Теплые осенние дни в 2018 году долго держались. Дома проводить их не хотелось. Решили семьёй один из сентябрьских дней провести интересно, необычно и в особенном месте. Для прогулки предложила своим три варианта на выбор

~ Парк Горького в Москве. Очень давно там не были, после обновления и ремонта хотелось посмотреть на старое место в новом обличье. Этот вариант решили пока отложить по причине, что в Москву можно поехать и позже, в другие дни.

~ Прогулка по писательскому поселку Переделкино и посещение праздника "Прощай, лето!" на даче одного из классиков детской литературы Корнея Ивановича Чуковского. Это предложение показалось самым многообещающим и привлекательным.

Место выбрали. Изучили маршрут. Ехать недалеко. Всего 120 км. Воскресным утром 9 сентября мы двинулись в путь.

Реклама — поддержка клуба

Ехали практически без пробок и через 2,5 часа оказались на территории писательского поселка Переделкино.
Переделкино – место необычное. Место, где воздух пропитан литературой. Место со своей атмосферой, со своим микроклиматом. Попадая сюда, будто перемещаешься во времени и оказываешься в другом мире. Дома и домики стоят посреди соснового леса. Здесь долгие годы жили и творили те, на чьих произведениях выросло и повзрослело не одно поколение мальчишек и девчонок. Чуковский, Пастернак, Окуджава, Евтушенко, Солженицын, Кассиль и многие наши замечательные писатели и поэты. В их книгах, романах, песнях, сказках можно найти ответы на многие вопросы.
В гости к двум из них мы попали в это воскресенье.
Первый - один из любимейших детских писателей нескольких поколений - Корней Иванович Чуковский.


На своей даче Корней Иванович прожил чуть более тридцати лет, четырнадцать из которых весной, в конце мая, и осенью, в начале сентября, устраивал праздники для детей. Один – праздник «Здравствуй, лето!», второй – «Прощай, лето!». На второй праздник мы приехали и оказались в душевной атмосфере теплого осеннего праздника. При Чуковском обязательным условием посещения этих детских праздников являлось наличие у каждого гостя нескольких шишек. Их можно было собрать рядом с домом и в прилегающем лесу. Сейчас же это условие можно было выполнить по желанию. Мы не искали шишки, но видели, как другие дети активно их собирали. Особенно этим собиранием нравилось заниматься малышам.
Обязательным атрибутом праздника являлось зажжение большого костра. Об этом свидетельствует деревянная табличка.


Эта традиция сохранилась до сих пор. Дети по-прежнему водят хороводы и рассказывают стихи, а взрослые поют песни. Корней Иванович завел традицию собирать у себя на даче детей не только постоянных жителей писательского поселка, но и со всех окрестностей, а также приглашать известных писателей, поэтов, артистов и художников. В разное время здесь были в гостях Агния Барто, Рина Зеленая, Сергей Михалков, Валентин Берестов, Борис Заходер, Эмма Мошковская. И в этот раз присутствовали известные литераторы. Об этом чуть ниже.
Праздник "Прощай, лето!" был посвящен двум замечательным детским писателям, двум корифеям детской литературы - Корнею Ивановичу Чуковскому и Эдуарду Николаевичу Успенскому. Корнею Ивановичу - как зачинателю замечательной традиции и праздника прощания с летом Эдуарду Николаевичу - как одному из основных защитников праздника, благодаря которому славная традиция не была окончательно запрещена, и душевный, чудесный праздник детства, праздник радости не был окончательно закрыт.
В этот осенний день зажжение костра, как и в предыдущие годы, проходило на поляне рядом с домом Корнея Ивановича.


Здесь собрались почитатели талантов создателей, мне кажется, бессмертных произведений "Тараканища", "Бибигона", "Айболита", "Путаницы", "Простоквашино", "Гарантийных человечков" и "Крокодила Гены".
В празднике принимали участие многие известные лица детской литературы – лауреаты премии имени Корнея Ивановича Чуковского и других литературных премий (те, кого мы успели сфотографировать): поэт, переводчик, автор книг для детей Марина Бородицкая, заведующий отделом Гослитмузея Сергей Агапов, поэт и прозаик Сергей Белорусец,



Композитор, автор песен, вошедших в сборник сто лучших романсов и в энциклопедию авторской песни, основатель группы «Последний шанс» Владимир Щукин и многие другие не менее известные личности.
Многие из участников читали как свои произведения, так и стихи Эдуарда Успенского, рассказывали забавные случаи, связанные с автором "Простоквашино". Совершенно изумительные артисты театра «Игра» исполнили самые-самые знаменитые песни персонажей, придуманных Эдуардом Николаевичем.


Благодаря современным технологиям зрители и участники костра Чуковского смогли посмотреть и послушать, как говорили на празднике, продолжателя литературного дела Корнея Ивановича, автора чудных рассказов о мальчике Федоре и коте Матроскине, мэтра детской литературы, - Эдуарда Николаевича Успенского, но уже, к сожалению, в записи.
В этот день на поляне, на дорожках, ведущих к сцене, при входе, на воротах рядом с портретами Чуковского были также портреты Успенского.



Два чудных, добрых, чувствующих тонкую детскую душу автора были на этом празднике рядом. Находясь внутри праздника в Переделкино, на столь большом событии для детей и взрослых, у меня появилось чувство, что детство не уходит окончательно, не покидает нас навсегда, оно только тихонько замирает где-то глубоко в нас, а потом, в нужный момент, всплывает и помогает нам жить.
Программу вел поэт Сергей Белорусец, который предложил организовать премию имени Эдуарда Успенского. Мне очень хочется, чтобы эта идея воплотилась в жизнь.
Немного в стороне от сцены авторы и издательства продавали разные книжки для маленьких детей и тех, кто постарше.

