Под впечатлением его трагедии «Антигона », постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра . Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э. , доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом . Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины . Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Литература

Тексты и переводы

  • Сочинения изданы в «Loeb classical library »: дошедшие пьесы в т. 1-2 (№ 20, 21), фрагменты под № 483.
    • Vol. I Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона.
    • Vol. II Аякс. Электра. Трахинянки. Филоктет.
  • В серии «Collection Budé» изданы 7 трагедий в 3 томах (см .).

Русские переводы (здесь только собрания, об отдельных трагедиях см. статьи о них )

  • Трагедии Софокла . / Пер. И. Мартынова. - СПб., 1823-1825. - ??? с.
    • Ч. 1. Эдип царь. Эдип в Колоне. - 1823. - 244 с.
    • Ч. 2. Антигона. Трахинянки. - 1823. - 194 с.
    • Ч. 3. Аякс неистовый. Филоктет. - 1825. - 201 с.
    • Ч. 4. Электра. - 1825. - 200 с.
  • Софокл . Драмы. / Пер. и вступ. очерк. Ф.Ф. Зелинского. - Т. 1-3. - М.: Сабашниковы, - . - ??? с.
    • Т. 1. Аянт-Биченосец. Филоктет. Электра. 1914. 423 с.
    • Т. 2. Царь Эдип. Эдип в Колоне. Антигона. 1915. 435 с.
    • Т. 3. Трахинянки. Следопыты. Отрывки. - 1914. - 439 с.
  • Софокл . Трагедии. / Пер. В.О. Нилендера и С.В. Шервинского. - М.-Л.: Academia, 19??. - ??? с.(издана только ч. 1)
    • Ч. 1. Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона. - 1936. - 231 с. Тираж 5300 экз.
  • Софокл . Трагедии. / Пер. С.В. Шервинского, ред. и примеч. Ф.А. Петровского. - М.: Гослитиздат, . - 472 стр. Тираж 10000 экз.
    • переизд.: Софокл. Трагедии / Пер. с древнегреч. С. Шервинского; Коммент. Н. Подземской. - М.: Искусство, 1979. - 456 с. Тираж 50 000 экз. (Серия «Античная драматургия»).
    • переизд.: Софокл. Трагедии. - М.: Худож. лит., 1988. - 493 с. Тираж 100000 экз. (Серия «Библиотека античной литературы»).
  • Софокл . Антигона. / Пер. А. Парина, послесл. В. Ярхо. - М.: Искусство, 1986. - 119 с. Тираж 25000 экз.
  • Софокл . Драмы. / Пер. Ф.Ф. Зелинского под ред. М.Г. Гаспарова и В.Н. Ярхо. (В приложении: Фрагменты [С. 381-435]. / Пер. Ф.Ф. Зелинского, О.В. Смыки и В.Н. Ярхо. Античные свидетельства о жизни и творчестве Софокла [С. 440-464]. / Пер. В.Н. Чемберджи). / Ст. и прим. М.Л. Гаспарова и В.Н. Ярхо. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1990. - 605 с. Тираж 50000 экз. (Серия «Литературные памятники »).

Исследования

  • Мищенко Ф. Г. Отношение трагедий Софокла к современной поэту действительной жизни в Афинах. Ч.1. Киев, 1874. 186 стр.
  • Шульц Г. Ф. К вопросу об основной идее трагедии Софокла «Царь Эдип». Харьков, 1887. 100 стр.
  • Шульц Г. Ф. Критические заметки к тексту трагедии Софокла «Царь Эдип». Харьков, 1891. 118 стр.
  • Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона»: Уч. пособие. М.: Высш. шк., 1986. 109 стр. 12000 экз.
  • Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во вт. пол. V в. до н. э.: Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002. 304 стр. ISBN 5-94067-072-5
  • Markantonatos, Andreas Tragic narrative: A narratological study of Sophocles" Oedipus at Colonus. Berlin; New York: De Gruyter, 2002 - XIV, 296 с.;24 см. - (Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte Bd. 63). - Указ.. - Библиогр.: с. 227-289. - ISBN 3-11-017401-4

Схолии к Софоклу

  • Трагедии Софокла со схолиями: том I (1825) том II (1852)

Ссылки

  • Собрание фрагментов Софокла у Уолкера (1921) (греч.)

Софокл (Σοφοκλής, 496/5 - 406 до н. э.) - афинский драматург, трагик.

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1557 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Сын Софокла - Иофон сам стал афинским трагиком.

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил. Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Есть, однако, существенное различие между религиозностью Эсхила и верой Софокла. Первый видел в судьбах своих героев действие неотвратимого закона справедливого возмездия, а в божественной воле - высший нравственный критерий. Софокл, напротив, не пытался объяснить или обосновать волю божества каким-нибудь этическими соображениями; она неизменно присутствует в мире его героев, более или менее отчетливо различается позади всякого события и в конечном счете торжествует, проявляясь в судьбе людей, но смысл божественного управления миром скрыт от смертных.Отказ от этического объяснения божественной воли, возрастающее внимание к отдельному человеку, переставшему быть звеном в цепи событий, разыгрывающихся в роде на протяжении нескольких поколений, определили драматургические принципы Софокла.

Он крайне редко объединял три трагедии в связанные единством замысла и сюжета трилогии и ввел третьего актера. Это нововведение, еще слабо используемое в ранних трагедиях, в дальнейшем позволило не только усилить драматическое напряжение в развитии действия, но и обогатить изображение внутреннего мира вовлеченных в него персонажей. Хотя Софокл увеличил также состав хора, доведя его до 15 участников, объем и роль хоровых партий в его трагедиях существенно сократились по сравнению с Эсхилом: чаще всего в них содержится реакция на события, происходящие на орхестре, в сочетании с краткими размышлениями на этические темы. При этом нравственные нормыпровозглашаемые хором, не всегда совпадают с собственным мнением Софокла о своих героях и тем более с их решительным и смелым поведением.

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна к Гераклову циклу - «Деянира», и три к троянскому: «Эант», наиболее ранняя из трагедий Софокла, «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов. Кроме трагедий, древность приписывала Софоклу элегии, пеаны и прозаическое рассуждение о хоре.

В основу «Трахинянок» легло сказание о Деянире. Томление любящей женщины в ожидании супруга, муки ревности и безысходная скорбь Деяниры при известии о страданиях отравленного Геракла составляют главное содержание «Трахинянок».

В «Филоктете», поставленном на сцену в 409 г. до н. э., поэт с изумительным искусством развивает трагическое положение, созданное коллизией трёх различных характеров: Филоктета, Одиссея и Неоптолема.

Действие трагедии относится к десятому году троянской войны, а местом действия служит остров Лемнос, где греки ещё на пути под Трою покинули фессалийского вождя Филоктета после того, как на Хрисе он был укушен ядовитой змеей, а полученная от укуса рана, распространяя зловоние, сделала его неспособным к участию в военном деле. Покинут он по совету Одиссея. Одинокий, забытый всеми, нестерпимо страдающий от раны, Филоктет добывает себе жалкое пропитание охотой: он искусно владеет доставшимся ему луком и стрелами Геракла. Однако, по словам оракула, Троя может быть взята греками не иначе, как при помощи этого чудесного лука. Тогда только греки вспоминают о несчастном страдальце, а Одиссей берет на себя труд доставить во что бы то ни стало Филоктета под Трою или по крайней мере завладеть его оружием. Но он знает, что Филоктет ненавидит его, как своего злейшего врага, что ему самому никогда не удастся склонить Филоктета к примирению с греками или силой овладеть им, что нужно будет действовать хитростью и обманом, и орудием своего замысла он избирает юношу Неоптолема, не участвовавшего в обиде, к тому же сына Ахилла, любимца Филоктета. Греческое судно уже пристало к Лемносу, и греки высадились на берег. Перед зрителем открывается пещера, убогое жилище славного героя, затем и сам герой, измученный болезнью, одиночеством и лишениями: постель его - древесные листья на голой земле, тут же деревянный кувшин для питья, огниво и замаранные кровью и гноем рубища. Благородный юноша и сопровождающий его хор сподвижников Ахилла глубоко тронуты видом несчастного. Но Неоптолем связал себя словом, данным Одиссею, овладеть Филоктетом при помощи лжи и обмана, и обещание своё он выполнит. Но если жалкий вид страдальца вызывает участие в юноше, то полное доверие, любовь и ласка, с какими относится к нему старик Филоктет с первого момента и отдаёт ему себя в руки, от него единственного ожидая конца своим мучениям, повергают Неоптолема в тяжёлую борьбу с самим собой. Но в то же время Филоктет непреклонен: он не может простить грекам обиды, ему нанесённой; он ни за что не пойдет под Трою, не поможет грекам победоносно окончить войну; он возвратится домой, и Неоптолем отвезет его в родную дорогую землю. Только мысль о родине давала ему силы нести бремя жизни. Природа Неоптолема возмущается против обманных коварных действий, и только личное вмешательство Одиссея делает его обладателем оружия Филоктета: доверием старца пользуется юноша для того, чтобы погубить его. Наконец, все соображения о необходимости для славы греков добыть оружие Геракла, о том, что он связал себя обещанием перед Одиссеем, о том, что не Филоктет, а он, Неоптолем, будет с этого времени врагом греков, уступают в юноше голосу его совести, возмущающейся против обмана и насилия. Он возвращает лук, приобретает снова доверие и готов сопровождать Филоктета на родину. Только появление Геракла на сцене (deus ex machina) и его напоминание, что Зевс и Судьба повелевают Филоктету отправиться под Трою и помочь грекам довершить начатую борьбу, склоняют героя и вместе с ним Неоптолема следовать за греками. Главное действующее лицо трагедии - Неоптолем. Если Антигона по требованию своей совести считает для себя обязательным нарушить волю царя, то по тому же самому побуждению Неоптолем идёт дальше: он нарушает данное обещание и отказывается путём коварства против доверившегося ему Филоктета действовать в интересах всего греческого войска. Ни в одной из своих трагедий поэт не выступал с такой силой за право человека согласовать своё поведение с понятием высшей правды, хотя бы оно противоречило самым хитрым умствованиям (греч. άλλ ? εί δικαια τών σοφών κρείσσω τάδε). Важно, что сочувствие поэта и зрителей к великодушному и правдивому юноше неоспоримо, тогда как коварный и неразборчивый на средства Одиссей рисуется в самом непривлекательном виде. Правилу, что целью оправдываются средства, произносится в этой трагедии решительное осуждение.

