В самые давние времена остров был заселён островными кельтами, куда входил такой народ как бриты. В 43 г. н.э. южная и восточная часть острова была покорена Римской империей, власть которой продержалась около 400 лет. В 5-6 веке территория была завоёвана англо-саксами (римляне с острова ушли). Это немецкие племена. Они завоевали в основном центр и восток. В 9 веке здесь сформировалось государство Англия. Позже Англия была завоёвана норманами, которые принесли сюда феодализм. В 13 веке к Англии был присоединён Уэльс и начало формироваться централизованное государство, которое окончательно сформировалось в 15-16 веках. В середине 17 века англичанами была захвачена Ирландия, которая в 1921 году получила статус доминиона и только её северо-восток стал частью Великобритании. В 17 веке раньше, чем в др. государствах происходит буржуазная революция, которая сменила феодальный строй на капиталистический. Ранее развитие капитализма создало условия для производства огромного количества товаров, требовались новые рынки сбыта. Поэтому Великобритания начала активную политику захвата новых заморских территорий и превращала их в свои богатые колонии. К концу 18 века Великобритания стала величайшей морской державой и величайшей метрополией мира. В середине 19 века первая в истории осуществила промышленный переворот. К концу 19 и началу 20 века по темпам развития Великобритания опережает США и Германию. В 30-е годы начинается постепенный распад колониальной системы, что бьёт по экономике страны. Первая и Вторая мировые войны приводят к серьёзному кризису в экономике. В 40-50-е годы экономика страны практически полностью зависит от США. Страна вышла из кризиса к 60-м, а в 70-х начала перестройку экономики с учётом научно-технических инноваций.

ЭГП. Великобритания находится на островах и расположена в северо-западной части Европы. У неё благоприятное соседское положение, поскольку морскими соседями первого порядка являются высокоразвитые страны Скандинавского полуострова, Западной и Восточной Европы. Все они члены ЕС, с которыми Великобритания имеет тесные экономические связи. Страна омывается незамерзающими водами морей Северной части Атлантического океана. От материка Великобританию отделяют проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. В различные исторические периоды приморское положение страны было либо очень выгодно (особенно в период Великих географических открытий) либо служило определённым изолирующим фактором. Связь с остальной Европой улучшилась после строительства в 1994 году евротуннеля между пунктами Кале во Франции и Дувр в Великобритании.

Природно-ресурсный потенциал

Орографические условия страны таковы, что фактически по линии Нью-Кастл-Шелфилд-Бристоль страна разделена на горную северную и западную и холмисто-равнинную восточную. Орография повлияла на развитие с/х и расселение. Территория страны более благоприятна для развития животноводства.

Минерально-сырьевые ресурсы. Из промышленно значимых можно отметить лишь топливные ресурсы. Выделяются запасы угля (180 млрд т). Всего около 6 крупных бассейнов, наиболее значимыми являются лишь 3: Йоркширский, Нортумберленский, Уэльский. В основном представлены пласты каменного угля. Запасы нефти и газа были открыты в 60-70-х гг 20 века на шельфе Северного моря. Общие запасы нефти 2 млрд т, газа – 2 трлн м кубических. Железные руды, фактически, не добываются. В районе Йоркшира добывают каменную и калийную соли. В Шотландии добывают урановые руды.

Агроклиматические ресурсы. Климат умеренный океанический с западным переносом, осадков много (600-3000 мм), зимы мягкие с плюсовыми температурами. Растительность бедная, зерновые слабо созревают, но луга и пастбища сочные.

Земельные ресурсы. Под естественными пастбищами преобладают подзолистые и бурые лесные почвы. Лучшие земли сосредоточены на юго-востоке Великобритании, где для страны наиболее комфортный климат. 77% территории пригодно для с/х работ. В структуре с/х угодий пашни – 65%, пастбища – 32%.

Лесные ресурсы. Естественная лесистость составляет 9% территории. Преобладают широколиственные породы, в Шотландии хвойные. Объём лесов удовлетворяет потребности страны на 15%.

Водные ресурсы. Из-за особенности прохладного климата в стране огромное количество рек и озёр. Реки полноводны, но короткие. Самые крупные: Темза, Северн, Трем. Используются для судоходства.

Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (Великобритания).

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полноводных рек).

Великобритания имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят 4 историко-географические области: Англия (45 графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов); Шотландия (12 областей); самостоятельные административные единицы – остров Мен и Нормандские острова.

В определенной степени быстрому экономическому развитию Великобритании способствовало выгодное географическое положение. Эта морская держава, в прошлом «великая морская держава», расположена на континентальном шельфе. Британский архипелаг отделен мелководным Северным морем от развитых стран Западной и Северной Европы (Швеции, Норвегии, Дании и ФРГ), узкими проливами Ла-Манш (20 км) и Па-де-Кале (33 км) от Франции. Проложенный по дну пролива Ла-Манш железнодорожный тоннель соединяет Великобританию и Францию, он положил конец морской изоляции страны.

Велика роль страны на международной арене. Великобритания – член ООН с 1945 г., постоянный член Совета Безопасности, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1949 г., член Европейского союза с 1973 г., Западноевропейского Союза с 1954 г. Глава Британского Содружества, созданного в 1931 г. и включающего 50 государств, бывших британских доминионов и колоний, сохраняющих с Великобританией тесные экономические и политические связи. Великобритания является членом военно-политической организации НАТО с 1949 г. и обладает ракетно-ядерным оружием. Играет большую роль в таких международных экономических организациях, как «Парижский клуб» и «Лондонский клуб», регулирующих валютно-финансовые проблемы Запада и определяющих во многом политику Международного валютного фонда (МВФ).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) - своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями.

Структура британской промышленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др). Хорошо развитые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побережья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Основное направление растениеводства - обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица - Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль - «лицо» южной части страны. Юго-восток - главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. На побережье - порты, военные базы, курорты. Саутгемптон - самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть государства - родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии - судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной - молочное животноводство и рыболовство. Ольстер - экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики - подъем депрессивных старопромышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций.

Природные условия и ресурсы . Природно-ресурсный фактор оказал большое влияние на формирование территориальной структуры хозяйства.

Великобритания обладает многообразными формами рельефа: горный рельеф преобладает на севере и западе, а равнинный – на востоке. Высшая точка страны – гора Бен-Невис (1343 м) расположена в гористой Шотландии. Наибольшую протяженность имеет Пеннинский хребет, вытянутый с севера на юг. Обширная холмистая равнина занимает юго-восток и центр страны, а самая плоская низменность – Фенленд– окружает залив Уош. В Шотландии между Северным и Южным нагорьями протягивается Среднешотландская низменность.

Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства (на юго-западе растения вегетируют круглый год). Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн, Трент, Мерсей.

Очень велико значение эстуариев рек, далеко вдающихся в сушу, а также общей большой изрезанности береговой линии. Это позволило создать много портов. Реки как источник энергии используются только в нагорьях Шотландии и Северном Уэльсе.

В целом страна не располагает значительными запасами полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических. Запасы каменного угля оцениваются в 190–200 млрд тонн. Общие и извлекаемые запасы составляют около 50 млрд тонн (первое место в Западной Европе). Главные месторождения расположены на Средне-Шотландской низменности.

В 60-х г. на шельфе Северного моря обнаружены месторождения нефти, разведанные запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн, это примерно 35% запасов нефти всего шельфа Северного моря (2% мировых запасов). Найдено около 50 месторождений, крупные среди них – Брент и Фортис вместе дают 33% всего объема добычи.

В западной части Северного моря в 1959 г. обнаружены крупные месторождения природного газа. В 1965 г. в 70 км. к востоку от Клинторпса была начата промышленная добыча газа. Общие его запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В настоящее время разрабатывается 37 из 60 месторождений природного газа.

Великобритания располагает и другими полезными ископаемыми. Железные руды, большей частью фосфористые, невысокого качества

Великобритания располагает незначительными запасами олова в Корнуолле, свинцово-цинковых руд в Уэльсе и урановых руд в Шотландии.

Каолин добывают в Корнуолле; каменную соль – в Чешире и Дареме; калийные соли – в Йоркшире.



Великобритания (Объединенное Королевство)- островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании - 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом - девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Географическое положение. Обе страны - Великобритания и Франция - расположены в умеренном поясе на северо-западной окраине Евразии. Великобритания располагается севернее и занимает острова, Франция размещается на континенте и находится южнее.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Территории обеих стран находятся в пределах поясов складчатости: вся Великобритания и большая часть Франции - древнего, французский юго-восток - молодого. По особенностям рельефа обе территории условно можно разделить на две части - низкую и высокую.

Рис. 79. Северо-Шотландское нагорье

В Великобритании более при подняты север и запад: здесь находятся средневысотные (300-800 м) Северо-Шотландское нагорье (рис. 79) и Пеннинские горы . Они расчленены древним оледенением и местами перекрыты лавовыми покровами. Во Франции более приподняты юг и восток. Горы занимают половину территории страны; они выше, чем британские, и более расчленены. Их высота нарастает при приближении к Средиземноморью. В среднегорьях Центрального массива (1886 м), разбитых трещинами и разломами, широко распространены реликтовые вулканические конусы и покровы (рис. 80). Высокие хребты молодых складчатых Альп расчленены на зубчатые гребни, увенчанные крупными ледниками. Здесь находится высшая точка Европы - гора Монблан (4807 м). Выше 3,5 км поднимаются монолитные и труднодоступные горные массивы Пиренеев (рис. 81).

Рис. 80 Центральный массив

Рис. 81 Пиренеи

Юг и восток Великобритании, север и запад Франции занимают низменности.

Британские низменности сложены известняковыми и меловыми толщами, образующими 60-метровые гряды-уступы. А наиболее крупные гряды самой обширной равнины Франции - Па рижского Бассейна (или Северо-Французской низменности) достигают 500 м. Вдоль Бискайского залива простирается заболоченная Аквитанская низменность, или Ланды (рис. 82), отделенная от моря полосой высоких дюн.

Недра обеих стран содержат сходный набор полезных ископаемых. Это каменный уголь и железные руды, запасами которых выделяется Великобритания. Ей также принадлежат нефть и природный газ шельфа Северного моря. Нефтяные и газовые месторождения французских равнин небогаты. Центральный массив вмещает урановые руды, а на средиземноморском побережье есть месторождения бокситов.

Рис. 82. Ланды

Климат. Внутренние воды. Ландшафты. В климате Британских островов проявляются влияние теплого Северо-Атлантического течения и западного переноса. Климат умеренный морской: с теплыми зимами (на западе - выше +4 °С, на востоке - ниже), прохладным летом (от +12 °С - на севере, до +16 °С - на юге). Осадков много - до 750-1000 мм. Климат континентальной Франции отличается значительно большим разнообразием. На севере и западе зимой тепло (+7 °С), а лето прохладное (+17 °С), пасмурное; климат мягкий - умеренный морской. На востоке зимы холоднее, а лето жаркое; здесь умеренно континентальный климат. Побережье Средиземного моря, защищенное от северных ветров горами, имеет климат субтропический средиземноморский: лето сухое и жаркое (+23 °С), зима теплая (+8 °С) и дождливая. На французских равнинах выпадает от 600 до1000 мм осадков, в горах - до 2000 мм.

Обе страны богаты внутренними водами. Одна из крупнейших рек Великобритании - Темза . В ее бассейне живет 20 % населения, на берегах расположена столица - г. Лондон . Во Франции четыре большие реки - Луара, Гаронна, Рона и Сена, на берегах которой стоит столица Франции - г. Париж .

Энергия рек используется в энергетических комплексах обеих стран. В бухтах крупнейших рек расположены морские порты. Системой каналов соединены реки британских островов, французские - между собой и с Рейном, составляя один из важнейших внутренних путей сообщения в Европе.

Естественные ландшафты в обеих странах практически не сохранились.

Леса из дуба и березы в Великобритании занимают всего 10 % территории: их можно встретить в горах, на охраняемых территориях, в виде защитных лесополос и лесопосадок. Во Франции лесами из дубов, буков, платанов, каштанов занято 27 % территории. Благодаря государственным программам с начала XX в. их площадь в стране удвои лась. В низменной части Великобритании преобладают поля и пастбища, в возвышенной - верещатники - вересковые, травянистые и осоковые пустоши (рис. 83) и сфагновые болота. Во французском Средиземноморье среди колючих зарослей маквиса, встречаются леса из маслины, пробкового дуба, алеппской сосны.

Рис. 83. Верещатники покрывающего известняковые скалы

Население Франции и Великобритании сопоставимо по численности - 63 и 62 млн человек соответственно. Все демографические процессы в этих странах также схожи. Коэффициент естественного прироста - 4 ‰ - в большой степени обусловлен высокой рождаемостью среди многочисленных иммигрантов из бывших колоний; их удельный вес постоянно растет. В обеих странах высока продолжительность жизни (около 80 лет) и доля людей пожилых возрастов, что приводит к проблеме старения нации. Высок уровень урбанизации: во Франции горожан - 77 %, в Великобритании - 80 %. Концентрируются городские жители в крупных (более 1 млн чел.) агломерациях. В Великобритании это Большой Лондон , Западно-Мидлендская (центр - Бирмингем ) и Большой Манчестер, во Франции - Большой Париж, в котором проживает около 11 млн чел. - 17 % населения страны. В обеих странах типична постиндустриальная структура занятости: 70 % населения занято в нематериальном производстве. Титульные этносы (англичане и французы) составляют более 80 %, а 20 % населения - это национальные меньшинства и иммигранты. В Великобритании значительно выше, чем во Франции, средняя плотность населения (соответственно около 260 и 115 чел./км 2). Абсолютное большинство верующих во Франции - католики, в Великобритании - протестанты.

Хозяйство. Обе страны входят в группу наиболее экономически развитых стран мира. Их экономики сопоставимы по размерам и имеют постиндустриальную структуру: на сферу услуг приходится 2 / 3 их ВВП. В многоотраслевой промышленности ведущую роль играют современные отрасли: сложное и наукоемкое машиностроение, химия органического синтеза. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем производительности труда и использованием интенсивных технологий.

Промышленность стран имеет сходные черты, но при этом существенно различается . Энергетика Великобритании почти полностью базируется на собственных топливных ресурсах. По запасам первичных источников энергии (нефть, уголь, природный газ) она занимает 1-е место в Европе (без России). Более 60 % нефти, добываемой из почти 130 месторождений шельфа Северного моря, поступает на экспорт. На территории страны находится несколько крупных угольных бассейнов. Как следствие, доминирующее положение в электроэнергетике Великобритании занимают ТЭС. И, наоборот, острый дефицит собственных топливных ресурсов ощущает Франция. Однако наличие крупных запасов урановых руд позволяет развивать атомную энергетику, по масштабам которой страна уступает только США.

Металлургия , некогда игравшая решающую роль в структуре промышленности обеих стран, сегодня утратила свое значение. Использование преимущественно импортного сырья обусловило сдвиг производства в приморские районы. Во Франции в портовых центрах - Дюнкерке и Фоссе (район Марселя) работают крупные комбинаты черной металлургии. В Великобритании производства цветной металлургии (например, алюминиевая промышленность) сосредоточены в Шотландии, где размещаются вблизи ГЭС. Машиностроение в обеих странах обеспечивает около 40 % стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Ведущую роль в нем играет транспортное машиностроение, специализирующееся на производстве автомобилей, авиационной и ракетной техники, в меньшей степени - судов. Более мощно развита эта отрасль во Франции. Ее крупнейшие центры размещены в Лионской и Парижской агломерациях. По производству продукции авиаракетной промышленности (центры Тулуза, Бордо, Бурже) Франция лидирует в Европе. В обеих странах развито производство электроники и электротехники. Британские фирмы специализируются на производстве средств связи, турбин и электродвигателей, французские - станков, сельскохозяйственной техники, подвижного железнодорожного состава. В числе наиболее развитых отраслей обеих стран - химическая промышленность. В Великобритании она специализируется на производстве наукоемкой продукции: фармацевтических препаратов, агрохимикатов, конструкционных пластмасс для авиаракетостроения и микроэлектроники. Предприятия химической промышленности в Великобритании тяготеют к центрам нефтепереработки. Во Франции развито производство минеральных удобрений, синтетического каучука и пластмасс.

В сельском хозяйстве стран различий больше. В Великобритании в его структуре доминирует животноводство: разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развито беконное свиноводство и птицеводство. Растениеводство, производящее преимущественно корма, имеет обслуживающее значение.

Сельскохозяйственные угодья занимают 77 % территории Великобритании. Из них около 30 % - это пастбища, а более 60 % - пашня; примерно 1 / 3 ее занята кормовыми травами и столько же - зерновыми культурами (пшеница, ячмень, овес).

В структуре сельского хозяйства Франции соотношение растениеводства и животноводства примерно равное, и оно характеризуется большим разнообразием отраслей. В растениеводстве ведущим является зерновое хозяйство. Пшеницу выращивают на Северо-Французской и Аквитанской низменностях, кукурузу - в югозападных районах, рис - в дельте Роны. Повсеместно размещены посевы ячменя, картофеля. Основной район производства сахарной свеклы, по которому Франция - мировой лидер, - Северо-Французская низменность; здесь же размещается и большинство сахарных заводов. Повсеместно развито овощеводство и плодоводство.

Франции принадлежит 2-е место в мире по производству винограда. Главный район виноградарства - Лангедок. Основная часть урожая используется в виноделии: марочные вина производятся в районе Бордо, в Шампани, долине реки Луары.

Главная отрасль животноводства - разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления. Развиты свиноводство и коневодство.

Транспортные системы стран имеют существенные различия. Островное положение Великобритании обусловило ведущую роль морского (90% всех грузоперевозок) и авиационного транспорта. Перевозки грузов и пассажиров внутри страны преимущественно осуществляет автомобильный транспорт, а железнодорожный - обеспечивает лишь незначительную их часть. Однако роль железнодорожного транспорта существенно возросла после строительства Евротоннеля, соединившего Великобританию с французским побережьем материка.

Коммерческое движение поездов по тоннелю под Ла-Маншем началось в 1994 г. Три ствола тоннеля проложены на глубине от 25 до 40 м, длина каждого составляет около 50 км (из них 37 км - под водой). По двум стволам идут поезда, третий является служебным (рис. 84).

Рис. 84. Евротоннель

Транспортная система Франции - одна из наиболее развитых и сбалансированных в мире. Во внутренних пассажиро- и грузоперевозках лидируют автомобильный и железнодорожный транспорт. Большие объемы импорта нефти и газа обусловили развитие разветвленной системы трубопроводов. Морской и авиатранспорт обслуживают преимущественно внешние связи.

Туризм. Своеобразие природы и историко-культурные достопримечательности привлекают в обе страны туристов (рис. 85). Франция - мировой лидер в туристической отрасли. Ежегодно страну посещает до 60 млн иностранных туристов, направляющихся на Французское Средиземноморье, Французские Альпы и в Париж - крупнейший центр не только иностранного, но и внутреннего туризма. В Великобритании большинство иностранных туристов стремится в Лондон и богатую природными и историческими памятниками Шотландию.

Рис. 85. Туристические объекты Франции и Великобритании: 1 - замок Шамбор;

2 - Тауэрский мост

Рис. 86. Лазурный Берег

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

1. Сравните по карте ЭГП Германии и Великобритании. В чем заключаются выгоды ЭГП Великобритании?

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Они кратчайшими путями из стран Западной Европы до Центральной. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

2. Какие факторы способствовали развитию экономики страны? Для ответа привлеките знания по географии, истории.

Великобритания - островное государство. Узловое положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли, проходящих через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, обеспечивает широкие связи с регионами мира.

Мягкая зима и нежаркое лето, значительное количество осадков позволяют выращивать все культуры умеренного пояса, хотя почвы не отличаются высоким плодородием.

Минеральные ресурсы Великобритании разнообразны (уголь, металлические руды и др.), но длительная их эксплуатация привела к исчерпанию или обеднению многих из них. «Подарком» для страны стали открытые месторождения нефти и газа в Северном море, благодаря которым Великобритания (наряду с Норвегией) превратилась в крупнейшего производителя и экспортера нефти и газа среди европейских стран.

До конца XIX в. эта страна являлась самой могущественной империей мира, родиной капитализма и наиболее ранней промышленной революции.

3. Выберите верные утверждения:

1) В Великобритании 9/10 грузооборота приходится на морской флот.

2) В структуре сельского хозяйства Великобритании преобладает растениеводство.

3) Для страны характерен низкий естественный прирост населения.

4) 90% жителей Великобритании живут в городах.

4. Чем обусловлено старение населения страны?

Старение населения страны обусловлено низкой рождаемостью.

5. Дайте характеристику одной из отраслей промышленности Великобритании (на выбор) по плану, приведенному на с. 119-120.

В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения. Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга). Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Известна Великобритания и своим судостроением. Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

6. Какова структура сельского хозяйства? Чем она обусловлена?

Сельское хозяйство страны - высокотоварное, специализированное, капиталистическое. Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в структуре ВВП (1991 г.) - 1,8%. В сельском хозяйстве занято 2% населения. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 19 млн. га. Практически вся земля обрабатывается фермерами. Площадь земель, занимаемых одной фермой, примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га. Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Животноводческая продукция дает 70% стоимости сельскохозяйственной продукции. Животноводческие районы - горные районы Уэльса, Северной Англии и Шотландии. Основная часть пахотных земель расположена в восточной части острова Великобритания, где выпадает сравнительно немного осадков, низменные и плодородные почвы. Из зерновых культур сеют овес, ячмень и пшеницу. Увеличились площади под кукурузой, Традиционная культура - картофель - распространена повсеместно. На корм скоту выращивают также кормовую свеклу и капусту. Огороды, сады и парники занимают 1,5% сельскохозяйственных земель и дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Важная отрасль растениеводства - разведение цветов - бледно-желтых нарциссов, «голландских» тюльпанов, гиацинтов и др. Рыболовство играет большую роль в экономике страны. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье, недалеко от которого в Северном море находится отмель Доггер-Банка, где вылавливают около 2 млн. тонн рыбы в год. Рыболовецкий флот состоит из 11 тыс. судов.