Я не могла не подойти. Книги покупаю везде, особенно люблю посмотреть и хорошенько повыбирать их, когда никто не пытается подсунуть что-либо ненужное, а дают возможность самой полистать и, если понравится, купить. Это место оказалось именно таким, как я люблю. В результате купила несколько книг. Марта Белкина, автор книг о сыщике Хитрове, подписала Полине свои книги


Это теплое, я бы даже сказала, домашнее, событие снимали несколько телевизионных каналов. «Культура», «Москва 24», «ТВ-центр». Мы впервые находились так близко от съёмочных групп. Непривычное ощущение. Все время находишься в зоне потенциального внимания. Представители телеканалов то и дело появлялись в разных уголках поляны, снимали происходящее вокруг, а также просили знаменитых участников повернуться к гостям (поскольку получалось, что одни смотрели на них спереди, а другие со спины), чтобы было удобно, например, с ними сфотографироваться или просто полюбоваться ими.
Костер горел долго, ярко.




Дети всех возрастов собирали поблизости шишки, подбегали и бросали их в огонь. Взрослые и дети (за ограждением) водили хоровод вокруг костра.


Костер медленно догорал, как бы оповещая, что праздник прощания с летом медленно подходит к концу.
Мы ушли немного раньше всех собравшившихся. А их было, как я потом прочитала, больше тысячи. Хотелось еще погулять немного по Переделкино, попасть в дом Корнея Ивановича.


Я очень хотела посмотреть не столько сам дом, сколько его библиотеку. На фото там столько книг. От пола, до потолка. И все или почти все Чуковский держал в руках.
Когда подошли к входной двери, от сотрудников музея узнали, что в дни таких больших праздников и большого скопления людей дом для посещения, к сожалению, закрыт. Но можно будет подойти примерно к 16 часам, когда все гости и участники разъедутся и разойдутся, и нас пропустят.
Так и решили сделать.
Прошли ворота с портретами Корнея Ивановича и Эдуарда Николаевича. Заглянули рядом на территорию библиотеки, которую автор "Бибигона" открыл на свои деньги и передал на хранение первые 400 книг.




Вышли с улицы Серафимовича, где стоит дача Чуковского, прошли немного вперед, направо и на другой стороне, на улице Павленко, увидели табличку, указывающую на то, что здесь находится дача автора доктора Живаго, одного из лучших переводчиков и крупнейших поэтов 20 века.


Борис Леонидович Пастернак стал вторым, у кого мы побывали в гостях в этот осенний день.
Ноги сами нас вывели к его дому.






Правда, признаюсь честно, перед поездкой у меня была мысль, что если будет немного свободного времени после праздника на даче Чуковского, то можно будет посмотреть и, если получится, посетить дом, где в течение десяти лет создавалось произведение, из-за которого его автору пришлось очень тяжело и непросто.
Дача Чуковского теплого, песочного цвета и окружающая ее территория оставила впечатление уюта, домашности, доброго, доверительного отношения к его хозяину. Дача Пастернака произвела впечатление строгости, серьезного отношения к жизни, глубоких душевных и внутренних переживаний и раздумий. Здесь, в этом доме, Борис Леонидович узнал о присуждении ему Нобелевской премии, от которой впоследствии его заставили отказаться.
Экскурсию по дому решили не брать. Поскольку Полине пока было не очень понятно, кто такой Борис Леонидович. Я просто немного рассказала про него и про его главное детище, роман «доктор Живаго». Впереди прохождение в школе, еще поговорим.
Купили билеты, подождали немного в фойе, пока экскурсионная группа ушла немного вперед. И самостоятельно прошлись по этому дому.
Дом двухэтажный, небольшой.


Несколько комнат.






Обстановка, как, наверное, сейчас сказали бы, аскетичная или простая. Но разве это главное? Дом пропитан духом писателя, его мыслями, творчеством, его жизнью, чувством эпохи. На стенах картины папы Пастернака, живописца и графика Леонида Осиповича.


Сохранилось много вещей семьи: книги, рукописи.
Мы совершили прогулку по дому с большой историей, прогулялись немного по саду, в котором проводятся мастер-классы по живописи. Сад немного запущенный, но зато в нем сохранились пастернаковские яблони.




Несмотря на то, что на улице было безветренно, не по осеннему тепло и солнечно, атмосфера какой-то тихой грусти и печали, внутреннего напряжения, душевного надлома живших здесь людей, и передавшаяся этому дому, подействовала и на нас.
Но мы вышли из дома с мыслью, что надо обязательно вернуться. Обязательно! Взять экскурсию или прочитать историю этой семьи и дома во всех доступных источниках и снова приехать, чтобы уже пройтись по этому месту с более глубоким знанием исторического материала.
Покинув территорию дачи автора одного из лучших переводов Гамлета и Фауста, мы медленно возвращались к дому-даче Корнея Ивановича.


По времени получалось, то до 16 часов еще два с лишним часа надо было гулять. Мы подошли к воротам дачи Корнея Ивановича. Праздник заканчивался. Участники и гости выходили к своим машинам.
Мы немного постояли и ​поняли, что впечатлений уже много на сегодняшний день. Надо ехать домой. Полина набралась впечатлений. На сегодня хватит.


Солнечное настроение, идущее от дома песочного цвета и царящее на сказочной поляне детства, сопровождало нас на обратной дороге.
Вот так недалеко от дома можно окунуться в атмосферу творчества двух писателей, в атмосферу детства, юности и литературы. Получить заряд солнечного позитивного настроения, посетив чудный волшебный праздник «Прощай, лето!», имеющий 62-летнюю историю. И немного погрустить и подумать о переломных моментах жизни в полной душевными переживаниями даче автора романа доктора Живаго.

Полезная информация

Координаты и режим работы:

  • Адрес дачи Корнея Ивановича Чуковского: пос. ДСК Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3.

График работы: Вт. – Вс. - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30) Пн. - выходной

  • Адрес дачи Бориса Леонидовича Пастернака: пос. ДСК Мичуринец, ул. Павленко, д. 3.

График работы: Вт. – Вс. - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30) Пн. – выходной

  • Недалеко от поселка теперь открыли новую ветку метро. Добираться стало удобнее. Ближе всего будет метро Рассказовка или Новопеределкино.
  • Парковки как таковой нет. Машину можно оставить вдоль улицы Серафимовича, 3. Если вы приедете в гости, так же как и мы.

