Абрамов Федор Александрович (годы жизни - 1920-1983) - русский писатель. Родился он в Архангельской области, в деревне Веркола. Семья Федора Александровича была крестьянская, многодетная.

Детство Федора Абрамова

Федор Александрович Абрамов, биография которого интересует сегодня множество читателей, рано потерял отца. Ему пришлось с шести лет, помогая матери, заниматься крестьянской работой. Федор Абрамов окончил первым учеником начальную школу деревни. Однако, несмотря на это, при поступлении в среднюю возникли трудности. Дело в том, что Абрамов был выходцем из середняцкой семьи. Поэтому в следующий класс его перевели не сразу. Абрамов начал пробовать себя в литературе еще в 9-10 классах. Первое стихотворение Федора Александровича было опубликовано в 1937 году в районной газете.

Однако он не сразу пришел к мысли о том, чтобы профессионально заняться литературной деятельностью. В 1938 году он окончил Карпогорскую среднюю школу и поступил в Ленинградский университет на факультет филологии.

Как провел военные годы Абрамов Федор Александрович (биография)

Список книг, посвященный жизни Федора Александровича, на сегодняшний день внушительный. Из них мы узнаем о том, что через несколько лет после поступления в университет учебу ему пришлось оставить, так как началась Великая Отечественная война. Федор Абрамов в 1941 году записался в народное ополчение добровольцем. Он был дважды ранен. Во второй раз Федору Абрамову чудом удалось избежать гибели. Через год, оказавшись на Большой земле после второго ранения, он посетил родную деревню. Отметим, что впечатления от поездки станут основой будущих его произведений. Абрамов как "нестроевик" был зачислен в тыловые части. Он работал заместителем политрука роты, обучался в военно-пулеметных частях. После окончания обучения его направили в контрразведку "Смерш" (расшифровывается как "смерть шпионам").

Продолжение обучения, преподавательская деятельность и книга о Шолохове

Абрамов после победы вернулся в университет, а затем, в 1948 году, Через некоторое время успешной защитой кандидатской диссертации была отмечена его биография. Федор Абрамов защитил работу о творчестве Шолохова. Впоследствии влияние на Абрамова этого писателя будут отмечать многие критики. Статья Федора Александровича о космополитизме в литературе СССР была опубликована в это же время. Он написал ее в соавторстве с Н. Лебединским. Статья была направлена против некоторых еврейских литературоведов. Абрамов несколько позже стал заведующим кафедрой советской литературы. Он преподавал в Ленинградском университете. В 1958 году Федор Александрович выпустил в соавторстве с В. В. Гурой книгу, посвященную творчеству Шолохова. Она известна под названием "М. А. Шолохов. Семинарий".

Особенности творчества Федора Александровича

Творчество Федора Александровича тесно связано с Верколой, с Пинежским краем. В деревне Пекашино, "прототип" которой - его родное село, разворачивается действие множества его произведений. Абрамову удалось создать своего рода художественную хронику. Он показал, как в жизни одной деревни отразились судьбы русского народа.

То, что Абрамов Федор Александрович обращался к теме деревни, предлагал новый для литературы послевоенного времени взгляд на историю России, граничащую с современностью, сыграло определяющую роль в том, что Абрамова поставили в ряд самых значимых фигур литературы СССР 1960-70-х годов. Федор Александрович в новом подходе к творчеству ощущал близость своих произведений к сочинениям В. Распутина, В. Белова, Е. Носова, С. Залыгина, В. Афанасьева, Б. Можаева.

"Братья и сестры" - роман и цикл произведений

"Братья и сестры" - первый роман Абрамова. Он посвящен жизни деревни в период Великой Отечественной войны. Роман был напечатан в 1958 году. Абрамов объяснил причину его появления невозможностью забыть о подвиге, который совершила русская баба. В 1941 году она открыла второй фронт, возможно, такой же тяжелый, как и фронт русского мужика. Это произведение позднее даст название целому циклу. Кроме этого, в него войдут еще 3 романа: "Дом", "Пути-перепутья" и "Две зимы и три лета". Сначала автор назвал свой цикл "Пряслины", на первый план выводя повествование о семье Пряслиных из деревни Пекашино. Однако такое название сужало замысел Федора Александровича, поэтому он его заменил на "Братья и сестры".

Цикл произведений был создан с тем, чтобы оспорить точку зрения, доминировавшую в литературе 1940-1950 годов. Русская деревня рассматривалась многими авторами как край благополучия. Произведение стало практическим подтверждением высказанной Федором Александровичем в 1954 году в статье позиции. Тогда он подверг резкой критике произведения С. Бабаевского, Г. Николаевой и Ю. Лаптева, признанные в качестве образцовых официальной критикой. Федор Александрович предъявил важное литературное требование - необходимо показывать правду, даже если она нелицеприятна.

Очерк "Вокруг да около"

Порой размышления Абрамова о русской деревне, выходя за рамки, установленные цензурой, оказывались рискованными. В качестве примера приведем его очерк "Вокруг да около", созданный в 1963 году. В его основу положен рассказ о том, как прошел день председателя колхоза. Это произведение было признано цензурой идейно порочным. В результате редактор "Невы" (журнала, в котором оно было напечатано) потерял свою работу.

"Две зимы и три лета"

Абрамов в 1968 году издал свой следующий роман под названием "Две зимы и три лета". Он посвящен нелегкой судьбе Пекашина в послевоенные годы. Федор Александрович на разных социальных уровнях исследует в этом произведении жизнь деревни. Как простой крестьянин, так и поставленный управлять людьми человек интересуют его. Не пришло облегчение, на которое так надеялись жители деревни. Еще недавно, связанные общей целью, они были словно "братья и сестры". Сейчас же Федор Александрович сравнивает Пекашино с кулаком, у которого каждый палец хочет своей жизни. Голод, непосильные государственные обязательства, отсутствие налаженного быта приводят героев Федора Абрамова к мысли о том, что необходимо что-то менять. Пряслин Михаил (очень близкий автору герой) в конце произведения ставит для себя вопрос о том, как дальше жить, куда податься. Надежды и сомнения Пряслина, размышляющего в финале произведения о будущем, воплощаются в образе-символе звезды, которая вспыхнула и "рассыпалась".

