Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к единой «арийской» или индоевропейской языковой семье. Однако историки до сих пор спорят, существовали ли «арии» на самом деле.

Арийская этимология

Арии – древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Этимология их самоназвания весьма загадочна. В XIX веке была выдвинута гипотеза о том, что этноним «арий» произошел от слов «кочевник» или «земледелец». Уже в XX веке ученые считали, что индоевропейское ar-i̯-o- означает «тот, кто гостеприимен к ari», а «ari» можно перевести с древнеиндийского как «друг» или, наоборот, «враг» (противоположное значение одного и того же слова или родственных слов свойственно для древних языков).

Объединяющим значением также может быть «соплеменник из чужого клана», так как он мог быть и другом, и врагом. Таким образом понятие «арий» обозначало человека, входящего в этническую совокупность различных племен ариев. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана, отвечающего за дружбу и гостеприимство.

Другой вектор этимологических изысканий приводит нас к иному значению слова «арий» - «свободнорожденный» и «знатный», которое пришло из семитских языков. Возможно, что рудименты этого слова сохранились в древнеирландском языке, в котором «aire» переводится как «знатный» или "свободны", а также в некоторых других.

Откуда пришли арии

Последние исследования показывают, что древние праарии изначально были единым народом, и только во втором тысячелетии до нашей эры разделились на две ветви – иранскую и индоарийскую. Само слово «иран» имеет связь со словом «арийский», и означает «земля ариев». При этом важно учитывать, что современный Иран является лишь небольшой областью на карте тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы: Иранское плато, Средняя Азия, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря и другие. Кроме того, общность индоарийской и иранской ветвей доказывает схожесть священных текстов – иранской Авесты и индийских Вед. На сегодняшний день существует несколько несколько версий о том, откуда пришли арии.

Если верить лингвистической гипотезе, арии мигрировали в Индию и осели там примерно в 1700-1300 гг. до нашей эры. Версия основывается на изучении древних языков и обычаев, отраженных в исторических источниках. Лингвистика показывает, что Индия не была родиной ариев – как правило, в регионе происхождения какой-либо языковой семьи присутствует множество различных языков и диалектов той же семьи, а в Индии наличествует только одна индоарийская ветвь языков. В Центральной и Восточной Европе, напротив, существуют сотни разновидностей индоевропейских языков. Логично предположить, что именно здесь зародилась индоевропейская семья языков и народов. К тому же, придя в Индию, арии столкнулись с коренным ее населением, разговаривающих на языках другой семьи, к примеру, на мунда (аустроазиатская семья) или дравидском – языках, из которых были взяты архаичные заимствования в санскрите.

Наиболее признанная на данный момент - курганная гипотеза. Согласно ей, прародиной индоевропейцев были волжские и причерноморские земли, на которых археологами зафиксирована ямная культура. Ее представители первыми построили боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.

Псевдонаучные спекуляции

Помимо академических версий есть и десятки фантастических: что арии, на самом деле, жители мифической Гипербореи, пришедшие из Заполярья; что они являются непосредственными предками немцев, русских или кого-то еще. Как правило, такие теории пользуются спросом среди националистически настроенных сообществ для выстраивания псевдоистории определенного народа Основная цель, "продлить" историю своей страны.

Культура ариев

Арии или индоиранцы оставили богатое культурное наследние. Кроме важнейшего письменного наследия, такого, как Веды и Авеста, более поздник Махабхарата и Рамаяна, арии оставили и памятники материальной культуры. Изначально полукочевой народ, они уделяли основное внимание разведению коров и коней. Основным оружием ариев были стрелы. Этому народы были знакомы системы орошения, ковка медных и золотых изделий.

Семья ариев была патриархальной, в каждой семье были помимо главы семьи другие члены, рабы и скот. Семьи объединялись в роды, общины и племена, иногда враждующие между собой. Та трехклассовая социальная система, что получила распространение в древнеиранских и индийских обществах, не была так же сильно развита у ариев, однако, основные ее черты присутствовали. Верхушку иерархии составляли жрецы, будущие брахманы, и аристократы-кшатрии, повелевающие простым народом. Арии были воинственным народом, добывающим земли в поисках новых угодий и пастбищ.