В «Эанте» завязка драмы в том, что спор между Эантом (Аяксом) и Одиссеем из-за вооружения Ахилла решен ахейцами в пользу последнего. Он поклялся было отмстить прежде всего Одиссею и Атридам, но Афина, заступница ахейцев, лишает его рассудка, и он в исступлении принимает домашних животных за врагов своих и избивает их. Рассудок вернулся к Эанту, и герой чувствует себя тяжко опозоренным. С этого момента начинается трагедия, заканчиваясь самоубийством героя, которому предшествует знаменитый монолог Эанта, прощание его с жизнью и её радостями. Между Атридами и единокровным братом Эанта Тевкром возгорается спор. Хоронить ли останки умершего, или покинуть их на жертву псам, спор, который решается в пользу погребения.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в. № 2725, в той же библиотеке.

Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй - G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в. господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786-1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832-1849, 1860), Вундером (Л., 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Сохранившиеся пьесы:

«Трахинянки» (ок. 450-435 до н. э.)
«Аякс» («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442-441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (409 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)
«Следопыты».

Место рождения Софокла – Колон

Трагедия, получившая, благодаря Эсхилу , такое развитие, достигла высшей степени совершенства в произведениях Софокла, величайшего трагика древности. Точно определить год его рождения невозможно; но по наиболее вероятному расчету, он родился в Ол. 71, 2, или в 495 г. до Р. X. Следовательно, он был 30-ю годами моложе Эсхила и 15-ю старше Еврипида . Он происходил из богатого и знатного рода. Его отец, Софилл, был оружейный мастер, т.е. имел мастерскую, в которой его рабы изготовляли оружие, и принадлежал к демосу или округу Колон Иппиос, находившемуся недалеко от Афин, который следует отличать от находившегося во внутреннем городе Колон Агорайос. В получасовом расстоянии от Дипильских ворот, к северо-западу от Афин, близ Академии, находился покатый холм с двумя вершинами, из которых одна, посвященная Аполлону Иппию и Афине Иппии, составляла так называемый Колон. На склонах этого холма, в его окрестностях, привлекательных по природе, находилось много храмов; здесь же были и жилища колониатов. Софокл любил это место своего рождения, где он играл еще мальчиком, и уже в глубокой старости увековечил его, поместив его описание в своей трагедии «Эдип в Колоне». В первом хоре этой трагедии Софокла колониаты прославляют перед Эдипом красоты своего округа и называют Колон украшением всей аттической земли.

На западном холме, близ оливовой рощи, находится теперь могила знаменитого исследователя древности, Отфрида Мюллера; с восточного холма открывается великолепный вид, особенно привлекательный при свете вечерней зари. Отсюда виден город Акрополь, весь берег от мыса Колия до Пирея, а дальше – темно-синее море с Эгиною и исчезающим на далеком горизонте берегом Арголиды. Но священные рощи Посейдона и Эринний, храмы, находившиеся некогда в этой местности, и самый Демос – все это уже исчезло, оставив после себя лишь несколько развалин на холме и его склонах. Только далее на запад, там, где начинается масличная роща, виноград, лавр и олива зеленеют так же, как и во времена Софокла, да в тенистом кустарнике, орошаемом вечно бегущею струею Кефисса, соловей по-прежнему распевает свои сладкозвучные песни.

Детство и юность Софокла

В древней биографии Софокла, представляющей извлечение из сочинений александрийских критиков и историков литературы, говорится: «Софокл вырос в холе и был воспитан хорошо»; Афины того времени доставляли для этого богатые средства. Он получил хорошие сведения в области искусств, необходимых для трагического поэта, в музыке, гимнастике и хоровом пении. В музыке наставником его был Лампр, знаменитейший из преподавателей своего времени, которого, за его лирические произведения в древнем, возвышенном стиле, древние сравнивали с Пиндаром. За свои познания в музыке и хоровом пении, а вместе с тем, конечно, и за свою цветущую юношескую красоту, 15-ти или 16-тилетний Софокл был выбран, в 480 г. до Р. X., в руководители хора, певшего победный пеан на празднике после сражения при Саламине . Обнаженный, по обычаю гимнастов, или (по другим известиям) в коротком плаще, юноша Софокл, с лирою в руке, вел круговую пляску вокруг взятых при Саламине победных трофеев. При своем искусстве в пляске и игре на кифаре, он иногда принимал участие и в исполнении своих собственных трагедий, хотя, по слабости своего голоса, не мог, вопреки господствовавшему в его время обычаю, выступать в своих пьесах в качестве актера. В своей драме «Тамир» он исполнял роль прекрасного юноши Тамира или Тамирида, который осмелился вступить в состязание с самими музами в игре на кифаре; в своей другой пьесе, «Навсикая», он вызвал общее одобрение, как отличный игрок в мяч (σφαιριστής): он исполнял роль Навсикаи, которая в одной сцене забавляется с своими подругами пляскою и игрою в мяч.

Биограф говорит, что Софокл учился трагическому искусству у Эсхила; это можно понимать и в буквальном смысле; но биограф, по-видимому, хотел только сказать, что Софокл принял своего великого предшественника себе за образец и в начале своей поэтической деятельности старался совершенствоваться в трагическом искусстве, изучая творения Эсхила. Хотя поэзия Софокла во многом уклоняется от пути, проложенного Эсхилом и имеет свой оригинальный характер, однако Софокл, как это признается всеми, все-таки, шел по следам своего предшественника, что вполне согласно и с самою сущностью дела.

Первое выступление Софокла в качестве драматурга

С этим-то своим великим учителем, 60-летним старцем, Софокл, молодой человек лет 27-ми, решился вступить в поэтическое состязание, впервые поставив на сцену произведения своего искусства во время великих Дионисий 468 г. до Р. X. Зрители в этот день были чрезвычайно возбуждены и разделились на две партии. «Здесь спорили о первенстве не два художественных произведения, но два литературных рода, и если первые произведения Софокла привлекали к себе глубиною чувства и тонкостью психического анализа, то противником его был великий учитель, которого до тех пор по величественности характеров и силе духа не превзошел еще ни один из эллинов». (Велькер). Первый архонт, Апсефий, который, как председатель празднества, должен был выбрать судей для назначения награды, видя возбужденное состояние зрителей, горячо споривших между собою и разделившихся на две стороны – одна за славного представителя старого искусства, другая – за новое направление молодого трагика, был в затруднении и не знал, где найти беспристрастных судей. В это время главный начальник афинского флота, Кимон, только что возвратившийся с покоренного им острова Скироса, откуда он вывез прах афинского народного героя Тесея, явился, вместе с другими полководцами, в театр, чтобы, по древнему обычаю, принести жертву виновнику празднества, богу Дионису. Этим-то и воспользовался архонт; он просил этих 10 полководцев остаться в театре до конца представления и принять на себя обязанность судей. Полководцы согласились, принесли установленную присягу и по окончании представления присудили первую награду Софоклу. Такова была великая и славная победа молодого поэта, замечательная как по силе противника, так и по личности судей.

По мнению некоторых писателей, что старый Эсхил , огорченный своей неудачей, покинул свое отечество и уехал в Сицилию. Велькер, доказавший неосновательность этого мнения, вместе с тем замечает, что нет никакого основания предполагать неприязненные отношения между обоими поэтами. Скорее можно утверждать противоположное; Софокл всегда высоко уважал Эсхила, как отца трагедии, и нередко подражал ему в своих произведениях не только по отношению к мифам и характерам, но и в отдельных идеях и выражениях.

