Если спросить «что такое стрит-арт» в поисковике, то выпадет россыпь определений от «провокации» и «хулиганского искусства» до «эволюционных форм граффити» и «особых форм погружения в городское пространство». Не имея прочной, а честнее сказать, практически никакой теоретической базы в стране, стрит-арт тем не менее живет полноценной тяжелой жизнью уличного организма. В течение декабря 2010 - января 2011 г. в Москве впервые пройдет выставка уличных трафаретов. Не погружаясь в морфологию понятия уличного искусства, T&P побеседовали с участниками и организатором выставки о границе между граффити и стрит-артом, его роли в современном искусстве и перспективах в международном пространстве, об общественном и политическом, о прошлом и будущем.

Incubus Project: Сложный вопрос. Из серии, что такое музыка? Уличное искусство -это диалог художника с уличным пространством.

Ame72: Граффити (как называют это медиа) - о буквах, именах и шрифтах. Стрит-арт же призван обратить внимание общественности на определенные идеи посредством трафаретов, наклеек, плакатов, инсталляций и прочего.

Уличное искусство обращено к другим людям, а не к художникам.

Дмитрий Красов – организатор международной выставки трафаретов TRAFORO | exhibition of stencil art 2010, руководитель Интернет-проекта «Трафарет нужен всем»

Дмитрий Красов: Большая часть граффити-художников преследуют цель красиво и качественно изобразить свое имя. Стрит-арт работы могут быть выполнены очень слабым владением художественной техники, но с очень сильным посылом. Это гораздо важнее. Я не могу отвечать за все граффити в целом, но, на мой взгляд, оно занимается самоцитированием.

Игорь Поносов: Тут происходит подмена понятий, поскольку под стрит-артом и уличным искусством мы подразумеваем форму «пост-граффити».

Susie Garden (Strafe): В России очень сложно зарабатывать уличным искусством, потому что уличная культура очень молодая. Большинство людей в этой стране ничего не знает про стрит-арт.

Incubus Project: Нет. Россия не готова к своим уличным художникам. Можно продавать футболки со своими принтами, но это не имеет никакого отношения к уличному искусству. Можно продавать картины, но прожить на это невозможно. У нас нет базы, нет единого стрит-арт движения, нет сообщества. Уличным искусством всерьез интересуются единицы.

Ame72: Я работаю и обеспечиваю себя только как художник. Можно зарабатывать хорошие деньги искусством, но я бы не назвал эти работы уличным искусством.

Как только уличное искусство переходит в галереи, это автоматически становится урбаном, поп-артом, современным искусством, абстракцией, блоп-артом, - называйте как хотите, но не стрит-арт.

Капитан Бритва (Zuk club): Некоторые считают, что стрит-арт - это перечисленные тобой техники. Это не так. Это просто техники самовыражения.

Игорь Поносов: Как такового разделения нет, общепринято разделять по технике: трафареты, стикеры, постеры, скульптуры. По содержанию нет как таковых категорий, поскольку у нас мало людей, занимающихся теоретизацией, критикой и мониторингом всей сцены. Есть направление «интервенция» - это вторжение в город, изменения предметов городской среды. Например, перевернутая скамейка или две скамейки поставленные друг на друга.

Incubus Project: Если говорить просто о манере исполнения, то на данный момент в стрит-арте используют все, что можно. Сейчас, по-моему, все на постеры переходят. Лично я перешел.

Ame72: Уличное искусство может быть в любом виде, каком хочет художник. До тех пор, пока это на улице, это все уличное искусство.

Уличное искусство начинает «переходить» в галерейный, академический формат: работы Бэнкси продаются в галерее Нью-Йорка, недавно была выставка лондонских граффитчиков в Москве, выставка трафаретов Traforo. Стрит-арт не обманывает сам себя, если он изначально был направлен на борьбу с коммерциализацией, с консьюмеризмом, а сейчас начинает зарабатывать деньги?