Происхождение

Происхождение рас до XIX века было исторической загадкой. Однако в начале века ученые открыли общность многих европейских языков с языками Индии и Ирана. Все эти языки назвали арийской языковой семьей – впоследствии она станет называться индоевропейской. Самоназвание народов древних Индии и Ирана – арии, было ошибочно понято как общее название всех индоевропейских племен, а археологи вскоре нашли так называемую ямную культуру, которая, благодаря строительству боевых колесниц, быстро расширила свое языковое, культурное и политическое влияние с небольшого участка в границах некоторых земель современной Польши, Украины и юга России до масштабов целой империи – от Португалии до Шри-Ланки.
Несмотря на то, что никакой отдельной расы арийцев не существовало, а смешение физиологических признаков с лингвистическими было лженаучным (к носителям индоевропейских языков относились весьма различные между собой народы Таджикистана, Персии, цыгане и даже ведды, которые являются австралоидами), ученые стали считать, что общность языков равна общности расовой. Известная ошибка немецкого исследователя Макса Мюллера, нечаянно сославшегося на несуществующую «арийскую расу», повлекла за собой распространение в научном мире мнения о существовании расы арийцев, а в дальнейшем и возникновение нацистских расовых теорий.

В чём разница и что общего между Славянами и Ариями.

Честно сказать, решил написать этот материал только для того, чтобы некоторые из вас просто-напросто уяснили, чем отличаются славяне и арии. Меня несколько раз спрашивали, почему некоторые языческие организации называют себя славяно-ариями? Со славянами вроде бы понятно, тем более что относительно славян уже были написаны несколько статей, к примеру, (Происхождение слова этнонима), и вы всегда можете обратиться к ним, чтобы освежить в своей памяти значение этого термина. А вот кто такие арии? Неужели это те самые арии, которыми управлял знаменитый кровавый диктатор Гитлер? Не совсем.

Арии — народы древнего Ирана и Древней Индии . Родной язык индоиранцев — арийский. Индоевропейское слово «Арии» можно перевести как «благородный» — возвеличивание особого богоизбранного народа. Так, Арий — свой человек, Не-Арий — варвар. Нечто похожее можно найти в одном из предложенных переводов относительно славян: Славянин — тот, кто говорит своим словом, т.е. на родном языке. Кроме того, некоторые историки и исследователи предполагают, что слово «Арий» может переводиться как «Кочевник», «Пахарь», «Проявляющий Гостеприимство», «Друг», «Мужественный». В современной Индии слово ārya означает Благочестивый или Придерживающийся Дхармы. Этот термин широко используется в Ригведе, где используется для обозначения нескольких индийских племён. Также часто, а может даже чаще чем в индуистской литературе, используется в буддизме и здесь переводится, как «Благородный, Святой». В буддизме же есть такие понятия, как Четыре арийские истины, арийский (восьмеричный) путь, арийские люди (сами буддисты) и т.д. Используется в древнеиранской Авесте в качестве этнического самоопределения. В южнорусских и северокавказских степях ариями называли себя аланы (осетины). Ираноязычное население не считало ариями аланов, в ответ аланы считали ариями только себя. Исследования показывают, что Арии были изначально единым народом и являлись предками индийских и ираноязычных народов.

Славяно-Арии — это тоже самое, что Индо-Европейцы. Славяне и Арии — это уже две разделившиеся группы некогда существовавшего славяно-арийского народа. Такими терминами принято называть древнюю группу людей или народ, которые были прародителями славянских и арийских народов или предками индийцев, иранцев, славян, европейцев и других. Таким образом, естественным будет сказать, что никто из нас не может являться ни славяно-арием, ни индо-европейцем, так как эти слова подходят только для обозначения некоего древнего народа, прародителя арийских и славянских народов.

Термин Арии стал широко известен с приходом к власти Гитлера. Хотя он только воспользовался теорией, которую разработал французский писатель Артюр де Гобино. В своих трудах он разделил всё человечество по цвету кожи — чёрные, жёлтые и белые. Ариями он считал белокожее население земли, которое занимает главенствующую роль на планете. Современная наука отвергает эту теорию, как лженаучную и не выдерживающую никакой критики современных учёных, антропологов и т.д., здесь имеет место быть явное лингофричество с терминами, так как Арии — это понятие совершенно иного толка, никак не относящееся к цвету кожи.

Откуда появились современные расы людей? Как они расселились по земле? Что общего между русски­ми и персами, индусами и скифами? Где и какой была прародина легендарных ариев?

На эти и другие вопросы, касающиеся древнейшей истории наших предков, ответы пришли во сне.

Снится, что лечу высоко над землей. Внизу - Урал. Но только он не такой, как сейчас, а такой, каким был много тысячелетий назад. Тогда это были Рипейские горы, как было сказано, - высокие, с острыми пиками, снежны­ми вершинами, зелеными склонами. В ущельях несутся бурные речки, шумят водопады.