Лессинг, в своем жизнеописании Софокла, при помощи остроумной комбинации сделал весьма вероятное предположение, что в числе произведений, доставивших Софоклу эту первую победу, находилась не дошедшая до нас трагедия «Триптолем», которая должна была заслужить расположение зрителей уже и по своему патриотическому содержанию: сюжетом для неё послужило распространение возникшего в Аттике земледелия и смягчение нравов трудами элевсинско-аттического героя Триптолема. Но истинная причина того, что афиняне отдали Софоклу преимущество перед Эсхилом, заключалась, конечно, в нововведениях, внесенных Софоклом в трагическую поэзию.

Новшества Софокла в древнегреческом театре

Эсхил в своих трилогиях соединял целый ряд мифических действий в одно большое целое, изображая судьбы поколений и государств таким образом, что главным рычагом трагедии являлось действие божественных сил, между тем как изображению характеров и житейской обстановки действия отводилось немного места. Софокл оставил эту форму трилогии и стал сочинять отдельные драмы, которые, по своему содержанию, не имели между собою внутренней связи, но каждая в отдельности составляла самостоятельное, законченное целое, Но при этом он все-таки ставил на сцену сразу по три трагедии с сатирической драмой. Так как он в каждой отдельной пьесе имел в виду только один главный факт, то, благодаря этому, он получил возможность обрабатывать каждую трагедию полнее и лучше и придавать ей более жизненности, резко и определенно очерчивая характеры действующих лиц, которыми обусловливается ход драматического действия. Для того, чтобы внести в свои драмы больше разнообразия характеров и как бы оттенить одних действующих лиц другими, он прибавил к прежним двум актерам еще и третьего; это количество актеров с тех пор оставалось в древнегреческой трагедии постоянным, за исключением нескольких отдельных случаев.

Добавив третьего актера, Софокл также сократил пение хора, дал ему роль спокойного зрителя. От этого разговоры действующих лиц получили преобладание над хором, главным элементом драмы стало действие, – и трагедия приобрела идеальную красоту

Сравнение Софокла с Эсхилом и Еврипидом

Характеры Софокла, созданные на почве многостороннего и глубокомысленного опыта, представляются, в сравнении с гигантскими образами Эсхила , чисто человеческими, не теряя однако своей идеальности и не понижаясь, как у Еврипида , до уровня обыденной жизни. Их страсти, несмотря на всю свою силу, не нарушают законов изящного. Развязка подготовляется медленно и старательно, а когда она уже наступила, взволнованное чувство зрителя успокаивается мыслью о правосудии вечных богов, которому должен подчиняться воля смертных. Везде господствует мудрая умеренность и достоинство, соединенное с привлекательностью формы.

Афинские граждане Периклова века желали, чтобы трагедия возбуждала только симпатию, а не ужас; их изящный вкус не любил грубых впечатлений; потому Софокл устранял или смягчал все страшное или свирепое, находившееся в мифах, из которых брал содержание своих трагедии. У него нет таких величественных мыслей, такой глубокой религиозности, как у Эсхила. Характеры мифических героев изображены у него не по народным понятиям о них, как у Эсхила; им приданы общечеловеческие черты, они возбуждают сочувствие к себе не национальными греческими особенностями, а нравственным, чисто человеческим величием, погибающим в столкновении с могуществом неотвратимой судьбы; они свободны, они действуют по собственным мотивам, а не по воле судьбы, как у Эсхила; но и над их жизнью владычествует судьба. Она – вечный божественный закон, господствующий над нравственным миром, и его требования выше всех человеческих законов.

Аристофан говорит, что уста Софокла покрыты медом; его называли «аттической пчелой» за его приятность, как говорит Свида, или, по мнению его биографов, за то, что он прежде всего имел в виду прекрасное, изящное. В его произведениях вполне отразилось высшее развитие эллинского духа времен Кимона и Перикла; потому-то он и был любимцем аттического народа.

Софокл. Видео

Трагедии Софокла

Величие мысли сочетается у Софокла с художественным построением подробностей плана, и трагедии его производят впечатление гармонии, порождаемой полным развитием образованности. Трагедия стала у Софокла верным зеркалом впечатлений человеческого сердца, всех стремлений души, всей борьбы страстей. Язык Софокла благороден, величествен; речь его дает всем мыслям картинность, всем чувствам силу и теплоту; форма трагедий Софокла вполне художественна; план их превосходно обдуман; действие развивается ясно, последовательно, характеры действующих лиц созданы глубокомысленно, очерчены отчетливо; душевная жизнь их изображена с полною живостью, и мотивы их поступков мастерски разъяснены. Никто другой из древних писателей не проникал так глубоко в тайны человеческой души; нежные и сильные чувства распределены у него в прекрасной соразмерности; развязка действия (катастрофа) соответствует сущности дела.

С первого своего выступления на сцену, в 468 г. до Р. X., и до самой своей смерти в 406 г., более полустолетия, Софокл трудился в области поэзии, и в глубокой старости все еще возбуждал удивление свежестью своих созданий. Под его именем в древности было известно 130 драм, из которых 17 византийский грамматик Аристофан считает не принадлежащими Софоклу. Следовательно, он написал 113 пьес,– трагедий и сатирических драм. Из них, по замечанию того же Аристофана, трагедия «Антигона», представленная в 441 г. до Р. X., была по счету 32-я, так что период наибольшей плодовитости поэта совпадает со временем Пелопоннесской войны. Во все время своей продолжительной деятельности Софокл пользовался неизменною благосклонностью афинского народа; ему оказывалось предпочтение пред всеми другими трагиками. Он одержал 20 побед, и часто получал вторую награду, но никогда не получал третьей.

В числе поэтов, состязавшихся с Софоклом в трагическом искусстве, находились, кроме Эсхила, сыновья его Вион и Эвфорион, из которых последний однажды победил Софокла. Племянник Эсхила Филоклет также одержал победу над Софоклом, поставившим своего «Эдипа»; оратор Аристид считает такое поражение позорным, так как сам Эсхил не мог победить Софокла. Еврипид в продолжение 47 лет соперничал с Софоклом; кроме того, в это же время писали трагедии Ион Хиосский, Ахей Эретрийский, Агатон афинянин, выступивший впервые за 10 лет до смерти Софокла и победивший его, и еще много других трагиков низшего разряда. Всеми восхваляемый, гуманный и добродушный характер Софокла позволяет предполагать, что отношения его к этим товарищам по делу были дружественные, и что рассказы анекдотистов о завистливой вражде между Софоклом и Еврипидом, – рассказы, сами по себе довольно бессодержательные, лишены вероятности. При известии о смерти Еврипида Софокл выразил искреннейшую печаль; письмо Еврипида к Софоклу, хотя и подложное, все-таки свидетельствует, что в древности на взаимные отношения обоих поэтов смотрели иначе. В этом письме говорится о кораблекрушении, которое потерпел Софокл во время своей поездки на о. Хиос, при чем погибло несколько его трагедий. Еврипид по этому поводу говорит: «Несчастие с драмами, которое всякий назовет общим несчастием для всей Греции, тяжело; но мы легко утешимся, зная, что ты остался невредим».

Известия, дошедшие до нас от древности, об отношениях Софокла к актерам, исполнявшим его трагедии, позволяют заключать, что эти отношения также были дружественные. Из этих актеров мы имеем сведения о Тлеполеме, который постоянно участвовал в трагедиях Софокла, о Клидемиде и Каллипиде. Биограф говорит, что Софокл, сочиняя свои трагедии, имел в виду способности своих актеров; вместе с тем говорится, что он составил «из людей образованных» (к числу которых, конечно, следует отнести и актеров) общество в честь муз. Новейшие исследователи объясняют это так, что Софокл основал кружок любителей искусства и знания, которые чтили муз, и что этот кружок следует считать первообразом труппы актеров.

Софокл сохранил форму трилогии, имеющей своим эпилогом сатирическую драму; но пьесы, образующие эту группу, не соединены у него общностью содержания; они – четыре разные пьесы (сравн. стран. 563). Из 113 пьес Софокла до нас дошло только семь. Превосходнейшая из них и по форме, и по содержанию, и по обрисовке характеров – «Антигона», за которую афинский народ выбрал Софокла стратегом в Самосскую войну.

Краткое содержание трагедий Софокла

Софокл – «Антигона» (краткое содержание)

Три самые лучшие трагедии Софокла заимствованы из фиванского цикла мифов. Это: «Антигона», поставленная им сцену около 461 года; «Эдип-царь», написанный, быть может, в 430 или 429 году, и «Эдип в Колоне», поставленный на сцену в 406 году внуком поэта, умершего в этом году, Софоклом младшим.