Дима Красов: Я не вижу ничего страшного в этом. Это то же самое, что выкладывать фотографии работ в интернет, фотография уже в электронном формате, ее можно скачать или отправить другу, а это уже документация.

Капитан Бритва (Zuk club): Наоборот, было бы здорово, если бы галерейные художники начали заниматься уличным искусством. Галерея как площадка дает такой результат, который не может дать улица, и наоборот.

Ame72: Если ты можешь обеспечивать себя, делая любимое дело, иди и делай его.

Susie Garden (Strafe): Хороший вопрос. И я не знаю точного ответа. По-моему, это наивное мнение, что мы можем заниматься искусством без рынка вообще, это невозможно. Есть художники, которые выставляются в галереях и продаются за безумные деньги, однако они все равно найдут возможность поработать на улице. Это компромисс.

Incubus Project: Нет ничего вкуснее нового, как бы это не называли. Это не обман, это развитие.

Игорь Поносов: Есть сформированный арт-рынок, и он сейчас скучноват. Нужна свежая кровь и энергия. Кураторы и пытаются интегрировать уличную энергию в галереи.

Влияет ли развитие техник репрезентаций уличного искусства на развитие маркетинговых и рекламных технологий ?

Игорь Поносов: Рекламные агентства перехватывают методы распространения информации быстрее, чем сами уличные художники. Причем это все делается силами этих же уличных художников и граффити-художников, что меня больше всего раздражает. Раньше ты ходил и смотрел в пол, прячась от рекламы, сейчас даже в пол не посмотришь. У нас даже была инициативная группа из двух человек, мы занимались закрашиванием.

Если ты делаешь «искусство», пусть это пока громко звучит, то не надо хотя бы гадить.

Есть ли шанс в законодательном плане приблизится к Европе?

Дмитрий Красов: Шансов мало, но всегда есть надежда. Если проект хорош и интересен, официальное разрешение можно попробовать получить. Сразу откровенные работы или политические заявления никто не разрешит. Вандализм во всех городах вандализм. Просто в Европе выделяются некоторые районы, где можно официально рисовать. У нас это единицы официальных площадок в стране. В Москве есть площадка ВВЦ.

Есть крупные международные арт-выставки типа FIAC в Париже, FRIEZE в Лондоне, куда стекается весь арт-бомонд, галерейщики, скупщики, кураторы и т.д. Есть шанс у уличного искусства быть официально представленным на FIAC 2011 или 2012?

Дима Красов: Присутствие стрит-арт на подобного рода мероприятиях будет обязательно. Эта культура закрепится как некий пласт, потом к ней будет теряться интерес, затем возобновляться и т.д. Если сегодняшняя аудитория начнет ценить стрит-арт, то через 10 лет это будет уже классикой для другого поколения.

Susie Garden (Strafe): Почему бы и нет. Стрит-арт уже как старые новости. Это мейнстрим.

Incubus Project: Разве они еще там не представлены? Наверное, это из серии взять или нет сноубординг в олимпийские игры.

Игорь Поносов: Вполне возможно, потому что сейчас спрос на уличное искусство возрос. Конечно, все разговоры о стрит-арте сводятся к фильму Бэнкси. Его вклад даже не в сообщество уличных художников, а в общую систему искусства, он ее пытается взломать своими способами. И он попадает в галереи - по сути, он даже смеется над этим, в то же время зарабатывает деньги.

Ame72: Он уже представлен.

Стало модным задумываться о внешнем облике города, вело-парковках, действиях нового мэра в отношении городского убранства. По Генплану 2025 года порядка 70% исторических зданий в центре Москвы будет снесено. Как ты считаешь, это повлияет на стрит-арт? У тебя будет не кирпичная стена старого особняка, а стеклянная панель или серый блок.

Капитан Бритва (Zuk club): Мне кажется, не повлияет особо. На современном здании особо не порисуешь, везде камеры и усиленная охрана. Если будут сносить здания, то, наоборот, на них можно будет свободнее рисовать.

