Сентябрь 10, 2012

1873; 48х63 см
Музей Мармоттан, Париж

Эта знаменитая картина в первоначальной версии должна была называться «Marine» («Море»). Подпись художника, различимая возле даты «1872», не соответствует подлинной дате создания картины. Моне неправильно датировал полотно, которое он рисовал в 1873 году, в Гавре, из окна гостиницы, обращенной фасадом к порту.

Освещенные проникающими сквозь утреннюю мглу солнечными лучами силуэты кораблей подтверждают увлеченность импрессионистов наукой и техникой. Великие художники и реформаторы живописи, они были сыновьями XIX века, периода быстрого развития и прогресса.

Картина была внесена в каталог первой выставки созданного в 1874 году Анонимного общества художников (Societe Anonyme d"artistes-peintres). Моне в последнюю минуту принимает решение о новом названии: «». Выставка у известного фотографа Надара является очередной попыткой Моне, Писсаро, Ренуара, Дега, Моризо и других увлечь общественность своими художественными взглядами и найти покупателей картин. На стенах было размещено 165 картин. Критики восприняли выставку в штыки, продано было очень мало, да и то за гроши.

Техническое замечание

Техника импрессионистической живописи базируется на утверждении, что все оттенки разделяются на основные и дополнительные цвета. Чистые белый и черный сведены к минимуму. Пятна цвета наносятся на полотно быстрыми, мелкими движениями кисти и сливаются воедино, если рассматривать их с определенного расстояния. Картина как бы проявляется, когда на ней смотрят: глаз смотрящего дополняет работу художника.

Зрители, привыкшие к живописи, представляющей религиозные или античные сцены, не были готовы к восприятию любимой импрессионистами сельской тематики, которая считалась банальной и недостойной быть отображенной в искусстве. Ясная палитра и отсутствие четких контуров интерпретировались просто как неумение рисовать

В сатирическом журнале «Шаривари» появляется статья Луи Леруа, иронически называющего молодых художников «импрессионистами» (впечатлительными). Это оскорбительное (по замыслу Леруа) определение подхватывается художниками, которые с этой минуты так и будут называться; протестует один Дега.

Выставка приносит одни убытки, но приводит к появлению немногочисленных поклонников импрессионизма. Эрнест Ошад покупает «». Несколько критиков защищает новое направление, отмечая в нем новаторские тенденции. Появляется несколько маршанов (продавцов живописи)‍, которые ставят на молодых художников и начинают регулярно покупать работы.


Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872
Impression, soleil levant
холст, масло. 48 × 63 см
Музей Мармоттан-Моне, Париж. Викисклад

Кликабельно - 1600px × 1245px

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.

Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвел туда свет. Это кардинальным образом изменило не только живопись, но и культуру в целом. Само мировоззрение было перевернуто. Люди стали иначе смотреть не только на искусство, но и на окружающий их мир.

Сюжет

«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.

Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.

Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.

Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.


«Женщины в саду», 1866—1867. Редкий пример картины Моне с людьми
Викисклад

Контекст

Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.

Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.


«Бульвар Капуцинок», 1873
Викисклад

Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.

«Водяные лилии», около 1915-го

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьезному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашел себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провел остаток лет.


Водяные лилии в Музее Оранжери
1926. Масло, Холст. Артхив

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

Этот утренний вид гавани Гавра, написанный из окна отеля, Моне случайно назвал «Впечатление. Восход солнца», просто потому, что считал, что не может назвать его «пейзажем». Остальное сделала история.

Моне родился в Париже в семье бакалейщика, но вырос в Гавре на северо-западе Франции. Моне научился быстрому рисованию на плэнере у двух великих художников и обожателей Нормандского побережья – Эжена Будена (1824-1898) и Яна Бартолда Йонгкинда (1819-1892). Морские акварели Уильяма Тернера (1775-1851) и Эжена Делакруа (1798-1863) сформировали у Клода Моне новое видение воздуха, неба и моря в пейзаже. Клод Моне до сих пор остается одним из самых известных художников в мире.

