На вопрос «хорошо ли вы знаете свою страну» многие отвечают, что, мол, конечно, исколесил каждый потаенный уголок, обошел тонну музеев и нацепил на холодильник массу ярких магнитов. Но ведь культурное наследие России настолько богатое, что его невозможно физически зафиксировать в своей голове и памяти. Поэтому перечислить даже 10 самых известных памятников или скульптур для рядового обывателя представляется непосильной задачей.

Мы считаем своим долгом просветить подрастающее поколение и в такой сжатой форме преподнести 10 культурных находок, которыми может гордиться наша матушка Россия. Все они возведены по случаю важного исторического события или же олицетворяют богатую и широкую душу русского человека. Это вам не рисунки телом или инсталляции пустого воздуха в современных музеях искусства. Берегите культурное наследие и пресекайте любые попытки вандализма, ведь не переписанная истинная история – залог здорового и мыслящего общества.

Памятник «Родина-Мать Зовет» Волгоград

Популярная конструкция ознаменована центром целого ансамбля, посвященного героям сражения под Сталинградом, который гордо возвышается на Мамаевом кургане. Скульптура выглядит внушительно и устрашающе, как бы демонстрируя врагам, что с недобрыми намерениями на родную землю лучше не соваться. Памятник «Родина-Мать Зовет» уверенно обосновался на одиннадцатой позиции в списке рекордов Гиннеса как один из самых высоких на планете. Ночью изваяние освещают многочисленные прожекторы, что создает визуальную картину не хуже пресловутой Эйфелевой башни. В высоту оно достигает около 85-87 метров. За это даже получило военное «прозвище» -«Высота 102». К слову, в годы знаменитой битвы тут проходили самые жестокие бои, а подвиг героев и увековечили в монументе.

Памятник «Тысячелетие России» Великий Новгород

Культурную памятку создали в 60-х годах 19 века, приурочив к юбилею существования великого Российского государства. Согласитесь, тысячу лет отмечает не каждая страна, поэтому памятник имеет огромное культурное, историческое и туристическое значение. Внешне он подражает огромному колоколу (сверху представлен шаровидной формой, что символизирует державу – эмблему монархической власти). Великий памятник Российской Федерации достигает пятнадцати метров в высоту.

Памятник-обелиск «Покорителям космоса» Москва

Сооружение было поставлено в столице в 60-х годах 20 века и олицетворяет успехи советских исследователей в покорении космического пространства. Мощный обелиск достигает в высоту 107 метров, весит около 250 тонн, а на его облицовку ушли специально выполненные панели из титана, которые лично предложил С. Королев. Внешне структура изображает ракету, которая оставляет за собой мощный шлейф. Тип конструкции «наклонная башня» практически уникален (аналог – знаменитая Пизанская башня). На фасаде металлом выгравирован куплет стиха, прославляющий наших космонавтов. Возведена конструкция на пустырной области, недалеко от входа на выставку достижений народного хозяйства. Посвящен монумент активному технологическому развитию в 1957 г., когда СССР запустил первый на планете искусственно созданный спутник.

Памятник Георгию Победоносцу Москва

Очень символичная статуя, так как Святой Георгий уничтожает острием копья змею – символ людских пороков, лжи, изворотливости и предательства. Именно поэтому конструкция является одной из главных среди мемориального комплекса столицы на Поклонной горе. Располагается культурная памятка на территории парка Победы и представляет собой гранитный фонтан, окруженный разноярусными фонтанами поменьше, которые бьют струи ровно вверх. Вокруг памятника расположены плитки, где перечислены вокзалы пунктов прибытия и столицы.

Памятник «Медный Всадник» Санкт-Петербург

Красивая статуя из бронзы возведена на Сенатской площади в СПБ. Официальное открытие произошло в 82 году 18 века – это был первый городской памятник. Изначально предполагалось, что посвящается он великому русскому королю Петру. Но позже было дано название «Медный Всадник», на что вдохновила одноименная поэма любимого народного писателя Пушкина. Скульптуру возвел Этьен Фальконе по поручению царствующей Екатерины II. Вдохновлял скульптора полковник Петр Мелиссино (внешне напоминающий царя Петра), который удерживал на дыбе коня. Голову бронзовому «Петру» создала ученица Фальконе, а русский скульптор Гордеев слепил змею – символ вражеской силы.