Я лечу на север. Там тепло. Внутренний голос говорит, что это было еще до Библейского потопа и смены геогра­фических полюсов. Растительность пыщая, субтропическая. В ветвях деревьев - птицы. По склонам скачут горные козлы, олени. Чем севернее, тем теплее и горы все выше и выше. Они мерцают и переливаются на солнце.

В глухих лесах я вижу мохнатых человекоподобных существ. Это йети, или снежные люди. Они живут здесь и заботятся о животных. Вот один из них несет огромный пучок травы и веток с листьями, чтобы покормить боль­ную олениху, - у нее вывернута нога. Более того, йети пы­тается вправить ей ногу. Здесь же лежит и олененок. Шерсть йети густая, бурого цвета. В этих горах живут и медведи.

В темных ущельях - пещеры. Там прячутся странные существа. У одного из них - звериные лапы и хвост, но из лопаток растут пе­репончатые крылья. Вместо чешуи на них - перья ярко-рыжего и красного цвета. Морда похожа на морду динозавра, только с клювом. В клюве, как ни странно, полно мелких зубов. Шея длииная, с шипами, как у динозавра. Это - грифон. Внутренний голос подска­зывает, что эти создания были сделаны людьми, наверное, атлан­тами, как и кентавры, русалки и другие. Грифоны на­падают на других животных и очень злобны. От них в основном и защищают йети животных леса.

Пролетаю над пиками север­ных гор. Передо мной открывает­ся великое, огромное море. Здесь я вижу семь островов, соединенных между собой. Они образуют материк, но с очень изрезанным побережьем. Эта земля как бы продол­жает горный хребет. Она тянется прямо на север.

Все покрыто зеленью. Сверху видно, что там, среди этой зелени, находятся города. Они - концентрической круглой формы. Из центра каждого города идет свечение. Но самый огромный столп света идет с севера от огромной горы, которая находится на самом большом острове.

Высочайшая гора имеет пирамидообразную вершину, которая сияет каким-то странным светом. Она переливает­ся от золотого до ослепительно-белого. У подножия горы - огромный город круглой формы. В голове проносится, что эту гору называют "Харамеру" или "Меру-Алатора".

Наверное, это великая гора Меру индийцев. О ней же говорит и Авеста древних персов, она же и «Алатырь - бел, горюч камень", кото­рый упоминается в славянских Ведах.

В этом городе живут люди. Они довольно высокого роста, крепкого телосложения, с вьющимися волосами. У одних они русого цвета, у других - каштанового. Мужчи­ны сильно бородаты, женщины круглолицы. Глаза у всех крупные, округлой формы. Они золотистые, но встреча­ются и темно-синие, глубокие. Между бровей слегка заметна какая-то выпуклость, может быть, это "третий глаз". Здесь очень развито то, что мы называем йогой. Некоторые люди могут ходить по воздуху, как по земле, общать­ся телепатически.

Носят здесь легкие перламутровые ткани наподобие шелка. И не было никого, кто ходил бы без пояса. Мужчи­ны оборачивали ткань по бедрам и затыкали остаток за пояс, пропуская его между ног. Получалось что-то напо­добие индийских дхоти. Женщины носили длинные, спадающие до пят платья без рукавов. Они заплетали свои волосы во множество косичек, а из них уже плели две широкие косы. На головы надевали золотые диадемы очень тонкой работы.

Улицы в городе засажены зеленью. Много пальм, растет виноград. На многих крышах домов есть навершия наподобие бутона лотоса. Некоторые здания формой напоминают индийские храмы, другие имеют плоские крыши и зубчатые стены. Оконные проемы - стрельча­той формы, как в восточной архитектуре.

Замечаю, что здесь водятся слоны. Было сказано, что люди живут здесь по 1000 лет и не стареют, здесь нет войн и это именно та страна, которую греки именовали Гипербореей.

К востоку же от нее были земли, на которых жили более низкорос­лые люди с узкими глазами и желтой кожей. Это предки совре­менной желтой монголоидной расы. Внутренний голос говорит мне, что гиперборейцы, предки ариев, получились от смешения расы бронзовокожих гигантов пришедших с Марса теллурийцев и бледных высоких атлантов, о которых писал Платон. Те же желтокожие и узкоглазые полу­чились от смешения лемурийцев и бронзо­вокожих. А с добавлением арийской крови они стали современной желтой расой китайцев, япон­цев и др., которые так же, как и арии, спускались с севера на юг после Великого пото­па и оледенения.

Гиперборейцы не ели мяса и питались только фруктами. Для поддержания долго­летия они пили особый напиток, который известен в мифах Индии как "амрита".