Цена билетов:

  • Входные билеты в музей Пастернака: осмотр экспозиции с путеводителем 200 рублей взрослый, дети до 16 лет бесплатно. Получасовая экскурсия для одного человека 450 рублей (от 2 до 5 чел 250 рублей, от 5 до 15 чел 200 рублей) + входные билеты.
  • Входные билеты в музей Чуковского: 200 рублей взрослый, дети до 16 лет бесплатно. Экскурсии проводятся строго по субботам и воскресеньям с 13,30 до 18,00. Набор групп происходит от 15 до 30 мин.

Праздники и мероприятия:

Праздник «Прощай, лето!» проводится в первых числах сентября. В этот раз был 9 сентября. Вход для всех бесплатный. Записываться заранее не нужно.
Праздник «Здравствуй, лето!» проводится в последних числах мая. Мы теперь задумались, не съездить ли еще и на этот праздник.
В домах-дачах и на территориях проводятся разные выставки и мастер-классы. Расписание можно узнать на официальном сайте www.goslitmuz.ru

Добро пожаловать в Переделкино!

Есть такие места на Земле, и даже не просто на Земле, а совсем рядом с нами, где ещё жива История. Она живёт в рассказах, разговорах, воспоминаниях очевидцев, на фотографиях и пожелтевших газетных вырезках, в самом воздухе. Одно из подобных мест, где голос истории ещё не затих, где в тени двухсотлетних сосен бродят по дорожкам, прогуливаясь, легенды русской литературы, находится совсем близко к Москве, и называется оно - писательский городок Переделкино.

История писательского городка берёт своё начало в 1933, когда Максим Горький, судя по дошедшей до нашего времени легенде, посоветовал Сталину перенять европейский опыт и построить поселок для советских писателей, где они смогут жить и творить на природе. Первыми поселенцами Переделкино стали Борис Пильняк, Борис Пастернак, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Ильф, Евгений Петров. Вскоре и другие писатели заселили переделкинские дачи, и началась здесь бурная жизнь советской интеллектуальной элиты, со зваными вечерами, казенными черными автомобилями, сплетнями, интригами, радостями и муками творчества.

Сегодня Переделкино уже совсем не то. Не кипит ключом жизнь на узких улицах поселка, ветхие домишки соседствуют с дворцами, всё до невозможности изменилось. Но не должна кануть в Лету память о таком исключительном месте, о сотнях жизней, здесь прожитых, книг, здесь выстраданных и написанных. А какой единственный способ не дать уйти памяти? Говорить, рассказывать, вспоминать. Так и жива будет память, пока живёт молва. А мы приведём сегодня несколько увлекательных историй из жизни Переделкино, и тем самым внесём свой вклад в сохранение памяти об этом удивительном месте.



«Святой колодец»

Естественно, что при таком скоплении творческой энергии, которое наблюдалось в Переделкино с того момента, как здесь появились писатели, ни одна деталь в окрестностях посёлка не могла уйти от их наметанного глаза. Источник «Святой колодец» известен в Переделкино давно. Ещё в 30-е годы знаменитые жители писательского городка ходили сюда за водой. Но и не только за водой. Некоторые черпали из колодца своё творческое вдохновение. Писатель Валентин Катаев описал источник в одноименной повести: «Святой колодец» - название небольшого родничка вблизи станции Переделкино Киевской железной дороги, возле которого я обдумывал эту книгу и размышлял о своей жизни».



«Свеча горела…»

Всем известно, что Борис Пастернак жил в Переделкино. Он поселился здесь вместе с первой волной, и вначале занимал дачу на ул. Тренёва, но в 1936 году переехал на ул. Павленко, где сегодня открыт дом-музей. Борис Леонидович Пастернак очень любил окрестности Переделкино и много гулял. Заходил он и в Храм Спаса-Преображения Господня, что находится недалеко от железнодорожной станции. Сохранилась легенда, будто именно красота и благолепие этого храма навеяли Б.Л. Пастернаку всемирно-известные стихи к роману «Доктор Живаго»:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

«Перлы маршала»

Неподалёку от писательского городка, в соседней Баковке, обосновались не менее значимые персоны. Дачи, находящиеся здесь, в народе называли «маршальскими». И действительно, здесь в разное время жили маршал Баграмян, маршал Рыбалко, легендарный маршал Семён Михайлович Будённый. Биография маршала Буденного наполовину, наверное, состоит из легенд о нём, которые то находят подтверждение, то кто-то пытается опровергнуть их все скопом.. Ни одна биография Буденного не обходится без истории о том, как он выставил пулемет в окно своей дачи в Баковке и дал несколько очередей по особистам, пришедшим его арестовывать. А после позвонил Сталину и сказал: «Иосиф, на меня напали контрреволюционеры!» Ордер на арест был отменен.
В 1960-е годы в ходу были злободневные цитаты из жизни Буденного. Например, история о том, как на вопрос, какую роль будет играть конница в, не дай бог ей случиться, ядерной войне, маршал якобы рубанул: решающую!

«Большая дача»

Неподалеку от Семёна Буденного жила на даче министр культуры Екатерина Фурцева. Со строительством этой дачи был связан настоящий скандал. Однажды пошел слух, будто Фурцева строит дачу из строительных материалов, предназначенных для Большого театра. На деле же оказалось, что только пол был сделан из паркета, выделенного для Большого. Партийные функционеры заставили Фурцеву отказаться от дачи, выплатив ей сумму, затраченную на строительство.



Заброшенная дача

Так вышло, что судьбы жильцов дачи № 3 в проезде Вишневского в Переделкино часто были отмечены трагической печатью. Владимир Зазубрин, первым поселившийся здесь около 1935 года, уже в 1937-м был арестован, в том же году расстрелян. Следующий обитатель, Александр Фадеев, прожил на даче № 3 примерно с 1937 и по 1956 год, пока не застрелился в собственном кабинете. Личная трагедия жизни Фадеева состояла, как ни парадоксально, в его успехе и карьере. Стоя во главе Союза писателей, он проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к неугодным писателям: М.М. Зощенко, А.А. Ахматовой, А.П. Платонову. Однако все это было лишь одной стороной жизни Фадеева. Чтобы понять эту личность целиком, нужно знать хотя бы то, что в 1948 году он хлопотал о выделении большой денежной суммы из фондов Союза писателей для оставшегося без копейки М.М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, Л.Н. Гумилева. Несколько раз он тайно передавал деньги жене Андрея Платонова на его лечение.



