Предметом данного исследования является концепт "природа", в связи с этим необходимо обратиться к значению слова "природа".

Природа -- понятие широкое, разностороннее. Мы можем использовать данное слово в различных коммуникативных ситуациях, употребляя его в совершенно разных значениях. Чтобы наиболее точно установить, какое значение этого слова целесообразнее рассматривать при изучении повести В. Г. Распутина "Последний срок", обратимся к источникам, по-разному толкующим понятие "природа".

Так, в толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой можно найти такое определение этого слова: "природа -- 1. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мертвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу(прпост.). 4. перен. чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. Социальных отношений. Вирусная п. заболевания. По природе -- по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы -- от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) - о чем-то обычном: так и бывает." [Ожегов, Шведова 1997: 598].

Большой Российский энциклопедический словарь дает толкование, отличное от того, что приведено в словаре Ожегова, но имеющее и сходные черты: природа , 1) Все сущее, мир в многообразии его форм; 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; здесь природе противопоставляется культура. "Вторая природа" - созданные самим человеком условия его существовования (главное условие в этом случае -- изменение природы человеком, последствия этого не всегда предвидимы). [БРЭС 2003: 1247].

Другие науки рассматривают исследуемое понятие в отличных аспектах. В культурологии понятие природы употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования, так называемая "вторая природа". Часто отношение человека к природе сводится к окультуриванию естественной, нетронутой природы. До начала современной научно-технической революции воздействие человека на природу носило экстенсивный характер (то есть природа не "переделывалась", а просто становилась источником большого количества ресурсов) . Такое вторжение в природу носило негативный характер. Сегодня четко наметился переход к интенсивному природопользованию (Субъект-объектные отношения с природой сменились субъект-субъектными). Теоретической основой этого отношения явилась концепция ноосферы, выдвинутая В.И. Вернадским. [Хоруженко 1997: 395]. Отношения общества с природой и в древности носили противоречивый характер. [Кравченко 2003: 696]. Человек не только был связан с природой гармоничными отношениями, но и предпринимал разрушительные действия по отношению к ней.

В.И. Даль в своем словаре живого великорусского языка приводит такое толкование исследуемого понятия: "Природа -- естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Природа проснулась с зарею. Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, пртвпл. духовность.

Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состояние, стремление или наклонности. Все животные семейства кошек по природе своей кровожадны". [Даль 1995: 439].

Известный философ Владимир Соловьев пишет, что природа понимается в трех главных смыслах:

  • 1) как существенное определение чего-либо, например, природа человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, Божества; в самом общем смысле природа-это сущность (ср. толкования, приведенные в других словарях: природа-это все сущее).
  • 2) Как видимый земной мир, охватывающий совокупность того, что составляет определенную среду и основу человеческой жизни первоначально данную, а не созданную человеком; понятие природы противопоставляется понятию искусства, искусственности (природа-это именно земной, ощутимый мир, с которым контактирует каждый, а не Божественный, невидимый обычному человеку).
  • 3) Природой называется также низшее материальное начало в самом человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее (в этом случае природа - нечто противопоставленное душе, духовности; божественный мир в душе человека противопоставляется "звериному", языческому началу). [Соловьев 1997: 405-406]. Другие русские философы дают свои толкования исследуемого определения. Так, например, В.Е. Кемеров считает, что природа человека -- понятие, выражающее естественное происхождение человека (человек живой, следовательно, он произошел тоже от живого), а также все многообразие человеческих проявлений, отличающих человека от всех остальных живых существ. Между природой человека и человеческой сущностью часто ставили знак равенства; природу человека часто сводят к разумности, морали, воле к власти, творчеству, свободе, отношению к смерти, религиозности. (Это определение разнится с толкованием Соловьева. В данном случае природа человека -- нечто высокое, разумное, практически не имеющее "темного" начала) [Кемеров 2004: 550].

Если обратиться к философскому словарю под редакцией Лутченко, то можно узнать, что слово "природа" произошло от греческого physis, от phyen -- возникнуть, быть рожденным. Словом "природа" обозначается как первоначальная сущность вещи, так и совокупность всех вещей, которые не подвергались изменениям со стороны человека. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам - часть природы. Единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы, исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. [Лутченко 2002: 364].

