Выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления.

Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, которые носят отражательный характер, где ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми и события, детям трудно направить содержание игры, расширить ее, организовать детский коллектив. Отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянное пополнение знаний о социальной действительности, о деятельности людей. Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Внедряя эту программу, перед воспитателем ставилась цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Для выполнения этой задачи, наряду с другими, была использована такая форма работы как «Встреча с интересным человеком». Огромная роль в процессе формирования положительного отношения к труду у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к труду ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение. Дошкольное детство - самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к трудовой деятельности человека. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта:долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5-7лет. Основной целью является создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях. Для достижения поставленной цели разработала анкету для родителей (Приложение №1), диагностический инструментарий с целью выявления знаний дошкольников о профессиях (Приложение №2) примерное перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с профессиями (Приложение№3), организована традиция «Встреча с интересными людьми», где с успехом проходят и экскурсии. Исходя из поставленной цели были определены и задачи:

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения , но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности: профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы; домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п; труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п. хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др. Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со старшей группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. На момент пребывания детей в средней группе (сентябрь) был составлен вопросник для родителей, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек. На родительском собрании воспитателем было рассказано о желании проводить "Встречи с интересными людьми". Родителям было объяснено, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, воспитатель наметил план встреч таким образом, чтобы они (встречи) помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался первый этап работы . Второй этап - это подготовка мероприятия. Он предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой - со взрослым. Первые встречи проводятся с сотрудниками группы и детского сада. Прежде всего, пробуждался интерес детей к предстоящей встрече или теме. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, в группу вносилась вышивка. Рассматривалась с детьми. Воспитатель восхищался работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале у детей обязательно закладывалось положительное отношение, и только потом давалась информация. Предлагалось узнать дома у взрослых - умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве. В группе открывалась выставка из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему.

Рассказывалось об истории вышивки,

Показывались пяльцы, наперсток, разные иглы, объяснялось, зачем они нужны, как их можно использовать ,

Вносились образцы, выполненные в разной технике,

Демонстрировались разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть,

Показывались образцы тканей: ситец, лен, вафельная ткань и др.

Рассказывалось, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, это могут быть просто картины и разнообразные украшения,

Обращалось внимание на аккуратность, чистоту вышивок,

Демонстрировалось, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).

Понимание детей подводилось к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать. Дети выразили желание пригласить ее на встречу. Может возникнуть вопрос - зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие, в таком случае, проходит более оживленно. Детям предлагалось подумать, что бы им хотелось узнать у человека, с которым планируется встреча. Индивидуально с каждым обговаривались вопросы, давалась установка на то, что вопрос надо запомнить. Вместе с детьми решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором будет рассказывать. Например, игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми - для того, кто любит печь. Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей. Параллельно велась работа с взрослыми. Давался перечень детских вопросов, советы, что понадобится на мероприятии. Родителям подсказывалось, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, любителю вышивать, советовалось на встрече показать детям канву из соломки, ее дети еще не видели, внести капроновые нитки, с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки предлагалось принести разнообразные пряности, чтобы дети могли понюхать и попробовать. Родителям озвучивались педагогические приемы, которые можно было бы использовать в процессе встречи. Например, во время встречи с пекарем предлагалось вылепить булочки всем вместе. Обращалось внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.

Гостю предлагалось подумать, какой подарок он приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то и закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это могла бы быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся их шитьем, или жезл при встрече с полицейским. Часто встреча включала в себя практическую часть, и дети становились участниками трудовой деятельности. Например, любители домашней выпечки , готовили вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Решая нравственные задачи, накануне мероприятия с детьми готовился подарок и приглашение для взрослого, организовывалась "школа этикета". Обговаривалось, как гостя будем встречать, где удобнее предложить раздеться, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решалось, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты. Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Встреча начиналась с приема. Дети встречали, помогали гостю раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем воспитатель проводил знакомство. Представляя гостя, обязательно называлось его имя, отчество, профессия и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращалось внимание гостя на индивидуальные особенности каждого. (Это Марина- она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом…). Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть. В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Воспитатель обращал внимание на значимость того, чем занимается гость, восхищался "золотыми руками", которые помогают в жизни. Если позволяло время, гость приглашался к столу, и проводилось чаепитие. Такая работа планируется проводиться в группе в течение двух лет. Её результаты приносят свои плоды. К концу старшей группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечали раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы , передавать домашние задания.

Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствуют по два человека от семьи. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то, уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера 90% родителей. Уже после первой "Встречи с интересным человеком" дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Те мамы, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились. Стали советоваться с воспитателями, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.

Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Ребята легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.

Использованная литература:

«Беседа с дошкольниками о профессиях» Т.В. Попова, 2005г.

«Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина, 2007г.

«Учимся, говорим, играем» Г.И Сергеенко, 2006г.

«Развитие речи в детском саду» Г.А. Кошлева,2009 г.

«ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнилеева,

Приложение №1.

Уважаемые родители!

С целью обогащения знаний дошкольников об окружающем мире, просим ответить Вас на следующие вопросы:

1. Как называется ваша профессия? Знает ли ваш ребенок что-либо о вашей профессии?

2. Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии?

3. Какие орудия труда необходимы для вашей профессиональной деятельности?

4. Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества?

5. Каковы ваши увлечения, хобби?

6. Интересуется ли ваш ребенок вашей профессиональной деятельностью или вашим увлечением?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Диагностика «Выявление знаний дошкольников о профессиях» По методике Ф.Г.Даскаловой

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы по теме «Что такое профессия?».

Проведение исследования. С детьми 5-6 лет проводят индивидуальную беседу: «Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»

Обработка данных. Результаты по каждой беседе оформляются в таблицу.

Подсчитывают среднее число названных дошкольниками профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу

Примерное содержание представлений дошкольников о профессиях


Возраст детей

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Осознают общественную значимость результатов труда взрослых.

Имеют полное представление о труде строителей (каменщика, маляра, плотника), крестьян (хлебороба, животновода, овощевода), работников швейной фабрики (закройщика, швеи), работников транспорта (шофера, водителя, машиниста).


Расширяются представления о труде взрослых: его содержаний, коллективном характере.

Имеют представления о профессиях моряка, космонавта, учителя, библиотекаря.

Складывается обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.


Приложение №3

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом людей

старших дошкольников



Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повара, работники прачечной, музыкальный руководитель, медсестра и т.д.

Расширять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2.

Сентябрь

Труд людей в сельском хозяйстве: хлебороб

Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

3.

Октябрь

Труд работников почты

Расширять представления детей о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Приемщица посылок принимает посылку , взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Почтальон доставляет почту на дом

4.

Ноябрь

Особенности труда людей в библиотеке

Пополнять знания детей о профессии библиографа: в библиотеке устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Активизировать словарь детей: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки


5.

Декабрь

Беседа с инспектором ДПС

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС

6.

Январь

Труд работников ателье

Формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит, в примерочной делают примерки одежды.

Активизация словаря: разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.


7.

Февраль

Труд строителей

Познакомить детей с обобщающим словом строитель. Дать представление детям строительных профессиях: каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др. Учить детей группировать, объединять профессии по общему признаку.

8.

Март

Беседа с плотником.

Уточнять представления детей, что в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. Активизировать словарь детей: молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка.

9.

Март

Беседа о труде медицинских работников

Углубить представление детей о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи»; благодарить за внимание и заботу.

10.

Апрель

Экскурсия в школу

Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена», учитель учит читать, писать, считать. Вызвать у детей желание пойти в школу

11.

Апрель

Беседа о профессии космонавта

Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.

12.

Май

Беседы о труде людей разных профессий

Человек славен трудом, экскурсии к памятным местам в честь героев

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе


Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников просвещения: детский сад, школа

Продолжать формировать понимание трудовых процессов сотрудников детского сада ; учить строить наглядно-схематическую модель трудового процесса. Углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; воспитывать эмоционально-положительное отношение к школе и желание учиться.

2.

Октябрь

Труд работников торговли

Уточнять представления о труде работников торговли, о профессиях (кассир, продавец, водитель, товаровед), о функциях, которые выполняют представители этих профессий, о материалах, оборудовании, которыми пользуются.

3.

Ноябрь

Труд людей в библиотеке

Познакомить с историей происхождения и изготовления книги, ее составные части(обложка, переплет, страницы, иллюстрации); показать как она преобразовывалась под влиянием творчества человека; воспитывать бережное отношение к книге. Познакомить с работой читального и абонементного залов. Формировать представления о библиотеке и профессии библиотекаря

4.