Памятник «Алёша» Ленинский округ города Мурманска

Мемориальный комплекс посвящается солдатам-защитникам Советского Заполярья в годы Второй Мировой. Основой конструкции является статуя солдата в плаще, у которого за плечом виднеется автомат. Высота монумента составляет чуть более 35 метров плюс 7 метров на постамент. Вес полой фигуры достигает более 5 тыс. тонн! Величиной статуя «Алеши» уступает только «Родине-матери». Посмотреть ее можно в Ленинском округе – место, приковывающее взгляды соотечественников и туристов.

Памятник «Рабочий И Колхозница» Москва

Монумент считается символом эпохи СССР, а также излюбленным туристическим объектом. Внешне представляет собой скульптуру из двух статуй (рабочего и колхозницы), которые поднимают над головой знаменитый молоток и серп. Автор проекта – Мухина Вера, а концепцию заложил архитектор Иофан Борис. Изначально предполагалось выставлять памятник в Париже, для чего его транспортировали частями в 28 и более вагонах. Произведено сооружение из хромоникелевой нержавейки и в высоту достигает порядка 25 метров. Расположен на Проспекте Мира. Для первой сборки понадобился 1 месяц (сотрудники работали в 3 смены, отдыхая лишь по 3 часа в сутки). Повторно в Париже его собрали уже за 11 дней. К слову, именно это сооружение является знаменитым символом «Мосфильма».

Памятник мамонтам Ханты-Мансийск

Открылся впервые 11 лет назад в Ханты-Мансийске. Воздвигли изваяние в честь юбилея — 425 лет столице округа. Расположена она на территории известного Археопарка. Конструкция включает одиннадцать небольших скульптур (крупный мамонт в величину составляет более восьми метров, а мелкий около трех). Выполнены они из бронзы, за счет чего общий вес достигает 70 тонн. Инженеры добились установления монументов в натуральную величину.

Памятник «Петру I» Москва

Сооружение приурочено к юбилею трехсот лет российского флота. Автор проекта – известный архитектор Зураб Церетели. Установили культурный шедевр на искусственном острове в области соединения Обводного канала с Москвой-рекой (рядом с кондитерской фабрикой). Открытие монумента совпало с грандиозным праздником – юбилей 850-летия столицы. Общая высота композиции составляет 98 метров (одна из самых высоких на планете и в РФ в частности).

Памятник «Затопленным кораблям» Севастополь

Воздвигнутый на центральной набережной Приморского бульвара (Севастопольская бухта), монумент ежегодно собирает множество туристов и соотечественников, которые гордятся воинственными подвигами жителей города-героя. Памятник также отмечен на советском гербе Севастополя, является честью и символом города, его визитной карточкой. В высоту скульптура превышает 16 метров.

Вот такие удивительные исторические памятники хранит русская земля. Подрастающее поколение должно знать свою историю, уважать героев страны и обычных работяг, руками которых воздвигались величественные нынче города и культурные центры.


Памятники архитектуры – объекты, которые создавались, как правило в честь знаменательного события или важного человека. Возраст одних исчисляется десятками лет, тогда как другие помнят ещё египетских фараонов. В этом обзоре собраны самые известные памятники архитектуры, о которым можно писать историю человечества.

1. Кааба (Масджид аль-Харам)


Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке

Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке, Саудовская Аравия. Оно считается самым священным местом в Исламе, а также старейшим и самым знаменитым памятником культуры в мире.


Мусульманская святыня Каба.

В Коране говорится, что Кааба была построена Авраамом (Ибрагимом на арабском языке) и его сыном Исмаилом, после того как последний поселился в Аравии. Вокруг этого здания была построена мечеть, Масджид аль-Харам. Все мусульмане всего мира поворачиваются лицом к Каабе во время молитв, независимо от того, где они находятся.


Паломники у Кабы.

Один из пяти основных законов ислама требует, чтобы каждый мусульманин совершил хадж - паломничество в Мекку хотя бы один раз в своей жизни. При этом Каабу необходимо обойти семь раз против часовой стрелки (если смотреть сверху).

2. Тадж-Махал


Мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия.

