Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества - общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами.

«которые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.

У истоков государственности .

Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и не­равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­ла переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.


Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями - налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на це­лый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доста­валось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и плен­ные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были раины между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменни­ки - помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации.

Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV-111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели - древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная - первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Во все времена люди старались объединиться в определенные группы для того, чтобы легче и удобнее было сосуществовать: добывать еду, поддерживать быт и обороняться от врага. В данной статье хочется рассказать о такой форме первичного сообщества, как община.

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община - это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

  1. общее жилище для всех членов;
  2. совместное ведение быта: разделение обязанностей;
  3. совместная трудовая деятельность на благо общины.

Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели - нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины - добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в также запретили половые отношения между единоутробными родственниками - братьями и сестрами.

Правители родовой общины

Кто управлял родовой общиной? Для этого существовала определенная структура органов власти:

  1. общее собрание рода - здесь принималось коллективное решение по тому или иному вопросу;
  2. совет старейшин - принимали решение особые люди, которым община доверяла;
  3. вождь, старейшина - мог принимать единоличное решение, т. к. опять же ему безоговорочно доверяли.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны - его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений - родовая Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных - тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

Достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам - старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина - мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

Появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

Владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства - соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

В родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

Соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;

В родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома - домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы - выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины - задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее - и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать - чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины - представляли собой административную власть;

Вожди (князья) - осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы - духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады - хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра - Новгород и Киев.

В рассматриваемый период постепенно происходит переход от родовых общин к соседским. Причиной такого перехода стало укрепление экономических функций семьи внутри рода. Развитие производства, появление новых технических достижений привело к тому, что семья могла самостоятельно обеспечить свое существование. Родственные связи иногда начинают тяготить семью, поскольку род требовал совместного пользования собственностью, бескорыстной взаимопомощи, в экстремальных ситуациях – уравнительного распределения. Это шло вразрез с начавшимся накоплением частных богатств. Многие семьи стремились обособиться от своих сородичей. Однако, полное обособление семьи было невозможным: существовала необходимость коллективного труда для строительства и поддержания ирригационных систем, для вырубки леса под пашню, для отгонного выпаса скота и т.д., поэтому семьи кооперируются со своими соседями. Родственные связи постепенно заменяются соседскими, территориальными, откуда и название – первобытная соседская община (синоним – территориальная ). В первобытной соседской общине долгое время переплетались родовые и соседские связи. Например, сородичи могли сохранять общие культы и помогать друг другу, даже если они были разделены территориально. Нередко к соседям начинали относиться как к родственникам (обряды побратимства, покумления, усыновления).

Важно отметить, что в первобытной соседской общине продолжала существовать коллективная собственность на землю. Частная собственность на землю устанавливается поздно, как правило, уже в классовом обществе и при наличии государства. Землей владела вся община; собственностью семьи считались орудия труда, скот, двор со всеми его постройками. Зафиксировано множество переходных форм от коллективной собственности на землю к частной собственности. Например, у большинства меланезийцев или некоторых народов Африки семья имела право на владение общинной землей, только пока эта земля ею обрабатывается. У других народов Меланезии надельные земли уже сохранялись за семьей и в тех случаях, когда они не обрабатывались. А у древних германцев земля фактических сделалась собственностью отдельных семей, хотя и считалась принадлежащей общине Форма коллективной собственности на землю дольше всего сохранялась у скотоводческих народов, ведших пастушеский или кочевой образ жизни .

