участия в сюжете, ни по объёму изображения. Множество равноправных персонажей помогают раскрыть нечто общее. Группировка персонажей может осуществляться и в соответствии с темами, которые они воплощают.

Итак, имея представление о том, что такое система персонажей, становится совершенно необходимо понять функцию системы персонажей, её смысл, её значение. Именно с анализа системы персонажей, как и предлагают вышеназванные исследователи, важно начинать анализ произведения. Должны учитываться все даже самые мелкие детали, связанные с присутствием какого-либо персонажа в системе. Деление персонажей на главных, второстепенных и эпизодических, как было отмечено, не всегда возможно. Можно ли персонажей, выступающих в ходе произведения и так или иначе входящих в систему персонажей и составляющих её часть, назвать эпизодическими, то есть появляющимися лишь в некоторых эпизодах? А подходит ли название главные героям, находящимся в центре авторского внимания? Могут ли считаться второстепенными персонажи, составляющие основу сюжетного действия?

Для понимания учащимися роли персонажей в литературном произведении и их роли в тексе, для умения правильно построить пересказ необходимо попытаться грамотно ответить на эти вопросы на первых уроках литературы в средней школе.

Список использованной литературы

    Андреев А.Н. Теория литературы: личность, произведение, художественное творчество. Мн.: БГУ, 2004. 187 с.

    Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 5 т. М.: АН СССР, 1954. Т.5 414 с.

    Введение в литературоведение / Отв. ред. Г.Н. Поспелов. М.: Высш. шк., 1976. 283 с.

    Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. 212 с.

    Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.

    Зинченко В.Г. и др. Методы изучения литературы. Системный подход (учебное пособие)/ Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. М.: Флинта: Наука, 2002. 200 с.

    Литературный энциклопедический словарь / Отв. ред. В.М. Кожевникова, М.: Сов. энциклопедия, 1987. 432 с.

    Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. 137 с.

    Тамарченко Н.Д. Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Коломна, 1999. 282 с.

    Хабибулина, Г.Н. Введение в литературоведение и теория литературы (методическое пособие) М: Высшая школа: Академия, 2008. 68 с.

    Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.

    Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М.: Высшая школа: Изд. центр Академия, 1999. 556 с.

    Цейтлин А.Г. Труд писателя. М.: Сов. писатель,1962. 412с.

На первый взгляд, и образ, и персонаж, и литературный тип, и лирический герой – понятия одинаковые или, по крайней мере, очень схожие. Попробуем разобраться в перипетиях значений изучаемых понятий.

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной, для определенной общественной среды в определенное время. Литературный тип – это единство индивидуального и типического, причем «типическое» не является синонимом «усредненному»: тип всегда вбирает в себя все самые яркие черты, характерные для конкретной группы людей. Апогей мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных (Манилов – нарицательный образ праздного мечтателя, Ноздрев – лгун и хвастун и др.).

Нередко мы сталкиваемся и еще с одним понятием – характер . Характер – это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт; это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и временем типа поведения. В каждом характере есть доминирующая черта, которая придает живое единство всему многообразию качеств и свойств.

Таким образом, при характеристике героя очень важно не забывать о различиях, рассмотренных выше.

Успехов Вам в характеристике любимых литературных героев!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.