Тадж-Махал («Корона дворцов») - мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия. Он был построен падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал широко известен как «жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Площадь Тадж-Махала - около 221 гектаров (38 гектаров занимает сам мавзолей и 183 гектара охраняемый лес вокруг него).

3. Египетские пирамиды


Египетские пирамиды.

Всего в Египте было обнаружено 138 пирамид. Большинство из них были построены в качестве гробниц для фараонов и их жен во времена Древнего и Среднего Царств. Это одни из старейших знаменитых памятников культуры.


Вид на египетские пирамиды сверху.

Самые ранние известные египетские пирамиды были найдены в Саккаре, к северо-западу от Мемфиса. А самой древней из них является Пирамида Джосера, построенная в 2630 - 2611 годах до н. э., во время третьей династии. Эта пирамида и окружающий ее комплекс были спроектированы архитектором Имхотепом и, как правило, считаются старейшими в мире монументальными сооружениями, выполненными из кирпичей с облицовкой.

4. Великая китайская стена


Великая китайская стена.

Великая Китайская стена представляет собой ряд укреплений из камня, кирпича, утрамбованной земли, дерева и других материалов, построенных вдоль исторических северных границ Китая для защиты страны от вторжений различных воинственных народов.


Скульптуры на Великой китайской стене.

Несколько стен были построены еще в VII веке до нашей эры, а позже их достроили, объединив в то, что сегодня известно как Великая стена. Особенно знаменитой является часть стены, построенная между 220-206 годами до н.э. первым императором Китая Цинь Шихуанди (от нее осталось очень мало).

Кстати, в Поднебесной есть ещё много красивых и интересных мест Китая, которые стоит увидеть воочию.

5. Ангкор-Тхом (Большой Ангкор)


Cтолица Кхмерской империи

Ангкор-Тхом - окруженный стеной королевский город площадью 3 квадратных километра, который был последней столицей Кхмерской империи. После того, как Джаяварман VII отвоевал Яшодхарапура (предыдущую столицу) у захватчиков из Чампа в 1181 году, он построил на месте разрушенного города новую столицу империи. Он начал с существующих сохранившихся структур, таких как Бапуон и Фимеанакас, и построил вокруг них величественный огороженный город, добавив внешнюю стену со рвом и некоторые из величайших храмов Ангкора. В город есть пять въездов (ворот), по одному на каждую сторону света и Ворота победы, ведущие к району Королевского дворца. Каждые ворота увенчаны четырьмя гигантскими лицами.

6. Афинский акрополь


Афинский акрополь

Афинский акрополь, который в Афинах также называют «Кекропия», является самым важным местом города и одним из самых узнаваемых памятников мира. Это главный ориентир древнегреческой культуры, а также символ самого города Афины, поскольку он представляет собой апогей художественного развития в V веке до нашей эры.

7. Национальный мемориальный зал Чан Кайши


Мемориал Чан Кайши

Национальный мемориальный зал Чан Кайши - это знаменитый памятник и местная достопримечательность, возведенная в память генералиссимуса Чан Кайши, бывшего президента Китайской Республики. Он расположен в китайском городе Тайбэй. Памятник, окруженный парком, построен в восточной части Мемориальной площади. На север от него находится Национальный театр, а с юга расположен Национальный концертный зал.

8. Дворец Потала


Дворец Потала

Дворец Потала расположен в городе Лхаса в Тибете. Он назван в честь горы Поталака, мифической обители Ченрезига или Авалокитешвара. Дворец Потала был главной резиденцией Далай-ламы вплоть до тех пор, пока 14-й Далай-лама не бежал в Дхарамсалу, Индия, во время вторжения Китая в Тибет в 1959 году.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, пятый Великий Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников Кончог Чопел отметил, что место между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса является идеальным для расположения правительства. В итоге Потала был построен на остатках более ранней крепости, называемой Белым или Красным дворцом, построенном царем Тибета Сонгценом Гампо в 637 году. Сегодня дворец Потала - это музей.

9. Статуя Свободы


Статуя Свободы в США.

Статуя Свободы была даром в знак дружбы от народа Франции народу Соединенных Штатов Америки, и она является универсальным символом свободы и демократии. Статуя Свободы была открыта 28 октября 1886 года, а в 1924 году ее признали Национальным памятником.

