Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.

Маленькому Васе не понравилось, что в училище строгая дисциплина. И после первых уроков он собрал свою котомку и пошел пешком из Красноярска домой в Сухой Бузим. Мальчик успел отойти от города на девятую версту, когда его догнала повозка матери – женщина задержалась в городе по делам.

Мама очень расстроилась и заплакала, Вася тоже расплакался. Успокоившись, они договорились, что ничего не расскажут отцу, а Вася вернется в училище. Мальчик согласился, и его увезли обратно.

Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.

Портрет мамы Сурикова, написанный им

Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.

Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.

До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

“Покорение Сибири Ермаком”

Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.

Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.

От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.

Первый – хозяйский этаж дома-музея Сурикова

Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.

Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.

Второй – гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.

Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Петр Кузнецов с семьей

Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно

Дорога от Красноярска до Петербурга тогда занимала три месяца.

Кузнецов продолжал помогать художнику и во время учебы. Он купил его первую большую работу «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Меценат заплатил за нее 100 рублей, это были большие деньги, после смерти отца семья Суриковых жила на 13 рублей в месяц. Василий сразу же отправил 50 рублей домой.

“Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге”

Также во время учебы художник написал несколько работ на библейские сюжеты. После работы «Пир Валтасара» о Сурикове в Петербурге некоторое время говорили. За картину «Милосердный самарянин» художник получил золотую медаль и подарил своему благодетелю Кузнецову. После окончания академии Суриков оказался в числе лучших выпускников, которым предложили большой государственный заказ – написание картин для Храма Христа Спасителя.

“Пир Валтасара”

Для работы Сурикову пришлось переехать в Москву. И он написал несколько картин о Вселенских соборах, которые проходили начиная с 325 года. С этими работами связана еще одна загадка. Когда Храм Христа Спасителя был взорван, все работы оказались уничтожены.

А в ХХ веке, после Великой Отечественной войны одна из картин, на которой изображен четвертый Вселенский собор, была обнаружена в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Кто, когда, при каких обстоятельствах вынес из храма полотно размером четыре на четыре метра, до сих пор остается загадкой.

Четвертый Вселенский Собор

За работу над оформлением храма Суриков получил огромные деньги – 10 000 рублей.

Время действия, которое изображено на картине, датируется 325 годом, когда большинство христиан были евреями, армянами, сирийцами и греками. Соответственно тип лица у них сильно отличается от европейского. И, чтобы изобразить своих персонажей, Суриков ходил на базар, знакомился с греками, армянами и писал с натуры.

Однако заказчикам такой ход не понравился, и художнику во многом пришлось подстраиваться под их требования. Это был его первый и последний опыт работы на заказ.

Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену

Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.

Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.

«Утро стрелецкой казни» он продал за 8 000 рублей, «Боярыню Морозову» за 15 000, «Переход Суворова через Альпы» за 25 000, «Покорение Сибири Ермаком» – 40 000 рублей.

Автопортрет на фоне картины “Покорение Сибири Ермаком”

Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.

Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.

Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.

Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст

В Петербурге Суриков познакомился со своей будущей женой француженкой по отцу Елизаветой Шаре. Он всю жизнь считал, что ему очень повезло. Елизавета смогла создать комфортные условия для его творчества и родила двух дочерей – Ольгу и Елену.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Но любимая жена ушла из жизни, когда девочки были еще маленькими. И Суриков не мог простить себе этого всю жизнь. После создания «Боярыни Морозовой» он решил впервые свозить жену в Сибирь и показать родные места. Дальняя дорога на лошадях, пароходами по рекам жарким летом плохо сказалась на здоровье Елизаветы, так как она с рождения страдала пороком сердца. Вернувшись из Красноярска, она тяжело заболела и умерла.

Портрет О.В. Суриковой

Для Сурикова это стало ударом, он каждый день ходил на кладбище, бесконечно заказывал панихиды, много читал Библию, думал о вере и почти не мог писать. Коллеги по цеху тогда решили, что художник больше ничего не создаст.

Спас художника родной брат. Он, никогда не выезжавший из Красноярска, приехал в Москву, чтобы его утешить, занялся племянницами и уговорил его вернуться в Красноярск. На родине брат же подал ему идею написать картину о старинной масленичной забаве «Взятие снежного городка». Эта работа возродила Сурикова. Он свозил ее на выставки в Москву, в Петербург, в Париж. Картина до сих пор путешествует – ее выставляют в разных городах мира.

“Взятие снежного городка”

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Он сам был из той эпохи. Это помогало ему искать и видеть нужных натурщиков, писать не людей в старинных костюмах, а действительно персонажей той эпохи, о которой идет речь в полотнах. И вот это его пребывание в двух временах уникально и неповторимо.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.

“Утро стрелецкой казни”

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.

К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

“Боярыня Морозова”

Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

“Меншиков в Березове”

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.

