На страницах книг, предназначенных для заметок, есть больше наших рисунков, чем каких-либо записей. Символ, который вы рисуете, имеет огромное значение при раскрытии вашего психологического портрета.

Небольшие рисунки могут раскрыть и ваше настроение. В статье описаны самые распространенные рисунки и дана их психологическая расшифровка.

Глаза, как известно, часто изображаются на рисунках. Они являются зеркалом души, поэтому люди, у которых есть привычка рисовать глаза, чувствуют, что люди следят за ними и вторгаются в их личную жизнь. Такие личности по природе наблюдательны и подозрительно относятся к другим людям.

Существуют разные типы изображения глаз. Большие глаза говорят о том, что человек интроверт, а закрытые символизируют о грусти или неприятии обществом.

Человек, который рисует цветы, — счастливая и позитивная личность, ориентированная на семью. Он также хочет раскрыть свои эмоции перед другими, отображая самосознание и личностный рост, точно так же как цветы, которые должны распуститься.

Заостренные лепестки указывают на то, что человек не дарит теплоты своей души.

Цветы в руинах говорят нам, что художник чувствует себя обремененным, а тернистая роза изображает предательство в любви.

Имена

Написание вашего собственного имени говорит о том, что вы личность, которой нравится быть в центре внимания. Если человек изображает свое имя постоянно, то это сигнализирует о каких-то внутренних проблемах или попытке самопознания.

Если постоянно пишется чужое имя, то очевидно, что вы в плохом или хорошем смысле одержимы этим человеком. Крупная подпись свидетельствует о том, что вы ощущаете себя в большей степени в будущем. Мелкая подпись говорит о слабости и незаметности личности. Человек, пользующийся различными типами подписи, находится в поисках своего я.

Сердца

Сердце символизирует любовь, поэтому изображающий его человек либо является воспевателем любви, либо пылкое чувство посетило его самого.

Часто сердце изображается в пламени. Этот рисунок интерпретирует божественный свет любви. Если сердце пронзаемо стрелой, то это символизирует боль, причиненную любовью.

Стрела — один из самых распространенных символов, изображающих амбиции или жизненную цель. Изображение стрелы означает, что вы находитесь в активном действии для достижения определенной цели. Чем острее стрелка, тем более важная цель поставлена на подсознательном уровне.

Думая о том, кто как рисует символ, можно с уверенностью сказать, что более отчетливое изображение часто является стрелой амура, указывающей на влюбленность. Такой рисунок может дополняться изображением сердца. Но простая стрелка характеризует автора как человека, который определился в жизни.

Кубы

Рисунки, изображающие 3D-фигуры или кубы, — это конструктивная работа. Рисунок трехмерного куба предполагает, что его автор видит все стороны ситуации, а также является обладателем аналитического мышления. Такое изображение можно интерпретировать как ощущение замирания на каком-то действии, как будто человек находится в настоящем, но планирует что-то на будущее. Если вы любите рисовать кубы, то вы организованны и практичны в жизни.

Стопка сбалансированных ящиков, которые могут упасть, указывает на наличие стрессовой ситуации.

Рисование простого квадрата, говорит о том, что вы видите только то, что находится перед вами, в отличие от людей, изображающих фигуры в формате 3D. Этот человек видит всю ситуацию со всех сторон.

Дома

Рисование дома говорит о том, что вы должны обеспечить безопасность в жизни. Дом на холме указывает на чувство одиночества. Двери или окна в доме говорят, что человек нуждается в том, чтобы рядом с ним находились другие люди.

Дым, поднимающийся вверх по дымоходу, указывает на то, что автор имеет положительное отношение к жизни.

Фигурки из палочек

Судить о характере человека по столь незамысловатым изображениям можно по таким деталям, как улыбка или грустное выражение личика на палке. Иногда такие рисунки свидетельствуют о том, что человек пытается найти решение какой-то проблемы или же он пребывает в скучном настроении, чувствуя себя застрявшим в какой-то ситуации, из которой хочется вырваться.

Также говорят, что люди, которые склонны рисовать фигуры, сосредоточены и ориентированы на жизнь, а также всегда контролируют свои эмоции.

Душевное состояние человека, изображающего лицо, может быть оценено при анализе эмоции, которое он ему придает. Обычное круглое лицо говорит о том, что человек счастлив словно ребенок.

Человек, который рисует красивые лица, считается социальным.

Изображение уродливого лица ассоциируется с плохим характером автора или свидетельствует о том, что он чувствует угрозу от окружающего его мира. Это указывает на то, что человек является интровертом.

Ирина Якимова

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – всё это и есть мир наших чувств и эмоций.

Распознавание и передача эмоций, при всей кажущейся простоте, - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Детей необходимо учить выражать свои эмоции, чувства. Учить понимать чувства и эмоции другого человека (как взрослого, так и сверстника). Ведь непонимание другого человека ведёт к страхам, переживаниям, скованности, неловкости, а, в связи с этим, враждебности, неадекватности поведения, отчуждённости.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Игра «Альбом настроений»

Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.

Как-то раз, перебирая старые книги и журналы, в моей голове появилась идея вырезать из них иллюстрации и дать им «вторую жизнь». Я разложила их по группам, каждая из которых создавала определённое настроение: радость, грусть, страх, злость, удивление, покой… Дома нашёлся альбом времён моего детства, там и расположились иллюстрации – каждая в своём разделе. Началом всех разделов стали пиктограммы (схематическое изображение эмоций) и отрывки сказок К. И. Чуковского.



В конце альбома я вклеила иллюстрации, создающие разные эмоции, перемешав их – задание на закрепление.