«Зеркало»

«Зеркало» - четвертый фильм Андрея Тарковского, занимающий центральное место в творчестве режиссера, во многом благодаря своей автобиографичности.
Съемки «Зеркала» проходили в Юрьевце и в Переделкино - в двух домах, которые были для Андрея Арсеньевича Тарковского знаковыми местами, символами его детства, тесно связанными с детскими воспоминаниями об отце. Сцена, которую условно можно назвать «Встреча с отцом», снималась на даче № 2 по ул. Погодина в Переделкино. В этом доме Андрей с сестрой Мариной и матерью жили после возращения из эвакуации. Именно сюда в 1943 году неожиданно приехал с фронта Арсений Тарковский. Марина Тарковская вспоминает об этом дне в одном из своих интервью: «В Переделкино осенью сорок третьего года к нам неожиданно приехал с фронта папа. Помню, мама вымыла пол и послала меня за лапником, чтобы постелить у порога. Видимо, я провозилась в елках довольно долго. Вдруг у зеленого сарайчика, стоявшего поодаль от дачи, я увидела стройного человека в военной форме. Я не узнавала папу, пока он не крикнул: «Марина!». Не веря себе, я замерла на месте, потом со всех ног помчалась к нему. Какую радость и гордость мы тогда пережили! У папы на погонах было четыре звездочки, он был капитаном, а на груди - орден Красной Звезды».

Это была последняя встреча детей с отцом до его ранения. Он будет ранен разрывной пулей в ногу уже в декабре 1943 года. И вот спустя 38 лет Андрей Тарковский снова здесь, в Переделкино. Воссоздает картины прошлого, возрождает воспоминания.

Бездомные писательского городка

Не всем хватало дач в писательском городке, но тем не менее места хватило всем. Для тех, кто хотел просто провести немного времени в лесной тени и тишине, был построен Дом творчества писателей. А некоторые известные, но не совсем угодные власти личности тайно гостили на дачах своих друзей. Александр Исаевич Солженицын, в конце 60-х годов персона нон грата у советской власти, был приглашен Чуковским пожить на даче в Переделкино. Здесь Солженицын работает над книгой «Раковый корпус», здесь он находит верную помощницу - Люшу Чуковскую, которая втайне от всех, даже от семьи, перепечатывает рукопись и выносит готовые страницы из дома под одеждой. При этом, естественно, о пребывании Солженицына у Чуковских было известно властям, и за дачей постоянно велось наблюдение.
На даче № 15 по ул. Горького жил Вениамин Каверин. Он был одним из тех неравнодушных, кто постоянно защищал права опальных. В 1947 году к нему на дачу переехал Николай Заболоцкий, только в 1946-м добившийся разрешения жить в Москве после ссылки.

Так и живёт писательский городок: принимает гостей, участвует в съемках фильмов и сериалов. Переделкино повезло. Повезло именно в том, что когда-то это место заселили, в прямом смысле заселили творческими людьми. Это дало поселку возможность жить, жить историями, былями и небылицами о его жителях, которые переходят из уст в уста, не давая угаснуть памяти…

Дом-музей Чуковского. Внутри
Ощущения, когда отворяешь деревянную калитку и заходишь на территорию, щекочущие.

Сразу рядом с домом видим смешное дерево, то самое, «А у наших у ворот чудо-дерево растет! Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!»:). Нас ещё заранее предупредили, чтобы мы по возможности прихватили с собой какие-нибудь старенькие сандалетки для пополнения истрепавшихся «цветочков». Но мы забыли и это было обидно.

Сам дом желтый, двухэтажный, с застекленной верандой в сад, красивыми оконными переплетами.

Рядом с домом ещё два домика, один похож на сарай, во втором живет сторож. Участок выглядит необъятным и условно делится на меньшую часть с садиком и бОльшую с лесом, в котором можно заблудиться:).

К нам выходят экскурсоводы, мужчина и женщина. Приглашают заходить в дом. Вваливаемся разновозрастной толпой человек в тридцать, разрумяненных морозцем, и жмясь друг к другу, снимаем верхнюю одежду в довольно узкой и тесной прихожей. Нас делят на две группы. Для одной половины экскурсия начнется со второго этажа, для нас - с первого.

Заходим в комнату с красивым окном-эркером с расчудесным видом на зимний лес.

Взрослые чинно усаживаются на скамью, дети - на большого плюшевого крокодила на пол.
Экскурсовод (мужчина) мастерски захватывает внимание аудитории, к слову сказать, прилично шкодливой и вертящейся. Он рассказывает нам о Чуковском по-актерски играя тембром и тональностью голоса, по-детски доверительная интонация располагает, подкупает и обезоруживает некоторых хулиганов. Минут 10 вербальная информация подкрепляется визуальной - нам ставят диск со стареньким (40-х годов) черно-белым мультфильмом по стиху о телефоне, одним из рисованных персонажей которого является сам Чуковский. Он и озвучивает, а мы с замиранием слушаем его голос, немного шероховатый от давности кинопленки.
Ещё нам показывают уникальное издание первой стихотворной детской сказки Чуковского «Крокодила» нач.20в. с черно-белыми иллюстрациями известного в те времена художника-карикатуриста Ре-Ми (Ремизова Н.В.).

Потом «добро пожаловать» в Зал с сочно-синими обоями . Из запомнившегося там - хрустальная пара кувшин с чашей, подаренная Агнией Барто и называемая «Мойдодыром», и стол со стульями из пестрой карельской березы с забавными резными ножками. На них так искусно выточены головы львов, что если сесть на корточки и смотреть на них снизу, то увидишь львиную улыбку, если стоя сверху, то грозный рык.). Здесь есть дверь на летнюю террасу, но сейчас она закрыта, а наше воображение красочно рисует чудесные домашние чаепития со смехом, спорами и разговорами, вишневым вареньем и вкусным пышным пирогом, которые конечно же проходили на ней:).