На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:

«В вере Христовой все предусмотрено, ничего без ответа не оставлено. Чего же искать в так называемой философии? Вера есть дар, талант, не имеющего этого дара – трудно научить. Вера есть высший дар из всех даров земных. Никакой изобретательный гений земли не сравнится с ним».

“Благовещение”

Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.

В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.

На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.

Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее

Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.

Светлана Хустик

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Родина Василия Сурикова - город Красноярск. Его отец, Иван Васильевич, служил в уездном красноярском суде, а мать, Прасковья Фёдоровна, вела домашнее хозяйство. Семья принадлежала к сословию енисейских казаков, пришедших когда-то в суровые сибирские края с южного Дона. Сам Суриков впоследствии говаривал: «Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более чем 200-летнее».

Семья потеряла кормильца в 1859 году, когда мальчику было 11 лет. Мать осталась с тремя детьми: Васей, Катей и трёхлетним Сашей. Со смертью отца начались материальные трудности. Прасковья Фёдоровна вынуждена была сдавать в аренду 2-й этаж их дома, построенного мужем в 1830-е годы. Этот дом из крепчайшей сибирской лиственницы уцелел, сейчас в нём находится музей художника.


Символично, что фамилия «Суриков» совпадает с названием краски «сурик» красно-оранжевого или красно-желтого цвета. А рисовать Вася начал очень рано. В 6-летнем возрасте сумел скопировать портрет Петра I. Самое раннее из сохранившихся известных произведений Сурикова - акварель «Плоты на Енисее», которую он написал в 14 лет. Она находится в красноярском музее художника.

Василий Суриков. Акварель «Плоты на Енисее».1862

Художественное образование Василия Сурикова

Первые уроки рисования Василию давал преподаватель местного училища. По его окончании Суриков хотел бы продолжить художественное образование, но не позволяли финансовые проблемы в семье. Поэтому Василий поступает на работу писцом в губернское управление.

На удачу, его рисунки попались на глаза губернатору Павлу Замятину, который познакомил Сурикова с местным золотопромышленником и меценатом Петром Кузнецовым. И тот предложил оплатить Сурикову обучение живописи в Петербурге.

Суриков учился у художника Петра Петровича Чистякова, замечательного педагога, который взрастил целую плеяду талантливых русских живописцев: Серова, Крамского, Репина, Поленова.

Покровитель молодого Сурикова Петр Кузнецов продолжает ему помогать. Он приобретает его картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», которую тот написал во время учебы в Академии. В летние каникулы 1873 года приглашает подопечного пожить на принадлежащих ему приисках в соседней с Красноярском .

Василий Суриков. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1870

Творчество Василия Сурикова

В 1875 году Василий Иванович Суриков заканчивает Академию художеств и начинает самостоятельную творческую жизнь. Он выполняет первую и последнюю работу на заказ - картины для Храма Христа Спасителя в Москве. В дальнейшем он самостоятельно определяет, что ему писать.

В 1877 году Суриков покидает Петербург и переезжает в первопрестольную столицу. В патриархальной Москве Суриков почувствовал себя на своём месте. Облик древнего города, грандиозные события, происходившие некогда в нём, соответствовали его тяге к историческим сюжетам. Он писал:

Так появилось первая крупномасштабная картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». Он работал над ней в течении 3-х лет, а по завершении вступил в Товарищество передвижников.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881

Суриков продолжил развивать историческую тематику в своих произведениях. Хотя некоторые критики обвиняли художника в чрезмерной многофигурности его эпических полотен, сравнивая их с многоцветными коврами, на самом деле каждый из героев его картин - это индивидуальный психологический образ. За свою творческую жизнь Суриков написал не так уж много портретов, но по факту персонажи его исторических картин таковыми и являются. Он подолгу искал и очень тщательно отбирал натурщиков для своих полотен. Так моделью боярыни для полотна «Боярыня Морозова» стала его тётя, а для старшей дочери Александра Меншикова Марии в картине «Меншиков в Берёзове» позировала жена Елизавета.

Василий Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883

В 1883 году картину «Меншиков в Берёзове» приобрёл для своей галереи выдающийся коллекционер Павел . На полученные от продажи картины деньги Суриков с семьёй отправляется в поездку по Европе. Василий Иванович осмотрел великолепные собрания произведений искусства Дрезденской галереи и Лувра. Елизавета Августовна смогла поправить здоровье в этом путешествии по европейским странам с более мягким климатом..

Личная жизнь и именитые потомки Василия Сурикова

Василий Иванович Суриков и Елизавета Августовна Шаре (1858-1888) поженились в 1878 году. Можно сказать, что их познакомила любовь Сурикова к музыке. Он увидел свою будущую жену в католическом храме, куда приходил послушать орган. Елизавета была наполовину француженка, она воспитывалась на французский манер и по-русски говорила с акцентом. У четы родилось дочери: Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963).