10. Мечеть Султана Ахмеда


Мечеть Султана Ахмеда - историческая мечеть в Стамбуле, крупнейшем городе Турции и столице Османской империи с 1453 по 1923 год. Она также широко известна как «Голубая мечеть» из-за синей плитки, которыми выложены ее стены.


Интерьер мечети.

Мечеть была построена с 1609 по 1616 год во время правления Ахмеда I. Хотя она до сих пор используется как мечеть, это место также стало популярной достопримечательностью.

Самарская область имеет давние культурные традиции. С Самарским краем связаны имена Аксакова, Островского, Гарин-Михайловского, Успенского, Льва Толстого, Репина, Горького, Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве находились Государственный академический Большой театр оперы и балета СССР и Ленинградский академический драматический театр. В Куйбышевском театре оперы и балета была впервые исполнена Седьмая симфония («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича. Поставленные в Куйбышевском академическом театре драмы под руководством Петра Монастырского спектакли становились событием театральной жизни Советского Союза 60-80-х гг. ХХ века.

На сегодняшний день в Самарской области действует 35 музеев (с филиалами); 814 общедоступных библиотек, в том числе 4 областные библиотеки; 13 театров, в том числе 4 областных; 6 концертных организаций, в том числе Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии; Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова; Самарский зоологический парк.

Киносеть Самарской области представлена 85 киноустановками, находящимися в ведении муниципальных образований Самарской области. Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 110 учреждениями.

На базе 704 муниципальных учреждений культурно-досугового типа действует 6 014 клубных формирований, в том числе 4 560 коллективов самодеятельного народного творчества, при этом 266 коллективов имеют звание «Народный». В их деятельность вовлечено 95 531 человек.

В Самарской области действуют областные организации союзов театральных деятелей, писателей, композиторов, художников, кинематографистов, архитекторов, фотохудожников.

Музейный фонд Самарской области составляет 604,8 тыс. предметов. Библиотечный фонд общедоступных библиотек Самарской области составляет 18 629,6 тысяч экземпляров. Активно идет информатизация учреждений культуры, внедряются информационно-телекоммуникационные технологии в процесс предоставления услуг в сфере культуры.

В Государственный список объектов культурного наследия включено 1 177 объектов, расположенных на территории Самарской области.

В настоящее время на территории Самарской области находятся 19 памятников археологии федерального значения, 1222 недвижимых памятника культуры, из них 57 – федерального значения и 1165 - регионального значения. Выявленных объектов культурного наследия: 1143 – недвижимые памятники культуры, 2123 – памятники археологии.

Три города на территории Самарской области включены в Список исторических поселений Российской Федерации: Самара, Сызрань, Тольятти. Жигулевский государственный природный заповедник им И.И. Спрыгина, находящийся на территории Самарской области, признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Уникальные памятники истории и культуры, расположенные на территории Самарской области

Монумент Славы, стоящий на одноименной площади, один из главных символов Самары. Более того, его изображение даже было размещено на знаке Куйбышева. Так что фигура с крыльями, поднятыми над головой, безошибочно ассоциируется только с этим городом.

Монумент «Ладья» сразу же после своего появления стал одним из негласных символов Самары, попав на открытки, почтовые марки и конверты.

Государственный деятель и автор первой «Истории России» Василий Татищев стал основателем города Ставрополя-на-Волге – нынешнего Тольятти. Памятник ему в виде всадника на волжском берегу стал одним из символов города. Его изображение можно встретить повсюду – от проездных билетов до коньячных этикеток. Хоть и находится памятник на окраине Тольятти, в лесной зоне, сюда очень любят приходить горожане. С площадки возле памятника открывается прекрасный вид на Волгу.

В 21 квартале, на пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина, у десятиэтажного дома № 25 стоит бронзовая скульптура, изображающая сидящего пса Верного. Высотой она чуть более полутора метров, установлена на гранитном постаменте. Скульпторы воздвигли ее таким образом, что проезжающим по дороге водителям кажется, что собака поворачивает голову вслед за движущимися автомобилями.

Памятник Чапаеву, стоящий на одноименной площади, вместе с «пряничным» зданием Самарского театра драмы часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Здание городского театра». Построен по проекту известного московского архитектора М.Н. Чичагова в 1888г. Здание относится к псевдорусской архитектуре с имитацией форм московского зодчества XVII века. Отличается сложным декоративным убранством с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных резных деталей.