В литературоведении понятие природы соотносится с термином пейзаж. Пейзаж (франц. Paysage от pays -- страна, местность) -- картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение. В лирике пейзаж может иметь самостоятельный характер, способствуя созданию образа лирического героя. В прозе пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с характером повествования, с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж приобрел важную роль у сентименталитстов, изображающих человека на фоне природы, в противоположность цивилизованному миру, причем природа давалась подчеркнуто эмоционально. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий [Тураев 1989: 124]. В литературе Х1Х в. природа воспринималась как "храм", где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева, заключена "...та общая, бесконечная гармония, в которой все жизни сливаются в одну мировую жизнь" [Тургенев 1988: 516]. Раскрытие тайн мироздания и сущности равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной значимости - магистральная тема писателей от Пушкина и Лермонтова до Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали "истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при "общении" с природой.

Концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно - композиционной и стилевой системами. Литературный пейзаж в произведении может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.

Природа, например, в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого способствует выражению миропонимания писателя. Автор романа, проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих, противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но война всегда вызывала в его душе протест.

Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в 20 веке, в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. К примеру, особый поэтический мир произведения Л. Леонова "Русский лес" - жизнь природы. Лес как центральный "герой" книги и вещественное проявление наделен многочисленными признаками, способствующими раскрытию человеческих лиц. Но судьба знакового героя книги противоречива. Несмотря на то, что история уготовила ему почетное место и имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся службу на пользу общества, часто оказывался в роли "пасынка". А в произведении В. Астафьева "Царь-рыба" выражена позиция писателя-гуманиста, не принимающего как людей с с ограниченными жизненными идеалами, так и жестокое, "пользовательское" отношение к природным кладовым.

Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников -

Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно - художественное значение, "выполняют в произведениях различные эстетические функции, в том числе природоохранную" [Петишева 2007: 15-20].

Изучением концепта "природа" занимаются такие ученые, как Пустовалова А.А., Усачева А.С. Пустовалова А.С. в статье "Концепт "природа" в системе языковой образности поэзии Н. Рубцова" предполагает, что образная репрезентация концепта "природа" как одного из главных элементов концептуальной картины мира в сознании Н. Рубцова раскрывает важнейшие черты его художественно-образной системы, так как выступает в качестве объекта и компонента образности, и определяет идиостиль поэта. Миромоделирующие способности образной лексики в процессе языковой концептуализации выявляют ядерно-периферийную структуру концепта "природа" и характер связей между его компонентами, а также его роль в общей языковой картине мира, отраженной в поэтическом языке Н. Рубцова. Концепт "природа" в системе художественных текстов Н. Рубцова автор определяет как объект своего исследования. В качестве предмета исследования берется рассмотрение средств языковой образной репрезентации концепта "природа" и их системное описание, позволяющее рассмотреть, осмыслить поэтику художественных текстов Н. Рубцова. А.С. Пустовалова ставит перед собой следующую цель: на материале концепта "природа" проанализировать особенности системы языковой образности поэзии Н. Рубцова, которая дает возможность определить, в чем состоит оригинальность языка поэта, выявить языковые модели образности и средства выражения концепта "природа" как главнейшего элемента концептуальной картины мира в языковом сознании поэта. В соответствии с целью автор ставит перед собой следующие задачи:

  • 1) выявить основополагающие черты концепта "природа", его содержание и структуру в научном и бытовом сознании;
  • 2) проанализировать систему ключевых номинаций реалий мира природы, отраженных в поэтических текстах Н. Рубцова;
  • 3) описать лексические средства как выражение концепта "природа";
  • 4) выявить образы природы, содержащиеся в поэзии Н. Рубцова, рассмотрев изобразительно-выразительные средства языка - сравнения, эпитеты, метафоры;
  • 5) выявить возможности образной лексики, связанные с моделированием окружающего мира.

А.С. Пустовалова приходит к следующим выводам:

  • 1. Концепт "природа" занимает значимое место в системе сведений и взглядов человека на мир. В художественной картине мира концепт "природа" соотносим с индивидуально-авторской концептуализацией. В поэзии Н. Рубцова воплощениями концепта "природа" являются такие его ключевые компоненты, как вода, земля, растительный мир (горизонтально ориентированные пространства), атмосфера (вертикально ориентированное пространство).
  • 2. Концепт "природа" может быть охарактеризован в типологическом отношении как фрейм (Фрейм - объемный, многокомпонентный концепт, "пакет" информации воплощаемый значениями слов, связанных ассоциативными связями с другими словами и лексико-семантическими группами). Представителями основного уровня концептуализации автор считает лексемы вода , море, земля, дерево , цветы, человек и т.д. На субординатном уровне концепт "природа" представлен лексемами волна, река, ветер, облако, поле, лес , береза, ива , свет, бор, луг, берег, снег, дождь и др.
  • 3. Слабо репрезентированы такие компоненты концепта "природа", как животный мир (птицы) , огонь .
  • 4. При изображении концепта "природа" в художественной системе

Н. Рубцова немаловажными являются физические - акустические (звук) и зрительные истоки формирования концепта. При зрительном восприятии мира природы наиболее важными обнаруживаются степень освещенности пространства (категория света) и цветовое наполнение.

  • 5. В качестве художественно-выразительных средств отображения концепта "природа" в системе художественного языка Н. Рубцова выступают сравнения, эпитеты, метафоры. Более продуктивными средствами формирования образности, связанной с природой, являются эпитеты и сравнения. Метафорическая образность, напротив, изображена незначительно. Это связано со спецификой восприятия природы Н. Рубцовым - через предметы и признаки, через динамическое ее восприятие как течения, какого-либо действия (движения, говорения и т.п.).
  • 6. Наиболее частотным лингвистическим выражением сравнения являются союзные конструкции. Среди эпитетов доминируют оценочные эпитеты, связанные с характеристиками явлений и предметов, а также психологической оценкой связей человека и природы. В системе метафор превалируют глаголы, представляющие всевозможные действия.
  • 7. Концепт "природа" у Н. Рубцова представляется и как основной элемент для его образной оценки, и как составляющая образных средств для характеристики остальных концептов [Пустовалова 2009: 83].

Усачева А.С. образ-концепт понимает как двуплановая единица, связанную с ассоциативным развёртыванием того или иного концепта, имеющую независимое эстетическое содержание. Образ-концепт не равноправен с образным слоем, выделяемым в содержании концепта, где непременным признаётся анализ когнитивных признаков и мыслительных образов. "Структура" образа-концепта - вариативная организация параметров (функциональных групп) наиболее подробного и последовательного изображения частиц образа. Функциональные группы могут располагать сложным составом и обязаны изображаться как комплект обусловленных подгрупп, имеющих свои сквозные смысловые комплексы.

Изыскание всего корпуса русскоязычных художественных текстов И.Бродского позволило обнаружить, что субстантивные лексические знаки, создающие словесный образ зимы, отображаются в 156 произведениях, то есть более чем в 500 контекстах. Этот лингвистический материал может быть упорядочен в рамках следующих функциональных групп:

Снег, Холод, Время, Пространство, Творчество; двухполюсных: Свет-Тьма, Звук-Тишина, Зима как сезон.

Кроме того, в итоге рассмотрения художественных текстов был выявлен ряд систематически появляющихся сквозных смысловых комплексов, к которым относятся:

Сон (дневные и ночные сновидения); нарушение/неопределённость; потенциальное безумие; страдание; одиночество и утраты; изгнанничество; пустота; сакральность.

Более внушительной группой обнаруживается Пространство, а в группе Холод и трёх подгруппах (Литературные реминисценции, Темнота, Естественные источники света) обнаружено только по одному смысловому комплексу. На основе произведённого анализа можно утверждать, что Пустота, Одиночество и Изгнанничество характеризуются общей идиостилевой принадлежностью, тогда как остальные комплексы присущи именно "зимнем" тексту И. Бродского [Усачева 2005: 70].

В конце 18 века большой интерес в русской литературе вызвали произведения Н. М. Карамзина. Его герои впервые заговорили на простом языке, а на первом плане оказались их мысли и чувства. Новым стало то, что автор открыто выражал свое отношение к происходящему и давал ему оценку. Особой была и роль пейзажа. В повести «Бедная Лиза» он помогает передать ощущения героев, понять мотивы их поступков.

Начало произведения

Окрестности «алчной» Москвы и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бесконечными полями и несколькими небольшими деревеньками - такие контрастные картины предстают в экспозиции повести. Они абсолютно реальны, знакомы каждому жителю столицы, что изначально придает повести достоверность.

Панораму дополняют сияющие на солнце башни и купола Симонова и Данилова монастырей, символизирующих связь истории с простым народом, свято хранящим ее. А еще с начинается знакомство с главной героиней.

Такая пейзажная зарисовка культивирует идиллию деревенской жизни и задает тон всему повествованию. Судьба бедной крестьянки Лизы сложится трагически: воспитанная рядом с природой простая крестьянская девушка станет жертвой все пожирающего города. А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями.

Особенности сентиментализма

Такой подход к написанию произведений не являлся чем-то уникальным: это отличительная особенность сентиментализма. Историко-культурное направление с таким названием в 18 веке получило распространение сначала в Западной Европе, а затем и в русской литературе. Его основные черты:

  • преобладание культа чувства, что не допускалось в классицизме;
  • гармония внутреннего мира героя с внешней средой - живописным деревенским пейзажем (это место, где он родился и живет);
  • вместо возвышенного и торжественного - трогательное и чувственное, связанное с переживаниями персонажей;
  • главный герой наделяется богатыми душевными качествами.

Карамзин стал тем писателем в русской литературе, который довел идеи сентиментализма до совершенства и в полной мере реализовал все его принципы. Это подтверждает характеристика повести «Бедная Лиза», занимавшей особое место среди его произведений.

Образ главной героини

Сюжет на первый взгляд кажется довольно простым. В центре повествования оказывается трагическая любовь бедной крестьянки (то, чего не было раньше!) к молодому дворянину.

Их случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно. В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко. Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный ее обманул. Все действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя героини.

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

Падение Лизы

Но наступает момент, когда на смену чистым, непорочным отношениям приходит физическая близость. Как страшный грех воспринимает все произошедшее воспитанная на христианских заповедях бедная Лиза. Карамзин вновь подчеркивает ее смятение и страх изменениями, происходящими в природе. После произошедшего над головами героев разверзлось небо, и началась гроза. Черные облака закрыли небо, из них полился дождь, словно сама природа оплакивала «преступление» девушки.

Ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, появившаяся на небе в момент прощания героев. Она напоминает о сцене первого признания в любви, когда все казалось ярким, сияющим, полным жизни. Контрастные пейзажные зарисовки на разных этапах жизни героини помогают понять трансформацию ее внутреннего состояния во время обретения и потери самого дорогого сердцу человека. Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в Из незначительной до той поры детали, играющей роль украшения, пейзаж превратился в способ передачи героев.

Финальные сцены повести

Любовь Лизы и Эраста продлилась недолго. Разорившийся и остро нуждавшийся в деньгах дворянин вскоре женился на богатой вдове, что стало для девушки самым страшным ударом. Она не смогла пережить измену и покончила с собой. Героиня обрела покой на том самом месте, где проходили самые страстные свидания - под дубом у пруда. И рядом с Симоновым монастырем, появляющимся в начале повествования. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» в данном случае сводится к приданию произведению композиционной и логической завершенности.

Заканчивается повесть рассказом о судьбе Эраста, так и не ставшего счастливым и часто навещавшего могилу бывшей возлюбленной.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги

При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием - это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет № 1

Прочитайте отрывок из и ответьте на вопросы.

1.Назовите род литературы жанр.

2.К какому литературному направлению

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет № 2

Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей ..» и ответьте на вопросы.

1.Назовите род литературы , к которому относится данное произведение и его жанр.

2.Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой по их сходству. Найдите пример в тексте.

3.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.

4.Какую стилистическую фигуру, основанную на единоначатии, применяет Некрасов в данном стихотворении? Дайте её название, найдите её в тексте.

5.Стихотворение Некрасова основано на противопоставлении. Как оно называется в литературоведении? Что именно противопоставляется в данном произведении?

6. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

7.Как изобразительно-выразительные средства стихотворения помогают поэту передать настроение лирического героя?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ №3.

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и ответьте на вопросы.

1.Назовите род литературы , к которому относится данное произведение, и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина?

3.Как называется вид комического, характерный для данного произведения, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые осуждаются автором? Что именно осуждает автор в данном произведении?

4.Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой по их сходству. Найдите пример в тексте.

5.Как в литературоведении называется преувеличение? Приведите пример из текста.

6.Как в литературоведении называется скрытая насмешка? Приведите примеры из текста.

7.Чем похожа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» на народную сказку и чем отличается от неё?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 4.

Прочитайте отрывок из произведения

1.Назовите род литературы , к которому относится данное произведение Л.Н. Толстого, и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество Л.Н. Толстого?

3.Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении образов и явлений? Найдите пример этого приёма в тексте.