Это небольшой текст о истории создания и нелегкой судьбе знаменитой картины «Impression, soleil levant» (Впечатление. Восход солнца), давшей имя «импрессионизму» — целой эпохе в мировой живописи. Несколько лет назад мне посчастливилось увидеть оригинал в Музее Мармоттан-Моне. Непреходящее и глубокое впечатление от картины прошло проверку временем и я решил сделать этот обзор.

Из биографии Клода Моне — моряк Эжен Буден

Моне встретил Будена в 1856 году, когда заканчивал муниципальную школу в Гавре. Клод, испытывая отвращение к методике преподавания, от скуки рисовал эскизы своих учителей и одноклассников на полях ученической тетради. Карикатуры Моне заинтересовали книготорговца Гравье и он выставлял их в окнах своей книжной лавки.

Но однажды Клод увидел в витрине рядом со своими шаржами еще чьи-то работы. «Я был оскорблен до глубины души и не жалел проклятий в адрес возомнившего себя художником идиота, которому хватило наглости поставить под картинами свою подпись» пишет Моне.

«Идиотом, возомнившим себя художником», оказался тридцатитрехлетний моряк, только что расставшийся с морем, чтобы писать море, - долговязый, сутулый, с неторопливой походкой вразвалочку. Звали его Эжен Буден. Камиль Коро называл Будена — King of the Skies («король небес») за его натуралистическую точность в передаче небесного света через атмосферу и плавность его хроматических бликов.

Эжен Буден (Eugene Boudin) — The Port of Le Havre at Sunset

Буден пригласил подростка порисовать вместе — известно, что Моне отклонил первое предложение. Но однажды он отбросил свою недоверчивость и согласился. Это случилось в самом начале 1858 года. Именно тогда Моне приобрел свою первую коробку красок и в компании с Буденом отправился в деревушку Рюэль, располагавшуюся к северо-востоку от Гавра. Выбрав особенно красивый вид, Буден поставил мольберт. Моне пережил нечто вроде откровения. «Как будто пелена спала с моих глаз, - позже рассказывал он. - Я вдруг понял, разом постиг, чем может быть живопись. Да, если я и стал художником, то только благодаря Эжену Будену!»

В полном изумлении наблюдал он за работой старшего товарища. Работой? Нет, это больше походило на битву, на дуэль, на рукопашную схватку с непредсказуемой природой. Побережье Ла-Манша - особое место, здесь море и небо ежеминутно меняют свой облик. Но, несмотря на это, Эжену Будену как-то удавалось подчинить своей воле облака. Он приручал их, он властвовал над ними, он любил их и ласкал, как ласкают возлюбленную.


Эжен Буден (Eugene Boudin) — Порт Гавра вечером

Господи Боже, Буден, да вы просто небожитель! - воскликнул однажды художник , приехавший поработать на нормандское побережье. - Кто еще на земле так хорошо знает небо!


Эжен Буден (Eugene Louis Boudin) — The Commerce Basin of Le Havre

А Клод Моне написал свою первую картину - «Вид из деревни Руэль». Это было совсем небольшое полотно, которое Буден во время муниципальной выставки, состоявшейся в Гавре в сентябре 1858 года, заставил устроителей повесить на самом видном месте. Отныне прощайте рисунки карандашом или пером! Да здравствуют кисти, холсты, цвет, облака, солнце и море!

Как далека еще эта работа от настоящего Впечатления!


Клод Моне — Вид на Рюэль-ле-Гавр, 1858

Из биографии Клода Моне — голландец Ян Йонгкинд

В 1862 году в период выздоровления после службы в армии Моне познакомился в Гавре еще с одним художником, голландцем Яном Бартолдом Йонкиндом, другом Будена. «Он захотел посмотреть мои наброски и пригласил меня работать с ним, объясняя, что и почему есть на его картинах, дополнив, таким образом, уроки Будена. С тех пор он стал моим настоящим наставником, ему я обязан окончательным воспитанием моего глаза» пишет Моне.

Это туманное солнце Яна Йонгкинда мы вскоре увидим на полотнах Клода Моне.


Ян Бартолд Йонгкинд (Johan Barthold Jongkind) — Windmills by the Water, 1866 (Private Collection) фрагмент

Ходили слухи, что голландец, с неуклюжей походкой «моряка на суше», немного не в своем уме. Ему и в самом деле везде чудились преследователи. Впрочем, он отличался великодушием и щедростью. «Больше всего, - пишет Джон Ревалд, - его интересовали виды изменчивой природы, которые его умелая рука скоро и вдохновенно преображала, никогда не повторяясь, в нервные линии и пятна сияющего света».

Скоро мы убедимся, что Моне в совершенстве овладел этой техникой нервных линий и пятен сияющего света.


Ян Йонгкинд (Johan Barthold Jongkind) — Moonlight over a Canal Dordrecht, 1876

Биография Клода Моне — влияние Уильяма Тернера

Английский художник Джозеф Уильям Мэллорд Тернер считается одним из предвестников импрессионизма. С его творчеством Моне познакомился в 1870 году в Лондоне, сбежав в Англию от войны Франции с Пруссией. Туда же бежали будущие импрессионисты Альфред Сислей и Камиль Писсарро. Моне и Писсарро посчастливилось найти друг друга в Лондоне. Впоследствии Писсарро вспоминал: «…Посещали мы и музеи. Акварели и картины Тернера и Констебла, полотна старика Крома, конечно, имели влияние на нас…»

Схематично прорисованная солнечная дорожка на воде — узнаете?


Уильям Тернер — Заход солнца, 1841 Акварель (Галерея Тейт, Лондон)

Из биографии Клода Моне — романтик Эжен Делакруа

Известный художник-романтик обожал море. Новая железная дорога позволила быстро и удобно ездить из Парижа в Нормандию, где Делакруа пишет здесь свой знаменитый акварельный морской пейзаж — Скалы в районе Дьеппа. Клоду Моне так понравился рисунок, что он приобрел его в свою частную коллекцию. Резкие и решительные горизонтальные мазки Делакруа в изображение моря и неба безусловно повлияли на формирование будущего пейзажного взгляда Моне.

Схематичные и редкие зеленые волны — скоро мы их увидим у Моне.


Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Cliffs near Dieppe, 1852-55 акварель (Paris, Musee Marmottan Monet)

Клод Моне в Гавре

Между 1871 и 1874 годами Моне рисовал гавань Гавра не менее 10 раз.

Гавр в царствование Луи Филиппа переживал времена расцвета и превзошел Марсель по объему перевозок. С населением в 25 тысяч человек Гавр, если верить «Новой географии Франции» Полена Тельера, был «самым оживленным из всех торговых приморских городов страны». Ловля сельди и китовая охота, соляные амбары, табачные мануфактуры, заводы по переработке картофеля в крахмал и мастерские по производству купороса, фаянсовые фабрики - деловая жизнь в супрефектуре департамента, который тогда именовался Нижней Сеной, действительно кипела вовсю.


Клод Моне (Claude Monet) — The Grand Quai At Le Havre 1874

В годы Июльской монархии до всевластия нефти было еще далеко, а значит, облик города не портили ни нефтяные факелы с их тяжелым удушливым дымом, ни уродливые пакгаузы для хранения и перевозки нефтепродуктов. Тогдашние жители Гавра, говоря «из-за моря», меньше всего имели в виду Персидский залив! В порту громоздились штабеля кампешевого дерева, доставлявшегося из Мексики, отливающие охрой сикоморовые бревна, повсюду стоял аромат бананов и кофе… Никаких тебе «танкеров» - только гордые силуэты парусников, пришедших из Норфолка или Нового Орлеана и готовых вновь отправиться в путь - курсом на Галвестон или Нью-Йорк.


Клод Моне — The Port of le Havre, 1874 (The Philadelphia Museum of Art) фрагмент

Гавань, на которую Моне смотрел в ноябре 1872 года из окна Hotel de l’Amiraute была уже совсем не та, которую до него рисовал Уильям Тернер.