Ноябрь

Экскурсия в парикмахерскую

Углубить представления детей о взаимосвязи труда всех работников парикмахерской: дамский мастер, мужской мастер, мастер по маникюру, визажист, кассир, администратор. Визажист-мастер по прическам и макияжу, эта профессия очень важна и нужна везде. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность, желание следить за своим внешним видом.

5.

Декабрь

Труд работников ателье

Расширять представления детей о взаимосвязи труда разных профессий, занятых на одном производстве: приемщица, закройщик, портной, модельер. Углубить представления детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), определять их особенности. Модельеры разрабатывают новые современные модели обуви, платьев, костюмов и др. Чтобы стать модельером, нужно уметь рисовать и обладать хорошим вкусом; именно они диктуют моду для всех нас. Активизировать словарь детей: лекало, манекен, мерка, сантиметр, примерочная.

6.

Декабрь

Труд работников ДПС

Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора; закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице.

7.

Январь

Труд военных, строителей, пожарных, спасателей.

Знакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях; воспитывать чувство ответственности. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать пожарных, спасателей.

8.

Февраль

Труд медицинских работников

Углублять знания детей о профессиях врача: терапевта, инфекциониста, хирурга, окулиста, стоматолога, рентгенолога. Уточнять знания детей о том, что врачи работают в поликлинике, больнице, им помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, дают лекарства, водят на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают мед.сестрам ухаживать за больными. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь.

9.

Март

Труд мам

Расширить представления детей о профессиях мам. Их важности для людей ; воспитывать уважение к труду мамы и желание помогать ей.

10.

Март

Труд людей в сельском хозяйстве

Подводить к пониманию взаимосвязи сельскохозяйственных работ в разное время года и их влияния на результат труда (правильно и вовремя проведенные зимние и весенние работы – будет хороший урожай). Дать представление о том, что на результат сельского труда оказывают влияние погодные условия. Учить понимать взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий (рабочие в городах на заводах изготавливают с\х технику, перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села, и т.д.)

11.

Апрель

Наблюдение за работой сантехника, электрика, столяра, рабочего по ремонту мебели (в детском саду)

Формировать обобщенные представления о труде взрослых. О социальной значимости труда людей. Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд. Воспитывать интерес и уважение к результатам их деятельности (бережное отношение к предметам и вещам).

12.

Апрель

Инженеры и изобретатели

Формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И.П.Кулибине, А.С.Попове, А.Н.Туполеве); развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны.

13.

Май

Профессия диктор радио и телевидения, журналист

Дать представления детям о профессии диктора. Диктор должен знать отлично родной язык, чтобы правильно и четко, без запинок произносить слова; он должен быть дисциплинированным и вежливым. Дать представления о профессии журналиста – она очень важная и почетная; журналист первым узнает все новости, а потом их рассказывает нам.

14.

Май

Человек трудился всегда

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям

ирина бирюкова
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королев МО детский сад №39 общеразвивающего вида

«Солнечный город»

"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ . "

Муз. рук. Бирюкова И. А.

г. о. Королев 2015 г.

Введение

Перечень литературных источников

Приложение

Введение.

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи , пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки , а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий .

Идя в ногу с современными образовательными процессами , педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий . Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию .

Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку . В своей работе , я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности .

Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми , расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке . Занятия становится более содержательным и гармоничным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки , пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр , игры на детских музыкальных инструментах . Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности :

В разделе «Слушание музыки » - используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка , вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение .

В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи) . Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.

В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.

В разделе «Музыкально дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер» , «Лесной оркестр» , «Чей домик» , «Угадай мелодию и настроение» , «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.

Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера

Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О . П. Радыновой. Алгоритм применения технологии в практической деятельности :

Этапы :

1й этап : установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием) ;

2й этап : исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;

3й этап : определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка );

4й этап : выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка )

5й этап : определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка );

Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.

6й этап : Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки , активно переживать свои впечатления.

Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы :

1-й этап : подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ» )

2-й этап : развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы : показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации» , т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).

3-й этап : творческое самовыражение.

(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса .

Этапы :

1-й этап : обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;

2-й этап : творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;

3-й этап : концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки .

Использование технологии музыкально -театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.

