Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия) — норвежский живописец и график, тяготевший к символизму и экспрессионизму.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Мунк Эдвард

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог.

В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно.

Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.

скелета .

Сегодня мы посмотрим и чуть-чуть поговорим, о великом таланте Эдварда Мунка.
Мунк вместе с Ван Гогом и с ещё одним художником тех лет, ответственнен за появление
экспрессионизма.
Экспрессионизм, это явление такого диапазона, что можно сказать не передёргивая,
что почти все новые стили, которые появлялись до конца 50-х годов, были в определённой
степени экспрессионизмом

Но в любом случае, Новая Вещественность (Объективность) и Веризм, которые
мы видели в блоге про замечательного немца Шада, были просто экспрессионизмом
в движении и в развитии.

Мунк, Сестра Ингер.1892 .


На другой день.(1894-1895)

Как говорил поручик Ржевский:--- Чем лучше вечером, тем хуже утром!---
Эта истина интернациональна. Она верна для всех языков и всех народов.

Экспрессионизм появился когда пост-импрессионизм был ещё не в самом конце.

Импрессионизм, происходит от значения---ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Импрессионисты создавали на полотне
их впечатление от данного момента жизни
(скажем, чтобы понятнее, впечатление от момента жизни на плэнере)--
-впечатление пропущенное через их творческое восприятие. Импрессионизм писал впечатление
от того, что видел.Это просто.

Экспрессионизм был новым и невиданным шагом вперёд. Конечно величайший революционер Гойя
делал подобные вещи.
И у него все учились. Особенно Пикассо и немцы-экспрессионисты.
И может быть и Эль Греко что-то делал в этом роде..Но это было давно.
Мунк принадлежал современности!


Меланхолия. 1896

Экспрессионизм происходит от значения-----ВЫРАЖАТЬ или ВЫРАЖЕНИЕ, Такой концепции ещё
не было. Экспрессионист, главным образом, ВЫРАЖАЛ его внутреннее Я.
Он, когда писал, в первую очередь создавал на полотне ВЫРАЖЕНИЕ его ощущения, его осознания, и
ещё чего-то, что сидит очень глубоко. Это ещё не был сюрреализм. Но начало положили Мунк и ван Гог.


Мёртвая мать.(1899-1900)

Посмотрите на эту картину. Эта работа очень хороший пример экспрессионизма, или если хотите,
то предтечи экспрессионизма.
Мунк не написал мёртвую маму центральной фигурой, вокруг которой присутствующие могли бы горевать.
Это не реализм.

Мунк потерял маму, когда ему было 5 лет. Это было одно из центральных событий, круто изменивших
его жизнь.
Мунк, выражает своё осознание и ощущение, через трагическое поведение ребёнка. Девочка закрылась от звуков
внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что мама--умерла. Это несложно. Эспрессионизм--это выражение себя.


Весенний вечер на улице Karl Johan. 1892 Осло .

Какая замечательная работа.

С 1891-92 годов, Мунк начал создавать работы в стиле экспрессионизма. Как вот эта картина
про Весенний Вечер.

Отец Мунка был военный врач, который остался с пятью маленькими детьми на руках после смерти жены.
К тому же он не умел достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить семью.
Он всё время давил на сознание детей, тем что говорил им,что их мама сверху смотрит и
следит за каждым
их поступком. Ничего хорошего, кроме лишнего давления на детскую психику, такое воспитание
не могло принести.
Детство было нелёгким. Но талант ребёнка заметили очень рано. И он начал учиться. Сначала дома,
а потом в Академии. При всём уважении, но сам Крог, который учил одно время Мунка, был только Крог.
К счастью нашлись спонсорские деньги и Мунк поехал в центры авангарда. В Париж и в Берлин.


Мунк Эдвард. Крик. 1893.
Одна из версий великой картины. Национальная Галерея. Осло, Норвегия.

