5. Интонационно-выразительные средства речи. Работа с речевым текстом

Очень важно научиться работать с интонацией в тексте. Если вам предстоит какое-либо публичное выступление, будь-то маленькая презентация или выступление перед большой аудиторией, всегда важно прорепетировать свою речь и сделать в ней интонационные ударения. Конечно, в основном, мы используем естественную разговорную интонацию. Но при публичном выступлении лучше не импровизировать, а тщательно подготовиться к выступлению.

Итак, ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности, так называемыми логическими паузами. Паузы могут совпадать со знаками препинания – грамматическими паузами, но могут быть и там, где знаков препинания нет.

Логическое (или смысловое) ударение – это основа мысли. Оно выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «СВЕТ выключили», «свет ВЫКЛЮЧИЛИ». Слово, на которое ставится логическое ударение, усиливается повышением или понижением тона – тональное ударение. Изменение высоты тона помогает усилить значимость того или иного слова и его связи с другими. Это дает возможность ярче воспринимать нашу речь. Монотонная речь всегда утомительна для слушающих.

Теперь вкратце поговорим о ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ . Знаки всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Эти изменения высоты голоса придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса. Преподаватели речи говорят: «голос положить на дно».

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, и наблюдается некоторое повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте несколько монотонно и, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова идут на понижение. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Работа с речевым текстом.

Кроме пауз, которые задают ритм устной речи и привлекают внимание слушателей, существуют и другие средства моделирования речи, такие как тон, громкость и темп.

Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации – это «подъемы» и «спуски» голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов. Тон и голос выдают информацию о собеседнике. В голосе и его тональности мы можем услышать робость, заискивание, льстивость, надменность, или уверенность, радушие, нежность, любовь и многое другое. Все зависит от вашего внутреннего настроя и состояния. Работая над тоном и голосом, вы сможете научиться «не пропускать» негативную информацию и добавлять позитивную. Это поможет вам добиться нужного результата в разговоре или публичной речи.

Возьмите любое классическое произведение. Внимательно ознакомьтесь с текстом. Подумайте, каким голосом, тоном надо читать каждое предложение. Подумайте над моделированием громкости при чтении. Какие слова надо выделить более громким голосом и почему? Расставьте интонационные паузы. Теперь, прочитайте текст как можно выразительнее, записав чтение текста на аудионоситель. Прослушайте запись и проанализируйте недостатки вашей артикуляции, дикции, голоса и тона. Еще раз прочтите текст, стараясь устранить недостатки.

Теперь возьмите любую газетную статью. И точно так же проанализируйте текст. Посмотрите, как в этом тексте необходимо работать с тоном, громкостью, темпом, где, по вашему мнению, необходимо поставить логические ударения и интонационные паузы и почему? Запишите чтение текста на аудионоситель, прослушайте, и устранив ошибки, снова прочтите текст вслух и сделайте аудиозапись.

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь.

И последнее,

Красивый и звучный голос, четкая дикция, правильная речь, и разнообразная интонация – все эти качества сделают вашу речь яркой и выразительной. Тренируйтесь! Тренируйтесь постоянно! Старайтесь уделять больше внимания вашей речи. И помните ваша речь это отражение вашей личности. Поэтому ваша речь должна быть такой же прекрасной, как и вы! Успехов вам и процветания!

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА - ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа - это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа - это данность, и не только потому,

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА – ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа – это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа – это данность, и не только

Из книги Она. Глубинные аспекты женской психологии автора Джонсон Роберт

Средства Тень понуждает женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и могучие средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, - это ее

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Работа по стимуляции речи 1 этап – вовлечение в общее пение Когда ребенок привык к занятиям в группе, задача педагога – помочь ему освоить выполнение движений под музыку. Наконец цель почти достигнута. Ребенок прыгает, изображая зайчика, переваливается с ноги на ногу,

Из книги Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике автора Баскаков Владимир Юрьевич