И вот уже перед глазами совсем другое время. Полюса уже сместились, Атлантида погибла и по зем­ле прокатился Всемирный потоп. Так было сказано. Там, где была великая гора Меру, стал Северный по­люс. Но в горе еще было много светящейся энергии, которую давал таинственный маги­ческий кристалл, находящийся в ее недрах. Такой же кристалл был и далеко в Сибири, там тоже был энергетический центр. Сейчас это место найдено. Это поселок Окунево (Омс­кая область).

С помощью кристаллов в древности была спасена наша планета от разрушения, когда произошла великая катастрофа и погибла Атлантида.

Энергия кристалла согревала оставшийся остров Гипербореи. Здесь пока еще тепло.

Я вижу буйную растительность, очень мно­го прекрасных птиц. Здесь живут и животные: слоны, медведи, олени, волки, тигры и др. Проплывают картины густых девственных лесов. Цветут красивые цветы, на их аромат прилетают пчелы и бабочки, щебечут птицы с длинными и изящными хвоста­ми. Они напоминают райских птиц. У неко­торых птичек голова напоминает голову кра­сивой женщины, но очень отдаленно.

Вокруг этого оазиса раскинулось замерз­шее море. Только у берегов оно еще плескалось. Далее же все бело от снега и льда. Теперь все изменилось: на небе - неподвиж­ная Полярная звезда, полгода светит солнце, а полгода царит полярная ночь. Но этого незаметно на острове, ведь свечение от горы со­здает ощущение дня. Здесь страна вечного све­та. Хотя иногда видно и северное сияние.

Но скоро люди не смогут уже обогревать себя, и они решают уйти в другое измере­ние. Перед этим какая-то часть людей (или племя) пошла на юг. И дорогой им были Рипейские горы. Те же, кто остался, каким-то образом увеличили излучение горы, и оно залило своим светом весь остров с городами, лесами, животными и птицами, строениями наподобие пирамид, но с вогнутыми поверх­ностями. Ничего нельзя было увидеть в этом световом тумане. Я была далеко и наблюдала со стороны. Когда это марево рассеялось, ост­ров оказался голым - сплошной камень. Его быстро затопил океан, который тоже до этого удерживался силой кристалла. Огромная вол­на сдвинула уже образовавшиеся ледники (замерзшую воду Великого потопа), и они поползли еще южнее вглубь Евразийского материка.

Но вернемся к тем, кто ушел на юг по ущельям и долинам Рипейских гор.

В самом начале пути они разделились. Часть из них пошла восточнее, через Сибирь. Они двигались к сибирскому эиергоцентру вместе с обезьяньим народом - йети. Было сказано, что вожаком йети был Хануман, а людей вел Рама. Он был родственни­ком главы рода Ары (Ария), который с час­тью своих людей пошел прямо на юг, туда, куда тянулись Рипейские горы.

Люди рода Ары несли с собой ку­сок великого магического кристалла, который получили в Гиперборее, и согревались с его помощью.

Было очень холодно. С севера на верши­ны гор наваливаются ледники. Впереди - огромное разрушение: ледник снес одну из вер­шин. Горы стоят как бы по пояс во льду. Южнее - чуть теплее. Уже видна земля, по­росшая травкой. Кое-где примостились кривенькие деревца. Суровые скалы нависают то там, то здесь.

Бредут люди, гонимые мечтой о теплых землях юга. Они коренасты и бородаты. На них теплые одежды из кожи, войлока, шерсти. Одежда напоминала куртку наподобие дубленки . Она подпоясывалась. На головах носи­ли капюшоны или выворотные шапки ме­хом внутрь, на ногах - широкие теплые шта­ны, сапоги из войлока, кожи или волчьего меха.

Женщины - тоже в штанах, но их тулупы длиннее, чем у мужчин. Многие из них все еще заплетают косы такие же, как там, на се­верной родине, и носят золотые диадемы. Но условия очень суровы. Люди все время в пути. Они ведут с собой овец, лошадей, быков. Едут повозки, скрипят колеса и по­лозья.

На оттаявших местах появляется лагерь, и люди ждут остальной растянувшийся на десятки, а то и сотни километров караван. Стоянки из шатров ставят по кругу, как когда-то строили города. Здесь отдыхают, едят и держат совет: куда и как далее идти.

Внутренний голос говорил: «Так люди спускались вниз по Уралу, пока не вышли к степям. По дороге многие рода откалывались и оседали, другие про­должали путь, который длился веками и даже тысячелетиями, так как люди останав­ливались, обживались на новых землях, жили на них не одно столетие, сеяли зерно, собирали урожай, а затем, подгоняемые хо­лодом и поиском новых пастбищ для жи­вотных, опять пускались в путь. И кристалл тот магический они раздробили на многие части, чтобы досталось всем родам поровну, ведь одни уходили, а другие оставались».


