Елена Игнатова
Оснащение музыкальных уголков в группах

Самостоятельная деятельность детей

Главное условие для самостоятельной деятельности детей – создание музыкальных уголков.

Требования к музыкальным уголкам

1. Эстетичность.

2. Наличие всех необходимых пособий.

3. Учет возрастных особенностей.

4. Педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя.

5. Удобное расположение.

Программное содержание

1. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.

2. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

3. Стимулировать развитие творческих способностей детей.

4. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

Музыкальный уголок – I младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).

Ударные (барабан, бубен, молоточки).

Духовые (различные дудочки, свистульки).

Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках).

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Музыкальные сказки.

Народные песенки, детские, колыбельные.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Музыкальные профессии (певец, танцор).

Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика.

6. «Песенки – картинки».

7. Дидактические игры.

8. Печатные издания (стихи, загадки).

9. Дидактический материал.

Лесенка 3 ступени.

Звучащие предметы – заместители.

10. Картотека пальчиковых игр.

11. Атрибуты для танцев.

12. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

13. Костюмы, маски для театрализации.

14. Различные виды театров.

15. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

Духовые (дудочки, свистульки).

Клавишные (металлофон).

Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).

Шумовые (колокольчики, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки).

Неозвученные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (механические или на батарейках).

Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Детские песни.

Произведения «Слушание».

Звучание оркестра.

Музыкальные сказки.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (марш – праздничный, военный, детский, спортивный, игрушечный; танец – веселая пляска, вальс, спортивный, хоровод; песня – детская, хоровая, колыбельная, народная).

Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).

Оркестр (шумовой, народный).

Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

Нотный стан.

Лесенка 3 ступени.

Ковролин, карточки.

Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

Пособие «Эмоции».

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

12. Различные виды театров.

14. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – средняя группа

1. Музыкальные инструменты.

Духовые (дудочки, свистульки, труба).

Струнные (гусли).

Ударные (бубен, барабан, ложки, гонг, тарелки).

Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки).

Клавишные (металлофон, пианино).

Неозвученные музыкальные инструменты.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Классическая и народная музыка.

Детские песни, детский фольклор.

Танцы народов мира.

Колыбельные песни и музыка для релаксации.

Музыкальные сказки.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (песня – детская, колыбельная, эстрадная, авторская; танец – хоровод, на льду, молодежный, разных народов; марш – спортивный, траурный, военный, торжественный, игрушечный).

Портреты композиторов.

Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант, дирижер).

Оркестр (народный).

Ансамбль.

Концерт.

Иллюстрации «Слушание».

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

Немая клавиатура.

Лесенка 5 ступеней.

Ковролин, карточки.

Пособие «Эмоции».

Пластиковые емкости с разными наполнителями.

Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

Музыкальный уголок – старшая группа

1. Музыкальные инструменты.

Струнные (арфа, гитара, гусли).

Духовые (дудочки, горн, свистульки, губная гармошка).

Ударные (барабан, ложки, треугольник, бубен, трещотки, гонг, тарелки)

Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки, цимбала).

Клавишные (металлофон, пианино, гармошка).

Неозвученные музыкальные инструменты.

Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Детские песни.

Колыбельные песни и музыка для релаксации.

Звучание оркестра.

Музыкальные сказки.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (песня - детская, колыбельная, хоровая, дуэт, народная, эстрадная, авторская; танец – спортивный, пляска, полька, вальс, хоровод, пляски разных народов, на льду, молодежный; марш – военный, детский, солдатики, спортивный, праздничный, траурный, карнавальный, торжественный, кавалерийский).

Портреты композиторов.

Музыкальные профессии (певец, танцор, различные музыканты, дирижер).

Оркестр (духовой, струнный).

Ансамбль, хор, концерт.

Иллюстрации «Слушание».

Схемы танцев.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

7. Дидактический материал.

Немая клавиатура.

Дирижерская палочка.

Лесенка 7-8 ступеней.

Ковролин, карточки.

Пособие «Эмоции».

Музыкальные ребусы.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, элементы декораций для театрализации.

12. Различные виды театров.

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – подготовительная группа

1. Музыкальные инструменты.

Струнные смычковые и щипковые (арфа, гитара, скрипка, балалайка).

Духовые металлические и деревянные (дудочки, свирель, губная гармошка, триола, свистульки).

Ударные (барабан, бубен, ложки, цитра, треугольник, костаньеты, трещотки, гонг, тарелки)

Шумовые (колокольчики, игрушки-пищалки, маракасы, цимбала).