Susie Garden (Strafe): Я предпочитаю, когда стена старая и интересная, когда видно последствия разрушения урбана. Когда видны следы старых плакатов. Рисовать на новых зданиях с огромными окнами - выглядит скорее как протест.

Incubus Project: Новостройки и стрит-арт. Его просто будут стирать еще чаще, чем сейчас. И бить по головам гораздо чаще, так как охранников будет больше.

Игорь Поносов: Я думаю, что все влияет. Если посмотреть на европейские тенденции, в Германии например, достаточно жесткие штрафы за нанесение надписей. Это формирует новый формат, потому что художник должен максимально быстро нанести рисунок.

Акция арт-группы «Война» в Санкт-Петербурге, когда они нарисовали 60-метровый член на Литейном мосту, который поднялся перед окнами ФСБ. Это стрит-арт?

Дима Красов: Да. Вот именно то, что поднялось - это стрит-арт.

Капитан Бритва (Zuk club): Они акционисты, это по определению уличное искусство. Многие уличные художники вышли из «граффити» и они продолжают рисовать на стенах, но уже не граффити. Сейчас под стрит-артом понимают мейнстрим (пост-граффити), а «Война» не вписывается в эту категорию. Здесь совершенно другие мотивы.

Susie Garden (Strafe): Конечно. Это другая форма стрит-арта, ближе к перфомансу, к акции.

Incubus Project: Да, я живу рядом. Это стрит-арт. Хорошее взаимодействие с пространством. Встающий член! Разве это не поэтично?

Игорь Поносов: Если расценивать стрит-арт как форму пост-граффити, то это стрит-арт. Его трудно отнести к уличному искусству, потому что выбивается своим политическим подтекстом. Есть порталы, которые освещают уличное искусство во всем мире, они регулярно выкладывают акции «Войны».

Выставка Traforo.

Проект «ТРАФАРЕТ нужен всем» проводит международную выставку [«TRAFORO | exhibition of stencil art 2010»](http://www.traforo.ru/traforo/traforo2010.htm) в Москве с 01 декабря 2010 по 11 января 2011 года.

Капитан Бритва (Zuk club): Удивило, что много работ на политическую тему. Не припоминаю, чтобы была раньше выставка трафаретов в Москве. Я показываю свою работу: два изображения, соединенные нитью. Нить имитирует лазер.

Susie Garden (Strafe): В Москве, в России люди очень оригинальны, более оригинальны, чем в Австралии. Я показываю на выставке триптих Носорог, на дереве. Я всегда делаю половину фигуративного, половину абстрактного изображения.

Incubus Project: Я ее еще не видел, буду рисовать прямо на открытии.

Дима Красов: Во-первых, выставка международная: присутствуют художники из Великобритании, Австралии, Финляндии, России, Украины, Белорусии. Во-вторых, выставка разбита на условные тематические пространства: социально-политическое, развлекательное и т.д. Рекомендую посетить все площадки, вход везде бесплатный , кроме одной галереи, там вход 50 руб. Выставка знакомит как можно большее количество людей с трафаретным искусством. Поэтому выбрана не одна площадка, а несколько галерей и арт-кафе, университет печати.

Что можешь пожелать стрит-арту и современному искусству?

Капитан Бритва (Zuk club): Стрит-арту желаю развития. Свободу «Войне». Сейчас происходит очень интересный момент, когда правительство начинает притеснять арт-сообщество. Надо стоять против этого, иначе ни к чему хорошему это не приведет.

Дима Красов: Нет смысла терять время, на то чтобы оправдать свою лень, нужно терять время на то чтобы реализовывать свои идеи.

Игорь Поносов: Уличным художникам хочу пожелать смелости и терпения противостоять агрессивной среде. Мне кажется в Москве очень агрессивная среда.

История

Истоки

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости - объявляем:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения - дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

- Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , А.Каменский («Газета футуристов». - М., 15 марта, 1918)

По легенде, история граффити начинается в 1942 году , во время Второй мировой войны , когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте . Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Художник берёт город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

1970-е годы

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 - первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

1980-е годы

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут , Уильям Берроуз , Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер . В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе , Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

1990-е годы

2000-е годы

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого.