4.В третьем абзаце Толстой использует своеобразный монолог героини для передачи её переживаний. Как в литературоведении называется такой монолог? Найдите в тексте этот отрывок.

5. Какое средство художественной изобразительности использует Толстой в четвертом абзаце для описания поведения Пьера на балу? Назовите термин и найдите пример в тексте.

6.В последнем абзаце найдите слово, с помощью которого автор открыто передаёт состояние Наташи?

7.Какие средства психологизма использует Толстой для выражения состояния героев в этой сцене?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 5.

Прочитайте отрывок из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и ответьте на вопросы.

1.Укажите жанр

2.Каким элементом сюжета является данный фрагмент?

3.Как в литературоведении называется одно из средств создания образа, при котором автор повествует о внешности героя? Назовите термин, найдите пример в тексте.

4.Укажите название элементов композиции, являющихся описанием частей реальной обстановки, в которой разворачивается действие (на улицах города, в доме героя). Приведите примеры из текста.

7.Какие средства психологической характеристики персонажа помогают Достоевскому раскрыть образ героя и каков этот образ?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 6

Прочитайте отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» и ответьте на вопросы.

1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2.Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде капитан Тушин? Каким термином называется в литературоведении противопоставление?

3.Как в литературоведении называется художественное определение? Назовите термин, приведите примеры из текста.

4.Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании ряда синонимов, в котором последующий усиливает значение предыдущих? Назовите термин, приведите пример.

5.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.

6. Как в литературоведении называется значимая подробность, позволяющая дать точную характеристику персонажу? Приведите примеры из текста.

7.Какие средства психологической характеристики персонажа помогают Толстому раскрыть образ героя и каков этот образ?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 7

Прочитайте отрывок из произведения И.А. Гончарова «Обломов» и ответьте на вопросы.

1.Назовите род литературы , к которому относится данное произведение И.А. Гончарова, и его жанр.

2. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите в тексте этот элемент композиции.

3.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.

5.Как в литературоведении называется значимая подробность, необходимая для того, чтобы дать точную психологическую характеристику персонажа? Приведите пример такой подробности, которая трижды встречается в данном отрывке в связи с состоянием Ольги.

6. Как в литературоведении называется художественное определение? Назовите термин, приведите примеры из текста.

7.Как изображение картин природы в этом фрагменте помогает передать состояние героя и авторскую позицию?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 9

Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и ответьте на вопросы .

1.К какому роду литературы

2.Как в литературоведении называются образные определения ? Найдите примеры в тексте.

3.Перечитайте первую строфу . Звуки в ней подобраны так, чтобы мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием? Какие именно звуки создают звуковую сторону образа грозы?

4.Определите размер , которым написано стихотворение.

5.Выпишите из стихотворения устаревшее слово со значением «жемчуг», «жемчужины».

6.Как называется вид тропа , при котором происходит представление неодушевленного предмета как одушевленного? Найдите пример в тексте.

7. Можно ли сказать, что это стихотворение о природном явлении оказывается ещё и стихотворением о человеке? Ответ аргументируйте.

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 9

Ф.И.Тютчева «Я встретил вас» и ответьте на вопросы.

1.К какому роду литературы относится данное произведение? Каков жанр этого стихотворения?

2.Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

3. Как называется средство иносказательной выразительности, дважды использованное поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»).

4.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите пример в тексте.

5.Какой художественный приём, придающий стихотворению особую музыкальность дважды использован в пятой строфе? Найдите эти строки.

6.Определите размер, которым написано стихотворение.

7. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 10

Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта..» и ответьте на вопросы.

1.К какому роду литературы относится данное произведение?

2.Как называется вид звукописи, при котором происходит повторение одинаковых согласных звуков? Приведите пример из текста.

3.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

4.Как называется приём выделения значимого для автора слова, заключающегося в его неоднократном повторении в начале стихотворной строки? Приведите примеры из текста.

5.Какая часть речи отсутствует в стихотворении, рисующем приход весны?

6.Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которой Фет создаёт поэтическую картину весенней природы?

7. Какие чувства испытывает лирический герой данного стихотворения?

Билет №1. Ответы. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

1.Лиро-эпический, поэма.

2.Критический реализм.

3.Пейзаж. «Вода не убирается,…»

4.Сравнение.

5.Эпитет. «Весна ранняя и дружная», «облака дождливые», «зеленым ярким бархатом».

6.Олицетворение. «Земля лежит печальна и нага»

Билет №2. Ответы . Н.А. Некрасов «Я не люблю иронии твоей..»