В 1893 году, Мунк создал эту, АБСОЛЮТНО знаковую работу для экспрессионизма.Про эту картину нужно очень долго рассказывать если со всеми деталями. Этого уже больше нету.
Поэтому, поместите картину во весь размер, удобно откиньтесь и не напрягаясь, но сосредоточенно посмотрите на центр картины где-то с полминуты. Вы услышите, или почти услышите,--крик.
Эта великая картина --КРИЧИТ!

Для развлечения.
Вот так картина, название которой по-русски "КРИК", называется в норвежском оригинале на языке
художника---"SKRIK" (СКРИК!)
Вот после этого, пусть ещё раз расскажут, что викинги не оказали влияния на язык и развитие славян.

Историю можно переписать, но её нельзя переменить.
Шекспир. сонет 155.


Половая зрелость. 1895 .


Потеря девственности. 1890-91
Гоген, Поль, (1848-1903), Gauguin, Paul

Это моё личное ощущение. Но достаточно твёрдое.Эти две работы --увязываются между собой.
Между этим работами есть связь похожести между отношением обоих художников к теме.
Может быть недаром эти два художника были по-настоящему дружны?

Я уже не приглашаю никого высказываться. Я вообще никому здесь не должен.
Как сказал в переносном смысле христианский лидер--Не мечите бисер...--
Но если у кого-то есть своё мнение, то мы с удовольствием послушаем.


Мунк, Роза и Амелия .

У меня нет года, но это не позже 20-х. Ботеро ещё даже не родился. Но Мунк не стал
развивать успех из поп-культурной идеи. А сегодня везде кричат --Ах, Ботеро, Ох Ботеро!


Больная девочка.
С этой картины начался новый Мунк.

Мунк написал в 20-х годах очень приличную автобиографию. В ней он описывает, как
ему пришли в голову главные идеи, объясняет работы с его точки зрения. Интересно.
Это он сам и написал, что с этой работы он резко переменился. Главные, значимые работы Мунка
написаны в экспрессионизме. Но работ не относящихся к экпрессионизму, больше.
Поэтому вы увидите и такие работы.

Эта картина, как и многие другие увязана на жизнь самого художника.
Его старшая сестра, Иоганна Софи умерла в 1877 году, в возрасте 15 лет от туберкулёза, как и их мать.
Смерть сестры повлияла на Мунка и он не мог этого забыть.Об этом и картина, написаная через годы.
Это уже новый Мунк.


Мунк, Автопортрет с бутылкой вина. 1906

Прекрасно!


Танец жизни. 1899

Такая луна и такое отражение в воде, не раз встречается у Мунка.
Я не думаю, что это отражение--фаллическое. Просто так выглядит.


Смерть в комнате больной. 1895.

Смерть Софи не забывалась. Это этапная картина экспрессионизма о смерти старшей сестры Мунка.
Она в кресле и Мунк сумел создать смерть прямо в воздухе, не показывая нам покойницу.
Софи умерла или вот-вот умрёт. Перед ней их отец, врач. Рядом кажется сиделка. (Я забыл)
Реакция отца, по-видимому говорит, что больная умерла. Слева в глубине картины, брат Мунка, не в силах смотреть на происходящее.
На переднем плане две сестры. Одна видимо сидит и плачет, а вторая тоже не может заставит
себя посмотреть на покойницу.
И только сам Мунк, согласно его собственной композиции картины, смотрит прямо на сестру.
Наверное ему психологически это было нужно.
Он тяжело перёнёс смерть сестры.


Мунк. Женщины на трёх стадиях.


Автопортрет с сигаретой. 1895


Мунк. Сестра Ингер. 1884
У Мунка действительно было психическое заболевание. У него была маниакальная
депрессия. В 1908 году он сам лёг в клинику знаменитого профессора. После модного
тогда лечения электрошоком, его живопись стала светлее и может быть
перестала так давить на психику зрителя. Трудно сказать.
Но краски и свет на полотне действительно переменились.


Мунк. Женщины.
Мунк немало лет жил за границей. в основном в Париже и в Берлине. Среди его современников
он заимствовал у Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Ему нравилось как они используют цвета
и передают чувства. Кроме того, открытый протест Гогена против реализма совпадал с тем, что тогда
думал о развитии искусства
живописи и сам Мунк.