Этапы :

1-й этап : Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам :

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре.

2-й этап : «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Включает :

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии

Игры с импровизированными шумовыми инструментами;

Пальчиковый игротренинг;

Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения

Игры на развитие зрительного внимания

Игры с предметами быта и игрушками

Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)

Игры-этюды на развитие эмоций

Игры-этюды на развитие творческого воображения

Игры-этюды на общение

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)

Скороговорки

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Творческие игры со словом

Инсценирование стихотворений

Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов , потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок

3-й этап : Работа над спектаклем (девять основных шагов) :

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально -пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы : работа над эпизодами . Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением .

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Применение современных образовательных технологий на ОД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки , обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе .

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории , сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом , современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Вывод : Использование современных образовательных технологий , несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью , причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения . Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста) . Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.

Музыкальное развлечение

«Путешествие в «Играй – город»

(для детей средней группы)

Цель : побуждать детей к активному участию во всех видах деятельности.

Задачи :

Развивающие : развивать умение выполнять движения в соответствии с характером музыки ; петь выразительно, передавая характер песни.

Образовательные : закреплять умение выполнять простейший ритмический рисунок хлопками; играть на музыкальных инструментах ; продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, вместе начинать и заканчивать песню, слышать вступление; выполнять танцевальные движения вместе по показу взрослого.

Воспитательные : воспитывать интерес к музыке .

Предварительная работа : чтение сказки «Теремок» ; поэтапное разучивание с детьми по ролям сказки; слушание музыкальных произведений , разного характера; изготовление карточек «Эмоции» .

Оборудование : музыкальные инструменты , карточки с эмоциями, мультимедийное оборудование, музыкальный центр , театр кукол, «сундучок заданий» .

Ход образовательной деятельности:

Дети свободно входят в зал вместе с воспитателем.

Муз рук : здравствуйте, ребята!

Дети : здравствуйте!

Муз. рук : я рада вас видеть! Сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся со всеми.

Дети : с добрым утром!

С добрым днем!

Вот как славно мы живем! Здравствуйте!

Муз. рук : ребята, мне бы хотелось узнать, любите ли вы играть?

(Ответы детей)

Муз. рук : а в какие игры вы любите играть?

(Ответы детей)

Муз. рук : спросила я вас про игры не случайно. Сегодня утром я получила письмо от своего друга музыканта , который живет в волшебном «Играй городе» . Его жители очень любят играть, петь и веселиться. Самая веселая их них – принцесса Игруля. Но в последнее время она загрустила, не с кем не играет, а только плачет. Жители города расстроились из – за этого и тоже загрустили. Мой друг просит нас помочь, развеселить принцессу и вернуть в город смех и радость. Поможем жителям «Играй – города» ? Но смогут это сделать только дружные и добрые ребята. Как вы думаете, справитесь вы с этой задачей? Почему вы так считаете?

(Ответы детей)

Муз. рук : тогда можно отправляться в путь. Я знаю дорогу и поведу вас. К сожалению, в «Играй - город» могут попасть только дети, поэтому вам ребята, нужно прохлопать (схема ритмослогов) и произнести волшебные слоги, чтобы я превратилась в ребенка. И так готовы.

Схема ритмослогов (Игровая технология

Дети : (прохлопывают)

(муз. рук. надевает бантик)

Муз. рук : ну вот, я готова! Отправимся сейчас мы в город, в котором главный гость – ИГРА! Пошли…

Танец – разминка «Что такое доброта» (Технология

Муз. рук : ребята, посмотрите, а вот и ворота «Играй – города» . Ворота закрыты. Мой друг музыкант предупреждал , что на воротах замок, а рядом должен быть «Сундучок заданий» . Замок откроется, если вы выполнить задание.

Находят сундучок,в нём муз. инструменты и куклы. Открывают и выполняют задания.

