Козья ножка танцевала
И ее нарисовала.
(окружность )

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг )

На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен.
(пятиугольник )

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(прямоугольник )

Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету.
(шестиугольник )

Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
(прямоугольник )

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
(треугольник )

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.
(квадраты )

Хорошо живется мне
В вышине и в глубине.
Отгадать меня вам просто –
Пять углов тупых, пять острых.
(пятиконечная звезда )

Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
(ромб )

Пес Барбос и пес Пират
Тянут за углы квадрат.
Коль сейчас не прекратят,
То во что же превратят?
(в ромб , если тянут за противоположные углы)
(в трапецию , если за соседние)

Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
(овал )

Восемь мух на крае блюдца
Над паучиком смеются –
Привязал он их по кругу
Паутинками друг к другу.
Паутинок восемь тоже.
Кто назвать фигуру сможет?
(восьмиугольник )

Пролила в тетрадку Мила
Ярко-красные чернила.
«Мила плачет! Мила – плакса!» –
Дразнится фигура – ...
(клякса )

Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.
(трапеция )

Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
(шар )

Вечеринки гость всегдашний,
Но не шар и не флажок,
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок.
(конус )

Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
(куб )

«Я, – сказал он спозаранку, –
Самый замечательный!
Я и пончик, и баранка,
Я и круг спасательный!»
(тор )

Вот кирпич, учебник новый,
Пастила, журналов тюк.
Назови их форму словом
Из четырнадцати букв!
(параллелепипед )

На полу квадратном крыша
Всех вокруг барханов выше,
И под нею фараон
Свой загробный смотрит сон.
(пирамида )

В шаре мышь жила, как в норке,
Съела мякоть всю до корки –
Таковы ее манеры.
Шар же превратился в …
(сферу )

У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа
Удивительной красы.
(цилиндр )

Факультатив

Развития логического мышления

Дата:____________

Класс: 2 «Г»

Кл.рук-ль: Захарова Екатерина Сергеевна

Тема : Загадки о геометрических фигурах

Ход урока

    Орг момент

Прозвенел звонок, начинаем урок

Мы рады этому.

Внимание наше растёт.

Наша память крепка,

Голова ясна.

Мы готовы работать.

    Актуализация знаний

Загадки о геометрических фигурах

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(Треугольник)

Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни...
(точек)

Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
(луч)

Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется...
(прямая)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы...
(овал)

Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а...
(ромб)

Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,

И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может?
(угол)

Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!
(циркуль)

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! Круг.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.

Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! Треугольник.

Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. Треугольник.

Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? Треугольник.

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... квадрат.

Вы подумайте, скажите...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. Прямоугольник.

    Позитивный настрой

    «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

    Сказка

    Сказка о геометрических фигурах.
    Однажды в математическом городе, на фигурной улице в теплом доме жили волшебные геометрические фигуры. И вот в один из дней они подняли между собой спор, кто из них лучше.
    Квадрат говорит: - Я, самый лучший, у меня все стороны всегда равны, я очень точный во всем.
    Его перебил круг: - не говори ерунды, кому нужны твои ровные углы? Вот я совсем без углов, круглый, веселый у меня нет не начала, ни конца!
    Тут вмешались треугольники: - Не спорьте, все знают, что треугольники лучше всех мы можем меняться и быть с разными углами. С острыми, тупыми, и даже с одинаковыми углами как у квадрата!
    Поднялся шум, крики, споры, прямоугольник хвалил себя, овал его перебивал и говорил, что лучше его нет. Только один ромб смотрел на них и молчал. Он не мог понять, что происходит. Подумав немного, он вмешался в их спор.
    Зачем вы соритесь? – спросил ромб. Вы все хорошие фигуры и очень нужны человеку, люди всегда используют нас при строительстве. В каждом доме, есть что-то квадратное, круглое, прямоугольное или треугольное. Люди изучают нас, даже в школе. Они без нас не могут обойтись, мы им все нужны. Люди любят нас.
    Фигуры молчали, они поняли, что важно не то, кто лучше или сильней, а главное, что ты кому-то нужен и кто-то нуждается в твоей помощи.

    Физминутка.

    Физкультминутка

    Бьют часы на старой башне:

    Тик - так, тик - так,

    А стенные побыстрее:

    Тики - таки, тики – таки,

    А карманные спешат:

    Тик – так, тик – так, тик – так.