…Вот вроде бы прошло много времени от начала Великого исхода. Я вижу опять этих людей. Готовится еда - туша барана. Мужчины сидят в круге. Они пьют хмельной напиток, приготовленный из меда, ячменя, молока и какого-то растения. Иногда сюда добавляет­ся сок мухомора. Напиток пьют все из од­ной чаши, пуская ее но кругу. Чаша эта зо­лотая и сделана в виде большого ковша с носиком и ручкой. Эта посудина напомина­ет птицу: носик сделан как птичий клюв, ручка как ее расправленный хвост, по бокам отчеканены крылья, а по краю чаши-братины идут рельефные фигуры людей и лошадей. Эту чашу пускают но кругу семь раз, и каждый раз она доверху наполнена.

У костра сидит молодой мужчина, обросший густой бородой. За спиной у него - колчан со стрелами и лук, за поясом - короткий меч Он весел и беседует с сопле­менниками.

Вдруг я почувствовала себя им. Рядом- моя пожилая мать с длинными косами и братишка, совсем еще мальчик. Я жую жестковатое мясо. Опять всем дают хмельной напиток. Он золотистого цвета солнца и кисло-сладкого вкуса (Наверное, это тот же напиток, который и именуют "сома" в Ин­дии, "хаума" в Персии и "сурица" в сла­вянских Ведах). Стало весело. Вот и наш вождь-патриарх.

Он жил еще там, далеко на севере, в не­запамятные времена, все помнил и записы­вал историю нашего народа. Сколько он жил на свете, никто уже не помнил. Были у него и сыновья, и внуки, и правнуки. Сыновья тоже были очень старые. Этот древний старик, вероятно, помнил еще моего прапрапрадеда и других предков. Он был седой как снег, с длинными спутанными волосами и бородой. Относились к нему очень почтительно. Кто- то обратился к нему, и за­помнилось мне его имя - Ара . (Наверное, это тот самый легендарный Арий - прародитель арийцев.) Это он вел нас на юг.

Вот он начал читать древние тексты нашей истории нараспев. Записывал он их сам, вернее, вырезал па крепких досках. Са­мые древние доски были принесены еще из далекой северной страны. Были и клуб­ки со старинным магическим узелковым письмом.

Хмель давал себя знать. Песни старика, казалось, ожили , (хотя я и не понимала языка). Перед глазами стали возникать яркие картины: гора Меру-Алатора, сказочные ост­рова, утопающие в зелени, роскошные двор­цы

Но нужно сказать, что эти образы были намного фантастичнее и нереальнее, чем те, что я видела до этого. И северное сияние здесь более походило на радугу. Видимо, этот муж­чина, которым я была, не видел своими глаза­ми той земли, не видел северного сияния, а это были уже представления, исходящие из услышанного от старика-патриарха.

Не помню как, но вот я вижу себя верхом на лошади. Мы опять едем, но уже на запад. Впереди Ра-река, как говорят. Запомнила толь­ко это слово, хотя тот, кем я была, тоже что-то говорил. Здесь я увидела горы, которые сей­час называются Жигулями. За ними, южнее, сразу начинается длинное и узкое море (раз­лившееся Каспийское). Здесь я вылетаю из мужчины и вижу все со стороны.

Ледники уже отступили. В горах - круг­лый город, когда-то обогреваемый кристаллом, но и отсюда люди уже ушли. Они были родом тоже из той северной страны, но ушли оттуда раньше рода Ария, как только перевернулась Земля.

Было сказано, что здесь, у Pa-Волги, пле­мена ариев разделились. Одни пошли на восток - в Среднюю Азию и затем через террито­рию современного Афганистана в Индию, где соединились с племенами, двигавшимися ­ че­рез Сибирь под предводительством Рамы. Попути они тоже оседали, дав начало узбекам, таджикам, пуштунам и другим племенам. Так говорил внутренний голос.

Другие же вместе с патриархом Арием пошли вниз по течению реки и берегу моря на территории нынешнего Ирана. Сюда дошел и Арий. К этому времени от кристал­ла остался лишь маленький камушек, кото­рый был вправлен в перстень Ария. На этой земле расселились потомки ариев, ставшие называть себя иранцами.

А голос все говорил: «За время Великого исхода оседали мно­гие рода и племена, основывая новые на­родности. Через тысячи лет, когда уже были Пер­сидская держава и Индийские государства, часть из осевших но пути племен опять двинулась на восток, но к этому времени их там уже встретили другие племена монго­лоидной расы, тоже спустившиеся с севера.

