100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

"Госпожа Бовари - это я," - говорил Флобер. Что же привлекательного нашёл великий писатель в этой героине, которая лгала собственному муж, была безразлична к родной дочери, без зазрения совести тратила деньги и всю жизнь сожалела о своём замужестве, так и не поняв, к чему стоит стремиться в жизни, кроме страсти, которая рано или поздно проходит?

« Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты - учтивостью, беднота - сердечностью." Это похвала или злая насмешка над женщиной, которая была разочарована в семейной жизни? Кто такая госпожа Бовари? Она рано вышла замуж. Будучи воспитана на сентиментальных романах, Эмма оказалась абсолютно не готова к реальной жизни. Она ждала чуда, страсти, именно такой страсти, которая описана в книгах. Душа Эммы рвалась куда-то, но она сама не знала, что делать с тлеющим внутри чувством неудовлетворённости жизнью.

Можно осудить главную героиню за дурной нрав, за ложь, которой оказалась полностью окутана её жизнь. Со строгой критической точки зрения, Эмма - женщина, которая сама не знала, чего хочет. Её тоска была неосязаемой, а сознание слишком поверхностным, чтобы оценить чувства мужа. Ей хотелось страсти, но она и сама не представляла в полной мере, что это такое Что ей не нравилось в Шарле? Он был заурядным человеком, врачом, ничем не отличавшихся от других горожан. Быт затягивал Эмму, она стремилась вырваться, но мужа её вполне устраивала такая жизнь. Он был счастлив. Он не понял, что жена мечется в поисках чего-то иного, о чём и сама не знает. Шарль ничего не понял, не увидел. Он любил Эмму слепо, но о близости духовной тут речи и быть не могло. Эмма этого не понимала, но чувствовала. Она была не столь умной женщиной, чтобы понять, что ей нужна не просто страсть. Она тосковала по истинно глубоким отношениям. Такой вначале кажется любая влюблённость, но проходит время, и только тогда становится ясно: пустая страсть сжигала людей, или они смогли пронести глубокие чувства друг к другу через годы. Оба романа с любовниками Эммы не выдержали испытания временем. Она надоела и богатому искушённому жизнью Родольфу и молодому Леону. Эмма не смогла стать им необходимой, нужной, любимой. Оба тешились своей гордыне связью с интересной женщиной, но сама Эмма и не подозревала этого. Эмма не видела и не понимала, что муж действительно её любит. У Шарля не хватало сентиментальности, чтобы выразить ярко свои чувства, но что может трепетнее сказать о любви, чем забота и прощение, которыми окружил Эмму. Чем так не нравился Шарль жене? «"...Необходимость принять решительные меры повергала его в крайнее смятение.» Видимо, эта нерешительность так раздражала Эмму. Она ждала, что рядом с ней появится настоящий мужчина, но не могла разглядеть в Шарле ничего привлекательного Эмме чужда была жалость, которая так часто приводит женщин к истинной любви. Она не жалела никого: ни мужа, ни дочь, ни отца. Эмма родила девочку, но настоящей матерью так и не стала. Удивительный парадокс в образе Эммы делает её образ двойственным неоднозначным: она ждала любви, искала её, но в глубине души Эмма не готова была стать матерью, даже появление дочери не изменило ничего. Эмма думала всю жизнь об одном человеке - о себе. Жажда жизни разжигала страсти в её сердце, гордость не давала смириться с обыденным мещанским существованием, а тем временем дочь росла, не зная материнской любви, той любви, о которой Эмме даже не приходило в голову мечтать. Эммой овладевало желание полноценной жизни, переполняющая её энергия не находила выхода. Неуспокоенность, поиск чего-то иного, лучшего - вот что может оправдать госпожу Бовари, как-то объяснить её мятежный образ жизни. Семью Бовари окружали духовно нищие люди. Эмма не была достаточно образована, чтобы вынести им такой приговор, но сердце её чувствовало, что это именно так, поэтому она и не находила себе покоя в тихой городской жизни, где минуты плавно перетекали в года и ничего никогда не менялось. Героиню романа нельзя назвать положительной или отрицательной. Её распутный образ жизни, её отношение к собственному ребёнку, бесконечная ложь мужу - всё это сложно оправдать. Но Эмма жаждала полноценной жизни, искала счастья, не думая о тихой гавани, которую ей предоставила судьба, её душа была слишком переполнена жизнью. Измены Эммы - это вид бунта, единственно доступный женщине в то время. Это протест, протест неосознанный, против обыденности и ограниченности, которые неизбежно сопровождали существование горожан. Эмму Бовари невозможно однозначно осуждать, потому что её особенная внутренняя гордость тоже может внушать уважение. «Меня можно погубить, но меня нельзя купить» - сказала Эмма местному нотариусу, предлагавшему ей деньги в обмен на услуги любовницы. Душа Эммы всё-таки была жива, полна надежд, она страдала, не видя" выхода в жизни. Эмме Бовари не было места среди мещанского тихого быта, но и к другой жизни она не была готова, потому что положение в обществе не позволяло таким женщинам вырваться из пут социального положения. Какой бы ни была Эмма Бовари, её душа не была черства, сердце жаждало жизни, а энергия не находила выхода. В этом трагедия женщин того времени.