Объект культурного наследия регионального значения. На центральной площади города, самой большой в Европе, возвышается массивное серое здание – по отзывам искусствоведов, «грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика», «яркий пример архитектуры 30-х годов». Авторы проекта - ленинградские архитекторы Н.А. Троцкий и Н.Д. Кацеленбоген, в 1935 году выигравшие конкурс на создание Дворца культуры.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Построен по проекту архитектора А.Д. Вернера в 1888 году на средства военного ведомства царского правительства в поселке Иващенко, ныне это город Чапаевск. Строили церковь несколько подрядчиков под руководством автора проекта – А.Д. Вернера. Революция 1917 года не позволила полностью закончить строительство. В 1918 году незаконченная она была открыта. Здание представляет своеобразную и необычную архитектурно-композиционную форму в псевдорусском стиле.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Строительство крепости велось по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Сохранились Спасская башня кремля, построенная в 1683г. и собор, построенный в 1717 году на месте деревянной, возведенной в 1688г., ныне Христорождественский собор.

Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 66 - объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс является филиалом Самарского областного художественного музея, открыт в 1990 г. Объединяет три дома-музея: художника И.Е. Репина, купца Вдовина и поэта А.В. Ширяевца.

Кафедральный собор Самарской епархии (кафедра митрополита Самарского и Сызранского) Покрова Пресвятой Богородицы

Один из главных и самых узнаваемых архитектурных шедевров Самары – это здание католического костела на улице Фрунзе. Его красные изящные 37-метровые готические шпили, буквально вонзающиеся в небосвод, хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение самарской синагоги. Здание просуществовало как храм всего 20 лет. С 1928 года до начала 1990-х здесь располагался хлебозавод. И с этого времени в синагоге ведутся восстановительные работы.

Здание построено в 1898 году по проекту архитектора А.А. Щербачева в традициях архитектуры поздней эклектики. Особняк принадлежал самарскому купцу Ивану Андреевичу Клодту. Одновременно на усадьбе появились служебные постройки и небольшой сад возле дома. В 1991 году здание было передано для размещения муниципального учреждения культуры «Детской картинной галерее».

Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения этих гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары.

Необычно для Самары выглядят строгие и величественные формы бывшего особняка губернского предводителя дворянства Александра Николаевича Наумова, в котором теперь располагается Дворец детского и юношеского творчества.

Самарская Фабрика-кухня – яркий пример архитектуры формализма. Если смотреть на постройку сверху – можно увидеть, что она имеет форму скрещенных серпа и молота. Это единственный в мире реализованный проект здания такой формы.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Яркий образец промышленной архитектуры, сохранивший свое первоначальное использование.

Главная достопримечательность музея – легендарная ракета-носитель «Союз». Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение (проект архитектора В. Жукова).

Техническому музею ОАО «АВТОВАЗ» им. К.Г.Сахарова чуть более10 лет, но он успел завоевать широкую известность не только у жителей Тольятти и Самарской области. Посетители музея – в год до 80 тыс. человек – приезжают со всего света.

Рассказываем о самых ярких, неожиданных и спорных российских монументах.

Цари и герои, звери и птицы, фрукты и овощи, идеи и фантазии — увековечить можно даже то, что нельзя увидеть и потрогать.

Великий Новгород: «Тысячелетие России»

Другого такого монумента в мире нет: на гранитном постаменте уместилась многовековая история страны в лицах. Памятник «Тысячелетие России» был создан в честь юбилея призвания варягов на Русь. Победителем конкурса на лучший проект стал художник Михаил Микешин. Он сразу нашел художественное решение — трехъярусный монумент в форме перевернутой шапки Мономаха.

С фигурами российских правителей, установленными вокруг шара-державы, тоже определились быстро, а вот персонажей нижнего яруса выбирали всем миром. Микешин обратился за помощью к ученым, историкам, писателям — горячие споры не утихали в Академии художеств и в правительстве. Окончательное решение все же пришлось принимать скульптору, список утверждал Александр II.