Они тоже уже смешались с пришедшими до этого ариями. Это были тюрки. Они начали гнать новую волну переселенцев на запад и сами вслед за ними выка­тились в степи у Дона и в Причерноморье. Все это смешанное население и было скифами. Волна переселенцев докатилась даже до Карпат. Разрозненные племена, воюя с тюрками, постепенно осели на землях со­временной Украины, Польши, Белоруссии и России, на Балканах, смеша­лись с осевшими здесь ранее арийскими ро­дами и дали славянские племена. Различ­ные же тюркские племена, выкатившиеся сюда, стали гуннами, печенегами, половца­ми, хазарами и другими». 1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропеской форме *ar-i̯-o- , отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам - др.-инд. anā́rya- , авест. anairya- «не-арий», «варвар».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o- , начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века : от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец») .

Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a- ) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а- ). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya- ) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá- , то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman- , авест. airyaman- ) - Арьяман , букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Использование в древности

В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья ) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык - родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой - постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.

В Индии

В Ведах

В иранском мире

В древнеиранскую эпоху
В среднеиранскую эпоху

Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов , где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.

При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» - парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) - ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων . Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде .

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ - аланы (*alān < др.иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

Современные рефлексы

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

В нуристанских языках

Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya - уважительном обращении к человеку.

В иранском мире

Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران [ʔiˈɾɒn] ), тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран »), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние осёдлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.

От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni] ). Перс. آریا [ʔɒrjɒ] ) «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.

Происхождение

Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.

Язык

Распад арийской языковой общности по Д. И. Эдельман

Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских , однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских .

С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского) . Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.

Культура и религия

Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата , Рамаяна , Шах-наме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Материальная культура

Предки исторических ариев были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным ариев была корова/бык (др.инд. go-, авест. gao-) - основа материального благополучия, источник продуктов питания и тягловая сила. Разводились также овцы (др.инд. paśu-, авест. pasu-), козы (др. инд. aja-, авест. aza-), ослы (др.инд. khara-, авест. xara-), верблюды (др.инд. uṣṭra-, авест. uštra-). Собаки (др.инд. śvan-, авест. span-) охраняли жилище и сторожили скот . Арии пахали землю плугом, запряжённым волами, и сеяли ячмень (др.инд., авест. yava-). Изготавливался также хмельной напиток, вероятно, на молочной основе (др.инд. sura-, авест. hura-)

Основой боевого могущества был конь (др.инд. aśva-, авест. aspa-), впрягаемый в легкую и быструю колесницу (др.инд. ratha-, авест. raθa-). Основным оружием были стрелы (др.инд. iṣu-, авест. išu-) и палица (др.инд. vajra-, авест. wazra-).

Ариям были известна примитивная ирригация (др.инд. yavyā-, др.перс. yauviyā- «канал»), выкапывание колодцев (др.инд. cātvāla-, авест. cāt-), изготовление кирпичей (др.инд. iṣṭakā-, авест. ištiia-), выплавка медных (др.инд. ayas-, авест. ayaŋh- «металл», «медь») и золотых (др.инд. hiranya-, др.перс. daraniya- «золото») изделий. Другими областями деятельности были ткачество, плотничество, целительство.

Социальная структура

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку (др.инд., авест. dam-). Социальными субъектами были главы таких семей (др.инд. pati-, авест. paiti-), под их властью объединялись люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот (др.инд. paśuvīra-, авест. pasu.wīra- «скот и люди»), количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды (др.инд. viś, авест. wīs-), занимавшие селения-общины (др.инд. vr̥jana-, авест. wərəzana-). Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы.

Трехклассовая структура общества, фиксируемая в древних индийском и иранском обществах, вероятно, только формировалась и основные названия для классов варьируют в разных ветвях ариев. Во главе общества стояли жрецы (др.инд. ātharvan-, hotar-, uśij- авест. āθrauuan-, zaotar-, usij-), среди которых особо выделялись поэты-провидцы (др.инд. kavī-, r̥ṣi-, авест. kauuī-, ərəši-), и аристократическая верхушка, обладатели власти (др.инд. kṣatra-, авест. xšaθra-), состоявшая из воинов-колесничих (др.инд. ratheṣṭā-, авест. raθaēštā-). Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско (др.инд senā-, авест. haēnā-). Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности.

