Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой использует прием антитезы, противопоставляя настоящую жизнь - фальшивой, истинные жизненные ценности - ложным, внутреннюю красо­ту - внешней. Олицетворением внешней красоты и внутренней пустоты является в романе Элен Безухова, воплощением же внут­ренней красоты, жизни, любви - Наташа Ростова.

Наташа - любимая героиня Толстого. Она покоряет читате­ля своей искренностью, непосредственностью, жизнелюбием, поэтичностью, богатством внутреннего мира. «Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» называет ее Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с Наташей в доме

Ростовых, она предстает перед нами тринадцатилетней девоч­кой, совсем юной, трогательной, непосредственной. «Черногла­зая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками… с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и малень­кими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмач­ках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Мы видим, как Наташа взрослеет, едет на свой первый бал, переживает свою первую любовь.

Эта героиня очень непосредственна, близка к природе. Она восхищается красотой лунной ночи в Отрадном, очень органич­на в сцене охоты.

Наташа очень музыкальна, романтична. Она прекрасно поет, тонко чувствует музыку, ее пением восхищается Денисов. А пляс­ка Наташи, в которой раскрывается вся ее русская душа? Эта пляска приводит в восторг и дядюшку, и Николая, и тетку Ани­сью, которые вдруг понимают, что эта юная девочка «умела по­нять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Наташа близка к народу. Во время отъезда из Москвы она про­сит родителей отдать подводы раненым солдатам. «Люди собира­лись около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странно­му приказанию, которое она передавала, пока сам граф от имени своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы выдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».

Главное качество этой героини - ее любовь к людям, эмоци­ональность, человечность. Из всех героинь романа она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взгля­дов и выражений лиц». Наташе не свойственна нравственная рефлексия, глубокие раздумья о смысле жизни. «Она не удоста­ивает быть умной», - замечает Пьер. Однако Наташа наделена «умом сердца». Она тонко чувствует людей, понимает их. Так, она интуитивно чувствует фальшивую, подлую натуру Бориса Трубецкого, Берга. И наоборот, ей с самого начала симпатичен Пьер Безухов.

В романе Наташа Ростова словно олицетворяет собой саму природу и любовь. Стремление к любви, жизнь чувствами - это главное в ее натуре. Отсюда все ее ошибки, побег с Анатолем

Курагиным. Однако эта любовь не эгоистична, она распростра­няется на всех близких ей людей. Так, в трудную минуту Наташа становится опорой для матери. «Любовь Наташи, упорная, тер­пеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала гра­финю».

В финале мы видим Наташу женой Пьера, матерью большого семейства. Она утратила свое прежнее очарование. «Все, знав­шие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней пе­ремене, как чему-то необыкновенному.. Одна мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и мате­рью…». Однако натура героини не изменилась, любовь по-прежнему составляет для нее смысл жизни.

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.



Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой.
После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.



На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, - все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.


Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова. Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель. «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

4.7 (94.29%) 7 votes

Наташа Ростова в романе «Война и мир» — это воплощение национального женского характера

Образ Наташи Ростова для Толстого очень значим

Образ Наташи Ростовой для Толстого особенно значим, во-первых, потому, что она являет собой воплощение русского характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе.

В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе — это роль хранительницы семьи.

Детство и семья Наташи

Такой характер, как у Ростовой, мог появиться только в семье, олицетворяющей мир патриархальной дворянской семьи, в которой не только все ее члены, но и слуги, и остальные домочадцы представляют собой единое целое, связанное любовью.

Мы узнаем, например, что графиня вышла за графа Ростова по любви, хотя он был не так именит и богат, как остальные претенденты. Мир старых Ростовых и их детей — это мир бесконечной доброты и самопожертвования (реакция старого графа на проигрыш Николая, подводы для раненых в Москве в ущерб своему имуществу, поведение Пети и Николая и многое другое). Сама же Наташа — любимица всей семьи. Мы встречаемся с ней, еще девочкой, на первых страницах романа, на именинах, которые являют контраст со страницами, посвященными салону Анны Павловны Шерер. Непосредственностью героини любуются не только мать и отец, но и все гости.

Черты характера Наташи

Наташа щедро наделена лучшими человеческими качествами

Ростова щедро наделена лучшими человеческими чертами:

  • она талантлива (прекрасно поет),
  • одарена внутренней чуткостью (как понимает она чувства других людей, например, Пьера),
  • мечтательна (ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей),
  • в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души (сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы).

«Сущность ее жизни была любовь»,

— пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в ее чувствах к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.

Героиня Ростовой живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми. Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней. Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.