Клавишные язычковые и ударные (металлофон, ксилофон, пианино, аккордеон).

Неозвученные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках)

Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Музыкальные сказки.

Классическая, народная, современная музыка.

Детские песни.

Танцы разных народов.

Колыбельные песни, музыка для релаксации.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).

Портреты композиторов.

Оркестр (симфонический).

Ансамбль, хор, концерт.

Музыкальные профессии.

Иллюстрации «Слушание».

Схемы танцев, перестроений.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

Немая клавиатура.

Дирижерская палочка.

Лесенка 8 ступеней.

Ковролин, карточки.

Пособие «Эмоции».

Музыкальные ребусы.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, декорации для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Публикации по теме:

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Консультация для родителей «Значение тематических уголков в группах детского сада» Детский сад - это второй родной дом для ребенка куда он приходит не только играть, гулять, но и знакомиться с окружающим миром, получать.

Оборудование: банка из - под майонеза, самоклеющаяся бумага, бельевая верёвка, ножницы, карандаш, кожа (или крепкая, плотная ткань). Шаг.

Методические рекомендации для музыкальных руководителей «Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях» В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются.

Свидинская Татьяна Викторовна

Музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 212 "Солнышко", Алтайский край, г. Барнаул

Свидинская Т.В. Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах // Совушка. 2018. N2(12)..07.2019).

Заказ № 89679

Когда дети свободны, они проявляют индивидуальные склонности: рисуют, лепят, поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок и оборудовать его пособиями.

В уголке должны находиться полка для музыкальных пособий и настольных дидактических игр. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.) Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду. Это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик "поет" выше, какой ниже.

Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание из струнной, духовой или ударной группы, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики и шумовые инструменты - трещотки, шуршалки.

Средней - можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года) а также разные коробочки с наполнителями.

Старшей - румба, треугольник металлофон, а также шумовые инструменты.

Подготовительной - маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и шумовые инструменты, которые могут использоваться в сюжетно - ролевых играх.

В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2008.
  2. Арсеневская О.Н. Система - музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, 2011.
  3. Арсеневская О.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая группа. Волгоград, 2012.
  4. Бутенко Э.В. Музыкальные игры и развлечения. 2-3 года. М., 2011.
  5. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.
  6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  7. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.
  8. Игрушки и пособия для детского сада / составитель Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгаршевой. М.: Просвещение, 1982. 175 с.

Многими психологами и современными педагогами отмечается влияние музыки на формирование ребенка в дошкольном возрасте. Танец, пение, а также игра на разнообразных музыкальных инструментах способствует активизации мыслительной деятельности, формированию чувства прекрасного в подрастающем поколении. Музыкальные уголки в детском саду способствуют решению задач, которые государство ставит перед дошкольными образовательными учреждениями.

Особенности создания

Для начала проанализируем возможность художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении. Музыкальные уголки в детском саду - это способ информирования детей и родителей о воздействии искусства на становление эмоциональных качеств малышей. Благодаря музыкальным занятиям осуществляется разностороннее развитие детей, происходит совершенствование навыков устной речи, повышается слуховое восприятие.

Благодаря овладению навыков ритма, ребятам проще будет изучать математические действия во время обучения в школе. В 1,5-3-летнем возрасте дошкольники получают навыки извлечения из несложных музыкальных инструментов звуков, осознанно используют термины «ритм» и «мелодия».

Педагог периодически обновляет музыкальные уголки в детском саду, размещая в них актуальную и полезную информацию.

Формы музыкальной работы в ДОУ

Среди них отметим интегрированные и типовые занятия. Музыкальный уголок в детском саду, оформление которого берет на себя сам музыкальный работник, способствует позитивному настрою малышей на занятие. Воспитатель только сопровождает малышей на занятие, осуществляет функцию организатора.

В музыкальный зал в детском саду ребята приходят вместе с ним. Ритмические и музыкальные игры, прослушивание песен и композиций включается и во время прогулок, экскурсий.

Предметно-пространственная среда группы

Эту функцию выполняют музыкальные уголки в детском саду. Здесь малыши закрепляют материал, полученный в рамках занятия с музыкальным работником. В основе эстетического развития воспитатель использует групповые формы работы:

  • запоминание танцевальных движений;
  • разучивание новых детских песен;
  • знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов.

Музыкальные уголки в детском саду по ФГОС должны побуждать воспитанников детского сада к самостоятельному изучению простых музыкальных инструментов, демонстрации своих творческих способностей и возможностей путем сочинения мелодий, танцевальных движений, исполнения песен.

