В конце XIX века на «крыше Европы», в Альпах, стали как грибы после дождя появляться горные железные дороги, многие из которых были по тем временам инженерным чудом. Подземные станции в недрах неприступных вершин, спиральные тоннели и виадуки, поезда, взбирающиеся с уклоном в 40% на километровые высоты, - мы отобрали для вас пять самых необычных исторических железных дорог Швейцарии.

(Всего 73 фото)

1. Уже во второй половине XIX века швейцарцы поняли, что наряду со знаменитыми банками главным конкурентным преимуществом их маленькой страны является умопомрачительная альпийская природа. Однако туристов еще необходимо было как-то привезти в труднодоступные высокогорные районы.

2. В последней четверти столетия технический прогресс наконец-то позволил найти подходящие инженерные решения: к новым роскошным отелям на склонах Эйгера, Маттерхорна или Юнгфрау путешественников и лыжников должна была доставить сначала паровая, а потом электрическая тяга с помощью рельсового транспорта.

Самая высокогорная железная дорога Европы - Юнгфраубан

3. Эйгер, Менх и Юнгфрау - самая знаменитая горная триада Бернского Оберланда, мечта и проклятие многих альпинистов.

4. Еще с 1860-х годов существовали планы строительства железной дороги, которая должна была пройти прямо сквозь толщу первых двух вершин и завершиться на Юнгфрау, высочайшей из них (4158 метров).

5. По разным (в основном финансовым и инженерным) причинам к реализации проекта смогли приступить только спустя три десятилетия. В 1896 году швейцарский предприниматель Адольф Гуйер-Целлер начал строительство 9-километровой линии, бравшей свое начало от уже существовавшей на перевале Кляйне-Шайдег у Эйгера железнодорожной станции.

6. Казалось бы, длина новой дороги не впечатляла, особенно в сравнении с 1000-километровыми высокогорными проектами китайцев. Однако в данном случае имело значение совсем иное: Юнгфраубан возводилась на 100 с лишним лет раньше, с соответствующими технологиями и по частной инициативе. Линии предстояло преодолеть перепад высот без малого в 1500 метров, причем 7 из 9 километров ее длины необходимо было пробить прямо сквозь массив гор Эйгер и Менх.

7. Этот тоннель строили целых 14 лет, с 1898 по 1912 год, первоначально круглосуточно, в три смены. При проведении взрывных работ погибло несколько рабочих, а в 1899-м процесс затормозился после смерти основного инвестора, Адольфа Гуйер-Целлера. Пришлось изменить и первоначальный маршрут дороги.

8. Юнгфраубан должна была завершаться у вершины горы Юнгфрау, но из-за последовавших за кончиной вдохновителя проекта финансовых трудностей, а также сложных геологических условий в предполагаемой конечной точке дорогу довели только до перевала Юнгфрауйох между Менхом и Юнгфрау.

9. Естественно, обычную рельсовую линию строить в данном случае было невозможно. Всего за 9 километров поезд должен был подняться на 1393 метра, с перевала Кляйне-Шайдег (2061 метр над уровнем моря) до Юнгфрауйоха (3454 метра). Для подобных подъемов необходимо было возводить зубчатую железную дорогу.

10. Подобные магистрали оборудуются дополнительным (третьим) зубчатым рельсом, за которые цепляется одно или два столь же зубчатых колеса, установленных уже на подвижном составе. Технология, получившая особенное распространение как раз в Швейцарии, где насчитывается несколько десятков подобных линий, позволяла относительно легко и безопасно преодолевать крутые горные склоны.

11. Для Юнгфраубана была выбрана метровая колея (ширина - 1000 мм), линия изначально была электрифицирована (используется трехфазный ток).

13. Первые два километра она преодолевала по поверхности земли. У подножия горы Эйгер, на фоне ее знаменитой Северной стены, унесшей немало жизней альпинистов, устроена первая станция «Айгерглетчер» («Ледник Эйгер»).

15. Оставшиеся три станции дороги подземные или, точнее, подгорные. Как гномы из эпопеи «Властелин колец», строители Юнгфраубана возвели прямо в толще горы станционные комплексы, причем не простые, а совмещенные с обзорными площадками. Станция «Айгерванд» («Стена Эйгера») расположена посреди той самой Северной стены и была открыта в 1903 году.

17. Поезд по дороге наверх останавливается здесь на пять минут. С пассажирских платформ устроены выходы к смотровым окнам, из которых с высоты 2865 метров открываются фантастические панорамы долины Гриндельвальда. Эти же окна в свое время использовались для спасения альпинистов, вздумавших покорить Северную стену Эйгера, но не рассчитавших свои силы.

19. Общий вид Айгернордванд, где красным выделены выходы со станции «Стена Эйгера».

21. В 1905 году на высоте 3158 метров вновь-таки в глубинах Эйгера, но уже у его юго-восточного склона открылась станция «Айсмеер» («Ледяное море»).

23. Наконец, третья (и ставшая конечной) станция Юнгфрауйох заработала только в 1912 году. Расположившаяся на одноименном перевале между горами Менх и Юнгфрау, она заняла высоту 3454 метра, став, таким образом, самой высокогорной железнодорожной станцией всей части света. Именно поэтому она прозвана «вершиной Европы».

24. Здесь туристы могут выйти на поверхность, где расположено сразу несколько туристических объектов: смотровые площадки с панорамными видами на окрестности, включая самый длинный альпийский ледник Алеч, рестораны, музей, почтовое отделение, ледовый дворец.

26. Юнгфраубан, конечно, прежде всего - это популярнейший туристический объект. Двухвагонные составы ежегодно перевозят более полумиллиона человека.

27. Подъем занимает около часа, билет на «вершину Европы» стоит 60 швейцарских франков (€50).

Самая высокогорная открытая железная дорога Европы - Горнергратбан

28. Юнгфраубан является самой высокогорной железной дорогой Европы, однако семь из девяти ее километров проложены в тоннелях. В Швейцарии в кантоне Вале на сопоставимых высотах существует еще одна, естественно, также зубчатая дорога, но уже практически полностью проложенная на поверхности.

29. Горнергратбан связывает курортный городок Церматт с горой Горнеграт.

30. Ее протяженность также составляет чуть больше девяти километров, но из-за малой длины тоннелей строилась она куда быстрее. Работы начались в 1896 году и продолжались всего около двух лет. Частично двухпутная линия с шириной колеи в 1000 мм соединила существовавшую на высоте 1604 метров железнодорожную станцию в Церматте с горной грядой Горнеграт (3089 метров), где находилась гостиница Kulm.

31. Уже в 1990-е годы на гостиничных башнях была устроена обсерватория с двумя телескопами.

32. На линии, максимальный уклон которой составляет 20%, существует четыре тоннеля (самый длинный - всего 179 метров), два виадука и крытая галерея длиной 770 метров, появившаяся в 1940-е годы на наиболее лавиноопасном участке.

34. На значительном участке Горнегратбана живописный фон для нее составляет гора Маттерхорн, одна из самых знаменитых альпийских вершин.

37. Общий перепад высот на линии составляет 1485 метров, то есть даже больше, чем на Юнгфраубане. Линия Горнегратбан электрифицирована (она вообще стала первой в Швейцарии зубчатой дорогой с электрической тягой), на ней шесть станций (многие из них рядом с гостиницами). Двухвагонные составы способны перевезти около 2,5 тыс. пассажиров в час.