В эпилоге романа читатель подчас видит совсем не ту героиню, к которой привык и которую хотел бы видеть. Но, по Толстому, именно в семье находит она свое предназначение. Именно такая женщина является идеалом писателя. Заботы о муже и детях, деятельное участие в их судьбе — вот предназначение женщины. Ростова не вдумывается в те идеи, которые обуревают Пьера, но она полностью доверяет ему и готова последовать за ним всюду.

Образ Наташи в системе романа и авторское отношение Толстого к ней

Княжна Марья во многом близка Наташе

Княжна Марья во многом близка Наташе (сущность ее жизни тоже любовь), но в то же время в Марье значительно больше духовной работы, скрытой от других внутренней жизни. Обе любимые героини романа Толстого некрасивы, но в минуты высоких душевных переживаний они прекрасны. Толстой постоянно пишет о «блестящих», «сияющих» глазах героини, о «прекрасных, лучистых глазах княжны Марьи.

Душевной красоте Ростовой противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Принципиально для писателя, что любовь, которая составляет суть характера и образа Наташи, абсолютно не свойственна Элен.

Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру

Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру. Толстой не устает подчеркивать, что в человеке, прежде всего, прекрасен внутренний мир, который делает его красивым и внешне. А вот обратное (когда прекрасный облик обязательно связан с внутренней красотой) совсем необязательно. Таким образом, противопоставление Наташи и Элен (например, в сцене первого ее бала) помогает автору раскрыть идеал красоты:

красота обязательно связана с духовностью.

Толстой пристрастно относится к . И этого он не скрывает. Он заставляет своих любимых персонажей совершать ошибки, мучаться, падать духом и воскресать снова. Наташу он любит всей душой, выбирая самые разнообразные краски для того, чтобы обрисовать ее характер.

Смотрите нашу презентацию по данной теме:

Сущность жизни Наташи Ростовой — любовь

(«любовь к матери показала ей, что сущность ее… — любовь — еще жива в ней),

  • отношение к героине других персонажей (в трагические минуты жизни Ростова необходима другим: именно ее зовет старая графиня после известия о смерти Пети),
  • излюбленный прием Толстого — контраст (контраст внешности Наташи и Элен в описании первого бала героини, контраст между некрасивым, даже страшным лицом героини и внутренним огнем души при встрече с Андреем в Мытищах).

Каким бы противоречивым ни было восприятие образа Наташи Ростовой современными читателями, мы сталкиваемся в нем с особенным миром души русской женщины, русской дворянки, начала ХIХ века. В этом характере, с одной стороны, отразились черты века, с другой — общенациональные и общечеловеческие черты.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Наташа Ростова - один из самых любимых литературных образов Л. Н. Толстого. В ней писатель воплотил свой нравственный идеал женщины.

Наташа - обаятельная девушка, пленяющая всех своей непосредственностью и естественностью. Мир для нее - сплошная гармония, наполненная поэзией и красотой. Поступки Наташи диктуются в большей степени сердцем и чувствами, чем рассудком. На вопрос княжны Марьи, умна ли Наташа, Пьер отвечает, что «она не удостаивает быть умной».

Обязательная для Льва Толстого характеристика - нравственная оценка своих героев - основывается прежде всего на том, насколько у них проявляется естественная сила жизни, их неспособность к душевному успокоению, к душевному холоду. Секрет чарующего обаяния Наташи заключается не только в ее беспредельной искренности, «открытости душевной», а и в том, что присущая ей «душевная сила» не терпит насилия над живыми чувствами. Наташа способна на высокие поступки и одновременно - пусть даже в каком-то чаду затмения - па дурные. И те, и другие содействуют ее нравственному росту, и в этом сила ее характера, сила, которая преображает все вокруг и порой не щадит ее саму.

Сущность ее натуры - способность к любви, самопожертвованию - выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем после смерти Пети мать. В момент предсмертной болезни Волконского она вся исполнена страстным желанием «отдать всю себя», чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества - с той же безграничной страстностью - отдать себя интересам семьи.

В отличие от Наташи, Соня не совершает ни одного дурного поступка, именно она препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем, но симпатии автора не на стороне благоразумной и рассудительной Сони, а на стороне «преступной» Наташи. «Низкий, глупый и жестокий» поступок свой Наташа переживает с такой силой чувства, она преисполнена такого отчаяния, стыда и унижения, что, «перестрадав» историю с Анатолем, становится не хуже, а лучше, и с подлинным правом говорит Пьеру: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю». «Преступная» Наташа выше вполне добродетельней Сони, которая, рассчитав после новой встречи Наташи с Болконским, что брак Николая Ростова с княжной Марьей невозможен, пишет Николаю «самоотверженное» письмо, освобождающее его от обязательств перед ней»

В нравственном отношении Наташа, может быть, даже выше княжны Марьи Болконской. Христианская мораль, усвоенная княжной Марьей, обязывает любить всех и прощать всем, но это возможно, что гениально показывает в романе Толстой, лишь на пороге смерти. В жизни христианская мораль, даже при действительно высоких качествах княжны Марьи, оборачивается неизбежным насилием над собой.