Техника

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стрит-арт" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 скрэтчинг (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Википедия

    - … Словарь синонимов

    Скрэтчинг это вид уличного искусства, при котором тэги выцарапываются на стекле в общественном транспорте или публичных заведениях. Явление берёт своё начало в ранние 90 е. скрэтчинг на окнах метро в Берлине … Википедия

    Направление: Рок Истоки: Арт рок, Прото панк, Панк рок, Краут рок, Экспериментальный рок Место и время возникновения: 1970 е, США, Великобритания, Ирланди … Википедия

    О других видах настенных надписей см. статью Граффити. Спрей арт (англ. spray art) одна из разновидностей граффити (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной … Википедия

    Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) одна из самых первых работ поп арта Поп арт (англ. pop art, сокращение от popular a … Википедия

Каролина А. Миранда, журналист и блоггер из Нью-Йорка, написала статью о стрит-арте в известный американский журнал о современном искусстве ARTnews . Журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно, говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме.

Каролина А. Миранда - журналист из Бруклина. Пишет о культуре, искусстве, и путешествиях в Time, ArtNews, Budget Travel. Ведет программу о культурных событиях на нью-йоркском радио WNYC. В 2010 New York Times назвал ее в числе 9 людей, за кем следует следить [в твиттере](https://twitter.com/cmonstah). Написала ряд научно-исследовательских работ об уличном искусстве. Ведет арт-блог (http://c-monster.net/), который был упомянут в Wall Street Journal и New York Times в числе рекомендуемых.

Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры: вездесущий и суровый черно-белый лик рестлера-гиганта Андре «Obey» от Шепарда Фейри (Shepard Fairey), изображенный на улицах всего мира; портреты нахальных крыс от британца Бэнкси (Banksy); или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире.

Тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объемным работам.

Франко-испанский художник Эльтоно (Eltono) рисует геометрические лабиринты, которые напоминают тюнингованную вилку или фантазию на имя «Тон». Габриэль Риз «Спектер» (Gabriel «Specter» Reese), канадо-американский художник, превращает городской мусор в скульптуры, инсталлируя их в заброшенных местах Нью-Йорка и Торонто. Американец по происхождению, живущий в Берлине Брэд Доуни (Brad Downey) разбирает брусчатку и выстраивает из нее разного рода геометрически упорядоченные конструкции. Объекты являются частью продолжительной серии «Спонтанные скульптуры», логическим завершением которого станет выпуск одноименной книги.

Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону.

«Первоначальная идея заключалась в добавлении чего-то яркого и красочного в городскую среду, - говорит Доуни о своей работе. - Сейчас я думаю, лучшее, что можно сделать - изменить смысл того, что уже есть, реорганизовать имеющуюся информацию». Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону. Доуни был не раз задержан полицией.

Несмотря на различные законы о вандализме, новая школа стрит-арта привлекает повышенное внимание кураторов международного уровня. В 2008 году галерея Тейт Модерн (Tate Modern) представила выставку с участием многих уличных художников. В прошлом году Фундасьен Каиса Галисия (Fundación Caixa Galicia) организовала общегородскую экспозицию «Пост-граффити, Геометрия и Абстракционизм», в которой приняли участие художники абстрактно-геометрического стиля. И, наконец, прошедшая в январе 2011 года выставка «Да здравствует революция: диалог с городским ландшафтом», включая работы Акая (Akay), шведского художника, построившего однажды собственное жилище на разделительном участке дороги.

Уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность.

Что интересно, эстетические теории некоторых форм уличного искусства выглядят, по сути, совсем академическими. Студийные художники Джон Балдессари (John Baldessari), Йозеф Бойс (Joseph Beuys) и другие делали незаконные инсталляции на улицах еще в 1960-х. Что делает уличное искусство особенным, так это то, что оно вдохновлялось и развивалось из граффити. Большинство из этих художников в какой-то момент брали балончики с краской и ставили теги на стенах.