Marina Zezelina / Shutterstock.com

Не обошлось и без политики, поэтому на фризе есть Пушкин, Гоголь и Суворов, но нет Кольцова, Шевченко и Ушакова. Памятник открыли в сентябре 1862 года, по такому случаю весь город отремонтировали и замостили. Чудесным образом монумент уцелел в вихре революционных событий, но был сильно разрушен во время Великой Отечественной. Сразу после освобождения Новгорода его восстановили — второе открытие состоялось в ноябре 1944 года. Но реставрация продолжалась еще долго, и лишь в 1995-м памятнику вернули первозданный вид.

Орел: Иван Грозный, один-единственный


yingko / Shutterstock.com

На монументе «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного: он устроил в Новгороде чудовищный погром, истребив немало горожан. И других памятников жестокому правителю тоже не было — до прошлого года, когда в Орле к 450-летию основания города установили бронзовую фигуру царя. Споры вокруг скульптуры разгорелись еще до ее открытия. Из-за протестов общественности и судебных разбирательств городским властям пришлось изменить место размещения и время установки: вместо площади перед ТЮЗом монумент поставили на набережной, у слияния рек Оки и Орлика, и не в День города, 5 августа, а позже. Против самой идеи выступали не только жители Орла — художник из Красноярского края в знак протеста установил альтернативный памятник Ивану Грозному в виде кола. Но, по данным официальных опросов, более 70% россиян положительно оценивают роль этой личности в истории, и каменное изваяние Ивана IV вскоре может появиться в Александрове.

Ханты-Мансийск: мамонты на льдине


Valsib / Shutterstock.com

А жители Ханты-Мансийска отметили день рождения своего города совсем другим памятником: к 425-летию столицы округа на территории Археопарка открыли скульптурную композицию «Мамонты», которую сразу полюбили и местные жители, и туристы. Сначала у подножия ледникового останца появилось стадо из семи бронзовых животных, а сейчас их уже 11. Ханты-Мансийск выбран не случайно — когда-то по этой земле действительно бродили мамонты.

Монументы выполнены в натуральную величину: от огромной мамонтихи до симпатичного трехметрового мамонтенка. Вечером вся группа подсвечивается: постамент в виде льдины — холодным голубоватым светом, фигуры мамонтов — более теплыми тонами. В композицию входят не только доисторические животные, но и цветники с растениями юрского периода. В Археопарке можно увидеть и другие фигуры древних существ и первобытных людей, а также обнажения останца и памятник археологии «Самаров городок».

Воронеж: 10 дней на постаменте

Копия знаменитого «Атакующего быка» с нью-йоркской Уолл-стрит простояла на центральной улице Воронежа всего полторы недели, после чего ее демонтировали: памятник не понравился местным жителям, а чиновники мэрии решили, что статуя не вписывается в концепцию литературного бульвара. Фигура разъяренного быка появилась в столице Черноземья по инициативе московской строительной компании, которая возвела в Воронеже жилой комплекс «Солнечный Олимп» и благоустроила часть пешеходной улицы. Не найдя понимания у горожан и властей, директор компании пообещал перевезти скульптуру в Москву. История закончилась печально: совсем недавно бронзового быка стоимостью 40 тысяч евро обнаружили во дворе «Солнечного Олимпа» — теперь он украшает площадку для контейнеров с мусором.

Томск: самый маленький памятник в мире


Мария Аникина

В монументальных рядах бронзовых вождей и исполинских животных встречаются и миниатюрные произведения искусства, а в 2013 году в Томске появился самый маленький памятник в мире — посреди небольшого газона на камне сидит крошечная лягушка-путешественница. Высота скульптуры — всего 44 мм.

По словам автора работы Олега Кислицкого, памятник сразу задумывался как «самый-самый». Создание самого большого монумента в мире влетело бы в копеечку, поэтому было принято прямо противоположное решение. Мини-скульптура посвящена путешественникам и расположилась рядом с гостиницей «Томск». Здесь же, на входе, можно увидеть еще одно произведение Кислицкого — памятник домашним тапочкам. В 2014-м лягушка-путешественница пострадала от рук вандалов — ее сбросили с постамента. Памятник был восстановлен и сейчас защищен стеклянным куполом.