Ребятам нравится придумывать мелодии, исполнять их перед своими сверстниками. Для активизации такой работы, воспитатель старается проводить разнообразные музыкальные игры для детей.

Цели создания уголка музыки в ДОУ

Она заключается в привитии и совершенствовании индивидуальных способностей дошкольников, формирования навыков эмоционального отклика на музыкальные и песенные образы. Воспитатель воспитывает в своих подопечных культуру прослушивания музыки. Как назвать музыкальный уголок в детском саду, решает сам педагог. Желательно, чтобы название перекликалось с искусством. К примеру, можно оформить уголок «Веселые нотки», или создать «Песенную галерею».

Музыкальные игры для детей направлены на формирование логического мышления и усидчивости. Например, в игре «Повтори за мной» малыши под музыку делают такие же движения, что и их воспитатель. Как только музыка прекращается, они должны сесть на стульчики, «спрятаться в свой домик».

Малыши с удовольствием вовлекаются во все музыкальные развлечения в детском саду, становятся их активными участниками.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что дети, которые с раннего возраста знакомятся с музыкой, имеют более высокий интеллектуальный уровень, демонстрируют прекрасное логическое мышление.

Музыкальные игры в детском саду организуются не только в рамках занятий, но и при организации праздничных утренников. Мамы и папы с огромным удовольствием слушают песни в исполнении своих малышей, наблюдают за их ритмичными движениями, восхищаются игрой на простейших музыкальных инструментах.

Какие музыкальные инструменты для детей используют педагоги? В первую очередь, это ложки, игра на которых способствует формированию чувства ритма.

Задачи музыкального уголка

Они определяются тематическим и календарным планированием, составляемым воспитателем. Работа уголка согласовывается с музыкальным работником. Вместе учителя выбирают произведения, которые ребята будут прослушивать на занятиях. Музыкальные также подбираются и воспитателем, и преподавателем музыки. В основном они выбираются для конкретных праздников и творческих утренников. К примеру, игра «Собери маме букет» проводится во время праздничного концерта, посвященного празднования в детском дошкольном учреждении 8 Марта. Под музыку дети «собирают цветочки», демонтируя своим родителям танцевальные ритмичные движения.

Музыкальные инструменты для детей часто становятся средством воспитания эстетической культуры, способом знакомства с культурным наследием своего народа.

В музыкальном уголке педагог может размещать дополнительную информацию, благодаря которой дети и их родители узнают об истории появления инструментов.

Учет возрастных особенностей дошкольников

При оформлении музыкального уголка, воспитатель руководствуется не только рекомендациями образовательных стандартов нового поколения, но и возрастными и индивидуальными особенностями своих воспитанников. К примеру, малышам 2-3-летнего возраста будут интересны картинки, которые связаны с музыкой: необычные нотки, красочные музыкальные инструменты. Особенность музыкального развития детей этого младшего дошкольного возраста предполагают формирование элементарных понятий о темпе, ритме, мелодии, звучании и наименовании музыкальных инструментов.

Воспитатель развивает у своих подопечных голосовые данные, внимательность в исполнении и прослушивании материала.

В рамках музыкальных занятий осуществляется формирование чувства ответственности за совершаемые поступки, устойчивой мотивации к работе в коллективе.

Работа в средней группе

С детьми 4-5-летнего возраста музыкальный работник не просто разучивает песни, танцевальные движениями, но и обучает детей игре на простейших музыкальных инструментах, вовлекает их в игровую деятельность.

Например, в рамках занятия, направленного на изучение струнных, духовых, ударных инструментов, дошкольникам предлагается попробовать себя в роли исполнителей определенных ритмичных композиций. В ходе игры воспитатель сначала озвучивает какой-то ритм, затем его пытаются по очереди повторять малыши. Такая методика способствует раннему выявлению музыкальных и талантливых детей, их последующему развитию. Педагог побуждает малышей к импровизации в разнообразных видах музыкальной деятельности: танцевальной композиции, мелодии, напева.

Компоненты работы

В словарный запас дошкольников 5-6-летнего возраста включаются следующие музыкальные термины: форте, минор, пиано, мажор, стаккато, легато. Именно в этот период происходит расширение представлений детей о музыкальной культуре различных народов мира. В музыкальном уголке малыши активно участвуют в инструментальной работе. Например, они разучивают мелодию, и даже пытаются исполнять ее оркестром. Для того чтобы повысить образовательный и воспитательный эффект от подобной деятельности, ребята под руководством своего "дирижера" выступают перед папами и мамами. Безусловно, вовлечение детей дошкольного возраста в совместную работу - это важный аспект формирования у них активной гражданской позиции, следовательно, полное выполнение государственного заказа. Малыши, которые с раннего детства приобретают навыки коллективной работы, ощущают ответственность за свои поступки, что упрощает установление взаимоотношений с другими людьми.