Уильям Тернер (J M W Turner) — Le Havre (for The Keepsake), 1832 (Dundee City Council, Art Museum)

Биография картины: рождение и судьба Impression, Soleil Levant

…Однажды утром из окна своей комнаты, выходившего на старый порт, он сквозь туман и городской смог увидел силуэты лодок с пиками мачт. Справа вставало красное солнце, заставляя небо пылать пожаром. Какая красота! Особенно эти блики на лиловатой воде, отбрасываемые огромным огненным шаром! Скорее, где холст? Вот он, небольшой, но это неважно. (Холст оказался размером 48 на 63 сантиметра.) Кисти, где кисти? Скорее! Цвет уйдет! Но вот мгновение поймано, и отныне оно останется запечатленным навек. Этой картине и в самом деле предстояло наделать много шума. В тесном мирке живописцев она вызвала настоящую бурю…

Картина была показана на первой выставке группы импрессионистов 15 апреля 1874 года в бывшем ателье парижского фотографа Надара (Бульвар Капуцинов, 35). К выставке следовало выпустить хороший каталог. Это дело поручили брату Ренуара — Эдмону.

Эдмон сказал Клоду Моне:- Понимаете, названия ваших картин очень однообразны. «Выход из деревни», «Вход в деревню», «Корабли, выходящие из порта Гавра» и так далее. Ну вот, например, эта работа. Как вы ее назовете? «Корабли, входящие в порт Гавра»?

- Нет, - спокойно отвечал Моне. - Эту я назову «Впечатление».

И картина, значащаяся в каталоге выставки под номером 98, в конце концов получила название «Впечатление. Восход солнца». Так Моне непроизвольно дал определение не только картине, но и целой эпохе в живописи.

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet)

  • Критика была оглушительной — пресса буквально закидала ядрами ее участников, и самый громкий залп раздался 25 апреля 1874 года в статье, озаглавленной «Выставка импрессионистов». Автор Луи Леруа пишет про картину № 98 так: «Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!»
  • Несмотря на то, что эта работа Моне дала свое имя целому направлению в живописи, сама картина была быстро забыта после первого показа и погрузилась в долгий период забвения вплоть до 50-х годов XX века.
  • Вскоре после выставки картина была куплена Эрнестом Хошеде за 800 франков, который затем продал ее через несколько лет Жоржу Беллио всего за 210 франков. В 1931 году страховая сумма картины составила уже 125 000 франков. Беллио пообещал Моне, что картина больше никогда не будет продана на сторону и сдержал свое слово. Сегодня картина находится в Музее Мармоттан-Моне в Париже.
  • Место, которое нарисовал Моне — больше не существует. Все основные постройки в гавани Гавра были разрушены во время Второй Мировой Войны.
  • Солнце на картине – это зимнее солнце между ноябрем и январем (а не в апреле, как считалось ранее).
  • Картина была нарисована во время прилива — ворота шлюза открыты. Анализ метеорологических данных, записи времени приливов и открытия шлюза из Коммерческого Альманаха позволили исследователям вычислить дату написания картины. Наиболее вероятная дата написания картины – 13 ноября 1872 года.
  • Картина была нарисована действительно утром — минут через 30 после восхода солнца.
  • Как только не ошибались критики, устроители выставок и журналисты в названии картины: «Восход на Темзой», «Впечатление. Закат солнца», «Эффект тумана» и даже «Эффект луны в тумане».

Цветовая палитра впечатления и композиция восхода: Close-Up View

Эта картина была новаторской — то есть опровергающей все традиционные приемы и стереотипы.

«Маленький этюд из света, тумана и воды» передает и мимолетное впечатление, и современный индустриальный пейзаж. Художник поймал тот исчезающий краткий момент, когда солнце пробивается сквозь туман над гаванью Гавра в Нормандии. Ни о каких предварительных набросках и этюдах не могло быть и речи — Моне рисовал очень быстро и размашисто, чтобы успеть.

Для изображения серого утра с вырисовывающимися в тумане лодками и кранами Моне применяет практически один цвет и один тон. На монохроматической фотографии солнце почти не различимо. Единственными элементами композиции, отличающимися по тону, являются более темные зеленые лодки.


Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) монохромный вариант

Мы почти ничего не видим. Горизонт испещрен мачтами кораблей и фабричными трубами. Три лодки паромщиков по диагонали создают эффект глубины и пространства за счет постепенного уменьшения тональности. Несмотря на то, что очертания кранов, дыма, воды и лодок намечены в эскизной манере, Моне тщательно выстроил композицию. Линия лодок и набережной сходятся в глубине слева, однако солнце и его отражение притягивают взгляд, возвращая композиции равновесие. Сильным диагональным линиям соответствуют вертикальные элементы: трубы, краны, солнечная дорожка на воде и человек, стоящий в ближайшей лодке. Более пристальный взгляд замечает, что изменение освещения на более спокойной глади воды у входа в гавань создает впечатление глубины воды. Несмотря на кажущуюся простоту и эскизность письма, Моне полностью удается передать глубину пространства и впечатление от сцены.

Только в начале XIX века были созданы новые краски, которые использовал Моне в этой картине: виридиановая (серебристо-зеленая), фиолетовая, кадмий желтый и кадмий красный.


Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Для изображения отблесков света на воде Моне использовал пастозно нанесенные мазки густого оранжевого с прожилками белил, оставленных несмешанными. Свободные мазки разных оттенков синего, серого, зеленого и светло-оранжевого передают многообразие и беспорядочность водной зыби. Оцените размашистый и решительный стиль рисования:


Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент картины

Здесь цветовая палитра практически полностью сосредоточена на взаимоотношениях дополнительных цветов — синего и оранжевого. Оранжевое солнце слегка подсвечено розовым и мерцает на фоне водянисто-голубого неба. Хотя картина практически монохромна и однообразна по тональности, но море оживляется отблесками нежных оттенков виридиановой зелени и кремового. В ярко-оранжевом небе также вспыхивают призрачные сполохи зеленого, желтого и кремового.

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент картины

Доминируют широкие горизонтальные мазки: палевые серо-голубые и бежево-оранжевые в небе, которое занимает верхнюю треть композиции, голубые, серебристо зеленые, оранжевые и серо-коричневые оттенки воды — в нижней части.Эффект дыма из труб слева передан с помощью растушевки краски.

Картина написана в два этапа — четко очерченный красно-оранжевый диск солнца и его отражения на воде в виде запятых в нижней части холста были вероятно добавлены позже.


В зеленоватом фильтре легче увидеть сложную текстуру моря, освещенного солнцем:

Резкие мазки чистого виридианового цвета передают темный цвет морской воды там, где море между волнами не освещается солнцем. Блики белого и кремового, напротив, обозначают гребешки волн, которые будоражат неторопливые спокойные воды гавани. Глубину воды передают синие и фиолетовые мазки, нанесенные поверх мягких розовых и оранжевых оттенков отражающегося солнца. Синяя вода написана очень светлым ультрамарином, а движение и глубину ей придают более темные мазки виридиана.


Клод Моне (Claude Monet) — Впечатление. Восход солнца (Impression. Sunrise), 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Туманное солнце Клода Моне

Я долго рассматривал картину в Музее Мармоттан-Моне и пытался разгадать визуальный трюк Клода Моне — как художнику удалось из примитивных элементов вблизи создать убедительное впечатление издали? Солнце при увеличении особенно наглядно показывает пейзажное новаторство Моне — оно нарисовано вроде бы неаккуратно и без лишних раздумий, буквально одним вращением кисти. Представляю, как в это «некруглое» солнце уткнулись носом гневные критики картины на первой выставке в 1874 году.

Однако, если отойти от картины на 3-4 метра, именно это «неправильное» солнце начинает доминировать, притягивать внимание и давать естественное и единственно верное освещение всего пейзажа.

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Моне безусловно оценил свою художественную находку и часто использовал знаменитый туманный диск холодного оранжевого солнца в более поздних зимних пейзажах.

Убедитесь сами:

Клод Моне — Sun Setting over the Seine, Winter Effect, 1880 (Paris, Petit Palais, Musee des Beaux-Arts de la Ville) фрагмент


Клод Моне (Claude Monet) — Sunset on the Seine at Lavacourt. Winter Effect
Клод Моне (Claude Monet) — Зимний закат солнца над Сеной (Sunset on the Seine in Winter)
Клод Моне (Claude Monet) — Мост Ватерлоо.Солнце в тумане (Waterloo Bridge. Sunlight in the Fog)
Клод Моне (Claude Monet) — Зимнее солнце (Winter Sun. Lavacourt)

(В обзоре были использованы материалы из книг: Мишель де Декер «Клод Моне», Диана Ньювол «Импрессионисты», «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма» (составитель Т.Г.Петровец), Джон Ревалд «История импрессионизма»)

Клод Моне — легендарная личность в истории мирового искусства и живописи, в частности. Именно с него начинается импрессионизм, он есть Альфа и Омега этого движения, революционер и просто восхищенный красотой мечтатель.

Каждое новое течение в искусстве у своего истока сталкивалось с множеством преград и трудностей, импрессионизм вовсе не был исключением и его постигла участь всякого революционного подхода, а именно беспощадная критика и отвержение. Ведь для академической живописи, доминирующей в то время, такого рода изображение было не просто чуждо, оно ломало всякое представление о правильно построенной композиции, цветовых решениях и реализации художественных образов вообще. Академизм был чрезмерно ограничен в действиях и ориентирован исключительно на каноны, забывая, под час, об истинном назначении искусства — быть результатом вдохновения. Ни о каком полете мысли речи идти не могло, все должно было быть строго вымерено, рассчитано и обязательно соответствовать четко разграниченным правилам.

История импрессионизма, можно сказать официально, начинается с выставки в мастерской фотографа Надара, которая длилась с 15 апреля по 15 мая 1874 года, т.е. ровно месяц. Всего на ней представлено было, не много не мало, — 30 художников и 165 работ, в том числе и одна из картин Моне, а именно холст «Впечатление. Восходящее солнце». На оригинальном французской языке название звучит как «Impression, soleil levant». Я думаю, что многие уже чувствуют то, куда кренится логика разговора, ибо да, все, кто догадался могут ликовать, имя всего европейского движения произошло от названия картины Моне. Журналист по имени Луи Леруа, до того момента мало известный, в своей разгромной критической статье в журнале «Le Charivari», для того, чтобы показать свое пренебрежение к их творчеству, обозвал группу художников «импрессионистами», ссылаясь на известную картину. А те, на зло всем критикам, решили называть себя этим термином сами, чтобы другим подавно не было. Так, со временем, негативный налет стерся, а название осталось. Очередной пример, когда маленький случай создал звонкое имя.

«Впечатление. Восходящее солнце»


Воистину, словно «впечатление» — это именно то, что определяет искусство вообще. Наитие и вдохновение — те неуловимые субстанции, которые неподвластны категориям и определениям, их жизненный цикл длится одно мгновение, миллисекунду, но тот след, который они составляют за это кратковременное существование, остается в веках.

Определённо, были, предшествующие этому впечатлительному течению, художники. Считается, что творчество таких мэтров, как Эль Греко, Веласкес и Гойя оказали влияние на работы Моне и Ренуара. Существенно повлияли на развитие импрессионизма и английские живописцы — Констебл, Бонингтон и Тёрнер. И несомненно, как самый яркий представитель эмоциональной живописи романтизма — Эжен Делакруа стал одним из вдохновителей этого движения, что к слову, отметил один из журналистов Жюль Лафорг, в журнале «Ревю бланш» в 1896 году:

«Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, — это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.»

Одно из важных событий, повлиявших на развитие творчества новоявленного течения, стала выставка японских гравюр в Париже в 1854 году. Работы Утамаро, Хокусай и Хиросиге вдохновили Моне на создание целой серии картин, изображающих японский мостик. В целом, для импрессионистов будет свойствено некое трепетное отношение к природе и ее изображению, что, определенно, является отражением сакрализации природных сил в японских гравюрных традициях.