«Эти художники вынесли из граффити материалы, техника и идеологию - крайне амбициозную, - говорит Седар Льюисон (Cedar Lewisohn), куратор выставки уличного искусства в галерее Тейт Модерн и автор книги «Абстрактное граффити» (выпускаемое издательством Меррел в марте). - Но уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность».

Художники пришли к новым формам стрит-арта различными путями. MOMO - художник из Нью-Йорка, который с 2004 создавал коллажи из яркой бумаги и краски в виде цветных завитушек и четкой геометрической формы. Как и большинство уличных художников, он начинал, вдохновленный традиционными методами, с теггинга на грузовых поездах и портретов знакомых на бесхозных стенах. (MOMO - детский никнейм, как многие интервьюируемые художники, он предпочитает не называть свое настоящее имя).

Еще в 2003-м, с замаячившей войной в Ираке, МОМО все в большей степени не вдохновляли собственные работы.

«Это был момент, когда я чувствовал себя оторванным от общества в целом. Я не хотел потакать ему фигуративными рисунками. Я не хотел пробуждать чувство ностальгии».

В результате, его работы на улицах превратились в чистую абстракцию. В то время он создал ряд полотен по заказу Музея изобразительного искусства и звука в Сан-Пауло (Museum of Image and Sound) и фонда «Каиса» (Fundación Caixa Galicia). Как и многие уличные художники, работая на абстрационистской и концептуальной сцене, он не выставлялся в галерее и жил на комиссионные с продажи работ в маленьких галереях, выставочных залах и музеях.

Безусловно, факт отхода от фигуративного принципа изображения связан с тем, что многие сегодняшние стрит-художники имеют минимальное художественное образование. У Доуни магистерская степень колледжа изобразительных искусств в Лондоне (Slade School of Fine Art in London), Эльтоно имеет диплома Политехнического Университета в Мадриде. Другие, как МОМО заканчивали художественную школу.

«Эти ребята не просто пытаются “подняться”, - говорит нью-йоркский арт-критик Карло Маккормик, поддерживает городское партизанское искусство с ранних 1980-х. - Здесь гораздо более глубокие корни, что заставляет меня думать о таких художниках как Джон Фекнер и Гордон Матта-Кларк, как о людях, пришедших к этому концептуальным путем».

«Абстрактное искусство не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». К. Маккормик, «Нарушение: история запрещенного городского искусства».

Маккормик исследует уличные работы в своей новой книге «Нарушение: история запрещенного городского искусства» ([«Trespass: A History of Uncommissioned UrbanArt»](http://www.taschen.com/pages/en/catalogue/art/all/05719/facts.trespass_a_history_of_uncommissioned_urban_art.htm)) в соавторстве с Марком и Сарой Шиллер (Marc and Sara Schiller), авторов популярного блога об уличном искусстве Wooster Collective. «Большинство того, что сделано в стрит-арте и граффити, было декларативным, - говорит он. - Мы можем сказать об абстрактном искусстве, что оно не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». Для многих художников уход от слов и фигуративных изображений был ключевым. «Это не для того, чтобы навязать какую-то идею, - говорит мадридская художница Нурия Мора ((http://www.nuriamora.com/)), чьи угловатые абстракции хаотично сплетаются с цветочными элементами, навеянными текстильным узором. - Это спокойные работы. Я стараюсь создать в городе немного тишины». По заказу арт-галереи Йоханнесбурга она построила внутри музея деревянную конструкцию грязно-розового цвета, а затем разбирала ее элемент за элементом и восстанавливала на улицах центра города – временами с соответствующим разрешением властей, временами без.

Представители новой волны стрит-арта пытались создать что-то отличное от того изобилия незаконных тегов, оставленных на любой доступной поверхности города. Многие годы Эльтоно бомбил тегами туннели вокруг Парижа, но когда приехал в 90-х в Мадрид, то обнаружил, что весь город заполонен граффити.