Потом меняемся с первой группой этажами . По узкой и поскрипывающей деревянной лестнице поднимаемся наверх, здесь посещаем две комнаты - кабинет и библиотеку (комната его жены тоже закрыта). Видим массу интересного.

В Библиотеке вдоль стен стоят стеллажи с книгами (озвучивается информация об их количестве 5 тысяч экземпляров), чуть ли не половина - на иностранном языке. Из рук в руки переходит японская музыкальная шкатулка с небольшим зеркальцем на внутренней стороне крышки. Нам говорят, что, если посмотреться в него один раз, то на всю жизнь сохранить свою красоту/загадать желание (два раза смотреться в него уже нельзя!)). А дверью стоит сучковатая дубинка, которая, оказывается, была и тростью Корнея Ивановича, и инструментом жонглера - он мог держать её на пальце и не давал упасть какое-то время.

Откуда-то извлекается большая и длинная металлическая пружина , похожая, а большую неуклюжую гусеницу, которую экскурсовод, выстроив детей вдоль стенки на лестнице, запускает вниз. Оказывается неуклюжесть мнимая, и что пружина ловко, как заправский акробат, делает чпоки-чпоки и спускается с самой верхней ступеньки до нижней. Её подарили американские физики, изучавшие колебания волн, под действием которых, оказывается, она умеет проделывать такие спуски.

Пружинка на верхней ступеньке

Уже внизу. Быстрая какая

В Кабинете снова книги. Узкая кровать. Картины и фотографии. Письменный стол. Мантия и шапочка из Оксфордского университета. Индейский головной убор из птичьих перьев (изрядно заношенный:)). Комод. Игрушки. Смешной ослик, на которого детям дают слегка дунуть и он смешно заваливается набок (есть рычажок). Много чего.

Потом мы довольные-предовольные спускаемся и набиваемся в маленькую комнатку-пенал с т.н. сувенирами. Здесь можно купить «примерно такую же» волшебную пружинку (покупаем), почти такого же послушного ослика/обезьянку (заверните) и книги. Чуковского и о Чуковском. Выбираем воспоминания дочери Лидии.

Потом был костер. Территория участка огроменная - 2 гектара (лично уточнила размер у экскурсовода:)).

Протаптываем тропинку по сугробам, нам приносят подготовленные полешки и жидкость для розжига.

Наш экскурсовод по музею

Мгновение и дети уже веселятся, поджаривая хлеб на веточках (мы были в пост, поэтому колбасным радостям не предавались).

Достаются термоса с горячим чаем, пакеты со сладким, и вот уже активные родители выстроились в хоровод вокруг костра и мы играем во что-то классное и веселое. Ловим неловких, салим, догоняем, хохочем. Здесь ещё есть специальная летняя сцена и ряды заснеженных сейчас скамеек - именно тут проходят веселые летние Костры , которые придумал и так любил Корней Иванович.

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.
Благодарим экскурсоводов от всего сердца.
Очень. Очень довольны своим знакомством с Переделкино и домом (музеем) Корнея Чуковского.

Теперь на этом я хочу остановиться.
Это сладкая часть экскурсии.
Давайте вернемся к Корнею Ивановичу.

О другом…. Настоящий Чуковский это -

прежде всего Переводчик

«Ехали медведи на велосипеде, а за ними крот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике…»
«Вдруг из подворотни страшный великан, рыжий и усатый та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!...»
«А слониха вся дрожа, так и села на ежа…»
«Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают…»

«Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгом, кочерга за кушаком…»
«И сел на орла Айболит, и одно только слово твердит «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…»

«Маленькие дети ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!... Потому что Бармалей любит маленьких детей…»

Я думаю, что на вопрос, кто написал эти строки, вы полностью и не ответите… или ответите так: «детский поэт-сказочник Корней Чуковский».
А это неверно!
Никакой Чуковский не поэт, не сказочник, и не детский! А серьезнейший писатель-исследователь и великолепный переводчик! Прежде всего, а потом уже и детский поэт. Из 15 томов его литературного наследия, всего лишь два тома занимают произведения «для» и «о» детской аудитории, и это не считая его знаменитых переводов.
Корней Иванович Чуковский многолик как венецианский карнавал:).
Чуковский это Марк Твен (Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна, «Принц и нищий» и др.)!
Чуковский это Роберт Льюис Стивенсон («Остров сокровищ»)!
Чуковский это Рудольф Эрих Распэ («Приключения барона Мюнхгаузена»)!
Чуковский это Шекспир, Оскар Уайльд, Уолт Уитмен, Редъярд Киплинг, Артур Конан Дойль, О’Генри и многие другие!

Из подчас тяжелых и занудных оригиналов (камень сейчас летит в сторону Стивенсона), отягощенных излишними подробностями и кровавыми деталями, Чуковский сделал бриллиантовые переводы. Целой том «Историй доктора Дулитла» англичанина Хью Лофтинга Чуковский превратил своим переводом в блистательную сказку (причем и в стихах, и в прозе), которую наизусть (если спросить) помнят все наши взрослые и дети…

Вы только вдумайтесь в это! Возьмите сейчас любимую книжку детства, посмотрите кто переводчик…

Чуковский (Коля Корнейчуков) - незаконнорожденный мальчик из небогатой семьи, сам, самостоятельно, без чьей либо помощи выучил английский. «Он использовал метод каждодневно выучивать десятки слов». Расклеивал газеты - и учил, зубрил, учил. «Я бесконечно учу слова…» . Позже, занимаясь со своими собственными детьми, он заставлял и их учить английский язык. «Выученным английское слово он считал лишь в том случае, если дети его знали во всякую минуту, в любом контексте, во всех видах и форме» . Вносил элемент игры, составляя различного рода ахинейские тексты детям для перевода, как, например, следующий: «Старая дева, объевшись замазкой, упала в пруд. Бурный южный ветер гнал её прямо на скалы. Но в эту минуту прилетела ласточка и клювом вцепилась в её волосы». Зато после перевода подобной галиматьи, дети легко могли читать даже сложносочиненные тексты Диккенса»… (Из «Воспоминаний детства» Л.Чуковской)

И ещё про тонкости перевода.
Вот посмотрите и сравните КАК переведена фраза из Марка Твена. ! …
"They tramped gaily along, over decaying logs, through tangled underbrush, among solemn monarchs of the forest, hung from their crowns to the ground with a drooping regalia of grapevines." / «Они весело шагали через гниющий валежник, пробираясь сквозь заросли, между стволами могучих лесных королей, с венценосных вершин которых свисали до самой земли длинные виноградные плети, как знаки их царственной власти».