«Госпожа Бовари» («Madame Bovary») — роман Гюстава Флобера. Автор начал работу над романом 19 сентября 1851 г. и завершил ее в мае 1856 г. В том же году роман опубликован в «Парижском обозрении», а в 1857 г. издан отдельной книгой, тираж которой к началу 1860-х гг. достиг 30 тысяч экземпляров.

Воздав в юности должное модному романтизму (пьеса «Людовик XI», новеллы), писатель постепенно разочаровался в этом методе отображения действительности и, по совету друзей, принялся за работу над «бытовым» сюжетом о трагической судьбе молодой женщины Дельфины Деламар, покончившей с собой из-за жизненных неурядиц. Дав своей героине другое имя, Флобер придал ей обобщающие черты, снабдив новый роман подзаголовком: «Провинциальные нравы». Затронутые в «Мадам Бовари» темы уже поднимались в литературе: исследователи сравнивают роман Флобера с «Провинциальной музой» Бальзака, ищут литературных предшественниц Эммы Бовари в Луизе Баржетон из «Утраченных иллюзий» или в Жюли де Шаверни из новеллы Мериме. Флобер придал особое, драматическое звучание проблеме несоответствия возвышенных идеалов, навеянных книгами Мюссе, Ламартина и других романтиков, реальной жизни с ее тоскливой чередой серых будней.

Создавший впоследствии немало произведений, среди которых есть и исторические («Саламбо»), и социально-критические («Воспитание чувств»), и философские («Искушение святого Антония», третья редакция) романы, писатель благодаря «Мадам Бовари» навсегда обессмертил свое имя.

Героиня книги страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей — вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального сельского врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться за пределы безрадостного мирка обречены на провал: жалкий, скучный муж Шарль не может удовлетворить запросов супруги, а ее любовники (Родольф, Леон и др.), внешне «романтичные» и притягательные, на самом деле эгоцентричны, похотливы и жестоки; череда амурных приключений не приближает госпожу Бовари к вожделенному идеалу, а отдаляет от него. Трагическая развязка становится единственным выходом из жизненного тупика; приняв яд, Эмма кончает с собой.

В этом романе Флобер использовал новый литературный метод «объективного» изображения, «монтажа» действительности. Сосредотачивая внимание читателя на поступках персонажей, на чувствах и переживаниях героев, автор нигде не высказывает своего отношения к ним. При этом описание, повествование и диалог даются писателем во взаимосвязи, гармонично дополняя друг друга. Такая техника требовала филигранной работы над словом: проводя долгие часы в поисках нужного эпитета, определения, Флобер довел свой стиль до совершенства. Но, придавая решающее значение форме, писатель глубоко проникся и содержанием произведения; в творческом процессе он как бы «перевоплощался» в своих персонажей, даже испытывал те же чувства: «Когда я описывал отравление Эммы Бовари, у меня во рту был вкус мышьяка». Поэтому, вопреки утверждениям самого автора, в критической литературе принято относить роман к вершинам мировой реалистической прозы — настолько зримы и правдивы воссозданные в книге картины быта и нравов французской провинции, настолько жизненны образы Шарля, Леона, Родольфа, напыщенного демагога аптекаря Омэ, и, в первую очередь — самой госпожи Бовари.

Отсутствие в романе назидательности привело Флобера в зал суда. Против автора издателей было выдвинуто обвинение в оскорблении «общественной морали и религий», в пропаганде безнравственности. Проходивший в Париже в январе-феврале 1857 г. процесс, ставший тяжелым, мучительным испытанием для Флобера, после долгих разбирательств вынес оправдательный приговор.

