Остроумие – это умение метко использовать слова и гасить ими любой негатив. Остроумие можно назвать «мышцей» чувства юмора, а значит, если ее не «накачать», о вас никто не будет говорить, как о хорошем шутнике или комике. Хочу, чтобы вы знали, как развить остроумие , поэтому подобрал для вас полезные советы и упражнения для тренировки этой «мышцы».

Чтобы развить остроту ума, вам придется приложить немало усилий, но я уверен, что у вас все получится. Хорошим помощником будут мои полезные советы:

  1. Расширяйте кругозор . Читайте как можно больше книг писателей, которые внедряли юмор и иронию в свои произведения. Для обучения я рекомендую юмористическую литературу следующих авторов: Ильф и Петров, Зощенко, Чехов, Бернард Шоу, Булгаков. Вы можете слушать аудиокниги или читать, но самое главное – замечать шутки и остроумные фразы. Не помешает, конечно, просмотр юмористических фильмов, сериалов и передач.
  2. Практикуйтесь. Без практики остроумие развить нельзя. Старайтесь шутить остро и тонко, как только появится возможность. Не забывайте, что шутка хорошо срабатывает, если в ней присутствует эффект неожиданности.
  3. Смейтесь над собой . Да, я согласен, что это не самое приятное, ведь у всех нас есть свои комплексы. Но именно этот прием используют известные комики, которые заставляют зал смеяться до слез. Да, они остроумны, благодаря тому, что используют самоиронию.
  4. Забудьте о стереотипах . Остроумный человек находит очень быстро, что сказать, и вам придется научиться отказываться от заложенных в обществе штампов и стереотипов. Чтобы развить остроумие, вам необходимо задействовать воображение и речь, искать ассоциации, переворачивать привычные ситуации и видеть в них смешное.
  5. Живите с юмором по жизни. Человек с острым умом не может быть угрюмым и скучным. Если у вас хорошее остроумие, то вы всегда будете в центре внимания в любой компании, у вас будет много друзей, и к вам будут идти за советом. Смотрите по-новому на привычное и находите смешное, тогда о вас тоже скажут, что у вас врожденный талант острить в любой ситуации.

Помните, что для каждой шутки есть свое время, поэтому мало научиться писать шутки, острить и юморить, важно научиться делать это в нужный момент. В качестве упражнений, я рекомендую вам играть в ассоциации и применять базовые приемы для развития остроумия с нуля.

Остроумие — мышца чувства юмора

  • заучивайте наизусть анекдоты и смешные фразы;
  • используйте метафоры и фразеологизмы;
  • не проявляйте отрицательные эмоции на людях;
  • ищите взаимосвязь между людьми, животными, растениями и различными ситуациями;
  • научитесь рисовать карикатуры;
  • смейтесь над шуткой, даже когда вам не очень смешно.

Конечно, шутки не должны литься у вас потоком, ведь вы не клоун! Вспомните поговорку: «Редко, но метко». Именно так стоит делать вам, вставляя какую-то острую фразу в разговор. Я провожу специальные тренинги по развитию чувства юмора и остроумия, и могу с уверенностью сказать, что любой навык можно развить. Более подробно об обучении в школе юмора Comedy School вы можете прочитать в разделе .

Как развивать остроумие: базовые приемы

Если вы хотите стать по-настоящему остроумным человеком, научитесь смотреть на окружающий мир немного по-другому. Придется разрывать шаблоны, стереотипы, играть в ассоциации и даже, возможно, посещать мои тренинги и вебинары. Цель – научиться наблюдать за людьми, обыгрывать любую ситуацию, быстро находить подходящее слово, переводить все сказанное или происходящее в шутку.

Генерируй идеи и развивай остроумие с нуля

Также я подобрал для вас ТОП-5 крутых юмористических приемов, развивающих остроумие:

  1. Перевертыши.
  2. Прямой смысл.
  3. Путаем слова и буквы.
  4. Новые значения фразеологизмов.
  5. Гиперболизация.

Чтобы вы смогли использовать эти приемы для развития остроумия, я приведу несколько примеров каждого из них.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Пословицы и поговорки – лучший инструмент для развития остроумия, ведь вы можете менять местами фразы или самостоятельно придумывать их окончание.

Повторение – мать учения. Заикание – исключение.

И овцы целы, и волки сыты… И пастуху вечная память.

Что у трезвого на уме, то у пьяного на практике.

Одна голова – хорошо, а две – генетическое отклонение.

ПРЯМОЙ СМЫСЛ

В русском языке мы часто употребляем слова и выражения с двойным смыслом. Ваша задача состоит в том, что вы откидываете обстоятельства и воспринимаете фразу буквально.

Жена говорит мужу: «Поддержи меня». Муж отвечает: «Ты что падаешь?»

— Выпей аспирин и на утро будешь свежий, как огурчик.

— Что зеленый и в пупырышку?

ПУТАЕМ СЛОВА И БУКВЫ

Менять буквы в словах или слова в предложениях – хорошее упражнение для развития остроумия и чувства юмора. Вы можете довести этот навык до автоматизма, чтобы шутки были в вашей повседневной речи.

Пример 1. Снегурочка – Огнесручка.

Пример 2. Магазин – Гамазин.

Пример 3. Подруга – Подлюга.

Пример 4. Труд кормит человека, а лень портит – Лень кормит человека, а труд портит.

Пример 5. Кофе с молоком – Мофе с колаком.

Поверь, в твоей голове много остроумных фраз

НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Казанская сирота ­– Российская сирота

Склеить ласты ­– Склеить угги

Кнут и пряник – Молоток и бублик

Камень за пазухой­ ­– Баксы за пазухой

Корова языком слизнула ­– Сосед языком слизнул.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ

Этот прием подразумевает сильное преувеличение или преуменьшение происходящего. Остроумный человек быстро находит, что ответить, преувеличив или преуменьшив правду.

Я так испугался этого шума, что даже мои соседи поседели.

Она весит столько, что ее мужу пришлось перейти на правильное питание.

В тот день он так напился, что головная боль была даже у соседей.

Надеюсь, вы поняли, какие есть основные приемы для развития остроумия. Теперь в качестве упражнения попробуйте переделать известные фразеологизмы, пословицы и поговорки. Найти их вы можете в книгах или на сайте fraze.ru. Если вам сложно упражняться самостоятельно, запишитесь ко мне на вебинар и мы будем развивать остроумие и чувство юмора вместе.

Я прошел несколько курсов по развитию чувства юмора и остроумия у американских учителей и понял, что люди смеются не спонтанно. Все дело в специальных триггерах смеха, которые задействуются при правильно написанной и рассказанной шутке. Все базовый приемы, которые я описал выше, используют известные комики, а вы – смеетесь. Так почему же не научиться остроумить самому?

Как развить остроумие: упражнения

Любая мышца становится больше и крепче благодаря регулярным тренировкам. Я предлагаю вам немного поупражняться, чтобы развить собственное остроумие. Всего 7 упражнений помогут вам стать более остроумным человеком.

Упражнение 1. Находим аналогии.

Это упражнение построено на основе «Лингвистических пирамид», которые помогают тренировать навыки обобщения, разобщения и аналогии. Что такое «Лингвистические пирамиды»? Это то, что вы строите сами, исходя из того, что видите вокруг.

Итак, давайте посмотрим по сторонам. Первое, что я увидел – это тарелка. Сама по себе тарелка – это просто тарелка, но если подумать немного, то она относится к посуде. Вот у нас уже есть основание пирамиды и первое ответвление от нее. Теперь найдите еще какой-то подвид для тарелки. На фото вы можете посмотреть примеры разветвления лингвистической пирамиды.

На фото пример развития остроумия с помощью лингвистической пирамиды

А теперь выполните это упражнение для развития остроумия. Для этого пригласите друга и решите, кто будет ведущим, а кто будет ведомым. После этого ведомый должен показать на какой-то предмет, а ведущий будет показывать, что с ним можно делать. Помните, что вам нужно обобщать предмет до более высокого уровня или до более низкого. Задание выполняйте в течение 5 минут с одним предметом, можно только с помощью жестов, о которых лучше договориться заранее.

Упражнение 2. Узнаем как можно больше о предмете.

Это упражнение отлично подходит для развития остроумия и креативности речи, так как вам придется задействовать свое воображение и творческие способности. Оглянитесь вокруг и снова найдите какой-то предмет. После этого установите таймер на 5 минут и рассказывайте все, что знаете об этом предмете, пусть даже если вам кажется, что вы несете бред.

Что можно рассказать?

  • название;
  • назначение;
  • о применении;
  • о новом применении;
  • о популярности;
  • историю.

В общем, это может быть что угодно, главное, чтобы вам было, что сказать в течение 5 минут.

Упражнение 3. Интересная история.

А теперь вам предстоит превратиться в рассказчика увлекательных историй. Для этого придется собрать компанию из 4-5 человек. Попробуйте сначала поэкспериментировать на своих членах семьи, а потом переходите на друзей. Скажите, что вы хотите развить остроумие, поэтому вам нужно тренироваться.

Ваши зрители должны задать тему для разговора, а ваша задача – в течение 5 минут что-то говорить по этой теме. Пусть даже вы не разбираетесь в теме, ведь тогда будет еще легче использовать юмор. Если у вас пока нет зрителей, я вам задам тему:

  1. Как выбрать парогенератор.
  2. Почему женщины красятся по утрам.
  3. Как поменять подгузник ребенку.
  4. Секреты правильного взбивания куриных яиц.

Думаю, что истории у вас должны получиться интересными, и вы сможете написать свою первую шутку.