Поэтому ещё раз, и ещё много-много раз самая искренняя и сердечная благодарность тому невидимому Чуковскому, который скромно спрятал за авторами оригиналов своё имя, труд и блестящий перевод, а иногда и заново написанный текст. Спасибо Корнею Ивановичу за счастливые часы моего детства, проведенные за чтением этих книг.

и только потом Детский Поэт

Детские стихи Чуковского… Вы думаете они простые как калоши?
Вы не правы!
Они - гениальны. А все гениальное просто. На первый взгляд.

«И кастрюля на бегу, закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»
Чуковский обладал изумительным внутренним слухом и чувствовал, буквально видел музыкальную ритмику слов. Об этом четырехстишии он говорит так: «Шесть ГУ на четыре строки призваны передать фонетически стремительность и легкость полета. Бойкая и легковесная кастрюля пронеслась лихим четырехстопным хореем мимо отставшего от нее утюга…»

«Утюги бегут покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают». Здесь Чуковский пишет: «Так как утюги увесистее юрких кастрюль, я оснастил свои строки о них тягучими сверхдактилическими рифмами. По-кря-ки-ва-ют, пе-ре-ска-ки-ва-ют - неторопливые протяжные слова с ударением на четвертом слоге от конца. Этим ритмическим рисунком попытался я выразить чугунную тугонодвижность утюгов…»

«Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит». - Чуковский: «У чайника другая «походка»- шумная, суетливая и дробная. В ней мне послышался шестистопный хорей…»

«А за ними блюдца, блюдца - дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! Вдоль по улице несутся - дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! На стаканы - дзынь!- натыкаются, и стаканы - дзынь!- разбиваются». - Чуковский: «Эти стеклянные, тонко звенящие звуки, вновь вернули сказке ее первоначальный напев…»

«А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки скачут по дорожке». - Чуковский: «Чуть только передо мною пронеслась разная кухонная мелочь, четырехстопный хорей мгновенно преобразился в трехстопный…»

Вот вам и «простые» «примитивные» детские «стишки».
Он слагает стихи, как композиторы пишут музыку. У него буквы - ноты.
Он слышит буквы.

В конце XIX века около Лукино прошла Брянская железная дорога, здесь же была обустроена станция «16-я верста», которую в советские годы переименовали в Переделкино.

Поселок писателей

Считается, что в 1933 году Максим Горький предложил Сталину организовать место отдыха для писателей, где они могли бы проводить время на природе на собственных дачах . Поселок решили возвести около реки Сетунь в Переделкине. Землю разбили на 50 участков, на которых строили дачи для самых достойных литературных деятелей того времени. К осени 1935 года в Переделкино стали въезжать первые обитатели. Все дачи принадлежали Литфонду и закреплялись за писателями пожизненно. Основная часть поселка сосредоточилась на шести улицах: проезде Вишневского, ул. Павленко, ул. Тренева, ул. Погодина, ул. Серафимовича и ул. Горького.

В городке построили Дом творчества, и вскоре из дачного места поселок превратился в негласную столицу культурной жизни СССР. В разные годы здесь жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Ираклий Андроников, Константин Паустовский , Белла Ахмадулина , Евгений Евтушенко , Фазиль Искандер , Анатолий Рыбаков и многие другие.

Борис Пастернак в Переделкине

В 1936 году в Переделкине поселился Борис Пастернак . Сначала он с семьей жил на даче № 1 по улице Тренева, а в 1939-м переехал в дом № 3 на улице Павленко. Именно здесь после десятилетнего перерыва Пастернак вновь начал писать:

Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.

Весной 1941 года Борис Леонидович выпустил небольшой цикл стихов «Переделкино». В этом же доме он закончил роман «Доктор Живаго», работал над переводами Шекспира и Гёте, а также над своим последним поэтическим циклом «Когда разгуляется...».

После смерти Пастернака, в 1960 году, дом, в котором жили жена и сын поэта, постепенно превратился в неофициальный музей, куда приезжали поклонники творчества писателя. Такое паломничество не очень нравилось властям, и в 1984 году дачу, принадлежавшую Союзу писателей, решили отобрать. Вещи семьи поэта были выброшены на улицу. И только 10 февраля 1990 года, благодаря поддержке академика Д.С. Лихачева , поэтов А.А. Вознесенского и Е.А. Евтушенко, был официально открыт Дом-музей Бориса Пастернака.

Корней Чуковский в Переделкине

Аркадий Райкин в своих воспоминаниях пишет: «Чуковский был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения». Корней Иванович поселился в Переделкине в 1938 году, а после войны жил здесь постоянно. Многие годы Чуковский устраивал в поселке детские праздники у костра, которые собирали не только детвору, но и взрослых. И сегодня в Переделкине работает детская библиотека, построенная на средства писателя, который передал ей в дар сотни томов из своего собрания.

Сейчас на его даче по адресу ул. Серафимовича действует музей писателя и, как и прежде, устраиваются детские праздники у костра.

Булат Окуджава

В августе 1998 года, благодаря усилиям многочисленных почитателей и друзей творчества Окуджавы в Переделкине на общественных началах был организован Народный музей Булата Окуджавы. А в октябре 1999-го указом президента дачный домик стал называться «Федеральный государственный мемориальный музей Булата Окуджавы».

Булат Шалвович получил от Союза писателей дачу летом 1987 года. Здесь были написаны его поздние стихи и автобиографический роман - «Упраздненный театр».