1.Лирика. Элегия.

2.Метафора. «Кипим сильней», «а в сердце холод».

3.Эпитет. «Тайный холод», «бушующие волны».

4.Анафора (во 2-й строфе).

5.Антитеза «горячо любивших» и «холода и тоски» в сердце.

6.Ямб

Билет №3. Ответы. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том,..»

1.Эпос. Сказка.

2.Критический реализм.

4.Метафора: «сердца у них весело играли»

5.Гипербола: «стал даже в пригоршне суп варить»

6.Ирония: «..пришло даже на мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку?», «Встал мужичина…»

Билет №4. Ответы. Л.Н. Толстой «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)

1.Эпос. Роман-эпопея.

2.Критический реализм.

3.Антитеза. «Сырой, холодный воздух» и «теснота … кареты» и «освещенные залы» предстоящего бала.

4.Внутренний монолог.

5.Сравнение: «как бы он шёл по толпе базара»

6. Радость.

Билет №5. Ответы. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

1.Роман.

2.Экспозиция.

3.Портрет.

4.Пейзаж, интерьер.

5. Внутренний монолог.

6. Художественная деталь

Билет № 6. Ответы. Л.Н. Толстой «Война и мир»

1.Эпопея.

2.Наполеон, антитеза.

3.Эпитет: «Слабый», «тоненький», «нерешительный»

4.Градация: «Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, …»

5.Внутренний монолог

6.Художественная деталь: «Маленькая ручка», «слабый, тоненький, нерешительный голосок», «трубочка»-«носогрелка».

Билет № 7. Ответы. И.А. Гончаров «Обломов»

1.Эпос. Роман.

2.Пейзаж.

3.Внутренний монолог.

4.Антитеза

5.Художественная деталь, платок.

6.Эпитет: «невидимая, мелкая работа», «торжественный покой»

Билет № 8. Ответы. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

1.Лирика.

2.Эпитет: «раскаты молодые», «поток проворный».

3.Аллитерация, звукопись.

4.Ямб.

5. «Перлы»

6.Олицетворение: «резвяся, играя»

Билет № 9. Ответы. Ф.И. Тютчев «Я встретил вас..»

1.Лирика. Элегия.

2.Противопоставление, контраст.

3.Метафора.

4. Эпитет: «милые черты».

5. Анафора.

6.Ямб.

Билет № 10. Ответы. А.А. Фет «Это утро, радость эта..»

1.Лирика

2.Аллитерация.

3. Хорей

4.Анафора.

5.Глаголы

6.Пейзаж

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 6.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее.

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это , как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

Круши, ребята! -- приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

Вишь, пыхнул опять, -- проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, -- теперь мячик жди -- отсылать назад.

Что прикажете, ваше благородие? -- спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

Ничего, гранату... -- отвечал он.

"Ну-ка, наша Матвевна", говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя ; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

Ишь, задышала опять, задышала, -- говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! -- говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. (Л.Н Толстой «Война и мир»).

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 8

Ф.И. Тютчев

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 4

Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.

В зале стояли гости, теснясь перед входной дверью, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.

«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», - подумала она.

Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 5.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, -- нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

"На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -- подумал он с странною улыбкой. -- Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это ? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!"

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили

отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 2

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

Н.А. Некрасов

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 7

Обломов пошёл в обход, мимо горы, с другого конца вошёл в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.

«Она пройдёт здесь, - думал он, - я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».

Он ждал с замирающим сердцем её шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а всё, казалось, лежит в торжественном покое.

Между тем в траве всё двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, всё равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.

Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно всё повторяет один и тот же звук, может быть зовёт другую.

Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из неё раздаётся неумолкаемый треск...

«Какая тут возня! - думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. - А снаружи так всё тихо, покойно!..»

А шагов всё не слыхать. Наконец, вот... «Ох! - вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. - Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»

Ольга шла тихо и утирала платком слёзы; но едва оботрёт, являются новые. Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может. Обломов не видал никогда слёз Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.

Он быстро пошёл за ней.

Ольга, Ольга! - нежно говорил он, следуя за ней.

Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.

Он пошёл рядом с ней.

Вы плачете? - сказал он.

У ней слёзы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу, разразилась рыданием и села на первую скамью.

Что я наделал! - шептал он с ужасом, взяв её руку и стараясь оторвать от лица.

Оставьте меня! - проговорила она. - Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чём? Вы правы: да, всё может случиться.