Ратенау, Вальтер. 1907

Интересно, что Мунк написал Ратенау.
Ратенау, это тот самый министр иностранных дел Германии,
который подписал
Раппальский договор с СССР, и закончил экономическую и политическую
изоляцию СССР. Патриоты объявили, что еврей продал Германию
большевикам и через два месяца убили его.


Munch Edvard, Anxiety,(нервозность) 1894
С 1910 года Мунк жил только в Норвегии до самой смерти. Он стал чем-то вроде
национального героя. Выставки, заказы от государства. Он получил степень рыцаря
королевского ордена, а потом ему дали высшую степень этого ордена. Но Мунк не был тщеславен.
Последние десяток лет и даже больше, он работал меньше и не всегда успешно.
Среди картин на этой странице, я поместил два НЮ, ("Женщины" и "Женщины на трёх стадиях")
и это не самые успешные работы художника.


Девушки на причале. 1904 .


Мунк. Дама из моря. 1896


Четыре девочки в Aasgaardstrand.



Мунк. Пепел. 1894.

Мунк не посыпал себе голову пеплом в конце жизни. Он преуспел. Но он так и не женился.
Похоже что он был по его психологии неженатиком. У него была длинная связь с аристократкой,
но как она его не упрашивала, он не соглашался пожениться с ней. Ещё одна, оченьбогатая женщина,
вытворяла отвратительные вещи, чтобы заставить Мунка жениться. Конечно, ничего не вышло.


Мадонна.(1894-1895)

"Мадонна", это великая картина. И она среди самых знаменитых картин Мунка в мире.
"Крик" похитили из Национальной Галереи в 1994 году. Сумели найти.
В 2004 году из музея
Мунка украли другую версию картины Крик" и"Мадонну" Тоже нашли, но реставраторам
пришлось немало поработать над повреждениями.

Самая дорогая картина Мунка на сегодня, была продана "Сотби" три года назад за больше
чем 38 млн. долларов.
Это была картин "Вампир". Я её не люблю, и поэтому не помещаю


Автопортрет между часами и кроватью.1942
Мунк, Эдвард(1863 - 1944) Munch Edvard

Только в музее Мунка в Осло находятся 1100 работ маслом, 4500 рисунков и 18 тысяч
отпечатков с гравюр. Мунк был очень успешный художник-гравёр.
Сегодня и уже очень давно, мощное и фундаментальное влияние Мунка на развитие
авангардной живописи в 20-м веке заслуженно признано всеми.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Вениамин.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И в частности на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видео-кассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из 19 века удалось «пробраться» в век 20 и даже 21? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было зрителю 19 века. Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивая красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительно. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждая страх одиночества и смерти.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро. Который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. , Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Оно тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда в 19 веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму – плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.


Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся из реального мира. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам. Создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А на ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи от одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. А его друзья пошли дальше по мосту. Он же почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувшихся неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, она более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с более позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии неплохие условия для появления такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» – не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его репертуаре немало вампиров и убийц.



Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появляются на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».


Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.


Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

А ещё тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве,

Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Слабый и болезненный от рождения Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте: она умирает от туберкулеза в 1868 году. Самым близким человеком для мальчика становится старшая сестра Софи. Но и она умирает от туберкулеза в 15 лет, в 1877 году. Эти трагедии, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.

В школьные годы Мунк проявлял значительные способности в химии, математике и физике. В 1879 году отец настоял, чтобы Эдвард, мечтавший о карьере художника, поступил в технический колледж. Мунк бросает техникум на первом году обучения и в 1881 году поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел.

В годы студенчества Мунк пишет пейзажи и окружающих людей в стиле близком к импрессионизму и натурализму, но остается недоволен своими первыми опытами. В отображении действительности формируется собственная, экспрессивная манера Эдварда Мунка. В 1883 году вместе с сокурсниками он принимает участие в первой выставке. Творческие успехи сына ненавистны его крайне религиозному отцу. Конфликт между Мунком и его отцом заканчивается окончательным разрывом отношений.

В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Плоды больного воображения Мунка кажутся публике слишком мрачными и жестокими...