В наши дни каждое лето в саду музея проходят еженедельные встречи и концерты, которые называются «Булатовы субботы». Также в музее проводятся детские праздники, спектакли и занятия - «Булатовы воскресенья», а в цикле «Неожиданные встречи» читаются публичные лекции.

Уже несколько недель я собираюсь рассказать о нашей загородной экскурсии в Переделкино.

Собственно, о ней, как и о многих других, мы узнали из журнала «Большой город».
Проводит их Сергей Брель - поэт, драматург, филолог, журналист, краевед.
Теперь у нас в планах попасть к нему на пешие экскурсии по историческим улочкам Москвы.
Так вот, про Переделкино...

Яндекс сообщил, что будет солнце и мы почему-то опять поверили. Поэтому накануне вечером мы вышли из дома без резиновых сапог и отправились в Матвеевское, чтобы переночевать у бабушки, а ранним утром оставить Федора и сесть на электричку в нужном нам направлении.



В электричке мы присоединились к основной части группы, стартовавшей с Киевского вокзала.
По-моему, предсказание погоды - самая бесполезная в мире деятельность. Дождь зарядил с утра и не прекращался всю экскурсию.
Я ни разу не достала фотоаппарат и все снимала одной рукой на телефон, потому что в другой был зонтик.
Это, конечно, немного обидно. Но зато я почти не отвлекалась от интересных рассказов.
В чем мы не прогадали в этот пасмурный выходной, так это в том, что взяли с собой напитки горячие и горячительные.

Началась экскурсия совсем не с писательского наследия, а у ворот дачи Левинсона - советского архитектора.
Сама дача, по всей видимости, - постройка уникальная, потому как это единственное деревянное сооружение Ф. О. Шехтеля.
"По всей видимости" - то есть рассмотреть из-за высокого забора мы его так и не смогли, а чтобы попасть внутрь двора и дома нужно отдельно заказывать экскурсию в Москомнаследии. Увидеть можно было только то, что дом увенчан башенкой со сказочным петушком.
Но Сашка поднял меня на плечи и что-то я все таки запечатлела.

"Начиная с этого здания, получила своё развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце XIX века архитектор, отходя от своего увлечения готикой, изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой русский стиль".
Тогда же Шехтель взялся за большую работу - проект здания Ярославского вокзала. Этот переделкинский домик, если внимательно к нему приглядеться, очень его напоминает. И своей формой, и даже росписью.
Фото из интернета:

От дачи-теремка по красивым ступеням мы спустились к роднику.

К тому самому, который описывал Валентин Катаев в своем произведении "Святой колодец".
Сергей читал нам отрывок...

Как-то во время очередной экскурсии один местный житель услышал"...Старик вынимал бутылки одну за другой из мешка, полоскал в воде и ставил шеренгой для того, чтобы они высохли, прежде чем он пойдет их сдавать в станционный продовольственный магазин. Здесь были самые разнообразные бутылки - белые и зеленые - из-под вермута, зубровки, портвейна, «столичной» и «московской», кагора, рислинга, «абрау-каберне», «твиши», «мукузани» и многие другие - и среди них лилипутики четвертинок, как маленькие дети среди нищих, - и каждую из них старик тщательно полоскал снаружи и внутри и ставил одну возле другой, причем мы заметили, что, хотя ряд и удлинялся, количество бутылок в мешке не убавилось, как будто бы мешок был волшебный, и это нас немного беспокоило, подобно простому фокусу, который трудно разгадать..." и сказал, что может показать все эти бутылки и пригласить всех посмотреть как живут обычные дачники в Переделкино.
Так наша экскурсия зарулила на дачу местного жителя Андрея, где он рассказывал про своего деда, ранее проживавшего здесь и оставшуюся после него коллекцию бутылок.

Тут наши взгляды с мужем чуть разделились. Я все же считаю, что это не совсем обязательная часть экскурсии и смотреть на пустые бутылки и чужой современный быт, пусть даже заполненный памятными вещами, не так заманчиво. Но Сашка узрел среди бутылок грузинский портвейн, о существовании которого даже не подозревал и еще какую-то старую литературу.

А потом началось то, ради чего мы собственно и приехали.
Вы когда-нибудь гуляли осенью по кладбищу под дождем, слушая стихи?
Атмосферно, знаете ли.
По дороге к могиле Пастернака мы останавливались возле нескольких памятников.
Сергей рассказывал истории из жизни этих людей и читал отрывки из их произведений...
На фото справа могила поэта и переводчика Семена Липкина.

У могилы Арсения Тарковского.

Могила Виктора Фёдоровича Бокова и семейная могила Пастернаков напротив:
Самого Бориса Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны, его младшего сына Леонида и пасынка Адриана Нейгауза.
Рядом стоит скамейка и часто люди приходят на могилу Пастернака, садятся и читают его произведения.
Про это место существует много историй, мистических и не очень. Один факт я случайно нашла, когда писала этот пост:

В 2004 году, приехав на открытие 26-го Московского международного кинофестиваля, чтобы представить свой фильм "Убить Билла-2", Квентин Тарантино первым делом попросил свозить его в Переделкино на могилу Пастернака.
Позже его переводчик рассказал, что Борис Пастернак — литературный кумир Квентина с детства, он помнит его стихи и вообще любит читать и прекрасно знает русскую литературу, также как и российское кино, начиная с фильмов Эйзенштейна и Вертова.

Тут же недалеко, прошли мимо могил Корнея Чуковского и его жены Марии Борисовны.
Не знаю можно ли применить к могильной теме, но именно умилили памятники членов КПСС.
Всех их объединяет трогательное дополнение под датами жизни.

На фото справа могила Веры Звягинцевой - поэтессы, переводчицы и деятеля культуры советской эпохи.
Несколько десятилетий она переводила украинских, армянских, грузинских, белорусских, кабардинских и других поэтов СССР.
Особенно многочисленны её переводы с армянского.
Поэтому на могиле в 1975 году установлен памятник работы известного армянского скульптора Самвела Казаряна.