Впрочем, первой в порядке развития сюжета главного фиванского мифа должна стоять не «Антигона», а написанная позже неё трагедия «Царь Эдип». Мифологический герой Эдип однажды совершает на дороге случайное убийство, не ведая, что убитый человек – его собственный отец, Лай. Затем он в таком же неведении женится на вдове убитого, своей матери Иокасте. Постепенное раскрытие этих преступлений и составляет сюжет драмы Софокла. После убийства отца Эдип вместо него делается царем Фив. Его правление вначале счастливо, но через несколько лет фиванская область подвергается мору, и причиной его оракул называет пребывание в Фивах убийцы прежнего царя Лая. Не зная, что этим убийцей является он сам, Эдип начинает искать преступника и повелевает привести единственного свидетеля убийства – невольника-пастуха. Тем временем прорицатель Тиресий объявляет Эдипу, что он сам и есть убийца Лая. Эдип отказывается верить в это. Иокаста, желая опровергнуть слова Тиресия, рассказывает, что у нее от Лая был сын. Они с мужем бросили его в горах на смерть, чтобы предотвратить предсказание о том, что в будущем он убьёт отца. Иокаста рассказывает также, как годы спустя Лай пал от руки какого-то разбойника на перепутье трех дорог. Эдип вспоминает, что он и сам раз на таком перепутье убил человека. В его душе поселяются тяжкие сомнения и подозрения. Прибывший в это время вестник объявляет о смерти коринфского царя Полиба, которого Эдип считал своим отцом. При этом выясняется: Полиб ранее скрывал, что Эдип не родной его сын, а лишь приемыш. Вслед за тем из допроса фиванского пастуха становится ясно: Эдип был тем самым сыном Лая, которого отец и мать велели убить. Эдипу неожиданно открывается, что он - убийца отца и женат на своей матери. В отчаянии Иокаста лишает себя жизни, а Эдип ослепляет себя и осуждает на изгнание.

Тема и кульминация софокловского «Царя Эдипа» – расплата за преступления, совершенные Эдипом. Он не знал, что Лай – его отец, а Иокаста – мать, но он все‑таки отцеубийца, и брак его все‑таки кровосмешение. Эти ужасные факты имеют своим последствием гибель Эдипа и всего его рода. Драматизм «Царя Эдипа» состоит в постепенно изображаемым Софоклом переходе Эдипа и Иокасты от счастья, от спокойствия совести к ясному сознанию своей ужасной преступности. Хор скоро догадывается об истине; Эдип и Иокаста еще не знают её. Контраст их заблуждения с знанием хора об истине производит потрясающее трагическое впечатление. Через всю драму Софокла проходит возвышенной иронией мысль об ограниченности человеческого ума, о близорукости его соображений, о непрочности счастья; зритель предвидит катастрофы, которыми разрушится счастье Эдипа и Иокасты, не знающих истины. «О люди, как ничтожна ваша жизнь!» – восклицает в «Царе Эдипе» хор. И действительно, Эдип и Иокаста повергаются в такое отчаяние, что она лишает себя жизни, а он лишает себя зрения.

Софокл – «Эдип в Колоне» (краткое содержание)

«Эдип в Колоне» был последним произведением Софокла. Он – лебединая песня старика, исполненная нежнейшей любви к родине, внушенная Софоклу воспоминаниями о молодости, которую он провел в деревенской тиши своего родного местечка Колона, близ Афин.

«Эдип в Колоне» повествует, как слепой Эдип , странствуя со своей любящей дочерью Антигоной, приходит в Колон, находит тут наконец защиту у афинского царя Тесея и последний спокойный приют. Между тем новый фиванский монарх Креонт, узнав предсказание, что Эдип после смерти будет покровителем той области, где умрёт, пытается силой вернуть Эдипа в Фивы. Однако Тесей защищает Эдипа и не допускает насилия над ним. Затем к Эдипу приходит его сын Полиник, который как раз собирает Поход Семерых на Фивы против собственного брата, другого сына Эдипа, Этеокла. Полиник хочет, чтобы отец благословил его предприятие против родины, но Эдип проклинает обоих сыновей. Полиник уходит, а Эдип слышит призыв богов и вместе с Тесеем идет в священную рощу примирившихся с ним богинь небесной кары Эвменид. Там, в таинственном гроте, совершается его мирная кончина.

Эта драма Софокла проникнута дивною нежностью и грациозностью чувства, в котором печаль бедственности человеческой жизни сливается с отрадой надежды. «Эдип в Колоне» – апофеоз невинного страдальца, которому божественное провидение дает отраду в конце его скорбной земной жизни; надежда на блаженство за гробом служит утешением для несчастного: удрученный и очищенный бедствиями человек найдет в той жизни вознаграждение себе за свои незаслуженные страдания. Вместе с тем Эдип перед смертью выказывает во всем величии своё родительское и царское достоинство, благородно отвергая своекорыстные заискивания Полиника. Материалом для трагедии «Эдип в Колоне» служили Софоклу местные предания Колона, близ которого стоял храм Эвменид с пещерой, считавшейся путем в подземное царство и имевшей при входе медный порог.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Софокл – «Электра» (краткое содержание)

В «Электре» Софокл обращается к циклу мифов о том, как Агамемнон, главный вождь греческого войска в походе на Трою , был по возвращении из него убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом. Клитемнестра хотела убить и своего сына от Агамемнона, Ореста, чтобы он в будущем не стал мстить ей за отца. Но мальчик Орест был спасён своей сестрой Электрой. Та отдала его старому дядьке, и тот увёл отрока в Фокиду, к царю города Крисы. Электра, оставшись с матерью, терпела от неё притеснения и унижения, ибо не раз смело упрекала Клитемнестру и Эгисфа в совершённом ими злодеянии.

«Электра» Софокла начинается с того, что возмужавший Орест приходит на родину, в Аргос, сопровождаемый всё тем же верным Дядькой и другом Пиладом, сыном царя Крисы. Орест хочет мстить матери, но намеревается делать это хитростью и поэтому скрывает ото всех свой приход. Тем временем, и так много претерпевшая Электра узнаёт, что Клитемнестра и Эгисф решили бросить её в подземелье. Дядька Ореста с целью обмана Клитемнестры является к ней под видом посланца от соседнего царя и, обманывая её, сообщает, что Орест умер. Это известие повергает в отчаяние Электру, но Клитемнестра радуется, полагая, что отомстить ей за Агамемнона теперь уже никто не сумеет. Однако ещё одна дочь Клитемнестры, Хрисофемида, возвратившись с могилы отца, рассказывает Электре, что видела там надгробные жертвы, которые мог принести только Ореста. Электра сначала не верит этому. Орест под видом посланца из Фокиды приносит на могилу погребальную урну и, узнав в горюющей там женщине свою сестру, называет ей себя. Орест поначалу колеблется сразу приступить к мщению матери, но твёрдая характером Электра настойчиво побуждает его покарать нарушителей божественного закона. Подталкиваемый ею, Орест убивает мать и Эгисфа. В отличие от трактовки драмы Эсхила «Хоэфоры» , у Софокла Орест не испытывает никаких мук, и трагедия заканчивается торжеством победы.

Электра на могиле Агамемнона. Картина Ф. Лейтона, 1869

Легенда об убийстве Клитемнестры Орестом отражена в трагедиях каждого из трех великих афинских трагических поэтов – Эсхила, Софокла и Еврипида , но каждый из них придал ей особый смысл. У Софокла главное лицо в этом кровавом деле – Электра, неумолимая, страстная мстительница, одаренная высокою нравственною силою. Конечно, мы должны судить об её деле сообразно понятиям греческой старины, возлагавшей на родных убитого обязанность мстить. Только с этой точки зрения становится понятна сила ненависти, непримиримо пылающей в душе Электры; её мать чужда раскаяния и спокойно наслаждается любовью обагренного кровью Эгисфа, – это поддерживает в Электре жажду мщения. Переносясь мыслями в понятия греческой старины, мы будем сочувствовать скорби, с какой Электра обнимает урну, заключающую в себе, как она думает, прах её брата, и поймем восторг, с каким видит она живым Ореста, которого считала умершим. Будут понятны нам и горячие крики одобрения, которыми она, слыша из дворца вопли убиваемых, побуждает Ореста довершить дело мщения. В Клитемнестре, при известии о смерти Ореста, пробудилось на миг материнское чувство, но его сразу же заглушила радость, что она теперь освобождается от боязни его мести.