Но сложный, неоднозначный образ Эммы Бовари воспринимался по-разному и многие годы спустя после выхода книги. Некоторые критики видели в героине романа претенциозную мещаночку, уготовившую себе печальную участь, предавшись греховному разврату. Другим Эмма представлялась яркой, интересной женщиной, окруженной бездарными, посредственными людьми, не способными ее понять и оценить. И все же никто не отрицал повсеместной распространенности выведенного Флобером женского типа; во французском литературоведении появился специальный термин: «боваризм» (« Le Bovarysme »), характеризующий мировосприятие жизни сквозь призму книжных иллюзий.

Парадоксально, но изобилующий событиями и диалогами роман редко экранизировался: помимо малоудачного фильма Винсента Минелли (США, 1948 г.) заслуживает упоминания французская телеэкранизация (1966 г., режиссер — Пьер Дюмэ). Из множества инсценировок следует выделить постановку А.Я. Таирова в Камерном театре (1940 г.), шедшую с триумфальным успехом, достигнутым благодаря блестящей игре исполнительницы главной роли Алисы Коонен.

Для Гюстава Флобера характерен интерес к внешней стороне мира, объективность к этому внешнему миру, также восприятие различных сторон общества. Главными принципами изображения в его романах является бесстрастие и беспристрастие. Эти принципы и ведут к объективности.
Выбрав позицию автора - повествователя, Флобер не проявляет себя в произведении. Это и есть главное новшество Флобера в теории романа. По поводу "Госпожи Бовари" он писал: “Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного чувства, ни одного размышления автора”. И действительно, в романе нет обращений автора к читателю, нет авторских реплик. Авторская позиция раскрывается в самом материале: в сюжете и конфликте, в расстановке персонажей, в стиле произведения.
Флобер делает акцент на изображении характеров, а не обстоятельств. Герой подчёркнуто "деромантизирован". Происходит дегероизация. В романе Эмма Бовари— мечтательная провинциалка, которую окружает совершенно реальная среда. Она неглупа, чувствительна, неплохо образованна, но душа у нее мелкая: обаяние, красота, чувствительность не спасают ее от рокового привкуса мещанства. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок “Провинциальные нравы”. Мещанская среда, в которой живёт героиня, порождает у неё иллюзии, надежды и желания, приводящие ее к катастрофе - самоубийству.
Флобер показал общественную психологию своего времени. Автор изобразил среднего героя, которого встречаешь на каждом шагу в повседневной жизни. Сюжет получился обыденный и трагический в одно и то же время. В романе показана эпоха, специфической особенностью которой была пошлость. Как утверждают критики, Флобер обратился к проблеме, открытой еще Бальзаком. «Показать специфику современности — значит показать ее пошлость, следовательно, типичный современный роман должен стать трагедией пошлости».
У Флобера вместо избыточности описаний - поэтика детали. Автор сводит описания к минимуму: есть лишь отдельные штрихи портретов героев (прямой пробор в черных волосах Эммы). Флобер сдержанно и лаконично описывает все перемены настроений своей героини, все этапы ее духовной жизни, стремясь воплотить принципы безличного, или объективного, искусства (как я уже сказала выше). Он не облегчает читателю задачу определения авторского отношения к описываемым событиям, не дает оценок своим персонажам, полностью выдерживая принцип самораскрытия героев.
Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником - Родольфом, затем со вторым - Леоном, коварный ростовщик - Лере, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Как итог - трагическая развязка. Разочаровавшаяся в любовниках, вконец разоренная ростовщиком, испугавшаяся публичного скандала, не смеющая раскрыться в своих преступлениях доверчивому мужу, жена-прелюбодейка кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком.
Эмма - личность трагическая. Она пыталась восстать против ненавистной ей действительности. Но эта действительность её и поглотила. «Эмма Бовари оказалась типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности» Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной — неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление к любви и неизбежно связанное с ним страдание. Её спасает и не дает раствориться в окружающей ее пошлости только одно — жажда идеала, сила ее иллюзий.
Главный конфликт романа - конфликт мечты и действительности. А разрешается этот конфликт не романтически.

Творческая предыстория такова: от знакомого Флобер узнал об одном происшествии в семье руанского врача. Это происшествие привлекло его внимание, но понадобилось пять долгих лет, с 1851-го по 1856-й, чтобы из этого зерна вырос один из самых знаменитых французских романов. Однако Флобер всегда подчёркивал, что у его героев нет прототипов и весь роман - плод его вымысла.