3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души Выразительные движения человека - неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера Многие неустойчивые отличаются душевной симпатичностью, мягкостью, нежностью, лиричностью натуры. Они общительны, у них быстро возникают симпатии, обычно много друзей и приятелей. В своих переживаниях они

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ Этот способ, пожалуй, один из самых трудных, так как для преодоления страха потребуется мощное волевое усилие. Кроме того, шеф должен выслушать вас, не перебивая.Когда он то и дело цепляется по мелочам, придирается, высказывая свое недовольство в грубой

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Выразительные движения и психомоторная сфера Мы выдвинули на первый план психэстетические качества шизоидных темпераментов, так как они составляют важнейшую основу построения личности. Но мы должны наряду с этим еще коротко остановиться на их характерологических

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Картина жизни охватывает как впечатления от видимого и весь чувственный опыт, так и духовную сущность человека с его сознанием, его мыслями и его самыми субъективными реакциями, связанными с восприятиями, а именно чувства и

Из книги Любимое дело приносит достаток автора Марша Синетар

Глава 10. Дело жизни: работа как любовь, работа как посвящение Бесполезно вести проповеди, если ваше поведение не проповедь. Святой Франциск Ассизский Работа - один из способов, которым зрелая личность заботится о себе и других. С помощи работы и связей человек находит

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Выразительные движения Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике - выразительные движения лица; пантомимике -

Из книги Библия языка телодвижений автора Моррис Десмонд

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ Биологические знаки, общие для нас и других животныхОсновные знаки делятся на шесть главных категорий. Пять из них свойственны только человеку, и появились благодаря его сложно устроенному, высокоразвитому мозгу. Исключение составляют знаки,

Из книги Как легко учиться и сдавать экзамены автора Полонейчик Иван Иванович

Глава 14. РАБОТА С ТЕКСТОМ Говорить о методах работы с текстом сложно. В первую очередь это связано с тем, что тексты бывают разных типов, сложности и т. д. Важное значение имеет и то, насколько подробно надо запомнить текст, на какое время это надо сделать, достаточно ли

Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono "громко произношу". Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Интонация, вместе с ударением, является одно из просодических характеристик звучащей речи, но уже на уровне ее большого отрезка (такта или фразы). В просодию как раздел фонетики, помимо акцентологии, изучающей ударение, входит интонология . ИНТОНОЛОГИЯ (лат. intonare «громко произносить» + греч. logos - «учение») –– раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||): || Я убедил его приехать (\\)||. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: || Я убедил его в том (/), | что необходимо приехать (\\) ||. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.

Единица интонации - интонема, или интонационная конструкция.

В русском языке исследователи (Е.А. Брызгунова) выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК: центра, предцентра и постцентровой частей.

Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр - слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей.

Различительные признаки ИК - направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

ИК-1: –– –– \ __ на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Киеве.

ИК-2: –– -\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования: Какая у него специальность? Закройте дверь!

ИК-3: –– ––/__ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!

ИК-4: –– –– \ на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а, вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?

ИК-5: –– / \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго - нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!

ИК-6: –– / на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!

ИК-7: –– –– /

На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина!

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны.

Тип ИК во всем многообразии его реализаций, передвижения центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка. Кроме этого, в интонационный рисунок речи входит тип акцента и характер интегральной просодии.

Размещение акцентов. Размещение фразового акцента связано в первую очередь с маркировкой фокуса (ремы) высказывания. Например, во фразах –– Он приедет (/) завтра ? и –– Он приедет завтра (/)? место восходящего акцента (обозначен знаком /) указывает, чего касается вопрос –– осуществления события или его времени. При этом тип акцента сообщает о цели высказывания и, в частности, позволяет отличить вопрос от сообщения: –– Он приедет во вторник (\\).

