• 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    1

    Культурно-познавательный туризм является наиболее популярным и перспективным из всех видов туризма XXI века, так как, используя достижения прошлых лет, он помогает установить взаимопонимание между людьми, воспитывает уважение к многообразию культур и повышает интеллектуальный и духовный уровень населения. В статье проведен анализ проблем туризма в современной России и намечены пути совершенствования внутреннего туризма за счет создания новых культурных центров с выставочными залами и развитой сферой отдыха и развлечений, комплексных музеев под открытым небом, подготовки хорошо обученных специалистов в области туризма, внедрения новых форм управления. Рассматриваются характерные особенности культурно-познавательного туризма и главные факторы его развития. В заключение даются рекомендации для успешного развития культурно-познавательного туризма в России. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру туристских объектов, грамотно использовать скрытые туристские ресурсы в провинции, применять накопленный опыт и находить более эффективные методы работы.

    культурный туризм

    достопримечательности

    культурные центры

    музеефикация

    археологические объекты

    туристские ресурсы

    1. Горбунова М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2006.

    2. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме // htpp: // tjurlib /net.

    3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 2009.

    4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 1999.

    5. Лихачев Д.С. Русская Культура. – М.: Искусство, 2000.

    6. Отнюкова М.С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2004.

    Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX века, когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется культурно-познавательный туризм. В 80-е годы академик Д.С. Лихачев подчеркнул, что для сохранения жизни человека не менее важна, чем природная биологическая среда, среда, созданная культурой его предков и им самим . Культура - это душа нации . В данный момент главной проблемой в туризме в России является развитие внутреннего и въездного туризма. Также в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема поиска национальной идеи. Изучение собственного прошлого и использование опыта и достижений многих сотен поколений, живших до нас, как нельзя лучше будут способствовать ее решению.

    В XXI веке специалистами туристского бизнеса наиболее перспективным направлением в туризме признается именно культурно-познавательный туризм как единственно способный открыть путешественнику новое, интересное и непознанное. Надо подчеркнуть, что именно культурный туризм развивает разные формы человеческого общения, устанавливая и закрепляя взаимопонимание между людьми, уважение к многообразию культур и обычаев. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов. Культурно-познавательный туризм представляет собой в настоящее время совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие всех видов транспорта, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране и в мире .

    Только единицы иностранных туристов и немногие наши соотечественники представляют, что на территории большинства областей и районов России находятся уникальные археологические, этнографические, исторические, архитектурные и природные памятники. В последние десятилетия в нашей стране были открыты интереснейшие памятники эпохи палеолита, неолита, эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие культурные и художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами мировых цивилизаций. Эти памятники, по уверениям специалистов, представляют собой огромный культурный потенциал для развития туризма в провинции. Надо отметить, что введение в туристский оборот местных достопримечательностей даст толчок именно для развития культурно-познавательного туризма, который становится популярным и востребованным во всем мире.

    Есть и еще одна очень важная сторона в этом вопросе - это проблема образования и воспитания. Развитие культурного туризма, способствующего гармонизации человека и общества, человека и природы, во всех развитых странах находится в поле зрения государства. Основными объектами такого туризма являются памятники истории, природы и культуры, археологии. Эти же памятники являются постоянными значительными источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест, способствуют познанию малой родины.

    Существуют три основных отличия современного культурно-познавательного туризма:

    1) активная роль и позиция туриста имеют первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и форм их прохождения;

    2) привлекающая роль не отдельных памятников, как ранее, а целостного культурного окружения;

    3) культурные ресурсы того или иного региона России выступают как культурный капитал, способный к воспроизводству, в том числе и за счет поступлений от современных форм туризма.

    Главными факторами культурного туризма, по мнению исследователя М.Ю. Горбуновой, являются, во-первых, клиенты как потребители данных услуг; во-вторых, обеспечивающие доступ к этим услугам предприятия . Как и другие направления, культурно-познавательный туризм организуется вокруг достопримечательностей, которые условно можно разделить на несколько типов: исторические, археологические, природные, архитектурные, геологические, спортивные, политические, религиозные и комплексные. Разнообразный по тематике познавательный туризм подразделяется на два основных типа: стационарные туры (включают в себя городские экскурсии) и маршрутные туры (большинство предлагаемых комплексных туристских проектов и путешествий). В любом случае познавательный туризм представляет собой концентрацию объектов культурного наследия, таких как:

    1) памятники археологии;

    2) культовая и гражданская архитектура;

    3) малые и большие исторические города;

    4) сельские поселения;

    5) музеи, театры, выставки;

    6) социальная инфраструктура;

    7) объекты этнографии, центры прикладного творчества;

    8) технические комплексы и сооружения.

    В последнее время популярной формой культурно-познавательного туризма стал развлекательный туризм. Следует помнить, что в основе культурного туризма лежит потребность в интеллектуальном, духовном и коммуникативном развитии человека. Поэтому в настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных, религиозных и свадебных туров. Развиваются событийный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, среди них есть и частные, например в подмосковном Середниково, с возможностью внедрения индивидуальных программ. И в первую очередь надо отметить эмоциональное воздействие таких форм культурного туризма, как интерактивность, ролевые игры и театрализация. Практически это продукты развлекательного туризма, но имеющие под собой глубокие нравственные и культурные корни. Такие проекты могут быть периодическими, разовыми, а могут стать и постоянно действующими.