Упражнение 4. Сравнение чего-то с чем-то.

Если вы научитесь создавать необычные аналогии, то сможете развить свое остроумие намного быстрее. Для успешного упражнения вам нужны помощники. Попросите одного человека назвать животное, второго – неодушевленный предмет, а сами попытайтесь найти что-то общее между животным и этим предметом.

Этот метод поиска аналогии основан на загадке известного писателя Л. Кэррола, на которую никто не нашел ответа до сих пор. Вы можете использовать ее для этого упражнения по развитию остроумия: «Чем ворон похож на стол?».

Попробуйте немного усложнить выполнение этого упражнения, но ускорить развитие остроумия. Находите общее не только между животными и предметами, но и между эмоциями и предметами, ситуациями и животными.

Упражнение 5. Креативность в речи.

А теперь подбирайте прилагательные к существительным. Напомню, что прилагательное отвечает на вопросы: «Какая, какое, какие, какой?». Т.е вы подбираете слова, описывающие характеристики предметов.

Например, возьмем существительное «кровать» и подберем 5 прилагательных, которые мы обычно не используем к этому слову в нашей речи.

  • кислая кровать;
  • кривая кровать;
  • быстрая кровать;
  • шипучая кровать;
  • молниеносная кровать.

Так мы наделили кровать новыми характеристиками. Для развития остроумия вам нужно выполнять это упражнение минимум 10 раз в день и уже через неделю вы заметите, что начинаете креативно мыслить и говорить с шутками.

Упражнение 6. Фантазируем.

Остроумный человек быстро находит выход из любой ситуации и не сосредотачивается на проблемах. Вы тоже этому должны научиться! Попросите друга/жену/сотрудника/мужа рассказать вам о какой-то проблеме. Ваша задача – помочь найти решение этой проблемы, но достаточно необычным образом.

Развивайте остроумие с помощью вымышленных персонажей или объектов

Ваша речь должна быть креативной, поэтому выдумайте какого-то помощника, который сможет решить эту проблему. Конечно, это должен быть несуществующий персонаж! После этого придумайте действия этого персонажа. Старайтесь фантазировать по максимуму! Забудьте про реальность и задействуйте воображение. Лучше всего записать ход действий этого персонажа. А теперь прочитайте эту историю, НО… На неизвестном языке. Да, путайте буквы, коверкайте слова как только можете. Получится достаточно смешно и непонятно, но именно так вы задействуете в своем мозге новые механизмы и учитесь мыслить остроумно и креативно.

Упражнение 7. Путешествие в нереальность.

Чтобы развить остроумие, вам пригодится еще одно упражнение, которое тоже лучше все выполнять с напарником. Это немного похоже на игру, поэтому тренироваться вы можете на своих детях или других членах семьи. Итак, завяжите напарнику глаза и отведите его в комнату. Объясните, что реальный мир состоит из атомов и молекул, но вы отправляетесь в нереальный мир, поэтому тут все состоит из носков. Да, из носков, или шляп, или крыс, или котиков, или шариков, в общем, из чего хотите.

Чтобы выполнить это упражнение, подробно объясняйте своему напарнику, как какой-то предмет состоит из носков или чего-то другого. Т.е вы подводите человека с завязанными глазами к телевизору и говорите: «Это телевизор и он состоит из носков. Экран выполнен по современным технологиям, поэтому инженеры использовали капроновые носки, а вот корпус сделан из вязаных бабушкиных носков».

Все эти упражнения помогают развивать остроумие, но чтобы их выполнить, нужно немало усилий. Если вы сомневаетесь в своих способностях, то я предлагаю вам пройти специальное обучение в школе Comedy School. Согласитесь, ведь важно не только научиться острить, но и уметь при этом не зацепить чувства человека. Вы же не хотите вызвать гнев и слезы вместо смеха.

Как развить остроумие: книги

Хотите генерировать идеи на ходу, шутить и больше запоминать? Тогда вам стоит почитать книги для развития остроумия и тренировки мозга.

  1. «Как люди думают». Д. Чернышев.
  2. «Развитие мозга». Р. Сайп.
  3. «Правила мозга». Д. Медина.
  4. «Осознанность». М. Уильямс и Д. Пэнман.
  5. «Гибкое сознание». К. Дуэк.
  6. «Помнить все». А. Думчев.
  7. «Непобедимый разум». А. Ликерман.

Основная ошибка мышления многих людей в том, что они считают, что такие способности, как остроумие, чувство юмора, воображение, креативность речи даются от рождения. Эти книги помогут вам понять, как устроен мозг,и открыть в себе таланты.

Проверочный тест на остроумие

Веди блокнот шуток для развития остроумия

Тест на остроумие:

Чему равен Х?

Ответ пишите в комментариях, но не забывайте, что после прочтения этой статьи вы прошли урок по развитию остроумия, а не математических способностей.

Остроумие – это умение находить удачные выражения и добавлять в них немного юмора. Развивать это качество необходимо каждому человеку, ведь сегодня все больше людей страдают депрессией, чувствуют себя угнетенными и закомплексованными. Остроумный человек найдет выход из любой ситуации, а также всегда найдет, что сказать обидчику и как превратить собственный недостаток в шутку. Запишитесь на мой ближайший вебинар, где мы как раз будем обсуждать, как развить остроумие и .

На лучших образцах. Почитайте признанных остряков: Бернарда Шоу, мастера коротких и емких формулировок, Вудхауза Честертона и Марка Твена. Из отечественных писателей непревзойденны в остроумии Зощенко, Ильф и Петров, Довлатов и Гарик Губерман.

Остроумие обычно немногословно и точно. Самое главное в остроумном высказывании – это неожиданность, как и в хорошем анекдоте. Например, у Довлатова один герой говорит: « Возвращаюсь вчера домой, смотрю – в грязи играют дети. Пригляделся – мои».
Вот еще один фактор остроумия – не бойтесь быть ироничным по отношению к себе . Тот, кто постоянно шутит лишь над , может прослыть злым остряком. Тот же, кто умеет посмеяться и над собой, всегда вызывает большее расположение (и желание слушать его остроты).

Если вы хотите увидеть сходство явлений, которое не бросается в глаза. Сопоставление, казалось бы, несопоставимого всегда смешно. Учитесь находить емкие метафоры и образы. Избегайте привычных сравнений, ведь остроумие – это всегда отрицание штампов. Ищите новые слова и ассоциации. Смешение низкого и высокого, бюрократического языка с любовным словарем всегда вызывает смех и подчеркивает нелепость ситуации.

Не бойтесь доводить фразу или понятие до абсурда, это усилит воздействие сравнения. Так же как и карикатура, остроумие может пользоваться гиперболой, т.е. преувеличением. И не полагайтесь на спонтанную импровизацию. Знаменитые шутники говорят, что хороший экспромт всегда должен быть хорошо подготовлен. Накапливайте свой секретный арсенал фраз, сравнений и шуток, чтобы блеснуть ими в разговоре.

Многие люди хотели бы развить чувство юмора, однако далеко не многие понимают, что за этим стоит. Прежде всего, стоит знать, что бывает две разновидности чувства юмора: направленное во внутрь и направленное вовне. Первое - это, прежде всего, умение находить смешное в обыденной, повседневной жизни, а также в затруднительных ситуациях, умение смеяться над собой. Второе - это умение шутить.

Видео по теме

Источники:

  • Как развить чувство юмора, остроумие и можно ли это сделать

Чувство юмора – умение развеселить себя и других, найти смешное в самой обычной, ничем не примечательной ситуации – это драгоценный дар, которым наделен далеко не каждый. Ведь все люди разные. Кто-то умеет мгновенно придумать искрометную шутку, веселый анекдот, рассказать о любом событии так, что окружающие будут от души смеяться. А кому-то это недоступно. Тем не менее, проявив желание и упорство, развить чувство юмора может практически любой человек.

Инструкция

Давно замечено: отменным чувством юмора обладают, как правило, жизнерадостные, оптимистично настроенные люди, которые буквально излучают положительную ауру. Поэтому даже если вы по натуре , ранимый человек, меланхоличного склада характера, учитесь владеть собой, видеть в окружающей действительности прежде всего положительные стороны, не впадать в растерянность или мнимых обид.

Как только вы научитесь смотреть на жизнь проще, сами почувствуете, что вам стало веселее на душе и захотелось шутить. В том числе над собой.

Читайте больше юмористической литературы, смотрите телепередачи соответствующего содержания. Например, игры КВН, выступления актеров-юмористов. Запоминайте наиболее понравившиеся вам шутки и заодно старайтесь придумывать свои. Уделите особое внимание мимике, походке, жестам актеров. Вы сами увидите и убедитесь, насколько это усиливает впечатление от их шуток.

ЧТОБЫ "РАЗОГНАТЬ" СВОЙ ГОЛОВНОЙ КОМПЬЮТЕР...

Некоторые люди полагают, что, если у человека плохо развито чувство юмора, то, сколько ни старайся, остроумным не станешь. Возможно, для большинства людей - это неоспоримая истина и "медицинский факт". Но не для всех. Во всяком случае, я так не считаю. Нет ничего, чего нельзя было бы развить при большом желании и старании. Остроумие - свойство ума, а ум способен изменяться. Как в сторону развития, так и деградации. А значит, даже у самых знатных «тугодумов» есть шанс «разогнать» свой головной компьютер до вполне приличных скоростей.

На мой взгляд, есть два достаточно простых упражнения, которые помогут всем желающим сделать свои ответы, если и не остроумными, то, по крайней мере, хотя бы просто интересными, красивыми и запоминающимися. Познакомимся с ними.