Что делать, чтоб не было этих слёз? - спрашивал он, став перед ней на колени. - Говорите, приказывайте: я готов на всё...

Вы сделали, чтоб были слёзы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите! - говорила она, махая себе платком в лицо.

И.А.Гончаров «Обломов»

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 2

Н.А. НЕКРАСОВ

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 3.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...

А что, ваше превосходительство, - сказал он радостно, - если бы нам найти мужика?

То есть как же... мужика?

Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

Ка́к нет мужика - мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!»

Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем мужичина-лежебок.

Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы.

Не позволите ли теперь отдохнуть?

Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются. М.Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ БИЛЕТ № 1.

Недаром наши странники
Поругивали мокрую.
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут - хоть волком вой!
Не греет землю солнышко.
И облака дождливые,
Как дойные коровушки.
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,
А пуще жаль скотинушку;
Скормив запасы скудные,
Хозяин хворостиною
Прогнал ее в луга,
А что там взять? Чернехонько!
Лишь на Николу вешнего
Погода поуставилась,
Зеленой свежей травушкой
Полакомился скот.

День жаркий. Под березками
Крестьяне пробираются,
Гуторят меж собой:
«Идем одной деревнею,
Идем другой - пустехонько!
А день сегодня праздничный,
Куда пропал народ?..»
Идут селом - на улице
Одни ребята малые,
В домах - старухи старые,
А то и вовсе заперты
Калитки на замок.
Замок - собачка верная:
Не лает, не кусается
А не пускает в дом!

Прочитайте отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и ответьте на вопросы.

1.Назовите род литературы , к которому относится данное произведение, и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество Некрасова?

3. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите его в тексте.

4.Укажите название изобразительно-выразительного средства: «И облака дождливые, как дойные коровушки..», «Земля, как мертвец без савана, лежит..».

5.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.

6.Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам? Найдите пример в тексте.

7. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?


«Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.

Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. В данной статье отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

Основу сюжета «Слова…» составляют реальные исторические события. В центре повествования – поход на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Однако отраженный в произведении исторический контекст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. За отдельным, пусть и масштабным, фрагментом в долгой череде русско-половецких войн стоит идея объединения правителей всех удельных княжеств раздробленной Руси.

Природа в «Слове о полку Игореве»

Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.

Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.

Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:

Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы.

И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:

О Русская земля!
Ты уже за холмом.

«На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Тучи надвигаются от моря
На четыре княжеских шатра.

Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:

Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили…
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землею.

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь?
Мечешь их на русские полки?

Обращается Ярославна и к Солнцу:

Что ж ты войско князя удалого
Жаркими лучами обожгло?

За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне.

Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:

Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло…
Но восходит солнце в небеси-
Игорь-князь явился на Руси.

Роль природы в «Слове о полку Игореве»

Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.

Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.

Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В каких произведениях русских прозаиков изображение природы помогает понять внутренний мир героев?

…Аксинья, как только пришла домой, опорожнила ведра, подошла к зеркальцу, вмазанному в камень печи, и долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо. В нем была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость.

Постояла Аксинья, а потом подошла к кровати, упала ничком и заплакала такими обильными, облегчающими слезами, какими не плакала давным-давно.

Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечии «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли…

Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок. И толчком послужила встреча с Григорием, его ласковое: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» А он? Он не был ли ей дорог? Не о нем ли все эти годы вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращаясь все к нему же? И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…

Аксинья до вечера пролежала на кровати, потом встала, опухшая от слез, умылась, причесалась и с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами, начала одеваться. Надела чистую рубаху, шерстяную бордовую юбку, покрылась, мельком взглянула на себя в зеркальце, вышла.

Над Татарским сизые стояли сумерки. Где-то на разливе полой воды тревожно гагакали казарки. Немощно бледный месяц вставал из-под обдонских тополей. На воде лежала волнующаяся рябью зеленоватая стежка лунного света. Со степи еще засветло вернулся табун. По базам мычали еще не наевшиеся молодой зеленки коровы.

(М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Показать текст целиком

Многие русские писатели раскрывали внутренний мир своих героев через картины природы.

Так,например, описания природы в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" - это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение.Как и в романе Шолохова, природа словно участвует в событиях, сочувствует героям, вызывая у них определенные состояния души и мысли.Природа помогает князю Андрею разобраться в своих мечтаниях о славе и подвиге,на поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни:"Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишин