1. Иван Васильевич – рассказчик. В рассказе молод и амбициозен, влюблен в очаровательную девушку Вареньку. Честный и совестливый, готовый помочь даже обыкновенному крестьянину.
  2. Варенька – молодая девушка, мила и невинна.
  3. Петр Васильевич – отец Вареньки, действующий полковник. С дочерью ведет себя мило и вежливо, на службе проявляет жестокость и агрессию, деспотичен и жесток.

Другие герои

  1. Татарин солдат – известно лишь то, что являлся солдатом в полку Петра Васильевича. После неудачной попытки к бегству, был пойман и наказан за содеянное.

Рассказ начинается с дискуссии друзей о том, может ли окружение повлиять на самосовершенствование человека, способно ли оно изменить его жизнь. Иван Васильевич предлагает своим друзьям послушать историю, которая однозначно даст ответы на данный вопрос.

На балу

В годы своей юности Иван Васильевич был очень романтичной личностью, и это чувство подпитывалось любовью к очаровательной Вареньке. Он был на очередном балу, который устраивала семья девушки и все ему казалось замечательным. Хозяева удивляли своей добротой и гостеприимством, дом был большим и роскошным, музыка веселая, а еда очень вкусная.

Не отводит он взгляда и от отца Вареньки, полковника Петра Васильевича. Все в нем кажется таким добрым, отзывчивым и благородным. Со своей дочкой, мужчина общается в милой форме, высказывает нежность и гордость.

Главный герой так же замечает его самодельные сапоги, и он приходит к выводу, что тот экономит на себе, что бы его дочка ни в чем не нуждалась. Весь вечер проходит в милой, и добродушной обстановке и в таком настроении он отправляется домой.

После бала

Бал заканчивается ранним утром, и главный герой идет по направлению к своему дому. По среди поля, он замечает странную картину и очень долго вглядывается в туман, чтобы понять, что там происходит. Когда образы обрели форму, он в то же час ужаснулся тому, что увидел. Десяток солдат собралось вокруг татарина, которого наказывали за попытку к бегству.

У каждого из солдат была палка и каждый по одному разу ударял ею по спине беглого солдата. Мужчина что-то невнятно бормотал, а после стал умолять: «Братья, помилосердствуйте», но ни один не отпускал свою палку. Немного отойдя от шока, Иван Васильевич увидел то, что перевернуло его сознание, убрало наивность и любовь ко всем людям, он увидел, кто стоял во главе этого наказания. Петр Васильевич стоял немного поодаль и избивал одного из солдат, который пожалел беглеца и постыдился его бить.

Человек, который казался ему добрым, благородным и честным, выступал перед ним в роле сатаны. В его глазах горел огонь, в действиях виднелась жестокость и злоба. Когда Петр Васильевич заметил Ивана, то сделал вид, что не знаком с ним, продолжив при этом наказание. Тогда, главный герой почувствовал себя дурно, в его сердце возник страх и стыд.

Всю оставшуюся дорогу до дома он пытался найти оправдание увиденному. Но каждый раз. Когда он вспоминал отца Вари, перед его глазами вставал образ деспотичного и жестокого человека, с кровавыми руками. Все это не покидало его еще долгое врем, шок от увиденного не прошел ни на следующий день, не спустя неделю.

Заключение

То событие, кардинально изменило жизнь молодого человека. Любовь к Вареньке пропала за несколько мгновений, он больше не искал с ней встреч. В Иване что-то надломилось, та юношеская наивность и любовь к людям. Он внезапно осознал, какие жестокие люди стоят во главе нашего государства.

Изменившееся мировоззрение не позволило ему служить государству. Потому он не пошел в офицеры и не стал чиновником, ведь служить государству с несправедливыми и жестокими законами он не мог.

Тест по рассказу После бала

Лев Николаевич Толстой

«После бала»

Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки. В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира. Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет». Пересказала Юлия Песковая

Друзья спорили о том, что необходимо изменить условия, чтобы человек смог стараться достигать личного совершенства. Иван Васильевич описал присутствующим случай, который, как он считает, изменил его жизнь.

Был он молод и влюблён в Вареньку, красивую, высокую и грациозную восемнадцатилетнюю девушку. Он учился в университете провинциального города, и главным его удовольствием были балы и вечера. На масленицу бал был у губернского предводителя. Иван Васильевич, пьяный от любви, танцевал с одной лишь Варенькой. На балу присутствовал и отец девушки, полковник Пётр Владиславич. Он был красив, статен и свеж, хотя и старик. Его уговорили пройти тур мазурки с дочерью. Все были в восторге от танца этой пары. Иван Васильевич испытывал к Варенькиному отцу восторженно-нежные чувства.

Ночью Иван Васильевич не мог уснуть и бродил по городу. Ноги принесли его к Варенькиному дому. Было раннее утро – и в конце поля герой толпу, чем-то занятую. Подойдя ближе, он увидел, что прогоняют сквозь строй дезертира- татарина. Пётр Владиславич идет вдоль строя и внимательно следит, чтобы все солдаты действовали с достаточной силой, опуская палки на окровавленную спину солдата. Он даже отхлестал перчаткой солдата, который недостаточно сильно ударил. При этом полковник говорил: "Будешь мазать!". Заметив Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что незнаком с ним.

Рассказывающий не мог уяснить, хорошо или плохо было то, чему он стал свидетелем. Ведь это делалось с уверенностью в необходимости и правоте, всеми признавалось правильным. Он решил, что не может себе ответить, чего он лично не знает в устройстве этого общества. И поэтому не стал поступать на службу - ни на военную, ни на какую-нибудь еще. И после этого случая каждый раз, когда он видел лицо такой любимой ранее Вареньки, он вспоминал ее отца. Любовь как-то сама собой закончилась.

Сочинения

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала») Изложение замысла рассказа «После бала» Толстого Проблематика рассказа Льва Толстого "После бала" Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ......
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ......
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ......
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ......
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ......
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ......
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ......
Матера (Прощание с Матерой Распутин)
  1. В центре повести, несомненно, стоит фигура Дарьи Пинигиной , восьмидесятилетней старухи, которая находится в своем уме. Именно поэтому односельчане в любых сложных ситуациях идут к ней за советом. Она – этакий негласный лидер, за которой тянутся старожилы и прислушиваются к ее мудрым речам.

Свои корни

У стариков, видавших всякое на своем веку, одно желание – чтобы их оставили в покое, дали дожить последние годы на своей земле. И умереть на ней. А еще их очень тревожит легкомысленное отношение к жизни детей, то, что они забывают традиции, забывают свои корни. Следующее поколение не понимает, почему их предки так цепляются за этот остров, за пределами которой идет большая жизнь.

Конечно, пользу технического прогресса понимают и старики, только они против того, чтобы люди становились такими же бездушными, как эти самые машины. И вот уже человек ощущает себя царем природы, а это неправильно. Он всего лишь песчинка.

Старики пытаются привить молодежи любовь к своей земле, однако их посылы чужды молодежи. По всему видно, что и сам автор на стороне стариков, которых он искренне жалеет, болеет за их судьбы. Каждого из этих героев, автор описывает с большой теплотой. А вот образы молодежи, предстают перед нами не в самом выгодном для них свете. По сравнению со старшим поколением, они кажутся черствыми, порой бездушными людьми, которые находятся в погоне за развлечениями и красивой жизнью.

Посягательство на святое

По причине запуска ГЭС, власти планируют затопить остров. Местных жителей, планируют переселить в новый поселок, но старики не хотят уезжать с насиженных мест, и до последнего тянут с переездом. Однажды к старухе Дарье, где гостюют Сима и Настасья, приходит Богодул и рассказывает о том, что громят сельское кладбище.

Они идут туда, где орудуют рабочие, готовя погост к затоплению. Они замахнулись на святое, снося оградки и кресты. Местные жители вне себя от гнева и прогоняют рабочих с кладбища. А после восстанавливают кресты и оградки. Для них память о родных, похороненных здесь, свята.

Первый пожар

Дарья идет на кладбище, но неожиданно для себя приходит на самую высокую точку местности, откуда виден весь поселок. И грустит, невеселые думы одолевают ее. В очередной раз на остров приезжает сын Дарьи Павел, который уже перевез всю свою семью и хочет забрать мать, однако она упрямится.

Тем временем, старуха Настасья и дед Егор все-таки решаются уехать в город. Готовится к переезду и еще одна пожилая женщина по имени Катерина. Пользуясь этим, ее сын Петруха поджигает собственный дом. Он хочет побыстрее получить за него деньги. А потом неожиданно исчезает из деревни. Несчастная женщина находит приют в доме у Дарьи.

Время сенокоса. Время уезжать

Приходит время сенокоса, и вся деревня опять собирается вместе, В последний раз для общего дела. Появляется Петруха, который отдает матери за дом всего 15 рублей. Тем временем приезжает внук Дарьи Андрей. Ему вроде бы тоже жаль остров, но не до такой степени. Он считает, что ГЭС, конечно, нужна, и сам мечтает о большой стройке.

После сенокоса, местные жители начинают вывозить с острова свои пожитки, живность.

Петруха поджигает дома односельчан по их же просьбе, а они платят ему за это. Наступает осень. Уборка урожая, сенокос закончены. Время уезжать с Матёры. Дарья идет на сельское кладбище, где просит прощения у лежащих в земле родных людей за то, чему она не в силах помешать.

Жена Егора с горечью рассказывает сельчанам, что ее муж умер от тоски по родине. Его больше нет.

Председатель Воронцов узнает, что на острове еще есть люди. Переживая, что его будет ругать начальство, он плывет на остров, чтобы вывезти остатки жителей, но попадает в туман и не знает, куда двигаться дальше.

Тем временем старожилы слышат тревожный шум катера. На этом повесть заканчивается, автор не рассказывает, что было дальше, предлагая читателю самому решить судьбу ее героев.

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Несколько интересных сочинений

    Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.

  • Образ и характеристика Николая Ставрогина в рассказе Бесы Достоевского сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Ставрогин, представленный писателем в образе псевдогероя, мертворожденного.

  • Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

    Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

  • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Антоновские яблоки Бунина

    Бунин предлагает читателю ностальгический рассказ «Антоновские яблоки», который ведется от лица главного героя. Герой вспоминает прежние года и размышляет о прошедшем времени.

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.