Тест по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

1. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А) семейный Б) любовный В) социально-психологический Г) роман-путешествие

2. С какой целью автор дважды проводит Базарова по одному и тому же пути (Марьино –Никольское - деревня родителей)?

А) углубить конфликт Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем Г) показать изменение авторского отношения к герою

3. К какому сословию принадлежит Базаров?

А) дворянин Б) разночинец В) купец Г) крестьянин

4. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса”.

А) пролетариата Б) крестьянства В) революционных демократов Г) дворянства

5. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

6 . Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ) Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы) Г) любовный (Базаров – Одинцова)

7. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

А) о принципах Б) об искусстве В) о любви Г) об аристократах Д) о нигилизме Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве З) о науке

8. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

А) интеллигенция Б) аристократия В) патриархальное дворянство Г) крестьянство

9. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым Б) любовь к Одинцовой В) разрыв с Аркадием Г) отношения с родителями

10. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму Г) показать антиподов братьев Кирсановых

11 . Кого из героев романа можно считать “маленьким человеком”?

А) Аркадий Б) Николай Петрович Кирсанов В) Ситников Г) Василий Иванович Базаров

12. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

А) Базаров Б) Павел Петрович Кирсанов В) Николай Петрович Кирсанов Г) Одинцова

13. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь Г) боялась лишиться покоя в жизни

14. Какова роль женских образов в романе?

А) с их помощью выражена авторская позиция Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин Г) противопоставлены главному герою

15. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали.

А) серебряная пепельница в форме лаптя Б) томик стихов Пушкина В) балахон с кистями Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом

16. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью Б) так выражен приговор автора “детям”, идеи которых он считал вредными для России В) автор показал, что такие люди опережают время и их место ещё не определено Г) автор показал, что такие люди уникальны, не типичны для России, а значит, не нужны

17. Какова авторская идея в романе?

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории В) конфликт разрешается в пользу дворянства Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

18. Какова функция данного пейзажа в романе?

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

А) романтическая Б) социальная В) психологическая Г) философская

19. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

А) романтическую Б) социальную В) психологическую Г) философскую

20. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

21. Кто автор статьи “Базаров?

А) В. Белинский Б) Д. Писарев В) Н. Страхов Г) М. Антонович

22. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

А) 9 Б) 12 В) 30 Г) 60

23. Определите завязку любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?

а) сцена с Фенечкой в беседке б) посещение Одинцовой умирающего Базарова

в) объяснение Базарова в любви Одинцовой г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора

24. Действие романа «Отцы и дети» происходит

а) в Москве б) в Калинове

в) в провинциальных имениях и небольшом городке г) в Петербурге

25 . Как звали друга Евгения Базарова

а) Андрей Штольц б) Владимир Ленский в) Пьер Безухов г) Аркадий Кирсанов

26. Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?

а) дуэль не состоялась б) Базаров был ранен в) Кирсанов был ранен г) Базаров был убит

27. О каком персонаже идет речь?

Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку.

а) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

28.

На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное,но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.

а) Николая Кирсанова б) Павла Кирсанова в) Евгения Базарова г) Аркадия Кирсанова

29. О каком персонаже идет речь?

У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он
выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.

а) Николай Кирсанов б) Евгений Базаров в) Ситников г) Аркадий Кирсанов

30. Как называлось имение Кирсановых?

31. Как звали возлюбленную Евгения Базарова?

а) Татьяна Ларина б) Анна Одинцова в) Наташа Ростова г) Ольга Ильинская

32. Кто сказал:

Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас
или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

а) Евгений Базаров б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

33. Чья портретная характеристика?

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

а) Николая Кирсанова б) Павла Кирсанова в) Евгения Базарова г) Аркадия Кирсанова

34. Чей это портрет : «...Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

35. Кто из героев романа «Отцы и дети» «...назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным»?

1) Феничка. 2) Катя, сестра Одинцовой.

3) Авдотья Никитишна Кукшина. 4) Помещица А. С. Одинцова.

36. Кто из героев романа «Отцы и дети» ...«вступается за крестьян», но «говоря с ними... морщится и нюхает одеколон»?

1) Губернатор города***. 2) Сын откупщика Ситников.

3) Евгений Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

37. Кто из героев романа «Отцы и дети» ...дает другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...»?

1) П.П. Кирсанов – Базарову. 2) Кукшина – Ситникову. 3) Крестьяне – Базарову. 4) Базаров – Аркадию.

38. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1) «Эмансипе». 2) Русский аристократ. 3) Полковой лекарь. 4) Студент-барич. 5) Студент-демократ

А) Евгений Базаров Б) Кукшина В) В.И. Базаров Г) Аркадий Кирсанов Д) Павел Петрович Кирсанов

39. Чей это портрет : «...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов.

3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

40. Чей это портрет: «Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, все распоряжался»?

1) Евгений Васильевич Базаров. 2) Павел Петрович Кирсанов.

3) Губернатор города***. 4) Сын откупщика Ситников.

41. Чей это портрет : «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове...»?

1) Феничка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина».

3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.

42 . Кто из героев романа «Отцы и дети» «...жили очень хорошо и тихо: они почти никогда но расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала на птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

1) Николай Петрович Кирсанов и его первая жена. 2) Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р..

3) Николай Петрович Кирсанов и Феничка. 4) Базаров и Одинцова.

43. Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

1) Шестидесятники. 2) Пятидесятники. 3) Декабристы. 4) Восьмидесятники.

Ответы:

    5. А) Аркадий

    Б) П.П.Кирсанов

    В) Н.П.Кирсанов

    Г) Е.Базаров

    6. В

    7. В,Е

    8. А

    9. Б

    10. В

    11. Г

    12. В

    13. Г

    14. А

    15. А) П.П.Кирсанов

    Б) Н.П.Кирсанов

    В) Е.Базаров

    Г) В.И.Базаров

    16. В

    17. А

    18. Б

    19. Г

    20. А

    21. Б

    21. Б

    23-г

    24-в

    25-г

    26-в

    27-а

    28-б

    29-а

    30-Марьино
    31-б

    32-а

    33-в

    34 – 1

    35 – 4

    36 – 4

    37 –4

    38 – 1б, 2д, 3в, 4г, 5а

    39 – 2

    40 – 3

    41 – 2

    42 – 1

    43 – 1

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Экранизации романа

    • 1915г - Отцы и дети (реж.

    Действие романа происходит во время кризиса крепостнической системы, когда обострились противоречия между разными лагерями, в частности между революционерами-демократами и либералами.

    Почему роман был злободневен

    Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение -- разночинство. После подавления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалистической эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либералов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира. Базаров -- герой именно 60-х годов, поэтому роман и является злободневным.

    Что главное в романе: борьба поколений или борьба разных общественных групп

    В романе "Отцы и дети" речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понял превосходство "детей" над либералами "отцами". Либералы были классовыми единомышленниками Тургенева, и он разоблачает их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой среды. Единственным серьезным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится идейный конфликт романа, является Павел Петрович. Чтобы сильнее подчеркнуть серьезность конфликта, этот противник наделен силой и страстностью убеждений. В образе Павла Петровича Тургенев подвергает критике принципы и убеждения консервативного дворянского либерала.

    Поскольку описываемое пространство в художественном произведении – это всегда своеобразная авторская концепция мироздания, то оно (автоматически) наделяется автором обобщающим характером.

    Как и во всяком другом крупном произведении Тургенева основным местом действия в романе «Отцы и дети» становятся помещичьи усадьбы. Здесь это, разумеется, усадьба Кирсановых и усадьба Одинцовой – пространства, с которыми связаны главные сюжетные и смысловые линии, получающие разрешение во взаимоотношениях Базарова с Павлом Петровичем и Одинцовой.

    Внешнее действие

    Усадьба Кирсановых важна сценами «столкновений» Базарова с Павлом Петровичем, их идеологическими спорами. Усадьба Одинцовой – развитием любовной интриги между ней и Базаровым. Но все-таки и в первом, и во втором случае читатель видит пространства застывшие, статичные и внести жизнь в них способен только Базаров. Так Павел Петрович заметно оживляется после приезда Базарова, сменяет свой облик скучающего господина на яростного защитника либеральных ценностей и прочее. Одинцова, погруженная в ленивое, бесцельное, по ее словам «спокойное» состояние, почти готова ответить на чувства Базарова, однако привычка побеждает в этой схватке. Таким образом, Базарову не удается расшевелить устоявшуюся жизнь, а ведь именно в этом его функция как революционера.

    Внутреннее действие

    Кроме того, действие может быть не только внешним, но и внутренним. И действие играет достаточно важную роль в романе. Это, конечно, «эволюция» Базарова, которая и начало свое берет и заканчивается собственно на глазах читателя. Базаров, отвергая, идеалистическое миросозерцание, придерживается материалистических взглядов, что и демонстрирует постоянно, однако трещина в его броне разума появляется после знакомства с Одинцовой и развития к ней любовного чувства. Так внутренне действие берет в свои руки ход сюжета. В конце же романа почти что Базаров говорит совершенно неожиданные (для читателя) практически поэтические (во всяком случае, от Базарова, с которым читатель знакомится на первых страницах, подобных слов невозможно было бы ожидать) слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», что говорит о некоей внутренней трансформации героя (не радикальной, конечно, потому что от взглядов своих он не отказывается, но все же изменения, произошедшие в нем, налицо). И таким образом одним из мест развития действия становится внутренний мир героя, его душа.

    При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

    Вам понадобится

    • Текст произведения

    Инструкция

    Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

    Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот , хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете.

    Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать именно так).

    Знакомство с героем. Основные мотивы повествования . Действие романа «Отцы и дети» начинается поздней весною. Дата указана исчерпывающе точно - 20 мая 1859 года. В этот день Николай Петрович Кирсанов, несмотря на то, что «солнце пекло», выехал к ближайшему постоялому двору. «Барин лет сорока с небольшим» готовится встретить сына. К тому моменту, когда мы знакомимся с ним, нетерпение отца достигло крайнего предела. Слуга, очевидно, устал «снисходительно ответствовать»: «Никак нет-с, не видать» ожидаемого экипажа. Да и как не радоваться! Аркадий хорошо сдал выпускные экзамены в университете и вышел «кандидатом» (высшее звание; более слабые получали диплом с надписью «действительный студент»).

    Но Аркадий приехал не один, а с Евгением Базаровым, «добрым приятелем», студентом медицинской академии. Ему и предстоит стать главным действующим лицом; в деревенском доме Кирсановых представлять и говорить от имени своего поколения.

    Неоспоримое в романе главенство Базарова нам дано осознать поначалу как меру влияния на своего друга. Следующая глава, описывающая обратный путь, это покажет. Дорога домой, в имение, которую предстоит проделать гостю - в тарантасе, отцу и сыну Кирсановым - в коляске, впереди.

    Содержание третьей главы этим не исчерпывается. Два мотива начинают здесь звучать, как в музыкальном произведении, определяя тональность повествования. Вновь припомним дату встречи. Остается ровно год и девять месяцев до того, как был опубликован манифест об освобождении крестьян (так называемое «положение 19 февраля 1861 года»). За ним последовали радикальные изменения армии, суда… Реформы ознаменовали начало царствования Александра II. В глазах современников шестидесятые годы девятнадцатого века явились «эпохой великих реформ», давно ожидаемых. Эти реформы давно чаял писатель, написавший «Записки охотника», давший предшествовавшему роману название «Накануне».