Елизавета Августовна - жена Василия Сурикова

Счастливый брак прервался после 10 лет супружества. Слабая здоровьем Елизавета Августовна не смогла справиться с болезнью и умерла в Москве в 30-ти летнем возрасте после возвращения из поездки на родину мужа.

Василий Иванович тяжело переживал уход любимой супруги и корил себя за то, что взял её в путешествие в суровую Сибирь. В те времена на дорогу до Красноярска уходило около 1,5–2 месяцев, что оказалось слишком трудно для болезненной женщины. Суриков оказался однолюбом. Он никогда больше не женился и самостоятельно вырастил детей.

По линии старшей дочери Ольги потомкам передалась творческая мощь художника Василия Ивановича Сурикова, которая продолжает вовлекать в свою орбиту талантливых людей из сферы искусства. Ольга вышла замуж за русского живописца Петра Петровича Кончаловского. Их дочь, внучка Сурикова, Наталья Кончаловская - известная детская писательница, поэтесса и переводчица. Мужем Натальи Петровны был поэт Сергей Владимирович Михалков. Их сыновья, Андрей Кончаловский и Никита Михалков, стали кинематографистами. Многие члены обширной династии Михалковых-Кончаловских реализуют себя на творческом поприще.

Василий Иванович Суриков скончался в Москве 19 (по новому стилю) марта 1916 года от болезни сердца. Говорят, что его последними словами была фраза: «Я исчезаю». Похоронен, как и просил, на Ваганьковском кладбище рядышком с незабвенной женой.

Картины Василия Сурикова

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891


Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899


Василий Суриков. Степан Разин. 1906


Василий Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912


Василий Суриков. Портрет дочери Ольги Суриковой в детстве. 1888




Василий Суриков. Букет. 1884


Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895

Василия Суриков. Зима в Москве. 1884-1887

Василий Суриков. Портрет княгини П. И. Щербатовой. 1910




Василий Иванович Суриков родился в 1848 году 12 (24) января в сибирском городе Красноярске. Предков Сурикова считают одними из основателей города. Они участвовали в знаменитом бунте против царского воеводы Дурново. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским. Сам художник гордился казачьим происхождением, любил рассказывать о своих смелых и вольнолюбивых предках.

Отец художника был гражданским служащим. Прасковья Федоровна Сурикова, мать художника, также происходила из старинной казачей семьи Торгошиных, именем которых называлась целая станица на Енисее, против Красноярска. Семья Суриковых жила небогато. Был у них свой небольшой деревянный дом, выстроенный в тридцатых годах. Детство оставило в душе художника неизгладимые впечатления.

В 1854 году отец Сурикова по службе был переведен из Красноярска в село Сухой Бузим, и вся семья отправилась с ним. "В Бузимовке, - вспоминал художник, - мне вольно было жить. Страна была неведомая. Степь немереная...И медведей полно. И масленичные гулянья и христославцы. У меня с тех пор прямо культ предков остался..."

В 1856 году родители решили отдать Сурикова в приготовительный класс 1-го Красноярского училища, поселив на квартире тетки, Ольги Матвеевны Дурандиной. Сначала школьная жизнь показалась мальчику невыносимой. В школе практиковались телесные наказания, учителя наводили ужас. Суриков тосковал по семье. Он решл бежать к родным. По дороге он встретил мать, которая и вернула его обратно в училище.

Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Он учился отлично, переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году блестяще окончил училище. Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования, которые преподавал Николай Васильевич Гребнев. Заслуга его в том, что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, горячо в него уверовал, много работал со своим учеником. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого совершенства.

В 1859 году умер отец Сурикова. После этого семья вернулась в свой дом, в Красноярск. Жизнь стала труднее. Сурикову пришлось поступить на службу в канцелярию. Всем хозяйством занималась мать. Кроме сестер у художника был младший брат Александр. По семейной традиции они все собирались за столом по вечерам. Суриков с детства был очень любознательным, заинтересованным жизнью. Лаконизм и точность образов присуще языку Сурикова. Эти качества ярко сказались в его живописи.

От раннего сибирского "доакадемического" периода жизни Сурикова до нас не дошло ни одной работы, за искючением нескольких рисунков, сделанных с гравюр различных картин "Благовещенье" В.Боровиковского и "Ангел с кадилом" Т.Неффора.

В 1866 г. сестра Сурикова Катя вышла замуж и поселилась с мужем в с.Тесь. В конце лета Василий Суриков ездил к ним в гости и там работал, написал с натуры 15 этюдов. Но в дальнейшем судьба этюдов неизвестна.

В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Золото-промышленник П.И.Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Там он поступил в Петебургскую Академию. Первая самостоятельная работа Сурикова, без наставников, появляется в 1870 году, изображает петербургский пейзаж, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом. "Я долго ходил, - вспоминал Суриков, - на Сенатскую площадь - наблюдал. Там фонари тогда рядом горели, и на плошади - блики". Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым.

