Сочинение

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших «гражданский сан» самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

«Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

«Какое время наступило», - с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

«Громи пороки смело», - призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения - идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

В годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

«Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:


Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он...
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество - это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

Н иколай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

«Всё, что, жизнь мою, опутав с детских лет, проклятьем на меня легло неотразимым…»

Николай Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью посессионера из Херсонской губернии. Родители были против брака красивой и образованной девушки с небогатым на тот момент военным, поэтому молодые обвенчались в 1817 году без их благословения.

Впрочем, семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге, которую называл «затворницей». Тягостная атмосфера, царившая в семье, оказала влияние на творчество Некрасова: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей. Федор Достоевский говорил: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь» .

Константин Маковский. Портрет Николая Некрасова. 1856. Государственная Третьяковская галерея

Николай Ге. Портрет Николая Некрасова. 1872. Государственный Русский музей

Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца - селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову.

Дела в родовом имении были сильно запущены, дошло даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Первые годы в Петербурге

В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились - в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург , где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу.

В Петербурге юный Некрасов через своего товарища по гимназии познакомился с несколькими студентами, после чего понял, что образование интересовало его больше, чем военное дело. Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без финансовой помощи. Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог оплачивать ее и оказался на улице, а затем попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка - писал за небольшую плату прошения и жалобы.

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н.Н.

Книга «Мечты и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой отзывался о начинающем поэте весьма благосклонно, а Виссарион Белинский назвал его стихи «вышедшими из души». Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности. Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: создал водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и «Феоктист Онуфриевич Боб», повесть «Макар Осипович Случайный» и другие произведения.

Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»

Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов и Иван Панаев. Карикатура Николая Степанова, «Иллюстрированный альманах». 1848. Фотография: vm.ru

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .

Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров , Иван Тургенев , Александр Герцен , Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин . Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» - сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский , Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой . Приложение впервые вышло в январе 1859 года, а последний его номер был выпущен в апреле 1863-го, через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, закрылся и сам журнал «Современник».«Кому на Руси жить хорошо» .

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права - примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования - «Пир на весь мир» - к открытому финалу.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы только три фрагмента поэмы - первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти автора, да и то с существенными цензурными сокращениями.

Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.

Фото 1870-1878
Везенверг

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в тихом городке Немиров, что в Подольской губернии Российской империи (сейчас город Немиров Винницкой области Украины).
Детские года Николай Алексеевич провел в деревне Грешневе, где было расположено родовое отцовское имение.
Его отец - Алексей Сергеевич - мелкопоместный дворянин. Грубый, строгий, деспотичный человек, который своим чрезмерно волевым характером мог угнетать не только рабочих в своем подчинении, но и всех членов соей семьи. А вот мать Некрасова - наоборот, была чуткой и нежной женщиной. Именно стала самым первым его учителем. Она - Елена Андреевна Закревская - образованная женщина, которая и смогла сделать любовь к писательству, красоте и поэзии занятием всей его дальнейшей жизни.
1832 год стал началом образования для Николая – он поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до 1839 года. После гимназии, Николай безуспешно пытался стать студентов Петербургского университета, и после нескольких неудачных попыток, в том же 1839 году стал вольнослушателем. Провал с поступлением в университет полностью лишил Некрасова от отцовской поддержки, и Николай решил вести полу бездомную жизнь в столице.
Карьера Некрасова Николая Алексеевича как поэта началась в 1838 году. Именно этот год принято считать годом, когда вышло в свет его первый поэтическое дитя. Через два года была новая публикация сборника «Мечты и звуки», которую Некрасов в скором времени сам и уничтожил из-за критики В.Г. Белинского.
Пережив перелом после сожжения поэзии, Некрасов пообещал, «не умереть за чердаком» и начал активную литературную и журнальную деятельность. Его произведения стали наполняться социальными идеями, он стал заметным соратником Белинского. Самым успешным из всех изданий был альманах «Петербургский Сборник», который вышел в 1846 году.
С 1847, и вплоть до 1866 года, Некрасов работал одним из редакторов и издателей журнала «Современник». Это был очаг революционной демократии.
А с 1840 года Николай сотрудничал с журналом «Отечественные записки». Именно этот журнал стал основой его деятельности и дальнейшей карьерой.
Личная жизнь поэта была такой же разнообразной. Николай Некрасов успел побывать с деревенской девушкой по имени Фекла, француженкой Селиной, и хозяйкой литературного круга Авдотьей.
Самая красивая женщина со всего Петербурга – Авдотья Панаева пользовалась огромной популярностью среди мужского населения, и Николаю пришлось потрудиться, чтобы она обратила на него внимание. Ему удалось – они начали совместную жизнь, пытались воспитать сына, но, после его ранней смерти роман Авдотьи и Николая резко заканчивается. Николай уезжает в Париж с Селиной, с которой они были знакомы с его 42-х летнего возраста. Их роман был любовью на расстоянии, однако верность Николай хранить не стал, и ушел к русской женщине Фекле.
Некрасов за всю свою жизнь имел много романов, однако, как оказалось, он был однолюбом, и всю жизнь любил Авдотью.
Некрасов был глубоким поэтом-националистом, поэтому стремился ввести в поэтику всю обширность народного фольклора и языка, он смело и рискованно использовал различные речевые стили и интонации.
В 1875 году Некрасову вынесли страшный диагноз - рак кишечника.
Еще, будучи живым, Некрасов Николай Алексеевич смог заполонить народные песни своими поэмам, а Российские композиторы с удовольствием аккомпанировали ему.
Его рукописные работы ищутся с дореволюционного времени, и по сей день.
Конец столь интересной, активной и наполненной критикой жизни Некрасова Николая Алексеевича приходится на 27 декабря, 1877 года.

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, родился 22 ноября 1821 года в Подольской губернии в семье офицера. Детство поэт проводит в родовом имении в Грешневе, где наблюдает жестокое обращение с крепостными со стороны властного отца, что зарождает в душе мальчика революционные мысли о свободе крестьян.

В 1832 году будущий поэт поступает в Ярославскую гимназию, в 1836 году перебирается в Петербург с целью записаться в дворянский полк. Однако встреча с товарищами, ставшими студентами, меняет планы Некрасова, и он начинает готовиться к вступительным экзаменам в Петербургский университет. Увы, экзамен он не выдерживает и записывается вольным слушателем филологического факультета. Лишившись финансовой помощи отца, молодой человек почти все время проводит в поисках работы, терпит страшную нужду. Он попадает в ночлежный приют, где начинает за деньги писать прошения. В этом Некрасов находит источник дохода – дает уроки, пишет статьи в газеты, сочиняет стихи и сказки. В 1840 году он издает сборник поэзии «Мечты и звуки», о которых Белинский отзывается в уничижительной манере. Расстроенный автор скупает и уничтожает почти все экземпляры сборника.

В 1843-1846 Некрасов выпускает несколько стихотворных сборников, его издательское дело идет на лад и в 1846 г. вместе с Панаевым, выкупает журнал «Современник», в котором он издает стихи и романы. Главными деятелями журнала становятся друзья поэта – Чернышевский и Добролюбов. Позже, в 1858 году автор создает к «Современнику» сатирическое приложение – «Свисток». Популярность «Современника» постоянно растет, однако тяжелая социальная ситуация в стране вызывает у правительства необходимость цензуры печатных изданий. Начинается черная полоса для журнала – умирает Добролюбов, Чернышевского ссылают в Сибирь. В 1862 году власть приостанавливает издание журнала на 8 месяцев, в 1866 – окончательно запрещает журнал.

В 1868 году Некрасов арендует журнал «Отечественные записки», работает редактором. В журнале публикуются произведения демократические авторов-народников. Стихотворения последних лет жизни поэта содержат элегические настроения, вызванные потерей друзей и тяжелой болезнью.

Николай Алексеевич Некрасов великий российский поэт, критик, издатель, чьи сострадательные стихи о крестьянской России сделали его героем либеральных и радикальных кругов русской интеллигенции.

Мало у кого из писателей была такая тяжелая и мучительная судьба как у Некрасова. Отец офицер русской армии, отправил сына на службу в Петербург, где Некрасов должен был поступить в один из петербургских полков, куда поступали обычно все дворянские дети. Приехав, в первый же день он познакомился со студентами петербургского университета и решил, что ему гораздо важнее учиться, чем служить. Как только отец узнал об этом, он страшно возмутился и перестал помогать сыну деньгами. Некрасов остался в чужом городе без средств. В университет он так и не поступил не смог сдать экзамены. Именно с этого времени начинаются его мытарства. Из-за отсутствия денег и недоедания, он постоянно болеет.

Позже он начинает зарабатывать на написании различных заявлений для неграмотных крестьян, дает частные уроки и пишет водевили на заказ. Помимо этого он увлекался написанием стихов и решил издать свой первый сборник, стихи в котором были довольно посредственные. Белинский, прочитав этот сборник, написал на него разгромную рецензию. Это сильно подействовало на Некрасова, он решил скупить все свои сборники и сжечь их. Позже Некрасов и Белинский познакомились и даже подружились.

Вскоре Некрасов активно занялся издательской деятельностью, выпустил в свет ряд альманахов, начал издаваться журнал «Современник», открывший много молодых талантов.

Являясь редактором ряда литературных журналов, Некрасов был исключительно успешным и влиятельным человеком. Им было написано множество сатирических произведений, однако главной его работой считается поэма «Кому на Руси жить хорошо».
В начале 1875 года поэт тяжело заболел, он очень плохо себя чувствовал и долго страдал от боли. 27 декабря 1877 года он скончался, оставив свои работы, которые по праву считаются достоянием российской культуры.

Биография Николая Алексеевича Некрасова

Яркий русский поэтический талант Николай Алексеевич Некрасов появился на свет в ноябре 1821 года. Немиров стал его родным городом. Отец поэта, дворянин и офицер, служил в ту пору в Подольской губернии. После завершения службы отца семейство переехало в свое имение на Ярославщине. Там в селе Грешнево поселилась огромная семья Некрасовых с 14 детьми.

У Николая Некрасова, в отличие от жестокосердного отца, была замечательная мама - Александра Закревская, она обучала своих детей. В 10 лет Николай Некрасов поступил в гимназию города Ярославля, окончил там пять классов, увлекаясь поэзией. Тогда же сочинил первые сатирические стихи.

В 17 лет Некрасов отправился в Петербург. Отец сулил ему военную карьеру. Но юноша ослушался его и попробовал поступить в столичный университет, с первой попытки у него это не получилось. Тогда он слал посещать филологический факультет как вольный слушатель.

Отец перестал поддерживать сына материально. Николаю Некрасову пришлось зарабатывать на хлеб написанием стихов и рассказов для газет и других изданий буквально за гроши, жить впроголодь. В такой непростой период он познакомился с журналистами и литераторами. Журнал «Сын Отечества» опубликовал стихотворение 17-летнего поэта.
Некрасов начал сотрудничать с журналом «Пантеон», он был театральным, работает в одном из отделов «Отечественных записок».

Его познакомили с Белинским, мощно повлиявшим на его мировоззрение. Некрасов стал издателем. Вышли его альманахи «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга», в них, среди других авторов, были произведения известных писателей-демократов. С И. Панаевым поэт стал владельцем журнала «Современник», издавал и редактировал его. Это издание стало органом демократов, в нем публикуются А. Герцен, И. Тургенев и другие, журнал активно влияет на общественную жизнь.

Это период творческого взлета Некрасова. Из-под его пера выходят в свет произведения, прославившие поэта и сделавшие его русским классиком – «Мороз Красный Нос», «Железная дорога», «Крестьянские дети». В 60-е годы XIX столетия российская публика знакомится с новым словом в поэзии, Некрасов пишет стихи гражданского звучания - «Размышления у парадного подъезда», «Поэт и гражданин». Дела в издательстве идут хорошо, Николай Алексеевич купил себе усадьбу Карабиха под Ярославлем, куда с удовольствием ездит охотиться.

Свободолюбивый дух некрасовской поэзии не нравится властям, «Современник» закрывают. Некрасов проявляет талант организатора и открывает новый журнал, который называет «Отечественные записки» и сам редактирует его. Он знакомит читателей с потрясающими поэмами в стихах «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо».

Некрасова сразило тяжелейшее заболевание, когда ему было 54 года, лечение не помогло. Спустя два года, недуг приковывает поэта к постели, он пишет поэтическое завещание «Последние песни». В начале января 1878 года выдающийся поэт покидает этот мир. На его похороны в Петербурге приходят тысячи людей.

Николай Некрасов краткая биография творчество

28 ноября по старому стилю, 10 декабря по новому в 1821 году в городке Немирове появился на свет Николай Некрасов. По происхождению он был помещиком.

Детство будущего писателя прошло в селении Грешнево. Селение сие было родовым. Семья писателя была очень многочисленной. Кроме него, у родителей было еще тринадцать дочерей и сыновей.

Когда Николаю исполнилось одиннадцать лет, то его определили в гимназию, в которой он проучился до пятого класса. Учеба у него шла не очень. Но, как компенсация за неудачи на учебном поприще, у Николая Алексеевича раскрывается литературный талант. Свои первые иронические стихи он записывает в тетрадочку.

Мать поэта умерла рано. Он по всей жизни пронес в душе ее ласковый голос и нежный взгляд.

Отец Николая был очень властным человеком. Он считал, что дети должны слушать его беспрекословно. И когда Николай отказался от военной службы, то батюшка лишил его всякой материальной помощи со своей стороны.

А Николай хотел писать. Тогда он в качестве вольнослушателя покорил словесный факультет Петербургского университета.

Жизнь его в тот период была очень трудна, полна лишений. Будущий писатель голодает, не ест по нескольку дней.

Чтобы не умереть с голоду он учит грамоте за деньги и пишет стишки на заказ. Тем и живет.

Несмотря на трудности в быту, Некрасов испытывает удовольствие от своего творчества и учебы. Он знакомится с замечательным критиком Белинским. Белинский помогает самоутвердиться начинающему литератору.

После завершения учебы они вместе с другом Панаевым становятся совладельцами литературного журнала «Современник». Издание приобретает широкую популярность, но в 1862 году его запрещают власти из-за смелых вольнолюбивых идей его издателей.

У Некрасова мечта – выпустить стихи отдельным изданием. Он собирает средства для этой цели. И вот, наконец, в 1840 году мечта осуществлена. Но, к сожалению, многие стихи признаны неудавшимися, а Жуковский и вовсе предложил некоторые произведения напечатать инкогнито.

Николай Алексеевич тяжело переживает неудачу. И только в 1846 году вышел альманах, который признан и популярен.

Главным мотивом всего творчества Некрасова стало страдание русского человека. Нововведением в его текстах явилось то, что он в числе первых стал использовать простую речь, которая понятна и ясна всем. В этом народность его творчества.

Стоит упомянуть о любви Некрасова.

Жена его друга Панаева Авдотья слыла красивейшей женщиной Петербурга той поры. Некрасову она очень нравилась и приложил он немало усилий, чтобы красавица благосклонно на него взглянула. Их связь была недолгой, но яркой. Расстались они, потому что их новорожденный ребенок скончался.

Стоит упомянуть, что впоследствии Николай познакомился с необразованной деревенской девицей по имени Фёкла. Но Некрасов на свое усмотрение дает ей имя Зинаида и венчается с ней в церкви. Теперь он женат. А любит ли он молодую жену? Кто знает?

1875 год стал трагическим для русского писателя. Он смертельно болен. У него диагностировано сложное заболевание рак кишечника. Последние его дни наполнены болью и страданием. Он пишет стихи и все их посвящает законной жене, которую никогда не любил, но она скрасила его последние дни.

В январе 1878 года Николай Алексеевич скончался и прах его упокоен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

3, 4, 9, 10 класс

Интересные факты и даты из жизни