39. Еще одним интересным объектом на этой дороге является Риффельальптрам. По сути, это коротенькая (всего 675 метров) трамвайная линия, которая в летнее время перевозит постояльцев гостиницы Riffelalp Grand Hotel от станции Риффельальп прямо к отелю.

40. На этом снимке справа Горнегратбан, слева заметны пути Риффельальптрама.

41. Обслуживают одноколейную ветку (ширина колеи - 800 мм) всего два открытых вагончика, работающих от аккумуляторов и построенных еще в 1899 году.

42. Несмотря на общий несколько игрушечный вид Риффельальптрама, он считается самой высокогорной трамвайной линией в Европе: средняя высота над уровнем моря составляет 2210 метров.

Самая крутая железная дорога в мире - Пилатусбан

43. У железных дорог Юнгфрау и Горнерграт максимальный уклон составляет 25 и 20% соответственно. Это, конечно, далеко не рекордные цифры, которых позволяет добиться зубчатая передача. В 1889 году в кантоне Обвальден, в Центральной Швейцарии, открылась линия, связавшая городок Альпнахштад с одной из вершин горного массива Пилатус над озером Люцерн.

45. Средний уклон Пилатусбана составляет 35%, а максимальный - 48% (!). Для обеспечения подобного крутого подъема не годилась даже обычная зубчатая передача, когда рельс с колесом имели вертикальное соединение.

46. Инженер Эдуард Лохер предложил элегантное решение: удвоить систему (два рельса и два колеса) и развернуть ее горизонтально.

47. Такое решение не только позволило ликвидировать угрозу соскакивания колеса с рельса, но и обеспечило устойчивость вагонов во время сильных ветров, частых в этом районе.

49. Протяженность линии с шириной колеи 800 мм - всего 4,6 километра. За полчаса один из десяти вагонов вместимостью 40 человек каждый преодолевает высоту в 1629 метров.

50. В конце устроены несколько тоннелей. Первоначально для движения использовалась паровая тяга, с 1937 года линия была электрифицирована.

Паровозная линия Фурка-Бергштреке

51. В отличие от Пилатусбана, уже давным-давно электрифицированного, зубчатая железная дорога, соединившая городки Реалп и Обервальд на юге Швейцарии, до сих пор использует паровозную тягу.

52. Линия в своей высшей точке пересекает перевал Фурка на высоте 2160 метров и имеет максимальный уклон 12%.

53. Еще в 1981 году этот 18-километровый участок дороги Фурка - Оберальпбан после открытия тоннеля под перевалом Фурка был закрыт и заброшен, но уже спустя 11 лет исключительно благодаря инициативе энтузиастов и их пожертвованиям заработал вновь.

54. Линия и сейчас функционирует исключительно благодаря частным инвестициями.

55. Фактически это туристический аттракцион, участники которого имеют возможность проехать по второму по высоте железнодорожному перевалу Европы, насладиться по дороге альпийскими пейзажами и сделать это с помощью горячего лампового яростно дымящего паровоза.

Ретийская железная дорога - самая высокогорная традиционная железнодорожная линия в Европе

56. Есть в Швейцарии и выдающиеся во всех отношениях обычные железные дороги, которым для функционирования уже не требуется дополнительная зубчатая передача. Уклоны здесь не так велики, зато протяженность их гораздо выше, и, кроме туристической, они выполняют и обычную транспортную функцию.

58. В 2008 году Альбула и Бернина, две линии Ретийской железной дороги, крупной узкоколейной сети в юго-восточном кантоне Граубюнден, попали в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

60. До 1890-х годов железные дороги на юго-востоке Швейцарии практически отсутствовали. Только в 1898-1904 годах была открыта линия Альбула (67 км), а в 1910 году - ее продолжение Бернина (61 км), связавшие «большую Швейцарию» с итальянским городком Тирано через горный курорт Санкт-Моритц.

61. Этот проект вдохнул принципиально новую жизнь в кантон Граубюнден, позволив ему стать одним из главных туристических центров страны.

62. Начинаясь в деревне Тузис на высоте 697 метров над уровнем моря, дорога забирается на перевал Бернина (2253 метра), после чего вновь спускается к итальянской границе и в городке Тирано заканчивается на отметке в 429 метров. Уклон при этом не превышает 7%, что позволило отказаться от использования зубчатой передачи. В плане устройства движения линии Альбула и Бернина вполне традиционные, разве что узкоколейные (ширина - 1000 мм). Лишь в некоторых населенных пунктах они проходят просто по городским улицам, напоминая, скорее, трамвай.

64. Среди выдающихся инженерных сооружений выделяется виадук Ландвассер, шестиарочный изогнутый мост, одним своим концом упирающийся в тоннель. Это настоящий символ линии Альбула.67. С середины 1980-х годов и в особенности после включения линий в список ВКН ЮНЕСКО линии Альбула и Бернина стали особенно популярны среди туристов. По дорогам ездит сразу несколько поездов с вагонами, имеющими панорамное остекление. Например, Bernina Express всего за 4 часа преодолевает 127 километров между Куром и Тирано, сначала поднимаясь на 1700 метров, а потом спускаясь на 1800.70. Построенные более века назад, они до сих пор представляют собой выдающееся торжество человеческого гения, единство захватывающей дух природы и инженерного чуда.

Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге или рельсовыми фуникулерами. Я не буду рассказывать про федеральные железные дороги, так как в поездке пользоваться ими мне не пришлось, а вот самые интересные локальные железнодорожные маршруты мы использовали.

1. Знакомство с железнодорожной инфраструктурой началось с узкоколейной железной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, а точнее с ее участком на тоннеле Фурка на высоте 1,564 м над уровнем моря, длинной 15.34 км. Особенность этого участка состоит в том, что специальные платформы перевозят автомобили, причем с пассажирами.

2. Покупаете билет, заезжаете на платформу и через 25 минут вы с другой стороны перевала. Быстро, удобно, безопасно. Выходить из машины во время движения запрещено!

3. А теперь самая крутая железная дорога в мире Pilatusbahn с максимальным градиентом 48% и средним градиентом 35%. Линия проходит от озера Люцерн, до конечной остановки вблизи вершины Pilatus на высоте 2 073 м. Первый паровоз поднял пассажиров 4 июня 1889, а 15 мая 1937 года на маршруте появились поезда на электрической тяге.

4. Подъем и спуск по маршруту Alpnachstad - Pilatus Kulm и обратно стоит 72 швейцарских франка, причем спуститься можно и в город Kriens используя фуникулер. Поездка с собачкой дополнительно обойдется вам в 14 франков.

5. В наших планах ночевка на высоте 2132 метра, поэтому наши "чумоданы" загружают в неиспользуемую заднюю кабину машиниста.

6. Поехали! Виды из окна покажу в другом репортаже, а сейчас только транспортные фото.

7. Дорога одноколейная, посредине маршрута место для разъезда со встречными поездами.

8. Вагон Pilatusbahn на подъезде к вершине.

9. Вокзал, он же Hotel Bellevue, он же ресторан для туристов. Само собой, все эти заведения находятся на разных этажах:).

10. Наш следующий маршрут начинается в коммуне Лаутербруннен, кантоне Берн. Поезд зубчатой железной дороги Wengernalpbahn открытой в 1893 году доставит нас в деревню Венген, чтобы оттуда мы совершим поездку по высочайшей железной дороге в Европе Jungfraubahn.

11. На фотографиях не видно, но уже темно, льет мелкий дождь, из окна поезда вообще ничего не было видно. Поэтому я еще вернусь к этой дороге позже, после поездки по Jungfraubahn.