Современные тенденции

Материальную базу музыкального уголка в детском саду пополняют ежегодно. Например, подбираются музыкальные игрушки для самых маленьких детей, для старших дошкольников покупают настоящие музыкальные инструменты.

В последние годы во многих детских садах появились группы для детей 1-1,5 лет. В музыкальном уголке такой группы могут быть разнообразные игрушки: погремушки, неваляшки, молоточки, гармошки, свистульки. Некоторые предметы, которые потом помещаются в «уголок музыки» изготавливаются на занятиях ребятами из старших групп ДОУ.

Привлекает педагог к такому продуктивному творчеству и родителей своих воспитанников. К примеру, коробка от шоколадного сюрприза, наполненная крупой, станет отличной погремушкой, займет достойное место в «оркестре». К такой конструкции нужно лишь прикрепить палочки, и можно получить необычную погремушку для малыша 1,5-2-летнего возраста.

По аналогичной технологии создаются маракасы, для которых потребуются пластиковые контейнеры из-под питьевого йогурта.

Аналог бубна можно изготовить из бутылочных пробок, нанизав их на толстую проволоку. Основой для барабана является широкая банка из-под майонеза. Вооружившись творческой фантазией и бросовыми материалами, можно оригинально оформить музыкальной уголок в детском саду.

Помимо таких самобытных вариантов, в любом музыкальном уголке используются и бутафорские инструменты. Например, их можно нарисовать на плотном картоне либо создать из папье-маше. Безусловно, они не способны извлекать музыкальные звуки, но отлично передают внешние характеристики арфы, рояля, аккордеона, подходят для игровой формы работы. Инструменты бутафорского вида выполняют образовательную задачу, с их помощью у дошкольников формируются представления о подлинных музыкальных инструментах, их предназначении.

Заключение

После модернизации отечественной системы дошкольного образования, внедрения в ДОУ федеральных стандартов второго поколения, одним из приоритетных направлений работы детского сада стало музыкальное просвещение и развитие подрастающего поколения.

Как оснастить музыкальный уголок в детском саду

Описание работы: предлагаю вашему вниманию методический материал по оснащению музыкального уголка в группах, соответствующий нормам ФГОС. Данный материал может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ и поможет грамотно разместить музыкальные атрибуты соответственно возрасту детей.
Тема: оснащение групп

Оснащение музыкального уголка в ДОУ

Первая младшая группа
куклы-неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;



музыкальные картинки к песням
Вторая младшая группа
куклы-неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;


атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);


Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
Средняя группа
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;


набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества магнитофон и набор программных аудиозаписей;
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.


портреты композиторов;
музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», "Угадай, что звучит и др.
Старшая группа
погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
музыкальные игрушки- (металлофон, пианино, флейта)
музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
портреты композиторов;


музыкально-дидактические игры
атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
музыкальные лесенки трех-, пяти ступенчатые
атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым танцам; по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.)
магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Подготовительная группа
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);


портреты композиторов;
иллюстрации по теме «Времена года»;
альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о музыке
графическое пособие «Эмоции» для определения характера мелодии
альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр»,


"Народные инструменты»


музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые
набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
муз.-дидактические игры


атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым танцам и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки, ленточки
магнитофон и аудиозаписи

Консультация для воспитателей

«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия.

Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей

2. Разнообразие оборудования музыкального уголка

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

Оборудование музыкального уголка включает в себя:

Игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создание игровых ситуаций при которых дети представляют себя музыкантами)

Детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:

С хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.)

С фиксированной мелодией (шарманки, органчики)

С одним фиксированным звуком (дудки)

Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.)

Музыкально-дидактические игры и пособия (Нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей)

Аудио-, видео- диски и кассеты.

В дошкольном учреждении для успешного музыкального развития ребенка, используют различные музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей:

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

Ванька – встанька

Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки

Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан

Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)

Атрибуты к музыкальным подвижным играм

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)

Ширма настольная с перчаточными игрушками

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

Металлофон

Шумовые инструменты для детского оркестра

Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)

Фланелеграф или магнитная доска

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.

Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка

Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)

Ширма настольная и набор игрушек

Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники

Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

Иллюстрации