Дальше наш путь пролегал мимо храма святого Игоря Черниговского.
У меня к архитектуре современных громоздких русских православных храмов отношение, мягко говоря, ровное.
Собственно, этот эклектичный пирог с фарфоровыми куполами в стиле храма Василия Блаженного тоже восторга не вызвал.
Но Сергей уверил, что у него особенно и очень красиво решено подкупольное пространство, благодаря многочисленным окнам, и храм всегда заполнен солнечным светом. Жалко, что он был закрыт, мы бы с удовольствием зашли.
И почему, собственно, храмы в нашей стране имеют свойство закрываться, мне тоже не очень понятно. Это же все-таки "дом Божий", у человека в любое время может возникнуть потребность обратиться за помощью, а не по расписанию...

За храмом виднеется уже московский район Ново-Переделкино.
С другой стороны комплекс в псевдорусском стиле - усадьба Лукино, ныне одна из резиденций Патриарха.

Гулять по резиденциям простым смертным нельзя, поэтому чуть осмотрели у входа. Ну и пожалуйста.

А потом начались писательские дачи, те самые, о которых легенды.
В 1934 году, по настойчивой просьбе Максима Горького, правительство выделило землю под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач.
Первыми обитателями переделкинских дач стали: А. Серафимович, Л. Леонов, И. Бабель, В. Иванов, Б. Пастернак, И. Ильф, Е. Петров и другие.
За забором довольно большая территория Дома творчества писателей. Здесь жили и работали профессиональные литераторы: поэты, писатели, драматурги.
"Выпью-ка я, пожалуй, коньячку возле Дома творчества писателей!" - сказал Саша.

По соседству уютно вписался скромный дачный домик Ренаты Литвиновой, очень даже не исторический.
Пишите письма!)
Как заметил мой муж: "Приусадебным хозяйством Рената Муратовна, похоже, себя не обременяет".

Сам Дом творчества.
Вообще там в саду совсем не ощущается двадцать первый век. Вот уж где благодатные декорации для фильмов о советском периоде.
Замазывать в кадре совсем ничего не нужно, разве что пару машин от входа отогнать.

И внутри дома время остановилось.

Сталинский ампир во всей красе.
Кстати, дом функционирует и принимает гостей. Ночь проживания в комнате со скромным трехразовым кормлением стоит чуть меньше полутора тысяч рублей.
Но, должно заметить, что условия не самые комфортные. Уж насколько я люблю "дома с привидениями", заставить меня переночевать здесь было бы наказанием. Дом - музей по сути. Туалеты и душевые общие на этаже и тоже много лет незатронутые ремонтом.
Мне было тяжело дышать. Такое бывает, когда работает адское отопление в сыром старом доме.
У администрации мы узнали, что напротив, в новом корпусе, можно снять комнату чуть подороже, с удобствами внутри и теми же обедами.
Теперь думаем приехать как-нибудь зимой на выходные. Наверняка там будет много снега, тишина, голые деревья позволят порисовать домики, а с Федькой можно будет сходить в музей Чуковского, о котором ниже.

Я фанат антикварных светильников. А это уже антиквариат.)

А потом мы шли по улице, одна сторона которой прятала за высоким забором элитный новострой, а другая за просвечивающими калитками открывала чудные старые домики. Немного жаль, что домики эти разглядеть тоже было трудно, потому как у всех теперь свои новые обитатели.
Сергей рассказывал истории и байки, которые он собирает про жителей поселка.
Была особенная атмосфера и сплочение среди соседей. Дети писателей и дети работников, строивших эти дома, вместе бегали по этим дорожкам. Говорят, внук Чуковского прибегал к дому работников и его там как своего угощали молоком, потому что у них была корова.
Дальше мы додумали, что когда дети работников прибегали в дом Чуковского, добрый дедушка Корней кормил их сказками.
Дом-музей Пастернака единственный, который удалось рассмотреть вблизи.
В сам дом не заходили. Это уже отдельная экскурсия по желанию.

Потом мы двигались по улице Серафимовича, или «Железного потока», как называют ее местные жители - к дому-музею К. И. Чуковского.
Рядом - то самое сказочное Чудо-дерево с чулками и башмаками.
Дом-музей как и остальные известные дачи сохраняет тот облик, который был при жизни его главного владельца.
Помимо обычной работы музея, здесь часто проводят встречи с писателями и детские праздники.

В 1957 году Корней Иванович Чуковский решил сделать переделкинской детворе подарок - построить библиотеку, украсить ее изнутри и снаружи так, как нравится детям. Мне вот очень понравилась живописная крыша этого домика, а надпись БИБ - ЛИО - ТЕКА, разбитую между двумя дверями я простить никак не могу. Надеюсь, это не дедушка Корней придумал.

"Аллея Полуклассиков" - еще одно неофициальное название этой улицы.
Здесь про каждый дом столько историй, что у меня в какой-то момент перемешались имена и факты))

Очередной рассказ про обитателей этой дачи я уже случайно прослушала.
Просто стояла и представляла себе, как из-за занавесочки на меня смотрит привидение, а под крышей ходят чьи-то тени.

Вообще настроение от пребывания в этих местах окрашивается в тона, присущие периоду репрессий.
Зловещей шуткой прозвучало у одного из домов: "Здесь жил поэт и умер ." Да, случалось и такое - не расстрелян, не сгинул в лагерях, а умер своей смертью, во второй-то половине тридцатых!

Вот дача, где осенью 1974 года после мытарств и страданий свел счеты с жизнью поэт и драматург Геннадий Шпаликов.
А позже здесь долгое время жил и работал писатель Сергей Козлов. Тот самый, чьи сказочные истории про ёжика и медвежонка мы теперь постоянно читаем с сыном.
И это был последний дом в нашем маленьком путешествии.

А потом мы пошли к станции...

Надо заметить, что не все достопримечательности Переделкина нам удалось увидеть, хотя и этих эмоций хватит надолго.
Еще раз спасибо всем организаторам и отдельно Сергею за чудесный и познавательный день.
Анонсы этой и других экскурсий по историческим достопримечательностям Москвы можно найти на сайте www.cozymoscow.me