12. "Ретро-поезда" тоже еще работают, но мы поедем вот на этом, который справа.

13. Чистые и современные поезда Wengernalpbahn.

14. Поезд на промежуточной станции Eismeer железной дороги Jungfraubahn. Стоянка поезда 5 минут, поэтому можно выйти и полюбоваться вечными льдами и величием скал. Интересно, что Гайер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, после чего разрешение было выдано.

15. Перепад высот 1400 метров, протяженность 9 км. Для любителей поблевать есть пакетики.

16. И снова Wengernalpbahn.

17. Билетик недорой, в пределах 5 франков, поездами пользуются не только туристы, но и местные жители.

18. Виды завораживают.

20. Встречаем ретро-поезд, который ходит 2 раза в день.

21. Красиво?

22. И вот, мы снова на вокзале Lauterbrunnen.

23. Поезд зубчатой железной дороги Berner Oberland Bahn.

24. Ну, и на последок железная дорога Montreux Vevey Riviera (MVR).

25. Особенность дороги в том, что поезд нужно останавливать с помощью кнопки на специальной колонке. Если этого не сделать, то он проходит мимо. Такая же кнопка есть и в вагоне.

26. Не могу сказать стоимость билетика на этот поезд, так как все отели в большинстве городов Швейцарии выдают гостям транспортные карты, в которые входит и проезд на городских электричках и фуникулерах. А в кантоне Женева даже и экспресс в аэропорт.

27. Часть вагона выделена под пассажиров первого класса.

28. Поднявшись на фуникулере Territet - Glion видим поезда железной дороги Montreux-Glion-Rochers de Naye (MGN). Прикольно, сзади поезда еще тележка для грузов.

29. И вот такой необычный девайс.

30. Поезд Швейцарских федеральных железных дорог SBB-CFF-FFS на вокзале в Vevey.

31. Кстати, на участках железных дорог мне попадались ну ооочень старые рельсы. Вот такой железнодорожный репортаж. Будет еще много интересного из Швейцарии, следите!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

«Ты такая красивая!» - такое парни говорят своим девушкам. Те смущенно улыбаются. Или звонко смеются, как я, к примеру. Так вот, хочу сказать, что железная дорога Швейцарии красивая! Наверное, вы решите, что это не совсем подходящий эпитет к описанию поездов и рельсов. Ах, если бы вы понаблюдали за прекрасными панорамами гор, лугов и водопадов открывающимися из окошка поезда, вы бы согласились, что такая поездка - это не просто передвижение из точки А в точку Б. Это порция настоящего эстетического удовольствия.

Железная дорога Швейцарии - общие сведения

Основную массу перевозок совершает государственная компания SBB-CFF-FFS. Швейцария, по сравнению со своими европейскими соседками, довольно-таки миниатюрная страна. Но пассажиров перевозят около 4000 вагонов, а длина железнодорожных путей составляет 13000 километров. Как я уже сказала, SBB является монополистом, однако есть еще несколько других, как частных так и международных компаний, совершающих перевозки. И вот это разнообразие поездов и компаний иной раз может запутать туриста на вокзале. Не сразу понимаешь, в какой поезд нужно сесть.

Швейцарская железная дорога известна своими панорамными маршрутами. Могу долго воспевать им оды, но это будет чуть позднее. Для начала расскажу об основных видах поездов в Швейцарии.

Швейцарские поезда

Как я уже говорила выше, в Швейцарии много различных категорий поездов. Все без исключения очень комфортные. Предостерегать от поездки на каком-то из видов поездов нет причины. Но для начала расскажу основную информацию о составах, она поможет составить первое мнение о них.

Как театр начинается с вешалки, так и швейцарский поезд начинается с входа в вагон. Чтобы туда попасть, нужно нажать на кнопку, расположенную на двери. При выходе действовать аналогично.

Поезда в Швейцарии бывают одноэтажными и двухэтажными. Чаще всего подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (без громких разговоров пассажиров), даже значки специальные есть на дверях, однако это правило не строгое. Кстати! В двухэтажном поезде переход между вагонами совершается на втором этаже. Тележку с едой провозят там же. Однако на первом этаже загораются специальные датчики и пассажиры могут подняться наверх, чтобы купить себе закусок и напитков.

Вагоны разделены на первый и второй классы. В первом билеты значительно дороже. Однако, по моему мнению, нет смысла переплачивать за класс. Главным отличием второго класса является то, что в ряде может быть на одно сидение больше. Расположение кресел будет «2 + 2» через проход. Между некоторыми сидениями могут находиться столики.

В первом же классе расстановка пассажирских мест осуществляется по схеме «2 + 1». Ну и они чуть более удобные. Один турист как-то шутил, что все различие классов заключается в цветной нашивке на сидениях в первом классе.

В некоторых поездах есть вагоны-рестораны. Узнать об их наличии всегда можно в расписании. Посещение такого ресторана - весьма заманчивая идея, скажу я вам. Пить винишко и мечтательно всматриваться в мелькающие за окном пейзажи просто великолепно!

Если не хотите топать в вагон-ресторан, то вам на выручку придет сотрудник поезда, развозящий на тележке напитки и вкусняшки.

Ой, не могу не удержаться, чтобы не поведать вам и историю о том, почему я так люблю европейские поезда и до сих пор боюсь бродить в поиске вагона-ресторана, буфета или работающей розетки по отечественным. Дело было лет 15 назад. Место действия - междугородный состав, видавший еще лучшие годы Хрущева. Мне, по своим важным детским делам, зачем-то понадобилось в соседний вагон. Отпросившись у мамы, я с гордо поднятой головой отправилась в такое дальнее путешествие. В тамбур вышла без приключений. Далее, с горем пополам, открыла двери для перехода в другой вагон. Сделала шаг, зажмурив глаза и стараясь не смотреть на щель между вагонами, через которую было видно рельсы. И тут двери за мной предательски захлопываются, а следующие не открываются. И я оказываюсь заблокированной в этой «гармошке». Дерганье за ручки то одних, то других дверей нечего не дало. Я уже представляла, как один вагон отсоединится от другого и… В этот момент какой-то мужчина открывает двери в тамбур моего вагона. Спасена!

Годы прошли, а страх какой-то остался. Еще боялась при выходе из поезда свалиться в промежуток между ним и платформой. А вот европейские составы таких опасностей в себе не таят. Переход между вагонами, который именуют сладким словом «суфле», совершенно безопасен и не вызывает каких-либо негативных эмоций. И удобные ступеньки для выхода из поезда есть. Все для людей!

Такой стратегически важный объект, как туалет, находится в каждом вагоне. На полу, на кране или на стене расположены специальные кнопки, нажатием на которые можно включить смыв, воду и мыло. И работает он даже на станциях. Ох, вспоминаются сразу моменты из моих железнодорожных путешествий на родине, где туалеты и по часу могли быть закрыты до и после остановок. А для любителей чая и кофе это почти трагедия.

Розетки возле сидений есть. Wi-Fi тоже, но не во всех поездах. Нужно уточнять в расписании этот момент.Если вы такие же любители велосипедов как я, то в некоторых поездах для них есть специальные вагоны. Но опять же, нужно смотреть расписание. Там такие поезда отмечены специальным значком.

Швейцарские вагоны приспособлены и для людей с ограниченными потребностями - платформы расположены на одном уровне с вагоном, есть выдвижные подножки, более просторные туалеты.Подводя итог, хочу сказать, что швейцарские поезда одни из самых комфортных в мире.