1 задание :

Рассказать сказку с помощью этих музыкальных инструментов , а куклы вам в помощь (сказка «Теремок)

(Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально -театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова)

Муз. рук.: молодцы! Ворота открыты, можно входить в город. А вот и «Переулок Эмоций» . Здесь живут жители «Играй - города» и выглядывают в окошки, а настроение у них разное. Давайте определим вместе, какое у кого настроение, в этом нам поможет музыка . Давайте послушаем 1 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д . Кабалевского «Резвушка»

Слушаем 2 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д . Кабалевского «Плакса»

Слушаем 3 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д . Кабалевского «Злюка»

(Технология развития восприятия музыки О . П. Радыновой)

Муз рук : молодцы, мы угадали настроение жителей «Играй - города» . А чтобы настроение у всех жителей было радостное, давайте научим их игре «Мышка и мышата»

Игра «Мышка и мышата» (ритмическая игра)

Муз рук.: продолжаем наш путь. А вот и площадь «Радости» и «Дворец Счастья» . И сама принцесса Игруля. Но посмотрите, она грустная. Давайте ее развеселим и потанцуем «Полечку» .

Танец «Полька»

(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)

Муз рук : смотрите, наша принцесса заулыбалась и жители «Играй – города» тоже радуются! Хлопают вам! Давайте возьмем музыкальные инструменты и вместе все порадуемся, поиграем на них.

(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)

Муз. рук : ребята, мы развеселили принцессу Игрулю, и теперь в «Играй – городе» опять все веселятся. А нам пора возвращаться в детский сад, задержались мы с вами. А поможет нам в этом осенняя песенка. Мы ее споем и окажемся в детском садике.

Песня «Осень»

Муз. рук : вот мы и дома. Ой, ребята, а про меня забыли, мне нужно превратиться во взрослого. Скорее превращайте меня, где наши музыкальные схемы , нужно прохлопать и произнести волшебные слоги. Готовы?

(схема ритмослогов)

Муз. рук. снимает бантик.

Муз. рук : спасибо. Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что хорошего сделали?

Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем до свидания нашим гостям. До свидания, ребята!

Перечень литературы

1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель » 2010.- № 2.- с. 2

2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры » //«Музыкальный руководитель » 2005.- №1. –с. 3

3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания » // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально -художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010

5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель » 2010 г. - №1. – с. 10

6. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель » 2009.- № 5.-с. 4

7. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» 2012г. «Музыкальная палитра » Санкт – Петербург.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании

Музыка является составной частью жизни человека, и потому она должна быть разнообразной, как и мир, который вокруг нас. Инновационный подход к педагогическому процессу в детском саду расширяет возможности использования разнообразных музыкальных жанров. Музыка оказывает положительный эффект на дошкольников. Иногда агрессивные дети, заходя в музыкальный зал, изменяются, вслушиваются в музыку и успокаиваются.

Во время пребывания детей в ДОУ необходимо создать самые оптимальные условия. Это является основной задачей педагогического коллектива, т.к. детский сад для ребенка – это его второй дом. Утром при приеме детей можно включать записи классических и современных произведений с мажорным, солнечным звучанием. В данный момент, музыка будет корректировать психофизическое состояние ребенка.

Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождений, необходимо использовать методику музыкально рефлекторного пробуждения малышей после сна. Здесь следует учитывать тип нервной системы ребенка. Для этого отводится 10 мин. Для плохо спящих детей - 1-2 мин и 6 -8 мин - для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Для пробуждения детей, надо использовать тихую, нежную, легкую музыку, чтобы пробуждение не вызнало отрицательных эмоций. Необходимо использовать постоянную музыкальную композицию, которая выработает у детей своеобразный рефлекс. Через месяц музыкальную композицию можно заменить на другую.

Следует обратить внимание во время пробуждения детей на текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Педагог должен произносить слова нежно и мягко.

Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия.

1. Не все занятия должны быть обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.

2. Музыкальное сопровождение может быть частичным:

Для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;

Для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;

Музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент и нести определенную установку на будущее;

Музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

3. Музыкальное сопровождение может быть комбинированным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру детей на простейших музыкальных инструментах, прослушивание грампластинок и аудиозаписей.

Характеристика здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

Насколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий. Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения. Ответственный.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания.

Ритмопластика не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.

Динамические паузы во время занятий , 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Воспитатели.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Воспитатели, руководитель физического воспитания.

Релаксация. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог.

Технологии эстетической направленности . Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. Все педагоги ДОУ.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Воспитатели, логопед.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Все педагоги.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Все педагоги.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели.

Гимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Воспитатели, руководитель физического воспитания.

Гимнастика ортопедическая . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании»

Подготовила: Музыкальный руководитель

МДОУ № 377

Емельянова Татьяна Михайловна

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

· во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

· во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.