Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 - для женщин.

Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.

Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.

Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…

Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.

Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.

Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.

То, что Египет - государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы - легкие головные платки.

Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.

Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.

По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.

Однако юность и кокетливость берут свое - девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.

Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.

В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.

А это уже чадра, - если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.

По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.

Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет - страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. :)
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об ) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.

Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.

Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).

Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.

В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.

Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.

Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ , через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.

Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.

В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.

Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, - факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…

Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.

Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.

Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.

Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.

Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.

Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.

Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же близ Хабаровска - весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.

Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.

Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?

1. Изображения на стенах храмов и гробниц.

«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”

По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.

2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.

Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Статуя писца.

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

Тутанхамон:

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))

вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”

Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”

Когда мы думаем о древних египтянах, то обычно вспоминаем Клеопатру или очаровательный процесс мумификации. Однако мы не задумываемся об обычных предметах и идеях, которые используем сегодня в повседневной жизни.

Хотя большинство из современных изобретений приписывают более позднему периоду истории, древние египтяне были на передовой. Как и мы, они всегда искали способ сделать свою жизнь более легкой и свободной от стрессов. Ниже приводится список предметов и идей, переживших испытание временем, о чем не задумывается большинство из нас.

10. Правительство

Хотя часто говорят, что первая система правления возникла в Римской империи, на самом деле, это только первая документально зафиксированная система правления на Западе. Самую первую структуру управления связывают с древними египтянами.

Еще более удивительно то, что эта политическая система не была связана с фараонами, как считают многие. Примерно до 1570 года до н. э. древним Египтом правили цари. В додинастический период Египет находился под контролем Царей Скорпиона, что звучит подозрительно похоже на название банды байкеров. Мы не знаем, как вело себя правительство до тех пор, пока к власти не пришел Царь Нармер (King Narmer) и не установил первое централизованное правление в пределах существующих границ.

С этого момента экономика стала развиваться благодаря торговле, которая велась между классами в отдельных провинциях, индивидуальному благосостоянию и налогам. Это означает, что, возможно, древние египтяне тоже пытались уклоняться от уплаты налогов.

9. Календарь

До тех пор, пока нет государственной политики и действующей экономики, нет необходимости отслеживать дни. Но это касается не столько надоедливых сборщиков налогов, которые должны были знать, когда запугивать людей. У египтян была развитая ирригационная система, и они должны были знать, когда Нил будет разливаться.

Таким образом, они создали календарь, в котором было 365 дней. Сначала в нем было 370 дней, пока египтяне не поняли, что нужно сократить год, и просто добавили високосные годы. Так что, если вы родились в день, который есть только в високосном году, и вам фактически только 20 лет, хотя у вас уже есть внуки, то можете поблагодарить за это старых добрых египтян.

8. Вино

Канун Нового Года, Рождество, дни рождения – это все отличные поводы, чтобы устроить вечеринку и выпить. Мы можем поблагодарить древних египтян за одно из наших любимых развлечений, поскольку они были первыми людьми, которые изобрели вино. Новый календарь, вероятно, дал им еще больше оснований пить, поскольку теперь они могли отмечать разные даты.

Первоначально предполагалось, что обнаруженные археологами виноградники предназначены для выращивания винограда, который затем употребляли в пищу. Затем на дне нескольких горшков археологи нашли остатки вина, это доказывает, что что древние египтяне любили расслабляться.

На самом деле, так много сосудов содержали этот продукт, что возникло ощущение, что древние египтяне были одержимы вином. С таким количеством древних праздников (включая пятидневный праздник в конце года) историкам легко понять, почему было настолько популярным. Итак, в следующий раз, когда вы отправитесь на вечеринку, просто не забудьте расслабиться так, словно сейчас 3000 год до н.э.

7. Зубная паста

В 1600-х годах случаи смерти в Лондоне документировались с помощью «Счетов Смертности». В то время, как это довольно мрачный документ, в нем в качестве одной из основных причин смертности указываются инфицированные зубы (исключая только тяжелые эпидемии, такие как бубонная чума). Это было связано с отсутствием надлежащей стоматологической помощи в то время. На самом деле, люди даже не считали, что употребляемая ими пища может привести к развитию заболевания зубов.

Они также не знали, что многие столетия назад древние египтяне уже решили эту проблему. Древние египтяне поняли, какую цену платят за больные зубы, и обнаружили простое решение. Да, первая формула зубной пасты была изобретена египтянами с использованием почти тошнотворного списка ингредиентов, таких как измельченные копыта быка, пепел и сожженная яичная скорлупа.

Вместе с зубной пастой появились мятные конфеты. У них был менее пугающий список ингредиентов, который включал каменную соль, сушеную и сушеный ирис. На самом деле, были обнаружены несколько рецептов (наряду с руководствами по приготовлению), относящиеся к Древнему Египту. В то время это простое изобретение спасло жизни многих людей.

6. Ручки

Если вы углублялись в какие-нибудь теории заговора, то наверняка сталкивались с убеждением, что инопланетяне дружили с древними египтянами. После обнаружения каких-то подозрительно выглядящих изображений и иероглифов, высеченных в камне, приверженцам теории заговора просто не дает покоя мысль о том, что древние инопланетяне и древние египтяне мирно сосуществовали. Тем не менее, все упустили из виду тот факт, что данные изображения являются намного более редкими, чем мы думаем.

На раннем этапе древние египтяне осознали неудобство такой непрактичной системы письма, что привело к изобретению пергамента и ручек. В то время как большинство из нас предполагают, что прогресс в развитии письменных принадлежностей начался с появления гусиного пера, первыми появились тростниковые ручки.

Древние египтяне разработали форму письма, которой никогда раньше не было. Они размачивали концы длинные стеблей тростника в воде, а затем обрезали концы, придавая им острую форму, которая могла правильно распределять чернила во время письма. Это сделало возможным появление портативных документов улучшило общую эффективность жизни.

Однако вскоре они выяснили, что такие ручки быстро высыхают, что и привело к использованию перьев. Только в конце 1800-х годов общество вернулось к первоначальной египетской идее и разработало современную шариковую ручку, а также колпачок, чтобы она не высыхала так быстро.

5. Часы

Опоздание на работу было проблемой даже для древних египтян, так как у них тоже были часы. Обелиск или солнечные часы были самой ранней версией часов, но они показывали время в том случае, если небо было чистым.

Это привело к изобретению водяных часов. Выглядящие совсем как пивоваренная машина, которую можно увидеть в вашем местном хипстерском кофешопе, эти часы работали благодаря медленно капающей в течение дня воде, что позволяло определять время в помещении.

Они придумали и портативные часы, где для определения времени использовалась тень. Эти устройства оказали такое влияние на повседневную жизнь Древнего Египта, что все были очарованы этой идеей. Так началось путешествие к современным часам.

4. Протезы

Хотя кажется, что протезы - новая концепция, на самом деле они датируются 950 годом до нашей эры. Хотя те протезы не были напичканы электроникой, как некоторые современные, они помогали своим владельцам вести полноценную жизнь.

Археологам удалось обнаружить искусственный большой палец ноги, который является самым ранним протезом в мире. В гробницах древних египтян часто находили многие подобные части тела, но как выяснилось, они служили только для того, чтобы сделать тело целым для загробной жизни. Все изменилось, когда у мумифицированного тела был найден сделанный из дерева и кожи большой палец ноги, состоящий из трех частей.

Чтобы доказать, что этот палец был сделан, чтобы помочь человеку ходить, были созданы несколько аналогов, которые протестировали научными методами. Группа людей, у которых отсутствовал большой палец, ходили с протезом и без него, чтобы выяснить, помогает ли он. Результаты показали, что палец благотворно влиял на процесс ходьбы, что позволило идентифицировать найденный предмет как ранний протез.

3. Ножницы

Распространенным заблуждением является то, что ножницы изобрел Леонардо да Винчи. На самом деле, оригинальный дизайн был создан еще в 1500 году до нашей эры. Хотя римляне спроектировали конструкцию с перекрестными лезвиями, которую мы сегодня, у древних египтян была более простая, но эффективная версия. Это был единый кусок металла, сформированный в два лезвия, которые регулировались с помощью металлической полосы между ними.

С изобретением ножниц древние египтяне смогли создавать различные стрижки. Даже самый умелый стилист не смог бы повторить их без хорошей пары ножниц.

2. Плуг


Фото: Joevilliers

Сельское хозяйство является основой для бесчисленного числа цивилизаций. Но древние египтяне первыми создали технологию, необходимую для эффективного земледелия.

До изобретения плуга, люди должны были ходить с «палками-копалками», которые они втыкали в землю, чтобы сделать отверстия, в которые бросали семена. Без этих палочек работа может потребовать несколько недель или даже месяцев. Египтяне устали от этих «палок-копалок» и длительных часов, проведенных с ними в поле. Так они спроектировали первый известный плуг - ард.

Ард представлял собой обычную «палку-копалку» с ручкой в форме арки и каменным или металлическим острием, прикрепленным снизу. С помощью этого изобретения древние египтяне могли просто пройтись по полю и создать глубокую канаву, куда помещалось сразу много семян. Хотя это изобретение несопоставимо с плугами, которые есть у нас сегодня, эта небольшая инновация изменила жизнь фермеров в те времена.

1. Краска для волос

Если вы когда-либо видели изображения древних египтян, то не удивитесь что выглядели они по-особенному. Они не только создали макияж, парики и наращивание волос, но и разработали первую технику окрашивания волос. Волосы не только влияли на внешний вид, но и отражали социальный статус. Чем лучше выглядели ваши волосы, тем богаче вы были.

Древние египтяне стремились к тому, чтобы всегда выглядеть молодо, и седые волосы не подходили под этот идеал. Поэтому египтяне начали использовать высушенные листья хны для производства рыжевато-коричневой краски для окрашивания волос. Хну также использовали для окрашивания ногтей и губ. Добиться нужного цвета можно было путем добавления в смесь большего или меньшего количества листьев хны.

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

Первый анализ полного генома, извлеченного из египетских мумий, показал, что древние египтяне были более тесно связаны с другими древними народностями из региона Леванта, в то время как современные египтяне генетически ближе к живущим к югу от Сахары африканцам.

Исследование

Результаты, недавно изданные в журнале Nature Communications, могут проложить тропу к похожим генетическим исследованиям мумий в ближайшем будущем.

Египет и другие народы

Расположенный на стыке двух континентов и процветавший в течение многих тысяч лет, Египет представляет собой своеобразный «плавильный котел» для множества соседних культур, идей, языков и национальностей.

Египет сохранял свою культурную, научную и историческую значимость на фоне того, как менялись, разрушались и восстанавливались соседние арабские, европейские и африканские империи.

Ученые хотели проверить, оставило ли римское завоевание, завоевание Александра Великого или других иностранных держав генетический отпечаток на коренном населении Древнего Египта.

Вопросы

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, ученые извлекли митохондриальный геном из 90 мумий, а также, впервые в истории генетических исследований, сумели извлечь полный геном из трех разных мумий.

Собрав достаточно генетического материала для проведения исследования, ученые сравнили геномы древних египтян с геномами других народностей, соседствующих с Египтом в древности, а также с геномом современных египтян, чтобы проверить, насколько отличаются потомки от предков.

Ответы

Результаты оказались очень любопытными. Исследователи обнаружили, что за 1300 лет - период, который охватил генетический материал мумий, никаких существенных изменений генетическая родословная древних египтян не претерпела.

Оказывается, несмотря на последовательные вторжения и миграции в Египет большого количества людей со всех концов Европы, Ближнего Востока и Африки, генетические характеристики местного населения оставались на удивление стабильными.

Возможно, геномы мумий - высшей «касты» Египта, не способны отразить на себе генетические изменения всего египетского населения. Однако полученные результаты не теряют своей значимости для науки.

Сравнение с современными египтянами

Когда ученые сравнили генетические изменения, произошедшие в период с древности по сегодняшний день, они обнаружили существенные различия.

Оказывается, современные египтяне делят генетическую родословную с живущими к югу от Сахары африканцами, в то время как их далекие предки демонстрируют более близкое генетическое сходство с древними людьми Ближнего Востока и Леванта.

Эти результаты предполагают, что в течение прошлых полутора тысяч лет Египет испытал приток людей из южных регионов Африки. Причинами такого притока могла стать миграция по течению Нила или интенсивная работорговля, которая началась примерно 1300 лет назад.

Значимость исследования

Одним из самых значительных результатов исследования является тот простой факт, что генетики наконец-то смогли извлечь полный геном древнего египтянина.

Такие факторы, как жаркий египетский климат, высокий уровень влажности во многих могилах и химикаты, используемые при мумификации, активно способствудт деградации ДНК и делает их долгосрочное выживание в мумиях практически невозможным.

Все же исследователям удалось извлечь достаточно материала, чтобы провести полный генетический анализ, и это может открыть дверь для новых интересных открытий.