Ребятишки с удовольствием отгадывали эмоции по фрагментам сказок, рассматривали иллюстрации, рассказывали, какое настроение они у них вызывают и почему. Кроме этого, после работы с таким альбомом, детям можно дать домашнее задание – найти и принести из дома какие-либо иллюстрации, создающие определённое настроение. Таким образом, создать «Альбом настроений» вместе с ребятами.

Игра «Мимический кубик»

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы).


Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.

Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».

Четвёртый вариант: К «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.


Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в гости» так, как сказала бы грустная лиса).

Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.


Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть сердитым во время глажки белья…

Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.

Игра «Разноцветные конверты»

В игре участвует группа детей количеством до 10 человек. Каждый ребёнок получает комплект из 7 карточек-пиктограмм, обозначающих основные эмоции (радость, страх, удивление, грусть, слёзы, покой, злость, каждый своего цвета. Дети раскладывают карточки перед собой и выполняют различные задания.



Вариант 1.

Цель: учить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены дети, звери, сказочные персонажи в разном настроении.

Необходимо найти пиктограмму, соответствующую показанной карточке.



Можно в ходе игры просить детей вспомнить или придумать ситуацию (вспомнить эпизод сказки, в которой у показанного персонажа могло возникнуть то или иное настроение.

Вариант 2.

Цель: учить различать эмоциональные состояния по интонации голоса, мимике и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог произносит какую-либо фразу с разной мимикой и эмоциональной окраской («Наступила осень» - грустно, «У меня скоро День рождения!» - весело, «Я не буду с ним играть!» - сердито и так далее). Детям необходимо найти подходящую пиктограмму.

Усложнение игры: педагог показывает любую пиктограмму из своего комплекта, дети самостоятельно придумывают подходящую к ней фразу и произносят её с необходимой интонацией и мимикой.

Вариант 3.

Цель: учить различать разнообразную по характеру музыку и соотносить её с графическими изображениями.

Описание. Педагог включает фрагменты музыки, создающие разнообразное настроение, дети находят и поднимают подходящую пиктограмму (можно использовать фрагменты классических произведений Чайковского, Шопена, Бетховена, Моцарта, Шостаковича и другие)

Надеюсь, что эти игры пригодятся в работе педагогам дошкольных учреждений!

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Как нарисовать эмоции. Эмоции в портрете карандашом

В этом уроке мы рассмотрим как изменятся лицо человека, выражая различные эмоции. При выражении раных эмоций меняется взгляд, зрачки (сужаются или расширяются), поднимаются уши, губы растягиваются в улыбке или наоборот сужаются, и так далее:) Ниже представлены этапы написания портрета человека, наполненного такими эмоциями, как счастье, страх, презрение или ненависть, злость или гнев

Как нарисовать страх, как нарисовать испуг карандашом.

Начинаем рисунок с осевой тонкой линии, сразу определяем габариты головы.
Делим осевую линию на три равные части
Легкими линиями определяем кончик носа, направление бровей, крвизну глаз.
С помощью штриховки рисуем брови, зрачки. Глаза буду чуть-чуть расширены (от страха:)
С помощью штриховки лепим форму носа
Рисуем волосы и уши нашему персонажу, наносим штриховку на них
Рисуем рот, который будет перекошен, тем самым будет передаваться эмоция страха. Когда человек чего-то боится образуется складка между бровями. Наносим штриховку на всю поверхность нашего рисунка. Все, с изображения на вас смотрит испуганный человек

как нарисовать счатсье на лице человека

Начинаем рисунок с начертания осевой тоненькой линии карандашом, определяем габариты головы
Осевую линию делим на три равные части как и предыдущем этапе
Определяем форму головы легкой линией
Сильно не нажимая на карандаш, прорисовывем брови, нос, определяем разрез глаз
С помощью штриховки рисуем брови, зрачки. Глаза будут максимально сужены. Когда человек улыбается, вокруг образуются складочки
Рисуем рот, на щеках появятся слегка заметные ямочки, появятся ярко выраженные щеки. Рисуем уши. С помощью штриховки лепим всю нашу голову.
Нашему персонажу добавляем прическу, одеваем его. Наш рисунок готов.

Как нарисовать презрение, высокомерие

Как всегда начинаем с осевой линии. Сразу определяем габариты головы модели.
Осевую линию делим на три равные части. Это будет уровень бровей и нос.
Рисуем карандашом очертание головы
Рисуем нос и брови, намечаем шею с воротником
Рисуем глаза. Хочу обратить внимание на то, что разрез глаз будет слегка сужен. Сразу наносим штриховку на газа, наш рисунок начнёт оживать.
Намечаем складки у глаз. Потому что когда человек щурится у него образуется масса складок. Рисуем рот с чуть-чуть виднеющимися зубами. Намечаем подбородок.
Рисуем волосы и уши нашему персонажу
Заключительный этап наносим штриховку на всю поверхность нашего рисунка, места где проходит тень штриховку наносим более интенсивно. Наш рисунок готов.

Как нарисовать гнев, злость в портрете

Чертим осевую линию, где будет расположена наша голова
Делим ось на три части карандашом. Части должны быть равны
Легкими линиями определяем кончик носа. С помощью штриховки рисуем брови. Самая важная часть лица в этой эмоции это брови. Они будут иметь острые очертания.
Рисуем глаза. Брови будут нависать над глазами. С помощью штриховки показываем форму носа
Рисуем волосы и уши.
Рисуем рот. Верхней губы практически не будет видно. Рот будет максимально сжат. Наносим штриховку. Наш рисунок готов.
Все рисунок готов! Перед вами человек в гневе нарисованный карандашом