Категории поездов

Теперь перейду к основным категориям составов. Дабы не повторять по десять раз, как выглядит каждая категория поезда (а они бывают очень похожи), буду прилагать фотографии. Однако, хочу заметить, что «внутренний мир» вагона может отличаться от маршрута к маршруту, а также зависеть от даты выпуска поезда и компании-изготовителя.


В России железная дорога используются исключительно как средство передвижения. А вот Швейцария - совсем другое дело. Иногда поездка в поезде превращается в настоящее приключение! Главное - не умереть от восторга! :) Шучу, конечно. Хочу рассказать вам о нескольких самых популярных панорамных маршрутах.

Панорамные маршруты

Что это вообще такое? Вы будете ехать в комфортном поезде с огромными окнами. А за стеклом будут мелькать горы, долины, мосты, перевалы… К каждому месту в вагоне прилагаются наушники и брошюра, так что вы не просто насладитесь видами, а еще и узнаете много чего интересного. И, естественно, не обойдется без еды и напитков.

Эх, держите меня трое, хочу запрыгнуть в поезд, а не это вот все…

Ну да ладно, мысли материализуются. Поехали!

Ледниковый экспресс

Он же Glacier Express . Проехать почти 300 мостов и без малого 100 тоннелей за 8 часов пути? Да легко! Этот маршрут соединяет экспресс Санкт-Мориц и . Можно, конечно, выйти и где-то раньше, но лучше не надо. Серьезно. Пропустите много всего красивого. Во время поездки можно увидеть Большой Швейцарский каньон, перевал Оберальп, гору Маттерхорн, заповедники кантона Граубюнден, альпийские луга.

Кстати:


Золотой перевал

Известен как Golden Pass . Такая себе маленькая жизнь. Почему так? Да потому, что за время путешествия можно много всего увидеть, столько разнообразных картинок промелькнут перед глазами. Едет поезд из Люцерна через перевал Брюниг, минует Интерлакен и Цвайзимен и завершает свой путь в Монтре (). Дорога займет пять с половиной часов. В Росиньер предполагается остановка, во время которой вы сможете осмотреть великолепный замок Grand Chalet. Горы, озера, водопады, деревянные домики - путешествие мечты, одним словом.

Советы:


Бернина экспресс

Такое себе путешествие из зимы в лето. Можно проехать Из Швейцарии в Италию и обратно. Маршрут соединяет города Кур и Тирано. Эта поездка не для слабонервных, ведь некоторые подъемы поезд будет совершать под уклоном в 70 градусов! Это почти как прямой угол! Страшно? Но за все время существования экспресса не случилось ни одной аварии, пассажиры приезжают в конечную точку живы, здоровы и без нервных потрясений, что самое главное. :) Во время такого путешествия вы проедете почти через 200 мостов и пересечете более, чем 50 туннелей. Поезд преодолевает расстояние в одну сторону за 2 часа 30 минут. В летний период из Тирано до Лугано можно добраться на автобусе.

Лайфхаки:

  • Всю стратегически важную информацию о поездке можно узнать . Там же предоставлена возможность забронировать места для путешествия, а сделать это нужно в обязательном порядке.

Воралпен экспресс

Из Люцерна поезд отправляется в Романсхорн, проезжая по пути Люцернское озеро, горы Пилатус, болота Заттель, Цюрихское озеро, Рапперсвильский замок. И это далеко не все что вы сможете увидеть в дороге! Время следования примерно три часа, а курсируют составы каждый час.

Важно:


Шоколадный поезд

Этот маршрут создан специально для сладкоежек. Тут есть два варианта: ехать в пульмановском вагоне первого класса или же выбрать для поездки современный панорамный вагон. Лично меня больше привлекает первый вариант. Я ценитель всего антикварного. Едет поезд из Монтрё в Брок, а потом до Грюйера и обратно. Поездка в Swiss Chocolate Train - далеко не пассивное времяпрепровождение. Вы посетите замок и сыроварню Грюйер, фабрику Nestle и отведаете там вкуснейшего шоколада. Длительность такого путешествия составит девять часов.

Обратите внимание:

Это далеко не все панорамные маршруты Швейцарии! Если их перечислять, то уйдет вечность. Линия Лаво, Железная дорога Юнгфрау, экспресс «Вильгельм Телль», Пальмовый экспресс… Мечты-мечты!

Я вам рассказала основную информацию о панорамных маршрутах. На стоимости билетов не стала останавливаться, так как самую актуальную информацию вы сможете найти на страничках сайтов, ссылки на которые я вам дала.

Swiss Travel System - система проездных

Знаете ли, стандартная стоимость билета на поезд в Швейцарии достаточно высокая. Проехал в один город, прокатился во второй, сгонял покушать шоколада в третий и все - бюджет закончился! «Сегодня я питаюсь подаяниями» - как говорил староста моей группы в университете. :) Так вот, чтобы питаться в путешествии полноценно и исколесить всю страну вдоль и поперек, нужно воспользоваться преимуществами Швейцарской системы путешествий.

Что же за «зверь» такой эта Swiss Travel System? Так называется специальная льготная система проезда для туристов. Не просто система, системище я бы сказала! Это целых 29 тысяч километров путей (и не только железнодорожных). Туристы могут воспользоваться преимуществами STS при поездках на автобусах и водных видах транспорта.

Основные плюсы Swiss Travel System:

  • Проездные «все в одном». Как я уже говорила, один проездной подходит для путешествия на поезде, автобусе и корабле.
  • Можно бесплатно пользоваться общественным транспортом в 75 городах.
  • И бесплатно посетить сотни музеев.
  • А также получить скидку в 50% на многих горных маршрутах.
  • Бонусы. Кто не любит бонусы? Можно получить неплохие скидки на экскурсии, проживание в отелях, туры по городам.

С преимуществами все понятно. Теперь перехожу к основным видам проездных STS.

Swiss Travel Pass

Приобретаете себе этот проездной и радуетесь жизни! Ведь имея его в кармане, можно ездить бесплатно на поезде, автобусе, ну и наслаждаться бодрящими водными прогулками.

Особенности Swiss Travel Pass:


Swiss Travel Pass Flex

Он также включает бесплатное перемещение по всей стране на трех видах транспорта, посещение музеев и так далее. Но в нем есть несколько особенностей:


Swiss Transfer Ticket

Такой вид билетов подходит для тех, кто хочет прочувствовать все прелести лыжного отдыха или отдыха на курорте. По этому проездному можно от приграничной железнодорожной станции или аэропорта добраться до нужного курорта и обратно.

Есть несколько особенностей этого проездного:


Swiss Half Fare Card

Если вы приехали в Швейцарию не на несколько дней, то вам нужен именно этот тип проездного. С ним вы получите 50% скидки на все виды транспорта в течение месяца. Особенности:

  • Скидка 50% на поездки в общественном транспорте 75 городов.
  • Стоимость билета составляет всего 112 EURв вагон первого класса.

Swiss Family Card

Если вы едете в Швейцарию с семьей, то нужно обязательно не забыть оформить эту карту. Она предоставляется бесплатно ко всем четырем категориям проездных, что я перечислила выше.