  1. Минутка размышления

    Если б не было геометрических фигур….

  2. Логические задачки

    У дедушки было несколько книг. Он подарил внучке 3 книги. Теперь у дедушки нет ни одной книги.

    Сколько книг стало у внучки, если первоначально у неё было на две книги больше, чем у дедушки? (3+2=5 – у всего книг у дев, 5+3 =8 – всего стало книг после получения подарка)

    Юра, Профессор и робот Боб участвовали в конкурсе фокусников.

    Юра не занял второго места. Профессор не занял ни первого, ни второго места.

    Определи, какое место занял Юра.

    1. Профессор

      Робот Боб

  3. Практическая работа (с геом. материалом)

    Анализ работы

    Точка
    Пусть сегодня дворик наш, за окошком хмуро.
    Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
    Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
    Фломастером ткнёшь посредине листочка.

    И на листе получается точка.

    Линия
    Пусть точек будет очень много, я через них веду дорогу.
    Соединяя точку с точкой, я начертил дорожку-строчку.
    Дорожка, изгибаясь, вьётся, дорожка линией зовётся.

    Прямая линия
    Мне посоветовала мама вести свою дорогу прямо.
    Как сделать линию прямой - никак не получается.
    Фломастер у меня хромой или рука сбивается?
    А вот с линейкой по листу так просто провести черту.
    Смотрите, ровная какая, это линия - прямая.
    Угол (острый, прямой, тупой)
    Мама мой взяла листок и загнула уголок.
    Угол вот такой у взрослых называется прямым.
    Если угол уже - острым, если шире, то - тупым.

    ***
    Я острый - начертить хочу, сейчас возьму и начерчу.
    Веду из точки две прямых, как будто два луча,
    И видим острый угол мы, как остриё меча.
    А для угла тупого всё повторяем снова:
    Из точки две прямых ведём, но их пошире разведём.
    На чертёж мой посмотри, он, как ножницы внутри,
    Если взять за два кольца, мы раздвинем до конца.

    Треугольник
    Самолёт летит по небу, треугольное крыло,
    На моём велосипеде треугольное седло,
    Есть такой предмет - угольник, и всё это - треугольник.
    Тут мама три спички на стол положила
    И мне треугольник из спичек сложила.
    А в это время я чертил и наблюдал за мамою,
    Я три прямых соединил и сделал то же самое.

    ***
    Мы с тобой построим домик,
    Крышей будет треугольник,
    У крыши уголки остры,
    Сколько их? Один, два, три!
    Квадрат
    Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат.
    Дала мне мама шоколад, я дольку отломил - квадрат.
    И стол - квадрат, и стул - квадрат, и на стене плакат – квадрат.
    Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая - квадрат,
    Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.

    ***

    Вот четыре стороны
    И они всегда равны.
    А фигура та, ребята,
    Называется квадратом.

    Окружность и круг
    Мы живём с братишкой дружно, нам так весело вдвоём,
    Мы на лист поставим кружку, обведём карандашом.
    Получилось то, что нужно - называется окружность.
    Мой брат по рисованию себя считает мастером,
    Всё, что внутри окружности, закрасил он фломастером.
    Вот вам красный круг, кружок, по краю синий ободок.
    круг - тарелка, колесо, окружность - обруч, поясок.
    окружность - очертанье круга. Я смотрю на наш листок,
    Стал искать у круга угол, но найти его не смог.
    Брат смеётся - вот дела! Да у круга нет угла,
    У тарелки и монеты не найдёшь углов, их нету.

    ***
    Нарисуем мы кружочек:
    Ротик в нем и пара точек.
    Солнце круглое и мячик,
    Круг давно знаком нам, значит.
    Трапеция
    Трапеция, трапеция, фигура есть такая,
    А я её не знаю. Ты где живёшь, трапеция,
    В Америке, в Китае? Может, за трапецией
    Поехать надо в Грецию? Мама говорит: Не надо,
    Трапеция с тобою рядом. Развею я твою тоску,
    Ты подожди минутку. И на гладильную доску
    Укладывает юбку, по ней проводит утюжком,
    Чтоб не топорщилась мешком:
    - Вот тебе трапеция, не стоит ехать в Грецию.

    Овал
    А как нарисовать овал? На помощь брата я позвал.
    Брат взял фломастер и искусно мне овал нарисовал:
    Ты слегка окружность сплюсни, получается овал.
    Сколько раз его видал, в ванной зеркало - овал!
    Овал и блюдо, и яйцо. Мама говорит: Лицо
    У тебя овальное. Пусть будет овальное,
    Лишь бы не печальное. Мы рассмеялись и в овале
    Рожицу нарисовали. Овал - окружность удлинённая
    И рожица в ней удивлённая.

    ***

    На стене висит овал,
    В нем себя я увидал.
    Люблю в зеркало смотреться,
    Перед ним люблю вертеться
    Куб
    Принёс нам ящик почтальон - посылка мне и брату.
    Ящик - куб, в нём шесть сторон, все стороны - квадраты.
    А что лежит в посылке? Там стружки и опилки,
    Конфеты и баранки, ещё с вареньем банки.

    Цилиндр
    -Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
    Отец рассмеялся: - Цилиндр, это шляпа.
    Чтобы иметь представление верное,
    Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
    Труба парохода - цилиндр, труба на нашей крыше - тоже,
    Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой -
    Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь,
    И тоже на цилиндр похож.

    Конус
    Сказала мама: - А сейчас
    Про конус будет мой рассказ.
    В высокой шапке звездочёт
    Считает звёзды круглый год.
    Конус - шляпа звездочёта.
    Вот какой он. Понял? То-то.
    Мама у стола стояла
    В бутылки масло разливала.
    - Где воронка? Нет воронки.
    Поищи. Не стой в сторонке.
    -Мама, с места я не тронусь,
    Расскажи ещё про конус.
    -Воронка и есть в виде конуса лейка.
    Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
    Воронку я найти не смог,
    Но мама сделала кулёк,
    Картон вкруг пальца обкрутила
    И ловко скрепкой закрепила.
    Масло льётся, мама рада,
    Конус вышел то, что надо.

    Пирамида
    Я видел картину. На этой картине
    Стоит пирамида в песчаной пустыне.
    Всё в пирамиде необычайно,
    Какая-то есть в ней загадка и тайна.
    А Спасская башня на площади Красной
    И детям, и взрослым знакома прекрасно.
    Посмотришь на башню, обычная с виду,
    А что на вершине у ней? Пирамида!

    Шар
    Удар! Удар! Ещё удар!
    Летит в ворота мячик - шар!
    А это - шар арбузный зелёный, круглый, вкусный.
    Вглядитесь лучше - шар каков! Он сделан из одних кругов.
    Разрежьте на круги арбуз и их попробуйте на вкус.

    Фигурная картина
    Ножницы держа, как шпагу,
    Я, решив создать картину,
    Разноцветную бумагу
    Режу, словно паутину.
    И в углу листа альбома
    Клею я квадратик дома.
    Лентой стелется дорожка…
    Из квадратного окошка
    Видно, как с лесной опушки
    Подойти к своей кормушке
    Без боязни могут звери:
    У прямоугольной двери
    Корм для них оставлен в нише,
    Ешьте смело, только тише:
    Там на треугольной крыше
    С песней звонкою своей
    Примостился соловей.
    Облака над ним, а выше,
    Освещая всё вокруг
    Золотится солнца круг!
    Чтоб зимою не тужить
    Тем, кто будет в доме жить
    Очень нужен огород -
    Фрукты-овощи. И вот:
    Мелко резаны полоски -
    Будут для забора доски,
    А за ними для порядка
    Будет земляная грядка.
    Эй, кто в доме! Не зевай!
    Собирайте урожай!
    Два кружочка - два арбуза,
    Три овала - кукуруза
    И огромной репы круг,
    Чтобы вырвать - нужен друг,
    Я ж приклеил очень крепко -
    Это сказочная репка.
    Где родители? Смотрите!
    Что я сделал, оцените!
    Мама с папой хвалят сына,
    Удалась его картина!

    Загадки о геометрических фигурах

    Чуть приплюснутый квадрат
    Приглашает опознать:
    Острый угол и тупой
    Вечно связаны судьбой.
    Догадались дело в чем?
    Как фигуру назовем? (Ромб).
    ***

    Прикатилось колесо,
    Ведь похожее оно,
    Как наглядная натура
    Лишь на круглую фигуру.
    Догадался, милый друг?
    Ну, конечно, это … (круг).
    ***

    На фигуру посмотри
    И в альбоме начерти
    Три угла. Три стороны
    Меж собой соедини.
    Получился не угольник,
    А красивый… (треугольник).
    ***

    Я фигура – хоть куда,
    Очень ровная всегда,
    Все углы во мне равны
    И четыре стороны.
    Кубик – мой любимый брат,
    Потому что я…. (квадрат).
    ***

    Он похожий на яйцо
    Или на твое лицо.
    Вот такая есть окружность -
    Очень странная наружность:
    Круг приплюснутым стал.
    Получился вдруг…. (овал).
    ***

    Треугольник подпилили
    И фигуру получили:
    Два тупых угла внутри
    И два острых – посмотри.
    Не квадрат, не треугольник,
    А похож на многоугольник. (Трапеция).
    ***

    Часть от линии возьмем
    И фигуру назовем
    Не куском – уж слишком резко,
    А, наверное,…. (отрезком).
    ***

    В математике она
    Пригождается всегда:
    Без хвоста от запятой
    Всем нам кажется простой.
    И в конце, закончив строчку,
    Мы поставим, братцы, …. (точку).
    ***

    Вроде круг, но дело в том,
    Что иначе мы зовем
    Нарисованный кружок.
    В чем секрет? Скажи, дружок!
    Эта странная наружность
    Называется…. (окружность).
    ***

    По фигуре пролегла
    Очень тонкая игла:
    Не черта и не прямая,
    Что ж за линия такая?
    В математике живуч
    Этот очень ровный… (луч).
    ***

    Шесть тупых углов внутри
    На фигуре рассмотри
    И представь, что из квадрата
    Получили его брата.
    Слишком много здесь углов,
    Ты назвать его готов? (Многоугольник)
    ***

    Растянули мы квадрат
    И представили на взгляд,
    На кого он стал похожим
    Или с чем-то очень схожим?
    Не кирпич, не треугольник -
    Стал квадрат… (прямоугольник).
    ***

    Под линейку я рисую
    Очень ровную, простую
    Всем заметную черту.
    Как фигуру назову?
    Не спеши, а рассуждай
    И ответ скорее дай. (Линия).
    ***

    Все фигуры повторяем
    И спокойно называем:
    Вот овал, окружность, круг…
    Продолжай-ка, милый друг!
    ***

    Загадки о геометрических телах

    Как его нам не вертеть
    Равных граней ровно шесть.
    С ним в лото сыграть мы сможем,
    Только будем осторожны:
    Он не ласков и не груб
    Потому что это… (куб).
    ***

    Вновь беремся мы за дело,
    Изучаем снова тело:
    Может мячиком он стать
    И немного полетать.
    Очень круглый, не овал.
    Догадались? Это… (шар).
    ***

    Египтяне их сложили
    И так ловко смастерили,
    Что стоят они веками.
    Догадайтесь, дети, сами
    Что же это за тела,
    Где вершина всем видна?
    Догадались? Из-за вида
    Всем известна… (пирамида).
    ***

    Присмотрись, стоит ведро -
    Сверху крышка, снизу дно.
    Два кружка соединили
    И фигуру получили.
    Как же тело называть?
    Надо быстро отгадать. (Цилиндр).
    ***

    Это, вроде бы, ведро,
    Но совсем другое дно:
    Не кружок, а треугольник
    Или даже шестиугольник.
    Очень тело уж капризно,
    Потому что это… (призма).
    ***

    Вот колпак на голове –
    Это клоун на траве.
    Но колпак не пирамида
    Это сразу, братцы, видно:
    Круг в основе колпака.
    Как же звать его тогда? (Конус).
    ***

    Книгу с мячиком возьмем -
    Их телами назовем.
    А фигуры нарисуем -
    Круг с овалом и лучом.

    Продолжаем рисовать
    Ромб, отрезок и квадрат.
    Отгадали или нет
    Геометрии секрет?

    Нарисованный рисунок
    Может много рассказать,
    Надо главное запомнить
    И секрет его понять:

    Тело может быть объемным,
    Круглым или трехсторонним.
    В руки тело можно взять,
    А фигуры – рисовать
    Сможем мы, иль начертить
    И на плоскость разместить.

    Сколько есть на белом свете
    Удивительных секретов.
    Все нам хочется узнать,
    Мир премудростей познать