«КУШАЙ, КУМА, ДЕВЯТУЮ ШАНЕЖКУ, Я ВЕДЬ НЕ СЧИТАЮ»

В далекие стародавние времена некий большой военачальник проезжал со своей свитой по небольшому городку. Вдруг он заметил, что в деревянном заборе по всему периметру дороги торчат множество стрел. Возможно, это не вызывало бы особого интереса генерала, если бы не одно обстоятельство: буквально все стрелы были точнехонько отправлены в «десятку».

«Вероятно, в этом городе живет необыкновенный мастер стрельбы из лука. Вот бы заполучить такого к нам в войско», - подумал военачальник и попросил своих приближенных разыскать мастера. Вскоре мастер предстал пред очами полководца. Мастеру оказалось всего 7 лет.

Это ты стрелял? - спрашивает военачальник, указывая на забор

Да, я, - осторожно отвечает мальчик.

Кто же тебя научил так метко стрелять? Может быть, твой отец?

Может, твой дедушка или дядя?

Так кто же?

Не верю. А ну, покажи мне, как это у тебя получается! - приказал военачальник.

Мальчик взял лук, натянул стрелу и выстрелил в забор. Затем подошел к нему, достал из кармана кусок мела и… обрисовал вокруг того места, куда попала стрела, кружок - «десятку», и еще несколько кружков вокруг него.

Все поняли, что мальчик вовсе не большой мастер стрельбы, а, скорее, большой мастер рисования. Военачальник улыбнулся, дал «мастеру» пару золотых монет, и продолжил свой путь.

Первое и самое простое упражнение, призванное сделать наши ответы более «меткими», состоит в подражании этому семилетнему стрелку из лука. Суть упражнения заключается в следующем: необходимо записывать в отдельную тетрадь или блокнот остроумные цитаты, пословицы, афоризмы, короткие и меткие выражения, которые вы где-то услышите или прочтете. Затем к каждой цитате нужно придумать жизненную ситуацию, где эту остроту можно применить максимально эффектно. Придумав ситуацию, следует кратко, в одном-двух предложениях, записать ее суть в блокнот - прямо перед цитатой (чтобы потом было проще запомнить). Например:

Ситуация: кто-то кичится своими знаниями или опытом…

Реплика: «Можно сорок лет есть картошку, но так и не стать ботаником» (еврейская пословица);

Ситуация: кто-то явно преувеличенно делает вид, что скучает…

Реплика: «Маленькая рыбка, жареный карась! Где ж твоя улыбка, что была вчерась?» (фраза из кинофильма);

Ситуация: когда кто-то хотел что-то сказать или сделать «как лучше», а получилось «как всегда»…

Реплика: «Впрямь долбил Данило, да вкось пошло долбило» (русская поговорка);

Ситуация: при чьей-то лицемерной «доброте»…

Реплика: «Кушай, кума, девятую шанежку, я ведь не считаю» (русская поговорка);

Ситуация: когда путаются в именах или отношениях многочисленных родственников…

Реплика: «Наша Марья вашей Дарье двоюродная Прасковья» (русская пословица);

Ситуация: когда кто-то пытается продать «ветер», обещая нам взамен то, что ему не принадлежит…

Реплика: «Дядя Филат подарил пару утят: вон, говорит, летят…» (русская поговорка).

"МУРКА ЗАДУМЧИВО В НЕБО ГЛЯДИТ..."

Еще задолго до того, как начать преподавать этику и ораторское искусство, я много лет собирал «сборники юмора» - смешные фразы, стишки и пословицы и придумывал для них подходящие ситуации. Я записывал их в общую тетрадь (сначала в одну, затем в другую, третью…) - сверху ситуацию, а под ней - реплику. Я их никогда не учил, просто время от времени перечитывал. И эти тетрадки с остротами, представьте, сделали меня в глазах моих однокурсников и знакомых человеком, которому «палец в рот не клади».

(Я не хвастаюсь своим остроумием: на мой взгляд, оно не лучше и не хуже, чем у обычного человека. Просто я хочу еще раз вам напомнить мудрость известной поговорки - «терпение и труд все перетрут». Я старался и был терпелив, и мое обычное качество стало необычным.)

Многие, особенно молодые учителя знают, как сложно завоевать авторитет и уважение у подростков. В любом классе всегда находятся один или два человека, которые по какой-то причине (или вовсе без причины, а просто так, от скуки или любопытства) примут тебя в штыки и начнут всячески изводить и портить тебе нервы. И здесь меня не однажды выручали мои тетради с остротами.

Как-то одна девятиклассница, очень красивая, круглолицая девочка, за что-то на меня взъелась. Может, от того, что не уделял ей больше, нежели другим внимания, может стиль одежды ей мой не понравился, не знаю. У школьных «королев» такое бывает, они жаждут подтверждения своей неотразимости не только от ровесников, но даже и от учителей, особенно, если они противоположного пола и при этом не женаты. А я сознательно никого не выделял из своих учеников и учениц. Разумеется, у меня были свои симпатии, но о них знал лишь я и никто другой.

Так вот эта «школьная королева» вдруг вздумала «попортить» мне немного нервы. В то время, как я что-то рассказывал и объяснял, она, повернувшись к окну и подперев голову рукой, демонстративно «скучала». Я же никак не реагировал на ее «скучание». И так продолжалось несколько уроков подряд.

И вот однажды, когда она в очередной раз принялась считать за окном ворон, я прервал свою речь, поднес палец к губам, чтобы ученики наблюдали молча, и подошел к «королеве». Та в это время что-то «заинтересованно» разглядывала в небе. Конечно, она слышала, что я подошел к ней и смотрю на нее, и что сейчас на нас смотрит весь класс, но все так же продолжала что-то разглядывать в совершенно чистом, безоблачном небе. И тут я, обратившись к классу, прочел вдруг всплывший из памяти стишок:

Мурка задумчиво в небо глядит -

Может быть, там колбаса пролетит?

Мысль, что бывают еще чудеса,

Даже приятнее, чем колбаса!

Это детское, шуточное четверостишие принесло мне двойную победу. 1. Смех и аплодисменты класса. 2. Смех самой «королевы», которая после этого случая перестала дуться на меня и начала вести себя естественно, став в дальнейшем одной из наиболее активных и успешных моих учениц.

СЕКРЕТ ОСТРОУМИЯ РОНАЛЬДА РЕЙГАНА

Однажды Михаил Горбачев вместе со своей супругой Раисой приехал с официальным визитом в США. После завершения официальных мероприятий, последовал торжественный обед, на котором, кроме президента Рональда Рейгана и его супруги Нэнси, присутствовали многочисленные послы двух стран, дипломаты, помощники, секретари и, как принято в таких случаях говорить, «другие официальные лица».

После обеда все приглашенные перешли в небольшой театральный зал, чтобы послушать одного юного, но очень талантливого пианиста. Перед его выступлением, по взаимному соглашению, первые лица обеих государств должны были выступить с небольшой импровизированной речью.

Здесь следует сделать одну ремарку: Раиса Горбачева и Нэнси Рэйган во время выступления своих мужей сидели у края сцены, у основания которой, прямо за спинами первых леди, в несколько рядов были выставлены красивые декоративные кустики и небольшие пальмочки.

Далее случилось нечто непредвиденное, то, что никак не могло быть включено в протокол. Во время выступления Рейгана, его жена Нэнси, то ли из желания покачаться на стуле, то ли просто решив чуть отодвинуть стул, подалась слегка назад и… задние ножки стула, на котором она сидела, соскочили с эстрады и… И Нэнси Рейган, задрав ноги, полетела вниз, прямо в располагавшийся позади нее кустарник.

Наступила, как пишут в приключенческих романах, гробовая тишина... Все присутствовавшие в зале буквально открыли рты от ужаса, видя как из кустов торчат, подергиваясь, две ноги первой леди Америки. Положение спас Рейган. Он, как ни в чем не бывало, сказал в микрофон, обращаясь к жене:

Дорогая, ну я же просил тебя исполнять этот трюк только в том случае, если мне будет не хватать аплодисментов!

Вероятно, это была одна из лучших острот Рональда Рейгана. Позднее, когда эта история стала достоянием гласности и когда Рейган приехал в СССР, советский журналист спросил у него:

Господин президент, мы знаем вас, как чрезвычайно остроумного человека. Скажите, это природа вас так наградила, или же, как говорится, жизнь заставила?

Ответ Рейгана был совершенно неожиданным:

Благодарить за этот талант я могу только своих родителей и двухтомник русских пословиц, которые мне когда-то подарили на день рождения.

Как видите, секрет остроумия американского президента оказался довольно простым. Русские, белорусские, украинские пословицы выражают не только житейский опыт народа, но содержат в себе отпечатки его характера. Характера веселого, легкого, с хитрецой, открытого и доброго. Судите сами (даю пословицы вместе с ситуациями):

Ситуация: когда кто-то предлагает поменять «шило на мыло»…

Пословица: «Брось грязное дело - пойдем трубы чистить».

Ситуация: когда кто-то нас все время перебивает, не дает говорить…

Пословица: «Не любо - не слушай, а врать не мешай».

Ситуация: когда предлагают дело с односторонней выгодой…

Пословица: «Давай дружить - друг к другу в гости ходить: то я к тебе, то ты меня к себе».

Ситуация: когда кто-то слишком надеется на удачу и счастливый случай, ничем эту надежду не подкрепляя…

Пословица: «Держался авоська за небоську, да оба в яму упали».

