В музее истории Москвы помимо всяких ложек-поварешек существует экспозиция, на которой представлена реконструкция так называемого «домика мертвых» дьяковской культуры. Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров - предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.

Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.

Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства...

ИЗБУШКА БАБЫ-ЯГИ

«Домик мертвых» - это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.


Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста - маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.

Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга - женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.

РУССКИЕ - НЕ СЛАВЯНЕ

Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):

«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).

Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.

Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения.

И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) (Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1957. М.-Л.):

«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.

Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган (В.И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье Л., 1934, стр. 5.)

В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.

Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.

В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.

Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».

Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников - крестами с двускатными крышами (В.И. Равдоникас, ук. соч., стр. 20, рис 24 и 25).

Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».

Карельское старое кладбище


Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских - финно-угры Московии - хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №9, 2012

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть - Камыштинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа:

«Почему избушка на курьих

ножках»

Выполнили:

учащиеся 3 класса

октябрь 2015г.

Руководитель:

Костякова Наталья Васильевна

Введение

Читая русские народные сказки, где встречается избушка на курьих ножках, нас навели на мысли: почему избушка на курьих ножках? И мы решили провести исследовательскую работу и создать свой проект.

Проблема исследования: найти ответ на вопрос: почему ножки у избушки курьи?

Цель: выявление смысла избушки Бабы-Яги в русских народных сказках

Задачи:

    Как выглядит избушка Бабы-яги

    Выяснить, почему избушка на курьих ножках

    Определить причины появления избушки

Гипотеза исследования: доказать, что избушка на курьих ножках является важной составляющей обрядового действия.

Этапы работа над проектом

1этап. Подготовительный.

    Обсуждение названия проекта.

    Планирование.

    Распределение заданий. Одна группа рисует, другая выполняет поделку избушки на курьих ножках.

2 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

1.Поиск информации в интернете

2.Посещение сельской и школьной библиотек. Знакомство с сказками Александра Афанасьева

2.Просмотр сказок

3. Оформление работ.

3 этап. Заключительный. Представление результатов (презентация), з ащита работ.

Ход проекта:

1 этап. Подготовительный.

Распределились на группы. Каждая группа получила задания: кому сходить в библиотеки школьную и сельскую и принести сказки, в которой говорится о Бабе-Яге и избушке на курьих ножках. Другая группа готовит материал из интернета. Третья - поделку домика.





Познакомились с творчеством Александра Николаевича Афанасьева. (Афанасьев - русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Нашли сказки, вычитали, где есть избушка на курьих ножках. («Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Заколдованное королевство», «Баба-Яга и заморышка», «Василиса Прекрасная» и др. Прочитали сказки и выявили систему, что избушка стоит в лесу, а лес на краю света, дремучий, непроходимый (для всех, кроме главного героя) и практически безжизненный.

2.


Этап. Исследовательский.

Происхождение выражения: «Избушка на курьих ножках»…

Во многих русских народных сказках часто можно встретить образ Бабы Яги. Баба-Яга – один из самых любимых детьми сказочных персонажей. Так как она всегда разная, к ней испытываешь много разных эмоций – от страха до уважения. Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых, имеет очень страшную и пугающую внешность, она летает в ступе, у нее есть черный кот, волосы ее косматые, а косы расплетены (у славян распущенные волосы олицетворяли связь с потусторонним миром), многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.



Мифическое место обитания Бабы Яги - избушка на курьих ножках, одно из самых загадочных, сказочных жилищ. По преданиям, стояла эта избушка на больших курных ножках. Подчинялась избушка только Бабе Яге, и доброму молодцу из русских сказок, который мог командовать ей на своё усмотрение: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу - задом». Какова же реальность, лежащая под толстым слоем вымысла? Был ли у избушки реальный прототип или курьи ножки – это не более чем мифологическое преувеличение? Некоторые исследователи славянской культуры (В.Я. Пропп и др.) придерживаются той точки зрения, что Баба Яга являет собой представительницу мира мертвых или проводника в иной мир, и, следовательно, связывают этот образ с погребальными ритуалами.

Избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян. Раньше славяне не хоронили мертвых, как это делают сейчас, а кремировали т.е. сжигали труп в специально оборудованной печи. Строили для них избушки – домики , которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) пеньки. В сказках они представлены как куриные ножки. Курьи это не куриные, а обкуренные дымом. И после кремации помещали прах в могильные домики. Люди верили, что душа с дымом костра поднимается в небо. Отсюда появилась Баба-Яга - нечисть, живущая в таком гробике. В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье. Впоследствии этот образ, видимо, и был положен в основу избушки Бабы Яги, как персонажа, тесно связанного с Царством мёртвых.

В сказках у избушки ножки представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов, символ плодородия.

Другая версия

Раньше избушки строили так: срубали несколько (в зависимости от размера и количества произрастающих рядом) деревьев, связывали пеньки нижней обвязкой и строили сверху дом! Пни выпускали корни из земли. А на что они походили? на птичьи лапки!

Вывод

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Баба- Яга. Осветив гипотезы происхождения столь необычного жилища, мы обнаружили возможность существования каждой из них в текстах русских народных сказок и доказали, что избушка на курьих ножках являла собой важный элемент обрядовых действий наших предков – древних славян.


Список использованной литературы:

    Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.,

Просвещение, 1999 г

2. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»-м.: Русское слово, 1997

3. Википедия. Почему избушка на курьих ножках?

Иногда очень хочется, чтобы среди обыденных вещей в нашем доме был кусочек сказки. Самое интересное, что его можно сотворить своими руками — главное иметь желание и свободное время. Давайте сегодня смастерим избушку на курьих ножках. Нет, не покосившийся ветхий домик, а симпатишный милый уголок для Бабы-Яги, ведь не во всех сказках она злая и коварная.

Нам необходимо:

  • две бамбуковые салфетки разного оттенка;
  • гофрированный картон;
  • кабель с двумя жилами или плотная проволока;
  • пряжа молочного, желтого и коричневого цвета;
  • деревянные шпажки;
  • фоамиран черного и белого цвета;
  • акриловые краски и кисточка;
  • пеноплекс или пенопластовые бабины;
  • деревянный пенек;
  • пенопластовый гриб;
  • клеевой пистолет, секаторы, ножницы, карандаш, линейка.

Сначала определимся с размерами нашего домика. Сама избушка будет высотой 21 см плюс ножки высотой 12 см. Из гофрированного картона вырезаем стенки и дно домика таких размеров:

Отдельно вырезаем детали для крыши.

Каждый элемент избушки будем по отдельности обклеивать бамбуковыми палочками. Для этого распускаем салфетку.

Берем одну сторону и приклеиваем к ней палочки.

Клей наносим по всей длине, а не только по краям. Обидно будет, если какая-нибудь деталька со временем отскочит. Обязательно чередуем цвета. Когда вся стенка заклеена, обрезаем лишнюю длину палочек секаторами. Так обклеиваем четыре стороны домика и два треугольника крыши. Процесс конечно длительный и очень кропотливый, но результат того стоит.





Если по задумке у избушки есть двери и окошки, лучше их оформить сейчас — так удобнее работать, а готовый вариант будет аккуратнее. На одной из сторон намечаем желаемый размер дверей, в данном случае высота 8 см, ширина 6 см. Нарезаем палочки светлого цвета длиной 8 см и приклеиваем их вертикально. Из палочек темного цвета вырезаем окантовку дверей и также приклеиваем.

Из фоамирана черного цвета вырезаем квадрат со стороной 6 см, из белого вырезаем два прямоугольника размеров 1,5 см на 6 см. Один край делаем волнистым и приклеиваем наши шторки на черный квадрат. Заготовку приклеиваем на стену.

Светлыми палочками обклеиваем окошко по контуру и делаем перегородку.

Собираем домик: стенки вплотную прикладываем друг к другу и с внутренней стороны фиксируем скотчем.

Готовый короб склеиваем с дном. По всем швам можно для надежности подлить клей.

Склеиваем также каркас крыши избушки.

Приклеиваем к нему обклеенные треугольники.

Закрываем верхние срезы палочками темного цвета.

Приклеиваем крышу на стенки домика.

Разворачиваем к себе одну из сторон крыши, приклеиваем сверху и снизу две горизонтальные палочки длиной на 1,5 см больше с каждой стороны самой крыши. Обклеиваем всю часть палочками темного цвета.

Также обклеиваем и вторую сторону. Сверху на стыке двух половинок приклеиваем две светлые палочки, а между ними шпажку.

Вырезаем из гофрированного картона прямоугольник со сторонами 12 см на 17 см. Приклеиваем на него весь домик. Все углы обклеиваем тесьмой.

Обклеиваем светлыми палочками крыльцо нашей избушки. По контуру приклеиваем шпажки.

Приступаем к ножкам: кабель или проволоку разрезаем на отрезки по 17 см — 12 см оставляем на ножку, 5 см сгибаем на лапку. На каждую ножку нарезаем по три таких отрезка. На двух отрезках зачищаем кабель от оболочки, разводим жилы. На третьем отрезке зачищаем только край для когтя — не более 1 см.

Обматываем светлой пряжей коготки, фиксируем ее клеем. Причем центральный палец будет из двух жил разных отрезков.

Обматываем пряжей желтого цвета крайние пальцы.



В последнюю очередь обматываем средний палец, дойдя до стыка трех пальцев, хорошо обкручиваем их и с наружной стороны и с внутренней.

Обкручиваем пряжей всю ножку. Далее берем кусок пеноплекса и вырезаем из него два цилиндра, но это достаточно сложно и трудоемко. Гораздо проще взять две бобины, на которые наматывают ленты. Их размер 5 см на 3 см.

Одеваем их на наши ножки.

И срезаем низ так, чтобы было похоже на настоящую ногу курицы.

Обматываем коричневой пряжей.

Вернемся к домику и добавим немного деталей. На фасад приклеиваем три кусочка шпажек длиной не более 1 см.

Берем полосу обычного картона размером 4 см на 8 см. Склеиваем ее.

Обклеиваем палочками темного цвета.

Шпажку длиной 10 см обклеиваем палочками с веника. Приклеиваем нашу ступу, а в нее метлу.

Мухоморы. Хорошо нагреваем пистолет, выдавливаем из него на глянцевую поверхность (можно взять обложку от альбомного листа) круглые капли клея. Оставляем их застывать. Снимаем, приклеиваем каждую шляпку на кусочек шпажки. Раскрашиваем красками.

На суровую нитку приклеиваем мухоморчики, а связку приклеиваем на избушку.

Еще немного грибов возле ступы.

И божьих коровок, процесс изготовления которых можно посмотреть в мастер-классе «Осенний топиарий ».

Теперь самое ответственное: необходимо приклеить ножки к избушке. Здесь главное удачно выбрать равновесие. Поэтому не поленитесь несколько раз ставить избушку на ножки, выбирая самый устойчивый вариант. Выбранное место обводим карандашом или фломастером, клей наносим на каждую и з ножек и поочередно их приклеиваем.

Приклеиваем избушку на пенек.

Мухоморов много не бывает.

На крышу приклеиваем сухой осенний лист.

Вот и в нашем доме есть кусочек сказки.

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. 1. Народно поэт. Сказочная избушка Бабы Яги. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… (Пушкин. Руслан и Людмила). 2. Пренебр. О маленьком, неприметном,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

КУРА, ы, ж. (устар. и обл.). Домашняя курица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 ветхое строение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пирогом подперта, блином покрыта (сказочн.) Ср. Это что за избушка на курьих ножках? Да это сарай!.. Островский. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Ср. Иван Царевич … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избушка на курьих ножках - 1) В русских сказках: избушка Бабы яги на куриных ногах. * Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей (Пушкин) 2) О лёгком, непрочном строении … Словарь многих выражений

Избушка на курьихъ ножкахъ, пирогомъ подперта, блиномъ покрыта (сказочн.). Ср. Это что̀ за избушка на курьихъ ножкахъ? Да это сарай!.. Островскій. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка тамъ на курьихъ ножкахъ Стоитъ безъ оконъ, безъ дверей. А. С.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Избушка на курьих ножках - упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом; на куриных лапках, на веретенных пятках. По смыслу повествования И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. Фольк. Бревенчатый домик в лесу, где живет Баба Яга. Ф 1, 221; БМС 1998, 230. 2. Разг. Шутл. О ветхой и маленькой деревянной постройке. Ф 1, 221; БМС 1998, 230; СОСВ, 123; ЗС 1996, 134, 491; Верш. 4, 164. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Школа; здание … Большой словарь русских поговорок

См. ПРИСКАЗКИ …

- (из сказки). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • , . Набор для детского творчества раскроет способности вашего ребёнка. Развивает моторику, внимательность и усидчивость…
  • Избушка на курьих ножках. Модель из бумаги , . Таланты, как драгоценные алмазы, скрыты в каждом малыше, и долг любого родителя добыть их на поверхность. Присматривайтесь к своему ребенку, развивайте в нём творческое начало, занимайтесь…

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».