В период первобытной соседской общины происходит становление частной собственности, которая накапливалась в виде пищевых продуктов, орудий труда, оружия, ремесленных изделий, скота. По данным этнологии, богатства накапливались у представителей родоплеменной верхушки, а также у наиболее трудолюбивых и удачливых общинников. Накопление частной собственности шло вразрез с первобытными представлениями о необходимости равенства и взаимопомощи, поэтому долгое время сохранялись традиции, препятствовавшие накоплению излишков. Например, могло применяться принудительное перераспределение чрезмерных, по мнению соплеменников, богатств. Так, у оленеводов Севера Сибири в XVII–XVIII вв. предельный размер стада на одну семью определялся, по обычаю, в сто голов, излишки же попросту отбирали либо сородичи, либо соседи . Практиковалась также ликвидация накопленных богатств в случае смерти их собственника – или их прямое уничтожение или раздача имущества участникам погребальной церемонии. Это касалось прежде всего вождей и могло выступать составной частью ритуала похорон. Многие собственники сознательно перераспределяли накопленные богатства. Например, у индейских племен Северной Америки существовал потлач – специфический праздник с раздачей богатств. Устроитель праздника представлял на всеобщее обозрение собранные богатства, от одеял до лодок и рабов, а затем все их раздавал приглашенным. При этом предметом особой гордости служили и размер раздаваемых богатств, и сам факт их раздачи. Важно отметить, что устроитель потлача мог рассчитывать на ответные дары во время праздников такого же рода, устраивавшихся затем его прежними гостями. Нередко ответные дары превосходили по своей совокупной ценности первоначальные . На островах Меланезии роль потлача играли престижные пиры, на которых запасы продовольствия, накапливавшиеся иногда на протяжении месяцев, поедались гостями за один присест. При этом для устроителя пира было делом чести пригласить как можно больше сотрапезников.

Важнейшая характерная черта первобытной соседской общины – это возникновение классов. С появлением частной собственности более заметной становится имущественная и общественная дифференциация. В результате неравенства в обществе возникает эксплуатация – безвозмездное присвоение результатов чужого труда. Эксплуатация могла быть внутриобщинной и межобщинной. Основными видами эксплуатации были кабальничество, военный грабеж, контрибуции, данничество, рабство. Главным источником рабства были военные набеги, частые в эпоху первобытной соседской общины. Для этого периода характерно было патриархальное рабство – «простое», «примитивное» рабство, когда рабы считались младшими членами семьи, жили с хозяевами под одной крышей, ели за одним столом. Обращение с рабами было достаточно мягким, рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, моги иметь личные права и имущество. Иногда рабство не было пожизненным и не сразу начало передаваться по наследству.

В этот период в обществе зарождаются классы – большие группы людей, которые различаются по своему месту в системе производства и в распределении результатов труда. Классы постепенно оформлялись не только в экономическом, но и в социальном, и в идеологическом плане. Намечаются три класса: богатые общинники, которые претендовали на власть и всяческие привилегии; рядовые и бедные общинники, не обладавшие привилегиями; рабы, которые были лично несвободны и ограничены в правах.

В период первобытной соседской общины начинаетсяпроцесс складывания государства и права, который называется политогенез. Причины складывания государства можно назвать следующие: усложнение общественного производства, имущественное и социальное расслоение порождало противоречия и конфликты; требовалось укрепление власти, чтобы обеспечить контроль над экономикой и социальной сферой. Характерные черты складывания государства: усиливается роль лидера в обществе; власть передается по наследству; у вождя появляются постоянные помощники – прообраз будущих управленцев, судей; появляются налоги в пользу власти; происходит разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Пути складывания государства называются следующие: аристократический путь, когда родоплеменная знать берет управление в свои руки и претендует на благородство происхождения и на передачу власть по наследству; военный путь, когда во главе общины стоит военный лидер, который мог быть знатного и незнатного происхождения. Вождь опирался на дружину, которая со временем могла превращаться в армию. Войны в период первобытной соседской общины становятся регулярными, так как военные набеги давали возможность быстрого обогащения. Л.Г. Морган предложил термин «военная демократия» – главенство военного вождя со своей дружиной при сохранении таких коллективных органов власти, как народное собрание и совет старейшин. Третьим считается плутократический путь возникновения государства (от греч. «плутос» – богатство); он связан с выдвижением бигменов – богатых и влиятельных людей. Бигмены, как правило, использовали кабальные формы эксплуатации своих соплеменников, и их власть не передавалась по наследству. Происходит также формирование права. Право – это совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и защищенных государством. Право отделяется от нравственности – совокупности норм, защищенных силой общественного мнения и обычаев. Древнейшее право называется обычным правом, так как оно не было записано и его источником служили древние обычаи.