Ситуация: когда кто-то угощает никудышной едой, остатками еды…

Пословица: «Ешьте, гости дорогие, все равно собакам выкидывать».

Ситуация: кто-то малодостойный осмеливается претендовать на достойное или им незаслуженное…

Пословица: «Не твоим носом клевать такое просо».

Ситуация: про не очень смышленого…

Пословица: «Много ума в голове, да вон не лезет».

Ситуация: про болтливую женщину…

Пословица: «Осина и без ветра шумит».

Ситуация: про глупую красавицу…

Пословица: «По лицу - на пир ходить, по уму - лишь коз доить».

Ситуация: о явно несбыточном…

Пословица: «Посмотрим, - сказал слепой, - как будет плясать хромой».

Ситуация: кто-то обвиняет другого, хотя сам не безупречен…

Пословица: «Посмотри, сова, какова сама».

Ситуация: кто-то преувеличивает свою значимость, нашу зависимость от него…

Пословица: «При тебе не густо, да и без тебя не пусто».

Ситуация: когда от кого-то негодного, низкого человека получается какой-то толк или польза…

Пословица: «С паршивой овцы хоть шерсти клок».

Ситуация: когда кто-то мешает говорить открыто или откровенно…

Пословица: «Сказал бы словечко, да волк недалечко».

Ситуация: когда кто-то удивляется чьему-то успеху, говоря, что, мол, успех то пустяшный…

Пословица: «У бедного и два гроша - куча хороша».

Ситуация: кто-то спрашивает про пьяницу - где он работает?..

Пословица: «Служит землемером по винной части».

Ситуация: очень редкий, не густой суп…

Пословица: «Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой».

Ситуация: когда кто-то совершает неблаговидное дело, призывая себе в помощь Бога …

Пословица: «Господи, прости - помоги нагрести да унести».

Ситуация: когда кто-то предлагает ничего не делать, наивно надеясь, что ситуация сама изменится…

Пословица: «Долго ждать, когда черт умрет: у него еще и голова не болела».

Ситуация: о дурном начальнике…

Пословица: «Дай Бог ему быть полковником, только не в нашем полку».

Ситуация: про очень толстого или высокого человека…

Пословица: «Его сразу не похоронишь».

Ситуация: когда кто-то строит нереальные планы, уповая на «если»…

Пословица: «Если бы мы «если» поставили на «если», то бы до неба долезли».

Ситуация: ребенок или кто-то из домашних долго сидит в туалете; кто-то занял место, необходимое для дела, работы…

Пословица: «Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить».

Ситуация: какой-то любитель, неопытный человек осмеливается давать советы профессионалу, опытному человеку…

Пословица: «Не учи дедушку кашлять».

Ситуация: кто-то удивляется чьей-то избыточной энергии, суетливости…

Пословица: «Бешеной собаке семь верст не крюк».

Ситуация: какой-то грубиян или наглец удивляется нашей резкости или нетактичности…

Пословица: «Грубому мешку - грубая заплата».

«МОЕЙ ГОЛОВЕ - ПОЗОР МОЯ ШАПКА, А ТВОЯ ГОЛОВА - ПОЗОР ТВОЕЙ ШАПКИ»

Если первое упражнение по развитию остроумия можно назвать «острота - ситуация», то второе, наоборот: «ситуация - острота». Это более сложное упражнение, поскольку требует больших усилий.

Лет тридцать назад в газетах, журналах и в юмористических телепередачах пользовался большой популярностью конкурс «Что бы это значило?». Читателям или зрителям предлагалась какая-то необычная, забавная фотография и ставилась задача: придумать к фотографии смешную подпись. Автор самого остроумного ответа становился победителем и получал какой-то приз. Принцип упражнения «ситуация - острота» тот же: нужно придумать меткий, остроумный ответ или фразу под какую-то возможную или планируемую жизненную ситуацию.

Если в недавнем прошлом вы в какой-то ситуации оказались не на высоте, то это упражнение поможет вам в следующий раз, когда возникнет такая же или подобная ситуация, выйти из нее с блеском и венком победителя на голове. Что же для этого нужно сделать?

Вспомните одну или две ситуации, где вы не сумели найти нужных слов, после чего разговор завершился откровенной неудачей или совсем не тем, на что вы рассчитывали. В мою студенческую пору, особенно в первый год, со мной иногда случались подобные ситуации. Так, однажды мой однокурсник, сидя в курилке в компании других студентов, критически оценив мою шапку - обычную вязаную шапочку (дело было зимой и на улице стоял небольшой мороз), сказал мне:

Саша, что это у тебя на голове такое - пионерская бескозырка? По мне так уж лучше хороший менингит, чем плохая шапка.

Эти слова рассмешили моих товарищей и даже меня. Я собрался было что-то на это ответить, но… не нашел ничего ни остроумного, ни стоящего того, чтобы это озвучивать. (Признаться, я никогда не гонялся ни за модой, ни за дорогой и красивой одежкой - использовал то, что находил и покупал в обычных магазинах. К тому же, жили мы совсем не богато, и если у меня подчас появлялся выбор, то модной одежке я предпочитал умные книжки).

Позднее, несколько дней подряд я мысленно прокручивал в памяти этот эпизод, пытаясь найти парирующий ответ. И вот какие ответы мне пришли в голову:

Лучше маленький Ташкент, чем большая тундра.

А по мне так уж пусть лучше глаза от стыда сгорят, чем уши от мороза отвалятся.

Ты прав: к пустой кастрюле крышка без надобности.

Моей голове - позор моя шапка, а твоя голова - позор твоей шапки.

Последний ответ - парафраз известного ответа Анахарсиса, древнегреческого философа, скифа по рождению. Однажды кто-то из не очень умных греков упрекнул Анахарсиса в том, что он скиф, а не грек, то есть, варвар, человек, родившийся в дикой, не знающей морали и законов стране. На это Анахарсис ответил:

Мне позор моя родина, а ты - позор твоей родине.

Ситуации для развития находчивости могут быть взяты не только из истории, литературы, из собственного или чужого опыта, но и, вообще, откуда угодно. Однажды я смотрел программу «Любовь с первого взгляда». Телеведущий, неглупый, но хамоватый молодой человек, говорит, иронично улыбаясь, одному из игроков - очень худенькому, можно сказать тщедушному пареньку: «Вы такой мужественный!..» На что паренек лишь досадно пожал плечами, так и не найдя достойного ответа на это довольно хамское замечание. Что же он мог сказать, если был подготовлен к такой ситуации?

Мне кажется, он мог бы ответить ему так:

Я такой же мужественный, как и вы умный!

Благодарю вас. Мне особенно приятно это слышать от вас, чрезвычайно умного и деликатного человека.

Какое вам дело до моего мужества? Или, может, мужчины интересуют вас больше, чем женщины? (вариант: «А вы, должно быть, очень нежный и ласковый. Но я вынужден вас огорчить: я люблю женщин, а не мужчин»)

Еще примеры:

Ситуация: кто-то невежливо, грубо обращает внимание на наши физические недостатки. Например «Ты чего такой худой/длинный/толстый?»...

Для разнообразия.

Только для того, чтобы было о чем поговорить с каким-нибудь дураком.

Чтобы на тебя не быть похожим.

Ситуация: нам говорят - «Ты что, идиот/дурак?»…

Ответ: - А ты что, ищешь себе товарища/компанию?

Ситуация: нам говорят - «Ты что, самый умный?»…

Ответ: - Нет. Просто кажусь таким на твоем фоне.

Ситуация: кто-то упрекает вас в непонятном поведении - в том, что вы грустите, когда все веселятся, или - когда вы молчите, когда все только и делают, что говорят. Можете ответить ему афоризмом Гете:

Разве знает воробей, каково на душе у аиста?

Ситуация: когда вы что-то рассказываете, а вас не слушают или не внимательно слушают. Можете в ответ использовать школьную шутку:

Как сказал один учитель зоологии, «когда я объясняю строение обезьяны, прошу смотреть на меня внимательно!»

Чего такой кислый?

Тебя увидел.

Вы хотите рассказать свою биографию?

Говорят, что вы то-то и то-то…

Да, если верить всему, что говорят.

Это уже сделали до тебя!

Это только слухи!

Что-то ты не важно выглядишь…

Я не успел вставить зубы.

Вы такой грязный!

Вы еще не видели моих старых ботинок!

Эй, ты, иди сюда!

Я тебя и отсюда вижу.

Вы не возражаете, если я повернусь к вам задом?

Не возражаю, если только вы не будете им пользоваться.

САМОЕ ОБИДНОЕ ПОРАЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА

Безусловно, нельзя предусмотреть все возможные ситуации. Но в таких упражнениях не столько накапливаются знания, как отвечать в отдельных ситуациях, сколько вырабатывается находчивость и остроумие. Вырабатывается на основе усвоения прежнего успешного поведения или ответа в похожих ситуациях. Даже в самых, казалось бы, проигрышных ситуациях, подготовленный человек сможет выйти с честью. Вот пример, как мне кажется, такой находчивости.

Как свидетельствуют историки, французский император Наполеон Бонапарт на дух не переносил писательницу Жермену де Сталь и всячески старался избегать с ней встреч. Надо сказать, что писательница была необычайно остроумна и дерзка, а порой и просто немилосердна в своих едких и критических замечаниях. Несмотря на неограниченную власть, император ничего не мог с мадам де Сталь поделать - воевать с женщиной было, во-первых, не в его правилах, а во-вторых, просто не по-мужски. За что ж он ее так невзлюбил?