    В начале «Отцов и детей» перед нами знакомое по «Рудину» зрелище крестьянской нищеты: «…Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (видно, в голодную зиму пришлось солому с крыш скотине кормить - О.Т.), и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен... Мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках...» В описании крестьянской бедности автор заставляет звучать новую ноту. Картину весеннего дня (который, как известно, год кормит) дополняют мужицкие телеги. Мужики «шибко катились» - «полагать надо, что в город. В кабак». Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам.

    "Отцы и дети" показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались - «дело подвинулось вперед». Новое все активнее пробивает себе дорогу. Веяние времени изменяет отношения как личные, так и общие. Аркадий, любящий сын, чувствует к отцу «снисходительную нежность», «смешанную с ощущением какого-то тайного превосходства». Со своей стороны, Николай Петрович охвачен неподобающим главе семьи смущением. Почтенный вдовец, он просит сына не осудить свою новую привязанность, Фенечку. За краткий путь домой Аркадию предстоит выслушать еще множество новостей. Управитель сменился, дворня новая. Старые преданные слуги незаметно уходят (Николай Петрович сообщает про смерть нянюшки Егоровны). Их место занимают такие, как камердинер Петр - «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Мы уже видели его щегольской наряд, были свидетелями свободного общения с барином. А Николай Петрович считает нужным пояснить, что камердинер уже отпущен на волю и служит по желанию. Да что люди! И дом, и усадьба, куда они сейчас въедут, тоже лишь недавно построены. Окрестным жителям они настолько непривычны, что поместье носит сразу три названия: «Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор». Время требует еще более масштабных перемен. «Нет <…>, не богатый край этот <…>; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы <…>, но как их исполнить, как приступить?» - задумался с первых минут на родине Аркадий.

    Параллельно начинает звучать другая тема. «Так размышлял Аркадий <…> а пока он размышлял, весна брала свое», - замечает всезнающий автор. Пока люди усиленно изменяют свою жизнь, в мире творится вечное чудо - возрождение природы. Оно воздействует на человека вне душного города, и с особой силой - на родной стороне. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы…» После долгой разлуки Аркадий полон восторга: «Какой здесь воздух! <…> Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…» Николай Петрович от души готов подтвердить мистическую власть родины: «Конечно <…>, ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным…» Но Аркадий вдруг фамильярно обрывает отца, словно и не сам затеял разговор: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился». Прежде, чем так круто изменить тон и тему беседы, Аркадий, - гласит авторская ремарка, - «бросил косвенный взгляд назад». За ними же, мы помним, едет Базаров. Очевидно, его негативной реакции опасается младший Кирсанов. И опасается, мы увидим, недаром.

    К категории вечного принадлежит искусство. С природой оно связано неразрывно. Спустя несколько минут Аркадий, наконец побежденный красотою весеннего дня, восклицает: «Но что за чудный день сегодня!» Отец его подхватывает, вспоминая строки Пушкина. Они приходятся особенно кстати: «Как грустно мне твое явленье…» Вдохновенно цитирующего Николая Петровича, Аркадия, который слушает «не без сочувствия», обрывает на этот раз Базаров. Он обращается к другу с прозаической просьбой: «…Пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Оба приятеля закуривают и пускают в волшебный весенний воздух клубы «заматерелого табаку».

    К концу главы экипажи героев еще только «остановились перед крыльцом», но читателю многое уже ясно. Он догадался, вряд ли сбудутся надежды Николая Петровича «тесно сойтись» с сыном и «зажить на славу», без тревог и конфликтов. Становится понятно, что в будущем размолвки возможны. И не из личных побуждений. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Базаров, а вслед за ним Аркадий по каким-то причинам предпочитают не замечать этого вечного. Их новые взгляды своей резкостью напоминают «крепкий» запах табака и заставляют представителей старшего поколения «отворачивать нос» - «поневоле».