"Пути-перепутья"

Следующий роман, о котором мы расскажем - опубликованные в 1973 году "Пути-перепутья". Действие его разворачивается в начале 1950 годов. Это также эпизод из истории деревни Пекашино. Федор Александрович отмечает новые негативные изменения, которые произошли в характере крестьянина. Политика государства, которая не позволяла простому труженику воспользоваться результатами собственного труда, отучила его, в конце концов, работать. Она привела к тому, что духовные основы крестьянской жизни были подорваны. Одной из главных тем произведения является судьба руководителя колхоза. Он попытался изменить в меру своих сил установившийся порядок. Руководитель колхоза решил выдать крестьянам хлеб, который они вырастили. Это противозаконное действие, естественно, привело к его аресту. Для жителей деревни серьезным испытанием стало письмо в его защиту, которое им нужно было подписать. Очень немногие пекашинцы оказались способными на такой

"Дом"

Заключительным в серии "Братья и сестры" романом является "Дом". Он был опубликован в 1978 году. Это произведение посвящено действительности, современной автору - деревне 1970-х годов. Для Абрамова "дом" является одним из самых важных понятий. Оно заключает в себе все аспекты существования человека - личную жизнь отдельной семьи, общественную жизнь села, а также ситуацию в нашей стране в целом. Федор Александрович осознавал, что положение русского народа неблагополучно. Однако он все-таки искал представителей его, благодаря котором можно было бы сохранить надежду на то, что исконно русский характер возродится, а полуразрушенный "дом" будет заново отстроен историей.

Публицистика, повести и рассказы

Работу над крупными произведениями Федор Александрович сочетал с созданием небольших повестей и рассказов. Их написание из-за неоднократного обращения к произведениям порой растягивалось надолго. Например, "Мамониха" создавалась в период с 1972 по 1980 год, "Самая счастливая" - с 1939 по 1980 год, а "Трава-мурава" писалась с 1955 по 1980 год. Федор Александрович параллельно занимался публицистикой, а также выступал на радио и телевидении.

Публицистика, рассказы и повести не уступают романам. В них также не только плач и скорбь о России, но и неустанные поиски путей возрождения страны, истины, выявление здоровых сил русской нации. Обо всем этом были написаны лучшие повести Абрамова: в 1963 году - "Вокруг да около", в 1969 - "Пелагея", в 1970 - "Деревянные кони", в 1972 - "Алька", в 1980 - "Мамониха", а также при жизни не опубликованная "Поездка в прошлое" и оставшаяся незавершенной повесть под названием "Кто он?". Во всех них, как и в рассказах Абрамова, героями являются талантливые русские люди, усердные труженики, которые хотят справедливости и правды, страдают и порой гибнут под гнетом собственных заблуждений и суровой действительности. Однако они и прозревают, нередко находят ответы на вопросы времени, способны постичь смысл бытия и осознать свою ответственность за происходящее. Обо всем этом написаны лучшие книги Абрамова Федора Александровича. При жизни Абрамова некоторые его произведения не дошли до читателя. Среди самых важных из них можно отметить "Поездку в прошлое". Это повесть, которая была задумана еще в начале 1960 годов. Однако она появилась на свет лишь в 1989-м.

"Чистая книга"

"Чистая книга" - последнее значимое произведение Федора Александровича. Это итог его размышлений над судьбами родины. Произведение это, к сожалению, осталось незавершенным.

1981 год. Федор Александрович весной работает в Архангельском архиве. Он тщательно изучает материалы, которые связаны с жизнью района в годы, предшествовавшие революции. По приглашению А. Михайлова, критика, летом он направился в Печору - в места, где проповедовал, писал и был сожжен протопоп Аввакум. После этого вместе с Дмитрием Клоповым (фото с ним представлено ниже), художником-самоучкой и его другом, Абрамов путешествует по местам, которые связаны с именем Марии Дмитриевны Кривополеновой, великой пинежанской сказительницы. Она должна была стать прототипом одного из главных героев нового произведения - "Чистой книги".

Замыслам писателя, однако, не суждено было осуществиться. Федор Абрамов смог написать только начало "Чистой книги". Другие части остались в отрывочных записях, наметках, набросках. Тем не менее роман даже в таком виде захватывает настолько, что, добравшись до последних страниц, забываешь о том, что произведение не дописано. Настолько точны характеры, настолько спрессованы записи, что складывается впечатление законченности, целостности романа. Издание книги, к слову сказать, подготовила Людмила Владимировна Абрамова, вдова писателя.

Болезнь и смерть Федора Александровича

Только близкие люди знали о болезни Федора Александровича. Он перенес в сентябре 1982 г. операцию. Доктора сказали в апреле, что нужна еще одна. Она была проведена 14 мая 1983 г. Операция эта, как сказали врачи, прошла успешно. Однако в этот же день Федор Александрович скончался в послеоперационной палате от сердечной недостаточности. Федор Абрамов был похоронен в Верколе - своем родном селе.

Память о Федоре Абрамове

Память о нем после смерти не угасла. И сегодня его голос звучит в переиздаваемых книгах, монографиях и статьях о нем. Вечера памяти неоднократно проводились в Москве, Петербурге, Архангельске, Мариуполе, Верколе, Кирове.

О том, что память о нем не угасла, свидетельствуют и известные афоризмы Абрамова Федора Александровича: "Научиться писать стихи нельзя", "Все великое в искусстве в единственном числе", "Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем" и др., которые часто цитируются.

Творчество его не забыто. Были поставлены многочисленные спектакли по произведениям Федора Абрамова. Произведения его были инсценированы на сценах множества театров нашей страны. Среди самых долговечных и лучших спектаклей можно отметить "Дом" и "Братья и сестры" в МДТ (сегодня - "Театр Европы"). Режиссер-постановщик их -

Федор Абрамов - писатель и контрразведчик, живший в непростое для нашей страны время. Он был тесно связан с простым народом, заботился о судьбах нашей страны. Важные вопросы поднимал в своем творчестве Федор Абрамов. Книги автора знают и любят и сегодня.

Биография и эпизоды жизни Федора Абрамова. Когда родился и умер Федор Абрамов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Федора Абрамова:

родился 29 февраля 1920, умер 14 мая 1983

Эпитафия

«Твоему сыну, Веркола,
Приусталось, призаснулось.
Постели ему бел-песок,
Поцелуй его в лоб высок.
Огради его дернышком
От дождя и от солнышка…»
Из стихотворения Ольги Фокиной памяти Абрамова

Биография

Биография Федора Абрамова - биография русского писателя, которого сильно заботила судьба его страны. Возможно, потому, что он родился в российской глубинке, в крестьянской семье. Писатель рано потерял отца и с самого детства был приучен к тяжелому труду. Когда началась Великая Отечественная война, Абрамов отправился на фронт добровольцем, где несколько раз был ранен. Даже когда он был признан негодным к строевой службе, он продолжал помогать фронту в тылу. Уже после войны Абрамов вернулся в Ленинградский университет, где закончил филологический факультет и успешно защитил диссертацию.

Литературным творчеством Абрамов стал увлекаться с юношества, правда, не сразу понял, что писательство - это его призвание. Даже когда он начал свою литературную деятельность, рассказы, статьи, книги Абрамова нередко встречали негативную критику, подвергались цензуре. Что, впрочем, не останавливало автора. Из обычного крестьянского парня он вырос до именитого русского писателя, которого сегодня ставят в один ряд с Шолоховым, Астафьевым и даже Чеховым. В своих книгах Абрамов в первую очередь размышлял о судьбах деревни, видя в ней надежду России на благополучие. Он также был одним из тех писателей, кто критически относился к советской власти, что не раз создавало ему трудности.

Последний труд Абрамова — повесть «Поездка в прошлое», был опубликован уже после смерти Абрамова. Большой итог размышлений Абрамова о судьбах России так и остался незавершенным. Смерть Абрамова наступила, когда он работал над своей последней книгой. Похороны Федора Абрамова прошли в его родном селе Веркола, могила Абрамова находится на территории усадьбы Абрамова, которая сегодня входит в комплекс литературного дома-музея Абрамова.

Линия жизни

29 февраля 1920 г. Дата рождения Федора Александровича Абрамова.
1938 г. Поступление на филологический факультет Ленинградского университета.
22 июня 1941 г. Уход на фронт.
1945 г. Демобилизация, возвращение на учебу.
1948 г. Окончание университета, поступление в аспирантуру.
1949 г. Начало публикаций первых литературно-критических статей о советской литературе.
1950 г. Начало работы над романом «Братья и сестры».
1951 г. Женитьба на Людмиле Крутиковой, защита диссертации по творчеству Шолохова.
1951-1960 гг. Работа старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой советской литературы.
1958 г. Публикация романа «Братья и сестры» в журнале «Нева».
1963 г. Публикация повести «Вокруг да около» в журнале «Нева».
1968 г. Публикация романа «Пути-перепутья».
1975 г. Присуждение Абрамову Государственной премии СССР за цикл «Пряслины».
1978 г. Публикация романа «Дом».
1980 г. Награждение Абрамова орденом Ленина.
14 мая 1983 г. Дата смерти Абрамова.
19 мая 1983 г. Похороны Абрамова.

Памятные места

1. Село Веркола, в котором родился Абрамов.
2. Санкт-Петербургский государственный университет (бывший Ленинградский университет), где учился и работал Абрамов.
3. Редакция журнала «Нева», в котором были опубликованы повести Абрамова.
4. Артемиево-Веркольский монастырь, восстановлением которого занимался последние годы жизни Абрамов.
5. Дом Абрамова в Комарово, в котором он много лет подряд жил, когда приезжал в этот поселок под Санкт-Петербургом.
6. Дом-музей Федора Абрамова в селе Веркола Архангельской области, где похоронен Абрамов.

Эпизоды жизни

Отец Абрамова скончался после того, как простудил ноги в болоте. Мама Абрамова была сильной женщиной и смогла поднять пятерых детей, которым с детства приходилось заниматься хозяйством. В шесть лет Федор Абрамов научился косить траву. Своего старшего брата, который заменил Абрамову отца, писатель называл «брат-отец», а также назвал главного героя своей тетралогии его именем - Михаил.

Несмотря на то, что среднюю школу Абрамов окончил с трудом - его, как сына бедняка, не хотели принимать в семилетку - он учился на отлично и даже поступил на филологический факультет без экзаменов.

В ноябре 1941 года Абрамов получил тяжелое ранение - ему прострелили обе ноги. Когда похоронная команда пришла собирать убитых, один боец случайно пролил на Абрамова воду из котелка, тот очнулся и застонал, благодаря чему его обнаружили и спасли. Этот случай Абрамов всю жизнь считал самым большим чудом, которое с ним случилось.

Перед самой смертью Абрамов завещал своей жене: «Живи за двоих».

Завет

«Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет».

«Человек многое может».


Документальный фильм о Федоре Абрамове

Соболезнования

«Я хорошо знал Федора Александровича, знал и любил его. И был среди тех, на чьих глазах он прошел колоссальный путь от заурядного аспиранта-шолоховеда, делающего карьеру, до писателя с мировым именем, в лучших своих вещах поднявшегося до бунинского и чеховского уровня».
Яков Липкович, прозаик, публицист

«К счастью, я знал его. Он был невысокого роста, черен волосом, черен глазами, и нрав имел страстный, душу отзывчивую и печальную, а жизнь краткую, ибо покинул этот свет в 63 года».
Игорь Золотусский, критик, друг писателя

«И в писателе, и в человеке жило в нем трагедийное начало - начало почти титаническое, делавшее его драматургом в повествовательной романной форме».
Дмитрий Лихачев, академик

Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Архангельской области. Он вырос в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой. Он окончил начальную школу в Верколе первым учеником, но, несмотря на это, при переходе в среднюю школу возникли трудности: Абрамов был из середняцкой семьи, и его не сразу перевели в следующий класс. В характере Абрамова рано проявились черты лидера, позднее – комсомольского вожака. Уже в 9-10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937 году. Однако к мысли стать профессиональным писателем Абрамов пришел не сразу. После окончания средней Карпогорской школы в 1938 году Федор Абрамов поступил на филологический факультет Ленинградского Государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой отечественной войны: в 1941 он записывается добровольцем в народное ополчение. Федор Александрович дважды был ранен, причем во второй раз только чудом избежал гибели. В 1942, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Он служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам). После победы Федор Александрович Абрамов возвратился в университет, в 1948 году поступил в аспирантуру, позже успешно защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Михаила Шолохова. К этому времени относится публикация статьи «В борьбе за чистоту марксистко-ленинского литературоведения», написанной Абрамовым в соавторстве с Н. Лебединским и направленной против ряда известных ученых (Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, М. Азадовского). Чуть позже Абрамов становится заведующим кафедрой советской литературы при Ленинградском университете, в соавторстве с В.В. Гурой выпускает книгу, посвященную Михаилу Шолохову под названием «М.А. Шолохов. Семинарий» (1958 год). В сорок лет Абрамов ушел в докторантуру и, по его собственным словам, «не вернулся».

Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в деревне Пекашино, «прототипом», которого являлась Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур литературного процесса 60-70 годов. В своем подходе к литературе Федор Александрович ощущал близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Астафьев

Первый роман Абрамова «Братья и сестры», посвященный жизни русской деревни в военные годы, вышел в свет в 1958 году. Причину его появления писатель объяснял невозможностью забыть «великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, быть может, не менее тяжелый, чем фронт русского мужика». Позднее это произведение даст название циклу, в который войдут еще три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Первоначальное название тетралогии «Пряслины» выводя на первый план повествование о пекашинской семье Пряслиных, несколько сужало замысел автора.

Роман «Братья и сестры» отражал собственную авторскую позицию Абрамова, его стремление запечатлеть самоотверженность, жертвы и горести сельских тружеников в годы войны. Название романа объясняется не только тем, что главное место в нем занимает жизнь большой семьи, но и памятны после-военных читателю словами И.В.Сталина в выступлении по радио в первые трагические дни войны: «Братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои…» Книга была задумана в пору, когда официальная пропаганда всячески превозносила роль вождя в одержанной победе, явно умоляя подвиг народа – «братьев и сестер».

Идея романа «Братья и сестры», пожалуй, очевидней всего выражена в словах секретаря райкома партии Новожилова, по душам беседующего с Лукашиным: «Вот, говорят, война инстинкты разные пробуждает в человеке, - думает он в слух. – Приходилось, наверное, и тебе читывать. А я смотрю – у нас совсем наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть у народа поднялась – душа у каждого насквозь просвечивает. И заметь: ссоры, дрязги там – ведь почти нет. Ну, как бы тебе сказать? понимаешь, братья и сестры... Ну, понимаешь, о чем я думаю?»

« Братья и сестры» создавались с желанием оспорить доминирующую в литературе 40-50-х г.г. точку зрения на русскую деревню как на край благополучия. Абрамов признается, что не написать « Братьев и сестер» он не мог: « Я знал деревню военных лет и литературу о ней, в которой немало было розовой водицы… Мне хотелось поспорить с авторами тех произведений, высказать свою точку зрения. Но главное, конечно, было в другом. Перед глазами стояли картины живой действительности, они давили на память, требовали слова о себе». Роман оказался практическим подтверждением позиций, высказанной Абрамовым в статье Люди колхозной деревни в послевоенной литературе». (1954 год). В своеобразном манифесте Абрамов подверг резкой критике «Кавалера Золотой Звезды» С. Бабаевского, « Зарю» Ю.Лаптева, «Жатву» Г.Николаевой – произведения, явно «лакирующие» действительность, но признанные официальной критикой в качестве образцовых. Абрамов предъявил литературе требование – показывать правду и нелицеприятную правду». Реалистичное отношение к проблеме « искусство и действительность» сближало Абрамова с деятельностью таких литераторов, как В.Овечкин, В.Дудинцев, Г.Троепольский, В.Тендряков, А.Яшин.

Если роман при своем появлении в печати был тепло встречен критикой, как и последующие рассказы «Безотцовщина» (1961 год) и «Жила – была семужка» (1962 год), то очерк «Вокруг да около» (1963 год), который при его публикации Г.Г.Радов успел назвать в печати «правдивым, мужественным» за сурово- реалистичное изображение колхозной жизни, вскоре именно за эти свои качества был объявлен «очернительским». Это был ореол своего рода гражданского подвига. С безоглядным мужеством писатель высказал в нем правду о тогдашнем экономически задавленном и униженном положении деревни. Он вступил в драку один на один, не убоявшись распубликовать вещи, о которых многие вольнодумцы отважились разве шептаться по углам. Речь шла по существу о сталинском феодализме в деревне и о сумасбродных и половинчатых попытках его преобразований в хрущевские времена. О том, что крестьяне на колхозных полях десятилетиями принуждены трудиться, получая в оплату часто лишь палочки трудодней, и в отличие от других сограждан обделены многими элементарными правами, не имеют даже паспортов, пенсий по старости и т.д. Таким образом очерк был признан идейно-порочным, а редактор журнала «Нева», где очерк был напечатан, снят с работы.

С немалым трудом был напечатан в «Новом мире» (1968г.) роман « Две зимы и три лета», продолжавший « Братья и сестры» и рассказ уже о послевоенном времени. Кончилась война, а «похоронки» все идут. И тает, захлебывается в море слез робкая радость тех, кто дождался своих с фронта. Да и сами-то вернувшиеся рядом со вдовами и сиротами словно стесняются, что остались жить.

Кончилась война, но люди пуще прежнего разрываются между колхозной нивой и лесной делянкой: лес нужен стране, много леса.

Кончилась война, но по-прежнему львиную долю того, что производят, люди сдают государству, а сами едят хлеб пополам с травою.

Эта книга заметно превосходила прежнюю емкость и выразительность письма, яркостью речевых характеристик персонажей, напряженностью, острой конфликтностью повествования. Драматичны судьбы и самой семьи Пряслиных и других жителей села Пекашино, например, недавнего фронтовика Ильи Непесова, выбивающего из сил в тщетных попытках прокормить семью, и вернувшегося из плена Тимофея Лобанова. Истовая труженица Лиза Пряслина, по горестному определению брата Михаила, только « по косе уже девка», а выглядит «как болотная сосенка – заморыш»; меньшие их братья – «худющие, бледные, как трава, выросшая в подполье». В романе все, от главного до мелочей, продиктовано тем суровым временем, которому он посвящен, несет на себе его печать. Тяготы и лишения, выпавшие на долю Пряслиных, всех пекашинцев, не что иное, как частица общенародной ноши, причем их доля еще не самая тяжелая, хотя бы потому, что огненный вал бушевал далеко в стороне. Пекашинцы постоянно ощущают себя в долгу перед страной и не ропщут, принося свои великие жертвы, когда ясно видят их необходимость.

В произведении Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует как простой крестьянин, так и человек, поставленный управлять людьми. Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло. Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры». Автор сравнивает деревню с кулаком, каждый палец которого хочет своей жизни. Непомерные государственные обязательства, голод, отсутствие устойчивого быта подводит героев к мысли о необходимых переменах. Михаил Пряслин (герой очень близкий Абрамову) в конце романа задается вопросом: «Как жить дальше? Куда податься?». Сомнения и надежды героя, размышляющего о будущем в финале романа, воплощаются в символическом образе вспыхнувшей и «рассыпавшейся» звезды.

А.Т. Твардовский, прочитав рукопись, писал автору 29 августа 1967 года: «… Вы написали книгу, какой еще не было в нашей литературе… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним…».

Третьим романом тетралогии «Пряслины» является роман «Пути-перепутья», действия в котором разворачиваются в начале 50-х годов. Он появился в печати через пять после второй части тетралогии. Время его действия – 1951 год. Как ни ждали пекашинцы перемен к лучшему в деревне, трудное время для нее еще не миновало. За шесть лет, прошедших с войны, немного изменилась жизнь северной деревни. Мужчин в общем-то почти не прибавилось и рабочих рук по-прежнему не хватает, а ведь, помимо колхозного производства, рабочую силу постоянно мобилизируют то на лесозаготовки, то на лесосплав. Снова перед дорогими сердцу писателя героями встают неразрешимые проблемы.

Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина. Государственная политика, не позволяющая труженикам воспользоваться результатами своего труда в конце концов, отучила его работать, подорвала духовные основы его жизни. Одной из важнейших тем в романе оказывается судьба руководителя колхоза, который попытается изменить в них установившийся порядок – дать крестьянам выращенный ими же хлеб. Противозаконное действие повлекло за собой арест. Серьезным испытанием для пекашинцев становится письмо в защиту председателя, которое им необходимо подписать – лишь немногие совершить этот нравственный поступок.

Драматизм романа «Пути-перепутья» чисто событийный, ситуационный, уже не прямо, не непосредственно соотносящийся с войной и ее последствиями, а иногда и вовсе не соотносящийся с нею.

Около шести лет прозаик работал над заключительной книгой тетралогии. «Дом» (1978) – образец письма «по горячим следам событий». Роман уже не в прошлом, а в современности. Действие начинается самое большее за год до того, когда начата книга, - жарким, удушливым летом 1972 года. Повествование делает самый протяженный «скачок» из всех, что есть в художественной хронике, - в двадцать один год. Для судеб главных героев этот срок жизненных итогов, для писателя – возможность, обращаясь к дню бегущему, суммарно обрисовать плоды послевоенного развития деревни, показать, во что все вылилось, к чему пришло.

Иным, «сытым», стало теперь Пекашино, выросло на полусотню новеньких добротных домов, обзавелось никелированными кроватями, коврами, мотоциклами… Но нерадостно жить, трудно дышать. Притерпелись и стали нормой уже порядки и нравы, которые окончательно затвердила новая (застойная – как выражаются теперь) эпоха. Удушающими ее предметами наполнена вся атмосфера повествования… Люди много едят, много спят, легко ударяются в праздные разговоры, «на государство» работают, как правило, спустя рукава и не изнуряясь. Большинство, будто эпидемией, захвачены азартом бытового устройства, состязательством в нем, изнывают в «житейской толкотне», постоянно озабочены кто чем, а главное же – тем, как бы чего не прозевать из того, что заполучили другие, достать то, что «положено», не упустить «свое».

Кажется, размеров апокалипсиса достигает это в «посудный день» (приема винной посуды), который бывает в Пекашине раза два в году. С утра в разгар летней страды по этому случаю пустеют поля и закрываются конторы: «Деревня взбурлила на глазах… Кто пер, тащил, обливаясь потом, кузов или короб литого стекла на себе, кто приспособил водовозную тележку, детскую коляску, мотоцикл. А Венька Инякин да Пашка Клопов на это дело кинули свою технику – колесный трактор «Беларусь» с прицепом. Чтобы не возиться, не валандаться долго, а все разом вывезти». Иные пекашинцы «напивают» за полгода столько, что без трактора для пустой тары не обойтись!

Вообще в романе «Дом» персонажи много думают, рассуждают, говорят. Поэтому если в предыдущих книгах тетралогии (романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета») преобладало социально-бытовое, а затем социально-политическое содержание («Пути-перепутья» – с его темой «руководящего» и «низового» сталинизма), то «Дом» можно назвать по преимуществу романом социально-философским.

«Дом» - книга итогов, книга прощаний и возвращений. Во всяком случае, для Пряслиных – самое время оглядеться, кому одуматься, кому опомниться, и собраться всем вместе. Для автора – поря итоговой художественной мысли, связывающей все пекашинские начала и концы, все пути и перепутья, все зимы и лета. Но итоговая мысль истинного художника – всегда открытая мысль: для продолжения, для развития, для возбуждения новых мыслей. Итоги подводится не ради итогов, а ради нового движения жизни. «… Человек строит дом всю жизнь. И одновременно строит себя», - записывал Абрамов в дневнике. Эти слова в измененном виде повторяет в романе Евсей Мошкин: «Главный-то дом человек у себя в душе строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

В прозе Абрамова преобладают картины слишком обыденные, реалистически суровые, чтобы, не впадая в выспренность, именовать его певцом Севера. Вместе с тем однолюбие художника, всецело посвятившего перо «малой родине», было четко осмысленным принципом работы.

Так он и писал. Его четыре романа – это художественная хроника села Пекашина и судьба пекашинцев за три с лишним десятилетия. Послевоенное разорение деревни, ее гибельное «раскрестьянивание» под воздействие командно-феодальных методов руководства и всего духа сталинского казарменного социализма, отлучавшего труженика от земли, уничтожение вековых традиций национальной культуры – таково полное драматизма и часто трагическое содержание книг.

Романы – далеко не вся проза писателя. Есть рассказы, повести, о которых в известном смысле можно сказать, что они дорисовывают художественный мир Пекашина и пополняют новыми характерами многоликую толпу пекашинцев.

Первая повесть Федора Абрамова «Безотцовщина» появилась в самом начале 60-х годов, в период обостренного общественного внимания к вопросам формирования личности активного строителя коммунистического общества. Повесть «Безотцовщина» (1961год) своей серьезностью и деловитостью заметно выделялась в литературе тех лет, особенно на фоне шумных, бойко-сюжетных молодежных повестей.

Абрамов, решая проблему воспитания, избирает, казалось бы, очень обыденные и в то же время трудные жизненные коллизии. Он обращается к истокам характера, к началу пути формирования человека. Главный герой - деревенский подросток Володька, который рос без отца. Деревенская среда, коллектив не могли оказать на мальчика благотворного влияния, потому что люди не проявляли к нему большого участия. Юная душа, чутко улавливая несовершенство этого коллектива, хитрость, лень, изворотливость, недобросовестность этих людей сама формируется по этому образцу. Но в то же время она тянется к идеалу, жаждет красоты, справедливости, тоскует по истинной человечности, по совершенным людям. Счастье, если такие люди окажутся рядом, если они встретятся у начала дороги.

Именно таким человеком и оказался коммунист Кузьма Антипин, приехавший работать в колхоз по партийной мобилизации. Кузьма воспитывает Володьку правдой, верой в него, требовательностью, уважения в нем человеческого, прямотой и мужеством. Удача писателя заключается, прежде всего, в ярком художественном изображении того, как настоящего человека творит Человек.

Намеченный в начале повести конфликт молодого героя со своими однодеревенцами, не считающимися с его достоинством, в конце повествования обретает сильнейший драматический накал. Главным в повести является то, что честный труженик заронил в ребячью душу семена благодатнейшие. Но это посев легко погубить, подорвав с таким трудом обретенную веру в людей, веру в справедливость.

Об этом повесть писателя. Мудрая повесть при всей своей внешней простоте и безыскусности.

Способности Федора Абрамова к такому проникновенному психологическому анализу в полной мере проявились и его повестях «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», тесно связанных друг с другом и появившихся в печати одна за другой. И хотя в первой из них действуют иные персонажи, чем в двух последних, и в иных условиях, иной обстановке, тесное родство этих произведений, их идейная общность несомненны. Эта малая трилогия Федора Абрамова – картина сложной эволюции крестьянских поколений, дума о человеке и о времени, о душеформирующей роли исторических условий, о вечных народных нравственных ценностях.

Повесть «Деревянные кони» (1969год) по аналогии с двумя последними легко могла бы быть названной по имени главного героя – Василисы Милентьевны, и даже с большим основанием, ибо Милентьевна – личность более крупная, чем Пелагея и Алька. Писателя в ней большего всего волнует не сама героиня, не история формирования ее души, а воздействие ее на окружающих, ее жизнь в других, ее духовозвышающее влияние на людей.

В натуре много пережившей и много испытавшей русской крестьянки автор оттеняет, прежде всего ее огромное трудолюбие, великое терпение и кремневую твердость.

Василиса Милентьевна вся отдалась людям, все посвятила им. Вот почему и люди ответили ей горячей благодарностью. Вся атмосфера отношения к Василисе в деревне, куда приехала она погостить, - атмосфера уважения… Само присутствие ее удивительным образом вдохновляет людей, делает их лучше, красивее, деятельнее.

И финальные страницы повести, говорящие о душевном состоянии рассказчика, горожанина, приехавшего на побывку в родные места, исполнены глубокого смысла. Участие к ближним не пропадает бесследно, любовь и самоотверженность вызывают ответную энергию отдачи.

Двумя последними повестями Федора Абрамова являются «Пелагея» и «Алька».

В повести «Пелагея» главной героиней является пекариха Пелагея, которая прожила тяжелую жизнь. Образ героини сложен. Основу этой натуры составляют такие бесценные качества, как великое трудолюбие, огромная дееспособность, крепость духа. Пелагея умела брать от жизни, оттесняя других, и в деревне ее недолюбливали. Уйдя из колхоза, устроившись на выгодную работу пекарихой в заречной пекарне, Пелагея «все свое хлебное воинство пустила на завоевание людей….». И завоевала: «Никто не мог устоять против ее хлеба – мягкого, душистого, вкусного…»Она старалась себе побольше урвать, сытую жизнь навсегда обеспечить. На вырученные деньги стала «загребать мануфактуру…Годами загребала, не могла остановиться. Потому что думала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь, сытые дни про запас. Для дочери, для мужа, для себя…»Вот почему потеря семьи для Пелагеи – потеря смысла жизни, потеря смысла сосуществования. И, оставшись, одна, Пелагея попросту не смогла жить…

Сильнейшая черта героини – ее истовость в труде. Как она любила и умела хорошо, вдохновенно работать, всю душу вкладывая в дело! Алька вспоминает о матери, что она «только в те дни добрела и улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. Пекарня для Пелагеи – настоящая каторга, «жернов каменный на шее». Она вытягивает из нее все силы. И тоже время Пелагея не может жить без этой адовой работы. И еще одна особенность бытия героини, важная для понимания ее психологии: она всю жизнь прожила с человеком совершенно противоположного душевного склада. Павел – натура бескорыстная. Он все годы проработал в колхозе « за палочки» - «безотказно, как лошадь, как машина». Федор Абрамов в этой повести достигает особой глубины психологического анализа. Он обнажает какие-то очень стойкие подспудные пласты в душевной жизни человека, жителя современной деревни.

Судьба Пелагеи по-своему продолжается и в истории ее дочери. В суждениях об этом персонаже критики были более единодушны. Они сходились на его негативной эволюции, на том, что характер гораздо более мелкий, чем Пелагея, что дочь утратила многие ценнейшие черты, присущие ее матери…Алька не только дочь Пелагеи, это прежде всего дочь своего времени, натура, сформировавшаяся на определенном и весьма знаменательном этапе жизни советской деревни, когда и в сельский мир пришло довольство. Алька не знала бедности, не знала нужды. Мать и отец рвали жилы, чтобы хоть их доченька – то покрасовалась, чтобы хоть она – то горя не знала. И выросшая в сытости Алька восприняла это как норму жизни… Вот почему ни дом, ни усадьба, ни тряпки, нажитые родителями с таким трудом, Альке оказались не нужными. Вот почему с такой безоглядной легкостью решилась она на бегство из дома, мечтая о жизни иной, заманчивой, красивой. Но какою должна была быть эта жизнь, Алька не знала. Вот здесь – то причина всех ее метаний и мучений, противоречивых решений и опрометчивых шагов. И конечно же страдающая, ищущая героиня, не принимающая приземленного существования, не может не вызвать читательского сочувствия.

Заключительный штрих повести – Алька полетела над миром, став стюардессой, - по сути, тоже акт отчаяния. Это – круги натуры беспокойной, ищущей, но не нашедшей своего назначения…

Тетралогия и повести «Пелагея», «Алька», «Безотцовщина» далеко не весь список произведений, написанных Федором Абрамовым. Он внес огромный вклад в литературу нашего народного края. Его произведения навсегда останутся в душах читателей, так как они поражают своим глубоким смыслом и правдивостью описываемого.

В 1975 году Федор Александрович Абрамов за тетралогию «Пряслины» был удостоен звания лауреата государственной премии СССР. Он награжден орденом Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета» и медалями.

Скончался Федор Александрович Абрамов 14 мая 1983 года. Похоронен он на пинежской земле, в родном селе Веркола. Ныне здесь создан мемориальный музей писателя.

СТИХИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ФЕДОРУ АБРАМОВУ

Г. Горбовский

Русская деревня

Не крыши, крытые соломой,

не труд с рассвета до зари,

не вкус слезы ее соленой, -

а свет, идущий изнутри!

Не путы права крепостного,

не худоба пустых полей,

не гомон пения хмельного –

а совесть нации моей!

Не только с поля-огорода

делилась сущею едой,

но кровь огромного народа

своей питала – чистотой!

И если что-то есть и дышит

в моей строке, сверля покой,

оно идет на сердце – свыше:

от тех избушек над рекой!


Г. Калюжный

В Доме творчества, в Комарово,

Он сказал мне: ответь, пилот,

Чем хуже простая корова,

Чем ракета иль самолет?

Не читал я его романов

И подумал тогда – чудак

По фамилии Федор Абрамов

Повстречался мне просто так.

А когда у зеркальных плесов

Лег он в землю, где в детстве рос,

Посреди мировых вопросов

Я увидел его вопрос.

Ольга Фокина

Путь на Верколу

Занавешивай, Веркола,

светлой Пинеги зеркало

плотным платом тумановым,

за ночь сотканным заново.

Пригнети его, Веркола,

чтоб не смела просверкивать

ни полна озеринушка,

ни шумна ручьевинушка.

Накрои не ко времени

разоцветшим черемухам

лоскутов ночной темени,

разбросай по хмельным кудрям.

Да еще не запамятуй:

вздохом рек, ветром с луга ли

ходких ходиков маятник

придержи, чтоб не стукали.

Пусть собаки не перхают,

не стучит молоток о гвоздь, -

твоему сыну, Веркола,

приусталось, призаснулось.

Поцелуй его в лоб высок,

постели ему бел песок,

приукрой его дернышком

от дождя и от солнышка…

Список использованной литературы

1. Русские писатели 20 века. Биографический словарь /под ред. Николаева. – М.: Рандеву АМ, 2000.

2. Русские писатели 20 век. Биобиблиографический словарь часть 1.- М.: Просвещение, 1998.

3. Пономарев Б.С. Литературный Архангельск: События, имена, факты. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1989.

4. Оклянский Ю.М. Дом на угоре (О Федоре Абрамове и его книгах). – М.: Худож. лит., 1990.

5. Земля Федора Абрамова /Сост. Л. Крутикова. – М.: Современник, 1986.

6. Михайлов А.А. Северная тетрадь: О родном крае, о литературе, о товарищах, о себе. – Изд. 2-е, испр. и доп.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980.

7. Крутикова-Абрамова Л. Дом в Верколе: Документальная повесть. Л.: Сов. писатель, 1988.

Годы жизни: с 1920 по 1983 год

Фёдор родился на Пинеге, в деревне Верколе, что в Архангельской области в 1920 году 29 февраля. На своей родной северной земле он и начал свою трудовую жизнь, эти же земли защищал на фронте, сюда же его привезли, когда он был ранен. Со своей деревней он связан творчеством и своими книгами.

В 1948 году Фёдор Александрович окончил обучение в филологическом факультете в университете Ленинграда, потом и обучение в аспирантуре. Абрамов работал доцентом, заведующим кафедрой, выступал в печати с критическими статьями о советской литературе.

В 49-ом он впервые выступил как литературный критик в печати. А в 58-ом году вышел с печати его первый роман, который назывался «Братья и сёстры».

Абрамова критики чаще называли, как «писатель деревенской тематики».

Ведь его творчеству присуще уважение к нелёгкой жизни деревенского люда, к их труду. Своими романами и повестями Фёдор Александрович заставлял читателя задуматься о сложных и порой противоречивых, социальных и экономических процессах, который встречаются «на каждом шагу» колхозной жизни.

1961 год, повесть «Безотцовщина»;

1968 год, написан роман «Две зимы и три лета»;

1969 год, повесть «Пелагея»;

1970 год, повесть «Деревянные кони»;

1972 год, повесть «Алька»;

1973 год, «Пути-перепутья», который продолжил деревенскую тему;

1975 год, Абрамов получает Государственную премию, сразу за несколько романов, которые составляли трилогию, под названием – «Пряслины». Фёдор Александрович посвятил данную трилогию жизни одной русской деревушки в годы войны и после войны.

В последние годы жизни Фёдор Абрамов написал повесть, которая была названа «Мамониха», а чуть позже и сборник коротких рассказов «Трава-мурова».

Произведения были неоднократно инсценированы для театральной постановки.

Фёдор Александрович Абрамов умер в 1983 году ….

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Абрамов Федор Александрович - писатель, публицист и литературовед советского периода. Был одним из ярчайших представителей «деревенской прозы» - очень популярного направления 60-80 годов ХХ века. Многие рассказы автора вошли в круг детского чтения и стали частью школьной программы.

Семья и детские годы

Родился будущий писатель Федор Абрамов в деревеньке Веркола Архангельской области 29 февраля 1920 года.

Он появился на свет в бедной и большой крестьянской семье. Отца звали Александром Степановичем, мать - Степанидой Павловной. У четы было пятеро детей, Федя оказался последним. Время было неспокойное, шла Гражданская война. Семья сильно нуждалась, у них не было даже целой одежды и обуви. В 1921 году глава семейства скончался от простуды.

Теперь вести хозяйство пришлось Степаниде Павловне вместе со старшими детьми. Соседи считали, что семья погибнет. Но через 10 лет Абрамовы уже обзавелись своим хозяйством и давно забыли про голодное время. Благополучие далось нелегко. Михаилу, старшему сыну, пришлось устроиться на работу и стать для младших наставником. Федор позднее писал о нем как о «брате-отце». Но и младшим приходилось непросто - будущий писатель научился косить уже в 6 лет.

В этом же возрасте маленький Федя пошел в школу. Учился на отлично, в 3 классе даже получил премию - ткань для пошива рубашки и брюк.

Лучший ученик

В 1932 году Федор Абрамов, биография которого представлена здесь, окончил начальную школу. Он хотел пойти в семилетку, недавно открывшуюся, но его не взяли. В первую очередь принимали детей из бедных семей. Федя очень любил учиться и страшно был расстроен этим событием.

К зиме, к счастью, ситуация прояснилась, и ребенка приняли в школу. Из-за сложностей дома Федя вскоре переехал жить в семью брата Василия, который впоследствии помог ему получить высшее образование.

Будущий писатель и в старшей школе продолжал учиться на отлично. Не раз его награждали премией, которая была хорошей помощью семье.

В 1938 году Абрамов окончил школу и был без экзаменов принят в Ленинградский университет на филологическое отделение.

Военное время

Как и многие другие, Федор Абрамов, ученик третьего курса, в 1941 году отправляется на фронт, вступив в народное ополчение. Юношу направили в артиллерийско-пулеметный батальон, где он уже в сентябре получил ранение и был отправлен в тыл на лечение. Травма оказалась неопасной, и через несколько месяцев он вернулся в строй.

И сразу же попал в бой - пришел приказ о прорыве. Солдаты должны были проделать брешь в заграждении противника, укрываясь за телами товарищей, которые пойдут впереди. Абрамову выпало идти во втором десятке. В нескольких метрах от цели ему автоматной очередью перебило ноги. Уже вечером похоронная бригада нашла его совершенно случайно - один из солдат пролил ему на лицо воду, и раненый застонал.

Так Абрамов оказался в госпитале блокадного Ленинграда. В 1942 его эвакуировали с другими раненными по «Дороге жизни». После окончания лечения он получил трехмесячный отпуск. Это время писатель провел в родном краю, работая учителем в карпогорской школе. В тылу оказалось не легче, чем на войне. Здесь было много тяжелой мужской работы, которую приходилось выполнять женщинам и детям, но страшнее всего были голод и постоянные похоронки.

Летом 1942 он возвращается в армию и попадает в нестроевую часть - ранение не позволило вернуться на фронт. Через год оказывается в отделе контрразведки СМЕРШ, служба идет хорошо. В 1944-м Абрамов становится старшим следователем.

Высшее образование

В ноябре 1944 Федор Абрамов решает возобновить обучение и просит разрешения поступить на заочное отделение Архангельского педагогического института. Также он просит прислать документы из ЛГУ о том, что он окончил три курса филфака.

Однако ректор не согласился с таким решением и просил демобилизовать Абрамова для продолжения обучения. В 1948 писатель оканчивает филфак и поступает в аспирантуру.

Личная жизнь и ополчившиеся критики

Во время учебы Абрамов Федор Александрович встречает свою будущую жену. Она также училась на филфаке, звали девушку Людмилой Крутиковой. Поженились молодые люди в 1951 году. Их первым домом стала небольшая коммунальная комната со скудной обстановкой. В этом же году произошло еще одно знаменательное событие - Абрамову удалось защитить кандидатскую диссертацию.

В 1954 году писатель опубликовал статью, которая вызвала множество нападок со стороны критиков и общественности. Она была опубликована в «Новом мире» и носила название «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». В ней автор нещадно критиковал собратьев по перу, лауреатов Сталинской премии, которые в своих произведениях не писали всей правды. Абрамов без прикрас, с подробностями описал тяжелый труд крестьянской жизни, изобразил картины голода и болезней, показал, насколько тяжки налоги. Для того времени это было невероятно откровенно и резко.

Вскоре после публикации статьи был снят главный редактор «Нового мира», которым тогда был А. Т. Твардовский. Официальная критика набросилась на Абрамова, он оказался в опале. Зато среди студентов и передовой молодежи писатель стал настоящим героем.

Вскоре Абрамова вынудили уступить и признать, что в статье он допустил ошибки. Ему угрожали исключением из партии и увольнением с работы. Сдаться вынудила еще и необходимость опубликовать новый роман «Братья и сестры», который мог попасть под запрет.

Успех в Европе

До 1960 г Федор Абрамов работал в университете, но затем решил посвятить все свое время писательской карьере.

В 1963 выходит новая повесть писателя - «Вокруг да около». Это произведение подверглось нападкам цензуры, хотя редакция пыталась схитрить, разместив его в разделе «Очерков и публикаций». Никакие меры не помогли, повесть официально была названа «идейно порочной», а произведения Абрамова запрещали печатать еще несколько лет.

Вскоре «Вокруг да около» публикуют на английском языке в Лондоне, затем она появляется в ФРГ, США, Франции и других странах. Абрамову даже предложили приехать в Великобританию с лекциями, но в то время выезд из СССР был невозможен.

Борьба с цензурой

Произведения Федора Абрамова, несмотря на продолжающиеся нападки, продолжают сохранять свою злободневность и резкость. Такими были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и повести «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька». Все эти произведения ждала очень нелегкая судьба. Их не принимали в печать и запрещала цензура, из некоторых текстов вырезались целые главы. Только в урезанном виде произведения пускали в печать, остальное оказывалось в мусорной корзине редакций. Тем не менее популярность Абрамова у читателей только росла.

Последние годы

В 1980 году к Абрамову наконец-то приходит признание правительства и цензуры, он получает орден Ленина. Произведения писателя активно печатаются в газетах и журналах.

В последние годы своей жизни Федор Абрамов активно путешествовал. Так, в 1977 году он побывал в Германии, однако поездку омрачили воспоминания о Великой Отечественной. Затем были путешествия в Финляндию, которую он посещал несколько раз и был в восторге от местного гостеприимства, и США, где его многое поразило и огорчило.

Мало кто знал, но Абрамов был тяжело болен, здоровье писателя было значительно подорвано, кроме того, с годами сказались на нем и его фронтовые раны. В 1982 году писатель перенес тяжелую операцию, через год была назначена вторая. К сожалению, 14 мая 1983 Абрамов скончался от сердечной недостаточности.

19 мая писатель был похоронен в Верколе, на своей родине, недалеко от дома, который он сам когда-то построил.

«Братья и сестры»

Этот роман был напечатала в журнале «Нева» в 1958 году. В течение шести лет писались «Братья и сестры» Федора Абрамова. Он выкраивал для написания ежедневно по несколько часов в перерывах между лекциями и тратил на роман все свое свободное время.

Произведение было высоко оценено критикой и читателями. Оно было посвящено описанию жизни деревни в послевоенные годы. Писатель правдиво и достоверно изложил все, что видел сам. Роман несколько раз переиздавался, даже был опубликован в Чехословакии.

Однако сам писатель считал, что произведение еще не завершено и требует продолжения.

«Две зимы и три лета»

Этот роман и стал продолжением «Братьев и сестер». Он был опубликован в 1968 году в «Новом мире». Это стало началом цикла «Пряслины».

Однако эта книга уже не была так благодушно встречена цензурой. Редакция журнала «Звезда», куда Абрамов отнес произведение, отказалась его печатать в предложенном виде. Тогда «Две зимы и три лета» отправился в «Новый мир», где тут же был опубликован. Читатели приняли роман с восторгом, однако критика отреагировала не так однозначно - вышло несколько уничтожающих статей. Издать произведение одной книгой не получилось, зато редакция «Нового мира» выдвинула его на соискание Государственной премии.

«О чем плачут лошади»

Это самый большой сборник рассказов Абрамова, предназначенный для среднего школьного возраста и входящий в список рекомендованной литературы для детей. Включает произведения, описывающие сельскую местность, жизнь ее обитателей, тяготы и невзгоды. «О чем плачут лошади» - прекрасный образец не только произведений Абрамова, но и классической деревенской прозы. Немаловажен и тот факт, что писатель старался быть максимально правдивым. Это делает его рассказы историчными.

Венец творения

Самым лучшим романом автора считается «Дом», который завершает цикл «Пряслины». Произведение свидетельствует о том, что Федор Абрамов, книги которого представлены здесь, значительно вырос как писатель. Если обычно в своем творчестве он обращался главным образом к социальным вопросам, то в «Доме» значительно расширил проблематику. Теперь его интересуют и философско-нравственные темы, касающиеся человеческого бытия и мироздания.

Над романом Абрамов работал в течение пяти лет - с 1973 года по 1978-й. Произведение казалось писателю готовым уже в 1977 году, но в последний момент он передумал и решил его полностью переработать, на что ушел еще целый год.

Однако печатать «Дом» в полном варианте цензура запретила, поэтому роман имел много правок и даже дописок корректоров. Эти изменения никак не согласовывались с автором. Но и в таком виде произведение произвело ошеломляющий эффект и вызвало восторг у читателей.

Подводя итоги, можно сказать, что жизнь Абрамова не была легка. Писателю приходилось постоянно бороться с цензурой, терпеть нападки критиков и давление со стороны партии. Тем не менее он не желал отступать от правды и до последнего продолжал описывать настоящую жизнь, не приукрашивая ее в угоду правительству.