Историки дают самые разные объяснения, но никто почему-то не вспоминает про один курьезный случай, послуживший началом этой вражды.

Однажды, когда Наполеон был еще только бригадным генералом, некая влиятельная светская дама прислала ему приглашение «украсить своим присутствием» один из вечеров ее салона. Как было сказано в приглашении, на этом вечере будут присутствовать «только самые красивые женщины Франции». В назначенный вечер Наполеон оказался в кругу десятка действительно очаровательных созданий и одной крайне некрасивой, мужеподобной дамы. Мадам де Сталь - так звали даму. Наполеона попросили рассказать о своих подвигах и он, не скупясь на краски, принялся за дело.

Через некоторое время, когда его рассказ достиг своего эмоционального апогея и все слушательницы, раскрыв рты, ждали эффектного финала, случилось непредвиденное.

«…И тогда я крикнул своим солдатам: «Пли!»…» - взволнованно воскликнул Наполеон и…

В этот момент мужеподобная дама, сидевшая неподалеку и до этого момента не проявлявшая особого интереса к рассказчику, издала громкий и протяжный неприличный звук.

Все замерли… А мадам де Сталь совершенно спокойно прокартавила своим неподражаемым баском:

Ах, генерал, вы так натурально изобразили нам это сражение, что я решила присоединиться к вашим солдатам!

Разумеется, все дамы прыснули со смеха, а некоторые даже попадали с дивана. Все усилия Наполеона выглядеть героем в глазах парижских красавиц в одно мгновение были вдребезги разбиты одним «выстрелом» мадам де Сталь.

Ну и как, скажите, после этого не избегать встреч с такой циничной и остроумной особой?

"ПУТЬ ПОДРАЖАНИЯ - САМЫЙ ЛЕГКИЙ, НО..."

Конечно же, я понимаю, что чужая мудрость, чужое остроумие - не самые надежные способы научиться меткости и, тем более, мудрости. Не одежда и не место красят человека, а человек - место и одежду. Нашу суть не спрячут никакие заимствованные украшения, никакие заученные остроты и шутки. Чтобы научиться жить своим умом, идти по жизни своими ногами, а не пользоваться чужими костылями, необходимо учиться думать самому, самому делать усилия. Как говорят в Китае, «путь подражания - самый легкий путь к мудрости, но он лишь для тех, кто еще не научился думать самостоятельно».

Но даже тот, кто научился думать самостоятельно, кто идет по жизни своим путем, не должен отвергать опыт других путников. Ведь иногда одно слово, вовремя и к месту сказанное, пусть и не нами придуманное, может изменить многое в нашей жизни и, возможно, чьей-то еще. Ведь «в каждом из нас спит художник, который просыпается от вовремя сказанных слов».

мХЛ б.о. п ЮХЧУФЧЕ АНПТБ Й ПУФТПХНЙЙ. - н.: йУЛХУУФЧП, 1968 З . - 191 У.

рТЙЈНЩ ПУФТПХНЙС

ч ПУФТПХНЙЙ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ДЧБ ПУОПЧОЩИ ЛПНРПОЕОФБ - УРПУПВОПУФШ Л ЙЪВЙТБФЕМШОЩН БУУПГЙБГЙСН Й УРПУПВОПУФШ Л НЗОПЧЕООПК ЛТЙФЙЮЕУЛПК ПГЕОЛЕ УПВУФЧЕООПК ТЕЮЕЧПК РТПДХЛГЙЙ. пДОБЛП ПУФТПХНЙЕ РТПСЧМСЕФУС ОЕ ФПМШЛП Ч УПЪДБОЙЙ ПУФТПФЩ, ОП Й Ч ЕЈ ЧПУРТЙСФЙЙ, ПГЕОЛЕ. уХЭЕУФЧХЕФ ОЕЛПФПТПЕ ПРФЙНБМШОПЕ ЧТЕНС «ХСУОЕОЙС». пГЕОЙФШ ПУФТПФХ, ЧПУРТЙОСФШ ЕЈ УПМШ - ЬФП ОЕ РБУУЙЧОЩК РТПГЕУУ, Б БЛФЙЧОБС ТБВПФБ НЩЫМЕОЙС. юФПВЩ ПГЕОЙФШ ЫХФЛХ, - ДМС ЬФПЗП ФПЦЕ ОХЦОП ВЩФШ ПУФТПХНОЩН. оП ЬФП ПУФТПХНЙЕ ХЦЕ ДТХЗПЗП ТПДБ, ЕУМЙ НПЦОП ФБЛ ЧЩТБЪЙФШУС, ПУФТПХНЙЕ ЧПУРТЙСФЙС, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ФЧПТЮЕУЛПЗП ПУФТПХНЙС, ЛПФПТПЕ ФТЕВХЕФУС, ЮФПВЩ ЫХФЛХ УПЪДБФШ.

тБУУНПФТЙН РТЙЕНЩ ПУФТПХНЙС.

1. мПЦОПЕ РТПФЙЧПРПУФБЧМЕОЙЕ.

2. мПЦОПЕ ХУЙМЕОЙЕ.

3. дПЧЕДЕОЙЕ ДП БВУХТДБ.

4. пУФТПХНЙЕ ОЕМЕРПУФЙ.

5. уНЕЫЕОЙЕ УФЙМЕК, ЙМЙ «УПЧНЕЭЕОЙЕ РМБОПЧ».

6. оБНЕЛ, ЙМЙ ФПЮОП ОБЧЕДЕООБС ГЕРШ БУУПГЙБГЙК.

7. дЧПКОПЕ ЙУФПМЛПЧБОЙЕ.

8. йТПОЙС.

9. пВТБФОПЕ УТБЧОЕОЙЕ.

10. уТБЧОЕОЙЕ РП УМХЮБКОПНХ ЙМЙ ЧФПТПУФЕРЕООПНХ РТЙЪОБЛХ.

11. рПЧФПТЕОЙЕ.

12. рБТБДПЛУ.

мПЦОПЕ РТПФЙЧПРПУФБОПЧМЕОЙЕ .чЩУЛБЪЩЧБОЙЕ УФТПЙФУС ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФП ЪБЛМАЮЙФЕМШОБС ЕЗП ЮБУФШ РП ЖПТНЕ ВХДФП ВЩ РТПФЙЧПТЕЮЙФ ОБЮБМХ, Б ОБ УБНПН ДЕМЕ ХУЙМЙЧБЕФ ЕЗП, ТБЪЧЙЧБЕФ. ьФПФ РТЙЕН ЙУРПМШЪПЧБО Ч ЫХФПЮОЩИ БЖПТЙЪНБИ «МХЮЫЕ РЕТЕЕУФШ, ЮЕН ОЕДПУРБФШ» ЙМЙ «ВХДЕН ЕУФШ НОПЗП, ОП ЮБУФП», Ч ЙЪЧЕУФОПК ЭЕДТЙОУЛПК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЕ ЗМХРПЧУЛПЗП ЗТБДПОБЮБМШОЙЛБ жЕТДЩЭЕОЛП: «РТЙ ОЕ ЧЕУШНБПВЫЙТОПН ХНЕ ВЩМ ЛТБУОПСЪЩЮЕО».

пДОБ ЙЪ УБНЩИ МХЮЫЙИ ТЕБМЙЪБГЙК ЬФПЗП РТЙЕНБ - ЖТБЪБ пУФБРБ вЕОДЕТБ: «оЙЛФП ОБУ ОЕ МАВЙФ, ЛТПНЕ ХЗПМПЧОПЗП ТПЪЩУЛБ, ЛПФПТЩК ФПЦЕ ОБУ ОЕ МАВЙФ».

зЕОТЙИХ зЕКОЕ РТЙРЙУЩЧБАФ ФБЛПК ПФЧЕФ ОБ ЧПРТПУ, ОТБЧСФУС МЙ ЕНХ УФЙИЙ ОЕЛПЗП и.: «уФЙИЙ РПЬФБ и., ЛПФПТПЗП С ОЕ ЮЙФБМ, ОБРПНЙОБАФ НОЕ УФЙИЙ РПЬФБ х., ЛПФПТПЗП С ФПЦЕ ОЕ ЮЙФБМ».

мПЦОПЕ ХУЙМЕОЙЕ . ъБЛМАЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС РП ЖПТНЕ РПДФЧЕТЦДБЕФ ОБЮБМШОХА, Б РП УХЭЕУФЧХ - ПРТПЧЕТЗБЕФ, ХОЙЮФПЦБЕФ ЕЈ. зЕОТЙИ зЕКОЕ, ПФЧЕЮБС ОБ ЧПРТПУ, ЛТБУЙЧБ МЙ ЗПУРПЦБ о., УЛБЪБМ, ЮФП ПОБ РПИПЦБ ОБ чЕОЕТХ нЙМПУУЛХА: ФБЛ ЦЕ УФБТБ Й ФБЛ ЦЕ ВЕЪЪХВБ. йМЙ ФБЛПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ нБТЛБ фЧЕОБ: «х НЕОС, УХДС РП ЧУЕНХ, ЗТПНБДОЩЕ ЪБРБУЩ ХНБ, - ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЙНЙ РПТБУЛЙОХФШ, НОЕ ЙОПЗДБ ФТЕВХЕФУС ОЕДЕМС».