«Японский мостик. Пруд с водяными лилиями»



«Водяные лилии»


Философия импрессионизма, если можно так сказать, заключалась в том, чтобы не ограничивать себя в рамки. Их целью было не углубляться в дремучие недра образов, символов и идей, а напротив показать красоту обыденности, разгадать неуловимое настроение происходящего в данный момент. Импрессионизм — это то, что лежит на поверхности, легкий будничный флер, но далеко не обрюзглый быт.

«Carpe diem» — говорит нам со своих картин Клод Моне. «Живи настоящим» — говорим вам мы, впечатленные творчеством импрессионистов.

Точно установить, когда была написана картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшая название целому направлению в живописи — импрессионизму, — и что конкретно на ней изображено, помогли исследования, проведенные американским астрономом, профессором физики Дональдом Олсоном из Университета штата Техас . Тем самым ученый реабилитировал имя великого живописца, косвенно обвиненного многими искусствоведами в некоторой неадекватности. Результаты своей работы Олсон опубликовал не в научном журнале, а в каталоге выставки парижского музея Мармоттан-Моне «Impression soleil levant, l"historie vraie du chef-d"oeuvre de Claude Monet» («Впечатление. Восходящее солнце». История шедевра Клода Моне»), которая будет проводиться с 18 сентября 2014 года по 18 января 2015 года.

На полотне, как известно, изображена гавань в Гавре, написанная художником из окна его номера в гостинице «Адмиралтейская». Рядом с подписью стоит дата — 1872.

Однако многие видные историки живописи до сих пор были уверены, что Моне ошибся и что на самом деле картина была создана позже, весной 1873 года, в документально подтвержденный период его пребывания в Гавре. Больше того, некоторые весьма влиятельные эксперты утверждали, что на самом деле на картине изображен не восход солнца, как утверждается в ее названии, а закат.

Получалось, что Моне перепутал и год, и время суток, то есть был немножечко не в себе, что, впрочем, свойственно многим гениям.

Дональд Олсон решил разобраться с этими нестыковками и проанализировал картину, применив методики, помогавшие ему в охоте за звездами. Для начала он изучил карты Гавра, изданные в XIX веке, и более четырехсот старинных фотографий города. Одна из этих фотографий, на которой наиболее четко был изображен фасад отеля, дала ученому возможность точно идентифицировать окно, из которого открывался вид на гавань, совпадающий с тем, что изображен на картине. Исходя из этого он установил, что солнце расположено там, где оно должно находиться через 20-30 минут после восхода.

Затем он занялся кораблями, запечатленными на картине. Гаврская гавань довольно мелководна, и большие парусники могли входить или выходить из нее только во время приливов, в течение всего нескольких часов в период самой высокой воды. Создав с помощью компьютера график тогдашних приливов и отливов, астроном вычислил 19 возможных дат написания «Впечатления», когда приливы и расположение солнца соответствовали изображенному на картине. Это могло произойти в конце января и середине ноября 1872 и 1873 годов.

Далее в ход пошла погода. Олсон сопоставил метеорологические наблюдения с полученными датами. Поскольку в указанные периоды для Нормандии характерна плохая погода с ветрами, дождями и штормами, а спокойные и туманные ночи редки, количество возможных дат ему удалось уменьшить с девятнадцати до шести. Чтобы еще больше сузить возможности поиска, исследователь занялся дымом, поднимающимся из корабельных труб, и установил по нему направление ветра: он шел с востока. А когда он сопоставил направление ветра с метеозаписями, то отбросил еще четыре даты, когда ветер не был восточным.

В итоге осталось два варианта - 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года. Из них ученый выбрал ноябрьскую дату.

Сделать такой выбор ему помогло эссе историка, искусства Жеральдин Лефевр, опубликованное в том же каталоге выставки. В этом каталоге теперь утверждается, что картина «Впечатление. Восходящее солнце» представляет собой вид, открывавшийся из окна комнаты в юго-восточном крыле гостиницы в 7 часов 35 минут утра 13 ноября 1872 года. Клод Моне был вполне адекватен и не ошибся ни в дате, ни во времени суток. Олсон отмечает также, что, несмотря на туманность и принципиальную размытость картины, она поражает точностью изображенных на ней деталей.