Софокл – «Трахинянки» (краткое содержание)

Содержание трагедии «Трахинянки» – смерть, которой подвергает Геракла ревность его жены , Деяниры, страстно любящей его. Хор в этой трагедии составляют девушки, уроженки города Трахина: название их и служит заглавием драмы. Геракл, разрушив эвбейский город Эхалию, взял в плен красавицу Иолу, дочь эхалийского царя; Деянира , остававшаяся в Трахине, опасается, что он покинет ее, полюбит Иолу. Посылая мужу праздничную одежду, которую он хочет надеть при жертвоприношении, Деянира намазывает ее кровью кентавра Несса , который был убит стрелами Геракла. Несс, умирая, говорил ей, что его кровь – волшебное средство, которым она может отвратить мужа от всякой другой любви и привязать к себе. Геракл надел эту одежду, и когда теплота от жертвенного огня согрела кровь кентавра, Геракл почувствовал мучительное действие яда крови. Рубашка прилипла к телу Геракла и стала причинять ему невыносимые муки. В ярости, Геракл разбил о скалу вестника Лихада, который принес ему одежду; с той поры эти скалы стали называться лихадовыми. Деянира, узнав о том, что погубила мужа, лишает себя жизни; Геракл, мучимый невыносимою болью, велит сложить на вершине горы Эты костер и сжигает себя на нем. Художественные достоинства «Трахинянок» не так высоки, как тех четырех трагедий, о которых говорилось ранее.

Софокл – «Филоктет» (краткое содержание)

Сюжет «Филоктета», поставленного на сцену в 409 году до Р. Х., тоже связан с мифом о смерти Геракла . Поиас, отец героя Филоктета, согласился зажечь погребальный костер Геракла и в награду за эту услугу получил его лук и стрелы, всегда попадавшие в цель. Они перешли к его сыну, Филоктету, участнику Троянской войны , легенды о которой являются темой и седьмой трагедии Софокла, «Аякс Биченосец». Филоктет отправился с эллинами в поход под Трою, но по дороге на острове Лемносе был ужален змеей. Рана от этого укуса не заживала , издавая к тому же сильнейшее зловоние. Чтобы избавиться от Филоктета, который стал обузой для войска, эллины, по совету Одиссея, бросили его одного на Лемносе, где он, продолжая страдать от неизлечимой раны, мог кое-как добывать себе пропитание лишь благодаря луку и стрелам Геракла. Однако позже выяснилось, что без принадлежащих ему чудесных геракловых стрел троянцев победить нельзя. В трагедии Софокла сын Ахилла, Неоптолем, и Одиссей приезжают на остров, где оставлен Филоктет , чтобы взять его в греческий стан. Но Филоктет смертельно ненавидит бросивших его в беде греков, особенно коварного Одиссея. Потому увезти его в стан под Троей можно только хитростью, обманом. Прямодушный, честный Неоптолем сначала поддается коварным советам хитрого Одиссея; они похищают у Филоктета лук, без которого несчастный больной умрет с голоду. Но Неоптолему становится жаль обманутого, беззащитного Филоктета, и врожденное благородство торжествует в его душе над замыслом обмана. Он открывает Филоктету истину и хочет отвезти его на родину. Но является обожествлённый Геракл, и передает Филоктету повеление богов, что он должен отправиться под Трою, где после взятия города будет вознаграждён свыше исцелением от своего тяжкого недуга.

Итак, коллизия мотивов и страстей прекращается появлением божества, так называемого Deus ex machina; узел не развязывается, а разрубается. В этом уже ясно высказывается влияние порчи вкуса, подействовавшей и на Софокла. Методом deus ex machina ещё шире пользуется Еврипид. Но с удивительным мастерством исполнил Софокл трудную задачу сделать предметом драмы физическое страдание. Превосходно изобразил он и характер истинного героя в лице Неоптолема, неспособного оставаться обманщиком, отвергающего нечестные средства, какую бы выгоду ни представляли они.

Софокл – «Аякс» («Безумие Аякса», «Аякс-биченосец», «Эант»)

Предмет трагедии «Аякс» или «Безумие Аякса» заимствован из предания о Троянской войне. Её герой Аякс, после гибели Ахилла рассчитывал, как самый доблестный после погибшего воин эллинской армии, получить ахилловы доспехи. Но они были отданы Одиссею. Аякс, считая эту несправедливость происками главного греческого вождя, Агамемнона, и его брата, Менелая, задумал убить их обоих. Однако богиня Афина с целью помешать преступлению помутила рассудок Аякса, и вместо своих врагов он перебил стадо овец и коров. Придя в себя и осознав последствия и позор своего безумия, Аякс решил совершить самоубийство. Жена его Текмесса и верные воины (которые в трагедии Софокла составляют хор) стараются удержать Аякса от его намерения, внимательно следя за ним. Но Аякс ускользает от них на берег моря и там закалывает себя. Поссорившиеся с Аяксом Агамемнон и Менелай не желают хоронить его тело, однако по настоянию брата Аякса, Тевкра, и проявляющего теперь благородство Одиссея, тело всё же погребают. Дело, таким образом, кончается нравственной победой Аякса.

В унизительном состоянии безумия Аякс является у Софокла лишь при самом начале драмы; главное её содержание составляют душевные страдания героя, печалящегося о том, что опозорил себя. Вина, за которую наказан Аякс безумием, состоит в том, что он, гордясь своею силою, не имел должного смирения перед богами. Софокл в «Аяксе» следовал Гомеру , из которого заимствовал не только характеры действующих лиц, но и выражения. Разговор Текмессы с Аяксом (стихи 470 и след.) – очевидное подражание гомеровскому прощанию Гектора с Андромахой . Афинянам очень нравилась эта трагедия Софокла, отчасти потому, что Аякс саламинский был один из их любимых героев, как предок двух знатных афинских родов, а во-вторых, потому, что речь Менелая казалась им пародией на отсталость понятий и надменность спартанцев.

Софокл и Перикл в Самосской войне

В 441 г. до Р. X. (Ол. 84,3), во время великих Дионисий (в марте), Софокл поставил на сцену свою «Антигону», и эта драма заслужила такое одобрение, что афиняне назначили автора, вместе с Периклом и восемью другими лицами, полководцем для войны с островом Самосом. Впрочем, это отличие досталось на долю поэта не столько за достоинства его трагедии, сколько потому, что он пользовался общим расположением за свой любезный характер, за мудрые политические правила, высказанные в этой трагедии, и за её нравственные достоинства вообще, так как в ней обдуманность и разумность в поступках всегда ставится гораздо выше порывов страсти.

Самосская война, в которой участвовал Софокл, началась весною 440 г. под начальством архонта Тимокла; поводом к ней послужило то, что милетцы, побежденные самосцами в одном сражении, обратились, заодно с самосскими демократами, с просьбой о помощи к афинянам. Афиняне послали против Самоса 40 кораблей, покорили этот остров, учредили там народное правительство, взяли заложников и, оставив на острове свой гарнизон, вскоре возвратились домой. Но в том же году им пришлось возобновить военные действия. Бежавшие из Самоса олигархи заключили союз с сардийским сатрапом Писсуфном, собрали войско и ночью овладели городом Самосом, захватив афинский гарнизон. Этот гарнизон был выдан Писсуфну, самосские заложники, отвезенные афинянами на Лемнос, были освобождены, и начались новые приготовления к войне с милетцами. Перикл с товарищами снова выступил против Самоса с 44 кораблями, разбил 70 самосских кораблей близ острова Трагии и осадил город Самос с суши и с моря. Несколько дней спустя, в то время когда Перикл с частью кораблей отправился в Карию, навстречу приближавшемуся финикийскому флоту, самосцы прорвали блокаду и, под начальством философа Мелисса, который уже и прежде однажды победил Перикла, разбили афинский флот, так что в продолжение 14 дней нераздельно господствовали над морем. Перикл поспешил возвратиться, снова разбил самосцев и осадил город. На девятый месяц осады, весною 439 г., Самос был вынужден сдаться. Стены города были срыты, флот взят афинянами; самосцы дали заложников и обязались уплатить военные издержки.

Если Софокл, как надо полагать, был стратегом только в 440 г., между тем как Перикл удержал за собою эту должность и на следующий год, то, вероятно, он участвовал в первой войне и отчасти во второй, но не оставался полководцем до конца войны. Перикл, не только великий государственный деятель, но и великий полководец, был душою этой войны и сделал в ней всего больше; в чем тут выразилось участие Софокла, об этом мы знаем очень мало. У Свиды говорится, что Софокл сражался с философом Мелиссом на море; но это известие, по-видимому, основано не на исторических сведениях, а на простой догадке. Если Мелисс и Перикл сражались друг с другом, а Софокл был товарищем Перикла по должности, то легко могла явиться мысль, что и Софокл сражался с Мелиссом; а «мысль о том, что Мелисс-философ и Софокл-поэт сражались друг с другом, так привлекательна, что вполне извиняет догадку позднейшего писателя». (Бёк). Софокл был, конечно, не особенно хороший полководец, и поэтому Перикл едва ли посылал его в какие-нибудь военные предприятия; напротив, для переговоров, которые во все время существования аттического государства составляли весьма важную часть занятий полководца, Софокл мог быть очень полезен, как человек, умевший обращаться с людьми и располагать их в свою пользу. В то время, когда Перикл сражался при Трагии, Софокл отправился на о. Хиос и Лесбос для переговоров с союзниками о присылке вспомогательного войска, и добился того, что от этих островов было послано 25 кораблей.

Характер Софокла

У Атенея сохранилось известие об этой поездке Софокла на Хиос, буквально заимствованное из книги поэта Иона Хиосского, современника Софокла. Приводим его здесь, так как оно заключает в себе интересное изображение Софокла, уже 55-летняго старика, в веселом обществе.

«Я познакомился с поэтом Софоклом в Хиосе (говорит Ион), куда он заезжал, будучи полководцем, на пути в Лесбос. Я нашел в нем человека любезного и веселого собеседника. Гермесилай, друг Софокла и афинского народа, дал в честь его обед. Красивый мальчик, наливавший вино, раскрасневшись от огня, близ которого он стоял, видимо произвел на поэта приятное впечатление; Софокл сказал ему: «Хочешь, чтобы я пил с удовольствием?» Мальчик отвечал утвердительно, и поэт продолжал: «Ну, так подноси ко мне кубок как можно медленнее, и так же медленно уноси его назад». Мальчик покраснел еще более, а Софокл, обращаясь к своему соседу за столом, заметил: «Как прекрасны слова Фриниха: на щечках пурпурных огонь любви пылает». Один школьный учитель из Эретрии по этому поводу сказал: «Софокл, ты, конечно, знаешь толк в поэзии; но Фриних все-таки сказал нехорошо, так как он назвал щечки прекрасного мальчика пурпурными. Ведь если бы живописец в самом деле вздумал покрыть щеки этого мальчика пурпуровой краской, то он перестал бы казаться прекрасным. Не надо сравнивать с тем, что не кажется таким». Софокл улыбнулся и сказал: «В таком случае, друг мой, тебе, конечно, не нравится выражение Симонида, которое однако хвалят все греки: «Девушка, с пурпуровых уст которой сорвалось милое слово!» Не нравится тебе, вероятно, и поэт, называющий Аполлона златокудрым? В самом деле, ведь если бы живописец вздумал нарисовать этого бога с золотыми, а не с черными волосами, то картина была бы нехороша. Конечно, не нравится тебе и тот поэт, который говорит о розоперстой Эос? Ведь, если кто выкрасит себе пальцы в розовую краску, то это будут пальцы красильщика, а вовсе не прекрасной женщины». Все засмеялись, и эретриец сконфузился. Софокл же опять обратился к мальчику, наливавшему вино, и заметив, что он хочет мизинцем снять попавшую в кубок соломинку, спросил его, видит ли он эту соломинку. Мальчик отвечал, что видит, и поэт сказал ему: «Ну, так сдунь ее, чтобы не замочить пальца». Мальчик наклонил свое лицо к кубку, а Софокл поднес кубок ближе к себе, чтобы столкнуться с мальчиком лицом к лицу. Когда мальчик подвинулся еще ближе, Софокл, обняв его, притянул к себе и поцеловал. Все засмеялись и стали выражать поэту свое одобрение, за то, что он перехитрил мальчика; он же сказал: «Это я упражняюсь в стратегии; Перикл сказалТрагедии Софокла, что я хорошо понимаю поэзию, но плохой стратег; ну, а эта стратагема – разве она мне не удалась?» Так говорил и поступал Софокл, оставаясь одинаково любезным как во время пира, так и во время занятий. В делах государственных он не был ни достаточно опытен, ни достаточно энергичен; но все-таки Софокл был лучший из всех афинских граждан».

Без сомнения, мы можем признать этот приговор умного современника о политических дарованиях Софокла совершенно справедливым, хотя биограф поэта хвалит его политическую деятельность; мы должны также верить и словам Перикла, что Софокл был плохой стратег. Весьма вероятно, что он занимал должность стратега только один раз в жизни, так как едва ли можно дать веру показанию Юстина, что Софокл вместе с Периклом опустошал Пелопоннес. Плутарх рассказывает, что на военном совете Никий просил Софокла, как старшего, высказать свое мнение прежде других; но если это исторически верно, то мы должны отнести это показание к году самосской, а не Пелопоннесской войны. Софокл, по словам Плутарха, отклонил желание Никия, сказав ему: «Хоть я и старше других, но ты пользуешься наибольшим уважением».

В приведенном выше рассказе Иона Софокл является человеком веселым и любезным в обществе, и мы вполне верим его биографу, который говорит, что Софокл отличался таким приятным характером, что все без исключения его любили. Даже и на войне он не терял своей веселости и своего поэтического настроения и не изменял своей природе, слишком чувствительной к телесной красоте, вследствие чего его товарищ Перикл, с которым он был в близкой дружбе, иногда делал ему приятельские внушения. Во время самосской войны Софокл, увидав однажды случайно проходившего мимо красивого мальчика, сказал: «Смотри, Перикл, какой славный мальчик!» Перикл на это заметил: «У полководца, Софокл, должны быть не только чистые руки, но и чистые взгляды». – «Софокл был поэт, – говорит Лессинг, – неудивительно, если он был иногда слишком чувствителен к красоте; но я не скажу, что его нравственные качества от этого уменьшаются».

Здесь мы должны оправдать Софокла от упрека, который иногда делался ему, – именно, будто он обогатился во время самосской войны. В комедии Аристофана «Мир» кто-то спрашивает о Софокле, что он поделывает; на это отвечают, что ему живется хорошо, только немного странно, что он теперь из Софокла обратился в Симонида и в старости стал скуп; теперь, говорят, он готов, как и Симонид, ради скупости отказывать себе в самом необходимом. Комедия Аристофана «Мир» была представлена в 421 г. до Р. X., стало быть, лет через 20 после самосской войны; следовательно, слова поэта не могут относиться к этой войне и замечание схолиаста, относящееся к этому месту, представляет, конечно, только догадку для разъяснения насмешливых отзывов комика. Однако, нет сомнения, что Аристофан упрекает старика Софокла в скряжничестве; но насколько справедлив этот упрек комика, шутки которого не всегда следует понимать буквально, – этого мы не знаем. Новейшие писатели согласны между собою в том, что слова Аристофана заключают в себе обычное для комиков преувеличение; ученые пытались объяснять эти слова различно. О. Мюллер относит упрек Аристофана к тому, что Софокл в старости стал обращать больше внимания на гонорар за свои произведения; Велькер замечает: «Сделаться Симонидом – это, может быть, означает: ставить на сцену много драм, до глубокой старости заниматься поэзией и постоянно получать плату за свои произведения; в том же смысле и Еврипид в своей «Меланиппе» упрекает комиков в корыстолюбии». Бёк полагает, что этот упрек в корыстолюбии только, по-видимому, противоречит известному рассказу о том, как сыновья Софокла жаловались на него суду за то, что он небрежно относится к своему имуществу; «я допускаю даже предположение, говорит он, что скупость Софокла находилась в близкой связи с его расточительностью: так как нет сомнения, что поэт и на старости, как и во дни своей молодости, сильно увлекался красотой, то женщины, вероятно, стоили ему немалых денег, что отзывалось на доходах его сыновей, по отношению к которым Софокл был скуп; обижаемые этим сыновья могли принести на отца жалобу, чтобы получить в свое владение имущество, и благодаря этому Софокл прослыл одновременно и расточителем, и скрягой». Бёк относит трагедию «Эдип в Колоне», которую Софокл, как мы увидим ниже, прочел на суде со своими сыновьями, к 4-му году 89 олимпиады (420 до Р. X.).

Софокл и Геродот

Многие предполагали, что во время самосской экспедиции Софокл впервые познакомился с историком Геродотом , который около этого времени жил на острове Самосе. Но пребывание Геродота на этом острове относится к более раннему времени, и поэт познакомился с ним, вероятно, еще раньше 440 г. Софокл был с Геродотом в дружеских отношениях и в бытность его в Афинах часто с ним видался. Оба они сходились друг с другом во многих отношениях и имели одинаковые воззрения на многие предметы. По-видимому, Софокл включил в свои драмы несколько любимых идей Геродота: сравни Софокл, Эдип в Колоне, ст. 337 и сл. и Геродот, II, 35; Софокл, Антигона, 905 и сл. и Геродот, III, 119. Плутарх, говоря о произведениях искусства, созданных в глубокой старости сообщает начало эпиграммы, относящейся к Геродоту и приписываемой Софоклу. Смысл его слов следующий: 55-летний Софокл сочинил в честь Геродота оду. Самая же эпиграмма, по догадке Бёка, была посвящением к оде, которую Софокл подарил историку в знак дружбы при личном свидании. Но так как 55 лет нельзя назвать глубокой старостью, то эта цифра, приводимая Плутархом, по всей вероятности, неточна.

После самосской войны Софокл прожил еще 34 года, занимаясь поэзией; в продолжение этого времени, несмотря на то, что различные государи, покровители искусств, нередко приглашали его, как и Эсхила и Еврипида, к себе, он не покидал своего любимого родного города, помня изречение, сказанное им в одной из драм, до нас не дошедших:

Кто через порог тирана переступит,
Тот раб его, хотя бы и свободным родился.