Эгоизм Наташи утверждает то счастье, от которого чело век «делается вполне добр и не верит в возможность зла, не счастья и горя». Ее «безрассудная жизненная сила» отрицает и кажущееся великодушие Сони, и холодную расчетливость Бориса Друбецкого, Сперанского, своекорыстие Бергов, и тот самодовольный эгоизм, не желающий знать ничего, кроме наслаждений, воплощенный в действительно преступном и грязном мире Курагиных.

…Красота спасает мир. И мне кажется, что такие искренние, великодушные, самоотверженные создания, как Наташа навсегда останутся нашими любимыми героинями. Я уверен, что и последующие поколения будут изумляться мастерству Толстого, сотворившего столь обаятельный и цельный портрет.


Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой, работая над созданием романа-эпопеи «Война и мир», наряду с другими проблемами проводит следующую идею: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Все любимые герои автора в той или иной мере соответствуют данной идее.

Раскрывая «мысль семейную» в романе, Лев Николаевич проповедует идеал женщины, которую сравнивает с зеркалом, отражающим все черты характера и привычки мужа. Близкой к такому идеалу он считает Наташу Ростову.

Наташа, будучи подростком, отличается от всех окружающих. Внешне некрасивая, она поражает всех своей непосредственностью, открытостью и бесконечным обаянием. Она готова заплакать, если рядом кто-то страдает. Сам автор считает Наташу воплощением любви.

Читая роман, от страницы к странице невольно начинаешь понимать, что с кем бы ни встретилась на жизненном пути эта чудная девочка, девушка, а позже молодая женщина, всем становится от нее теплее.

Она, как яркий солнечный лучик, согревает всех вокруг своей добротой и душевной щедростью.

Вот первая встреча с Наташей, когда она вбегает в комнату. Обаяние ее – в простоте и естественности. Она все хочет увидеть, все узнать, ее жизнерадостность заражает присутствующих. Показательна в этом отношении первая встреча князя Андрея и Наташи в Отрадном. Князь, переживая тяжелый душевный кризис, считает, что все кончено, «он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». И вдруг, нечаянно услышав, как взволнована девушка красотой лунной ночи, Болконский «вспоминает все лучшие минуты» своей жизни, и его восприятие мира меняется.

Пьер Безухов также чувствует себя счастливым в обществе Ростовой. Он говорит о ней так: «Она обворожительна». Кроме того, девушка обладает тонкой интуицией, ее сердце моментально чувствует, с кем случилась беда и кому требуется помощь. Когда ее брат Николай, проиграв крупную сумму Долохову, впадает в уныние, именно сестра своим чудным голосом выводит его из этого состояния.

Восторженной и замирающей от волнения мы видим Наталью во время ее первого бала. На нее сразу обращаются десятки глаз: в отличие от многих эта девочка по-настоящему счастлива и искренна в своих чувствах.

Так же естественно ведет себя девушка в непривычной обстановке в гостях у дядюшки. Наташе весело на душе, ей нравится и угощение, и песни. Не ожидая уговоров, героиня идет в пляс. Автор задает вопрос: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?» В сцене пляски проявляется связь Наташи с простым народом.

Показывая ошибки неопытной девушки (роман с Анатолем Курагиным и измену князю Андрею), Толстой хочет сказать, что это тоже естественно для его героини, потому что она действует, ошибается, приобретает опыт и в результате приходит к своему счастью. Русский дух, живущий в Наташе на подсознательном уровне, диктует ей о помощи раненым во время войны 1812 года. Она настаивает, чтобы подводы, предназначенные для вывоза семейного скарба, отдали раненым, и счастлива от этого. Наташа обладает тем, что позднее Антон Павлович Чехов назовет особым человеческим талантом-чутьем к чужой боли. Например, когда мать оплакивает смерть сына Пети, в Наташе «вновь просыпается жизнь», и она как может успокаивает мать.

В финале романа Наташа показана как мать четверых детей и любящая жена. С Пьером они понимают друг друга с полуслова. Он «видел себя отраженным в своей жене».

Таким образом, Толстому удалось показать идеал женщины, как он это представлял. По его мнению, предназначение женщины – быть женой и матерью, отдавать все силы семье, обретая в этом и собственное счастье. «Кто счастлив, тот прав!» - записал он в дневнике в 1863 году, когда только начинал работу над романом. Таким счастливым человеком и приносящим счастье другим показана любимая героиня Толстого.

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.