Духовная культура

Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Индоиранская религия строилась вокруг жертвоприношения (др.-инд. yajñá- , авест. yasna- ), устраиваемого в праздничные или прочие знаменательные дни жрецами по заказу и на средства жертвующих мирян. Смыслом жертвоприношения было поддержание Мирового Порядка (др.-инд. ṛta- , авест. aša- , др.-перс. (a)rta- ), проявляющегося в космических циклах и в общем благополучном функционировании вселенной, обеспечивающем ариям умножение материальных благ. На жертвоприношении жрецы воспевали гимны божествам, приносили им дары, призванные укрепить их силу и призвать их на помощь ариям. Важная роль при этом отводилась огню (др.-инд. agni- , пережиточно авест. aɣni- ) - посреднику в передаче даров от людей богам. В процессе священнодействия готовился галлюциногенный или возбуждающий напиток (др.-инд. soma- , авест. haoma- ), вызывавший у верующих религиозный экстаз. Священники воспевали священные формулы (др.-инд. mantra- , авест. mąθra- ), оказывающие магическое действие на мироздание и пробуждали потаённую святую силу, скрытую во всех вещах (др.-инд. brahman- , др.-перс. brazman- ).

Поэты-провидцы устраивали состязания по импровизации религиозных гимнов, часто задействуя метафоры конных состязаний, на которых арии устраивали гонки на колесницах - своё любимое развлечение, так же имевшее религиозное значение. На церемониях пение религиозных песен сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах (прежде всего лютне).

Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими на арийской почве, являются индуизм , джайнизм , буддизм , религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм .

Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX - начале XX веков

С конца ХХ в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма .

Расовые теории

Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино , который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.

См. также

Примечания

  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М ., 1995. С. 240-242.
  2. O. Szemerinyi. Structuralism and substratum - Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East (LINGUA. International Review of General Linguistics, v. 13: 1-29) 1977. P. 122.
  3. протосемит. *ʔary-
  4. Иллич-Свитыч В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоеврпейских языков. М., 1964. С. 7. (254 Кб, djvu)
  5. Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
  6. Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.

Кто такие арии? Этот вопрос будоражит современные умы. Однако его еще хоть как-то могут понять любители истории. Актуальным он стал при власти Адольфа Гитлера в нацисткой Германии. Немецкая теория «чистой расы» - следствие ошибки исследователя Макса Мюллера - до сих пор не дает покоя некоторым людям. Одни относятся к ней крайне негативно, особенно в нашей стране, другие пытаются найти рациональное зерно. Однако сейчас актуален другой вопрос: "Кто такие славяно-арии?" Он очень удивляет профессиональных историков, социологов и политологов. Постараемся все же разобраться, откуда пошел этот термин и кто такие арии.

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне - это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Мифы и реальность

Два не связанных друг друга понятия - «славяне» и «арии» - объединил некий Александр Хиневич. Его последователи понесли идею в массы. Несмотря на то что славяне и арии - это такие же несочетаемые понятия, как, например "желтый - холодный", идея понравилась многим. В нашей стране набирает популярность «родоверство», т. е. вера в предков. Под модный тренд переписываются календари, праздники, часовые пояса, фразеологизмы и т. д. Этому есть объяснение: коммунизм, с его отказом от христианства, породил несколько бездуховных поколений, которые отказались принять христианство при его возрождении. И "славяно-арии" пришлись как нельзя кстати. Кроме этого, новая религия, неоязычество, стала «истинной», альтернативной. Фактически она превратилась в протест общественной системе. А это привлекало молодых романтиков во все времена. Добавим сюда отказ от нравственности, обрядов - и мы получим идеальную религию. Главный постулат - "мы верующие, но от нас ничего не требуется" - сделал идею неоязычества привлекательной. На этом фоне внушить идею не просто «родоверства», а славяно-арийства не представляется сложным.

Кто такие арии

Изучение данного понятия началось в XIX веке. В Европу в это время стали попадать искаженные переводы индийских шастр. Серьезные работы по этому вопросу принадлежат Артуру Авалону, который впервые начал исследовать данную тему. Массовая популярность автора привела к росту подражателей, менее талантливых, которые и начали тиражировать "сенсации" в своих работах.

Считать, что арии - единая раса, нация, ошибочно. В индийский шастрах действительно упоминается о неком едином пранароде, который является якобы предком всех былых людей. Эту мысль развил француз Артюр де Гобино, который создал расовую теорию. Он и назвал арийцев единым народом, от которого произошли все остальные. Идея получила не просто популярность, а масштабное развитие при власти Адольфа Гитлера. Он видоизменил заявив о превосходстве германцев над всеми остальными, а немцев включил в число прямых «чистых» потомков, в отличие от других - «грязных, полукровных».