Особенности билета:

  • Дети до 16 лет при путешествии в компании хотя бы одного из родителей владельцев Swiss Family Card едут бесплатно.
  • Если дети передвигаются на общественном транспорте самостоятельно, то им предоставляется скидка в размере 50%.
  • Эта карта абсолютно бесплатна. Ее можно получить вместе с другими категориями билетов.
Важная информация касающаяся проездных STS

Билеты

Разобравшись с миром проездных Swiss Pass, предлагаю перейти к билетам, которые доступны как местным жителям, так и туристам. И с которыми вы обязательно столкнетесь. Для начала расскажу, как же выглядит билет и расшифрую все обозначения на нем. На момент моего путешествия билеты были в виде розово-голубых карточек.

Особенности билета:

  • Наверху билета указан срок его действия. Билет можно испльзовать лишь в течение одного определенного дня.
  • Далее большими буквами указан маршрут, станции отправления и прибытия.
  • Также на билете может указываться, через какой город следует ваш поезд. И ехать нужно именно через этот город. К примеру: едете вы из Цюриха в Интерлакен, и в билете указано, что поезд следует через Люцерн. Но вы посмотрели расписание и увидели, что есть поезд до Интерлакена через , который преодолеет это расстояние быстрее. Можно подумать, что нет разницы в том, через какие города проходитпоезд. Главное, чтобы точки отправления и прибытия совпадали. А вот и нет. В билете указан Люцерн, значит нужно добираться именно через Люцерн. Если поедете через , то будете считаться безбилетником и получите увесистый такой штраф.
  • Стрелочки на билете указывают, в одну или две стороны он действует.
  • Большая цифра 1 или 2 указывает на класс вагона.
  • В правом нижнем углу обозначена стоимость билета.

Цены на билеты зависят от количества километров, которые вы проедете на поезде. Для того, чтобы сэкономить, можно купить билеты по специальным тарифам.

Click&Rail

Этот вид билетов можно приобрести значительно дешевле, но они начинают продаваться за два дня до поездки, и количество их ограничено.

Click&Rail имеет такие особенности:


Билет доступен далеко не на всех маршрутах. Поезда, на которых действует Click&Rail, указаны в билете.

Sparbillette

Эти билеты со скидками начинают продаваться за две недели до отправления поезда. И они тоже действуют только на некоторые маршруты и поезда. Поискать Sparbillette можно вот .

Я рассказала Вам основную информацию касательно билетов. Мною описаны не все их виды, так как если заняться этим, то можно целую книгу сочинить. А еще эта книга будет нуждаться в постоянном обновлении, ведь информация имеет свойство устаревать. Так что, заходите на официальный сайт железной дороги Швейцарии и там узнавайте самую актуальную информацию.

Особенности путешествия

Билеты билетами, но есть еще вагон и маленькая тележка информация, которую вам нужно усвоить перед путешествием. В этом разделе я расскажу вам о расписании, опозданиях, штрафах, камерах хранения и провозе багажа.

Расписание

Расписание построено так, что в любом направлении можно уехать раз в 30–60 минут. Лучше всего планировать свое путешествие, используя сайт SBB . Там и расписание актуальное,и цены указаны на билеты.

Если нет доступа в сеть, то, к примеру, на вокзале Цюриха установлено несколько компьютеров, с помощью которых можно узнать необходимую информацию и распечатать ее. Также возле билетных касс есть брошюрки с расписанием. На вокзальном табло указывается график движения поездов примерно на 30 минут вперед.

Опоздания

Опоздания поездов - достаточно редкое для Швейцарии явление. Но возможное. Серьезные задержки возможны только из-за аварий или чрезвычайных происшествий. Ближе к 6 часам вечера могут быть небольшие погрешности в прибытии поездов (буквально на 5 минут). Если направление туристическое (к примеру, в горах), то следующий региональный поезд тоже могут задержать, чтобы туристы успели на него сесть.

Я, кстати, одобряю такую практику. Один раз мой поезд опаздывал на 10 минут, а время на стыковку было ничтожно мало. Надо было видеть мое довольное лицо, когда я увидела что следующий поезд дожидается своих пассажиров. «Ой, да эти поезда постоянно опаздывают, можно выйти на десять минут позднее», - если в странах СНГ пассажиры часто говорят что-то такое, то в Швейцарии даже думать забудьте о том, чтобы где-то задержаться по пути на вокзал. А то останетесь белым платочком вслед поезду махать.

Штрафы

Это кошмар, товарищи! Швейцарская железная дорога немилосердна ко всем безбилетникам. Даже слишком, и сейчас расскажу почему. «А раньше было лучше!» - эта фраза мне никогда не нравилась. Я думала, что говорить такое - удел нытиков. Да и сейчас так считаю, за исключением момента с покупкой билета на поезд. Еще несколько лет назад билеты можно было купить в поезде, а сейчас такой возможности уже нет. Все билеты должны быть куплены до того, как за пассажиром захлопнется дверь. А теперь представьте ситуацию: кассы закрыты (или их нет), автомат для покупки билетов не работает, а желаемый поезд вот-вот уйдет. А вам нужно уехать! вы запрыгиваете в поезд, и тут подходит контролер. Вы пытаетесь объяснить ситуацию, но он непокобелим непоколебим, ведь в правилах нет исключений для причин, из-за которых билет не был приобретен.

А вы слышали страшилку о британском туристе, севшем в швейцарский поезд, и не вернувшемся домой? Шучу, домой он вернулся, но в очень плохом настроении. А дело было так. Пассажир купил билет через мобильное приложение SBB за несколько минут до отправления поезда. Подтверждение об оплате пришло на мобильное приложение через несколько минут после отправления поезда. И упертый контролер отказался принять такой билет, а также выписал штраф, так как билет, по его мнению, был куплен после того, как пассажир зашел в вагон.

Для пущей убедительности приведу вам таблицу с суммами штрафов:

И, естественно, нужно оплатить еще и стоимость билета.

В общем, мой вам совет - не заходите в поезд без билетов. Однако, будет несправедливо сказать, что к туристам всегда применяют такие суровые меры. Нередки случаи, когда контролеры более снисходительны к иностранным путешественникам. Ну, оно и понятно: трудно вникнуть во все эти железнодорожные хитросплетения. Но лучше ехать с билетом в кармане в нужном поезде, чем рассчитывать на помилование от контролера.

Компостирование билетов

Во время моих поездок по вагону поезда проходили контролеры и делали это сами. Если на билете нет точного времени поездки, его все-таки лучше прокомпостировать в специальных автоматах.

Я смотрю на билет, и если вижу, что по нему можно проехать еще раз (к примеру, по тому же маршруту в течение дня), то для меня это всегда сигнал для компостирования. А то еще подумают проводники, что я собралась по одному билету пять раз кататься.

Камеры хранения

Они есть на всех вокзалах крупных городов. В деревеньках, конечно, с этим могут быть проблемы. Камеры различаются по размеру: чем он меньше, тем дешевле обойдется хранение багажа. Ячейки расположены в несколько рядов. Вам нужно:

  • подойти;
  • выбрать подходящий размер ящичка;
  • кинуть монету, номинал которой высвечивается возле замка в приемнике;
  • сложить свой багаж;
  • закрыть дверцу и повернуть ключ.

Камера будет закрыта в течении 24 часов.

Провоз багажа

Если не ходите ходить перекошенным от тяжести чемоданов, их можно отправить на нужный вокзал или в аэропорт с помощи услуги Schnelles Reisegepaеck. Если отослать багаж до 9 часов утра, то уже после 6-ти вечера он будет доставлен на место назначения. Кстати, велосипеды при помощи этой услуги транспортировать нельзя. Стоимость перевозки составляет 21 EUR.

Если вы хотите перевезти велосипед в вагоне поезда, для этого нужно купить проездной Velo-Tageskarte, который стоит около 18 EUR. На коротких дистанциях такой билет стоит дешевле, и его нужно покупать вместе с билетом для пассажира. Также велосипед можно отправить как не сопровождаемый багаж.

Бронирование билетов

На большинстве маршрутов в обязательном бронировании нет необходимости. Однако при путешествии панорамными, международными, а также некоторыми внутренними рейсами нужно все-таки сделать резерв билета.

Покупка билетов

Со всеми нюансами касательно поездов, тарифов, особенностей путешествия разобрались. И вот мой рассказ подходит к своему завершению. И на прощание я расскажу вам о нескольких вариантах покупки билетов.

В кассе

Поскольку я «языками не владею», то вечно пишу записки кассирам с направлением, датой поездки, тарифом. В Швейцарии вполне можно обойтись и без этого. Кассиры разговаривают на нескольких языках, в том числе и на английском. И даже если знаниями вы не блещете, кассиры вас все равно поймут. Вот такие они умнички! Что-то смотрят в своих компьютерах, подбирают рейсы, дают расписание, рисуют схемки, чтобы туристы поняли, куда идти. В общем, без билета не останетесь. Вам подберут самый выгодный вариант путешествия и снабдят всей необходимой информацией.

В автомате

Лично я не люблю покупать билеты через различные автоматы. Детская травма, так сказать. Больше десяти лет назад мне открыли какую-то юниорскую карту в банке, и в тот же день ее проглотил банкомат. Я решила залить горе и купить в автомате горячего шоколада. Деньги это чудо робототехники у меня взяло, а вот с выдачей напитка как-то не сложилось. Вот с тех пор у меня предвзятое отношение ко всем подобным автоматам. Но при необходимости я вполне могу с ними поладить. Расскажу как можно купить билеты в автоматах компании SBB.

Первым делом нужно выбрать наиболее удобный язык. Welcome и едем дальше!

Появляется экран с самыми популярными станциями и видами билетов. Если желаемая станция есть в списке, нажмите на соответствующую кнопочку.

В случае, если ее нет, нужно нажать на Alternstive connections. Появится клавиатура, и на ней нужно начать вводить необходимое название. После появления названия необходимой станции высвечивается доступный маршрут. Как видите, в моем примере это Берн-Цюрих.

Справа появляются возможные варианты пересадки.

Когда вы выбрали удобный вариант пересадки, необходимо еще определиться, нужен ли вам билет в одну сторону или туда и обратно.

И решить с выбором класса вагона. Ну, тут думать нечего, берем второй. Экономим.

Теперь нужно выбрать скидку и количество мест. Варианты, размещенные слева и обозначенные 1/2, предполагают поездку за половину стоимости. Они подходят детям, собакам и владельцам различных скидочных карт. Справа находятся варианты без скидок для взрослых пассажиров.

И вашим последним шагом является проверка введенных вами данных и оплата билета.

Как видите, нечего сложного нет. Но это вы сейчас сидите дома, удобно разместились на кресле, чай, видать, пьете. А там на вокзале условия далеко не такие комфортные, и от неожиданности или даже перепугу можно забыть все, что я тут вам рассказывала. Чтобы такого не случилось, знания нужно закрепить на практике. Вот тренажер, который поможет вам попрактиковаться в покупке билета, чтобы на вокзале уже быть во всеоружии и приобрести его за 60 секунд!

Через сайт SBB

Ну не нравится мне их сайт . И, кстати, объективных причин на то нет. Наверное меня так пленили кассиры, что совершенно не хочется заморачиваться покупками через Интернет. Но в кассе недоступны некоторые варианты билетов, так что осваивать сайт швейцарской железной дороги все же придется.

На главной стрнице вводим информацию о маршруте и времени отправления. Далее нужно нажать Searh connection.

Теперь перед нами появляется список рейсов. Нет, не просто список рейсов! А вся информация о них, вплоть до того, с какой платформы отправляется поезд. Это реально удобно, респект железнодорожникам, не нужно проводить время в раздумьях о том, делать ли бутерброды с сыром в дорогу или можно будет сходить отобедать в вагон-ресторан. Чтобы получить дополнительные сведения, нужно кликнуть на знак плюса, который я обозначила стрелочкой. При нажатии значок превращается в минус, а перед покупателем появляется вся нужная информация. Определившись с рейсом, нужно нажать на Fare/Buy.

Далее появляется страница, на которой нужно выбрать предпочитаемый класс вагона и тип билета - в одну сторону или сразу в обе. Также необходимо указать имя и фамилию, дату рождения. На этом шаге можно добавить и других пассажиров. Обратите внимание на графу Reduction. Если у вас есть скидка на проезд или вы едете с ребенком, из выпадающего списка можно выбрать необходимый вариант скидки. Нажимаем на Next.

На этой страничке вам предлагают купить дополнительные билеты, например, для перемещения по городу. Если нужно - добавляйте в корзину. Идем дальше.

Здесь нужно зарегистрироваться, залогиниться или продолжить без регистрации. Выбираем самый последний вариант и жмем Next.

Теперь предлагают ввести номер скидочного ваучера. Вот бы он еще был… Если его нет, то просто пропускаем этот блок и нажимаем на Continue shopping.

Вы выбираете самый удобный вариант проведения платежной операции и перечисляете необходимую сумму. Билет придет на электронную почту, и его нужно распечатать. Кстати, совершить покупку можно и через мобильное приложение . Но только что вы покажете контролеру в поезде, если ваш смартфон разрядится? Не забудьте учесть этот момент.

***

Наслаждайтесь! А что я могу вам еще сказать? Путешествие в Швейцарию станет одним из самых красочных моментов в вашей жизни! А железная дорога, как вы уже поняли, только способствует прекрасному отдыху.

Швейцарские железные дороги не просто перевозят туристов от одной достопримечательности к другой. Они и сами являются достопримечательностью. Например, большая гордость Швейцарии - Ретийская железная дорога, которая работает с 1888 года. В свое время она была самой высокогорной в Европе. Ее построили через невероятные перевалы и ущелья, поэтому здесь особенно много виадуков, тоннелей и мостов. По ней пролегают самые живописные железнодорожные маршруты - Ледниковый Экспресс и Бернина Экспресс (про Бернину я рассказывал в посте про ). Отрезки путей, по которым они следуют, включены в список наследия ЮНЕСКО.

Сегодня я расскажу о том, чем так хороши швейцарские железные дороги.

Швейцарские железные дороги (SBB) считаются самыми комфортными в мире. Во-первых, сеть дорог в Швейцарии очень плотная, поэтому на поезде можно добраться в любой город и практически в любую деревню. Во-вторых, поезда ходят с большой частотой: между крупными станциями они курсируют с интервалом в полчаса, а пересесть с одного поезда на другой можно за 10-15 минут.

Швейцарские поезда практически беззвучны, они чистые и удобные. На выходах непривычные русскому глазу нормальные ступеньки. По ним спокойно поднимется и ребенок, и пожилой человек, чего не скажешь о ступеньках в российских поездах.

Для инвалидов есть специальные подъемники, никаких проблем с погрузкой маломобильных людей в поезд не возникает.

До середины прошлого века у поездов было 3 класса вагонов, но в 1956 году Швейцарские железные дороги перешли на двухклассовую систему. Посмотрите, как выглядит интерьер.