Последние годы жизни Софокла

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

О его политической деятельности в позднейшее время мы знаем только по словам Аристотеля, что в 411 г. до Р. X. он, в качестве советника, προβουλεϋς, содействовал установлению олигархии четырехсот, ибо, как он сам говорил, сделать что-нибудь лучшее было невозможно. Вообще мы можем предположить, что он редко покидал спокойную жизнь частного человека и главным образом жил ради искусства, наслаждаясь жизнью, любимый и уважаемый своими согражданами не только за свои поэтические произведения, но и за свой справедливый, миролюбивый и добродушный характер, за свою постоянную любезность в обращении.

Будучи любимцем всех людей, Софокл пользовался, по верованию народа, особенным расположением богов и героев. Дионис , как мы увидим ниже, заботился о погребении поэта, часто прославлявшего вакхические празднества. О благоволении к Софоклу Геркулеса рассказывается биографом следующий анекдот: Однажды из Акрополя был украден золотой венок. Тогда Геркулес во сне явился Софоклу и указал ему дом и место в этом доме, где была спрятана похищенная вещь. Софокл заявил об этом народу и получил талант золота, назначенный в награду за отыскание венка. Этот же анекдот, с некоторыми изменениями, находится и у Цицерона, De divin. I, 25. Далее, древние рассказывали, что бог врачевства Асклепий (Эскулап) удостоил Софокла своим посещением и был принят им весьма радушно; поэтому афиняне, по смерти поэта, учредили в честь его особый культ, причислив его к героям под именем Дексиона (гостеприимца) и ежегодно приносили ему жертву. В честь Асклепия Софокл, как говорят, сочинил пеан, которому приписывалась сила усмирять бури; этот пеан пелся в продолжение многих столетий. В связи с этим находится известие, что Софокл получил от афинян должность жреца Галона (или Алкона), героя врачебного искусства, который воспитывался вместе с Асклепием у Хирона и был посвящен в тайны врачевства. Из всех этих рассказов, по-видимому, можно заключить, что Софокл, по верованию афинян, пользовался особенной благосклонностью Асклепия; можно догадываться, что поводом к такому верованию послужило то обстоятельство, что во время афинской чумы Софокл сочинил в честь Асклепия пеан с молитвою о прекращении бедствия и что вскоре после того чума действительно прекратилась. Упомянем также и о том, что на одной картине Филострата младшего Софокл изображен окруженным пчелами и стоящим посредине между Асклепием и Мельпоменою; следовательно, художник желал изобразить любимого поэта, жившего в союзе с музою трагедии и с богом врачебного искусства.

Легенда о суде Софокла с сыновьями

В древности много рассказывали о процессе, возбужденном против престарелого Софокла его сыном Иофоном. Софокл имел от своей законной жены Никостраты сына Иофона и от гетеры Феориды Сикионской другого сына – Аристона; этот последний был отцом Софокла младшего, который заслужил одобрение как трагический поэт. Так как старик Софокл любил своего даровитого внука, больше, чем своего сына Иофона, который в трагическом искусстве был слабее, то Иофон, как говорят, из зависти, обвинил своего отца в слабоумии и требовал устранения его от управления имуществом, так как Софокл, будто бы, был уже неспособен вести свои дела сам. Софокл, говорят, сказал судьям: «Если я – Софокл, то я не слабоумен; если же я слабоумен, то я не Софокл», и затем прочел свою, только что оконченную, трагедию «Эдип в Колоне» или сообщенный нами выше первый хор из этого образцового произведения. Вместе с тем Софокл, как говорят, заметил судьям, что он дрожит вовсе не для того, чтобы казаться стариком, как уверяет его обвинитель, но дрожит непроизвольно, так как он не по своей воле дожил до 80 лет. Судьи, выслушав прекрасное произведение поэта, оправдали его, а сыну его сделали выговор; все присутствовавшие проводили поэта из суда рукоплесканиями и другими знаками одобрения, как провожали прежде из театра. Цицерон (Cat. Mai. VII, 22) и другие, рассказывая об этом происшествии, называют обвинителем не одного Иофона, но вообще сыновей Софокла, которые требовали, чтобы старик-отец их, небрежный и расточительный, был устранен от управления имуществом, как человек, выживший из ума.

Имеют ли эти рассказы в основе своей какой-нибудь исторический факт – об этом новейшие ученые высказывали различные мнения. Мы можем присоединиться к мнению тех, которые полагают, что вся эта история есть не более как вымысел комических писателей. По крайней мере относительно Иофона мы знаем, что он в последние годы жизни своего отца находился к нему в наилучших отношениях; в знак любви и почтения к отцу, он воздвиг ему памятник и в надписи указывал именно на «Эдипа в Колоне», как на образцовое произведение Софокла.

Некоторые исследователи доказывают, что сама подоплёка этого анекдота неверна. В нем ошибочно говорится, что внук, за любовь к которому сердился на отца Иофон, был не сын Иофона. Но некоторые надписи на памятниках указывают, что этот внук Софокла, Софокл Младший, был сыном именно Иофона. Таким образом, мотивировка неудовольствия Иофона противоречит факту.

Софокл (496-406 гг. до н. э.) - античный драматург трагик.

Основные произведения: «Аякс» (442 г. до н. э.), «Антигона» (441 г. до н. э.), «Трахинянки» (дата написания неизвестна), «Филоктет». В краткой биографии Софокла, которая представлена на этой странице, мы собрали основные факты о жизни и творчестве драматурга Софокла.

Родился в предместье Афин - Колоне в состоятельной семье. Получил хорошее музыкальное образование, с чем связаны его творческие новшества (использование хоров, сольных песен и тому подобное; трактат о хоре). Это во многом повлияло на то, как сложилась биография Софокла. Ему принадлежит слава реформатора древнегреческого театра. Софокл не только увлекался театром, но и был активным политическим деятелем, патриотом своей родины. Занимал государственные и военные должности. Был близок к кругам Перикла. Как драматург выступил в 468 г. до н. э. За свою жизнь Софокл создал более 100 трагедий. В начале XX века найден отрывок из драмы сатиров «Следопыты». Сюжеты для своих трагедий Софокл брал из мифологии.

В своих трагедиях Софокл поднимал актуальные социально-нравственные вопросы, главное место среди которых занимала проблема взаимоотношений между личностью и государственной властью. Драматург правдиво показывал внутренний мир своих героев, в которых воплощены цельные, несколько идеализированные характеры. Его трагедии вселяют веру в ее силы. Продолжая традиции Эсхила, Софокл развивал жанр трагедии. Увеличил до трех количество действующих лиц, отказался от сюжетно связанной тетралогии, ввел монодии - сольные песни, усовершенствовал декорации, маски и т. д.

Говоря о биографии Софокла, важно отметить, что его творчество оказало значительное влияние на развитие новой драмы в Европе, начиная с эпохи Возрождения. В Греции имя Софокла было чрезвычайно популярным и авторитетным, поэтому после смерти был почитаем как герой.

Если вы уже ознакомились с краткой биографией Софокла, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы. К тому же предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы прочитать о других популярных и известных писателях.

52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера ............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос Глава V. Простейшие формы лирической поэзии Глава IX. Эсхил Глава X. Время Софокла и Эврипида Глава XVI. Расцвет ораторского искусства Глава XIX. Литература эллинизма Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

223

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОФОКЛА

Софокл написал, по имеющимся сведениям, 123 драмы, но из них до нас дошло только семь, которые располагались, по-видимому, хронологически в следующем порядке: «Аякс», «Трахинянки»,