На самом деле такого понятия, как по отношению к единому народу не существовало. Тогда откуда же берутся мифы? Кто такие арии? Не придумали же их искусственно.

В древнейшем своде индийских законов - "Манавадхармашастре", термин «арья» переводится как «благородный». Так именовались представители высших каст - брахманы, кшатрии, вайшьи. Т. е. это три высшие касты пранарода, говоря современным языком - «сливки общества». Помимо ариев, этот народ имел и две других касты - шудры и чандалы.

Арий - друг или враг?

Несмотря на это, допустимость существования единого праиндоевропейского народа не отменяется. Многие европейские и близки между собой. Все они принадлежат к группе индоевропейских. Следовательно, можно допустить, что был все-таки единый народ. Историки считают, что под этим понятием следует считать группу племен Древнего Ирана. Дословно «арий» переводится с как «друг». И в то же время как «враг». Противоположное значение одного и того же слова - распространенная практика древних языков. Т. е. это мог быть как друг, так и враг. Возможно, это был человек из чужого племени. Т. е. ариец - иноплеменник, происходящий из другой родовой общины. Он может быть действительно другом, а затем сделаться врагом. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана. Он как раз и отвечает за дружбу и гостеприимство.

Украина - родина арийцев?

Большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что арии жили на территории Древнего Ирана. Не нужно привязывать его к современному шиитскому государству на Ближнем Востоке. Его территория относительно невелика. Древний Иран - это огромные территории Иранского плато, Средней Азии, Казахстана, севера Кавказа и Черного моря. Именно поэтому среди украинских историков бытует мнение, что праевропейцы жили именно на территории современной Украины более 5 тыс. лет назад.

Гипотеза о едином пранароде

Существует гипотеза, что единый пранарод (индоевропейцы, арии) разделился на две ветви: иранскую и индоарийскую. Сам термин «иран» означает «земля ариев». В подтверждение этому ученые доказали схожесть и иранской Авесты. Согласно теории, из единого Ирана отделилась группа, возможно, одно из племен, и примерно в 1700-1300 гг. до н. э. ушла в Индию, где и осталась окончательно. Если это действительно так, то теория о происхождении праевропейцев с территории Украины имеет право на существование.

Лингвистическая теория

Лингвисты также поддерживают территорию происхождения ариев из Восточной и Центральной Европы, так как здесь единый язык разветвляется на множество диалектов, что логично при его естественном развитии на одной территории. В Индии же только одна индоевропейская ветвь, что говорит скорее о миграции, а не о происхождении и развитии. К тому же здесь пришельцы столкнулись с группой, говорящей на местных языках, что в дальнейшем отразилось на развитии языка в целом.

Курганная гипотеза

Археологи также склоняются к тому, что арийцы первоначально обитали на территории Причерноморья. Артефакты знаменитой ямской культуры приводятся в качестве доказательств. Считается, что тут изобрели первые колесницы, которые позволили захватить быстро огромные площади. Подобные теории, к сожалению, порождают псевдонаучные измышления на базе научных фактов. Мол, прямые потомки арийцев - русские, немцы, украинцы или кто-либо еще. На этом фоне и появляются различные славяно-арии. Возможно, что общие предки и произошли с территории Причерноморья, однако в дальнейшем расселились и разделились со временем на множество других народов, а впоследствии их потомки вернулись на эти земли. Последователи исключительности и «чистоты» одной нации в сравнении с другими манипулируют этими фактами, привязывая древний единый корень только к одному листочку, а не к целому дереву.

Культурное наследие ариев

Арии оставили после себя множество письменных памятников. Это "Веды", "Авеста", "Махабхарата", "Рамаяна". Из кочевого народа они превратились в оседлых земледельцев. Разводили коров, коней. Были знакомы с орошением, умели ковать медные и золотые изделия. В качестве основного оружия использовали лук и стрелы. Ярко выраженного кастового строя они не имели, как в Индии. Однако верхушка иерархии - жрецы и аристократы - пользовалась огромным влиянием.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что единой расы арийцев, возможно, никогда и не было. Скорее всего, благодаря некая группа племен, возможно, даже не близких родственно, распространила свое влияние на огромные территории. Отсюда появление единого индоевропейского языка народов, которые никогда не были близки исторически.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, кто такие арии, нет. С каждым днем мы все отдаляемся от него, а научные теории сменяются лженаучными утверждениями. Вполне возможно, что арии - народ, который распространил свое влияние. Но не исключено, что это группа неродственных, но похожих в культурном плане племен, расселившихся по разным сторонам от единого центра.