Во многих поездах есть розетки и вай-фай, кроме того во время поездки можно будет вкусно поесть и отведать швейцарское вино.

У поездов большие и всегда чистые окна. Большинство железнодорожных маршрутов проходит по удивительно живописным местам, поэтому главное в поездах - предоставить пассажирам хороший обзор.

Для туристов здесь действует Система путешествий по Швейцарии (STS) . Она идеально продуманная и экономичная, включает в себя помимо железнодорожных водные и автобусные маршруты. На карте видно, что по этой системе фактически можно попасть в любую точку страны. Железнодорожные маршруты обозначены красным.

Система удобна своими проездными билетами : например, по билету SWISS Travel Pass можно сколько угодно кататься на поездах по всей стране. Его можно приобрести на срок от четырех дней до месяца. Он также действует во всех видах общественного транспорта в 75 швейцарских городах. И вдобавок он является пропуском в 470 музеев Швейцарии. Кстати, такой билет на время своего путешествия получит победитель квеста .

Система путешествий по Швейцарии включает в себя знаменитые панорамные маршруты: Ледниковый Экспресс, Бернина Экспресс, Золотой перевал, Экспресс Вильгельм Телль и разные другие. При наличии проездного по ним тоже можно кататься бесплатно. Но на некоторых из нух нужна будет доплата за бронирование места в вагоне. Для любителей природы и горных пейзажей такие поездки ни с чем не сравнятся.

Например, на маршруте Золотого перевала вы вдоволь насмотритесь на еловые леса и зеленые пастбища с пасущимися коровами. С высоты дороги можно любоваться озерами и далекими заснеженными вершинами Альп. На Предальпийском Экспрессе открываются виды на крутые обрывы и живописные холмы. А Экспресс Вильгельм Телль проходит через знаменитый перевал Сен-Готард (тот самый, по которому Суворов вел русские войска в 1799 году). Поезда преодолевают его через тоннель.

В этом году в этом месте откроют новый тоннель, который станет самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Его протяженность составит 57 км. Он сэкономит пассажирам около часа. Летом его испытают, потом по нему начнут ходить грузовые поезда, а в полную силу он заработает в декабре.

Ну и конечно же, часть железнодорожных маршрутов включена в Гранд Тур по Швейцарии. :) Можете кликнуть на картинку, чтобы посмотреть красивую интерактивную карту с описанием мест, по которым проезжают поезда Гранд Тура.

Швейцария. Железнодорожная страсть

Автор: Алина Трофимова. Фото: Алина Трофимова, Switzerland Tourism

Сомнений нет. Швейцарцы в детстве не наигрались в паровозики. Причем, практическо поголовно. На вопрос о названии самого популярного в стране Интернет-сайта мой знакомый швейцарец, не раздумывая, отвечает sbb.ch – и, действительно, что может быть важнее расписание движения поездов, выгодных предложений и удобных стыковок?!

Каждый раз, оказываясь в Швейцарии, мой муж теряет голову (к железными дорогами, точнее, их моделям, у него – особая привязанность). Он "зависает", увидев рядом со станцией очередной раритетный (но работающий) паровоз, он может забыть, куда мы едем, рассматривая восстановленные "пульмановские" вагоны поезда Golden Pass. И бросается фотографировать очередной невероятный тепловоз, вагон или состав – и искренне не понимает мое недоумение. Лишь нечеловеческими усилиями, при помощи уговоров ("Пойдем, пойдем, там еще два зала со старинными автомобилями и самолетами,") его удается увести с железнодорожной выставки в Музее транспорта в Люцерне - там представлена огромная коллекция раритетных паровозов в натуральную величину (по старинным составам и вагонам можно полазить и всё можно трогать руками). Расположенная там же действующая модель железнодорожной системы на перевале Сен-Готард с двигающими поездами (разумеется, точно воспроизведенными), автомобилями и домами, заставляет задержаться у макета даже равнодушних к транспортным шедеврам девушек разного возраста.

Швейцарская система путешествий (Swiss Travel System) – предмет национальной гордости и почитания в этой стране. Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день.

Моя дочь, проехавшая на местных поездах не одну сотню километров, больше всего ценит в швейцарских вагонах наличие розеток и Wi-Fi (правда, он бывает не во всех поездах). И в каждой поездке с нетерпением ждет появления колоритного персонажа с тележкой - этакий швейцарский Дед Мороз, который провозит по вагонам тележку с газировкой, сэндвичами, сладостями, батончиками, чипсами и прочей, запрещенной в обычной детской жизни, и оттого еще более желанной едой.

Разумеется, швейцарцы не могли остановиться только на том, чтобы просто продавать билеты из одного города в другой, в вагоны 1 и 2 класса. И придумали разннобразные проездные. К примеру, билет Swiss Pass помимо обычных поездов действует на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта во всех крупных (и не очень) городах страны. Для владельцев Swiss Pass / Swiss Flexi Pass также действует 50% скидка на многие горные поезда и фуникулеры. В конце весны и осенью второй проездной Swiss Pass / Swiss Flexi Pass на 4 дня предлагается путешественникам бесплатно (при покупке одного билета второй выдается без дополнительной оплаты, в 2012 году это предложение действует до 30 ноября). Проездные Швейцарской системы путешествий – своеобразный "вездеход": достаточно показать его, и платить за вход в музей не придется (в акции участвуют более 470 музеев Швейцарии). Этот же билет дает скидки до 15% при бронировании некоторых сетевых отелей ).

Поездка на поезде по Швейцарии – не просто перемещение из пункта “А” в пункт “Б”. Многочисленные панорамные маршруты – Golden Pass, Glacier Express, Wilhelm Tell Express и другие "экспрессы" неизменно входят в число самых популярных в Швейцарии экскурсий. «Самый медленный экспресс в мире» - именно так, с плохо скрываемой гордостью, говорят о панорамном поезде Glacier Express (он же "Ледниковый экспресс") швейцарцы.

В классическом варианте этот поезд идет из Санкт-Морица (или Давоса) в Церматт (и обратно), вдоль Рейна и Роны, преодолевая на своем пути 291 мост и 91 тоннель: дорога занимает порядка 7,5 часов. Впрочем, наиблее нетерпеливые могут проехать часть маршрута, например, из Церматта до Брига или Кура или из Санкт-Морица до Виспа, в этом случае путешествие займет ощутимо меньше времени. Проездные Швейцарской системы путешествий действуют на всех панорамных маршрутах, но нужно заранее забронировать места. А чистые (и большие) окна в панорамных поездах позволяют получать красивые фотографии даже через стекло.


По дороге вам будут рассказывать (к каждому месту в поезде прилагаются наушники и брошюра) про достопримечательности и интересные факты. И, конечно, не обойдется без любимого развлечения всех путешествующих - еды и напитков. Сначала накормят швейцарскими блюдами и предложат швейцарское вино (мы про него почти не знаем, а напрасно), затем продемонстрируют довольно-таки эффектный способ подачи местных настоек (кирша, абрикотина, вильямина и пр.).

Почему-то особенно радуются этому аттракциону туристы из Азии, а их в вагонах будет предостаточно: традиционно поездка на Glacier Express и других панорамных поездах считается одной из самых престижных, это настоящий must при путешествии по Швейцарии.

И из всех красивых и очень красивых дорог Швейцарии особняком стоит Ретийская железная дорога. В 1904 году было построен участок пути с тоннелем Альбула, а чуть позже появился маршрут, соединивший Санкт-Мориц и Тирано. В 2008 году железные дороги Альбула и Бернина были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Ретийской железной дороги входит в маршрут "Ледникового экспресса".