дПЧЕДЕОЙЕ ДП БВУХТДБ. уАДБ ПФОПУСФУС ПУФТПХНОЩЕ ПФЧЕФЩ, РПУФТПЕООЩЕ ОБ ДПЧЕДЕОЙЙ ДП БВУХТДБ ЛБЛПК-ОЙВХДШ НЩУМЙ УПВЕУЕДОЙЛБ, ЛПЗДБ ЧОБЮБМЕ ЛБЛ ВЩ УПЗМБЫБАФУС У ОЕК, Б ЪБФЕН, Ч УБНПН ЛПОГЕ, ЛТБФЛПК ПЗПЧПТЛПК ЙЪНЕОСАФ ЧЕУШ УНЩУМ РТЕДЫЕУФЧХАЭЕК ЖТБЪЩ. пЖЙГЕТ, ХЧЙДЕЧ ЪБ ТБВПФПК ЛТБУЙМШЭЙЛБ ФЛБОЕК, ЙЪДЕЧБФЕМШУЛЙ УРТПУЙМ ЕЗП, ХЛБЪЩЧБС ОБ УЧПА ВЕМПУОЕЦОХА МПЫБДШ: «б УНПЦЕЫШ ФЩ Й ЕЈ ЧЩЛТБУЙФШ?» - «лПОЕЮОП, УНПЗХ, - ВЩМ ПФЧЕФ. - еУМЙ ФПМШЛП ПОБ ЧЩДЕТЦЙФ ФЕНРЕТБФХТХ ЛЙРЕОЙС».

дПЧЕДЕОЙЕ ДП БВУХТДБ ЙОПЗДБ ДПУФЙЗБЕФУС У РПНПЭША ЗЙРЕТВПМЩ ЙМЙ РТЕХЧЕМЙЮЕОЙС, Й ОЕ ФПМШЛП Ч РПМЕНЙЛЕ, ОП ФБЛЦЕ Й Ч ХУФОПН Й Ч РЙУШНЕООПН РПЧЕУФЧПЧБОЙЙ.

ч «нЈТФЧЩИ ДХЫБИ» НПЦОП ПФЩУЛБФШ НОПЗП ЖТБЪ, ЧТПДЕ УМЕДХАЭЕК: «ФТБЛФЙТОЩК УМХЗБ ВЩМ ЦЙЧЩН Й ЧЕТФМСЧЩН ДП ФБЛПК УФЕРЕОЙ, ЮФП ДБЦЕ ОЕМШЪС ВЩМП ТБУУНПФТЕФШ, ЛБЛПЕ Х ОЕЗП ВЩМП МЙГП».

оБТСДХ У ЬФЙН ЧЕУШНБ ТБУРТПУФТБОЕО Й РТЙЕН РТЕХНЕОШЫЕОЙС, ОБТПЮЙФПЗП УНСЗЮЕОЙС - ЬЧЖЕНЙЪН. чПЪШНЕН, Л РТЙНЕТХ, ЖТБОГХЪУЛХА РПУМПЧЙГХ: «еУМЙ ЛФП ЗМХР - ФБЛ ЬФП ОБДПМЗП». фПЦЕ УБНПЕ ПФОПУЙФУС Й Л БОЗМЙКУЛПНХ ПРТЕДЕМЕОЙА ВПЛУБ: ПВНЕО НОЕОЙСНЙ РТЙ РПНПЭЙ ЦЕУФПЧ.

уХЭЕУФЧХЕФ УЧПЕПВТБЪОБС ЖПТНБ ЬЧЖЕНЙЪНБ, ЛПЗДБ РПОСФЙЕ ЧЩТБЦБЕФУС ЮЕТЕЪ ПФТЙГБОЙЕ РТПФЙЧПРПМПЦОПЗП РПОСФЙС. оБРТЙНЕТ, ЧНЕУФП ЛТБУЙЧЩК ЗПЧПТСФ ОЕДХТОПК, ЧНЕУФП ЙОФЕТЕУОЩК - ОЕВЕЪЩОФЕТЕУОЩК, ЧНЕУФП ИПТПЫП - ОЕРМПИП.

пУФТПХНЙЕ ОЕМЕРПУФЙ. чПФ, ОБРТЙНЕТ, ЙЪЧЕУФОБС ЖТБЪБ, РТПЙЪОЕУЕООБС ПДОЙН ЧПЙОУФЧХАЭЙН ВЕЪВПЦОЙЛПН. пО ЪБЛПОЮЙМ УЧПА МЕЛГЙА РП БФЕЙЪНХ ФБЛЙН ЬЖЖЕЛФОЩН ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕН: «оБ ЧПРТПУ, ЕУФШ МЙ ВПЗ, ОБДП ПФЧЕФЙФШ РПМПЦЙФЕМШОП: ДБ, ВПЗБ ОЕФ».

лПЗДБ РТЕУУБ ТБУРТПУФТБОЙМБ МПЦОЩЕ УМХИЙ П УНЕТФЙ нБТЛБ фЧЕОБ, ПО ЧЩУФХРЙМ У ФБЛЙН ПРТПЧЕТЦЕОЙЕН: «уМХИЙ П НПЕК УНЕТФЙ УЙМШОП РТЕХЧЕМЙЮЕОЩ».

жТБЪБ ЙЪ ТБУУЛБЪБ «рЙУШНП Л ХЮЕОПНХ УПУЕДХ», УФБЧЫБС ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ЛТЩМБФПК Й ЧПЫЕДЫБС Ч ОБЫ РПЧУЕДОЕЧОЩК ПВЙИПД: «ьФПЗП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ, РПФПНХ ЮФП ЬФПЗП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ОЙЛПЗДБ».

пВЯСЧМЕОЙЕ П ЗХМСОШЕ Ч ЗПТПДУЛПН УБДХ: «чИПД ВЕУРМБФОЩК, ДЕФСН УЛЙДЛБ».

уНЕЫЕОЙЕ УФЙМЕК ЙМЙ «УПЧНЕЭЕОЙЕ РМБОПЧ». пВЭЕЙЪЧЕУФОП ЧЩТБЦЕОЙЕ «РЙЭБ ВПЗПЧ», - ФБЛ ЗПЧПТСФ, ЛПЗДБ ИПФСФ РПИЧБМЙФШ ЧЛХУ ЛБЛПЗП-МЙВП ВМАДБ. чЩТБЦЕОЙЕ ЬФП ОЕУЛПМШЛП ЧЩУПЛПРБТОП, РТЙОБДМЕЦЙФ Л «ЧЩУПЛПНХ УФЙМА». уМПЧП «ИБТЮ» - РТПУФПТЕЮОПЕ, ЙН РПЮФЙ ОЕ РПМШЪХАФУС Ч ФБЛ ОБЪЩЧБЕНПН ЙОФЕММЙЗЕОФОПН ПВЭЕУФЧЕ. рПЬФПНХ УПЮЕФБОЙЕ УМПЧ «ИБТЮ ВПЗПЧ» Ч «ъПМПФПН ФЕМЕОЛЕ» й.йМШЖБ Й е.рЕФТПЧБ ОЕПЦЙДБООП, ПУФТПХНОП Й УНЕЫОП. ъДЕУШ НЩ ЙНЕЕН УНЕЫЕОЙЕ ТЕЮЕЧЩИ УФЙМЕК.

фПФ ЦЕ ЬЖЖЕЛФ РПМХЮБЕФУС, ЕУМЙ РЕТЕУЛБЪБФШ УПЧТЕНЕООЩН «УФЙМСЦОЩН» ЦБТЗПОПН ЛБЛПЕ-МЙВП РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ ЛМБУУЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЩ ЙМЙ ОБТПДОХА УЛБЪЛХ («чПМЛ, УП УФТБЫОПК УЙМПК ИЙМСС РП МЕУХ, ЧУФТЕФЙМ ЮХЧЙИХ Ч РПФТСУОПК ЛТБУОПК ЫБРПЮЛЕ» - н. тПЪПЧУЛЙК).

оБНЕЛ. «зПУРПДЙО и. ДПЧПМШОП-ФБЛЙ ХРТСН», - УЛБЪБМ ЮЙОПЧОЙЛ ПВ ПДОПН ЧЩУПЛПРПУФБЧМЕООПН ЗПУХДБТУФЧЕООПН НХЦЕ. - «дБ, - ПФЧЕЮБМ ЕЗП УПВЕУЕДОЙЛ. - ьФП ПДОБ ЙЪ ЮЕФЩТЕИ ЕЗП БИЙММЕУПЧЩИ РСФ». еУМЙ ВЩ ПО РТПУФП ОБЪЧБМ и. ПУМПН, - ФП ЬФП ВЩМП ВЩ ОЕПУФТПХНОП. оП УПЮЕФБОЙЕ ХРТСНУФЧБ У ЮЕФЩТШНС ОПЗБНЙ ОЕ ПУФБЧМСЕФ УПНОЕОЙС Ч УПДЕТЦБОЙЙ ОБНЕЛБ.