«На улицах баллончик – это дьявол». Эльтоно.

Тогда и зародился его узнаваемый сегодня фирменный стиль - разноцветные прямолинейные линии и фигуры. (Сегодня Эльтоно в первую очередь создает арт-объекты и инсталляции, его работы появляются в таких галереях как Тейт Модерн и Миро Фундасьон (Miró Foundation).

В этой эволюции сыграло также роль отношение к техническим материалам. Во многих городах аэрозольная краска ассоциируется с самым разрушительным примером вандализма. По словам Эльтоно, он сменил баллончик на кисть, не только потому, что это дает выразительную и четкую линию, но и потому что «на улицах баллончик - это дьявол». Но если вы рисуете кистью, то «никто не трогает вас. Это не выглядит агрессивно». Часто наоборот, это дает ему возможность подискутировать с простыми прохожими, поскольку некоторые люди начинают спорить с человеком, красящим стену.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства». Ad Deville .

Нелегальность уличного искусства для многих опрашиваемых художников является надуманной проблемой. Они видят свое творчество как интересный способ коммуникации с городской средой. Скьювил (Skewville) - дуэт из Нью-Йорка, чьи иронические объемные инсталляции заигрывают с архитектурой города (их работы выставлялись в галереях Лондона, Дублина и Лилля). Они дразнят прохожих вырезанными из дерева сникерсами на проводах электропередачи и мастерят скульптуры из кабелепроводов, которые монтируют на фасады зданий.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства, - говорит Эд Дэвиль (Ad Deville), одна вторая дуэта. - Для нас это значит оставаться настоящими - но в буквальном смысле, играя с настоящей уличной материей и встраивая ее в городскую среду».

Риз, чья работа была показана в Королевском Музее Онтарио, Торонто, говорит, что он начинал свой путь с более концептуальных и объемных проектов. Для серии работ «Canner Tribute» он сконструировал пьедестал с тележкой из супермаркета, наполненной коробками с пустыми стеклянными бутылками, в знак уважения к людям, сдающим алюминиевые банки на переработку. Он устанавливал арт-объекты без разрешения в неиспользуемых пространствах около мостов и железнодорожных путей в Нью-Йорке. «Я хочу создать объект в знак уважения. Но мне нравится и его эстетика. Я бы соврал, если бы сказал, что не думал об этом».

«Улицы для машин, не для искусства». Патрик Миллер.

По мере того как работы выходили за установленные границы граффити и стрит-арта, среди художников появлялся вопрос, как это называть. Термин «стрит-арт» раздут до неприличия. «Я борюсь с идеей “стрит-арта”, - говорит Патрик Миллер (Patrick Miller), член нью-йоркского коллектива Faile, которые в 90-х начинали с трафаретов прежде чем с головой окунулись в объемные инсталляции. - Улицы для машин, не для искусства».

В 2009 году Faile установили на бруклинских улицах два больших молитвенных барабана, покрытых резьбой, изображающей потребительское отношение и жадность. Они были вдохновлены молитвенными барабанами тибетских буддистов. На улицах инсталляции предлагали неожиданное соседство: ритуальный предмет, незаконно и внезапно установленный посреди потрепанного городского пейзажа.

В целом, работы Faile находятся на стыке партизанского и изобразительного искусства, поп-арта и концептуализма, скульптуры и архитектуры. Несмотря на то, что дуэт занимается нелегальным искусством, они единственные упомянутые здесь художники, у кого есть собственный представитель в галереях Нью-Йорка и Лондона. Их коллаж на дереве оценивается более чем в 60000 долларов. В прошлом году пара закончила крупный заказ - историческую копию храма в торговом центре в Лиссабоне - как участники фестиваля Portugal Arte 10. «Это размытая область на стыке уличного и публичного искусства и интервенцией в общественное пространство. Где-то между».