В русском языке фокальный акцент совмещен с иллокутивным, в других языках они могут быть независимы. Например, в польском языке фраза –– Это вы (/) сделали ? будет выглядеть так: –– Czy to Pan (\\) zrobil (/) ? Здесь восходящий акцент вопроса помещается на конечном слоге предложения (обычно безударном), отдельно от акцента ремы. Сходное различие мы находим между русским и английским, однако в английском восходящий тон ориентирован на ударный слог конечного слова: –– Он принес (/) ей подарок? –– Did he bring (\\) her a present (/)?

Интегральные просодии. Просодический признак может охватывать синтагму или целое предложение. Так, пояснительная вставка произносится на низком тоне (Н): –– Тебя Ваня (/) –– он уже вернулся (Н) –– просил позвонить (\\) . При переспросах быстрый темп (Б) относится ко всему предложению: –– Когда (/=), ты говоришь, он приехал (Б)?

Интегральные огласовки предложений и синтагм очень разнообразны. Кроме различий в общем уровне тона, громкости и в темпе, в экспрессивных целях активно используются специфические качества голоса, называемые фонациями . Так, придыхательный голос (ПДХ) маркирует высокую степень эмоции: –– Какой он виртуоз! (ПДХ), тогда как скрипучий голос (СКР) используется как фигура отрицания: –– Да какой он виртуоз! (СКР) Ерунда!

Комбинации разнообразных акцентов с многочисленными интегральными просодиями дают огромный инвентарь потенциальных средств интонационного оформления высказывания. Однако далеко не все из них в равной степени активно используются в разных стилях речи. Наибольшее богатство обнаруживает неформальный диалогический стиль, тогда как формализованная речь использует гораздо более ограниченный набор средств.

Функции интонации .

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интнация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращенияи т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Интонация (от лат. intonare - "громко произносить") - акустическое свойство речи, определяющее качество осмысленного произношения, выразительность тонуса речи, ее эмоционально-экспрессивную окраску, логически-смысловую организацию

информации, а также социально-историческую, национальную и жанровую особенности носителей языка.

Интонация служит для передачи смысла, уточнения смысла сказанного и бывает трех типов: повествования, вопроса и восклицания (интонационные единицы). Во всех индоевропейских языках интонации имеют универсалии (общие понятия). На данный момент эти универсалии, как и сама интонация, носят прагматический характер (наименее изученный). Как языковое явление, интонация должна носить характер эвфемизма. Эвфемизм - это адекватность речи.

Компоненты интонации:

1. Мелодика (восходящая, нисходящая и монотон).

2. Пауза - прерывание речи. Она должна составлять 5 /е от речевого потока. Пауза бывает действительная и мнимая. Действительная пауза встречается между предложениями, речевыми тактами и делится на паузу раздумья и паузу действия. Мнимая пауза создается эмфазой, то есть перепадом тона.

3. Регистр. Он бывает высоким, нормальным, низким и служит для адекватности восприятия речи.

4. Тембр: темный - светлый; холодный - теплый; металлический; интимный. Тембр создается работой голосовых связок и голосовых структур (индивидуален для каждого человека).

5. Ритм. Этот компонент интонации свойственен человеку при фонации и афонации. Ритм армирует речь - управляет ею.

Когда все выше перечисленные компоненты интонации взаимодействуют, образуются интонационные конструкции - наименьшие типовые фразы: ИК-1, ИК-2...ИК-7. При этом, ИК-1 обозначает повествование (я пришел); ИК-2,3,4 - вопрос (ИК-2: ты где?; ИК-3: ЧАС прошел?; ИК-4: час ПРОШЕЛ?); ИК-5,6,7 указывает на восклицание (ИК-5: солнечный день!). Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что интонация - это надсегментный уровень. Супрасегментный (надсегментный) - любой из нескольких фонематических элементов, которые рассматриваются как дополнительные по отношению к гласным и согласным фонемам.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое интонация? Для чего она служит?

2. Какие выделяются типы интонации?

3. Что такое универсалии? Какой характер они носят?

4. Каково определение понятия эвфемизм?

5. Какие компоненты интонации вы знаете?

6. Что такое интонационные конструкции?

7. Дайте определение супрасегментному уровню.