Екатеринбург: памятник-невидимка

Самый незаметный памятник стоит в центре Екатеринбурга, но найти его и впрямь непросто: летом он прячется в траве, зимой — под снегом, повторяя судьбу своего прототипа — человека-невидимки. Это небольшая квадратная плита с отпечатками двух разных ступней: левая 43-го размера, правая — 41-го. Следы в бронзе оставили авторы проекта: писатель Евгений Касимов и художник Александр Шабуров придумали и отлили памятник всего за неделю. Создатели необычного образа человека-невидимки утверждают, что их произведение посвящено не столько герою Герберта Уэллса, сколько трагедии одиночества, миру, где люди общаются, не видя друг друга.

Санкт-Петербург: читающий ангел

Еще один вымышленный персонаж примостился на спинке скамейки в Измайловском парке Северной столицы. Это один из самых светлых и душевных памятников — маленький читающий ангел в длинном пальто и старомодной шляпе.

Прежде чем обратиться к монументальному искусству, художник Роман Шустров делал театральных кукол — ярких и характерных, а «Петербургский ангел» стал его первым произведением в бронзе. Трогательная фигурка символизирует не конкретного человека или литературного героя, а целое поколение. «Скульптура "Петербургский ангел" посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины XX века, сохранили в себе оптимизм», — пишет художник в своем блоге. Симпатичный памятник быстро обзавелся собственными приметами: если погладить зонтик — будет хорошая погода.

Самара: самый теплый памятник


FotograFFF / Shutterstock.com

Отечественные монументы увековечивают не только людей и идеи, но и вполне конкретные блага цивилизации: в Мытищах есть памятник водопроводу, в Самаре — батарее. Последний открыли к 150-летию изобретения отопительной батареи на стене проходной старейшей в России Самарской ГРЭС. А чтобы композиция не выглядела слишком сурово, ее дополнили котиком. Компания «Самараэнерго» объявила конкурс фотографий кошек, греющихся у радиатора, лучшее фото и стало прототипом для памятника.

К такому решению пришли не сразу: по первоначальному плану монумент должен был состоять из хитросплетений труб, ведущих к батарее, — это символизировало бы техническую сложность отопительной системы Самары. Но техногенный проект отвергли. Вариант с кошкой, греющейся непосредственно на батарее, тоже не утвердили, так как при нормальной работе системы радиаторы разогреваются настолько, что ни одно животное не выдержит такого жара. В итоге теплолюбивое создание разместили на подоконнике над батареей.

Абакан: сибирский арбуз


Сергей Миронов

В Подмосковье — огурец, в Курске — яблоко, в Сочи — тыква, в Абакане — арбуз. Полосатых монументов в мире немало, но если где-нибудь в Херсоне или Поволжье таким памятником никого не удивить, то для Восточной Сибири это настоящая экзотика.

Оказывается, самая большая ягода прекрасно чувствует себя в Хакасии: в Минусинской котловине уникальный микроклимат, а сочные и сладкие плоды не уступают по вкусу своим астраханским аналогам. В честь высоких урожаев местных арбузов на трассе неподалеку от Абакана установили двухметровую конструкцию из нержавеющей стали. Металлическая ягода раскрашена в полном соответствии с оригиналом и выглядит очень натурально.

Москва: Петр I, великий и ужасный

Самый высокий, самый тяжелый и самый неоднозначный — памятник Петру Великому на Москве-реке. Монумент работы Зураба Церетели установили здесь почти 20 лет назад, а единого мнения нет до сих пор: одни считают его грандиозным и величественным, другие — громоздким и нелепым.

Трехъярусную 98-метровую скульптуру невзлюбили за гигантские размеры, странные пропорции и исторические несоответствия. Например, император почему-то облачен в испанский костюм XV века, а ростры вражеских кораблей украшены Андреевским флагом. Многим памятник кажется просто неуместным, поскольку царь-реформатор не любил патриархальную Москву и, как известно, перенес столицу на берега Невы. Бронзового Петра тоже неоднократно пытались перенести и даже взорвать, а в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых сооружений мира.


alexeyart / Shutterstock.com

Тем не менее принять его были готовы десять городов России, и лишь в Санкт-Петербурге отказались приютить отца-основателя: здесь уже есть памятник Петру I авторства Церетели, и это изваяние в свое время «выселили» из центра города на Васильевский остров.

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».