В 1874 году, как программу на Большую золотую медаль, Суриков задумал написать "Клеопатру", но ограничился одним, правда детально проработанным, эскизом. Очевидно, уже тогда Суриков начал чувствовать холод академических тем, никак не связанных с его внутренним миром.

За год до окончания Академии художеств Суриков написал картину "Княжеский суд " (1874 год). В ней он запечатлел сцену из древнерусской народной жизни. Князь творит расправу над своими подданым. Почему художник остановился на этой теме - неизвестно, так же как неивестно, как он над ней работал. В ней он затронул огромную тему ломки старого быта. В следущем году Суриков написал программную работу, доставившую ему Большую золотую медаль: "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста " (1875 год). Большая работа, около двух метров в ширину, очень величественная работа.

В этом же году Суриков окончил Академию. Он получает заказ в строившемся в Москве храме Христа Спасителя - написать в четырех пилонах четыре первых Вселенских собора. Сурикову пришлось переехать в Москву. После этой работы Суриков стал безраздельным и полновластным хозяином своей жизни, решительно отвергая в дальнейшем заказы и служебные должности.

Около того же времени Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ. В его суровом сердце всегда жила глубокая привязанность к семье, жене, детям, матери. Эта большая любовь к близким выразилась в картине "Утро стрелецкой казни ". Художник как бы лично пережил страшную человеческую трагедию, изображенную им.

Начавшая радостная семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволяли художнику всецело отдаться творчеству. В Москве окончательно оформилось мировоззрение Сурикова, определился особенный характер и стиль его исторической живописи. На творчество художника повлияли работы русского художника Александра Иванова.

В 1883 году появляется еще одна знаменитая картина Сурикова "Меншиков в Березове ". В этом же году она была выставленна на Передвижной выставке. "Появление ее, - пишет Нестеров, - когда-то вызвало большое разногласие как среди художников, так и среди общества. Умный, благородный, справедливый, равно требовательный к себе и другим, Крамской, увидав "Меншикова ", как бы растерялся: встретив, спускаясь по лестнице, идущего на встречу Сурикова, остановил его, сказал, что "Меншикова " видел, что картина ему непонятна - или она гениальна, или он с ней еще недостаточно освоился. Она его и восхищает и оскорбляет своей безграмотностью: "Ведь если ваш Меншиков встанет, то пробьет головой потолок..."

Однако Суриков сознательно стремился достигнуть именно такого впечатления грандиозности фигуры Меньшикова. После темной гаммы "Меншикова " картина "Боярыня Морозова " поражает своим светлым, очень сложным тоном. Глубина композиционного замысла потребовала от художника пятилетней работы. Еще в детстве он слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся.

"Боярыня Морозова " тоже была на Передвижной выставке, после чего водворилась в Третьяковской галерее и заняла там, соответственно своим достоинствам, центральное место.

Летом 1887 года Суриков с семьей ездил в Красноярск, где написал портрет матери, также находящийся в Третьяковской галерее.

В начале сентября 1887 года Суриковы вернулись в Москву. Художник горел новыми замыслами, которым не скоро суждено было осуществиться. Слабая здоровьем жена Сурикова слегла в феврале 1888 года, и после двухмесячной тяжелой болезни 8 апреля ее не стало. Художник необычайно тяжело переживал эту потерю. Искусство он оставил.

Летом брат Сурикова Александр приехал в Москву. Он всячески старался вернуть художника к жизни, оторвать его от гнетущих воспоминаний и дум. В конце августа брат уехал обратно в Красноярск, и художник остался один. Он опять погрузился в тяжелые свои думы, в заботы о маленьких дочерях. Работать он не мог. Мать и брат настаивали, чтобы он переехал в Красноярск. Суриков послушался этого совета, распродал обстановку, уничтожил часть работ, сохранив лишь самые ценные. В Красноярск он приехал в мае 1889 года вместе с дочерми.

В тот период он написал лишь одну работу "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом ", ей он выражал неотступную душевную потребность. А в 1893 году Суриков нашел возможным показать картину на Передвижной выставке. Художник, посвятивший все свое творчество историческим драмам, увидел, что на свете существует и простое веселье, удаль, смех. Жизнь открылась перед ним в небывалой широте.

Особое место в творчестве Сурикова занимали портреты. Писал он их в моменты отдыха. В них он изображал простих, обыкновенных людей, ничем не знаменитых, но хорошо ему знакомых и дорогих сердцу. Портреты Сурикова, в том числе и автопортреты, положительно поражают своей обыденностью. Все они написанны будто для тесного семейного и дружеского круга.

Суриков никогда не брал заказы на портреты. Но он часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе.

Живя зимой 1889-90-х года в Красноярске, наблюдая тамошние зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать "Взятие снежного города ", изобразим излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности. Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, красиво сложенной, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятсвует не только высокая стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, старающиеся испугать коня.

Позировали для картины так же близкие и знакомые Сурикову люди. Картина появилась на свет в 1891 году. В этой картине зародилась новая тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы.

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Касноярска в Москву. Законченный "Снежный городок " он привез с собой и весной 1891 года выставил его на Передвижной выставке. Она была куплена коллекционером В.В.фон Мекком, а потом приобретена Русским музеем в Петербурге.

В Москве Суриков начал новую картину "Покорение Сибири Ермаком ". Она писалась довольно долго. Лето 1891 года художник провел в Красноярске, где собирал материал для "Ермака ". Зимой 1891-92 года картина была начата.

В 1892 году Суриков снова жил в Сибири. На этот раз он задержался в Тобольске. Потом уехал в Минусинск за поиском материала. Там было написано много этюдов татар. Вернувшись в Москву Суриков поменял маленькую съемную комнатку на просторную квартиру. В декабре 1892 года художник на короткое время прервался от "Ермака ", чтобы подготовить к выставке "Исцеление слепорожденного ". Но уже в начале 1894 года он сообщает брату: "Теперь я опять принялся за "Ермака "...Радуюсь, что много этюдов для него написал".

В 1893 году Суриков ездил на Дон к казакам. Там он писал этюды для "Ермака ". Летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где так же писал этюды.

Многие считали это лучшей работой Сурикова. Действительно, в "Ермаке " Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.

За последние два десятилетия жизни Суриков написал ряд портретов близких ему людей и сделал множество эскизов исторических композиций. Закончены же были только две исторические картины: "Переход Суворова через Альпы " (1899 год), и "Степан Разин " (1906 год). Последняя далась Сурикову труднее всего. Много раз передумывал идею, эскизы.

В 1911 году Суриков обратился мыслями к другому вождю крестьянского восстания - Емельяну Пугачеву, исполнив рисунок, изображающий Пугачева в клетке. По-видимому, этот эскиз является единственным. В наследии художника остались и многочисленные эскизы на чисто исторические темы, но ни один из них не превратился в картину.

Суриков умер в 1916 году 6 марта в Москве и погребен на Ваганьковском кладбище, рядом о своей женой.


Гениальный художник 2-й половины 19-го века, совершивший подлинный переворот в исторической живописи своего времени. Основным героем исторических полотен Сурикова стал народ.

Суриков родился в Сибири, в Красноярске, произошел от вольных казаков, чем очень гордился. Окружающая сибирская действительность очень отличалась от центра России, там еще остались следы седой древности - в быту, обычаях, одежде, архитектуре. Во времена Сурикова еще кое-где сохранились в домах слюдяные окна, дворы, мощеные тесаными бревнами; у охотников в употреблении все еще были кремниевые ружья. Молодежь пробовала силы в кулачных боях.

Суриков помнил, с каким упоением дети слушали рассказы о казачьей вольнице, о походах Ермака, о раскольнице боярыне Морозовой. Все это определило выбор тем для живописи будущего художника, наложило отпечаток на все его творчество.

Суриков любил рисовать с детства. В уездном училище на него обратил внимание учитель рисования. Он стал заниматься с мальчиком специально, рассказывал ему о великих художниках прошлого. Возможности учиться рисованию у юноши не было возможности, надо было зарабатывать на жизнь. Но помог ему сам губернатор Красноярска, он узнал о талантливои юноше и на одном из парадных обедов устроил сбор средств на обучение Сурикова в Академии художеств.

Поступить в Академию с первого раза не удалось, у Сурикова не было необходимой подготовки, во второй раз его приняли вольнослушателем, а через год - действительным слушателем Академии. Учился Суриков с огромным желанием, был среди лучших учеников. По окончании Академии Суриков отказался от пенсионерской поездки и принял заказ из Москвы на выполнение росписей в храме Христа Спасителя.

В Москве художник сразу проникся ее историческим духом. Памятники старины всколыхнули в памяти Сурикова его старые сибирские впечатления, его любовь к русской истории. Он осознал свое призвание быть историческим живописцем, он написал такие знаменитые полотна, как "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в березове", "Боярыня Морозова" и другие.

Проникновенное чувство эпохи, понимание движущих сил истории, восприятие исторических событий с позиции человека, живыми нитями связанного с современночтью, и сделали Сурикова великим историческим художником, равного которому не было в европейской живописи 19-го века.

Суриков знал о Петре I с детства, читал "Полтаву", "Медного всадника" Пушкина. Великолепный памятник Петру Первому на Исаакиевской площади в Петербурге снова напомнил ему о Петре, и он начал с увлечением писать картину. Осенью в 1870 году картину выставили в Академии художеств, и она понравилась публике. Картину купили, и Суриков писал домой, что получит за нее сто рублей и пришлет денег матери.

Это первая малоизвестная картина Сурикова, сюжет которой взят из русской истории. Конечно, первые шаги художника еще нетверды. Здесь изображена историко-бытовая сцена, не имеющая особого значения. Действие происходит в великокняжеской, домонгольской Руси. Происходящее не имеет значения для хода истории. На великокняжеском дворе решается личная судьба людей, которых судят.

На высоком крыльце сидит князь, справа на крыльце - княжеская семья, в глубине навеса блестит оружие дружинников. Слева духовное лицо, - вероятно, митрополит. Ступенькой ниже стоит, полуобернувшись к князю, диакон или священник, грек по национальности, с длинным свитком в руках. По-видимому, он выполняет обязанности секретаря суда и читает обвинение. Поразительна эта живая историческая подробность.

На первом плане - подсудимые и свидетели, истцы и ответчики. Видимо, читаемое слишком сложно для них и с трудом доходит до их сознания. Это домысел, очень близкий к правде.

Дело происходит на заре славянской цивилизации. Совершается ломка быта и понятий. Дикарь в правой стороне картины стоит гордый и не понимающий присходящего. Женщина на коленях умоляет князя, как бога, как идола. Древняя Русь еще пребывает в состоянии язычества.

Первое большое историческое полотно Сурикова. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Расправа с бунтовщиками завершилась в 1698 году казнью более двух тысяч человек, происходившей в разных местах Москвы. Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы.

Но и тут стрелец не покоряется,
Он противится царю, упрямствует.
Отца, матери не слушает,
Над молодой женой не сжалится,
О детях своих не болезнует...

Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Приготовления к казни закончены. К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Суриков изображает стрельца со спины, чтобы не показывать зрителю его лица - лица смертника. Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Выделяются они и своим душевным состоянием. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу.

Суриков писал, что он хотел передать "Торжественность последних минут...а совсем не казнь".

В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо; его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Эта ненависть и привела их к бунту, и до сих пор они находятся во власти этих чувств.

На лице седого стрельца, который машинально перебирает волосы дочери, прощаясь с ней, застыло выражение скорбной муки и вместе с тем твердой убежденности в своей правоте. Но в его облике уже нет ненависти, только отрешенность и тишина. А над всей толпой возвышается фигура стрельца, который прощается с народом.

Однако все переживания и чувства стрельцов, все разнообразие их характеров перекрывает поединок взглядов, которыми обмениваются Петр и рыжебородый стрелец, как бы бросающий в лицо царю свой дерзкий вызов, утверждающий вопреки его грозной воле свою бешеную ярость, свою непримиримость, свою ненависть. В этом поединке - столкновение двух исторических сил, двух правд - Петра и народа.

Суриков изображает Петра не только грозным, но и уверенным в своей правоте, убежденным. Художник написал образ царя овеянным налетом героизма, как бы подчеркивая, что он боролся за дело прогресса, что действовал он в интересах России, а не в личных интересах. И все-таки истинными героями здесь являются стрельцы.

Колорит картины приглушенный, сумрачный, хорошо передает общее настроение события. Суриков намеренно сгустил мглу, окутывающую изображение, чтобы ярче загорелись на этом фоне огоньки свечей в руках осужденных. Их мерцание в холодном сумраке наступающего утра подчеркивает страшный смысл всего происходящего здесь в этот необычный час.

Картина была выставлена 1 марта 1881 года, в день убийства народовольцами Александра II, и вызвала особенно живой отклик. Полотно было куплено П.М.Третьяковым, а сам Суриков стал членом Товарищества передвижников.

Еще одно большое историческое полотно. А.Д.Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Но обстоятельства оказались сильнее его. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии - российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении совершеннолетия жениться на одной из дочерей Меншикова - Марии или Александре. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Однако противникам его удалось взять верх. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Березов. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.

Посвятив свою картину Меншикову. Суриков не свел ее к изображению личной драмы героя. Дыхание истории ощущается в этом произведении художника. Он показал Меншикова в первые месяцы ссылки.

Низкая бревенчатая изба. Слюдяное заиндевелое оконце.Скупо пробивается свет. В углу иконы, зажженные лампады. Меншиков сидит у стола. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму.

Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. И только младшая Александра, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, еще на что-то надеется, у нее еще возможно будущее. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего.

Колорит картины отличается удивительной цветовой насыщенностью и гармонией тонов. Самоцветами сверкают краски во мраке избы: "вспыхивает серебряная парча, теплится свет лампад. блестят золотые иконы, сгустком малинового светится суконная скатерть" (М.Алпатов).

Картина "Меншиков в Березове" была выставлена на 11 Передвижной выставке, была приобретена П.М.Третьяковым. Благодаря этому, Суриков смог поехать за границу совершенствовать свое мастерство.

После поездки из-за границы Суриков начал картину "Боярыня Морозова", над которой работал много лет. В процессе написания художник дважды увеличивал размеры полотна, добиваясь впечатления движенияя саней с Морозовой.

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Реформа вызвала возмущение - в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Церковь раскололась. Поборники старой церкви - раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому - тремя перстами - и признавали только "двуеперстный крест". Они не соглашались по чужеземному образцу стричь усы и бороды; считали, что крестный ход должен ходить только "по солонь" - по ходу солнца и т.д. Раскольников стали преследовать. Их предавали анафеме - церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Но твердо стояли на своем - защищали старые обряды, не принимали ничего нового, иноземного, по их понятиям.

Во главе раскола стоял неистовый протопоп Аввакум, фанатик, которого потом сожгли на костре.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Дочь знатного боярина, она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, человека, близкого к царскому двору, и сама была "в чести у царицы". С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Вскоре боярыня тайно приняла монашеский постриг. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней "увещателей". "Како крестишься и како молитву творишь?" - допрашивали ее "увещатели".

А боярыня Федосья Прокопьевна и сестра ее, княгиня Урусова, которую она тоже увлекла за собой, нерушимо стояли на своем. Тогда заковали их в цепи, бросили на простые дровни (сани) и повезли на пытку. Федосья Прокопьевна, когда ее пытали, говорила так:" Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжению огнем в срубе на болоте! Это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала".

Боярыня Морозова и ее сестра умерли в Боровской земляной тюрьме от голода. Сила боярыни Морозовой была в том, что она слепо верила в свой путь, в свою правду и бесстрашно принимала муки и гибель за эту веру.

В картине Суриков изобразил провоз боярыни Морозовой по улице города. Толпа запрудила улицу. Народ глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. Конечно, есть здесь и противники Морозовой, ничтожные и низменные в своем злорадстве и мелочном удовлетворении. Это попик в шубе с лисьим воротником, оскаливший редкие зубы в издевательски-ехидном смехе, и стоящий рядом богатый купец, откинувшийся в приступе торжествующего хохота.

В центре композиции сама боярыня Морозова, сидящая в санях. Ее черный силуэт отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двумя перстами - символом веры - высоко парит над головами людей.

Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче.Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник - все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу.

Суриков изобразил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу, яркую одежду людей. Картина похожа на пестрый, многоцветный, радостный ковер народных мастеров. И в эту звучную, радужную игру красок резким противоречием врывается черный цвет в одежде боярыни. Это противоречие подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, привносит ноту глухой тревоги и скорби в это полотно.

Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Иногда персонаж находился случайно. На толкучке нашел юродивого. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Почти все женские типы для своей картины нашел на Преображенском старообрядческом кладбище. Но никак не удавался главный образ - самой боярыни. Все получалось не то, не так. И совершенно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. И получилось именно то, что он хотел.

И снова картина Сурикова произвела фурор в обществе. П.М. Третьяков купил и это полотно Сурикова, и так был этому рад, что решил открыть в своей галерее суриковский зал.

Суриков с любовью пишет портрет своей "прилежной" дочки. ...Ей 9 лет. она стоит у белой кафельной печки в красном с горошками платье, с большим белым кружевным воротником. Одну руку приложила к теплой печке, в другой - кукла. Как внимательно, серьезно стоит, "позирует" девочка! Какой чудесный портрет - ласковый, душевный!.

В апреле 1888 года внезапно умерла жена Сурикова, Елизавета Августовна - не только жена, но и самый близкий друг. Суриков писал брату: "Тяжко мне, брат Саша...Жизнь моя надломлена; что будет дальше и представить себе не могу".

Казалось, все умерло, все было потеряно вместе с женой. Он почти перестал работать, почти не виделся с людьми, и только дети еще привязывали его к жизни. "Он нас кормил, и одевал, и водил гулять, и мы трое составляли тесную семью", - вспоминала позднее дочь его Ольга.

А из Красноярска писали и звали домой. Суриков решил ехать. В мае 1889 года он уехал с детьми в Красноярск. Медленно, трудно возвращался художник к жизни, к искусству. Прошло сибирское знойное лето, наступила осень. Девочки пошли в Красноярскую гимназию. Суриков понемногу начинал работать.

Как-то брат посоветовал ему написать картину "Взятие снежного городка". Суриков подхватил эту мысль. "Городок" - старинная народная игра. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот - "угощение из снега". Все это обливалось водой. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости - городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Трещали трещотки, кричали люди, иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Страсти разгорались. Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Тогда все сбивалось в кучу. И защитники, и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, "мыли в снегу".

Как всегда, все хотелось писать с натуры. Суриков провел большую подготовительную работу. А в последний день масленицы, когда в старину обычно "брали городок", Суриков с братом поехали в соседнее село и уговорили молодежь устроить игру. Народу на праздник собралось много, настроение у участников было боевое. И Суриков выбрал для своей картины самый веселый, боевой момент, когда казак под ликующие крики толпы "берет городок".

Суриков писал картину с наслаждением, и каждый мазок, казалось, возвращал его к жизни. Легко, быстро бросал он краски на холст, и под его кистью краска превращалась в праздничный, сияющий цвет.

"Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", - говорил Суриков. И всю глубину и силу своего восхищения богатырской удалью, красотой русского человека вложил он в эту картину.