224
«Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет» и «Эдип в Колоне». Даты постановок точно не установлены. Известно только, что «Филоктет» был поставлен в 409 г., «Эдип в Колоне» - в 401 г., уже после смерти поэта; «Антигона», как было указано выше, относится, по всей вероятности, к 442 г.; есть основание думать, что «Царь Эдип» поставлен около 428 г., так как описание мора в Фивах похоже на отклик пережитой в 430 и 429 гг. эпидемии в Афинах. «Аякс», содержащий сатиру на спартанцев, поставлен, очевидно, до заключенного в 445 г. тридцатилетнего мира со спартанцами. В 1911 г. в Египте найдены на папирусе значительные отрывки сатировской драмы «Следопыты», которая, как видно, принадлежит к числу ранних.
Содержание всех этих произведений взято из трех мифологических циклов: из троянского - «Аякс», «Электра» и «Филоктет»; из фиванского - «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; сюжет «Трахинянок» взят из сказания о Геракле. В дальнейшем содержание их рассматривается по циклам сказаний.
Сюжет «Аякса» заимствован из киклической поэмы «Малой Илиады». После смерти Ахилла Аякс, как самый доблестный после него воитель, рассчитывал на получение его доспехов. Но они были отданы Одиссею. Тогда Аякс, видя в этом интригу со стороны Агамемнона и Менелая, задумал убить их. Однако богиня Афина помутила его рассудок, и вместо своих врагов он перебил стадо овец и коров. Придя в себя и увидав, что он сделал, Аякс в сознании своего позора решил покончить с собой. Жена его Текмесса и верные воины, составляющие хор, боясь за него, внимательно следят за его поступками. Но он, обманув их бдительность, уходит на пустынный берег и бросается на меч. Агамемнон и Менелай думают отомстить мертвому врагу, оставив его тело без погребения. Однако за права покойника вступается его брат Тевкр. Его поддерживает и сам благородный противник - Одиссей. Дело, таким образом, кончается нравственной победой Аякса.
«Электра» по сюжету сходна с «Хоэфорами» Эсхила. Но главным действующим лицом здесь является не Орест, а его сестра Электра. Орест, придя в Аргос в сопровождении верного Дядьки и друга Пилада, слышит вопли Электры, но бог велел совершить мщение хитростью, и поэтому никто не должен знать о его приходе. Электра рассказывает женщинам хора о своем тяжелом положении в доме, так как не может терпеть глумления убийц над памятью ее отца, и напоминает им об ожидающей их мести Ореста. Сестра Электры Хрисофемида, посланная матерью совершить умилостивительные жертвы на могиле отца, приносит весть о том, что мать и Эгисф решили засадить Электру в подземелье. Вслед за тем выходит Клитемнестра и молится Аполлону об отвращении беды. В это время является Дядька Ореста под видом вестника от дружественного царя и сообщает о смерти Ореста. Известие повергает в отчаяние Электру, Клитемнестра же торжествует, освободившись от страха мести. Между тем Хрисофемида, возвратившись с могилы отца, рассказывает Электре, что видела там надгробные жертвы, которые никем другим не могут быть
225
принесены, кроме Ореста. Электра опровергает ее догадки, передавая ей полученное известие о его смерти, и предлагает совершить месть общими силами. Так как Хрисофемида отказывается, Электра заявляет, что сделает это одна. Орест под видом посланца из Фокиды приносит погребальную урну и, узнав в горюющей женщине свою сестру, открывается ей. После этого он убивает мать и Эгисфа. В отличие от трагедии Эсхила у Софокла Орест не испытывает никаких мук, и трагедия заканчивается торжеством победы.
«Филоктет» основан на сюжете из «Малой Илиады». Филоктет отправился в поход под Трою вместе с другими греческими героями, но по дороге на острове Лемносе был ужален змеей, от укуса которой осталась незаживающая рана, издающая страшное зловоние. Чтобы избавиться от Филоктета, сделавшегося обузой для войска, греки, по совету Одиссея, оставили его одного на острове. Только с помощью лука и стрел, подаренных ему Гераклом, больной Филоктет поддерживал существование. Но вот греки получили предсказание, что без стрел Геракла Троя не может быть взята. Добыть их взялся Одиссей. Отправившись на Лемнос с юным Неоптолемом, сыном Ахилла, он заставляет его пойти к Филоктету и, вкравшись к нему в доверие, завладеть его оружием. Неоптолем так и делает, но потом, увидав беспомощность доверившегося ему героя, он раскаивается в своем обмане и возвращает оружие Филоктету, надеясь убедить его добровольно пойти на помощь грекам. Но Филоктет, узнав о новом обмане Одиссея, наотрез отказывается. Однако, согласно мифу, он все-таки принял участие во взятии Трои. Софокл разрешает это противоречие посредством особого приема, который часто применялся Эврипидом: в то время как Филоктет собирается с помощью Неоптолема отправиться на родину, перед ними в высоте появляется обожествленный Геракл (так называемый «бог с машины» -deus ex machina) и передает Филоктету повеление богов, что он должен отправиться под Трою, причем в награду ему обещано исцеление от болезни. Сюжет был ранее обработан Эсхилом и Эврипидом.
Из цикла мифов о Геракле взят сюжет трагедии «Трахинянки». Эта трагедия носит название по хору женщин в городе Трахине, где живет Деянира, супруга Геракла. Уже пятнадцать месяцев, как Геракл ушел от нее, назначив ей этот срок для ожидания. Она посылает сына Гилла на розыски, но тут приходит гонец от Геракла с вестью о его скором возвращении и с присылаемой им добычей, а среди этой добычи пленница Иола. Деянира узнает случайно, что Иола - царская дочь и что ради нее Геракл предпринял поход и разорил город Эхалию. Желая вернуть утраченную любовь мужа, Деянира посылает ему рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса; уже много лет ранее Несс, умирая от стрелы Геракла, сказал ей, что его кровь имеет такую силу. Но вдруг она получает известие, что Геракл погибает, так как Рубашка прилипла к телу и стала палить его. В отчаянии она лишает себя жизни. Когда затем приносят страдающего Геракла, он хочет казнить жену-убийцу, но узнает, что она уже умерла и что его гибель - месть убитого им некогда кентавра. Тогда он велит отнести себя на
226
вершину горы Эты и там предать сожжению. В основе трагедии, таким образом, лежит роковое недоразумение.
Наибольшей известностью пользуются трагедии фиванского цикла. Первой в порядке развития сюжета должна быть поставлена трагедия «Царь Эдип». Эдип, не подозревая того, совершил ужасные преступления - убил отца Лаия и женился на матери Иокасте. Постепенное раскрытие этих преступлений и составляет содержание трагедии. Сделавшись царем Фив, Эдип в течение ряда лет благополучно царствовал. Но вдруг в стране начался мор, и оракул сказал, что причиной этого является пребывание в стране убийцы прежнего царя Лаия. Эдип принимается за розыски. Выясняется, что единственным свидетелем убийства был раб, который теперь пасет царские стада в горах. Эдип дает распоряжение привести его. Между тем прорицатель Тиресий объявляет Эдипу, что убийца - он сам. Но Эдипу это представляется настолько невероятным, что он усматривает в этом интригу со стороны своего шурина Креонта. Иокаста, желая успокоить Эдипа и показать лживость прорицаний, рассказывает, как у нее от Лаия был сын, которого они, боясь исполнения страшных предсказаний, решили погубить, и как спустя много лет отец убит какими-то разбойниками на перепутье трех дорог. При этих словах Эдип вспоминает, что однажды сам он в таком же месте убил какого-то почтенного мужа. У него закрадывается подозрение, не был ли убитый им человек фиванским царем. Но Иокаста успокаивает его, ссылаясь на слова пастуха, что разбойников было несколько. В это время Вестник, пришедший из Коринфа, сообщает о смерти царя Полиба, которого Эдип считал своим отцом, и тут выясняется, что Эдип был только его приемышем. А затем из допроса фиванского пастуха открывается, что Эдип был тем самым ребенком, которого Лаий велел убить, и что, следовательно, он, Эдип, - убийца отца и женат на своей матери. В отчаянии Иокаста лишает себя жизни, а Эдип ослепляет себя и осуждает на изгнание.
В «Эдипе в Колоне» представлено, как слепой Эдип, странствуя в сопровождении дочери своей Антигоны, приходит в Колон и тут находит покровительство у афинского царя Тезея. Между тем фиванский царь Креонт, узнав предсказание, что Эдип после смерти будет покровителем той страны, где найдет свой конец, пытается силой вернуть его в Фивы. Однако Тезей не допускает такого насилия. Затем к Эдипу приходит сын его Полиник. Отправляясь в поход против брата своего Этеокла, он хочет получить от отца благословение, но тот проклинает их обоих. После ухода сына Эдип слышит призыв богов и в сопровождении Тезея идет в священную рощу Эвменид, где и находит успокоение, взятый богами в недра земли. Софокл использовал здесь колонское сказание.
Сюжет «Антигоны» намечен в конечной части трагедии «Семеро против Фив» Эсхила. Когда оба брата - Этеокл и Полиник - пали в единоборстве, Креонт, вступая в управление государством, запретил под страхом смерти предавать погребению тело Полиника. Однако сестра его Антигона, несмотря на это, совершает обряд погребения. На допросе она объясняет, что совершила это во имя высшего, не
227
писаного закона. Креонт осуждает ее на казнь. Тщетно пытается остановить его сын Гемон, жених Антигоны. Ее замуровывают в подземном склепе. Прорицатель Тиресий пытается образумить Креонта и ввиду его упорства предрекает ему в наказание потерю самых близких людей. Встревоженный Креонт одумывается и решает освободить Антигону, но, придя в склеп, не застает ее в живых. Над ее трупом закалывается Гемон. Супруга Креонта Эвридика, узнав о смерти сына, тоже кончает жизнь самоубийством. Креонт, оставшись одиноким и нравственно разбитым, клянет свое неразумие и безрадостную жизнь, ожидающую его.
Сатировская драма «Следопыты» написана на сюжет из гомеровского гимна Гермесу. В ней говорится о том, как он похитил у Аполлона его чудесных коров. Аполлон в своих поисках обращается за помощью к хору сатиров. А те, привлеченные звуками лиры, изобретенной Гермесом, догадываются, кто похититель, и находят похищенное стадо в пещере.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. - 5-е изд. - М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.