В Париже, в 1889 году, Мунк посещает выставки и школу искусств, ведет богемный образ жизни, который плохо отражается на его здоровье. А в декабре умирает его отец. Мунк подавлен, страдает галлюцинациями и мыслями о самоубийстве…

В 1892 году Мунку предложена выставка в Берлине. Картины вызывают скандал и выставку закрывают через неделю. Мунк иронизирует, что невинная живопись, смогла поднять такой ажиотаж. Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене.

Проводить в Норвегии лето стало традицией для художника, в остальное время года он много путешествовал по Европе и много работал: литографии, гравюры, иллюстрации, акварели. В 1893 году рождается первая версия «Крик».

В 1896 году на выставке в Париже Мунк впервые обласкан критикой. Его называют основателем экспрессионизма – нового направления в живописи. Мунк успешно продает несколько картин, но признание, деньги и слава не приносят счастья. Состояние здоровья и психики художника ухудшаются, он покупает уединенный дом в Осгордстранде. До 1906 года дом будет пристанищем от людей и собственных страхов художника.

В 1899 году начался долгий бурный роман Мунка с Таллой Ларсен. Мунк оказался не готов стать супругом, а предательство любимой повергло его в жестокую депрессию. К осени 1908 года паранойя и галлюцинации на много месяцев загоняют Мунка в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона, но художник продолжает творить и там.

Слава и признание, пришедшие к зрелому Мунку, знаменуются чередой триумфальных выставок в Европе. В 1915 году он принимает участие в международной выставке в Сан-Франциско. Мунк путешествует, а затем истощенным возвращается в Норвегию, чтобы создать новый шедевр полный боли и страсти, любви или страха…

Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии, и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.

«Крик» от души

Эдвард Мунк. Один из самых странных и непостижимых авторов, которые до сих пор не поняты многими ценителями живописи. Но с Мунком наоборот, всё вроде в порядке и многие его произведения оценены и одобрены и покупаемы до сих пор. Но вот что странно, одна картина выдавила из популярности все остальные. Имеется ввиду . Знаменитая, непостижимо страшная и загадочно пугающая картина, от которой просто веет ужасом.

О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: “Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге”. И вправду на полотне виден пирс, несколько в стороне видны фигуры людей, а на переднем плане человек с искажённым от ужаса лицом и с открытым ртом. И причём не поймёшь что это за человек, какого рода: то ли женщина, то ли мужчина, но крик как будто пронзает душу. Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой. И вроде ничего такого в этом полотне нет, да вот история его жизни после создания потрясает.

Многие учёные давно утверждают что полотна, созданные при сильнейшем психическом расстройстве художника способны навредить энергетической ценности здорового человека, то есть простого посетителя. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Как? Можно конечно многое приписать к случайным совпадениям, но полотно не раз приносило несчастье тем, кто имел более или менее тесный контакт непосредственно с изображением. Что же случалось? Несчастья. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Ни пользу. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Правда, при этом он навсегда прикован к инвалидному креслу, поскольку попал в автокатастрофу и пострадал, там получив большое количество травм. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Но практически тоже самое случается и с посетителями. К сожалению, нет подсчетов, сколько людей сошло с ума, всматриваясь в это полотно, но зато есть свидетельство как один человек осмелился прикоснуться к картине… просто прикоснуться, а потом он сгорел заживо в собственном доме. Скажите проклятье? Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия… возможно, это одна из этих четырёх версий.

Эдвард Мунк умер в возрасте 81 лет. Но он так и не избавился от своей шизофрении, от своих фобий, главная из которых была боязнь секса. С женщинами он общался, но вот само действие казалось ему мерзким и нечто греховным, но при этом он не был набожным человеком. Сколько смесей всего! Сколько всего было замешано в этом человеке!!! Но он оставил нам «Крик» и кажется ещё долго Мунк будет напоминать нам о себе при помощи своего великого полотна.

Алексей Васин

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия - 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия - норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Творчество Мунка

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

Девушка на берегу Три стадии женщины (Сфинкс) Утро

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.

Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фото-искусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны.