Колыбелью современной европейской цивилизации справедливо считается Древняя Греция. Это государство оказало заметное влияние на развитие многих сфер человеческой жизни - науки, медицины, политики, искусства и философии. Некоторые памятники Древней Греции сохранились до наших дней. Именно о них, а также об истории некогда великой державы пойдет речь в данной статье.

Древняя Греция и её историческое значение

Под Древней Грецией историки понимают совокупность цивилизаций, которая просуществовала около 3000 лет: с третьего тысячелетия до нашей эры до I века нашей эры. Само же понятие "Древняя Греция" на территории современного государства не употребляется. В этой стране данное цивилизационное образование именуют Элладой, а его жителей - эллинами.

Описание Древней Греции следует начать с её значения и роли в историческом развитии всей западной цивилизации. Так, историки справедливо считают, что именно в Древней Греции был заложен фундамент европейской демократии, философии, архитектуры и искусства. Древнегреческое государство было завоевано Римом, однако вместе с этим Римская империя позаимствовала и основные черты древнегреческой культуры.

Настоящие подвиги Древней Греции - это не всемирно известные прекрасные мифы, а открытия в науке и культуре, философии и поэзии, медицине и архитектуре. Стоит отметить, что географически территория Древней Греции не совпадает с границами современного государства. Под данным термином историки часто подразумевают просторы других стран и регионов: Турции, Кипра, Крыма и даже Кавказа. Памятники Древней Греции сохранились на всех этих территориях. Кроме того, древнегреческие поселения (колонии) в свое время были разбросаны по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей.

География и карта Древней Греции

Эллада не была единым, монолитным государственным образованием. На её фундаменте сформировался не один десяток отдельных городов-государств (самые известные из них - Афины, Спарта, Пирей, Самос, Коринф). Все государства Древней Греции представляли собой так называемые "полисы" (иными словами, города), с прилегающими к ним угодьями. В каждом из них действовали свои законы.

Центральным ядром Древней Эллады является вернее, его южная часть, западная оконечность Малой Азии, а также множество расположенных в этом регионе островов. Древняя Греция состояла из трех частей: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес. На севере государство граничило с Македонией и Иллирией.

Древней Греции представлена ниже.

Города в Древней Греции (полисы)

Как выглядели города в Древней Греции?

Нельзя говорить, что они имели шикарный и роскошный вид, как это часто любят иллюстрировать на картинках. На самом деле - это миф. Шикарно и помпезно в древнегреческих полисах выглядели лишь главные общественные постройки, а вот дома обычных граждан были весьма скромными.

Жилища людей были лишены какого-либо комфорта. Историки предполагают, что даже спали на улице, под портиками. Сеть городских улиц была небрежной и непродуманной: на большую часть из них и вовсе не попадали солнечные лучи.

Хуже всего дела обстояли в Афинах, о которых многие путешественники того времени отзывались с презрением. Тем не менее комфорт со временем проникал и в жилища простых греков. Так, настоящую революцию в градостроении и планировании улиц в то время произвел архитектор Гипподам Милетский. Именно он первым обратил внимание на расположение домов в городе и старался строить их в одну линию.

Архитектурные достопримечательности Древней Греции

Теперь стоит остановиться на еще одном важном вопросе: что оставила нам Древняя Эллада, если говорить о материальных памятниках?

Достопримечательности Древней Греции - храмы, амфитеатры, остатки общественных сооружений - сохранились во многих странах Европы. Но больше всего их, конечно же, именно на территории современного одноименного государства.

Важнейшими памятниками античной материальной культуры являются древнегреческие храмы. В Элладе они строились повсеместно, ведь считалось, что в них обитают сами боги. Эти всемирно известные достопримечательности Древней Греции заметно выделяются на фоне остальных архитектурных памятников Древней Эллады - остатков греческих акрополей и прочих древних руин.

Парфенон

Пожалуй, самым известным памятником древнегреческой архитектуры является храм Парфенон. Он был сооружен в 432 году до нашей эры в Афинах, и сегодня является самым узнаваемым туристическим символом современной Греции. Известно, что строительством этого величественного дорического храма руководили архитекторы Калликрат и Иктин, а сооружен он был в честь богини Афины - покровительницы Афинского акрополя.

До нашего времени довольно неплохо сохранилась центральная часть Парфенона с пятьюдесятью колоннами. В центре храма можно увидеть копию скульптуры Афины, выполненную в свое время из слоновой кости и золота Фидием - известнейшим древнегреческим художником и скульптором.

Фриз центрального фасада здания щедро украшен различными изображениями, а фронтоны храма - чудесными скульптурными композициями.

Храм Геры

Самым древним по возрасту храмом Древней Греции является храм богини Геры. Эксперты утверждают, что он был построен еще в шестом веке до нашей эры. К сожалению, сооружение сохранилось не столь хорошо, как Парфенон: в начале четвертого столетия оно сильно пострадало от землетрясения.

Храм Геры находится в Олимпии. Согласно легенде, его подарили олимпийцам жители Элиды. Фундамент, ступени, а также несколько сохранившихся колонн - это все, что осталось от грандиозного сооружения на сегодняшний день. Можно лишь представлять, как он выглядел в те древние времена.

В свое время храм Геры украшала статуя Гермеса. Сегодня скульптура хранится в археологическом музее Олимпии. Известно, что древние римляне использовали в качестве святилища. Сегодня же это место славится в первую очередь тем, что здесь зажигают олимпийский огонь в канун очередной олимпиады.

Храм Посейдона

Храм Посейдона, вернее его остатки, расположены на Он был построен в 455 году до нашей эры. До наших дней сохранилось лишь 15 колонн, но и они красноречиво говорят о величественности этого сооружения. Ученые установили, что на месте этого храма, еще задолго до начала строительства, уже существовали другие культовые сооружения. Ориентировочно их датируют VII веком до нашей эры.

Всем хорошо известно, что бог Посейдон в древнегреческой мифологии - это повелитель морей и океанов. Поэтому совсем не случайно древними греками было выбрано место для сооружения этого храма: на отвесном берегу Эгейского моря. К слову, именно на этом месте царь Эгей бросился с обрывистой скалы, когда увидел вдалеке судно своего отпрыска Тесея с черным парусом.

В заключение...

Это настоящий феномен в истории европейской цивилизации, оказавший огромное влияние на развитие европейской культуры, науки, искусства и архитектуры. Достопримечательности Древней Греции - это многочисленные величественные храмы, остатки акрополей и живописные развалины, которые в большом количестве сохранились до наших дней. Сегодня они привлекают к себе огромное количество туристов со всего мира.

Памятники архитектуры древней Греции – часть всемирного наследия человечества, достопримечательности, которые привлекают внимание туристов. Развалины древних храмов разбросаны по всей территории Пелопоннеса и островов Эгейского моря.

К сожалению, время мало щадило религиозные постройки. Древние храмы сами по себе утонченны и ажурны, в Греции часты землетрясения, и местные Геростраты пытались искать себе славы поджигательством. Пришедшее на смену язычеству христианство не очень заботилось о памяти языческих предков. Не очень способствовало сбережению наследия античности и мусульманское владычество на территории современной Греции.

Только после освободительных войн начала XIX и начала XX века Греция заняли территорию, отдаленно близкую к древним границам. Внимание на архитектурное наследие древности было обращено только со второй четверти XIX века. Начинается изучение, раскопки, реставрация и консервация памятников.

Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры.

Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. В основном, памятники Древней Греции – живописные руина.

О большинстве храмов мы знаем только по упоминаниям античных историков и скудным результатам раскопок.
Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями. Они посвящались богам, а представления на сцене была богослужениями.

Византийская цивилизация оставила в Греции памятники фортификации – древняя крепость в Фессалониках, крепость Мистра, Венецианская крепость Метони и религиозные – храм Богородицы Экатондапилиани (IV в) на острове Парос, храм Димитрия в Арте (IX в), храм Панагии в Фессалониках (1028 г), Капникерия в Афинах (XI в), Храм св.Софии на скале над самым морем в Монемвасии. Можно полюбоваться росписями XIV века в монастыре Христа Спасителя в Веррии.

Можно увидеть и современные постройки: собор св. апостола Андрея в Патрах строился с 1908 по 1974 г., собор Нектария Эгинского на о.Эгин 1994 г. Все они – достойные продолжатели величественной Древнегреческой архитектуры.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Отдых в Греции. Автостопом по Греции: реально ли?

    Автостопом по Греции– это очень интересный способ путешествия. Возможность повидать новые страны с минимумом затрат и вещей позволит получить новые впечатления, познакомиться с интересными людьми, увидеть жизнь во всей ее многогранности.

    Вслед за аргонавтами

    Слава греческих мореходов восходит к древним временам, когда герои ахейских племен еще могли общаться с богами. Современному человеку трудно понять мотивы и вообразить непостижимую храбрость моряков, по сути бросающих вызов богам, отправляющимся без инструментов, современных средств навигации и карт на хрупких судах в неизвестность. Ветры, будившие водную стихию, скалы и рифы, мели и течения грозили гибелью, требовали отдачи всех физических и психических сил. В уставшем и обессиленном сознании людей водная пустыня рождала образы мифических существ и явлений. В условиях такой жизни и родился миф о мореплавателях-аргонавтах.

    Гражданская война в Греции

    Греческие гостиницы

    Демокрит

    Демокрит Абдерский является одним из великих философов античности, именно он одним из первых положил начало материалистической философии и атомистике (направление натурфилософии). Демокрит родился около 460-го года в городе Абдеры(Авдыра), который располагался во Фракии.

Греция известна своей природной красотой и увлекательной историей. Достопримечательности Греции и древние археологические памятники, бесчисленные острова, песчаные пляжи и мягкий средиземноморский климат делают ее одним из главных туристических направлений Европы.

Что посмотреть в Греции

Туры в Грецию

Приведены цены туров на 2 человек на 7 ночей с вылетом из Москвы

До основных знаковых мест вы можете добраться самостоятельно, но лучше все же поехать на экскурсию в Греции - цены очень разумные, обычно около 20-25 евро за человека. Фото достопримечательностей Греции - главная тема фотоотчетов туристов.

Акрополь, Афины

Акрополь - символ Афин и Греции, да и вообще всей западной цивилизации. Он возвышается в сердце современной столицы, его венчают три великолепных храма, датируемых V веком до нашей эры. Самым известным и наиболее характерным является Парфенон, первоначально составленный из 58 колонн, поддерживающих крышу и украшенных нарядными фронтонами и фризом. Здесь проходит так называемый археологический Променад - дорожка длиной 2,5 км, которая огибает подножие Акрополя и соединяет его с городом, а также другими основными древними достопримечательностями Афин - Древней Агорой, Римским форумом, Керамейкосом, и Храмом Зевса Олимпийского.

Как добраться. Удобнее всего приехать к Акрополю на метро. Ближайшие станции: Акрополи, площадь Синтагма или Тиссио. В метро есть указатели, по которым вы выйдете к археологической зоне. Будьте внимательны: понедельник - выходной день. Часы работы - с 8:00 до 20:00. Зимой действует 50% скидка на билет (10 евро вместо 20). Не забудьте солнцезащитные средства и удобную обувь - все-таки это довольно большое и высоко расположенное место, залитое солнцем.

Монастыри Метеоры, Фессалия

Монастыри Метеоры - одна из самых необычных достопримечательностей, которую просто необходимо увидеть в Греции - это горный массив Пинд на равнине Фессалии, где на гладких каменных скалах в виде огромных причудливых столбов разместились многовековые монастыри Метеоры («Парящие в воздухе»). Внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в настоящее время шесть из них открыты для публики. Нужно подняться несколько пролетов каменных ступеней, высеченных в скале, чтобы достичь каждого монастыря. Внутри вы найдете мерцание свечей, старинные иконы и византийские фрески. Часы работы монастырей могут меняться: чтобы посетить все шесть монастырей, нужно потратить как минимум пару дней. Ближайший город к Метеорам - Каламбака.

Как добраться. Удобнее всего отправляться на экскурсию к монастырям Метеоры на автомобиле. Если вы не планируете брать машину в прокат, то до Каламбаки можно доехать на поезде или на автобусе. Далее от Каламбаки можно взять такси до любого из монастырей или добраться на местном автобусе до Кастраки, а откуда уже пойти пешком.

Дельфы, Фокида

Дельфы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенное на нижних склонах горы Парнас, с видом на Коринфский залив, это место было священным для древних, которые приходили сюда, чтобы поклониться Аполлону (покровителю света, пророчеств, музыки и целительства) и попросить советы у Оракула. Дельфы состоят из осыпающихся руин многочисленных храмов, театра и стадиона, датируемого между VIII в. до н. э. и II в. н. э. Неподалеку находится археологический музей, хранящий внушительную коллекцию уникальных находок.

Как добраться. Дельфы находятся в 180 километрах к северо-западу от Афин. Удобнее всего ехать на автобусе с автовокзала. Билет стоит около 14-16 евро, автобусы курсируют по расписанию. Билеты в музей и на раскопки стоят 12 евро, зимой действует скидка 50%. Часы работы: с 8:30 до 15:00.

Остров Миконос

Миконос прославился как самый гламурный среди греческих островов и одна из лучших туристических достопримечательностей в Греции. Город Миконос (Хора) - это потрясающе живописный кикладский город с лабиринтами из маленьких улочек и белоснежных домов. Он также известен своими песчаными пляжами и разнообразной активной ночной жизнью, о чем свидетельствует огромное количество баров и ночных клубов. Остров особенно популярен среди мировых знаменитостей.

Как добраться. Миконос связан с сушей с помощью паромов и катамаранов до Афин (порты Пирей и Рафина). Средняя цена на паром из Афин до Миконоса - 160 евро в одну сторону. Летом цена может подняться до 220 евро. Время в пути - 4,5 часа.

Остров Санторини

Как добраться. В Санторини есть аэропорт, который находится в 6 км от города Фира. Также архипелаг можно посетить, приехав по воде - паром от Афин обойдется примерно в 60 евро, время в пути - 4 часа. Иногда дорога самолетом обходится даже дешевле парома - 40 евро за полчаса пути.

Кносский дворец, Крит

Как добраться. На Крите два аэропорта - Международный аэропорт Ханья имени Иоанниса Даскалоянниса и Международный аэропорт Ираклион «Никос Казандзакис». Рейсы из России чаще всего прилетают в Ираклион.

Пляж Навайо, Закинф

Самая известная достопримечательность , его визитная карточка - пляж Навайо, «Кораблекрушение». Он находится на северо-западе острова, в бухте Контрабандистов. В 1980 году преследуемые полицией контрабандисты посадили на мель свое судно «Панайотис» и сбежали. Штормом корабль выбросило на берег, где он ржавеет до сих пор. Добраться до пляжа можно только на катере - он по расписанию привозит и увозит туристов. Пляж окружен отвесными белоснежными скалами. На вершину ведет длинная и крутая лестница, однако подъем того стоит - вид открывается просто изумительный. Отсюда любят прыгать с парашютами бейсджамперы.

Как добраться. На острове Закинф (Закинтос) есть аэропорт. Дважды в день сюда прилетают рейсы из Афин. Вроемя в пути - около 45 минут, цена - около 65 евро. По воде до острова можно доплыть на пароме из порта Киллини (до него можно доехать из Афин на автобусе или такси). Цена билета - 9 евро, время в пути - около 1,5 часов.

Акрополь, Линдос

В Линдосе находится великолепный акрополь, со смотровой площадки которого открывается чудесный вид на бухту Святого Петра. Акрополь стоит на холме, доехать до вершины которого можно на ослике. Сам городок Линдос состоит из белоснежных зданий, улочки вымощены галькой, украшены фонтанами.

Как добраться. На острове Родос есть международный аэропорт. От аэропорта нужно доехать на такси до автовокзала (он находится в центре города, около порта) и там сесть на автобус до Линдоса. Время в пути - около часа, цена билета - около 5 евро.

Крепость, Родос

В старинном Родосе, который еще называют «городом рыцарей», нужно обязательно осмотреть красивую Родосскую крепость. Главное здание - Дворец Великих Магистров ордена Иоаннитов. Суровые стены с башнями, рвы, просторные залы для пиров - все это стоит вашего внимания.

Как добраться. На острове Родос есть международный аэропорт. Исторический центр города, где находится порт, расположен в шаговой доступности от автобусной станции, до которой можно доехать от аэропорта за несколько минут.

Дворец Великих Магистров ордена Иоаннитов. Родос, Греция.

Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:

1) архаика, или древний период, – примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;

2) классика, или период расцвета, – с 480 по 323 годы до н.э. – год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;

3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины – на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков – прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда – то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание – базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии – священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах – крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.

А – фрагмент Парфенона, б – одежда, в – фрагмент капители Эрехтейона, г – золотой гребень, д – ваза, е – кресло, ж – стол.

Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта – выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм – наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле – был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат.

Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм - легкий, воз­душный, необычайно прекрасный - выделялся своей белизной на синем фоне неба.

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.

Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служи­ло маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед

В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 – метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах – с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской империи Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в христианский храм. Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сделали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости. Во время освободительной войны 1821-1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон.

В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстановление многих других сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман. Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и сравнил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран. Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году/

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света.

Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

,
строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины

,
зодчие Иктин, Калликрат, 447-432 до н.э. Афины

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух – и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд – для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная “архаическая” улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по – своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его “Дорифор”, опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор – сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон – создатель знаменитого “Дискобола”.


Агессандр(?),
120 до н.э.
Лувр, Париж


Агессандр, Полидор, Афинодор, ок.40 до н.э.
Греция, Олимпия

IVв. до н. э.,
Нацональный музей, Неаполь


Поликлет,
440 до н.э.
Нац. музей Рим


ок. 200 до н. э.,
Нац. музей
Неаполь

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии – ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие – либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями – и их немало, – которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон – это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники – либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н. э. Скопас.

Самая большая известная нам его работа – участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма – рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа “Лаокоон”. Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей – они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали – их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства – полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов – покровителей города.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В культовой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Градостроительное завершение площадь получила в эллинистический период портики, обеспечивающие укрытие от солнца и дождя. Стоечно – балочная конструкция этих элементов зданий составляла основной объект конструктивных и художественных разработок древнегреческого зодчества.

Этапы развития древнегреческой архитектуры:

  • XIII – XII вв. до н. э. – Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера
  • VII – VI вв. до н. э. – архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов – полисов)
  • V – IV вв. до н. э. – классический период (греко – персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов)
  • IV в. до н.э. – l в. н.э. – эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии)

1 – храм в антах, 2 – простиль, 3 – амфипростиль, 4 – периптер, 5 – диптер, 6 – псевдодиптер, 7 – толос.

Архитектура Гомеровского периода. Архитектурой этого периода продолжаются крито – микенские традиции. Древнейшие жилые дома, сложенные из кирпича – сырца или бутового камня мегароны, имели закругленную стену, противоположную входу. С введением каркаса, формованного кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились прямоугольными в плане.

Архитектура архаического периода. С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная композиция святилищ учитывала сложные условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, которые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжественными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуального восприятия участниками шествий.

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинистических областях. По – прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны.

Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохранила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.

Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса – бога Солнца и покровителя острова – с зажженным факелом, умазывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».

Александрия – столица эллинистического Египта, части основанной Александром Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь организуется крупнейший научный центр – Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми сооружениями, удобными бухтами.

На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н.э. был сооружен маяк в виде высокой многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150 – 180 м.

В эпоху эллинизма греческая культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Павсаний. Описание Эллады, I-II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I-III, М., 1961 -1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.-Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.