дЧПКОПЕ ЙУФПМЛПЧБОЙЕ. чП ЧТЕНС ПЮЕТЕДОПК РХУФПУМПЧОПК УИПДЛЙ ЧЩЫЕМ ОБ ФТЙВХОХ ДПЛФПТ л., ЮЕМПЧЕЛ УЕТШЕЪОЩК Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ОЕУЛПМШЛП ПЪПТОПК. - «юФП ОХЦОП ОБЫЕК ВПМШОЙГЕ, ЮФПВЩ ЙЪЦЙФШ, ОБЛПОЕГ, ОЕДПУФБФЛЙ? - ОБЮБМ ПО ЧЕУШНБ РБФЕФЙЮЕУЛЙН ФПОПН. - оБН ОХЦОЩ ФЙФБОЩ!!!» - РТПДПМЦБМ ПО ЗТПНПЧЩН ЗПМПУПН, Й ФХФ ЦЕ УРПЛПКОП РПСУОЙМ, ЮФП ЙНЕЕФ Ч ЧЙДХ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ВПМШОЩИ ЛЙРСЮЕОПК ЧПДПК. ч РТЙЧЕДЕООПН РТЙНЕТЕ РТЕЛТБУОП ПВЩЗТБОП ДЧПКОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ УМПЧБ ФЙФБО. пТБФПТУЛЙК ФЕНРЕТБНЕОФ Й РБЖПУ ДПЛФПТБ л. ОБФПМЛОХМЙ УМХЫБФЕМЕК ОБ НЩУМШ, ЮФП ТЕЮШ ЙДЕФ П ЮЕМПЧЕЛЕ-ФЙФБОЕ; ЙНЕООП ЬФП ЪОБЮЕОЙЕ УМПЧБ ВЩМП ЧПУРТЙОСФП БХДЙФПТЙЕК. оЕПЦЙДБООЩК РЕТЕИПД ЛП ЧФПТПНХ ЪОБЮЕОЙА - ЛПФЕМ ДМС ЛЙРСЮЕОЙС ЧПДЩ - ПЛБЪБМУС ЧОЕЪБРОЩН Й ПУФТПХНОЩН.

жТБОГХЪУЛБС РПУМПЧЙГБ ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП ПУФТПХНЙЕ ОЕ ОБ СЪЩЛЕ ТБУУЛБЪЮЙЛБ, Б Ч ХИЕ УМХЫБАЭЕЗП.

б.й. зЕТГЕО Ч «вЩМПН Й ДХНБИ» ТБУУЛБЪБМ: ОБ ЪБУЕДБОЙЙ бЛБДЕНЙЙ ОБХЛ РТЕДМПЦЕОП ВЩМП ЙЪВТБФШ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОЩЕ ЮМЕОЩ НБМПЗТБНПФОПЗП Й ФХРПЗП ЧПЕООПЗП НЙОЙУФТБ бТБЛЮЕЕЧБ. лПЗДБ ПДЙО ЙЪ БЛБДЕНЙЛПЧ ХЛБЪБМ ОБ ПФУХФУФЧЙЕ Х ЗТБЖБ ОБХЮОЩИ ЪБУМХЗ, ЕНХ ПФЧЕФЙМЙ, ЮФП «ЪБФП ПО ВМЙЪПЛ Л ЗПУХДБТА». - ч ФБЛПН УМХЮБЕ РТЕДМБЗБА ЙЪВТБФШ ФБЛ ЦЕ Й ЛХЮЕТБ йМША вБКЛПЧБ, - ЧПЪТБЪЙМ БЛБДЕНЙЛ. п ЧЩУПЛПН ЛБЮЕУФЧЕ ПУФТПФЩ ЗПЧПТЙФ Й ФПФ ЖБЛФ, ЮФП ЕЕ БЧФПТ РПРМБФЙМУС УУЩМЛПК.

йТПОЙС. йТПОЙС - ЬФП РТЙЕН, ПУОПЧБООЩК ОБ РТПФЙЧПРПМПЦЕОЙЙ ЖПТНЩ Й УНЩУМБ. пО ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЗПЧПТЙФ ОЕЮФП РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОПЕ ФПНХ, ЮФП ОБ УБНПН ДЕМЕ ДХНБЕФ, ПДОБЛП УМХЫБФЕМСН ЙМЙ ЮЙФБФЕМСН ДБЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ - ОБНЕЛ УНЩУМПЧПК ЙМЙ ДБЦЕ ЙОФПОБГЙПООЩК - РПОСФШ, ЮФП ЦЕ ЙНЕООП ОБ УБНПН ДЕМЕ ДХНБЕФ БЧФПТ.

н.ч.мПНПОПУПЧ «йТПОЙС ЕУФШ, ЛПЗДБ ЮЕТЕЪ ФП, ЮФП УЛБЪЩЧБЕН, РТПФЙЧОПЕ ТБЪХНЕЕН».

йТПОЙС - ПДЙО ЙЪ УБНЩИ ФПОЛЙИ Й ФТХДОП ДПУФХРОЩИ ЧЙДПЧ ПУФТПХНЙС.

ьРЙЗТБЖПН Л ТБУУЛБЪХ «уФБОГЙПООЩК УНПФТЙФЕМШ» б.у.рХЫЛЙО ЙЪВТБМ УФТПЛЙ р.б.чСЪЕНУЛПЗП:

лПММЕЦУЛЙК ТЕЗЙУФТБФПТ,

рПЮФПЧПК УФБОГЙЙ ДЙЛФБФПТ.

рЕЮБМШОБС ЙТПОЙС ЬФЙИ УФТПЛ - Ч РПМОПК РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ НЕЦДХ ЧОХЫЙФЕМШОЩН, РПЮФЙ ХУФТБЫБАЭЙН УМПЧПН «ДЙЛФБФПТ» Й ФПК ЪБВЙФПК, ПУЛПТВМСЕНПК Й БДНЙОЙУФТБФЙЧОП- ОЕЪОБЮЙФЕМШОПК ЖЙЗХТПК, ЛПФПТХА СЧМСМ УПВПК УНПФТЙФЕМШ РПЮФПЧПК УФБОГЙЙ.

«пВТБФОПЕ УТБЧОЕОЙЕ» Й «ВХЛЧБМЙЪБГЙС НЕФБЖПТЩ» . оБРТЙНЕТ, ВБОБМШОПЕ УТБЧОЕОЙЕ ХЧЕЫБООПК ПТДЕОБНЙ ЗТХДЙ ИТБВТПЗП ЧПЙОБ УП ЪЧЕЪДОЩН ОЕВПН лПЪШНБ рТХФЛПЧБ «РЕТЕЧЕТОХМ»: «ОЕВП, ХУЕСООПЕ ЪЧЕЪДБНЙ, ЧУЕЗДБ ХРПДПВМА ЗТХДЙ ЪБУМХЦЕООПЗП ЗЕОЕТБМБ».

л ПВТБФОПНХ УТБЧОЕОЙА ОХЦОП ПФОЕУФЙ ПУФТПХНОХА ОБИПДЛХ РПЬФБ бОДТЕС чПЪОЕУЕОУЛПЗП: «нПК ЛПФ, ЛБЛ ТБДЙПРТЙЕНОЙЛ, ЪЕМЕОЩН ЗМБЪПН МПЧЙФ НЙТ».

ч ЫХФПЮОПН ЫБТЦЕ, ЙЪПВТБЦБАЭЕН ЛПНПЧПЛЪБМ XXII ЧЕЛБ, ИХДПЦОЙЛ РПНЕУФЙМ ПВЯСЧМЕОЙЕ: «рБУУБЦЙТПЧ, ЧПЪЧТБЭБАЭЙИУС У мХОЩ ОБ ъЕНМА, РТПУСФ ЪЧЕЪД У ОЕВБ ОЕ ИЧБФБФШ».

«вХЛЧБМЙЪБГЙС» НЕФБЖПТЩ - ПДЙО ЙЪ ЙЪМАВМЕООЩИ РТЙЕНПЧ РБТПДЙУФПЧ. фБЛ, Ч ПДОПН ЙЪ ЖЕМШЕФПОПЧ, БЧФПТ ЪБУФБЧЙМ ФЕБФТБМШОПЗП ЛТЙФЙЛБ РЙУБФШ ПФЮЕФ ПВ ПФЛТЩФЙЙ ЪППРБТЛБ. ч ЬФПН ПФЮЕФЕ ВЩМЙ ХРТЕЛЙ Ч БДТЕУ ЪБКГЕЧ - «ЪБ УРМПЫОХА УЕТПУФШ», Ч БДТЕУ УМПОПЧ - «ЪБ ФСЦЕМПЧЕУОПУФШ», Б Ч БДТЕУ ЦЙТБЖЩ - «ЪБ ЧЕТИПЗМСДУФЧП».

уТБЧОЕОЙЕ Й УПРПУФБЧМЕОЙЕ РП ПФДБМЕООПНХ ЙМЙ УМХЮБКОПНХ РТЙЪОБЛХ. оБРТЙНЕТ:

ъБЛПО ЛБЛ УФПМВ: РТЕУФХРЙФШ ОЕМШЪС, Б ПВПКФЙ НПЦОП.

нОПЗЙЕ МАДЙ РПДПВОЩ ЛПМВБУБН: ЮЕН ЙИ ОБЮЙОСФ, ФП Й ОПУСФ Ч УЕВЕ.

л ВАУФХ оЙЛПМБС I - ЬРЙЗТБННБ ОЕЙЪЧЕУФОПЗП БЧФПТБ:

пТЙЗЙОБМ РПИПЦ ОБ ВАУФ -

пО ФБЛ ЦЕ ИПМПДЕО Й РХУФ.

лМБУУЙЮЕУЛЙН РТЙНЕТПН УПРПУФБЧМЕОЙС РП ПФДБМЕООПНХ ЙМЙ УМХЮБКОПНХ РТЙЪОБЛХ НПЗХФ УМХЦЙФШ УЕОФЕОГЙЙ ДЙЛЛЕОУПЧУЛПЗП ЗЕТПС уЬНБ хЬММЕТБ:

«дЕМП УДЕМБОП, Й ЕЗП ОЕ ЙУРТБЧЙФШ, - Й ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ ХФЕЫЕОЙЕ, ЛБЛ ЗПЧПТСФ Ч фХТГЙЙ, ЛПЗДБ ПФТХВСФ ЗПМПЧХ ОЕ ФПНХ, ЛПНХ УМЕДХЕФ».