Роман был написан, по словам писателя, «серым по серому». Когда один из читателей упрекнул Флобера в пессимистичности и безысходности романа, от которого он ждал большей поэтичности, писатель горько отвечал: «Неужели вы думаете, что меня не тошнит, так же как и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна. Лично я всегда старался как можно дальше от нее уйти, но на этот раз, единственный раз, захотел углубиться в неё с эстетической точки зрения».

Любопытно, что роман о женщине построен как биография её мужа, Шарля Бовари. Эмма гибнет, но скучная и неинтересная история Шарля продолжается.

Роман был опубликован в «Ревю де Пари» в 1856 году. Вскоре после публикации писатель и редактор журнала были обвинены властями в «оскорблении морали, религии и добрых нравов» и вынуждены были предстать перед судом. Блестящая защита подсудимых, которые добились оправдания, и широкое освещение романа в прессе сделали провинциального писателя Флобера национальной знаменитостью. Вскоре роман вышел отдельной книгой, и оказалось, что он значительно опередил время: ни критика, ни читающая публика не были готовы по достоинству оценить это произведение, понять его значение и подлинное место в литературе.

«Провинциальные нравы»

Так сформулирован подзаголовок романа, названного по имени главной героини. И это не случайно: почти столь же большое внимание, как и образу заглавной героини, писатель уделяет исследованию нравов, принципов, привычек, поведения окружающих её людей.

Муж Эммы, Шарль Бовари, всем доволен. Он принимает обстоятельства такими, какие они есть. На требования жены Шарль частенько отвечает: «В деревне сойдёт!» Его жизнь серая и безвкусная.

Одно из открытий Флобера в этом романе - типичный буржуа аптекарь Омэ. «Буржуа... значит „мещанин", то есть человек, сосредоточенный на материальной стороне жизни и верящий только в общепринятые ценности» (В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе). Омэ даже печатается в либеральных газетках, но в душе лелеет лишь одну мечту: получить от правительства орден Почётного легиона. Возможно, этот персонаж стал воплощением незримого героя из «Лексикона прописных истин», который всегда имеет про запас правильную «либеральную» фразу.

Флобер позже писал: «Все аптекари Нижней Сены, узнав себя в Омэ, хотели прийти ко мне и надавать мне пощёчин» — слишком многие узнали себя в этом типическом образе.

Можно предположить, что аптекарь может и не быть человеком одухотворённым, однако церковь гоже не является в этом мирке обителью духовности и нравственного начала. Дело в том, что местный кюре увлекается ветеринарией, и лечить коров ему интереснее, нежели утешать людей. Душевное томление Эммы, её внутренний разлад он диагностирует очень просто: «Вам нехорошо, мадам Бовари? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше». Вот единственное «утешение», которое ей может предложить священник отец Бурнизьен.

Сам Флобер называл своё произведение «анатомическим». Для создания лишь одного эпизода Флобер прочитал специальные медицинские исследования об оперировании искривлённой стопы. Он считал, что исследует общество с объективностью и тщательностью естествоиспытателя. Нет его вины в том, что общество выглядит столь несимпатично. Такова объективная картина жизни. «Искусство — вторая природа, — писал он, - поэтому... в каждом образе надо чувствовать бесконечное и скрытое бесстрастие, и действие на зрителя должно быть ошеломляющим». Во многих работах о творчестве Флобера приводится известная карикатура той поры, в которой писатель разглядывает сердце госпожи Бовари, наколотое на кончик ножа.

Трагедия Эммы Бовари

«Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», - писал Флобер во время работы над романом. И в то же время он говорил: «Мадам Бовари - это я». Как же получилось, что писатель разоблачает свою героиню, но в то же время идентифицирует себя с ней? Показывая провинциальные нравы и разоблачая их пошлость, Флобер создаёт героиню, которая не в ладах ни со временем — она живёт лишь в мечтах о будущем, ни с пространством — она живет в глухой провинции, но тешит себя мечтами о жизни в замке, в Париже...

Эмма не может найти себе успокоения в провинции, хотя она выросла как скромная воспитанница монастыря. В чём же дело? Как ни странно, дело в тех книгах, которые она читала в юные годы. Эти романтические книги создали в её воображении блистательный мир, в котором Эмме никогда не будет места. Писатель разоблачает не только беспочвенные иллюзии героини, но и самую суть сентименталистской и романтической литературы, которая для реалиста Флобера — ложь и отсталость. Эту ложь он должен разоблачить, эту отсталость он должен преодолеть. Хотя Флобер настаивал на полной объективности и беспристрастности, но в описании романтических иллюзий своей героини он не скрывает своей иронии.

Когда у Эммы появятся возлюбленные, — а разочарование в муже пришло очень скоро, — то и они не будут соответствовать романтическим штампам. Леон и Родольф окажутся заурядными мужчинами, неспособными взять на себя ответственность за их отношения с Эммой и за их совместное будущее.

Эти любовные истории выписаны Флобером чрезвычайно искусно. Они, с одной стороны, очень искренние и живые, а с другой — пародируют романтические любовные истории.

Вот одна из самых традиционных, даже обязательных сцен для любовного романа: объяснение влюблённых. Обычно авторы любовных романов отправляли своих героев в уютный грот, на пустынную аллею в тёмном парке, в укромный уголок замка... Флобер вписывает эту сцену в крикливую и шумную сельскохозяйственную выставку. Над эпизодом с выставкой он работал очень долго, тщательно его отделывая. Мычание коров, визг свиней, шум весёлой толпы - вот в какой обстановке Эмма выслушивает признание в любви. Далека, невероятно далека её жизнь от прежних мечтаний... Пустые слова пошлого любовника показывают истинную цену влюбленности Эммы Бовари, но писатель не заканчивает этим эпизод. Напротив, он идёт дальше и противопоставляет Эмме простую батрачку Катрин Леру, которая проработала на чужой ферме пятьдесят лет.

На выставке она получает за полувековую службу на ферме медаль и двадцать пять франков. И тут автор не сдерживается и проявляет эмоции, чего он всегда старался избегать: «Флаги, бараны, господа в чёрных фраках, ордена советника — всё это навеяло на неё страх... Прямо перед благоденствующими буржуа стояло олицетворение полувекового рабского труда».

Эмма ждет, что Родольф её украдёт и избавит от семейных обязанностей. Даже дочку она недолюбливает: ведь романтической героине не пристало иметь детей, тем более — от провинциального ограниченного мужа. Однако Родольф вовсе не стремится увезти с собой возлюбленную, это не входит в его планы. Дорога из города лежит мимо дома Бовари, и вот Родольф заворачивается в плащ и прячется в глубине кареты, чтобы ждущая возлюбленная не заметила его бегства.

Прежде чем скрыться, Родольф пишет Эмме письмо. В этом нет никакой житейской необходимости, но ведь романтические традиции так важны для провинциальных страстей. Письмо по сути составлено из выспренних фраз, набора выражений, прикрывающих лживость содержания. В этих пустых фразах нет ничего личного, душевного — нет чувства... Наконец письмо закончено. Родольф чувствует, что не может оросить прощальное письмо слезами, как положено герою романа. Ведь прощальные письма непременно должны быть со следами слез! Как же быть? Далёкий от романтики и неспособный на подлинные чувства, Родольф быстро находит решение: он опускает палец в воду и окропляет бумагу...

Конечно, для жены провинциального лекаря возвышенная любовь оказывается столь же недоступной, как и «красивая жизнь». Однако анализировать психологию героини, её воображение, связывать их с её жизнью — сначала на ферме у отца, потом в доме скучного и глупого мужа — писателю уже мало. Флобер широко пользуется социальным анализом. Конечно, сам метод открыт не им. (Вспомните, как часто прибегает к финансовым расчётам Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное», как много в его жизни определяет финансовое положение, материальное благосостояние. Великим мастером социального анализа был Оноре де Бальзак, автор бессмертного цикла романов «Человеческая комедия».)

Флобер связывает трагедию своей героини с общей ситуацией во Второй империи, когда французское общество, с одной стороны, было охвачено разочарованием, а с другой — наблюдался интенсивный рост национальной буржуазии. Деньги открыто и цинично использовались в качестве универсального критерия. Поэтому и гибнет Эмма, запутавшись в финансовых проблемах. Ростовщик Леже опустошает её душу и её жизнь куда быстрее и страшнее, чем несбывшиеся мечты и неудачливые любовники.

Хочешь помечтать? Во Второй империи и это не будет бесплатным. Эмма старается не по средствам хорошо одеваться, жить в роскоши. Когда Эмма получает прощальное письмо от Родольфа, она лишь задумывает самоубийство. Настоящим смертным приговором для неё становится счёт, выставленный в письме ростовщиком. Мечты переплетаются с жалким враньём, с утаиванием небольших гонораров, зарабатываемых её мужем. Враньём оказывается вся жизнь Эммы и жизнь вокруг неё. Она не замечает, насколько органично ложь входит в её жизнь: «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».

Эмма совершает самоубийство. Она всю жизнь посвятила поиску выхода из ничтожной провинциальной жизни навстречу романтическим мечтам и ожиданиям, но вся её жизнь оказалась обманом. Она разорила себя, семью, опустошила свою душу бесплодным ожиданием блистательной жизни. Как и подобает героине романа, Эмма решает красиво уйти из жизни. Но жестокая реальность жизни не оставляет шансов даже на это: её смерть ужасна и отвратительна. В «анатомическом» романе писатель подробно останавливается на неприятных подробностях её медленного и мучительного умирания. Смерть героини для Флобера — это гадкое умирание романтической лжи, с которой писатель боролся всю свою творческую жизнь. Это не результат столкновения яркой мечты с жестокой реальностью, это смерть самой мечты.

Флобер писал медленно, кропотливо выписывая детали, вдумываясь в слова и стараясь почувствовать то, что чувствуют его герои. Описание мучительной смерти Эммы нелегко далось писателю: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим...»

Последняя ироническая нота романа — сообщение о процветающем аптекаре Омэ, который наконец-то получил орден Почетного легиона. Пошлость торжествует во Франции, утверждает Флобер. После этого невозможно верить не только в мечты, но и в позитивную реальность. Пессимист Флобер горестно восклицает: «Основа моей веры — неверие».

. ПЛАН

1. История написания романа, его проблематика

2. Критика буржуазно-обывательской среды в романе

3. Омега - типичный представитель провинциальной верхушки

4. Трагедия. Эммы. Бовари

5. Образ. Шарля. Бовари в идейном замысле и композиции романа

. Задания для подготовительного периода

1. Дайте толкование подзаголовке"Быт провинций"

2. Докажите (на конкретном анализе текста), маленький провинциальный город сохраняет социальную структуру и классовую иерархию всей буржуазной. Франции

3. Ответьте толкование понятию"боваризм"

4. Рассмотрите противопоставление: аптекарь. Оме - семья. Бовари

. Литература

1. Андре. Моруа . Литературные портреты -. М, 1970

2. Султанов . Ю. И . Гюстав. Флобер:"нет прекрасных мыслей без прекрасной формы и наоборот"/ /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 11 -. С 35-40

3. Еременко . О. В плену романтических представлений, или. Осторожно: боваризм / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 1999 - № 7 -. С 42-45

4. Мацевко. Л . В. Вопреки литературоведческой традиции (переосмысление роли и места женщины в обществе в произведениях. Флобера и. Винниченко) / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 2 -. С 4 45-4. 45-47.

5. Андроник. А . От. Эммы к. Фелисии. Герои. ГФлобера сквозь призму жанровой живописи / /. Зарубежная литература - 2001 - № 35 -. С 3-4

. Инструктивно-методические материалы

Творчество. Флобера стала новым этапом французского реализма, эстетика которого потребовала точного и полного отражения действительности, правды во всем, вплоть до мельчайших деталей время писатель утверждал, что целью искусствоведу ства была не правда, а красота. По. Флобером, правда в искусстве - не соответствие действительности, а умение проникнуть за внешнее и отразить сущность жизненнотя.

Две темы привлекали писателя: исследование современной жизни (роман «Госпожа. Бовари","Воспитание чувств", повесть"Простая душа") и тщательная реконструкция далекого прошлого ("Саламбо")

Работая над романом «Госпожа. Бовари»,. Флобер разработал объективный стиль, который был принят с различными видоизменениями французскими писателями второй половины XIX в. Это подход к изображению персонажей, ко оли автор не высказал непосредственно своего отношения к ним, а стремился раскрытие собственной логики характеров. Автор не давал оценки переживаний героев, мотивов их поступков. Но, изображая действительность, пис ьменник давал возможность читателю почувствовать состояние души героя, его переживанияо переживання.

Критики единодушно признали роман. Флобера"Госпожа. Бовари"шедевром, одним из высших достижений реализма в литературе. Персонажи и среду в произведении еще прозаичнее, чем у. Стендаля и. Бальзака. Произведение вполне оправдал свое второе название -"Провинциальные нравыовінційні звичаї".

Сюжет романа взят из жизни. В основе его лежала драма, разгоревшейся в семье врача. Деламара из окрестностей. Руана, который после смерти первой жены предложил руку и сердце молодой и очаровательной дочери су усида-крестьянина. Красавица оказалась девушкой с большими запросами. Муж ей вскоре надоел, и она завела любовников. Потратив большую сумму денег на наряды и украшения, она наделала долгов и отравилась. Позже закончил жизнь самоубийством и человек. Этот сюжет почти без изменений лег в основу романа «Госпожа. Бовариані. Боварі".

Давался роман автору трудно, писал его в течение 5-ти лет, и в 1857 г произведение увидел свет. Работая над книгой, писатель отказался от всех прелестей жизни, закрылся в своем имении, день и ночь сидел в, ломая пера, разрывая бумагу, но опять писал, переписывал страницы будущего романа. Развитие чувств. Эммы и других персонажей, влияние на них окружения и среды прозаик изучал добросовестно тщательной в разрабатывал романист место действия мы как собственными глазами видели сельские пейзажи и. Руанский улице, интерьеры аптеки, домов. Известно, что. Флобер специально читал медицинские труды, в которых описано отравлении я, перед тем как создать соответствующую сцену в произведении. Когда была уже написана большая часть романа, автор устроил его чтения друзьям - литераторам, а те в один голос советовали прекратить работу над книгой"Сюжет тебя погубит", - в один голос заявляли они, и для этого были серьезные основания. Флобер же считал, что нет сюжетов хороших и плохих, интересных и неинтересных, все зависело от их разработки, от гл ибины проникновения в изображаемое, от совершенства его художественное воплощениеудожнього втілення.

Г. Флобер с невиданной силой и драматизмом раскрыл конфликт между мечтой и реальностью, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всем людям. В 1856 г роман был напечатан в журнале"Парижский обозрение", а а через год вышел отдельной книгой. Автора обвинили в разврате и привлечены к судебной ответственности. С 29 января до 7 февраля 1857 г длился этот процесс. Стараниями адвоката. Скряга, которому был при свяченый роман, обвинения были отклонены. Позже писатель вспоминал:"Процесс этот создал мне огромную рекламумені величезну рекламу".

По своим жанровым признакам «Госпожа. Бовари» приближен к социально-психологического романа. Перед читателем предстал мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Перед читателем появился полный н набор типов, характерных для того времени и места: врач, аптекарь, торговец, нотариус, владелица сельского отеля, священник, фермер и др. их жизнь заполнена мелочными делами, интересами и заботами, лишенное каких-либо проблесков духовности. Это среда представлена??немногочисленными, но точно избранными личностями, которые в совокупности дали полную"бытовую картину провинции картину провінції".

Все герои романа"Госпожа. Бовари" вымышлены автором. Действие происходило в вымышленных типовых городках, из которых детально описано только одно -. Ионвиль. В споре о содержании и форме. Флобер предпочитал форме:"Нет ни плохих, ни хороши их сюжетов. Качество произведения зависит не от сюжета, а от его выполнения"Писатель нарушил канонические правила построения сюжета: экспозиция романа почти вдвое больше основное действие. Главная героиня трижды п роходила путь от вызревания мечты до ее краха: она создала представление о некоем идеальном мире, искала его вокруг себя и не могла найти. Острое разочарование разбило ее сердце, стало причиной отвращения к жизни. Этот негативный урок ничего ее не научил:. Эммы душа снова начала жить иллюзиями, которые обречены на гибель под давлением вульгарной реальностигарної реальності.

. Тема романа: вульгарно-обыденное, косное жизни французской провинции

. Идея: протест против эгоизма, бездуховности, черствения; утверждение моральных и духовных ценностей человека

Автор поднял вечный конфликт между реальным и идеальным и мастерски отразил внутренний мир героини. Разрыв между реальностью и иллюзией, жизнь в самообману, желание представить себя другим, чем она была наспех правде, стали причинами трагического финала. Это явление оказалось настолько типичным, что впоследствии получило названиеу "Бова-ризм" . Флобер психологически мотивировал каждый поступок персонажей, отказавшись от характерного для раннего реализма изображения господствующей страсти

. Эмма - дочь фермера. Свою героиню автор не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Когда ей исполнилось тринадцать лет, отец отдал ее в монастырь. Там под влиянием бульварных романов сформ мувалася ее идеальная мечта: в будущем на нее ждать красивой жизни и возвышенная любовь. В реальной жизни она увидела вокруг себя только скуку, серость и пустоту фермерского быта ей суды лося жить в сонном. Ионвили в среде тучных плотью и душой обывателей, с мужчиной, которого она не любила. Конечно, идеал. Эммы, ее мечты и порывы в чем-то даже смешные, но она вкладывала в них с ной душу, она действительно страдала, по-своему протестуя против жизни"цвета плесени"Эмма не могла убежать от прозы жизни, даже основной мотив самоубийства - нехватка денег на красивую жизнь - остат очно развеял иллюзии. Разбитые представления о супружеской жизни как романтический полет души, погибла мечта об идеальной любви, надежды хоть"жалкого счастья"было потолочене. Рудольфом,. Леоном и. Лере. Одна ково закончились все надежды героини, все три истории ее нравственно-духовного упадокї морально-духовного занепаду.

. Композиция произведения циклическая:

I часть - жизнь. Эммы и. Шарля в браке; свадьбы

II часть - знакомство с. Леоном, отношения с. Рудольфом

III часть - взаимоотношения с. Леоном, смерть героини

Флобер скорее сочувствовал. Эмми, чем осуждал ее. Писатель в стремлении быть беспристрастным произвел необъективный стиль. В книге не было лирических отступлений, авторских комментариев и вмешательств. Действительность по оказана с точки зрения разных персонажей. Представленные образы-символы (свадебный букет, печать с девизом"Любовь в сердце", зеленый шелковый портсигар, расписка от мадам. Лампрер, дорожные принадлежности, песня нищету ака т.д.). Так, песня нищего символизировала путь и финал нравственного падения героини. В. Флобера описаний очень мало, преобладали детали. Мы не найдем развернутого описания внешности героини, передано лишь вр аження от нее. Шарля,. Леона,. Рудольфа. Авторское отношение наблюдалось лишь в отборе характерных деталей и тонких оттенков слов. Для прозаика принципиально важным было отсутствие прямолинейно сформ. Ован авторской позиции, ведь читатель имел все понять и оценить сагнути і оцінити сам.

. Шарль. Бовари был завершенным образом, в котором воплощены ограниченность и мещанская самодовольство. Но оказалось также, что этот примитивный и смешной. Шарль был способен на глубокое и сильное чувство, он продолжал любить и жену даже после ее смерти, а раскрытие того, что она ему изменяла, привело его к тихому идиотизма. Он начал вызывать не только иронический смех, но и сочувствие, стал трогательныхим.

. Священник. Бурнизьен . Общественная функция священника - быть наставником, уметь исцелять страждущие души. Но он меньше к этому был способен. У него лучше получается лечить коров. Среди своих прихожан он имел репутацию хорошего в ветеринара. Когда. Эмма, переживая душевный кризис, обратилась за советом к своему духовному пастырю, он посоветовал ей выпить воды с сахаром. Итак, это еще одна из гримас"быта провинциипровінції".

. Рудольф . Разочарованная. Эмма, сначала подсознательно, а потом на практике изменила. Шарлю. Она надеялся, что хотя бы любовник действительно ее мечты, но опять ошиблась. Рудольф - эгоистичный самец, который смотрел на женщин к как на развлечение. В любви. Рудольфа не было ничего романтического, а только поиск телесных наслаждений. Эмма не чувствовала фальши его словам. Отвращение к. Шарля толкнула ее в объятия этого циничного донжуана. От варительно го она ждала широких жестов, но ее избранник - человек другого типа, чем тот, которым она представляла, и результатом ее очередного разочарования стал нервный зрий зрив.

. Леон - второй любовник. Эммы, полная противоположность предыдущему. Этот юноша привлекал ее своей чистотой, неопытностью в сердечных делах. Вот кто будет любить ее - это станет наградой за все ее страдания. С ним она полностью бы воплотила свою мечту. Однако это счастье - лишь видимость. Реальность снова готовила. Эмми сокрушительный удар, на этот раз смертельный. Леон оказался слабым человеком, ему пообещали повышению я по службе с условием, что он никогда больше не увидится с любовницей. Леон согласился ее также обременяли финансовые проблемы. Это стало причиной ареста и распродажи имущества. Боварина. Боварі.

. Ростовщик. Лере - очень обычный, будничный и мелкий хищник, паук, тихонько плел свою паутину, в которой и запуталась неопытная. Эмма. Выждав момент, он накинул на свою жертву паутину и стал непосредственно причиной ее самоубийства.

. Основная мысль произведения: в жизни человек должен иметь свой идеал, стремиться к чему-то светлому, чистому. Человек должен верить в реальность своей жизни, видеть и ценить его красоту, прелесть. Психологизм. Флобера граничил с натур ралистичним изображением действительности, но главным для него оставалось социальное. Поэтому это не просто зарисовка из жизни отдельного человека или провинции, а широкая картина жизни. Французского обществтва.