    В традиционной российской культуре путешествия символизируют ожидание необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, прежде всего связанного с переживанием исторической и природно-эстетической реальности . Россия обладает мощнейшими туристскими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристского продукта. Значит, дело в развитии туризма, недостаточном появлении на рынке нового туристского продукта и новой, качественно отличной от прежней, современной туристской инфраструктуры. Таким образом, повышение уровня местного туризма не только значительно увеличит бюджет, но и сыграет свою роль в воспитании патриотизма среди молодежи и привлечет внимание к культурному наследию регионов нашей страны. Для развития внутреннего туризма необходимо разработать и воплотить в жизнь новые, современные формы работы.

    Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов населения, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма - перечень причин можно продолжать долго. Но основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.

    Реализация новых целей туризма делает необходимой не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и внедрение новейших информационных технологий в туристский бизнес.

    Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма представляется создание центров культурной, научной, просветительской деятельности на базе археологических, этнографических, исторических, архитектурных, природно-ландшафтных памятников, а в оптимальном варианте - комплексных музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах, например Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в Германии. В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться в России, такие, как Этномир в Калужской, Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др. Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

    Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в широком смысле этого слова.

    Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, присутствовали почти исключительно традиционные архитектурные, например Кижи, или литературные, к примеру Тарханы или Ясная Поляна, мемориальные музеи.

    В последние годы получила развитие музеефикация специфических, известных узкому кругу специалистов памятников - археологических объектов. Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий, но также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа этих уникальных экспонатов и комплексов. Во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных, с точки зрения посетителей. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов, в том числе археологов и профессиональных музейщиков, приводит к тому, что выставочные площади весьма скучны и неинформативны.

    Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и другие. Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией, так как такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру этих туристских объектов.

    Создание центров нового типа предполагает не только наличие выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпрепровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

    Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам, к тому же специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Хорошо обученные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристском бизнесе.

    В условиях рыночной экономики туристские организации все более осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Прогнозирование прибыли нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента , как вида культурно-экономической и предпринимательской деятельности туристских фирм для эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы.

    Тема туризма, очевидно, приобретает новое звучание и может стать одной их важнейших доминант развития человечества в третьем тысячелетии. Все больше людей преодолевают пространственные барьеры в надежде приобщиться к иной культуре, получить новые знания и впечатления. Таким образом, туризм становится устойчивым элементом досуговой активности личности и способствует сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией, но его развитие поднимает многие вопросы и проблемы, часть которых обозначена в этой статье.

    Рецензенты:

    Чепик В.Д., д.п.н., профессор кафедры сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», Московская обл., пос. Электроизолятор;

    Логинова Л.Ф., д.и.н., профессор кафедры теории и прагматики культуры, ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт», Московская область, пос. Красково.

    Библиографическая ссылка

    Коржанова А.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-18. – С. 4044-4047;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37904 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.

    Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика".

    В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

    Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран.

    Современный рынок культурно-познавательного туризма очень широк. Он зависит не от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное.

    Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

    Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

    Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

    Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

    В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

    · памятники истории,

    · памятники археологии,

    · памятники градостроительства и архитектуры,

    · памятники искусства,

    · документальные памятники.

    К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

    Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

    К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

    Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

    Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

    В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

    Сегодня разнообразные памятники истории и культуры активно задействуются в процессе организации культурно-познавательных туров. С учетом ориентации на ту или иную целевую группу потребителей культурно-познавательные туры разрабатываются в различных вариантах и отражают различные вкусовые и культурные предпочтения разных групп туристов.

    Принято выделять две основные разновидности культурно-познавательных туров:

    · стационарные туры - туры, подразумевающие пребывание туристов в одном городе, туристском центре;

    · маршрутные туры - туры, в рамках которых организуется посещение нескольких городов и центров достопримечательностей. Такие туры выстраиваются в виде маршрута путешествия.

    При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры.

    Культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим. Все вышеперечисленное можно отнести к разработанному туру «Культурное наследие Хакасии».

    Культурно-познавательные туры имеют также следующие тематические разновидности: исторические, театральные, фольклорные, литературные и др.

    Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

    Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

    Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

    Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



    В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

    Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

    Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

    Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

    Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

    Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

    Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

    Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

    Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

    Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

    Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

    Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

    В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

    · памятники истории,

    · памятники археологии,

    · памятники градостроительства и архитектуры,

    · памятники искусства,

    · документальные памятники.

    К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

    Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

    К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

    Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

    Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

    В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

    Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

    · знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

    · посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

    · посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

    · участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

    Формы культурно-познавательного туризма:

    Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

    Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

    То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

    Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

    К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

    Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

    Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

    Создание новых рабочих мест;

    Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

    Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

    К основным из которых относится:

    Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

    Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

    Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

    Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

    Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

    Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

    Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

    По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

    Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

    В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

    По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).