«уФПЙФ МЙ УФПМШЛП НХЮЙФШУС, ЮФПВЩ ХЪОБФШ ФБЛ НБМП, ЛБЛ УЛБЪБМ РТЙАФУЛЙК НБМШЮЙЛ, ДПКДС ДП ЛПОГБ БЪВХЛЙ».

«нОЕ ПЮЕОШ ЦБМШ, ЮФП РТЙИПДЙФУС РТЕТЩЧБФШ ФБЛЙЕ РТЙСФОЩЕ ТБЪЗПЧПТЩ, ЛБЛ УЛБЪБМ ЛПТПМШ, ТБУРХУЛБС РБТМБНЕОФ».

рПЧФПТЕОЙЕ ЛБЛ РТЙЕН ПУФТПХНЙС. ьФП ПДЙО ЙЪ УБНЩИ ОЕРПОСФОЩИ РТЙЕНПЧ: ЛБЛПЕ-ОЙВХДШ УМПЧП, ЙМЙ ЖТБЪБ, ЙМЙ УМБВЩК ОЕУНЕЫОПК БОЕЛДПФ РТЙ ОБУФПКЮЙЧПН РПЧФПТЕОЙЙ ЧДТХЗ ОБЮЙОБЕФ УНЕЫЙФШ. оБРТЙНЕТ Ч ЖЕМШЕФПОЕ чМБУЙС дПТПЫЕЧЙЮБ «тХУУЛЙК СЪЩЛ» ВЕУУНЩУМЕООБС ЖТБЪБ РТЕРПДБЧБФЕМС ЗЙНОБЪЙЙ «ОЕРТЙМЙЮОЩЕ Й ОЕХНЕУФОЩЕ ЫХФЛЙ», РПЧФПТСС НОПЗПЛТБФОП, У ЛБЦДЩН ТБЪПН РТЙПВТЕФБЕФ ЧУЕ ВПМЕЕ ЛПНЙЮЕУЛПЕ ЪЧХЮБОЙЕ.

йОПЗДБ ЬФПФ РТЙЕН ЙУРПМШЪХЕФУС Ч ВПМЕЕ УМПЦОПК НПДЙЖЙЛБГЙЙ: РПЧФПТСАФУС ПФДЕМШОЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЙМЙ УМПЧБ, ОП ЗТХРРЙТХАФУС ПОЙ ЛБЦДЩК ТБЪ РП-ЙОПНХ; ОБРТЙНЕТ, ЛПЗДБ ВЕУРЕЮОЩК ВХМШЧБТДШЕ РЕТЕИПДЙМ ХМЙГХ, ТБУУЕСОП ЗМСДС ОБ ОЕВП, ФП БЦБО ПЛМЙЛОХМ ЕЗП: «нЕУШЕ, УНПФТЙФЕ, ЛХДБ ЧЩ ЙДЕФЕ, ОЕ ФП ЧЩ РТЙДЕФЕ, ЛХДБ УНПФТЙФЕ».

еЭЕ ВПМЕЕ УМПЦОБС НПДЙЖЙЛБГЙС ЬФПЗП РТЙЕНБ - ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ПДОЙИ Й ФЕИ ЦЕ ЬМЕНЕОФПЧ (УМПЧ) Ч ТБЪОЩИ ЛПНВЙОБГЙСИ ДМС ЧЩТБЦЕОЙС РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОЩИ НЩУМЕК: «еДЙОУФЧЕООЩК ХТПЛ, ЛПФПТЩК НПЦОП ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ ЙУФПТЙЙ, УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП МАДЙ ОЕ ЙЪЧМЕЛБАФ ЙЪ ЙУФПТЙЙ ОЙЛБЛЙИ ХТПЛПЧ» (в.ыПХ).

рБТБДПЛУ. мАДЙ ЮБУФП РПМШЪХАФУС УФБОДБТФОЩНЙ ЖТБЪБНЙ, РТЙЧЩЮОЩНЙ ЖПТНХМЙТПЧЛБНЙ, ХУФБОПЧЙЧЫЙНЙУС РПМПЦЕОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ПФТБЦБАФ ЙИ ЛПММЕЛФЙЧОЩК ПРЩФ. оП ЙОПЗДБ ЬФЙ РТЙЧЩЮОЩЕ ЧЩТБЦЕОЙС РПДЧЕТЗБАФУС ЛБЛ ВХДФП ОЕЪОБЮЙФЕМШОПК РЕТЕЖТБЪЙТПЧЛЕ - Ч ТЕЪХМШФБФЕ УНЩУМ ЙИ ХФТБЮЙЧБЕФУС, ПРТПЧЕТЗБЕФУС, НЕОСЕФУС ОБ РТПФЙЧПРПМПЦОЩК. рТЙ ЬФПН НПЦЕФ РПМХЮЙФШУС Й ВЕУУНЩУМЙГБ, ОП ЙОПЗДБ Ч ЬФПК ЛБЦХЭЕКУС ВЕУУНЩУМЙГЕ УПДЕТЦЙФУС ОЕПЦЙДБООП ОПЧЩК, ВПМЕЕ ЗМХВПЛЙК УНЩУМ. оБРТЙНЕТ, УФБТЙООБС ТХУУЛБС ЬРЙЗТБННБ:

ъНЕС ХЦБМЙМБ нБТЛЕМБ.

пО ХНЕТ? - ОЕФ, ЪНЕС, ОБРТПФЙЧ, ПЛПМЕМБ.

рБТБДПЛУБМШОПУФШ УЙФХБГЙЙ, ЛБЛ ЗПЧПТЙФУС, ВШЕФ Ч ЗМБЪБ.

еЭЈ ПДЙО РТЙЕН ПУФТПХНОПЗП РБТБДПЛУБ - УФТПЛЙ ЙЪ «рЙУЕН Л РТПЧЙОГЙБМХ» вМЕЪБ рБУЛБМС: «с ОБРЙУБМ ДМЙООПЕ РЙУШНП, РПФПНХ ЮФП Х НЕОС ОЕ ВЩМП ЧТЕНЕОЙ, ЮФПВЩ ОБРЙУБФШ ЛПТПФЛПЕ».

чЩТБЦЕОЙЕ жТБОУХБ тБВМЕ «БРРЕФЙФ РТЙИПДЙФ ЧП ЧТЕНС ЕДЩ» - ФПЦЕ РБТБДПЛУБМШОП Й ВЩМП Ч XVI ЧЕЛЕ ОЕРМПИПК ПУФТПФПК, ОП ПФ ДМЙФЕМШОПЗП ХРПФТЕВМЕОЙС УФБМП ХЦ УМЙЫЛПН РТЙЧЩЮОЩН.

Играйте в игры на нестандартное мышление. Такой тип мышления – это способность решать задачи путем установления связей между, казалось бы, несвязными вещами; это основа всех творческих способностей. Не каждый способен мыслить нешаблонно, но это умение можно развивать.

Задачи на нестандартное мышление. Они также призваны улучшить вашу способность видеть связь между внешне бессвязными идеями, а вдобавок развивать навыки импровизации. Обычно они представляют собой диалог с ответами “да” или “нет” между спрашивающим и отвечающим, но вы можете внести свои правила и использовать понятые вами подсказки для поиска ответов. Не спешите; вопросы имеют двойное дно и должны сбивать с толку. Можно читать вопрос утром и потом обдумывать в течение дня. Если вы нашли подходящий ответ, которые не совпадает с ответом автора вопроса, то это просто отлично! Несомненно, творческое решение (в интернете можно найти множество подобных задач).

  • Человек живет на десятом этаже. Каждый день он спускается на лифте вниз, чтобы пойти на работу или в магазин. Возвращаясь, он поднимается на лифте до седьмого этажа и дальше идет пешком. Он не любит ходить, так почему же он так ведет себя? Ответ найдите самостоятельно.
  • Человек заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Бармен берет ружье и целится в этого человека. Человек говорит "спасибо" и уходит. Почему? Ответ найдите самостоятельно.
  • В большом деревянном сарае нет никого, кроме мертвеца, повешенного в середине центрального стропила. Веревка вокруг его шеи имеет длину 3 метра, а его ноги в метре над полом. До ближайшей от него стены 6 метров. По стенам или стропилам не взобраться. Человек повесился сам. Как он это сделал? Ответ найдите самостоятельно.
  • Игры на импровизацию. Они призваны заставить вас думать на ходу, не имея времени на рассмотрение вариантов. Если вам не удалось найти друзей-единомышленников, то в такие игры можно играть через интернет. Помните, самое важное правило импровизации – говорить “да, и…” Если ваш партнер начинает сцену, в которой пытается вернуть что-то в хранилище, то не надо отвечать: “О чем ты говоришь? Это не хранилище!”. Поначалу это покажется смешным, но ваш партнер может почувствовать себя неловко, а фраза не позволит развить ситуацию. Вместо этого примите исходное условие и продолжайте строить на этом фундаменте.

    Налей себе выпить: Это не обязательное требование и не нужно акцентировать на нем внимание, но немного алкоголя помогает расслабиться, способствуя творческому мышлению. По словам Бенджамина Эрретта, автора книги "Составляющие остроумия: как стать интересным человеком", пара рюмок не повредит, если вы умеете вовремя остановиться. “Я провел некоторые исследования и пришел к выводу, что люди становятся наиболее остроумными после двух порций спиртного. Если выпить больше, то перестаешь видеть себя со стороны”.