По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич "полевал" - грабил - в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали "места пустые, леса черные, речки и озера дикие", богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам - купцам Строгановым. Строгановы завели там соляные варницы, понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, который опустошал земли, грабил, угонял в рабство русских людей.

Ермак со своей дружиной пошел к Строгановым в "ратную службу" - охранял их границы, торговые караваны. Когда Строгановы стали собирать "охочих людей", чтобы идти на Кучума, атаман Ермак со своими казаками первый пошел "воевать Сибирь":

Перейдемте мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства бусорманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя-то Кучума во полон возьмем.

Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума - к городу Искер. Завязалась битва великая, и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Атаман Ермак утвердился в ханской столице и "бил челом" царю Ивану Грозному - просил принять сибирскую землю под свою "высокую руку".

Прошло несколько лет. Погиб Ермак - утонул в Иртыше, когда Кучум, как "тать презренный", напал на спящих казаков.
Так кончилась жизнь Ермака, славного атамана казацкой вольницы.
Много поется о нем песен, много рассказывается всяких былей и небылиц. Они с детства запали в душу Сурикова. Так возник замысел будущей картины.

Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Грозному натиску дружины казаков, пестрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Тут и остяки, и вогулы, и сами татары. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя "Спаса", под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Знамя это - подлинно историческое; оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Не раз за долгую историю под знаменем "Спаса" ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).

Колорит картины удивительно красив: краски глубокие, сдержанно-строгие, отвечающие характеру суровой сибирской природы.

Кстати, ученые-искусствоведы совсем недавно выяснили, что Суриков дал картине несколько другое название, которое сейчас вернули этому произведению: "Добровольное прсиоединение Сибири Ермаком".

Славным делам и событиям русской истории посвящена и эта картина. Самобытная натура гениального русского полководца А.В. Суворова заинтересовала Сурикова как яркое проявление русского национального характера.

Суровый и величественный горный пейзаж. Уходящие ввысь, за пределы картины, скалы окутаны седыми облаками. Крутой обледенелый обрыв. Снег. Ледяные уступы обрыва синеватые, полупрозрачные. Горы полуосвещены солнцем. И горы, и снег, и самый воздух - все здесь чужое, суровое.

По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Около Суворова немолодой солдат - в походе он всегда рядом со своим полководцем. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика...Солдатам, кажется, нет конца. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.

Главное в картине - беззаветная храбрость, отвага солдат, которые всегда готовы выполнить любой приказ полководца.

Х удожник Василий Суриков с ранних лет мечтал писать исторические сюжеты. Окончив обучение и выполнив свою первую и единственную заказную работу, Суриков «стал на свой путь» - его кисти принадлежат самые знаменитые исторические полотна.

Художник-«композитор»

Василий Суриков родился в январе 1848 года в Красноярске, его предки в XVI веке пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее» . Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал - пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого . Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты - брусникой.

В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. После окончания училища продолжать свое обучение он не мог - после смерти отца у семьи не хватало денег. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. Замятин нашел ему мецената - золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств .

В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Он ехал с обозом Кузнецова, поэтому дорога заняла два месяца. Будущий художник был не готов поступать в Академию, поэтому несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.

Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» - позже ее приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал в подарок Кузнецову - за эту работу ему присудили Малую золотую медаль. В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Василий Суриков. Меншиков в Берёзове. 1888. Государственная Третьяковская галерея

Живописец-историк

В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву - в то время он работал над четырьмя заказными фресками для храма Христа Спасителя . Изображения «Вселенских соборов» Суриков выполнял в течение двух лет. Больше на заказ художник никогда не писал. В 1878 году он женился на Елизавете Шаре - внучке декабриста Петра Свистунова. В браке у Сурикова родились две дочери - Ольга и Елена.

Суриков вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал - писать картины на сюжеты русской истории. Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» - художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 года.

«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

Василий Суриков

Художник закончил полотно в 1881 году, после чего он вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок.

Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков - так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.

В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений - «Боярыня Морозова». Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы, и долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина - тетка художника. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».

Владимир Стасов

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. Государственный Русский музей

«Великий художник, воинствующий реалист»

В апреле 1888 года умерла жена Сурикова. Художник вместе с двумя дочерьми уехал в Красноярск - там он написал картину «Взятие снежного городка». За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

В Красноярске художник начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» - этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а завершил свое произведение на Дону. В 1893 году он стал действительным членом петербургской Академии художеств. Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.

Суриков никогда не преподавал, но всегда много общался с молодыми художниками, охотно давал им советы. В 1910 году по инициативе Василия Сурикова и художника Леонида Чернышова в Красноярске открылась школа рисования - Суриков прислал для ее воспитанников учебные пособия из Петербурга.

В 1914 году он сам вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году художник поехал на лечение в Крым.

Василия Сурикова не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю» .

Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске - на родине художника - открыт