Хавьер Абарка (Javier Abarca), куратор, критик и преподаватель университета Мадрида, который ведет граффити-блог Urbanario, говорит, что пришло время переосмыслить систему уличного искусства. Пока граффити является термином для обозначения теггинга баллончиком с краской, стрит-арт, вмещая в себя все-что-подразумевается-под-улицей, становится слишком громоздким понятием. Абарка использует понятие «пост-граффити» для обозначения любого рода иконического теггинга на улице.

«Если у нас проблемы со словами – как пить дать, грядет что-то новенькое». MOMO.

Сначала термин подразумевал таких фигур как поп-художник 80-х Кейта Харинга (Keith Haring), который придумал четкий словарь, вдохновленный граффити, но не копирующий его. Сегодня пост-граффити может включать в себя и работы таких художников как МОМО и Эльтоно (также как и Фейри и Бэнкси), которые совершенно расширили набор визуальных символов. Для классификации более зависящих от среды объектов как работы Доуни или Риза, Абарка использует термин «интервенция» - вторжение арт-объекта в уличную среду.

Разумеется, не всегда можно четко определить типологию уличного искусства. Практически все художники говорили о смещении границ и переходе из одной категории в другую, избегая категоризации: от улицы к галереям, от граффити к пост-граффити и интервенции. «Меня привлекает эта неопределенная зона, где слова уже не играют большой роли, - говорит МОМО. - Если у нас проблемы со словами - как пить дать, грядет что-то новенькое».

Инструкция

С одной стороны, искусство стрит-арта, в своей основе, призвано противостоять агрессивной урбанистической среде, с другой стороны, без агрессии современного города не возник бы сам стрит-арт.

Стрит-арт произрос из уличных тэгов, которые, в свою очередь, в конце 60-х годов прошлого века в Филадельфии (США) трансформировались в граффити. К началу 80-х, когда между граффитчиками возникла конкуренция, граффити из плохочитаемых шрифтовых тэгов все чаще начали преобразовываться в интересные художественные композиции и броские лозунги: «Скука контрреволюционна», «Беги, товарищ, за старый мир», «Культура - это жизнь наоборот» или «Будьте реалистами, требуйте невозможного!».

Сейчас, в эпоху сплошной эклектики и пост-пост-модернизма, границы понятия стрит-арт размыты, как и границы других видов искусства.

Стрит-арт – это любое творческое действие, созданное в городской среде, в пространстве улиц и площадей. Стрит-артерами могут быть не только художники, непосредственно преобразовывающие статичное пространство, придавая ему новый смысл и коды.

Стрит-артеры – это и уличные музыканты, мимы, танцоры брэйк-данса, флэшмоберы и акционисты. То есть все те, кто выходит на улицу, чтобы творить. И неважно, занимается этим творческий человек постоянно или совершает одну, но важную для себя и, как он считает, для окружающих Акцию.

Стрит-арт это агрессивное искусство, активно втягивающие всех участников жизни города в диалог. Даже если по каким-то ведомым ему одному причинам стрит-артер размещает в городской среде исключительно «милых котиков», в любом случае он навязывает их совершенно беспардонно, не взирая на чье-либо мнение.

Стрит-артом может заниматься кто угодно. Лишь бы была нестандартная идея, которую хотелось бы поведать миру, поскольку стрит-арт может быть выражен любыми средствами, но обязан нести в себе концепт. Стрит-арт – концептуальное искусство.

Средства выражения художники стрит-арта выбирают, исходя именно из концепта. И эти средства выражения могут быть разными: наклейки, стикеры, постеры, баллончики с краской, мелки, трафареты, пластик, изолента, лазерные проекции и светодиодные – все, из чего можно быстро создать художественный объект и успеть унести ноги. Дело в том, что во многих странах мира стрит-арт все еще продолжает считаться вандализмом, а не преображением скучной серой городской среды.

Однако, когда власти некоторых стран поняли, что искусство стрит-арта может приносить городам прибыль, поскольку привлекает туристов, готовых платить даже за экскурсии по