В начале XX века идея пустить поезд через перевалы, в узкие ущелья, где и обычной дороги-то не было, казалась чем-то из разряда фантастики. Но не для швейцарцев. Железная дорога, позже признанная гением инженерной мысли, включает множество невероятных по красоте виадуков, тоннелей и мостов. Она действительно уникальна, и не только потому, что проходит по невероятно красивым местам, заставляя туристов с фотоаппаратами и видеокамерами метаться от одного панорамного окна поезда к другому.


В свое время эта дорога стала самой высокогорной в Европе (до тех пор, пока не построили железную дорогу на Юнгфрауйох) и сегодня по-прежнему является одной из самых крутых в мире. Поезд петляет по горам и долинам, то поднимаясь вверх, ближе к заснеженным вершинам, то спускаясь чуть ниже, к уютным деревням. Проезжая крохотные станции и разглядывая ярко-красные поезда и вагоны, никак не отделаться от ощущения «дежа-вю». И, покопавшись в памяти, начинаешь понимать, с чего были скопированы популярные железнодорожные модели. Вот здание станции и вокзал, вот разные типы вагончиков и электровозов, виадуки, мосты, развязки – такое ощущение, что, будто по волшебству, железнодорожный макет, со всеми его деталями, игрушечными разрисованными домиками и деревьями, взяли и увеличили в десятки раз.

Зачем тащиться на курорт на поезде, если есть автомобили, спросит скептик. В некоторых случаях путешествия на машине по Швейцарии, действительно оправдано - например, если планируются ежедневные поездки в новую зону катания, удобнее иметь под рукой автомобиль. Но арендовать машину имеет смысл не всегда: дело в том, что на большинстве горнолыжных курортов автомобиль просто не нужен. Более того, в некоторых деревнях пользоваться машинами нельзя - их придется оставлять на парковке на въезде на курорт или рядом с ним. В частности, к таким курортам относится Церматт и Саас-Фе, а также Венген (в него вообще можно добраться только на поезде), Бетмеральп и Ридеральп. Если же совершенно не хочется тащить за собой чехол с лыжами и чемодан впридачу, можно поручить сделать это за вас швейцарским железным дорогам - услуга Fly Rail позволяет сделать так, чтобы ваш багаж приехал к месту назначения без вас, прямо из аэропорта, вам даже не придется ждать свой багаж. Это особенно удобно, если по дороге на курорт (или обратно) вы собираетесь провести день-другой в швейцарских городах. Детали и правила доставки можно уточнить на сайте sbb.ch .


Полезное:
Swiss Pass (действует на всех видах транспорта по всей стране без ограничений): € 222 на 4 дня (2 класс). Дети до 16 лет путешествуют с одним из родителей бесплатно (при наличии у родителя проездного билета). Также есть билеты со скидками для молодежи, на фиксированное количество дней (Swiss Flexi Pass). Для поездки только от аэропорта до курорта и обратно имеет смысл приобрести Swiss Transfer Ticket (продается только за пределами Швейцарии, у туроператоров и турагентств, либо его можно заранее заказать с доставкой на сайте sbb.ch): от €108 (2 класс, билет в обе стороны).

Панорамные маршруты:

Glacier Express ("Ледниковый Экспресс")
Маршрут: Церматт - Бриг - Андерматт - Кур - Давос/Санкт-Мориц
Время в пути: 7,5 ч. Выполняется в течение всего года. Зимнее расписание действует с 9 декабря по 8 мая. Путешествие проходит по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Оберальп на высоте 2033 м.

Предварительное бронирование мест в вагоне " Glacier Express" обязательно и подразумевает доплату в 13 CHF зимой, 33 CHF - летом. Расписание и цены:

Golden Pass ("Золотой перевал")
Маршрут: Люцерн - перевал Брюниг - Интерлакен - Цвайзимен - Монтре (/Женева)
Время в пути: 5,5 ч. Выполняется круглый год.

Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут - всё это "Золотой перевал". Маршрут соединяет между собой Центральную Швейцарию и Женевское озеро. Поезд отправляется в путь из исторического Люцерна через перевал Брюниг вдоль озера Бриенц в Интерлакен, затем через к виноградникам Лаво.

Между Монтре и Цвайзимменом курсирует поезд "Золотой Перевал Классик" (Golden Pass Classic) с вагонами, стилизованными под знаменитый "Восточный Экспресс".
Рекомендуется бронирование мест.

Bernina Express ("Экспресс Бернина")
Маршрут : Кур - Санкт-Мориц - перевал Бернина - Поскьяво - Тирано (- Лугано)
Время в пути: 4 часа. Выполняется круглый год.

Этот маршрут соединяет Кур (кантон Граубюнден) с Тирано. Общая протяженность маршрута - 145 км. Поезд поднимается на перевал Бернина, на высоту 2253 метра, пересекает 196 мостов и проходит через 55 туннелей. Из Тирано (Италия) можно продожить маршрут на современном автобусе через Велтлин до Лугано (только летом).
Бронирование мест в поезде и автобусе обязательно.

Swiss Chocolate Train ("Швейцарский шоколадный поезд")
Маршрут: Монтре - Грюйер - Брок и обратно
Время в пути: 8 часов. Выполняется с мая по октябрь.

Швейцарский шоколадный поезд - это совместный проект компаний GoldenPass Services и Cailler-Nestle. Отправляясь в путь в вагоне "Belle Epoque" или современном панорамном вагоне, можно увидеть живописные террасы виноградников над Монтрё и средневековый городок Грюйер, родину знаменитого сыра. После экскурсии поезд идет в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада. В стоимость включены следующие услуги:
. бронирование места
кофе и круассаны в поезде
автобус от вокзала в Грюйере в деревушку и обратно
посещение замка Грюйер
посещение сырной фабрики в Грюйере
видео-презентация, посещение производства и дегустация на кондитерской фабрике Nestle

Расписание: май, июнь, сентябрь и октябрь: по понедельника, средам и четвергам, июль-август: ежедневно. Отправление из Монтрё в 9.12, возвращение в Монтрё - 17:40. Цена: CHF 99.- для взрослых, CHF 69.- для детей и обладателей дисконтной карты.

Wilhelm Tell Express Экспресс "Вильгельм Телль"
Маршрут: Люцерн - Люцернское озеро - Флюелен - Сен-Готтард - Беллинзона - Локарно/Лугано
Время в пути: 5 часов. Выполняется круглый год.

Скорость - это не то, чего следует ожидать от Экспресса "Вильгельм Телль". Маршрут начинается в Люцерне, на борту исторического двухпалубного колесного парохода, такого же, как и сто с лишним лет назад. После этого можно пересесть на панорамный поезд для продолжения путешествия в Локарно, Тичино - итальянскую часть страны. Дорога в этот кантон идет через знаменитый перевал Сен-Готтард.
Бронирование мест обязательно.

Где купить билеты на швейцарские поезда?
Проездные билеты Швейцарской системы путешествий можно купить у аккредитованных туроператоров в России. Их полный список: , цены на билеты не отличаются от швейцарских. Некоторые виды билетов, в частности, Swiss Tranfer Ticket, можно купить только за пределами Швейцарии.

Билеты на разовые поездки и некоторые виды проездных можно заказать заранее через Интернет: sbb.ch .

Выбрать подходящий вид проездного билета можно при помощи сервиса